Триз пособия для детей

Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет

Юля Горяева
Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет

Использование игровых пособий

по технологии ТРИЗ с детьми 4 -5 лет. Горяева Юлия Владимировна

воспитатель МБДОУ 52

В современном мире требования к детям дошкольного возраста постоянно меняются, т. к. происходят изменения во всех областях жизни. В образовательной области стоит задача воспитания личности творческой, способной нестандартно мыслить, делать креативные выводы, строить замыслы. Это не простая задача и начинать её выполнение нужно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст особенный, т. к. именно в нём происходит формирование творческого потенциала.

ТРИЗ – технология, адаптированная к дошкольному возрасту, позволяет реализовывать поставленные цели и развивать в ребёнке навыки сильного мышления, управляемого воображения, раскрывать творческий потенциал. Именно ТРИЗ предлагает педагогам технологию работы для развития этих качеств.

Для внедрения технологии в группе детей пятого года жизни, использовались игры, ситуативные беседы, чтение художественной литературы, проблемные моменты в повседневной жизни.

В начале работы, совместно с родителями были созданы дидактические материалы. В процессе освоения детьми технологии ТРИЗ родители принимали участие в сборе информации, создании тематических альбомов.

Первое пособие для игры «Бусинки», разработано для знакомства с признаками предметов. Совместно с детьми мы изготовили «бусинки» и собрали их в «ожерелье». В центре – самая крупная бусина с карманом для размещения предмета – карточки. На остальных – схематические изображения имён признаков: цвет, форма, размер, части, количество, звук. В процессе изготовления пособия познакомились с понятием «признаки» и их схематическим отображением. После создания игры, дети научились описывать предметы, опираясь на признаки. Для развития мышления работали над составлением загадок, называя только признаки предмета. Для обогащения словарного запаса детей упражнялись в подборе слов – антонимов по признакам объекта.

На втором этапе знакомства с ТРИЗ – технологиями работали над созданием «Волшебной книги сказок», используя приёмы «морфологического анализа». Этот приём позволяет развивать фантазию детей, коммуникативные навыки, творческое мышление и его подвижность. С помощью родителей были изготовлены домики, в которых «живут» карточки – подсказки. В первом живут цвета, во втором — размеры, в третьем — формы, в четвёртом — характеры (смайлики, в пятом — причёски, в шестом – места обитания. С помощью домиков составлялся словесный портрет сказочного персонажа, а затем рисовался совместно с родителями. Когда накопилось достаточное количество портретов – персонажей, была придумана сказка с их участием. Распечатанный текст сказки с иллюстрациями оформили в книгу. В дальнейшем планируется пополнение книги «волшебными стихами».

Ещё одна разработанная игра «Добрый и злой волшебники». «Добрый волшебник» называет положительные свойства объекта, «злой» — отрицательные. Затем «добрый волшебник» с помощью детей «превращает» минусы в плюсы, чтобы получился идеальный конечный результат. Например, детьми был придуман стакан для воды с подогревом и встроенным фонтанчиком для мытья изделий.

В данный момент проводится работа по знакомству с противоречиями. В режимных моментах, в течение дня ставится творческая задача, которую необходимо решить. Например, одна из них – «как помыть аквариум, чтобы не погибли рыбки». За основу был взят алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук:

Шаг 1 – наблюдение за рыбками и состоянием аквариума

Шаг 2 – постановка задачи – помыть аквариум

Шаг 3 – формулировка противоречия – рыбки погибнут без воды

Шаг 4 – идеально – конечный результат – аквариум самоочищается

Шаг 5 – выявление ресурсов объекта – отсадить рыбок и выполнить работу, вычерпать часть воды, помыть стенки аквариума и добавить чистую воду

Шаг 6 – формулировка подзадачи – куда отсадить рыбок

Шаг 7 – рефлексия – какую решали задачу и как справились с ней

В процессе решения творческой задачи у детей расширяются представления об объектах окружающего мира; развивается, и обогащается словарь (умение давать разные варианты ответов); развивается умение обобщать, сравнивать и проводить аналогии.

В последующем запланирована работа по знакомству детей с ТРИЗ, соответствующая возрасту. А также проведение специальных занятий, основанных на технологиях ТРИЗ, по всем видам образовательной деятельности. Планируется семинар – практикум для родителей с целью повышения заинтересованности и активизации взаимодействия их с педагогом.

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Педагогический совет (деловая игра) «Современный подход к познавательно-речевому развитию дошкольников» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи через активные.

Учебно-методический материал по развитию речи по теме:
Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр.

Полезно для НОД по развитию речи, а также для занятий родителей с ребёнком дома.

«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ — педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
Пособие «Гусеничка»

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
«Волшебная дорожка»

В основе сюжета многих сказок — действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.
Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

внучка маленькая, а бабушка старенькая;

Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

Заяц серый, а петушок смелый;

Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

Активно используется в младшем возрасте пособие «Дидактический мяч», с помощью которого детей учим находить слова — антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово — существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть — радость; белый — чёрный; плакать — смеяться.
Пособие «Часы»

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.
«Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, дать им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка — … молоток.

Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Педагогическая гостиная для родителей:«Как развить речь детей с помощью ТРИЗ — игр».

Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Педагогическая гостиная для родителей:«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитии детей.Задачи:-повысить образовательный.

middot; Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, с.

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. .

nsportal.ru

Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста

Анна Климова
Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер.

Так как игра является ведущей деятельностью ребёнка, то и предложенные игры должны быть интересны детям и вызывать у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Предлагаю вашему вниманию пособия для игр по технологии ТРИЗ – РТВ, которые я использую в самых разных видах деятельности с детьми.

Пособия «Волшебный домик» и «Волшебный паровозик» («Системный лифт»)

– развивать умения анализировать и обобщать;

– формировать диалектическое мышление;

– развивать воображение, умение инсценировать;

– систематизировать правила поведения в лифте;

– обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта;

Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы карточек.

Работа с «Волшебным домиком».

Воспитатель показывает модель трёхэтажного дома и комментирует ее: Это волшебный домик, в нём три этажа, но нет лестниц. В этом доме живут необычные жильцы. В свои квартирки они попадают с помощью лифта. Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами?

– Давайте вспомним, что находится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы…

– На первом этаже – части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.

1)В: – Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка. (помещает изображение на схему, что будет находиться на первом этаже?

Д: – Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

В: – А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?

Д: – Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу …

Аналогично рассматриваются «торт», «гитара», после чего еще 2–3 объекта, предложенных детьми.

2)В: – Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.

Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место – предмет – часть (надсистема, система, подсистема.)

Примеры наборов карточек:

– рукав, платье, манжеты;

– клюв, птица, голова;

– дерево, лист, ветка;

– комната, дом, улица;

– стена, комната, обои;

При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект («комната») может быть и системой и надсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

— выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

— определяется подсистема природного объекта.

— определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится (Нора с лисятами – лисёнок – взрослая лиса)

— рассматривается процесс изменения развития объекта во времени (только что родившийся лисёнок – подросший лисёнок – лиса) и т. п.

Форма организации игр:

— Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» («трёхэкранки»«Волшебный домик» или «Волшебный паровозик»).

Работа с «Волшебным паровозиком».

Воспитатель показывает модель паровозика с тремя вагонами и комментирует: Этот паровозик необычный, он любит пересаживать своих пассажиров в разные вагоны: — первый вагон называется «Что было?», второй вагон называется «Сейчас», третий вагон называется «Что будет?». Пассажиры очень любят пересаживаться в разные вагоны, а вы хотите поиграть с этим паровозом?

Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени с использование пособия «Волшебный паровозик»

Цель: упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития.

«Что было? Что будет»

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические «кадрики» к сюжету, нарисованные вместе с детьми. Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или ещё будет (по отношению к предыдущему выступлению). Например, Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игра «Кем был раньше?»

(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое предмета.

Ход: Цыпленок (яйцом, лошадь (жеребенком, корова (теленком, дуб (желудем, рыба (Икринкой, яблоня (семечком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, хлеб (мукой, шкаф (доской, велосипед (железом, рубашка (тканью, ботинки (кожей, дом (кирпичиком) сильный (слабым).

Пособие «Модель мира»

Это игровое поле, разделённое на две части. Каждая часть обозначена знаком: рука – рукотворный мир; бабочка – мир природы. Наборы карточек объектов рукотворного и природного мира.

Игры с пособием «Модель мира».

Дидактическая задача: побуждать детей к определению предметов природного и рукотворного мира. Развивать внимание и наблюдательность.

Игровое действие: раскладывание.

Игровое правило: по сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы рукотворного и природного мира.

Ход игры: 1)Взрослый создаёт игровую ситуацию «Поссорились куклы, не могут поделить между собой предметные картинки» и обращается к детям: «Как можно померить кукол?»

После высказывания детей, взрослый обращает внимание на игровое поле со знаками-символами (рука-бабочка) и предлагает детям вспомнить, что они обозначают: «рука» — рукотворный мир; «бабочка» — природный. Взрослый предлагает положить предметы рукотворного мира на поле со знаком-символом «рука», а предметы природного мира на поле со знаком-символом «бабочка». Игра заканчивается, когда все картинки разделены.

2) На полях игры со знаками-символами природного и рукотворного мира разложены соответствующие предметные картинки. В каждом поле находится лишняя картинка. Взрослый предлагает детям найти ошибку и объяснить свой выбор.

Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений) / С. И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007

2. Дыбина О. В. игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2007.

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

«Важность дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста». Консультация для родителей «Дети -цветы жизни «-утверждает известный философ. Но развиваться и добиваться успехов им помогаем мы-воспитатели. Только от нас зависит.

Дидактическая игра с элементами ОТСМ-ртв-ТРИЗ технологии «Приготовь салат» Прошлой зимой, попав на семинар по развитию инженерного мышления у дошкольников была приятно удивлена, посмотрев в какие игры умеют играть.

Дидактические пособия для обучения детей дошкольного возраста застегиванию одежды «Застежки» Дидактические пособия для обучения детей дошкольного возраста застегиванию одежды «Застежки» Данные дидактические пособия разработаны и.

Дидактические пособия по обучению застёгиванию и расстёгиванию пуговиц для младшего дошкольного возраста У детей младшего возраста начинает усиленно развиваться речь, память. Чтобы это развивать необходимо играть с детьми в игры на развитие.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы. Игра «Раньше — позже» (со средней группы)Цель: учить определять.

www.maam.ru

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме:
Пособия для развития детского творчества посредством методов ТРИЗ

В пособии представлены методы ТРИЗ, адаптированные к работе с детьми дошкольного возраста. Для дошкольников эти средства носят образный характер. Предметно — развивающую среду предлагаю обогатить основной группой моделей ТРИЗ, таких как морфотаблица, системный оператор, символически -зрительная и слуховая аналогия построенная с использованием схем, эталонов и символов представляющей собой модели различных систем и обектов.

Предварительный просмотр:

Пособия для развития детского творчества посредством методов ТРИЗ .

Основными положениями программы «Развитие» Л.А. Венгера и ТРИЗ-РТВ-технологии в плане развития творческих способностей, где способности понимают как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников эти средства носят образный характер — это эталоны, схемы, модели. Предметно-развивающую среду предлагаю обогатить основной группой моделей ТРИЗ-РТВ, таких как морфотаблицы, системный оператор, символическая зрительная и слуховая аналогия и др. — построенной с использованием схем, эталонов, символов и представляющей собой модели различных систем и объектов.

Пособие «Круги Луллия». «Круги Луллия» используются в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным разделам программы: экология, развитие связной речи, обучение грамоте, музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, конструирование. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Составь слово» — используется для составления слов. «Смешивание цветов» — закрепление получения цвета и его оттенков. «Сочини сказку» — используется для составления различных вариантов сказок.

Педагоги активно используют в своей работе морфотаблицы. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику. Цель: формировать у детей умение давать большое количество различных категорий ответов в рамках заданной темы; создавать условия для оценки ребёнком полученных идей. Учить детализировать наиболее удачные. «Волшебный домик для Незнайки» — находили возможные варианты домика для сказочного героя. «Поющая архитектура» — устанавливали связь архитектурных стилей и музыкальных жанров. «Сравнение архитектурных стилей» — выявляли особенности архитектурных стилей и сравнивали их между собой.

«Дидактический мяч». Активно используется в младшем возрасте пособие «Дидактический мяч», с помощью которого детей учим находить слова — антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. — Воспитатель предлагает слово — существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть — радость; белый — чёрный; плакать — смеяться. Задания для детей 5 лет. — Детям предлагаются в разброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. Пример: добрый — (какой?) злой; работа — (что?) отдых; бежит — (что делает?) стоит. В задания вводятся наречия. Задания для детей 6 лет. — Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Данное пособие используется при работе с литературным произведением. Например: «Назови героев с противоположными чертами характера».

Пособие по составлению загадок. Для усвоения детьми моделей составления загадки пользовались универсальной схемой. Цель: — упражнять детей в умении составлять загадки об объектах, используя известные модели; побуждать к использованию сравнений метафорического плана при составлении речевых зарисовок.

Пособие по описательной характеристике литературного героя. В каждой группе педагоги придумали своё необычное пособие, которое интересно и удобно в использовании. В одной группе — это «Часы», в другой «Улитка», а есть ещё и «Ромашка», на которую прилетает пчёлка. Данное пособие используется как алгоритм составления описательного рассказа. «Часы» , «Улитка» , «Ромашка»

Пособие «Гнёздышко» Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). Символы имён признаков придумывали сами дети, что способствовало их лучшему запоминанию. В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок. «Карандаши», «Гнёздышко», «Колосок», «Робот», «Воздушный змей».

Пособие «Окружающий мир» Для того чтобы поддерживать интерес детей в освоении классификационных групп педагоги придумали необычные образы. В каждой группе свои представители природного и рукотворного мира ( «Гномики», «Эльфики» , «Смешарики»).

Все представленные пособия используется как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей и способствуют развитию детского творчества.

Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений (С. И. Гин, 2013)

В книге прописаны развивающие занятия с детьми пятого и шестого года жизни из арсенала ТРИЗ-педагогики. Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.

Оглавление

В конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. Идеал ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ – технологии в систему работы дошкольных учреждений республики не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов обучения.

Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию методики ТРИЗ в детском саду, основанный на многолетнем авторском опыте работы с коллективами дошкольных учреждений г. Гомеля (Беларусь).

При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов – тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: Гуткович И., Корзун А., Мурашковской И., Ладошкиной С., Нестеренко А., Страунинг А., Сидорчук Т., Рубиной Н., Шустермана М., а также авторские разработки Гин С.И.

Занятия, предлагаемые в пособии, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года жизни.

В первый год предполагается изучить следующие темы: «противоречия», «системный оператор», «метод маленьких человечков», «ресурсы», «сочинение загадок» (по методике Нестеренко А.А.).

С детьми среднего возраста, учитывая психофизиологические особенности детей 4–5 летнего возраста, занятия проходили в форме свободного общения, в виде диалогов, где воспитатель играл направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15–20 минут.

В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми (в тексте основное занятие идет под буквой А, познавательное упражнение под буквой Б). Кроме этого в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия – 25–30 мин.

Основные темы, предлагаемые во второй год обучения: «приемы фантазирования», «приемы придумывания нового объекта», «методика рассказа по картинке» (по методике Мурашковской И.Н.), обучение навыку классификации (по методике Сидорчук Т.А.).

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится гораздо более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают применяться на других занятиях и в повседневном общении.

Несмотря на то, что пособие представляет собой подробные рекомендации к проведению занятий – «что говорить и делать», воспитателям рекомендуется самостоятельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать «почему именно это нужно говорить и делать». Ведь основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель – творец.

Для этого необходимо:

– организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический» характер;

– в конце занятий следует выделять этап «Подведение итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: в виде игр «Интервью» «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждения планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …»), продуктивной деятельности и обсуждения полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей к другим видам деятельности, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.

– иметь специальную игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия; Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать игрушке существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки: необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «кубарик», «лошарик» и т. п. После «Подведения итогов» дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

– проводить познавательные упражнения на втором году обучения не только как коллективные, но и как индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения также можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

– быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

Данное пособие адресовано начинающим и рекомендуется прежде всего для массового использования воспитателями, не получившими углубленной подготовки по ТРИЗ, делающими первые шаги в освоении этой науки. Вместе с тем, рекомендации могут быть использованы и опытными воспитателями, которые будут вносить соответствующие изменения в конспекты занятий и выходить на следующий уровень преподавания и освоения материала. Например, при изучении темы «Противоречие» можно включать решение задач «на противоречия», при обучении игре «Да-нетка» можно использовать не только линейный вариант игры, описываемый в пособии, но и плоскостной и пространственный и т. п. Таким образом, воспитатель может самостоятельно выстраивать план занятий в зависимости от собственных знаний и умений и (прежде всего!) готовности детей.

И самое главное.

ТРИЗ-педагогика сегодня – это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей терминологии, столько в обеспечении «задачной», многовариантной, стимулирующей творческий поиск жизни и деятельности наших детей.

АВТОР ВЫРАЖАЕТ ИСКРЕННЮЮ БЛАГОДАРНОСТЬ

воспитателям детских садов № 10 и № 163 г. Гомеля, принимавшим участие в реализации программы применения ТРИЗ-педагогики в детском саду: Барбадьковой Т.И., Бейзеровой Н.Н., Брель Т.О., Гальмуковой Л.С., Ефименко Л.П., Киселевой Е.В., Ковалевой А.Б., Ковалевой О.В., Кондрусевой А.Н.,Левковец В.С., Менделевой Е.В., Метелкиной В.И., Сухиной В. А., Чухрай Е.В.

а также благодарит за сотрудничество и поддержку Ульянову Инну Александровну – инспектора по дошкольному образованию Советского РОО г. Гомеля, Мельникову А.В. – заведующую д/с № 10, Тимошенко М.И. – заведующую д/с № 163, Васильчук Н. В. – методиста д/с № 163, Палевич О. В. – методиста д/с № 10.

РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА НАМ И НАШИМ ДЕТЯМ!

(первый год обучения).

1. октябрь Противоречия в погоде.

2. октябрь Противоречия в предметах.

3. ноябрь Противоречия в предметах (продолжение).

4. ноябрь Противоречия в ситуациях.

5. ноябрь Противоречия в размерах.

6. ноябрь Противоречия в количестве.

7. декабрь Противоположные признаки.

8. декабрь Обобщающее занятие по противоречиям.

9. декабрь Подсистемы человека.

10. декабрь Подсистемы предметов.

11. январь Подсистемы предметов (продолжение).

12. январь Обобщающее занятие по подсистемам.

13. январь Метод маленьких человечков.

14. январь Твердые и жидкие человечки.

15. февраль Газообразные человечки.

16. февраль «Цветные» человечки.

17. февраль Обобщающее занятие по ММЧ.

18. февраль Функции подсистем.

19. март «Системный лифт».

20. март Надсистемы и подсистемы объекта.

21. март Обобщающее занятие по подсистемам и надсистемам 22. март Прошлое.

23. апрель Будущее человека.

24. апрель Будущее предмета.

25. апрель Системный оператор.

26. апрель Обобщающее занятие по системному оператору.

27. май Анализ сказки на системном операторе.

28. май Использование ресурсов для сочинения сказки.

29. май Другая точка зрения.

30. май Обобщающее занятие за год.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений (С. И. Гин, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

kartaslov.ru

Смотрите так же:

  • Научное понимание закона Взаимосвязь явлений – одна из основных форм существования материи. Возникновение, изменения, переход в новое состояние любого материального объекта возможны не в изолированном и обособленном состоянии, а во взаимосвязи с другими […]
  • Гибдд рязань проверить штрафы Узнать штрафы гибдд по номеру машины рязань 27.03.2014 | автор: ��c��a | Проверка штрафов харьков | Просмотров: 267 Быстрая загрузка: Узнать штрафы гибдд по номеру машины рязань Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как […]
  • Правило русского покера Русский покер Русский покер - это разновидность классического покера, которая появилась в девяностых на территории СНГ. Его правила схожи с правилами оазис-покера, но имеют несколько отличительных черт. Русский покер запрещен на […]
  • Понятие и системы наказаний Система наказаний Система уголовных наказаний Статья 44 УК РФ устанавливает исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке, от менее к более суровому. Это: По характеру причиняемых […]
  • Правила пожарной для построек Нормы строительства частного дома: требования СНиП На участках, отведенных для индивидуального жилищного строительства, разрешено возведение частных домов, коттеджей, бань, хозяйственных построек и так далее. Однако, несмотря на то, что […]
  • Все правила как носить костюм Правила ношения костюма Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. Эти вещи несовместимые по своему предназначению. Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в […]