Должен взятку

Если вам предлагают взятку

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает три вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки (ст.290), дача взятки (ст.291) и посредничество во взяточничестве (ст.291.1). К преступлениям коррупционной направленности также относятся злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), превышение должностных полномочий (ст.286).

Если речь идет о взятке, это значит, есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

В некоторых случаях в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем выступает посредник.

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Посредничество во взяточничестве – преступление, когда посредник, выступая в роли связующего звена между взяткодателем и взяткополучателем, осуществляет одно из следующих действий: непосредственно передает взятку соответствующему должностному лицу; способствует достижению либо реализации соглашения о получении и даче взятки между ними. Посредник не всегда действует по поручению одного из указанных лиц, преступлением является и предложение посредничества.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ДАЧИ ВЗЯТКИ:

— вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы взяткодателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

— внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);

— постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

— не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием информации», позволять потенциальному взяткодателю «выговорится», сообщить Вам как можно больше информации.

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СОВЕРШИВШЕГОСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ?

Сообщите об этом в любой правоохранительный орган, в том числе в органы прокуратуры с подробной информацией:

— кто, с указанием ФИО, предлагает Вам взятку;

— какова сумма и характер вымогаемой взятки;

— за какие конкретно действия (или бездействие) Вам предлагается взятка;

— в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки.

О каждом случае вымогательства или провокации взятки сообщайте:

Руководству ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Прокуратура Центрального района

191040, Санкт-Петербург, Лиговский просп., 44

+7 (812) 712-02-51 procspb.ru

Любое районное РУВД/ОВД

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о ходе рассмотрения заявления и принятом по нему решении.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки или ее предложении Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (региональных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур, в районный суд по месту совершения преступления.

www.anichkov.ru

Посредничество во взятке: как квалифицируется и как наказывается

Здравствуйте, друзья. Давайте сегодня поговорим об услугах. Какие виды услуг вы знаете? Отвечайте, не задумываясь – услуги ремонта, строительства, репетиторства, грузоперевозок, передержки животных… Список можно продолжить.

А знаете ли вы, что услуги по-другому называются посредничеством? А что не всегда они носят законный характер? Например, посредничество во взятке – за такого рода услугу и за решетку угодить можно. Не знали, значит, есть смысл поговорить об этом подробнее.

Когда речь заходит о взятке, возникают два вопроса: что это за явление и кто становится участником преступления.

О том, что такое взятка, не знает разве что ленивый. Широко распространенный подход «не подмажешь – не поедешь» пронизывает наше общество сверху донизу. Наибольшее число уголовных дел в сфере коррупции возбуждено по факту взяток, причем суммы подношений настолько велики, что кажутся фантастикой.

Хотя надо знать: для того, чтобы ваш поступок квалифицировался как взятка, не обязательно давать кому-то тысячи долларов. Достаточно всего лишь 25 с небольшим тысяч наших российских рублей.

Найти определение взятки можно и в словаре русского языка Ожегова, и в УК РФ. Если лицо, находясь на определенной должности, использует ее во зло, принимает от вас что-то имеющее ценность разного размера, обещает оказать услугу, он считается взяткополучателем. А тот, кто все это ему передает, соответственно, взяткодателем.

И тот, и другой при наличии доказательств понесут наказание. Наиболее распространен штраф. Сумма его значительна и намного превышает ту, что преподнесена или получена.

Одна из мер касается вашего хлебного места – занимать его некоторое время не представится возможным: были вы, к примеру, начальником отдела торговли в администрации района или города, приняли дар, забудьте о должности на установленный УК РФ срок.

Под запретом будут некоторые виды деятельности. Ну и самая суровая мера – лишение свободы: за преступное действие легко получить реальный срок и отправиться в колонию.

Казалось бы, все ясно и понятно. Однако, зачастую взятка, прежде чем попасть в руки предназначенному для него лицу, проходит замысловатый путь. В этих случаях в дело вступает посредник.

Как определяет УК, посредник может либо прямо передать взятку, либо пообещать это сделать. Например, провести переговоры, порекомендовать кого-то, кто, находясь на службе, посодействует в получении необходимой услуги.

Если говорить на юридическом языке, то следует отметить, что в действиях посредника обязательно должен быть прямой умысел. Иными словами, человек, оказывающий посреднические услуги, прекрасно понимает, что совершает противоправное действие, и тем не менее доводит его до конца.

Отдельно можно остановиться на таком моменте, как предложение взятки. Считается, что такие действия разлагающе действуют на общество и его граждан, формируют условия для процветания коррупции, чем наносят вред.

Есть ли в таких действиях состав преступления? Да, отвечают юристы. Это как раз тот случай, когда обещания выполнять не следует, а еще лучше и законнее не давать их вовсе.

О чем говорит закон

До 2011 года отдельной статьи о посредниках не было. Преступления такого рода рассматривались в соответствующих статьях УК РФ о взятках. Но 2011-й стал переломным, в этот год была принята статья 291.1, речь в ней как раз обо всем, что касается посредничества. Комментарии к этой статье Уголовного кодекса подробно раскрывают наиболее важные понятия по оказанию такого рода услуг.

Чуть позже – в 2013 году – было принято Постановление Верховного Суда. Касается оно судебной практики. В каждодневной работе судьи не всегда могли правильно трактовать статьи закона. Их требовалось разъяснить, что и сделано в вышеуказанном документе.

Отвечать придется

Статья 291.1 УК РФ включает в себя 5 частей. По каждой из них предусмотрена своя мера ответственности. Совершивший преступление гражданин может выплатить семьсот тысяч рублей, а может и гораздо больше – сумма исчисляется многими миллионами и значительно превышает ту, что фигурирует в деле.

Реально по данной статье попасть в колонию, причем срок пребывания в ней тоже может быть разный, максимальный 12 лет.

В Уголовном кодексе виновность посредника рассматривается в связи с тем, знал ли он заведомо, к чему приведут действия, то есть к тому, что будет нарушен закон, совершал ли преступление группой лиц; в каком размере было подношение и т. д.

Кстати говоря, для того чтобы при обещании посредничества преступление считалось таковым, не требуется, чтобы деньги попали в руки чиновника либо другого лица. Достаточно договориться – и вот уже состав есть.

В то же время судебная практика показывает, что если совершенное преступление не относится к тяжким, если оно совершено впервые и у человека нет других судимостей, если он положительно характеризуется по месту работы, учебы и др., то есть если присутствуют показания к назначению условного срока, именно такое наказание будет применено. В то же время существуют ситуации, когда ответственности вообще можно избежать.

Вас не осудят

Можно выделить два момента, когда посредничестве в даче или получении взятки не приведет к осуждению.

Первое. Это произойдет, если размер взятки меньше 25 тысяч рублей. Как гласит закон, состав преступления в этом случае отсутствует.

Второе. Если вы, будучи посредником, сообщили органу, имеющему право возбуждать дело, о таком действии и активно способствовали раскрытию и пресечению преступления, то также привлечены к ответственности не будете.

Делается это с целью побудить граждан общества к пресечению взяточничества, установлению должностных лиц, злоупотребляющих своим положением и, в конечном счете, противодействию коррупции, борьбе с которой в государстве сегодня уделяется особое внимание.

Опасность для общества

История взяточничества в России уходит корнями в далекое прошлое. Бороться со взятками пытались в разное время разными методами разные главы государства. Было время, когда за коррупцию, в том числе и взятку, граждан страны расстреливали.

Были периоды, когда таких проявлений становилось меньше и когда число их возрастало. В период Советского Союза особенно эффективно борьба со взяточничеством и коррупцией велась, когда Генеральным секретарем партии стал Юрий Андропов. Тогда чистке подверглись не только многие структуры общества, но и КГБ.

Взятки остаются главной составляющей коррупции и сегодня. И это одна из опасностей для общества в его движении вперед. Нужно знать закон, следовать и ему и уж, конечно, не оказывать себе медвежью услугу, становясь участником противозаконного деяния.

Если мысли, высказанные в этой статье, показались вам интересными или наоборот вызвали несогласие, мы будем рады выслушать все точки зрения. Заходите к нам на сайт, оставляйте комментарии, мы с удовольствием продолжим диалог.

www.rline.tv

Должен взятку

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов,
силовых структур и реформированием судебно-правовой системы

Памятка подготовлена на основании решения подкомиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам противодействия коррупции от 20 нюня 2006 года

Авторский коллектив подкомиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам противодействия коррупции в составе В. Н. Булгакова, В. М. Вершинина, Ю. А. Постанова, Е. Н. Мысловского, А. С. Пржездомского (руководитель)

При подготовке памятки использовался отечественный и зарубежный опыт борьбы со взяточничеством,
в т. ч. статьи А. Ольхова в белорусском журнале «Директор»

Памятка прошла согласование в Генеральной прокуратуре РФ, МВД России, ФСБ России, Федеральной таможенной службе РФ, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, с Уполномоченным по правам человека в РФ

Текст памятки одобрен представителями религиозных конфессий: православия, ислама и иудаизма

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ВСЕХ, КТО:

  • считает взятку постыдным, позорным и гнусным преступлением
  • не хочет стать пособником жуликов и проходимцев
  • готов поступиться своими сиюминутными интересами ради того, чтобы не плодилось черное племя взяточников
  • хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и коррупционеров
  • «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»

    «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!
    И весь народ скажет: Аминь!»

    «Дающий взятку и берущий взятку оба окажутся в адском пламени»

    «Не извращай закона. и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых»

    ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

    Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взят-кой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).

    Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель)

    Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие)

    Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе

    ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

    • Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость
    • Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости
    • Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, полу-: чение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
    • КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

      Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции

      Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

      Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или «экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.

      ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

      «Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. — в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204)

      Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри

      НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

      Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

      Получение взятки (статья 290):

      • если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей)
        • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного млн. рублей
        • если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления — федеральным министром, членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, рядом других высших должностных лиц, главой республики, губернатором, депутатом законодательного собрания, мэром города, главой муниципального образования, судьей и т. д.
          • лишение свободы на срок от пяти до десяти лет
        • если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица
          • лишение свободы на срок от трех до семи лет
          • если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица
            • лишение свободы на срок до пяти лет
            • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублен или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет
            • Дача взятки (статья 291):

              • если взятка давалась за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)
                • лишение свободы на срок до восьми лет
                • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет
                • если взятка давалась лично или через посредника
                  • лишение свободы на срок до трех лет
                  • исправительные работы на срок от одного года до двух лет
                  • штраф в размере до 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
                  • Коммерческий подкуп (статья 204):
                    передача денег и оказание услуг имущественного характера (части 1 и 2)

                    • если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору
                      • лишение свободы на срок до четырех лет
                      • арест на срок от трех до шести месяцев
                      • штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублен или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до двух лет
                      • если преступление совершено одним лицом
                        • лишение свободы на срок до двух лет
                        • ограничение свободы на срок до двух лет
                        • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет
                        • получение денег и пользование услугами имущественного характера (части 3 и 4)

                          • если преступление совершено одним лицом без вымогательства
                            • ограничение свободы на срок до трех лет
                            • штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до двух лет
                            • если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или сопряжено с вымогательством
                              • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до трех лет
                              • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет
                              • ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

                                Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

                                Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников — подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления

                                ГРАЖДАНИН, ДАВШИЙ ВЗЯТКУ ИЛИ СОВЕРШИВШИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП, МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕН ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЕСЛИ:

                                • установлен факт вымогательства
                                • гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном
                                • Не может быть признано добровольным, заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

                                  Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306).

                                  Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования («если не дадите. вопрос будет решен не в Вашу пользу»), так и косвенным образом.

                                  НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ:

                                  • разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются в
                                  • ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте) сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумага, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю
                                  • чиновник может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного а кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, портфель; вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса
                                  • Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам вымогательства взятки

                                    Внимание! Вас могут провоцировать на дачу взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и шельмования!

                                    ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА)

                                    • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп
                                    • внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов)
                                    • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи
                                    • поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа
                                    • не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации
                                    • ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?

                                      Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

                                      Первый вариант — прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями

                                      Второй вариант — встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления

                                      Второй вариант в большей степени согласуется с нормами права и морали, согласно которым зло должно быть обязательно наказано. Но каждый человек как свободная личность принимает сам решение, какой путь он избирает

                                      Если Вы избираете второй вариант. Вам следует:

                                      • по своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохранительных органов по месту Вашего жительства или в их вышестоящие органы:
                                      • в органы внутренних дел — в районные (городские) отделения (отделы) милиции, управления (отделы) по борьбе с экономическими преступлениями, управления (отделы) по борьбе с организованной преступностью, в министерства внутренних дел республик, краевые (областные) управления внутренних дел вплоть до Министерства внутренних дел (Москва, ул. Житная, дом 16; ул. Садовая-Сухаревская, дом 11)
                                      • в органы безопасности — в районные (городские) отделения (отделы) ФСБ, республиканские (краевые, областные) управления ФСБ вплоть до Федеральной службы безопасности (Москва, ул. Кузнецкий мост, дом 22)
                                      • в органы прокуратуры — районному (городскому) прокурору, прокурору республики (края, области) вплоть до Генеральной прокуратуры (Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 15а)
                                      • в таможенные органы — в региональные таможенные управления вплоть до Федеральной таможен- ной службы (Москва, Новозаводская ул., дом 11/5)
                                      • в органы наркоконтроля — в межрайонные (городские) подразделения территориальных органов ФСКН, региональные управления, отделы (управления) ФСКН по субъектам РФ вплоть до Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (Москва, ул. Маросейка, дом 12)
                                      • В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности, других правоохранительных органов Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечением преступлений, совершаемых сотрудниками Соответствующими приказами Генеральной прокуратуры РФ (приказ № 12 от 16 марта 2006 г.), МВД России (приказ № 985 от 1 декабря 2005 г.), ФСБ России (приказ № 613 от 4 декабря 2000 г.), Федеральной таможенной службы РФ (приказ № 600 от 11 июня 2002 г.), Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (приказ № 75 от 9 марта 2006 г.), а также их совместным приказом от 29 декабря 2005 года предусматривается получение сообщений о преступлениях от граждан с выдачей им соответствующих талонов-уведомлений

                                        • попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве у Вас взятки
                                        • написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:
                                          • кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает у Вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение, подкупа
                                          • какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа)
                                          • за какие конкретно действия (иди бездействие) у Вас вымогается взятка или совершается коммерческий подкуп
                                          • в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп
                                          • ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ

                                            Прокурору области Иванову И.И,
                                            от гражданина Петрова П. П.,
                                            проживающего по адресу:
                                            г. Энск, ул. Энская, дом 1, кв. 2

                                            Я, Петров Петр Петрович, заявляю о том, что 15 мая 2006 года главврач больницы № б Сидоров Семен Семенович за лечение моего брата Петрова Михаила Петровича поставил условие передать ему деньги в сумме 25 тыс. рублей в срок до 20 мая. В противном случае моему родственнику будет отказано в приеме в стационар. Передача денег должна состояться в служебном кабинете Сидорова. Перед этим я должен позвонить ему по телефону и договориться о времени встречи. 18 августа 2006 года

                                            Я, Петров Петр Петрович, предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.

                                            Петров (подпись заявителя)

                                            18 августа 2006 года

                                            Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

                                            В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, таможенного органа или органа наркоконтроля Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение

                                            Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения

                                            В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

                                            Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации, по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы

                                            В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур

                                            В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА ВАШИ ОБРАЩЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЫ МОЖЕТЕ:
                                            ОБРАТИТЬСЯ С ЖАЛОБОЙ В РАЙОННЫЙ СУД

                                            а также сообщить об этом:

                                            • Уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации вплоть до Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (Москва, Мясницкая ул., дом 47)
                                            • В Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по общественному, контролю за правоохранительными органами, силовыми структурами и реформированием судебно-правовой системы (Москва, Миусская пл., дом 7, строение 1)
                                            • Авторский коллектив благодарит всех, кто своими советами, рекомендациями и моральной поддержкой способствовал выходу этой памятки:
                                              сотрудников Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ФТС, ФСНК, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ судью Конституционного Суда РФ в отставке, доктора юридических наук проф. Т. Г. Морщакову, Уполномоченного по правам человека в РФ, доктора исторических наук, проф. В. П. Лукина, члена ЦИК России, доктора юридических наук В. И. Лысенко, председателя Союза журналистов России В. Л. Богданова

                                              Особую благодарность авторы памятки приносят главам религиозных конфессий за добрые слова духовной поддержки начатых нами практических шагов по противодействию коррупции в нашей стране.

                                              www.gov.karelia.ru

                                              Коррупция: право на взятку

                                              Коррупция всегда оставалась одной из важнейших проблем России во все периоды ее истории. Однако в годы, последовавшие после перестройки, в связи с нестабильностью экономики и законодательства, ее уровень возрос до небывалых ранее высот. Более того, на данный момент можно говорить о сформировавшемся у граждан менталитете, связанном с «культурой» дачи взяток, и множеством способов избежать наказания, как у тех, кто берет взятки, так и у тех, кто их дает. Немаловажным является тот факт, что в связи с большой сложностью многих процедур в РФ, от получения медицинской справки в поликлинике, до получения права на выполнение работ по государственному тендеру, решение этих вопросов без использования взятки чаще всего практически невозможно. Получается довольно комичная ситуация, когда для того чтобы получить «бесплатную» государственную услугу приходится заплатить за нее. Непрерывная борьба с коррупцией в Российской Федерации в последние годы начала набирать обороты, в связи с обеспокоенностью общественности ее высоким уровнем. Важно то, что в последние годы не только рядовые граждане, но и высшие должностные лица начали обращать внимание на эту проблему и искать способы ее решения.

                                              Одним из таких способов можно назвать указ президента, вносящий изменения в Уголовный кодекс, касающийся изменений санкций, как за получения взятки, так и за ее дачу. В первую очередь следует отметить, что немаловажным фактором, послужившим толчком для подписания данного указа, послужили заявления лидеров ведущих мировых держав о том, что эффективная борьба с коррупцией возможна только совместными усилиями государств. В том числе Кристин Лагард (министр экономики и финансов Франции) указала на то, что коррупция обходится мировому сообществу в 5% ВВП, и искоренение ее – коллективный долг всех предприятий, организаций и правительств. Важно отметить, что Россия входит в число стран, находящихся в списке государств, с неблагоприятным инвестиционным климатом. Важнейшими факторами, влияющими на это обстоятельство, являются нестабильность законодательства и коррупция. Британский аналитический центр Maplecroft в 2010 году включил Россию в число одиннадцати стран с наибольшими рисками для потенциальных инвесторов. Новый указ вводит достаточно нестандартные санкции за совершение правонарушений, связанных с дачей и получением взятки, а также с посредничеством в этом процессе. Говоря о нестандартности, в первую очередь следует отметить то, что санкции носят дифференцированный характер.

                                              Поправки вводят 4 вида санкций, находящихся в зависимости от размера взятки:

                                              1) Обычная взятка – до 25 тыс. рублей.
                                              2) В значительном размере – от 25 тыс. руб. и до 150 тыс. рублей.
                                              3) В крупном размере – от 150 тыс. руб. до 1 млн. рублей.
                                              4) В особо крупном размере – свыше 1 млн. рублей.

                                              Для обычных взяток предусмотрено наказание за ее получение в виде штрафа в размере от 25 до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности. Взятку от 25 до 150 тысяч считается уже «значительной», штраф 30—60-кратный или лишение свободы до шести лет. За «крупную» взятку, от 150 тысяч до 1 млн рублей, предлагается штрафовать в 70—90-кратном размере или приговаривать к лишению свободы на 7—12 лет. За взятки свыше 1 миллиона рублей штрафные санкции могут варьироваться от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки. Кроме того, во всех случаях не исключается и такая мера наказания, как лишение свободы от 3х лет (при минимальной сумме взятки) до 15 лет за взяточничество в особо крупном размере (которое также сопровождается наложением штрафа, многократно превышающего размер взяки). Важным новшеством является введение верхнего предела всех штрафов для преступлений связанных с дачей взятки, они не должны превышать 500 миллионов рублей.

                                              Новые меры, согласно сказанному президентом в одном из его последних интервью, должны серьезно повлиять на ситуацию с коррупцией в стране. Согласно его словам лица, дающие и берущие взятки, должны понять, что они понесут ответственность не только в виде лишения свободы, но и в виде серьезных штрафов. Вместе с тем, глава МВД России Рашид Нургалиев подчеркнул, что при грамотном подходе и умелом использовании оперативно-розыскных средств, удастся серьезно снизить уровень коррупции в стране. Следует добавить, что для достижения желаемого результата необходима также слаженная работа органов следствия и судов, для того, чтобы лица, получающие взятки и дающие их, привлекались к ответственности.

                                              Какое же влияние окажут данные изменения на жизнь простых граждан и предпринимателей? Во-первых, в след за ужесточением законов связанных с подобными преступлениями всегда следует серьезный кратковременный спад уровня коррупции, сопряженный с серьезным увеличением стоимости взяток. Согласно опросам, многие граждане уже ощутили это, в том числе, при попытках дачи взяток сотрудником дорожно-транспортной инспекции. Однако не следует забывать, что ответственность предусмотрена не только за получение взятки, но и за дачу взятки. Поэтому, гражданам следует быть внимательными и соблюдать законы, а не пытаться обойти их нарушение путем дачи взяток. Только таким способом можно будет серьезно исправить сложившуюся в стране ситуацию с коррупцией. Во-вторых, можно ожидать большого количества уголовных дел по статьям, касающимся взяток, так как по уже сложившейся практике после принятия изменений в законодательство, следует волна «показательных» дел по измененным или введенным в действие статьям.

                                              Следует сказать, что само наличие кратности штрафа – потенциально коррупционный механизм. Если чиновника поймали за взяткой, то 80-100 кратный штраф может освободить его из тюрьмы, а меньший, уже нет. Сюда же можно и отнести оставленное на волю суда решение о том, отправлять ли лицо, участвующее во взятке, в тюрьму или оставить на свободе. Большинство лиц, берущих взятки, имеют широкие связи во всех структурах, включая судебную власть, а следовательно, это является широким полем для дачи взяток судьям. Ответственность обеих сторон в данном процессе и наличие кратности наказания как для взяткополучателей, так и для взяткодателей может вылиться в шантаж последних с целью повышения платы за оказание «услуги». Предыдущие попытки наказать лиц, дающих взятки, вызвали лишь негативные отклики в обществе, которое исходит из той позиции, что в большинстве случаев граждане «вынуждены» дать взятку, либо у них ее вымогают. Многие депутаты и политические деятели, в том числе заместитель руководителя фракции Справедливая Россия в Госдуме Светлана Горячева, считают, что замена реальных сроков штрафами позволит лицам, берущим взятки, уходить от наказания, и такая мера не приведет к видимым успехам, а лишь «узаконит» взятки. Также неизбежно возникает вопрос: откуда лицо должно будет брать средства для того, чтобы выплатить штраф, если его официальная зарплата гораздо ниже, чем сумма штрафа?

                                              Одной из важнейших особенностей такого явления, как взяточничество, является латентность. Причиной же латентности, и, как следствие, сложности наказания за взятку, является желание участников преступления сокрыть его. Следовательно, одной из важных мер, которые следовало бы принять для повышения раскрываемости преступлений данной группы, является создание у участников взятки мотива содействовать раскрытию и расследованию данного преступления. Таким образом, устранив лиц берущих взятки можно значительно снизить общий уровень данных преступлений в государстве. В качестве примера можно привести реформу МВД, проведенную недавно в Грузи, где главной мерой борьбы стало увольнение со службы практически всех действующих сотрудников (в том числе высокопоставленных), а за работой новых (в число которых не нанимали бывших сотрудников МВД) первое время пристально следили агенты спецслужб. За взятку в размере пятидесяти долларов назначалась мера наказания в виде 10 лет лишения свободы, и данные процессы широко освещались по местному телевидению. В очень короткий срок доверие граждан к грузинской полиции повысилось до ошеломительных 87% (выше – только у грузинской Православной Церкви).

                                              Некоторые исследователи также высказываются за такую экзотическую меру, как отчисления в виде части штрафа, в пользу лица, содействовавшего в уличении взяточника. В тех случаях, когда лица, участвующие во взятке, не находятся в близких личных или дружественных связях, это может стать действенной мерой в пресечении подобного рода преступлений.

                                              Ключевым пунктом в борьбе с коррупцией является также то, что государство тщательно обходит стороной исполнение статьи 20 «Конвенции ООН по борьбе с коррупцией», которую РФ ратифицировала в 2006 году (целиком, за исключением статьи 20). В соответствии с данной статьей следует «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Следовательно, государство должно проводить инспекции доходов государственных чиновников, их активов, недвижимости и прочего имущества на предмет того, на какие средства они приобретались. В случае несоответствия чиновник будет привлечен к ответственности. Все достаточно просто, ведь госслужащим запрещено иметь иные источники дохода, но по какой-то причине данный пункт не выполняется.

                                              Между тем следует сказать, что причиной коррупции в России являются не только сами граждане, привыкшие к тому, что проще дать взятку должностному лицу, чем решать вопрос официальным путем, но и сама система, которая усложнена многочисленными процедурами, требованиями документов и заведомой невозможностью решить некоторые вопросы легальным способом. Единственным возможным вариантом решения этой проблемы является изменение самой системы, упрощение процедур и прозрачность всех процессов, происходящих в ней. Важным этапом этого процесса можно считать активное внедрение информационных и цифровых технологий в деятельность государственных предприятий и учреждений. Однако уход от ратификации 20й статьи «Конвенции ООН по борьбе с коррупцией» и отсутствие последовательного, жесткого применения новых законов о взяточничестве к высокопоставленным госслужащим создает в обществе мнение о том, что нынешние законотворческие инициативы являются, скорее, «рекламной акцией» действующей власти и частью начинающейся предвыборной кампании. Законодательной власти РФ не стоит останавливаться на достигнутом, так как проблему коррупции в Российской Федерации можно полностью решить только четкими, последовательными, а главное – скоординированными действиями всех ветвей власти, без оглядки на статус взяткодателя и взяткополучателя.

                                              lexcorpus.ru

Смотрите так же:

  • Наказание за коррупцию рф Наказание за коррупцию рф Комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы подготовил поправки в Уголовный кодекс, которые предполагают ужесточение наказания за дачу и получение взятки, а также введение понятия […]
  • Закон об охране окружающей среды 2001 год Закон об охране окружающей среды 2001 год (Об охране окружающей среды) (с изменениями на 31 декабря 2005 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом […]
  • Постановление 290 правила оказания услуг Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Постановлением Правительства РФ от […]
  • Ккм с 2018 года закон ККМ в 2018 году, изменения и свежие новости Текущий год принес много изменений в порядок работы с контрольно-кассовой техникой (ККТ). Иногда эту технику называют также контрольно-кассовыми машинами (ККМ). В материале ППТ рассмотрим […]
  • Спецодежда правила обеспечения Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с […]
  • Расходный кассовый ордер на возврат Организация возвращает покупателю (абоненту) остаток денежных средств в связи с расторжением договора оказания услуг. Раньше возврат оформлялся по расходным кассовым ордерам (далее - РКО) и проводкой Дебет 62.02 и Кредит 50.1, в настоящее […]