Экономическое содержание налога и сборам

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующим субъектом и гражданами – с одной стороны, и государством – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Одним из важнейших вопросов финансовой науки является определение содержания экономической категории «налог».

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемых в бюджет государства (государственного и местных) и государственных целевых фондов.

В отличие от сборов и других обязательных платежей, взимаемых в фонды общеобязательного социального страхования (например, пенсионного фонда, фонда социального страхования на случай безработицы), налоги не имеют конкретного целевого назначения. Использовать сборы не по назначению не допускается.

Налога свойственна индивидуальная безвозмездность. Это означает, что при его взыскании государство не берет на себя обязанности по предоставлению каждому отдельном плательщику определенного эквивалента, равного их платежу.

Налоги — это обязательный вид платежа. Обязательность выражается в том, что за нарушение установленного срока уплаты, размера платежа, уклонение от уплаты предусмотрена ответственность плательщика, то есть существует необходимость принудительного исполнения данного платежа, что отличает его от добровольной жертвы.

Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Однако в современных условиях денежная форма практически преобладает, однако существуют отдельные случаи уплаты налогов и в натуральной форме.

При уплате налога часть переходит из собственности отдельных плательщиков в собственность государства. Иными словами, налоговые поступления имеют односторонний характер и связаны с перераспределением части стоимости ВВП, доходов юридических и физических лиц. Такого перехода не существует при внесении в бюджет обязательных платежей государственными предприятиями. Такие платежи будут налогами только по форме, но не по содержанию, так изменения форм собственности при этом не происходит.

Для налога характерна регулярность его взыскания, а это означает, что данный платеж вносится периодически, в четко установленные законодательством сроки.

Налог — категория не только экономическая, но и правовая. Правовое содержание проявляется через систему специфических обязательств, правовых норм, институтов.

Налоги устанавливаются исключительно государством на основании закона по юридически закрепленными правилами. Установление государством налогов — это своеобразная форма проявления его государственного суверенитета и осуществления надлежащих функций властности.

Мобилизация и использование налоговых поступлений получают правовое обоснование, становятся объектом контроля со стороны законодательных структур. Налоги являются неотъемлемым атрибутом государства, устанавливаются для финансового обеспечения выполнения возложенных на нее функций и решения социально-экономических задач.

Таким образом, логика анализа характерных признаков налогов дает возможность определить данную категорию. Налоги — это объективная экономическая категория, отражающая финансовые отношения, складывающиеся между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации в бюджеты и целевые фонды части стоимости ВВП, определенной на законодательном уровне по обеспечению граждан общественными благами и услугами.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

— обязательность — каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

— индивидуальная безвозмездность — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо конкретные индивидуальные блага;

— уплата в денежной форме — налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме; они обязательно должны сокращать денежные средства, принадлежащие налогоплательщику;

— финансовое обеспечение деятельности государства — налоговые платежи являются одними из основных источников доходов соответствующих бюджетов, предназначены для расходования на публичные цели.

За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура и т.д.), но осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизируется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

Налоги представляют собой финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств.

Общие налоги
Индивидуальный налог
НДФЛ
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Экономическое содержание налогов

Формирование финансовой системы и ее составной части — налоговой системы — неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на проведение экспансионистской политики и экономических и социальных реформ.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»1. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса:

■ физическими лицами, получающими доход;
■ юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне — это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом — это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

В науке утвердился взгляд, согласно которому налог выступает как своего рода оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значимых служб: налог — это «форма, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам»2. Таким образом налогоплательщику обеспечиваются условия для реализации стоящих перед ним финансово-хозяйственных задач, а государство, взимая за это налоги, наполняет бюджет.

К настоящему моменту в большинстве стран мира преобладает смешанная экономика, в которой действие рыночных механизмов дополняется государственным управлением. С точки зрения теории оправданием вмешательства властных институтов в процесс внутреннего регулирования производственно-коммерческой сферы являются ситуации, когда рынок не в состоянии самостоятельно решить все проблемы (производство общественных благ, социальные вопросы, макроэкономическая стабильность, развитие научно-технического прогресса, экологическое равновесие). Для осуществления своей деятельности государству, как и любому субъекту экономики, необходимы средства, основным источником которых в данном случае выступают налоги.

В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые общественными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на плательщика налога лишь опосредованно, через социальную среду.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ). Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах:

■ обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соот
ветствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. на
логам присущ принудительный характер;
■ индивидуальность определения величины налога в отношении
каждого налогоплательщика;
■ безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие
факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ
и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;
■ отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.
При определенных экономических и политических условиях уплата налогов может происходить и в натуральном виде, что характерно, главным образом, для слаборазвитых стран. Впрочем, подобные обстоятельства могут возникнуть в любом обществе. Так, в годы Великой Отечественной войны налоги чаще всего взимались не в денежной форме, а в натуральной.

Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов. Сбор — это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ). Главное отличие сбора от налога — отсутствие требования безвозмездной уплаты, т. е. перечисление сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком (например, уплата сбора на право торговли позволяет осуществлять торговлю на территории данного субъекта федерации). К отличительным признакам сбора также относится нерегулярный характер его уплаты, которая производится по мере необходимости, до начала функционирования субъекта в качестве участника экономического процесса, в то время как налоги начисляются и уплачиваются по результатам хозяйственной деятельности.
Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономическую, контрольную.

Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим формациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства формируется единый централизованный денежный фонд.

В индустриальном и постиндустриальном обществах, ввиду того, что объем налоговых отчислений увеличивается, а государство стремится все более активно проводить свою политику в экономической и социальной сферах, значение фискальной функции возрастает.

Налоги в этом случае превращаются в основной источник доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80—90%. Для сравнения налогового бремени по странам в международной статистике пользуются показателем удельного веса налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте. Таким образом, фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную.

Налоговое регулирование, являющееся составной частью государственного регулирования, в современных условиях признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Распределительная подфункция реализуется при распределении и перераспределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения или сокращения налоговой базы, изменения схем зачисления налоговых поступлений по бюджетам различного уровня.

Стимулирующая подфункция органично дополняет регулирующую и проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности. Например, при исчислении налога на добавленную стоимость установлены три ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НК РФ). Первая из них — нулевая — применяется в основном в отношении экспортных операций; тем самым государство стимулирует развитие внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, что является одним из основных показателей экономического развития страны.

Обложение по 10%-ной ставке производится при реализации продуктов питания (за исключением деликатесных) и товаров детского ассортимента. В этом случае государственная политика направлена, с одной стороны, на стимулирование жизненно важных отраслей, а с другой — на повышение жизненного уровня населения страны.

Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования населения. Вычеты на благотворительные цели,на содержание детей и иждивенцев при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности граждан. Кроме того, за счет общих налоговых поступлений финансируются здравоохранение, образование, развитие науки и культуры, другие программы. Все это свидетельствует о социальном характере налогов и, следовательно, позволяет с их помощью снижать напряженность в обществе.

Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п. К таким налогам относятся: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный и ряд других.

Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов — фискальной и экономической. Увеличение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития производства, что ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. И наоборот, понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует развитие экономики. В долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности доходы государства возрастут и, следовательно, возрастет значение фискальной функции даже при низком уровне налогообложения. Эти закономерности были математически исследованы, и результат известен в мировой экономической науке как эффект «кривой Лаффера»: линия, построенная ученым, отражает взаимосвязь между величиной ставки налога и объемом поступления налоговых платежей в государственный бюджет. Установлено, что при ставке подоходного налога свыше 30—35% средства уходят в теневую экономику или предприятия прекращают деятельность по причине отсутствия экономической выгоды.

Действие контрольной функции позволяет оперативно оценивать эффективность каждого отдельного налогового канала и фискального «пресса» в целом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику, т.е. сущность данной функции состоит в том, что появляется возможность количественного анализа налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Реализуется рассматриваемая функция специальными органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, соблюдением установленных норм заполнения и представления налоговой отчетности.

Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.

bbest.ru

5.3. Экономическое содержание и функции налогов

Налоги как обязательный элемент экономической системы государства возникли и развивались вместе с государством. Исторический процесс формирования системы налогообложения прошел путь от добровольного жертвоприношения в древнейших формах государственной организации через временное получения в средневековье вплоть до XIX в. в форме помощи идо обязательного, принудительного и всеобъемлющего характера в условиях развитой рыночной экономики.

Функционирования современного государства нельзя представить без налоговой системы. Она является не только источником образования централизованных финансовых ресурсов, но и самым эффективным средством перераспределения доходов физических и юридических лиц и инструментом непосредственного влияния на развитие общественного производства. В связи с этим налоги необходимо рассматривать в следующих аспектах:

а) по экономическому содержанию;

б) формой выявления;

в) нормативно-правовым режимом обеспечения.

По экономическому содержанию налоги оказываются в финансовых отношениях государства с физическими и юридическими лицами относительно принудительного изъятия части доходов с целью формирования финансовых ресурсов бюджетов разных уровней. Такое изъятие части доходов осуществляется на основе одностороннего движения финансовых ресурсов от налогоплательщиков к государству.

По форме выявления налоги являются особым видом обязательных платежей. Они отличаются от других обязательных платежей по таким признакам:

а) налоги изымаются на условиях невозвратности и бесплатности;

б) односторонність установления объема уплаты налога без предварительного согласования с плательщиками;

в) уплата налога происходит лишь в бюджет;

г) получение денежных средств в форме налогов не имеет конкретного целевого назначения;

д) налоги являются неотъемлемым атрибутом государства и базируются на государственных актах высшей юридической силы.

За нормативно-правовым режимом обеспечения налоги относятся к обязательных платежей, поступающих в Государственный бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки. Согласно Конституции Украины система налогообложения устанавливается только Законом Украины. Поэтому все налоговое законодательство соответствует Конституции Украины и создает основу для совершенствования системы налогообложения.

Кроме налогов, обязательных платежей относятся различные виды плат денежных средств в пользу государства в форме плат, отчислений и сборов.

Плата как отдельный вид обязательных платежей предусматривает эквивалентности отношений по возмещению государству за пользование государственными прерогативами в форме ресурсов: плата за воду, плата за землю и т.д. Величина платы зависит от размера используемых ресурсов и может относиться на себестоимость или уплачиваться с прибыли. По экономическому содержанию плата не отражает перераспределения доходов и поэтому непосредственно не относится к налогам.

Отчисления в отличие от налогов предусматривают целевое направление платежей: взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонда содействия занятости и др.

Собрание отличаются от налогов тем, что имеют разовый и случайный характер и являются небольшими по размерам. Они собираются по месту событий: рыночный сбор, гостиничный сбор, сбор за право проведения кино — и телесъемок и т.д.

Суть налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют фискальную, распределительную и регулирующую функции.

Фискальная функция является определяющей в характеристике сущности налогов. С ее помощью обеспечивается формирование финансовых ресурсов государственного бюджета, которые являются материальной базой государства для выполнения своих функций. В то же время налоговые поступления должны быть постоянными и стабильными и равномерно распределяться в пространстве и времени.

Постоянство означает, что налоги должны поступать в Государственный бюджет в порядке и равномерно в установленные сроки. Поскольку за счет налогов обеспечиваются соответствующие расходы государства, то сроки поступления налогов должны согласовываться со сроками финансирования расходов бюджета.

Стабильность налоговых поступлений определяется гарантией того, что их предусмотрен объем будет получено полностью.

Равномерность поступления налогов в пространстве и времени означает, что для обеспечения финансирования необходимых расходов финансовые ресурсы необходимы в определенное время и в определенном регионе. Без такой равномерности возникает потребность в перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами. Последнее затрудняет деятельность соответствующих исполнительных органов относительно регионального самоуправления и самофинансирования.

С помощью распределительной функции налогов обеспечивается формирование доходов бюджета с последующим их направлением на финансирование различных мероприятий государства. Именно с ее помощью устанавливаются пропорции распределения финансовых ресурсов между налогоплательщиками и государством.

Экономическое содержание регулирующей функции заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет систематический и целенаправленный влияние на все стороны деятельности плательщиков. Наиболее эффективной формой проявления регулирующей функции налогов является предоставление льгот отдельным налогоплательщикам или полное освобождение от налогообложения отдельных видов налогов или отдельных физических или юридических лиц.

Все функции налогов действуют в единстве с одновременным соответствующим регулирующим влиянием на его субъекты:

— как фискальный рычаг налоги обеспечивают формирование доходов бюджета;

— как распределительный рычаг налоги обеспечивают направление финансовых ресурсов Государственного бюджета на выполнение стратегических и тактических задач, определенных финансовой политикой государства;

— как регулирующий рычаг налоги обеспечивают целенаправленное влияние на развитие общественного производства и общественных отношений в государстве.

banauka.ru

Экономическое содержание налога и сборам

— военнослужащие, не зависимо от того где они находятся, и представители государственной власти (дипломатическая миссия).

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система.

Впервые в истории России подоходный налог был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1017 г. Но Февральская, а затем Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.16 о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций.

Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации доходов населения, отличавшихся низким уровнем. Не случайно поэтому в 1960 г. в СССР был принят специальный закон, предусматривающий постепенную отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Принципы ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц:

1) равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности;

2) первичное взимание налога у источника получения доходов;

3) предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе;

4) установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода;

5) недопущение уплаты этого налога за плательщика;

6) предоставление отдельным категориям граждан целевых налоговых льгот.

Подоходный налог самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

studfiles.net

Экономическое содержание налогов и их экономическая сущность.

1Экономическое содержание налогов и их экономическая сущность

Необходимость налогов, как экономической категории, вытекает из функций и задач гос-ва, выполняющего разнообразную деятельность (политическую, экономическую, соц-ую) и требующую соответственно определённых средств.

Налог – это безвозмездное отчуждение части собственности у лица в пользу государства для выполнения им своих обязанностей. За счёт налогов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Т.е. главное назначение налогов – обеспечивать деятельность государства и его сохранность. Т.о. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующим субъектом и гражданами – с одной стороны, и государством – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Экон. сущность налога: изъятие государством в пользу общества определённой части ВВП в виде обязательного взноса в денежной форме. (ВВП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в стране за определённый период времени, как правило год). Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя / сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая / ослабляя накопление капитала, расширяя / уменьшая платёжеспособность.

Сущность налогов проявляется также через их функции:

1. Фискальная функция – самая важная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Т.е. реализация функции осуществляется за счёт сбора установленных налогов в пользу государства. С её помощью образуется централизованный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение данной функции значительно возрастает, т.к. увеличиваются налоговые поступления, обусловленные ростом производства и потребностями государства. 2. Экон-ая функция – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство; Так, н-р, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. А назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Экон. функция включает в себя: Регулирующую – налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают значительное влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения. Социальную (распределительную) – состоит в перераспределении общественных доходов м/у различными категориями населения (в пользу слабых, незащищённых категорий граждан). 3. Контрольная – состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Эта функция осуществляется спец. органами, кt-ые осуществляют контроль за правильностью начисления, своевременностью уплаты и зачисления налогов.

2. Классификация налогов в соответствии с порядком их установления

Налог – это безвозмездное отчуждение части собственности у лица в пользу государства. Для воздействия на экономику и формирования своих доходов гос-во использует целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам.

В соответствии с порядком установления различают: Федеральные налоги – налоги, кt-ые устанавливаются Федеральным собранием РФ (Гос. дума и Совет Федерации), закреплены в НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ и взимаются по единым ставкам. К ним относ.: косв: НДС, акцизы, таможенные пошлины; прям: налог на прибыль орг-ий, НДФЛ, налог на добычу полезн. ископаемых (НДПИ), водный налог. Региональные налоги – налоги, кt-ые устанавл-ся НК РФ и законодат. органами субъектов РФ (советы народных депутатов, областные думы), обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ: прям: налог на имущ-во орг-ий, н-г на игорный бизнес, транспорт. налог. Местные налоги – устанавл-ся НК РФ и органами местного самоупр-ия, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований: налог на имущ-во физич. лиц, земельный н-г.

Так же различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – налоги, кt-ые устанавливаются непосредственно на доход или имущ-во налогоплательщика. Т.е. объектами прямого налога являются доход (зарплата, прибыль, процент, рента – это определённая сумма, кt-ую земельный собственник получает от арендатора – лица, взявшего земельный участок во временное пользование) и ст-ть имущ-ва (земля, дом, цен. бумаги и т.п.) налогоплательщика.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог (НДФЛ – налог на доходы физических лиц = 13%); налог на прибыль предприятий (организаций = 20%); налог на имущество – это налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц (нал.ставка не может превышать 2,2%).

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платёжеспособность субъекта н/о. К их числу относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. Прямые реальные налоги уплачиваются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. К их числу относятся: земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход (вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика), НДПИ.

Косвенные налоги – налоги, кt-ые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Т.е. объектами косвенного налога являются товары и услуги. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель – плательщиком косвенного налога.

К числу косвенных налогов относятся: Налог на добавленную стоимость (НДС = 18%, Добавленная стоимость – разность м/у реализованной продукцией за определённый период и стоимостью закупленных фирмой за тот же период предметов труда и услуг, т.е. это разность м/у продажами фирмы и её покупками); акцизы – налоги, устанавливаемые преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны; таможенная пошлина – это взносы (платежи) на импортные и экспортные товары.

kursak.net

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]