Виды избирательных прав граждан рф

Сущность, содержание и виды избирательного права

Сущность, содержание и виды избирательного права. Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объек­тивное избирательное право и субъективное избирательное право. Пер­вое — это система правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избиратель­ных кампаний в стране. Второе — это гарантированное государством право конкретного лица (обычно гражданина, поскольку, как правило, неграждане страны избирательными правами не обладают) на участие в выборах.

Исходные основы, важнейшие принципы и нормы избирательного права закрепляются в конституциях страны. В первую очередь — это такие общие демократические принципы избирательного права, как всеобщие, равные, прямые выборы при свободном и тайном голосова­нии, гласность и открытость выборов, их периодичность и др. Так, ст. 48 Конституции Италии устанавливает, что избирателями являют­ся все достигшие совершеннолетия граждане — мужчины и женщины; голосование личное и равное, свободное и тайное; его осуществление является гражданским долгом; избирательное право не может быть ограничено иначе как в силу гражданской недееспособности, оконча­тельного уголовного приговора и в случаях недостойного поведения, указанных законом. Конституция Португалии устанавливает: народ осуществляет политическую власть посредством всеобщего, равного, прямого, тайного и периодически проводимого голосования и в других формах, предусмотренных Конституцией (ч. 1 ст. 10); право на участие в выборах всех граждан старше 18 лет, за исключением лиц, чья граж­данская недееспособность признана законом общего характера; изби­рательное право реализуется каждым лично, а его осуществление явля­ется гражданским долгом (ст. 49). В этой же Конституции определяют­ся такие общие принципы избирательного права: 1) прямое избира­тельное право при тайном и периодически проводимом голосовании является общим правилом для избрания должностных лиц выборных органов государственной власти, автономных областей и местной влас­ти; 2) составление списков избирателей проводится в обязательном порядке официально, носит постоянный характер и является единым для всех выборов, при всеобщем и прямом избирательной праве; 3) из­бирательные кампании строятся на следующих принципах: а) свобода пропаганды, б) равенство возможностей и одинаковое отношение ко всем кандидатам, в) беспристрастность публичных учреждений по от­ношению к различным кандидатам, г) контроль за расходами на изби­рательную кампанию и др. (ст. 116).

Но в большинстве конституций содержатся лишь самые общие по­ложения по данному вопросу и конкретные указания о способах избра­ния соответствующих выборных органов (парламента, президента и др.), а все остальное регулируется другими конституционными зако­нами и иными правовыми нормами. В целом ряде стран, в том числе и в США и Великобритании, конституции могут и не закреплять общие демократические принципы избирательного права, но на практике они осуществляются. В США это во многом связано с тем, что регламента­ция выборов в основном отнесена к компетенции штатов, хотя выборы Конгресса и Президента всегда регулировались Конституцией США, а федеральное законодательство неоднократно определяло и общие во­просы избирательного права (например, отмена ценза грамотности, снижение ценза оседлости, отмена ограничения избирательных прав женщин, представителей иных рас, снижение избирательного возраста до 18 лет и др.).

Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право — это право граждан изби­рать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов (парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответству­ющих выборных органов. Пассивное избирательное право — это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, ибо не всякий, кто обладает активным избирательным пра­вом, обладает и пассивным. Это имеет место прежде всего потому, что обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. 18-лет­него возраста), чем пассивное, которое приобретается на несколько, а иногда и на 10—15 и более лет позже. Так, для того чтобы быть избран­ным президентом США, Португалии, Румынии и др. кандидат должен достичь 35-летнего возраста, а президентом Италии — 50-летнего воз­раста. Считается, что благодаря такому возрастному цензу обеспечива­ется приход к управлению страной людей, обладающих большим жиз­ненным опытом и способных принимать взвешенные и оправданные решения.

www.bibliotekar.ru

Понятие избирательной системы

  • Политология
  • Политология как наука
  • История политологии
  • Предмет, методы и функции политологии
  • Политика и ее роль в жизни общества
  • В юридической литературе распространены два подхода к пониманию избирательной системы: широкий и узкий.

    В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан. При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

    Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вместе с тем не следует забывать, что правила подведения итогов голосования зависят, кроме способов определения результата, от ряда избирательных действий, которые оказывают непосредственное влияние на принятие решения об избрании того или иного кандидата. Исходя из этого в юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила:

  • образования избирательных округов;
  • выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
  • определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах;
  • утверждения формы избирательного бюллетеня;
  • определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями);
  • проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов);
  • замещения вакантных мандатов.
  • Виды избирательных систем

    В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих избирательную систему элементах, различное сочетание и содержательное наполнение которых обусловливают выделение различных видов избирательных систем.

    В истории развития законодательства о выборах сформировалось много подходов к конструированию избирательных систем. При этом выбор того или иного вида избирательной системы — один из ключевых вопросов политической жизни страны, на решение которого существенным образом влияет состояние демократического развития и соотношение политических сил. Не случайно именно к такому выводу пришел и Конституционный Суд РФ. В определении от 20 ноября 1995 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Суд подчеркнул, что выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. В российских условиях этот выбор осуществляет Федеральное Собрание РФ в соответствии с правилами законодательной процедуры. Данное обстоятельство, однако, вовсе не означает, что вопрос об избирательной системе является сугубо политическим и лишен юридического смысла. Правовое значение избирательной системы состоит в надлежащем законодательном закреплении всей совокупности правил, регулирующих отношения, связанные с определением результатов выборов, и образующих юридическое оформление избирательной системы, включая закрепление различных ее видов.

    Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

    Мажоритарная избирательная система

    Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

    Мажоритарная избирательная система имеет разновидности. В зависимости от образуемых избирательных округов различаются мажоритарные избирательные системы, предполагающие голосование по единому избирательному округу, одномандатным и многомандатным избирательным округам. Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц. При избрании депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований применяются либо одномандатные, либо многомандатные избирательные округа. Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

    Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

    При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований. В принципе нельзя исключать ее использование и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, однако действующему избирательному законодательству такие случаи неизвестны.

    Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время она практически не применяется, хотя прежде случаи ее использования имели место в некоторых субъектах Федерации. Так, ныне отмененный Закон Приморского края от 28 сентября 1999 г. «О выборах губернатора Приморского края» предусматривал, что избранным по результатам голосования признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов при условии, что оно составляет не менее 35% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

    Пропорциональная избирательная система

    Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замешаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.

    Российскому законодательству известны две разновидности пропорциональной избирательной системы, обусловленные использованием закрытых (жестких) или открытых (мягких) списков кандидатов. При голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом. Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В нашей стране явное предпочтение отдается закрытым спискам. Голосование пооткрытым спискам предусмотрено только в нескольких субъектах Федерации (Республика Калмыкия, Тверская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

    Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург). Что касается муниципальных выборов, то для них пропорциональная избирательная система в целом нехарактерна. Редкое исключение в этом отношении представляет г. С пасс к-Дальний Приморского края, уставом которого предусмотрено избрание всех депутатов городского округа по партийным спискам.

    Смешанная избирательная система

    Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу

    Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

    При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.

    www.grandars.ru

    Виды избирательного права: основные избирательные системы

    Понятие избирательная система характерно, прежде всего, для демократического режима государственного устройства. В различных странах с таким режимом система выборов устроена, имеет различную структуру в зависимости от особенностей конкретного государства.

    Для рядового избирателя порой непонятна сама суть и значения системы определенного вида, что вызывает определенные затруднения во время избирательного процесса. Для понимания функционирования выборной системы и классификации избирательных систем следуют подробнее остановиться на особенностях каждой из них.

    Характеристика

    Существуют три основные избирательные системы:

    1. Мажоритарная;
    2. Пропорциональная
    3. Смешанная.

    На видео-виды избирательного права и их источники:

    Мажоритарная избирательная

    Неразрывно связана с личностью кандидата в избираемый орган. Избиратели в данном случае голосуют за личность кандидата, который может представлять политическую силу либо нет. На первый план в данном случае выходят качества самого кандидата, а не авторитет политической партии. Примером являются выборы Президента России. Это укоренилась во многих странах и имеет как свои достоинства, так и недостатки.

    Она же также подразделяется на 2 подвида:

    Абсолютное большинство и относительное большинство.

    Первый подразумевает победу кандидата набравшего соответственно абсолютное большинство голосов избирателей, то есть больше половины (50% + n голосов). Принцип относительного большинства заключается в получении большего количества голосов нежели соперник и не строго регламентировано.

    Что собой представляет активное и пассивное избирательное право, можно узнать в данной статье.

    Что собой представляют гарантии избирательных прав граждан, можно узнать из данной статьи.

    К положительным чертам относятся:

    • избиратель воочию может оценить личные качества кандидата;
    • в отличие от пропорциональной, борьба за выигрыш происходит между именно кандидатами, а не безликими политическими партиями;
    • процесс подсчета голосов предельно прост: победителем становится лицо набравшее большее количество голосов.
    • К недостаткам относятся:

    • мнение меньшинства при выборе никоим образом не учитывается, что в определенной степени противоречит нормам демократии;
    • состоятельные в финансовом отношении кандидаты имеют при данной системе гораздо больше шансов на победу за счет денежных средств, привлечения административного ресурса;
    • примеры выбора кандидата не соответствующего по своим качествам занимаемой должности – в некоторых случаях победителями становились лица, имеющие криминальное прошлое (именно по этой причине в РФ на определенный срок были отменены выборы Губернаторов субъектов).

    Пропорциональная

    представляет собой противоположность мажоритарной. В данном случае голосование идет за политическое движение, представленное списком кандидатов. Избиратель голосует за партию, а она в свою очередь назначает своего члена на должность в государственном органе. Она также достаточно распространена в мире (выборы в Немецкий Бундестаг, Британский Парламент).

    Положительные стороны:

  • избиратель голосует за политическую силу, хорошо ему известную;
  • многообразие движений и партий (не каждый гражданин способен выдвинуться единолично, а при пропорциональной системе этому способствует партия);
  • ограничение прохождения партий процентом набранных голосов.
  • К негативным моментам относятся:

  • пропорциональная- отличается сложной системой подсчета, так как чаще всего применяется при выборах в законодательный орган места распределяются пропорционально набранным голосам, что может запутать простого обывателя;
  • через списки партии к власти могут прийти несостоятельные кандидаты, о которых местное население не имеет никаких сведений;
  • возможная разобщенность парламента при наличии большого количества политических партий.
  • Применяется в РФ на выборах в Государственную Думу и представляет собой смешение двух предыдущих типов. На некоторых участках голосование происходит по одномандатным округам, то есть по мажоритарной системе, на других избирательных пунктах по пропорциональной системе (многомандатные округа).

    Включает в себя все черты двух систем и является универсальной. Варьирование применения данной системы позволяет учесть особенности местности и применить подходящий вариант в виде мажоритарной или пропорциональной систем.

    Также с помощью применения данной системы появляется возможность нивелировать недостатки одной из систем путем замены, в том числе учитываются культурные особенности и выборные традиции различных территорий.

    Стоит изучить вопрос, который касается злоупотребления правом в гражданском процессе. Вся информация подробно изложена в данной статье.

    И не мало важно изучить вопрос, который касается принципов административного права.

    Полезно почитать о том, что такое источники права, понятие и виды этого термина.

    Избирательная система является неотъемлемой частью политической жизни любой демократической страны. Для граждан она выступает неотъемлемым правом на быть выбранным или сделать выбор в пользу кандидата, а также действенным рычагом давления на политические силы, путем своего волеизъявления. Подробнее про политические права гражданина РФ читайте в статье.

    ruleconsult.ru

    6.2.1. Понятие избирательного права и процесса. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем

    Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) — это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) — это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Избирательный процесс — это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.

    В юридической литературе термин «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком.

    Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов.

    Избирательная система в узком смысле — это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными. Поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления.

    Рассмотрим избирательные системы, получившие наибольшее распространение в мировой практике организации и проведения выборов. *

    * Подробно об этом см.: Лейкман Э; Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958: Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987; Таагапера Р., Шугарт М. Описание избирательных систем // Полис. 1997. № 3.

    Мажоритарная избирательная система (от французского слова « majorite » — «большинство»). Согласно правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей.

    Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.).

    Существует три модификации мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

    Мажоритарная система относительного большинства — это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.

    Например: в одномандатном избирательном округе баллотируются 4 кандидата, за которых проголосовало 100000 избирателей.

    Кандидат А получил 27000 голосов избирателей,

    Мандат достанется кандидату В, набравшему наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами, несмотря на то, что против него проголосовало большинство в 70000 избирателей. Кроме того, при использовании мажоритарной системы относительного большинства на выборах представительных органов власти, голоса избирателей, поданные против победившего кандидата (в нашем примере они составляли 70000) как бы «пропадают».

    Несмотря на указанные недостатки, мажоритарная система относительного большинства традиционно используется при выборах представительных органов в Великобритании, США, Канаде, Индии и других странах. В Российской Федерации по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводятся выборы половины депутатов Государственной Думы, избирается большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления.

    В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).

    Кандидат А получил 17000 голосов избирателей,

    Избранным будет кандидат Б, набравший 59000 голосов, то есть абсолютное большинство.

    Достоинством мажоритарной системы абсолютного большинства, в отличие от большинства относительного, является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей.

    Однако при использовании на выборах в представительные органы мажоритарной системы абсолютного большинства на победу могут рассчитывать только крупные политические партии, а партии, не набравшие требуемого количества голосов избирателей, остаются непредставленными в парламенте.

    К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность, причем степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей.

    Для преодоления указанного недостатка применяется альтернативное голосование или повторное голосование (второй тур).

    Альтернативное голосование избрать кандидата в одном туре. Суть системы альтернативного голосования заключается в том, что в избирательных бюллетенях избиратели отмечают номерами (1, 2,3 и т. д.) предпочтительных им кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, считается избранным. Если этого не удалось достичь сразу, то процедура определения результатов выборов продолжается, и тогда бюллетени кандидата с наименьшем числом первых предпочтений (он автоматически исключается из дальнейшего определения результатов выборов) распределяются между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. И так подсчет продолжается до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов избирателей.

    Повторное голосование предполагает проведение второго тура, в котором принимают участие, как правило, два кандидата, набравшие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют «системой двух туров».

    Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с повторным голосованием, как правило, используется при выборах единоличных органов. В России по мажоритарной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик, главы администрации краев, областей и других субъектов,

    Согласно правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

    Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

    Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям.

    Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

    Для пропорционального распределения депутатских мандатов, как правило, используется метод избирательной квоты или метод делителей.

    Избирательная квота — это наименьшее число голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата. Применяются различные методы определения избирательной квоты, причем некоторые из них сопряжены с довольно сложными математическими расчетами.

    Простейший способ определения избирательной квоты был предложен английским барристером Т. Хэром. Квота Т. Хэра определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов избирателей на количество подлежащих распределению мандатов.

    Поясним на примере: в избирательном округе на замещение пяти мандатов претендует три партии А, Б, В.

    Партия А получила 72000 голосов избирателей,

    Всего проголосовало 151000 избирателей.

    Избирательная квота Т. Хэра будет выглядеть так Q = 151000/5 = 30200.

    Распределение мандатов между партийными списками производится путем деления полученных ими голосов на избирательную квоту:

    А — 72000/30200 = 2 мандата 4 остаток,

    Б — 56000/30200 = 1 мандат 8 остаток,

    В — 23000/30200 = 0 мандатов 7 остаток.

    Мы распределили три мандата из пяти.

    Недостаток избирательной квоты Т. Хэра заключается в том, что при ее использовании не удается распределить сразу все мандаты. Для ликвидации этого недостатка применяются два способа последующего распределения мандатов: метод наибольшего остатка и метод наибольшей средней.

    Метод наибольшего остатка заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партийным спискам, имеющим наибольший остаток, образовавшийся в результате деления полученных партийными списками голосов избирателей на избирательную квоту. В нашем примере оставшиеся мандаты переходят к партиям Б и В.

    Метод наибольшей средней заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партийным спискам, имеющим наибольшую среднюю.

    Средняя каждого списка определяется путем деления числа голосов, полученных списком, на число уже полученных этим списком мест, увеличенное на единицу. В нашем примере наибольшая средняя партии А составит: 72000 / (2+1) — 24000,

    Б = 56000/(1+1) = 28000,

    В = 23000/(0+1) = 23000.

    Таким образом, партия А получит три мандата, Б-2, В-0.

    Мы видим, что получается несколько иной результат, чем при применении правила наибольшего остатка. Правило наибольшего остатка наиболее выгодно небольшим, а правило наибольшей средней благоприятствует более крупным партиям.

    При пропорциональной избирательной системе может использоваться метод делителей, который позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе. Наибольшую известность получил метод делителей, предложенный В. д’0ндтом. Он заключается в делении числа голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, на определенную последовательность возрастающих чисел (1, 2, 3, 4 и т. д.), после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту.

    Поясним на числовом примере:

    1 72000 ( 1 ) 56000 ( 2 ) 23000

    2 36000 ( 3 ) 28000 ( 4 ) 11500

    3 24000 ( 5 ) 18000 7000

    В нашем примере избирательная квота составит 24000. В результате партия А получает 3 мандата, Б-2, В-0.

    После распределения мандатов между партийными списками производится определение конкретных кандидатов, получающих мандаты, принадлежащие партийному списку в целом. При этом используется система «жестких» и «гибких» списков. В первом случае очередность кандидатов в партийном списке определяется партией и депутатами становятся кандидаты, стоящие под первыми порядковыми номерами. Во втором случае избирателю предоставляется возможность изменить порядок расположения кандидатов, определенный партийной элитой путем преференциального голосования. Суть преференциального голосования заключается в том, что избиратель получает право указать, в каком порядке должны предоставляться мандаты кандидатам внутри партийного списка.

    В большинстве государств, использующих пропорциональную избирательную систему при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей. Обычно минимальные «пороги представительства» устанавливаются на уровне от 3% до 5%, например: в Германии — 5%, в Болгарии, Швеции -4%, Аргентине — 3%. Применение заградительного барьера вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых политических партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа.

    Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.

    В настоящее время достаточно четко прослеживается тенденция расширения применения смешанных избирательных систем (Германия, Болгария, Венгрия, Италия и другие). В Российской Федерации в 1993 году при выборах депутатов Государственной Думы произошла смена избирательной системы: от « традиционно » мажоритарной в пользу смешанной . *

    * Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 1993 года проводились на основе Положений, утвержденных указами Президента РФ.

    Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» половина (225) депутатов Государственной Думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, другая половина (225) депутатов избирается на основе системы пропорционального представительства по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. Для распределения депутатских мандатов по пропорциональной системе используется избирательная квота Т. Хэра и применяется правило наибольшего остатка, при этом допуск к распределению депутатских мандатов между избирательными объединениями зависит от преодоления ими «плавающего заградительного барьера».

    Распределение депутатских мандатов внутри списка избирательного объединения производится по следующей схеме: избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в списке, разбивают его на региональные группы кандидате», оставляя при этом 18 кандидатов, не входящих в региональные группы (составляющих общефедеральную часть списка). Депутатские мандаты, полученные избирательным объединением, переходят в первую очередь к 18 кандидатам, входящим в общефедеральную часть списка, оставшиеся депутатские мандаты распределяются между кандидатами в составе региональных групп, при этом каждая из этих групп получает число депутатских мандатов пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте или группе субъектов Российской Федерации.

    Распределение депутатских мандатов при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с помощью пропорциональной и мажоритарной избирательных систем имеет ряд преимуществ.

    Пропорциональная избирательная система, во-первых, стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах; во-вторых, обеспечивает наличие в парламенте партийных фракций, выражающих интересы определенной части избирателей, проголосовавших за предвыборную платформу данных партий. Деятельность партийных фракций, как показала практика, более эффективна, чем деятельность независимых депутатов; в-третьих, способствует повышению политической активности электората и уровня его политической культуры. Избиратель вынужден знакомиться с предвыборными программами политических партий и сделать более сознательный выбор.

    Мажоритарная избирательная система, в отличие от пропорциональной, предоставляет возможность принять участие в избирательном процессе не только политическим партиям, но и независимым кандидатам, выдвигаемым непосредственно избирателями и путем самовыдвижения.

    Субъекты Российской Федерации при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем.

    Конституция РФ, закрепив за субъектами право самостоятельно определять порядок формирования органов государственной власти (ст. 77), предоставила им возможность выбора избирательной системы по своему усмотрению.

    В подавляющем большинстве субъектов Федерации выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти проводятся на основе мажоритарной избирательной системы. Всего лишь 5 (Красноярский край, Калининградская, Омская области, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский автономные округа) из 89 субъектов используют смешанную избирательную систему. Система пропорционального представительства в «чистом» виде применяется в единственном субъекте — Свердловской области для избрания одной из палат парламента.

    Выборы единоличных органов (президентов республик, глав исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) государственной власти субъектов Федерации, как правило, проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства с использованием системы двух туров.

Смотрите так же:

  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Внесение изменения в приказ 412 Внесение изменения в приказ 412 ПРИКАЗ 20.10.2015 №412 О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 26 августа 2014 года №258 «Об утверждении требований к порядку ввода сетей […]
  • Приказ минсоцразвития 984н от 14122009 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2009 г. N 984н г. Москва "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими […]
  • Изменения в приказе 400 мо рф Приказ Министра обороны РФ от 30.06.2017 N 400 "Об утверждении Нормы снабжения предметами формы одежды отдельных категорий гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2017 N […]
  • Приказ моз прививки Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Приказы в эндоскопии Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 декабря 2017 г. № 974н “Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований” (не вступил в силу) В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ […]