Отношение собственности в здравоохранении

Формы собственности в здравоохранении 3320

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Мировой опыт показывает, что здравоохранение наиболее эффективно функционирует при многообразии форм собственности. Это позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной формы собственности и в то же время корректировать возможные отрицательные социально-экономические последствия. Поэтому в условиях становления рыночных отношений в здравоохранении надо достичь рационального соотношения государственной и негосударственной форм собственности, государственного и негосударственного секторов. Это соотношение должно соответствовать уровню социально-экономического развития страны и обеспечивать надежную социальную защиту населения, удовлетворение его запросов и потребностей по охране и укреплению здоровья.

Многообразие форм собственности в нашей стране закреплено в ст. 8 Конституции РФ: «B Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Государственные организации.В здравоохранении на базе государственной формы собственности создаются и действуют федеральные и региональные организации. Государственный сектор в обязательном порядке обеспечивает населению гарантированный минимум услуг в сфере охраны и укрепления здоровья и принимает долевое участие в ОМС (рис. 15).

К федеральныморганизациям относятся государственные организации, имущество которых принадлежит на праве собственности федерации в целом. Это могут быть крупнейшие медицинские, научные организации.

Деятельность таких организаций здравоохранения обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Региональныеорганизации объединяют государственные организации, имущество которых на праве собственности принадлежит субъектам Федерации. К таким организациям в здравоохранении можно отнести крупные медицинские центры, находящиеся в собственности краевых, республиканских, областных органов власти. В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности рассматривается муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне характеризуется как самостоятельная форма собственности. На ее основе функционируют муниципальные организации.

Муниципальные организации— это организации, имущество которых принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям. В здравоохранении они включают поликлиники, больницы, роддома, станции скорой медицинской помощи, диспансеры, аптеки и др. Имущество муниципальных организаций закрепляется за ними во владение, пользование и распоряжение. Муниципальный сектор обеспечивает основной объем ПМСП, из его источников осуществляется финансирование многоотраслевых служб здравоохранения (см. рис. 15).

Рис. 15.Виды государственных и муниципальных организаций в здравоохранении

В России в соответствии с п. 4 ст. 214 ГК имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными организациями во владение, пользование и распоряжение.

Деятельность государственных организаций в здравоохранении позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения услуг и товаров медицинского назначения с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей для членов общества в области охраны и укрепления здоровья.

Вместе с тем государственным организациям здравоохранения присущи и определенные недостатки. К ним относятся неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на охрану и укрепление здоровья населения, бюрократический стиль управления, недостаточная заинтересованность в использовании новых технологий, оборудования, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества ко-

нечных результатов труда. Все это часто приводит к снижению результативности деятельности государственных организаций в области охраны и укрепления здоровья населения.

Необходимо отметить, что существует острая необходимость в преобразовании системы управления государственным сектором здравоохранения. Уже сейчас назрела проблема раздела собственности, прав и ответственности в деле охраны здоровья граждан между Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями. Решение этого вопроса особенно актуально для крупных клиник и больниц.

Негосударственные организации.Преимущественную долю в здравоохранении составляет негосударственный сектор. Субъектами негосударственной собственности в некоммерческом секторе являются граждане и (или) юридические лица. Негосударственные организации в индустрии здоровья создаются и действуют в виде коммерческих и некоммерческих организаций.

Негосударственные организации можно подразделить на два вида: действующие на основе индивидуальной и коллективной форм собственности.

Становление и развитие негосударственного сектора в здравоохранении обусловлено недостаточной эффективностью государственных структур, бюджетного финансирования, постоянным ростом диверсификации потребительского спроса на конечные результаты деятельности организаций здравоохранения.

Мировой опыт свидетельствует о том, что высокообеспеченная часть граждан предпочитает услуги и товары медицинского значения негосударственного сектора как более квалифицированные, с высоким уровнем обслуживания и информирования, правом выбирать врача, медицинскую организацию, медицинскую страховую компанию.

Необходимо отметить, что деятельность негосударственного сектора здравоохранения предполагает не замену услуг и товаров медицинского назначения, созданных в государственном секторе, а напротив, их альтернативное, дополнительное предоставление с соответствующим дополнительным привлечением средств за счет включения конкурентных механизмов. С этой точки зрения деятельность негосударственного сектора, безусловно, способствует усилению конкуренции, повышению качества помощи, созданию рабочих мест и обеспечению дополнительных налоговых поступлений. Например, частные стоматологические клиники и кабинеты могут успешно конкурировать с аналогичными государственными структурами как за участие в разработке, так и за реализацию государственных целевых программ по стоматологической помощи.

Негосударственный сектор в здравоохранении выполняет своего рода функцию «эффекта демонстрации», сигнализируя потребителям и производителям о недостатках и «узких» местах в организации государственного сектора. Поэтому негосударственному сектору отводится своеобразная роль новатора в применении научно-технологических достижений и передового опыта в оказании медицинской помощи населению.

Эффект конкуренции негосударственного сектора сводится к дополнению государственного сектора здравоохранения, компенсации его негативных сторон, а следовательно, и к усилению потенциала здравоохранения в целом.

Становление негосударственного сектора в здравоохранении в России пока не подготовлено в той степени, которая необходима для его устойчивого функционирования. Нужны соответствующая правовая база, институциональные преобразования, формирование бюджетной и налоговой политики, обеспечивающей возможность пользоваться негосударственным сектором здравоохранения значительной части населения.

Формирование негосударственного сектора здравоохранения затормозилось на стадии коммерциализации отрасли, в большинстве случаев заключающейся в торговле услугами, частично оплаченными из бюджета на базе государственных учреждений. Необходимо всесторонне и глубоко изучить опыт развитых стран в области негосударственного сектора здравоохранения, выработать стратегический курс его совмещения с российской государственной системой, определить наиболее эффективные пути развития.

Первостепенное значение приобретает правовая защита субъектов негосударственного сектора наравне с правами субъектов государственного и муниципального секторов здравоохранения в условиях ее многоукладности и отсутствия специального медицинского законодательства по этому вопросу. Целесообразно разработать и реализовать целевую комплексную программу развития негосударственного сектора здравоохранения.

По результатам проводимых обследований большая часть руководителей лечебно-профилактических организаций рассматривает практику формирования и развития негосударственного сектора, в том числе через механизмы разгосударствления и частной медицинской деятельности, как единственную возможность решения финансово-хозяйственных и организационно-управленческих проблем, соответствующих структурным изменениям экономики в целом.

Создание негосударственного сектора здравоохранения предполагает учет особенностей социально-экономической ситуации в России. По мнению авторов, из этого условия вытекают следующие принципы:

• негосударственный сектор не может заменить государственные формы обслуживания населения в области охраны здоровья. Он является их равноправным дополнением в плюралистической системе охраны здоровья граждан;

• негосударственный сектор функционирует в виде негосударственных организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей (частная практика). Его основой является частная собственность на факторы производства или их аренда с государственной регистрацией арендных отношений, включая лизинг; производственной базой функционирования негосударственного сектора могут быть объекты любой формы собственности.

Особую роль в условиях России играет обязательное страхование профессиональной ответственности участников негосударственного сектора в системе здравоохранения в целях финансового возмещения возможного ущерба, причиняемого жизни и здоровью граждан.

Становление и развитие негосударственного сектора здравоохранения не может обойтись без помощи и участия государства. Прежде всего необходимо соответствующее законодательство для установления статуса частных организаций, государственных предприятий (малых), коммерческих организаций на праве полного хозяйственного расчета, регулирования их взаимоотношений с государственным сектором, системой медицинского

страхования, инвентаризация коечного фонда, приведение его в соответствие со структурой заболеваемости, ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем рождаемости, устранением структурных диспропорций и др.

В конечном счете развитие негосударственного сектора здравоохранения следует рассматривать как одно из органических звеньев реформирования российского здравоохранения, тесно увязывая его с уровнем благосостояния населения.

Иные формы организаций.В современном здравоохранении помимо государственной и негосударственной собственности, существуют и другие виды и производные формы собственности (иностранная, смешанная, совместная). На их основе функционируют соответственно иностранные, смешанные и совместные организации.

Иностранная организация— организация, имущество которой принадлежит на праве собственности иностранному лицу: международной организации, организации иностранного государства, иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину, лицу без гражданства. В Российской Федерации к иностранным организациям в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности также относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.

Активное участие в охране и укреплении здоровья населения играют смешанные и совместные организации. Смешанная организацияоснована на сочетании различных форм собственности без участия иностранной собственности. Совместная организацияфункционирует на основе различных форм собственности, включая иностранную собственность.

Вопросы для повторения

1. Дайте краткую характеристику государственных и муниципальных организаций.

2. Дайте краткую характеристику негосударственных организаций.

3. Назовите основные принципы негосударственного сектора здравоохранения.

4. Дайте краткую характеристику иностранной, смешанной и совместной организаций.

studepedia.org

ТЕМА №12. ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Предмет, метод и задачи здравоохранения. Характеристика отношений собствен­ности в здравоохранении. Медицинская услуга как товар. Издержки, цена, прибыль, рентабельность. Социальная и экономическая эффективность здравоохранения, методика их расчета. Рынок медицинских услуг. Прибыльный и неприбыльный сектор здравоохранения. Модели организации здравоохранения: мировой и отечественный опыт. Финансовый механизм здравоохранения. Страховая медицина, содержание, история развития, опыт стран. Экономические основы организации системы медицинского страхования. Закон РФ о медицинском страховании.

Вопросы к обсуждению на семинарском занятии.

1. Предмет, метод и задачи экономики здравоохранения.

2. Характеристика отношений собственности в здравоохранении. Структура собственности: государственная, коллективная, частная, смешанная.

3. Медицинская услуга как товар. Издержки. Цена, ее функции и виды. Прибыль. Рентабельность. Эффективность здравоохранения.

4. Условия развития рынка медицинских услуг.

5. Организационно-правовые формы учреждений здравоохранения в условиях рынка.

6. Виды предпринимательства в медицине. Коммерческий расчет. Бизнес-план ЛПУ.

7. Социальный маркетинг в здравоохранении.

8. Функции управления медицинским учреждением. Стратегическое планирование, инновации, построение организации мотивация, контроль.

9. Социальная ответственность и этика в системе менеджмента сферы охраны здоровья.

10. Роль I и II эпидемиологических революций (ЭПР) в смене парадигм охраны здоровья населения. Модели организации здравоохранения: мировой и отечественный опыт.

11. Финансовый механизм здравоохранения: сущность, структура, функции. Смешанная модель финансирования здравоохранения.

ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ, УПРАЖНЕНИЯ.

1. Предметом экономики здравоохранения является:

а) оказание медицинской помощи населению;

б) финансовые потоки;

в) экономическая эффективность работы медицинского учреждения;

г ) потоки материальных, трудовых, финансовых ресурсов;

д) уменьшение трудопотерь на производстве.

2. Цена, спрос и предложение на рынке взаимодействуют так:

а) цена определяет спрос;

б) предложение определяет цену независимо от спроса;

в) цена балансирует спрос и предложение;

г) цена не зависит от предложения.

3. Рынок медицинских услуг относится к следующей рыночной структуре:

в) несовершенной конкуренции;

д) совершенной конкуренции.

4. Товаром на медицинском рынке является:

а) медицинское оборудование;

б) обследование больного;

в) медицинская услуга;

г) труд медицинских работников.

5. Эластичность спроса на медицинские услуги:

г) для данной отрасли не рассчитывается.

6. Разница между выручкой и себестоимостью — это:

7. Средняя эластичность стационарных медицинских услуг равняется:

8. Факторы, влияющие на формирование цен, называются:

9. При расчете цен одного посещения чаще применяют метод ценообразования:

г) по шкале ресурсов.

10. В государственной системе здравоохранения используется оплата труда:

а) оплата за услугу;

в) заработная плата;

г) плата за больного.

11. В связи с отсутствием в стационаре необходимого эффективного лекарственного средства лечение пациента продолжалось 13 дней вместо 11. Стоимость одного койко-дня в отделении стационара составила 65 у.е. Сколько должен заплатить пациент за лечение?

12. Спрос на Ваши услуги возрос. Изменится ли при этом цена на Ваши услуги? Если да, то как? Каким будет поведение Ваших конкурентов?

13. Цена спроса равна 15 у.е. на медицинскую услугу, а цена предложения — 25 у.е.

Чему равна рыночная цена, если потребители могут максимально заплатить 130% от цены спроса?

economics.studio

Формы собственности, новый хозяйственный механизм, предпринимательство в здравоохранении;

Собственность — система экономических и юридических отно­шений между людьми по поводу имущества, условий и результатов производства. В системе правоотношений можно выделить право собственности, ответственность собственника, защиту прав соб­ственности.

1 См. Лебедев А.А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья, Самара, 1996.

484 > ЧАСТЬ II 4- Раздел 13

По Закону «О собственности в Российской Федерации» право собственности определяется как право по своему усмотрению осу­ществлять владение, пользование и распоряжение имуществом. Владение означает фактическое обладание имуществом, без чего невозможно реализовать все другие права собственности, пользо­вание — это потребление имущества в соответствии с теми свой­ствами, которыми оно обладает. Распоряжение означает определе­ние юридической судьбы имущества, которое можно продать, обменять, подарить, отдать в залог, аренду и т.д. Ответственность собственника выражается в том, что он несет все издержки, свя­занные с содержанием собственного имущества, а также в том, что имущество собственника может быть использовано для компенса­ции потерь, нанесенных собственником третьему лицу. Защита прав собственности предполагает наличие норм права, исключающих нарушение прав собственности со стороны какого-либо иного субъекта права. Наряду с правом собственности существует право полного хозяйственного ведения, когда собственник передает свои полномочия другому субъекту. ‘Государственные предприятия и многие учреждения функционируют на правах полного хозяйствен­ного ведения, носителем которого является руководитель соответ­ствующего предприятия (учреждения), переданного государством в полное хозяйственное ведение. Если деятельность этого предпри­ятия (учреждения) финансируется за счет собственника, то возни­кает право оперативного управления. Учреждения в Российской Федерации в основном обладают правом оперативного управления. Это относится и к государственным (муниципальным) медицинс­ким учреждениям. Отношениям собственности в основном посвя­щена часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации.

Современные формы рыночного хозяйствования основывают­ся на разделении не столько собственности, сколько правомочий собственника между экономическими субъектами. Предпринима­тель, являясь главным действующим лицом на рынке, может не быть собственником применяемого им имущества.

К основным видам собственности в России относятся;

— общая (коллективная) собственность;

— собственность общественных объединений (организаций);

•v- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -О- 485

— собственность юридического лица.

В здравоохранении приходится иметь дело с различными фор­мами собственности. В ст. 41 Конституции Российской Федерации говорится о трех формах собственности в здравоохранении: госу­дарственной, муниципальной, частной. В основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» содер­жатся ст. 12 — «Государственная система здравоохранения», ст. 13 — «Муниципальная система здравоохранения», ст. 14 — «Частная си­стема здравоохранения».

Государственная собственность — имущество, право на которое находится у органов государственной власти. К государственной собственности относятся федеральная собственность и собствен­ность субъектов в составе Российской Федерации. Государствен­ная система здравоохранения включает:

— Министерство здравоохранения Российской Федерации;

— министерства здравоохранения республик в составе Россий­ской Федерации;

— органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— Российскую академию медицинских наук;

— находящиеся в государственной собственности и подчинен­ные органам управления государственной системы здравоохране­ния ЛПУ, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные, санитар-но-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицин­ской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицин­ской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят ЛПУ, фар­мацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Фе­дерации помимо Министерства здравоохранения РФ и министерств здравоохранения республик в составе РФ. Предприятия, учрежде­ния и организации государственной системы здравоохранения яв­ляются юридическими лицами. Их имущество соответственно мож­но отнести к собственности юридического лица, переданной ему в

486 О- ЧАСТЬ II ^ Раздел 13

оперативное управление или полное хозяйственное ведение, что должно быть отражено в соответствующем договоре и уставе уч­реждения или предприятия в системе государственного здравоох­ранения.

Муниципальная собственность— имущество, право собственно­сти на которое принадлежит органам местного самоуправления. В Российской Федерации к муниципальной собственности относит­ся имущество, находящееся в собственности органов власти райо­нов, городов и территориальных образований в их составе, а также средства их бюджетов. Муниципальная собственность здравоохра­нения включает: муниципальные органы управления здравоохра­нением и находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические органи­зации и предприятия, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения. Они так же, как и государственные, являются юридическими лицами, их собственность — собственность юридического лица, переданная ему собственником в ответственное управление или полное хозяйствен­ное ведение по соответствующему договору, что должно быть от­ражено в уставе предприятия или учреждения. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муници­пальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных за­конодательством Российской Федерации.

Частная собственность— имущество, право собственности на ко­торое регулируется частным правом. Частной может быть собствен­ность как физических лиц — граждан, так и юридических лиц, если юридическое лицо не является субъектом государственной или му­ниципальной собственности. К частной системе здравоохранения относятся:

— ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности;

— лица, занимающиеся частной медицинской практикой и ча­стной фармацевтической деятельностью;

— ЛПУ, аптечные, научно-исследовательские учреждения, об­разовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частны­ми предприятиями, учреждениями, организациями, общественны­ми объединениями, а также физическими лицами.

Проблемы экономики, финансирования, маркетинга 4- 487

Экономические преобразования в государственной системе здравоохранения нашей страны начались с введения нового хозяй­ственного механизма. Положение о новом хозяйственном механиз­ме в здравоохранении было одобрено Комиссией по совершенство­ванию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР 23.06.89. Этому предшествовали экономические эксперименты в здравоохранении, направленные на введение элементов предпри­нимательства, хозрасчета, экономических методов управления. Новый хозяйственный механизм(НХМ) в здравоохранении разра­батывался на основании широкомасштабного эксперимента, про­водившегося в четырех регионах страны. К этому эксперименту в дальнейшем добровольно, по собственной инициативе, присоеди­нились другие территории и отдельные медицинские учреждения. Для полного использования нового хозяйственного механизма, представляющего собой специфическую форму хозяйственного расчета, было необходимо его введение не менее чем на террито­рии области. Наибольшего успеха в эксперименте удалось добить­ся Кемеровской области, опыт которой и дальнейшем был исполь­зован другими территориями.

В положении о новом хозяйственном механизме в здравоохра­нении сказано: «Основными целями перевода учреждений здраво­охранения на новые условия хозяйствования является более пол­ное удовлетворение потребностей населения в квалифицированной медицинской помощи, обеспечение бесплатности, гарантирован­ное™ и доступности ее всем слоям населения, эффективное ис­пользование кадровых, материальных, финансовых ресурсов и на­учного потенциала общества, направленных на улучшение здоровья населения». Введение нового хозяйственного механизма в 1989 г. происходило в условиях единой государственной системы здраво­охранения с финансированием из государственного бюджета. В этот период страна уже приступала к рыночным преобразованиям в экономике, шире стали использоваться экономические методы уп­равления. В 1987 г. был принят правительственный документ под названием «Основные направления развития охраны здоровья на­селения и перестройки здравоохранения в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года», в котором один из 6 разделов был по­священ совершенствованию управления здравоохранением с ис­пользованием экономических методов. Введение нового хозяй-

488 <> ЧАСТЬ II О- Раздел 13

ственного механизма в здравоохранении было связано с хозрасче­том во всех сферах хозяйствования. Полный хозяйственный рас­чет, основанный на самоокупаемости и самофинансировании, в здравоохранении был невозможен, единственным реальным источ­ником финансирования в 1989 г. оставался государственный бюд­жет. Однако необходимость повышения эффективности использо­вания ограниченных ресурсов здравоохранения, включения здравоохранения в комплексное реформирование экономики тре­бовали введения тех элементов хозрасчета, которые были возмож­ны и желательны для решения проблем здравоохранения в новых условиях.

Специфическая форма хозяйственного расчета в государствен­ном здравоохранении СССР и получила название новый хозяйствен­ный механизм (НХМ) в здравоохранении.

Основными направлениями НХМ в здравоохранении стали рас­пределение средств по подушевому нормативу, а не на отрасль и ее службы, учреждения; оплата труда с учетом его количества и каче­ства; разрешение платных услуг; предоставление экономической са­мостоятельности руководителям учреждений. НХМ предусматривал:

— изменение управления здравоохранением (децентрализация, приоритет экономических методов, элементы научного подхода к управлению — менеджмента);

— новая структура управления (создание территориальных ме­дицинских объединений, расширение прав руководителей меди­цинских учреждений и усиление роли трудовых коллективов в уп­равлении учреждениями — создание советов трудовых коллективов);

— изменение порядка финансирования здравоохранения (вы­деление средств из бюджета на одного жителя по дифференциро­ванным подушевым нормативам, разрешение использовать в госу­дарственных учреждениях здравоохранения дополнительные источники финансирования, оказание платных услуг сверх гаран­тированных, работы по договорам с предприятиями и т.д.);

— расчет цен на услуги в учреждениях здравоохранения и вве­дение взаиморасчетов внутри учреждения между подразделениями и между учреждениями в соответствии с выполненной работой;

— новые формы организации труда в медицинских учреждени­ях, бригадный метод, бригадный и арендный подряд, аренда, ме­дицинские кооперативы, дневные стационары при больницах и по­ликлиниках, стационары на дому и т.д.;

-V- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -Ф- 489

— введение моделей хозрасчета, соответствующих новым фор­мам организации труда: 1-я модель хозрасчета — бригадная форма организации труда, 2-я модель хозрасчета — подрядные формы орга­низации труда (бригадный и арендный подряд), 3-я модель хозрас­чета — аренда, 4-я модель хозрасчета — медицинские кооперативы и другие формы частного предпринимательства в здравоохранении;

— попытка создания системы оплаты труда в соответствии с объемом и качеством выполненной работы, введение экономичес­ких методов стимулирования интенсивности и качества;

— введение системы внутриведомственного контроля качества медицинского обслуживания на основе разработки медико-эконо­мических стандартов (диагностически связанных, диагностически родственных или клинико-статистических групп) с использовани­ем экспертных оценок различного уровня (ступеней контроля ка­чества медицинского обслуживания).

Являясь специфической формой хозяйственного расчета в госу­дарственной системе здравоохранения, НХМ должен был повысить эффективность использования ресурсов и качество медицинского обслуживания путем интенсификации труда и увеличения заинте­ресованности работников учреждений здравоохранения в его ре­зультатах. Это достигалось созданием различных вариантов (моде­лей) хозяйственного расчета — формирования и распределения хозяйственного дохода.

На основе использования всех разрешенных нормативными до­кументами источников финансирования в соответствии со специ­фикой организации труда формировался единый финансовый фонд, который распределялся в зависимости от принятой коллективом модели хозяйственного расчета. Основным источником финанси­рования учреждения здравоохранения являлись средства бюджета, выделяемые по долговременным экономическим нормативам, ус­танавливаемым на 5 лет с распределением по годам. Поликлини­кам бюджетные средства выделялись по дифференцированным подушевым нормативам, а другим учреждениям поступали как оп­лата в соответствии с объемом и качеством выполненной работы или по смете расходов. Дополнительные средства зарабатывались коллективом путем оказания сверхнормативных услуг по догово­рам с различными государственными, кооперативными и обще­ственными предприятиями, учреждениями и организациями, ока­зания сверхнормативных услуг населению на платной основе,

studopedia.su

Проблемы труда и собственности в медицине

Понятие, формы и принципы страхования в медицине. Расчёт себестоимости медицинских услуг. Субъекты медицинского страхования. Понятие о стоимости медицинской услуги. Нормативно-правовая база в медицинском страховании РФ. Затратный метод ценообразования.

Подобные документы

Понятие услуги и её роль в современной экономике. Отличительные характеристики услуги: неосязаемость, непостоянство качества, недолговечность. Характерные черты рынка услуг как одного из разновидностей товарного рынка. Колебание спроса на услуги.

курсовая работа, добавлен 01.05.2015

Понятие собственности, формы и виды собственности. Методы изменения форм собственности. Акционерная собственность в РФ. Три формы приватизации. Основные задачи потребительской кооперации. Порядок передачи предприятий в коллективную собственность.

курсовая работа, добавлен 20.12.2014

Экономическое содержание собственности, её формы и отношения. Разгосударствление и характеристика процесса приватизации. Понятие рынка собственности и система управления им. Проблемы собственности в акционерном секторе экономики и пути их решения.

контрольная работа, добавлен 04.06.2012

Понятие собственности. Истоки отношений собственности. Основные формы собственности. Эффективность форм собственности в России. Проблематика современных тенденций развития отношений собственности. Состояние производительных сил.

курсовая работа, добавлен 10.01.2004

Понятие и экономический состав себестоимости. Изучение классификации затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Особенности калькуляции себестоимости в автотранспортном комплексе. Расчет себестоимости услуг автотранспортной организации.

курсовая работа, добавлен 24.07.2014

Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности. Способы реализации собственности, место и роль собственности в системе общественных отношений. Формы и виды собственности. Анализ форм собственности в современной экономике России.

курсовая работа, добавлен 24.05.2012

Отношения собственности являются определяющими в развитии того или иного государства. Понятие собственности и ее социально-экономическая сущность. Формы и виды собственности. Теории денег: абстрактная, монетарная, количественная, государственная.

контрольная работа, добавлен 05.03.2008

Основные положения об оценке объекта: заявление о соответствии, последовательность определения стоимости объекта. Описание объекта оценки, местоположение, анализ рынка недвижимости. Расчёт стоимости объекта сравнительным, затратным, доходным подходом.

курсовая работа, добавлен 04.05.2012

Изучение принципов и методов оценки жилой недвижимости. Затратный, доходный и рыночный подходы к определению стоимости объекта недвижимости. Расчет рыночной стоимости квартиры, расположенной в г. Пермь и корректировки на разницу в общей площади помещений.

курсовая работа, добавлен 29.12.2014

Понятие, значение и информационная база анализа себестоимости продукции предприятия. Организационно-экономическая характеристика Снежского сельского поселения: оценка затрат на предоставляемые услуги. Относительная экономия на условно-постоянных расходах.

allbest.ru

Формы собственности в здравоохранении

Практика развитых стран показывает, что здравоохранение так же, как и отрасли материального производства, наиболее эффективно функционирует в условиях многообразия форм собственности. Объясняется это возможностью использования преимуществ той или иной формы собственности в зависимости от сферы приложения капитала.

До недавнего времени в российском здравоохранении существовала абсолютная монополия государственной собственности. В настоящее время в здравоохранении в соответствии с Законом «О собственности» в РФ наряду с государственной собственностью функционирует и частная собственность.

Государственная собственность в РФ в сфере оказания медицинских услуг доминирует. Процессы разгосударствления не охватили эту сферу в такой же степени, как сферу материального производства, в силу особой социальной значимости медицинских услуг. Преобладание государственной собственности в здравоохранении позволяет обеспечивать единое централизованное регулирование процессов производства, распределения и потребления медицинских услуг в данных социально-экономических условиях. Этим создаются предпосылки равных возможностей для членов общества в области охраны и восстановления здоровья. В тоже время использование государственной формы собственности в здравоохранении менее эффективно в силу ограниченности средств, выделяемых государством, недостаточной заинтересованности в использовании новой техники и новых технологий, отсутствии стимула рационального использования экономических ресурсов, что неизбежно сказывается на снижении общей эффективности общественного производства. Поэтому для здравоохранения актуальна проблема разгосударствления и приватизации собственности при условии создания государством таких механизмов, которые бы позволили не ущемлять интересов граждан при получении медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, независимо от форм собственности. Например, полис обязательного медицинского страхования должен в этом случае быть действительным не только для медицинских учреждений государственной формы собственности, но других форм.

Государственная собственность в здравоохранении представлена в виде федеральной, субъектов федерации (региональной) и муниципальной.

Федеральная собственность охватывает государственные медицинские предприятия, деятельность которых обеспечивается за счет средств государственного бюджета. Это могут быть крупные лечебно-диагностические центры общенационального значения, научно-исследовательские учреждения. В процессе их деятельности реализуются общенациональные интересы.

Собственность субъектов федерации представлена государственными организациями регионального подчинения. К ним относятся краевые, республиканские, областные крупные медицинские центры, находящиеся в собственности регионов.

Муниципальная собственность – это собственность городских и сельских поселений, представленная такими объектами, как поликлиники, больницы, роддома, станции скорой медицинской помощи, диспансеры и др. Большая доля медицинских услуг оказывается на базе муниципальной собственности. Предоставление таких услуг финансируется в том числе и за счет средств городских бюджетов и бюджетов сельских поселений.

Частная собственность в здравоохранении формируется в основном в сфере оказания стоматологических, гинекологических, ортопедических, наркологических, лечебно-косметологических услуг, нетрадиционных методов лечения и др., то есть там, где не требуется централизации крупного капитала.

Развитие различных видов частной собственности, а соответственно, и форм предпринимательства в здравоохранении обусловлено недостаточной эффективностью государственного сектора. Поэтому частные предприятия возникают, с одной стороны, как альтернатива государственным, с другой – они заполняют свободные от государственного присутствия ниши. Но в любом случае расширение деятельности частных предприятий формирует конкурентную среду, что способствует повышению качества медицинских услуг, компенсации негативных сторон государственного здравоохранения и усилению потенциала здравоохранения в целом.

Частная собственность в здравоохранении может быть индивидуальной (физического лица, домашнего хозяйства) и коллективной (в виде акционерной, кооперативной, хозяйствующих объединений).

В некоторых странах, например, США, Германии на основе частной собственности функционируют так называемые прибыльные больницы, формирующие свой капитал на индивидуальной и коллективной основе (акционерной, кооперативной и др.), и бесприбыльные больницы. Деятельность первых носит откровенно коммерческий характер; цель их деятельности – получение прибыли.

Бесприбыльные больницы, удельный вес которых довольно высок, создаются в виде частных корпораций. Их первоначальный капитал формируется по подписке среди учредителей с привлечением государственных и частных пожертвований. Денежные интересы их учредителей и штатного персонала не связаны с общим объемом операций и доходов медицинского учреждения. Основная цель их деятельности – удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах, а доход, превышающий издержки, не распределяется среди учредителей, а идет на модернизацию материально-технической базы и расширение объема предоставляемых услуг.

Таким путем в здравоохранении может возникать смешанная форма собственности в виде частно-государственной, частно-государственной с участием капитала общественных организаций, церкви, благотворительных фондов.

Характерной чертой современной экономики является усиливающаяся интернационализация хозяйственной жизни, распространившаяся и на сферу оказания медицинских услуг. Это выражается в формировании и функционировании такого вида смешанной формы собственности, как международная. Она может быть представлена либо национальным предприятием с участием иностранного капитала, либо иностранным предприятием, находящимся в индивидуальной или коллективной собственности. Создание таких предприятий представляет определенные выгоды стране, в которой они начинают функционировать, так как это способствует созданию новых рабочих мест, распространению новейших технологий, сопутствующих созданию таких предприятий, формированию конкурентной среды, всегда благотворной для потребителей.

1. Чем отличаются ресурсы общественного производства от его факторов?

2. Каким образом в систему общественного производства включается труд врача?

3. Сформулируйте и дайте обоснование основного противоречия экономики.

4. Определите содержание экономических отношений.

5. Какая деятельность может быть признана экономически эффективной?

6. Определите факторы повышения эффективности общественного производства.

7. В чем проявляется социальный эффект медицинских услуг?

8. Вследствие каких причин кривая производственных возможностей является вогнутой линией?

9. Что представляют собой вмененные издержки и в чем проявляется их влияние на экономику?

10. В чем состоит проблема выбора и в постановке каких трех основных вопросов экономики она находит свое отражение?

Найдите верные ответы:

1. К экономическим ресурсам, используемым в здравоохранении, можно отнести:

а. землю, на которой расположено ЛПУ

в. здание ЛПУ, лечебно-диагностическое оборудование

с. внимательное отношение медицинского персонала к больным

д. предприимчивость главного врача медицинского учреждения

2. Назовите современный вариант рыночной системы:

а. чистый капитализм

в. смешанная экономика

[1] Блага – это товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности благодаря своим полезным свойствам.

[2] Современная экономика: — Пособие для студентов по курсу Основы экономической теории//Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. с. 14

[3] В литературе используется расширенная и узкая трактовка здравоохранения. Первая характеризует деятельность не только собственно медицинских учреждений, но и широкого круга немедицинских – службы охраны окружающей среды, организаций, занимающихся ресурсным обеспечением, аппарата управления и др. В узком смысле здравоохранение – это отрасль общественного хозяйства, специализирующаяся на предотвращении болезней и восстановлении здоровья человека на основе достижений медицинской науки и практики. Нас интересует деятельность собственно медицинских учреждений.

[4] Редичкина О. Большие надежды // РБК. 2010. № 8. с. 115.

[5] Современная экономика: — Пособие для студентов по курсу Основы экономической теории / Под ред. О.Ю.Мамедова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С.18.

[7] Экономическая теория: Учебник. – Изд. 2-е./ Под общ.ред. А.И. Добрынина и Г.П.Журавлевой. – М.: Инфра-М, 2010.С.213.

studopedia.ru

Смотрите так же:

  • Претензионные письма правила оформления Претензионные письма Основания для предъявления претензий Претензия может быть предъявлена в отношении: качества товара, если оно не соответствует качеству, определенному контрактом, включая несоблюдение комплектности товара и […]
  • Лермонтовская юристы Адвокат, юрист метро Лермонтовский проспект – юридическая консультация, услуги по семейным, уголовным, жилищным делам Подробные цены на юридические услуги адвоката, юриста метро Лермонтовский проспект: Наши ориентировочные цены: от 2000 […]
  • Проверка ооо на штрафы налоги Штрафы в налоговой инспекции по фамилии Актуально на: 5 июня 2017 г. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Данная обязанность в равной степени применяется и к […]
  • Вид наказания 8 букв поле чудес Игра (********): поиск слов по маске и определению Всего найдено: 164, по маске 8 букв сановник председательствующий при Олимпийских играх присуждавший награды победителям советский штангист, чемпион Олимпийских игр 1972, 1976 […]
  • Приказ дозор Приказ МЧС России от 11 августа 2015 г. № 424 “Об утверждении Порядка организации деятельности объектовых и специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В […]
  • Записка от родителей с разрешением Разрешение от родителей несовершеннолетнему как должно выглядеть разрешение от родителей несовершеннолетнему ребенку для сдачи экзамена в ГИБДД? Новые правила сдачи экзамена в ГИБДД 5 ноября этого года вступило в силу постановление […]