Налоговые органы имеют право проводить выездные и камеральные

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).
  • Налоговый орган не имеет права:

    • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
    • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
    • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
    • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
    • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
    • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
    • производить выемку документов и предметов в ночное время;
    • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
    • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
    • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.
    • Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

    • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
    • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
    • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
    • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
    • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
    • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
    • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).
    • Последствия проверки

      По итогам проверки составляется акт.

      В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

      Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

      На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

      В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

      По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

      В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

      Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

      В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

      В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

      www.garant.ru

      Налоговая проверка индивидуального предпринимателя

      Ничто не страшит российского предпринимателя так, как налоговая проверка ИП. На самом деле она не так уж и страшна, достаточно знать особенности её проведения, что даст возможность своевременно подготовиться, а то и вовсе избежать визита проверяющих.

      Виды проверок

      Прежде всего необходимо разобраться в вопросе, какие проверки может проводить налоговая инспекция? Ответ на данный вопрос содержится в НК РФ, где обозначены две формы проведения проверок: камеральная и выездная.

      Камеральная проверка

      Камеральная проверка ИП проводится в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности. Она включает в себя мероприятия по изучению представленных ими установленных форм отчетов.

      Данные документы проверяются на полноту представленных сведений, достоверность, правильность исчисления налоговых платежей и т.д. Кроме того, устанавливается и сам факт сдачи налоговой отчетности.

      Как показывает практика, если предприниматель своевременно сдает все отчеты, которые не содержат нарушений, то никаких неприятностей такой визит сотрудников ФНС для ИП не несет.

      Если же выявляются какие-либо нарушения, например, неверно рассчитанная сумма налога, подлежащего к уплате, то в ряде случаев налоговый инспектор дает время на устранение данной ошибки. Для этого ИП направляется уведомление о проведении в отношении него камеральной проверки и установлении факта нарушения требований законодательства.

      Предприниматель вправе представить документы, подтверждающие неправоту указанных сведений, а также иные доказательства, которые могут защитить его интересы. В то же время налоговые органы наделены правом истребовать необходимые документы, для изучения представленных сведений.

      Выездная проверка

      Выездная налоговая проверка ИП – более масштабное мероприятие. Осуществляется непосредственно в месте нахождения индивидуального предпринимателя. Проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа, может носить как сплошной характер, когда анализу подвергается вся финансово-хозяйственная документация, так и выборочный, когда проверяется выполнение отдельных финансовых операций, например, использование ККМ.

      Отметим, что данная проверка индивидуального предпринимателя может проводиться и в налоговой инспекции, если у ИП нет условий для выезда инспекторов, например, если у него отсутствуют офисные или торговые площади и т. д.

      Продолжительность выездной проверки не может превышать двух месяцев, а по распоряжению руководителя инспекции возможно её продление еще на два месяца, а в исключительных случаях – на 4 месяца.

      При этом на ИП лежит обязанность предоставить рабочее место проверяющему, оснащенное всем необходимым.

      Результатом такого мероприятия становится подготовленный инспектором акт выездной проверки, один экземпляр которого остается у предпринимателя. При этом, если в акте содержатся указания на нарушения, то у проверяемого есть две недели на предоставление возражений.

      Процедуры, проводимые при проверке ИП

      Как избежать

      Налоговые проверки предпринимателей проводятся систематически, и избежать их не получится в любом случае. По крайней мере, камеральной проверке подвергаются все отчеты ИП, а их несдача выявляется и приводит не только к уплате штрафа, но и к опасности попадания предпринимателя в список для выездных проверок.

      Поэтому прежде всего стоит соблюдать налоговую дисциплину и своевременно сдавать все необходимые отчеты и совершать предусмотренные законодательством платежи. В таком случае риск назначения выездной проверки минимален.

      Кроме того, всегда необходимо быть готовым к возможному визиту проверяющих, тем более что сейчас налоговые органы обязаны информировать субъекты предпринимательской деятельности о предстоящей проверке, в том числе сообщать её предмет.

      Плановые проверки

      Также на сайте ФНС есть план проверок ИП, который содержит информацию обо всех проверяемых организациях и индивидуальных предпринимателях в текущем году, с указанием даты.

      Таким образом, у предпринимателя всегда имеется возможность подготовиться к визиту проверяющих, вовремя устранив все возможные нарушения. Кстати, выявить несоответствие бухгалтерской документации требованиям налоговых органов всегда помогут услуги специализированных компаний, проводящих аудит ИП.

      Данная услуга позволяет найти все ошибки в ведении бухгалтерской документации, подготовки налоговой отчетности, а также в иных вопросах финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому многим предпринимателям, увидевшим себя в плане проверок, имеет смысл заранее провести такой аудит.

      Внеплановые проверки

      Помимо плановых, налоговые органы имеет право проводить внеплановые проверки, вызванные следующими причинами:

    • проверка устранения замечаний, выявленных ранее;
    • получение информации о деятельности предприятия, нарушающей права потребителя, а также безопасность государства.
    • Но и при таком визите инспекторов предприниматель информируется за несколько дней до его начала с указанием причины. Поэтому и в данной ситуации есть возможность устранить все возможные упущения.

      Все выездные проверки в обязательном порядке должны быть внесены в журнал проверок ИП, который он должен завести сразу с момента своей регистрации.

      Причем записи в данном журнале делают сотрудники не только налоговых органов, но и других проверяющих структур.

      Не стоит забывать и о том, что в течение первых трех лет с момента регистрации законодательство запрещает проводить выездные проверки индивидуальных предпринимателей, за исключением внеплановых. А при проведении проверки давность запрашиваемых документов не может превышать три года.

      После закрытия ИП

      Именно в связи со сроками давности документов часто возникает вопрос о том, насколько законна проверка ИП после закрытия? Сложившаяся практика, в том числе и судебная, такова, что признается право налоговых органов проводить выездные проверки и после прекращения гражданином предпринимательской деятельности.

      При этом большинство судов исходит из того, что налоговыми органами должна быть инициирована проверка при закрытии ИП непосредственно после подачи им соответствующего заявления. Давность проверки также охватывает трехлетний период.

      В случае выявления каких-либо нарушений гражданин будет привлечен к установленной законодательством ответственности и прекращение им предпринимательской деятельности значение не имеет.

      Таким образом, проверка деятельности ИП носит постоянный характер с момента регистрации и до прекращения этого статуса, а также и после этого. Однако ведение прозрачной бухгалтерии, соблюдение налоговой дисциплины обеспечивают спокойствие предпринимателя при любом аудите его деятельности.

      Как вести себя во время налоговой проверки: Видео


      ipinform.ru

      Налоговые проверки

      Налоговые проверки

      В настоящее время существуют следующие виды налоговых проверок, которые используются налоговыми органами для контроля за своевременной и полной уплаты налогов:

    • Выездные проверки
    • Камеральные проверки
    • Проверки полноты учета выручки денежных средств
    • Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговой декларации и других документов, имеющихся у налогового органа на предмет соблюдения на логового законодательства. Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ.

      Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.

      При этом налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале проверки.

      Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.

      Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.

      В каких случаях направляется требование о представлении пояснений или внесении изменений в декларацию?

      Если в ходе камеральной проверки налоговый инспектор выявил ошибки, расхождения или несоответствие сведений, он направляет налогоплательщику требование представить пояснения и/или внести изменения в налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

      Порядок представления пояснений

      Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

      Порядок внесения изменений в декларацию

      Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.

      В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

    • заявлена сумма НДС к возмещению;
    • заявлены льготы;
    • отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
    • декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.
    • Выездные проверки

      Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

      В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

      В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

      Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

      Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

      Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.
      Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев(в том числе организации с обособленными подразделениями).

      Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства — в течение 1 месяца.

      Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

      В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.

      Контроль за полнотой учета выручки денежных средств

      Налоговые органы имеют право осуществляют контроль за полнотой учета выручки у индивидуальных предпринимателей и правильное использование контрольно-кассовой техники. Порядок проведения таких проверок установлен Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н.

      Чаще всего подобные проверки проводятся в форме тайного покупателя. В случает необходимости представители налоговых органов проверяют документы, получают необходимые разъяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок.

      Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением предпринимателями обязанностей по применению контрольно-кассовой техники с фискальной памятью и контрольной лентой при осуществлении наличных денежных расчетов.

      Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, влечет наложение штрафов на должностных лиц (от 4000 руб до 5000 руб) и на юридических лиц (от 40000 руб до 50000 руб)

      start-business.ru

      НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

      3.9 Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения

      Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика.

      Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа. Для выполнения камеральной проверки налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговые декларации по уплачиваемым налогам, а также бухгалтерскую отчетность. В бухгалтерскую отчетность входят:

    • форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
    • форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
    • форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
    • форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
    • форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
    • форма № б «Отчет о целевом использовании денежных средств».
    • Камеральная налоговая проверка осуществляется без специального разрешения руководителя налогового органа только в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком всех необходимых документов.

      При камеральной проверке налоговые органы изучают:

    • правильность заполнения налоговых деклараций и их соответствие требованиям действующего законодательства;
    • правильность исчисления налогов, применения налоговых льгот и налоговых ставок.
    • При камеральной проверке налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой декларации. В случае обнаружения неточностей, неясностей и противоречий налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести необходимые изменения. Налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если изменения в декларацию вносятся, в том числе до выездной налоговой проверки.

      На сумму доплат по налогам, которая выявляется в результате камеральной налоговой проверки, налоговые органы предъявляют требования об уплате налога.

      На сегодняшний день камеральные проверки заняли лидирующее положение в системе налогового контроля, что обусловлено рядом факторов:

    • камеральная проверка — наименее трудоемкая форма налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации;
    • данным видом налогового контроля, как правило, можно охватить 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, а выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков, причем каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, кроме крупных, подвергается камеральной проверке один раз в квартал, а крупный — один раз в месяц;
    • в последнее время камеральные проверки стали более эффективными за счет того, что они заключаются не только в контроле показателей налоговой отчетности, но и стали включать в себя анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнительный анализ с использованием данных по аналогичным организациям, проверку логической связи между разными отчетными показателями, проверку отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников и др.;
    • эффективность камеральных проверок по общей сумме дополнительно начисленных налогов год от года повышается;
    • сегодня налоговые органы имеют возможность проводить камеральный анализ по результатам камеральных проверок с помощью применения программно-информационных комплексов для отбора налогоплательщиков в целях выполнения выездных проверок.
    • Вполне возможно, что в будущем камеральные налоговые проверки станут основным видом налогового контроля.

      Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной и подлежащей перечислению в бюджет сумме налога.

      Налоговая декларация должна содержать ряд сведений, перечисленных в таблице.

      tic.tsu.ru

      Налоговые органы имеют право проводить выездные и камеральные

      Камеральная проверка предполагает проверку документов в самом налоговом органе. Проверяются налоговые декларации, бухгалтерские документы, т.е. те документы, на основе которых исчисляются суммы налога.

      Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.

      Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

      Камеральная налоговая проверка

      Срок проведения проверки — три месяца. Другим словами, поданную Вами декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня её подачи.

      Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа. Специального разрешения руководителя налогового органа не требуется.

      Камеральная налоговая проверка включает проверку следующих фактов:

    • все ли необходимые документы представлены налогоплательщиком;
    • правильно ли они оформлены;
    • вовремя ли они представлены;
    • правильно ли рассчитана сумма налога;
    • правильно ли использована ставка налога и имеет ли налогоплательщик право на льготы по уплате налога;
    • правильно ли определена налогооблагаемая база (то, с чего исчисляется налог).
    • Выездная налоговая проверка

      Круг действий налоговых органов при проведении выездной проверки намного шире, чем при проведении камеральной. Сюда входит проверка всех бухгалтерских документов, договоров, актов о выполнении договоров, всех внутренних документов организации (приказов, распоряжений и т.д.). Кроме того, при проведении выездной проверки может быть проведен осмотр различных предметов и помещений, проведена инвентаризация имущества налогоплательщика.

      Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

      Внимание! Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период их уплаты.

      Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Но существуют следующие исключения из этого правила:

      • вышестоящий налоговый орган в исключительных случаях может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев;
      • если организация имеет филиалы и представительства, срок выездной проверки увеличивается на один месяц для каждого филиала или представительства, т.е. если у Вашей организации два филиала — срок проверки увеличивается на два месяца.
      • Налоговые органы могут проверять филиалы и представительства налогоплательщика, не проверяя при этом головную организацию.

        Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

        Вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки инспекторы не могут. Поэтому в решении, предъявленном руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, не должно быть поправок или зачеркиваний. В случае, если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, следовательно, в соответствии со статьей 21 НК РФ, налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.

        Решение о проведении проверки вручается руководителю или главному бухгалтеру организации. Но его может получить и уполномоченный представитель. В таком случае, инспектор должен удостовериться, что у этого представителя есть необходимые полномочия. Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает каких-либо наказаний за уклонение руководителя предприятия от получения решения о проверке. Но это не значит, что Вы сможете избежать проверки. В таком случае, решение высылается по почте заказным письмом.

        Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о её проведении достаточно часто являются неожиданностью, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не могут. Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые документы. Заметим, что налоговое законодательство не требует, чтобы этот документ составлялся руководителем налоговой инспекции. Но это не значит, что требование может подготовить любой сотрудник инспекции, в которой Вы стоите на налоговом учете. Готовит это требование тот инспектор, который уполномочен проверять данный субъект предпринимательской деятельности.

        После того, как Вам предъявили требование, у Вас есть пять дней на то, чтобы подготовить документы (ст. 93 НК РФ). Если Вы не уложились в этот срок либо представили не все документы, указанные в требовании, будьте готовы заплатить за каждый не представленный документ штраф (ст. 126 НК РФ). Однако, этот штраф может быть наложен только в том случае, если затребованный документ у предпринимателя есть. Если есть веские обоснования отсутствия документа (пожар, кража и т.д.), штрафа можно избежать, представив подтверждающие документы из милиции или пожарной инспекции.

        Налоговый инспектор имеет право проверять все то, что имеет какое-либо отношение к налогам и финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т.п. Исключение составляют лишь документы, являющиеся коммерческой тайной.

        При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

        Выемку нельзя проводить в ночное время, если нет понятых, либо их менее двух человек, отсутствуют директор, бухгалтер и другие должностные лица, у которых производится выемка документов. Как правило, изымаются копии документов. Однако, если проверяющие решат, что Вы можете уничтожить оригиналы, они могут забрать их. Но, в таком случае, Вам должны вручить копии этих документов, заверенные должностным лицом налогового органа (п. 8 ст. 94 НК РФ). При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

        По окончании проверки, независимо от её результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт поверки. В акте указываются факты выявленных налоговых правонарушений или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. В течение двух недель со дня его получения налогоплательщик может представить свои возражения на имя руководителя той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Срок для подачи письма с Вашими возражениями будет исчисляться со дня подписания Вами акта при вручении, поэтому обязательно ставьте число, когда подписываете акт проверки или сохраняйте конверт, в котором акт проверки Вам направлялся.

        В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами. При наличии возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителей (п. 1 ст. 101 НК РФ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа принимает решение. Его копия передается налогоплательщику. Если принято решение о привлечении к ответственности, то на его основании налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения решения направляется требование об уплате недоимки и пени.

        Когда решение по акту уже вынесено, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

        Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Пока идет разбирательство, налоговая инспекция вправе списать с Вашего расчетного счета доначисленные суммы налогов и пени. Штраф же взыскивается через суд. Но Вы можете подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения (п. 2 ст. 141 НК РФ). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

        В случае, когда налогоплательщиком добровольно не исполнено требование об уплате недоимки и пени, налоговый орган может принять решение о взыскании налога и пени. Это решение может быть принято до истечения срока, установленного для исчисления срока исполнения требования об уплате налога. Если решение о взыскании принято за пределами этого срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этой ситуации налоговый орган может взыскать налог и пени только в судебном порядке. В соответствии с вышеуказанным, решение о взыскании доводится до налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

        После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском — 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта.

        До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

        Недоимки и пени по налогам уплачиваются добровольно или взыскиваются в бесспорном порядке, налоговые санкции подлежат уплате в добровольном или судебном порядке.

        www.csbkem.ru

    Смотрите так же:

    • Волгоград нотариус землячки Волгоград нотариус землячки Нотариусы Ворошиловского района города Волгограда. Бытко Таисия ГригорьевнаНотариус города Волгограда. Адрес: г. Волгоград ул. Ковровская, д. 10. Тел.: 97-13-33. Глубокая Жанна ВладимировнаНотариус города […]
    • Правило басиста Правила ВСЕХ музыкантов рок-группы))))) Добавлено: 2009-08-04 11:33:23 Правила вокалиста: 1) Вокалист всегда тру и прав во всем; 2) Во всем виноват микрофон или барабанщик; 3) Вокалист тру, даже если не знает инструментов (ему это не […]
    • Адреса страховки автомобиля Документы, размещаемые в порядке раскрытия информации , согласно Положения Банка России от 26.12.2017 г. №622-П. Узнать свою скидку по ОСАГО Определение КБМ по базе Российского Союза Страховщиков 8 800 775-35-60 или 8 499 215-35-60 […]
    • Правила серверов джаил Правила Сервера [Jail] 49 сообщений 1.Приветствие2.Приказ3.Отчёт4.баланс5.проверка микро у кт (охраны)6.открытие клеток ************ДОПОЛНЕНИЕ К ФД************1)Саймон не имеет права командовать в понедельник и добавлять […]
    • Пленум верховного суда рф от 11 июня 1999 г Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 8 "О ходе выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988 г. N 1 "О практике назначения судами Российской Федерации наказания […]
    • Закон 384-фз бюджет Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (с приложениями 1 - 14) (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ"О […]