Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чс предприятия

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чс предприятия

Определенность целевого назначения — формируются целевые резервы с учетом потенциальных возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям.

Рациональность размещения — обеспечение максимальной степени сохранности резервов при непосредственном выполнении мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и дислокация на тех территориях, где, исходя из оценки рисков, возможна наибольшая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мобильность — поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны чрезвычайных ситуаций, а также осуществлению приемки, переработки и подготовки резервов материальных ресурсов к использованию при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Достаточность — объемы резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.

Управляемость — соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее сопряженность с системами управления всех органов управления, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Экономичность — объемы затрат (ассигнований), выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны минимизировать привлечение для этих целей материальных ресурсов из иных источников, а также определяться в соответствии с предполагаемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных
органов исполнительной власти

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязывает федеральные органы исполнительной власти создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Следует подчеркнуть, что речь здесь идет именно о резервах федеральных министерств и ведомств, а не о Резервном фонде Правительства Российской Федерации и государственном резерве материальных ресурсов, которым был посвящен предыдущий раздел.

Под финансовым резервом имеются в виду денежные средства, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных органов, а также предприятий, учреждений, организаций для осуществления возникающих дополнительных непредвиденных расходов, устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности этих органов и организаций. Финансовые резервы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, как следует из их названия, предназначены для финансового покрытия нужд, связанных с возникающими чрезвычайными ситуациями в текущем финансовом году.

Уже говорилось от том, что бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, возможность создания в расходной части бюджетов всех уровней, в том числе и на уровне федеральных органов исполнительной власти, резервных фондов. Распорядителями резервных фондов федеральных органов исполнительной власти, в том числе выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются эти органы. Несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством финансовые резервы для этих целей должны формироваться в федеральных министерствах и ведомствах, фактически планирование соответствующих средств в бюджете Российской Федерации до сих пор не предусматривается. При необходимости использовать финансовые средства на эти нужды федеральные органы исполнительной власти используют свои финансовые возможности или обращаются к Резервному фонду Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Так, например, в 2002 году Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России были приняты одиннадцать решений о выделении денежных средств из вышеупомянутого фонда девятнадцати министерствам на общую сумму почти 33 млн. рублей (без учета средств, выделенных МЧС России).

Только для МЧС России как для министерства, специализирующегося на противодействии чрезвычайным ситуациям, бюджетом страны предусматривается целевой финансовый резерв для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот резерв представляет собой выделенные МЧС России бюджетные средства для покрытия части государственных потребностей, которые могут возникнуть в случае чрезвычайной ситуации. Средства резерва могут быть использованы распорядителем бюджета — МЧС России — только с целью, обозначенной в названии резерва. В 2003 году в этот резерв было выделено 100 млн. рублей.

Кроме этого, МЧС России наряду с Минфином России и Минэкономразвития России является одним из органов, ответственных за правильное определение целей и адресатов выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Да и само выделение средств на основании обоснованных запросов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется по представлению МЧС России с участием в некоторых случаях, Минсельхоза России, Госстроя России, Росгидромета и других ведомств. МЧС России также активно участвует в проверке целевого использования выделенных средств.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти создаются для экстренного привлечения материальных средств министерств и ведомств в интересах проведения в зоне чрезвычайной ситуации аварийно-спасательных и других неотложных работ, относящихся к компетенции соответствующего министерства (ведомства).
Материальные резервы данной принадлежности создаются заблаговременно решениями федеральных органов исполнительной власти, а их состав и объемы определяются исходя из специфики работ, выполняемых под руководством данных органов. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением также устанавливаются создавшими их министерствами и ведомствами. Финансирование расходов на все перечисленные нужды проводится за счет средств этих же министерств и ведомств.

Обычно резервы материальных ресурсов размещаются на объектах, подведомственных министерствам и ведомствам, но с таким расчетом, чтобы их оперативная доставка в зоны возможных чрезвычайных ситуаций обеспечивалась в кратчайшие сроки.

Целесообразно вопросы резервов ведомственной принадлежности рассмотреть на примере резерва материальных ресурсов МЧС России, или как его еще называют, резерва Министра.
Резерв материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет статус резерва федерального органа исполнительной власти.

В состав резерва МЧС России входят:
средства радиационной и химической защиты;
— инженерное имущество;
— медицинское имущество;
— вещевое имущество;
— средства связи;
— другие материальные ресурсы по решению Министра.

Резервы других федеральных министерств и ведомств могут содержать эти, но, преимущественно, включают другие материальные ресурсы, характерные для их профиля деятельности, например, продовольствие, нефтепродукты, технологическую оснастку и инструменты, сборные конструкции, изделия из черных и цветных металлов, лесоматериалы, ткани и нетканые материалы и многое другое, необходимое для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Резерв МЧС России используется для:
улучшения материально-технического обеспечения соединений и воинских частей гражданской обороны Российской Федерации, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— усиления материально-технического обеспечения поисково-спасательных служб, участвующих в этих работах;
— улучшения материально-технического обеспечения медицинских подразделений и организаций, оказывающих первую медицинскую и первую врачебную помощь при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— расширения фронта работ воинских частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в зоне чрезвычайной ситуации, а также для восполнения естественной убыли материальных ресурсов в ходе этих работ;
— оказание помощи воинским частям и поисково-спасательным службам в быстром восстановлении способности к выполнению возложенных на них задач;
— решения других внезапно возникших задач.

Предусмотреть заранее все случаи использования этого резерва в связи с потребностями министерства при чрезвычайных ситуациях невозможно, однако его назначение — для ликвидации чрезвычайных ситуаций — позволяет четко определить обоснованность задействования резерва в тех или иных случаях. Работа с резервом включает:
определение номенклатуры и объектов материальных ресурсов резерва;
— производство закупок и накопления материальных ресурсов в резерве, их учет;
— хранение и обслуживание хранящихся в резерве материальных ресурсов;
— освежение и замена материальных ресурсов;
— организация выпуска материальных ресурсов из резерва;
— восполнение израсходованных материальных ресурсов.

Для организации всех этих работ, а также руководства ими в аппарате МЧС России имеется специальное подразделение.

Резерв МЧС России накапливается за счет финансовых средств федерального бюджета Российской Федерации в пределах установленного объема годового финансирования на закупку продукции для государственных нужд, а также за счет целевого финансирования воинских частей гражданской обороны на эти цели и использования высвободившихся материальных средств их неприкосновенного запаса и текущего довольствия.

Финансовые органы МЧС России при формировании предложений к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов предусматривают ассигнования для закупки и закладки материальных ресурсов в этом резерве.

Заказы на поставку материальных ресурсов в резерв Министра размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм поставщиков материальных ресурсов.

Резерв МЧС России размещается на базах региональных органов управления Министерства — каждого регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Независимо от места размещения, резерв является федеральной собственностью и принадлежит МЧС России на правах федерального управления.

Обычно резерв материальных ресурсов хранится в воинских частях войск гражданской обороны, подчиненных тому или иному региональному центру. Доставка материальных ресурсов до места назначения (хранения) производится железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом или самовывозом транспортными средствами воинских частей гражданской обороны в соответствии с условиями договоров на поставку материальных ресурсов.

Воинские части, осуществляющие хранение и обслуживание резерва МЧС России должны иметь:
надежную связь с Министерством и региональными центрами;
— отапливаемые и неотапливаемые склады и хранилища;
— средства механизации погрузочно-разгрузочных работ;
— подъездные пути для автомобильного транспорта, обеспечивающие возможность свободного проезда машин к складам в любое время года;
— подъездные железнодорожные пути с погрузочно-разгрузочными площадками вблизи мест хранения материальных ресурсов резерва;
— вертолетную площадку на территории склада или вблизи него;
— закрепленные для вывоза материальных ресурсов автотранспорт и погрузочно-разгрузочные команды;
— штатного начальника склада.

На все виды материальных ресурсов устанавливаются сроки хранения.

Под сроком хранения понимается период, в течение которого тот или иной вид материальных ресурсов, хранящихся в условиях, предусмотренных конструкторской документацией, отвечает установленным техническим требованиям.

Под гарантийным сроком хранения понимается период, в течение которого предприятие-поставщик гарантирует исправность изделий при соблюдении правил их хранения. До истечения установленных гарантийных сроков хранения регулярно проводится контроль качества изделий.

Основной задачей хранения резерва МЧС России является обеспечение его количественной и качественной сохранности в течение всего срока хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.

Выполнение этой задачи обеспечивается:
правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием и использованием складов;
— созданием необходимых условий хранения для каждого вида материальных ресурсов (поддержание температурных режимов, относительной влажности воздуха, эффективной вентиляции помещений) и соблюдением санитарно-гигиенических требований;
— постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых материальных ресурсов и своевременное проведение мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая проверка, перекладка, проведение лабораторных испытаний, переконсервация, борьба с вредителями и др.);
— максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов;
— поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам и местам погрузки в любое время года и суток;
— надежной организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности;
— своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения, а также рядом других мероприятий.

Расходы, связанные с накоплением, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей), освежением и заменой материальных ресурсов резерва МЧС России покрываются за счет общих лимитов финансовых средств, выделяемых воинским частям гражданской обороны на указанные цели.

Резерв материальных ресурсов МЧС России (как и подобные резервы других федеральных органов исполнительной власти) используется для обеспечения этими ресурсами крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, для решения задач первоочередного жизнеобеспечения населения и восстановления систем жизнеобеспечения, осуществляемых в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального, национального и транснационального масштабов.

Решение на задействование резерва принимает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичным образом задействуются резервы материальных ресурсов других федеральных органов исполнительной власти.
Действующие механизмы создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов федеральных министерств и ведомств для ликвидации чрезвычайных ситуаций обладают достаточно выраженным экономическим эффектом, содействуют экономии средств, затрачиваемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет заблаговременного и планового приобретения материальных ресурсов по более низким ценам, ограничения необходимости проводить экстренные закупки по повышенным ценам, ликвидации потребности в открытии дорогостоящих кредитных линий, получении доступа к ресурсам в кратчайшие сроки и реализации других преимуществ использования резервов.

www.obzh.ru

Финансовый резерв организаций для ликвидаций ЧС

Главная » Без рубрики » Финансовый резерв организаций для ликвидаций ЧС

Рекомендации и способы создания финансовых резервов организаций.

По данным МЧС России на данный момент сформирован недостаточный уровень резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС в субъектах РФ. Общий объем, созданных в субъектах РФ финансовых резервов для ликвидации ЧС в 2014 году уменьшился на 9,5% по сравнению с 2013 годом.

В связи с вышеизложенной ситуацией МЧС России организовывает работу по проведению проверок наличия финансовых и материальных резервов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а так же ответственности от воздействий пожара. В срок до 01 октября 2015 года необходимо закончить работу по формированию во всех организациях финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС.

Неисполнение требования Законодательства РФ по формированию финансовых и материальных резервов влечет за собой следующие САНКЦИИ:

от 100 000 до 200 000,00 руб. (для всех организаций) ;

от 500 000 до 1 миллиона рублей. (для организаций, эксплуатирующих ОПО)

50 000 рублей на должностных лиц;

Обязанности организаций в области создания финансовых и материальных резервов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Организации ОБЯЗАНЫ создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Формировать резервы должны не только владельцы потенциально опасных объектов (пожароопасные, радиационно опасные, химически опасные, нефтепроводы, газопроводы и т.д.), но организации эксплуатирующие имущество граждан, юридических лиц, муниципальное или государственное имущество, к которым устанавливаются требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Другими словами, для любого объекта (магазин, парикмахерская, завод, образовательное учреждение, вокзал, театр, жилой одноквартирный и многоквартирный дом и т.д.), должен быть сформирован резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуации.

Размер финансового резерва для каждой организации определяется по соответствующей методике. Размеры финансовых резервов для ликвидации ЧС не установлены НПА. Определить размер финансового резерва можно на основании методики «Всероссийского научно-исследова тельского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (от 29.12.2014 г.). Так, для детских садов, больниц, интернатов резерв должен составлять от 100 000 до 300 000 руб., для зданий торговли – 300 000 руб., для театров, кинотеатров, стадионов, библиотек – от 500 000 до 1 000 000 руб.

— Финансовый резерв для ликвидации ЧС должен быть целевым и удовлетворять ряду требований.

  • Резерв создается заблаговременно и восполняется после использования
  • Резерв должен быть доступен в любой момент (оперативность)
  • Резерв может быть использован только на ликвидацию ЧС (целевой)
  • Резерв должен быть сформирован одним из трех способов

Собственные денежные средства, выделенные на отдельном расчетном счете, оформление банковской гарантии либо заключение договора страхования расходов на ликвидацию ЧС.

Сравнительный анализ способов формирования финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Из оборота предприятия извлекаются собственные средства;
2. Возможность использования средств только на ликвидацию ЧС;
3. В случае ЧС расходуются собственные средства, находящиеся в резерве;
4. После использования формируется новый резерв из собственных средств.

1. Плата за предоставление гарантии от 3,5% от суммы гарантии (но не менее 25 тыс. руб.);
2. Обслуживание банковской гарантии составит около 6 % от суммы гарантии в год;
3. В случае ЧС сначала расходуются средства банка, а затем организация возмещает банку все затраты;
4. После использования формируется новый резерв путем оформления новой гарантии.

1. Тариф страхования составит от 1,5% до 2% от страховой суммы;
2. Без дополнительных расходов на обслуживание договора страхования. Затраты на страхование не облагаются НДС и относятся на себестоимость;
3. В случае ЧС расходуются средства страховой компании;
4. После использования формируется новый резерв путем до страхования.

Формирование резерва организаций на ликвидацию чрезвычайных ситуаций через механизм страхования особенно эффективен для организаций, испытывающих нехватку свободных денежных средств, не желающих извлекать из оборота компании солидную сумму. Оформить договор страхования значительно легче и дешевле, чем оформить банковскую гарантию. Кроме того, заключая договор страхования финансовых резервов для ликвидации ЧС с включением гражданской ответственности от воздействий пожаров , организации получают дополнительную защиту за вред жизни и здоровью, а так же имуществу потерпевших лиц.

ot-info.ru

О порядке создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

В ходе проведения проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций контроль создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях в порядке, установленном п. «ж» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», осуществляется следующим образом:

— организациям, подведомственным органам исполнительной власти Санкт-Петербурга, создание резерва регламентировано постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2004г. №54 «О резервном фонде Правительства Санкт-Петербурга» ;

— организациям, на которых необходима разработка Паспорта безопасности опасного объекта, в соответствии с п.2 Приказа МЧС России от 05.11.2004г. № 506, финансовый резерв определяется, исходя из расходов на ликвидацию чрезвычайной ситуации, указанных в паспорте безопасности опасного объекта;

— в остальных случаях размер финансового резерва определяется руководителем организации, исходя из возможной чрезвычайной ситуации на объекте;

— требование по созданию материального резерва предъявлять ко всем организациям (номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов устанавливаются руководителем организации в соответствии с порядком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340).

Документарным подтверждением создания в организации финансового резерва будет являться:

— наличие внутреннего приказа, определяющего порядок создания резерва (собственные денежные средства, договор целевого банковского депозита);

— договор страхования расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций (страховой полис);

78.mchs.gov.ru

Публикации

Финансовые источники ликвидации последствий аварий на производстве

Линченко, Аушева_Промышленная экологическая безопасность_Финансовые источники ликвидации последствий аварий на производстве

VEGAS LEX_Промышленная экологическая безопасность_Финансовые источники ликвидации последствий аварий на производстве

При работе с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями возможен риск последствий в виде аварий и иных чрезвычайных ситуаций. На данный момент ни в законодательстве, ни в судебной практике не сформирован единый подход к определению источников финансирования ликвидации последствий аварий на производстве, а также перечень лиц, ответственных за ликвидацию таких последствий.

В качестве финансовых источников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве законодателем предусматривается обязательное формирование эксплуатирующими организациями финансовых резервов для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, а также возможность финансирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет резервного фонда в установленных законом случаях.

В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены способы и порядок создания финансовых резервов для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайный ситуаций на производстве, а также источники финансирования мероприятий по ликвидации таких последствий в случае банкротства предприятия.

I. Когда создаются финансовые резервы

Действующее законодательство предусматривает следующие случаи обязательного формирования финансовых резервов в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. При эксплуатации опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (далее – ОПО), обязаны иметь резервы финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий на производстве. При этом необходимо учесть, что резервы должны быть сформированы до ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта.

Перечень ОПО представлен в ст. 2 указанного закона, согласно которой такими объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты (1. Приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».).

Отсутствие документарного подтверждения наличия резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением требований промышленной безопасности и, как следствие, основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке статьи 9.1 КоАП РФ.

2. При получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, а также в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.

Документы, подтверждающие наличие финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, необходимы организации как на этапе получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, так и в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности (2. Подп. «к» п. 4 и п. 5 «с» Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее по тексту – Положение о лицензировании)).

Отсутствие указанных документов на этапе получения лицензии является основанием для отказа соискателю в выдаче соответствующей лицензии. Вместе с тем выявление факта отсутствия финансовых резервов в процессе эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов квалифицируется законодателем как грубое нарушение лицензионных требований (3. При возникновении последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») и влечет последствия в виде приостановления и аннулирования лицензии.

Порядок приостановления и аннулирования лицензии предусмотрен в ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с которой действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в случае назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае неустранения лицензиатом грубых нарушений лицензионных требований в пределах срока административного наказания или срока, предусмотренного предписанием, выданным лицензирующим органом (4. Части 11, 12 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Однако нужно учитывать, что аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.

3. С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязанность создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена также ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).

При этом согласно Письму Ростехнадзора от 01.11.2005 № 04-10/896 «О ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций» указанный резерв должны создавать не все организации, а только те, которые эксплуатируют опасные производственные объекты.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в порядке, установленном Правительством РФ (5. Пункт 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

В случае отсутствия или недостаточности у организации финансовых средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций оставшаяся часть мероприятий осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (6. Статья 7 Федерального закона № 68-ФЗ).

По общему правилу, государство не несет ответственности по долгам (обязательствам) юридических лиц и граждан. Однако отсутствие денежных средств у организаций требует государственного финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку от этого зависит защита окружающей среды, жизни и здоровья граждан. Таким образом, в противоречие общему правилу государство фактически несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств у причинителя вреда.

4. При эксплуатации гидротехнических сооружений.

Согласно абзацу 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственники гидротехнических сооружений и эксплуатирующие их организации обязаны создавать финансовые и материальные резервы для ликвидации аварии на гидротехническом сооружении.

Необходимо обратить особое внимание на обязанность по созданию финансовых ресурсов для ликвидации последствий на производстве, закрепленную в законе как за собственниками гидротехнического сооружения, так и за эксплуатирующими организациями.

Соответственно, несоблюдение обязанности по созданию финансовых ресурсов может повлечь административную ответственность в порядке ст. 9.2 КоАП РФ как собственников гидротехнических сооружений, так и эксплуатирующих организаций (7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015).

Усиленные меры законодателя по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений продиктованы их длительным износом, а также тем, что большинство из них не подвергались ремонту с момента создания предприятия. Несоблюдение эксплуатирующими организациями, а также собственниками гидротехнических сооружений условий безопасности, в том числе непроведение текущего и капитального ремонта, порождает повышенные риски возникновения аварийных ситуаций на производстве.

II. Способы формирования финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок и способы формирования резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. Ответы на указанные вопросы содержатся в отдельных разъяснениях органов государственной власти.

Так, согласно разъяснениям Правового управления Ростехнадзора (8. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2015) касательно способов формирования резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий, целевой финансовый резерв организации может формироваться следующими способами:

1) выделением на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств;

2) заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (9. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

3) заключением договора банковской гарантии;

4) иными способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Нужно отметить, что суды придерживаются разъяснений Ростехнадзора при разрешении споров между производственными предприятиями (10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО) и надзорными органами (11. например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014).

Рассмотрим перечисленные способы подробнее.

1. Выделение денежных средств на отдельном расчетном счету организации

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве встречается в практике чаще остальных. Документами, подтверждающими наличие сформированных финансовых резервов, являются: приказ руководителя эксплуатационной организации о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, а также справка из банка о наличии соответствующей суммы на расчетном счету эксплуатирующей организации.

Так, в рамках Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012
по делу № А66-6039/2012 суд признал неправомерным заключение надзорного органа об отсутствии у общества резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий после того как в материалы дела был представлен приказ руководителя общества о создании такого резерва.

При этом нужно помнить, что документы, подтверждающие создание резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, считаются надлежащими доказательствами, если подтверждают наличие сформированного резерва, а не только намерение создать такие резервы (12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу № А62-2161/2013). Отсутствие приказа о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий является нарушением подп. «с» п. 5 Положения о лицензировании, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Заключение договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

Разъяснения касательного данного способа формирования финансовых резервов содержатся в Письме МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В письме указано, что формирование таких резервов может осуществляться через механизм страхования. При этом государственный орган считает данный способ формирования финансовых резервов наиболее эффективным для тех предприятий, которые испытывают нехватку финансовых средств.

Федеральный закон № 68-ФЗ не обязывает предприятия заключать договор страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, поскольку у организации есть право выбора иного способа формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве. Данный вид страхования не стоит путать со страхованием гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, которое обязательно для организаций, эксплуатирующих ОПО, в силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Типовая форма страхового полиса страхования расходов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций содержится в Приложении к Письму МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В отличие от остальных способов, где организации самостоятельно вычисляют размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при страховании расходов на ликвидацию размер финансового резерва определяется страховой компанией на основании методики по расчету страховых сумм при страховании расходов предприятий на ликвидацию и локализацию чрезвычайных ситуаций (13. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

3. Заключение договора банковской гарантии

Данный способ формирования финансовых резервов для ликвидации последствий аварий на производстве практически не регламентирован на законодательном уровне и не используется на практике.

Единственное упоминание о нем содержится в Приложении к Письму МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно указанному приложению в качестве документов, подтверждающих сформированные финансовые резервы, могут быть указаны:

приказ по организации о создании финансовых резервов;

справка-подтверждение банка о размещении финансового резерва, безотзывная банковская гарантия, страховой полис.

В заключении настоящего раздела отметим, что формирующие резервы финансовые средства должны находиться на счетах эксплуатирующей организации и могут быть использованы по назначению только в результате произошедшей аварии. Проверка наличия денежных средств на счетах компании для локализации и ликвидации аварий на производстве осуществляется регулирующими органами (Ростехнадзором) при проведении плановых проверок. Выявление факта отсутствия соответствующего резерва на расчетных счетах компании является основанием для привлечения эксплуатирующей организации к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

III. Расчет суммы финансовых резервов

Действующее законодательство не определяет порядок расчета суммы финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве, которым могут руководствоваться организации, эксплуатирующие ОПО. Вопрос формирования резерва финансовых средств разъясняется государственными органами.

В частности, Ростехнадзор рекомендует при расчете финансовых резервов руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора от 29.10.2002 № 63 (14. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2013). Согласно указанным Методическим рекомендациям необходимая сумма финансового резерва рассчитывается исходя из оценки так называемого полного ущерба, который может сложиться на конкретном объекте и в конкретное время в результате чрезвычайной ситуации.

Полный ущерб формируется из суммы всех предполагаемых затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварий, включая затраты на локализацию, ликвидацию и расследование аварий.

В свою очередь, затраты на локализацию и ликвидацию последствий аварий включают:

1. расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последствий аварий, в том числе:

непредусмотренные выплаты заработной платы (премии) персоналу при локализации и ликвидации аварии;

стоимость электрической энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварий;

стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварий;

стоимость услуг специализированных организаций по ликвидации и локализации аварий.

2. расходы на расследование аварий, включая:

оплату труда членов комиссии по расследованию аварии;

затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии;

стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии и оценку последствий аварии.

Суммы перечисленных расходов носят предположительный характер и должны соответствовать стоимости реальных затрат в случае их возникновения.

В случае расчета предварительного ущерба расходы на ликвидацию, локализацию и расследование аварии можно оценивать исходя из средней стоимости услуг специализированных и экспертных организаций или принимать в размере 10% от стоимости прямого имущественного ущерба (15. Пункт 5.2.2.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 29.10.2002 № 63 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах»).

Таким образом, размер финансовых резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве определяется индивидуально для каждой организации с таким расчетом, что сумма сформированного резерва полностью компенсирует расходы от аварий и их последствий.

Что касается учета финансовых резервов в целях налогообложения прибыли, то гл. 25 НК РФ носит закрытый характер и не предусматривает создание в налоговом учете резерва финансовых средств (резерва предстоящих расходов) для целей локализации и ликвидации последствий аварий (для ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Затраты на создание резервов материальных ресурсов, понесенные в соответствии с положениями Федеральных законов № 116-ФЗ и № 68-ФЗ, организация вправе учитывать в составе прочих расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин). Указанная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 21.04.2006 № 03-03-04/1/376.

При этом информация о сформированных финансовых резервах отражается в бухгалтерской отчетности организации.

IV. Финансирование в случае банкротства эксплуатирующей организации

Как нами указывалось ранее, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Однако на практике может возникнуть ситуация, когда необходимость ликвидации последствий аварий возникает на стадии банкротства предприятия. В этом случае мероприятия по ликвидации последствий аварий на производстве будут осуществляться за счет так называемых текущих платежей.

Под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (17. Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Развернутое толкование относимости платежей к текущим в зависимости от характера материального обязательства дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве.

При этом квалифицирующим признаком при разрешении вопроса об отнесении платежей к текущим является момент возникновения денежного обязательства. Текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в одной процедуре банкротства.

Соответственно, расходы на ликвидацию последствий аварий на производстве, возникшие до возбуждения банкротного дела, не относятся к текущим платежам и должны быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве (18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу № А40-150529/09-150-1021), расходы, возникшие после возбуждения дела о банкротстве, относятся к текущим платежам (19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу № А33-10246/2016), в связи с чем не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне очереди, за счет конкурсной массы.

В качестве примера, иллюстрирующего описанное выше, рассмотрим два судебных дела о взыскании убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

В рамках Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016 апелляционная инстанция поддержала решение суда первой инстанции о взыскании с ответчика убытков в пользу Администрации города Красноярска, поскольку расходы за спорный период возникли после возбуждения дела о банкротстве ответчика. Вместе с тем в рамках Постановления ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерности позиций судов первой и апелляционной инстанций об оставлении искового заявления без рассмотрения на основании п. 4 ст. 148 АПК РФ и ст. 63, 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку требования истца не являются текущими платежами и должны быть рассмотрены в деле о банкротстве.

Таким образом, затраты организации на ликвидацию последствий аварий на производстве в процессе процедуры банкротства признаются текущими платежами и возмещаются за счет конкурсной массы вне очереди.

В практике есть случаи, когда собрание кредиторов принимает решение о продлении процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление), чтобы организация могла производить текущие платежи на ликвидацию последствий аварий. Так, в рамках Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 № 15АП-516/2007 по делу № А53-6581/2007-С3-39 собранием кредиторов принято решение о продлении стадии наблюдения процедуры банкротства, чтобы организация могла производить текущие платежи и вести работы по ликвидации последствий аварии. Кроме того, за стадией наблюдения следует стадия финансового оздоровления, которая позволяет не только выплачивать текущие платежи, но и аккумулировать денежные средства для расчета с кредиторами, которые учтены или будут учтены в реестре кредиторов.

После завершения процедуры банкротства бремя ответственности за локализацию и ликвидацию последствий аварий на производстве возлагается на нового собственника ОПО. В случае отсутствия покупателя на имущественный комплекс или ОПО, требующие проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, нереализованное имущество переходит в собственность органов местного самоуправления или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти

Отказ органов местного самоуправления или органов исполнительной власти от принятия нереализованного имущества законом не предусмотрен. В случае уклонения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти от принятия имущества, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.

Резюмируя сказанное, финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварий на производстве осуществляется за счет сформированных финансовых резервов организации, эксплуатирующей ОПО или гидротехнические сооружения. В случае недостаточности финансовых резервов финансирование мероприятий осуществляется из средств резервного фонда. Таким образом, в конечном итоге основное бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приходится на государственный бюджет.

При этом, нужно отдельно отметить, что предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — это разные вещи. Так, предотвращение аварий на производстве осуществляется только за счет организаций — собственников ОПО, ликвидация последствий аварий на производстве осуществляется в первую очередь за счет средств собственника ОПО и только в случае нехватки средств, привлекаются денежные средства из резервного фонда. Нельзя, к примеру, осуществить ремонт оборудования на ОПО за счет государственного бюджета, основываясь лишь на том, что отсутствие ремонта может впоследствии привести к чрезвычайной ситуации. Фактически федеральные органы власти берут на себя только бремя по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на производстве и только в субсидиарном порядке.

1. Приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. Подп. «к» п. 4 и п. 5 «с» Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее по тексту – Положение о лицензировании).

3. При возникновении последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. Части 11, 12 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Пункт 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

6. Статья 7 Федерального закона № 68-ФЗ.

7. Подобные выводы содержатся в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № 17АП-4570/2015-АКу по делу № А60-122/2015.

8. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2015.

9. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

10. Речь идет о предприятиях, эксплуатирующих ОПО.

11. См., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 13АП-29714/2014.

12. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу
№ А62-2161/2013.

13. Письмо МЧС России от 15.01.2015 № 7-2-59 «О резервах финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

14. Официальный сайт Ростехнадзора www.gosnadzor.ru, 2013.

15. Пункт 5.2.2.3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 29.10.2002 № 63 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах».

16. Консультация эксперта, 2016, С.В. Разгулин.

17. Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

18. Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2010 № КГ-А40/10275-10 по делу
№ А40-150529/09-150-1021.

19. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу
№ А33-10246/2016.

www.vegaslex.ru

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]