Понятие и виды нормативных законов

23. Понятие и виды нормативных актов

Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый уполномоченным лицом (субъектом) в строго определенной форме и содержащий в себе нормативные предписания (в первую очередь норму права).

1. В зависимости от юридической силы:

1.1.1. Конституция РФ – основополагающий нормативно-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства;

1.1.2. Федеральный конституционные законы – это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ;

1.1.3. Федеральные законы – это законы, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества, так называемые акты текущего законодательства;

1.1.4. Законы субъектов РФ – это законы, которые издаются и распространяются на территории субъекта РФ.

1.2. Подзаконные нормативно-правовые акты – это нормативно-правовые акты, которые издаются на основании и во исполнении законов, содержащие нормы права:

1.2.1. Указы и распоряжения Президента РФ – обязательные для исполнения на всей территории РФ, не противоречащие Конституции РФ и законов РФ, изданные в пределах компетенции нормативно-правовые акты;

1.2.2. Постановления и распоряжения Правительства РФ (не должны противоречить указам и распоряжениям Президента РФ);

1.2.3. Приказы, инструкции, положения министерства;

1.2.4. Решения, постановления, распоряжение органов государственной власти субъектов РФ;

1.2.5. Решения, постановления, распоряжение органов местного самоуправления;

1.2.6. Локальные нормативные акты.

2. В зависимости от сферы действия нормативно-правовые акты делятся:

2.1. Общефедеральные акты;

2.2. Нормативные акты субъектов РФ;

2.3. Нормативные акты органов местного самоуправления;

2.4. Локальные акты.

3. В зависимости от срока действия:

3.1. Нормативные акты длительного действия;

lawbook.online

Юридическая Консультация

Виды нормативных актов

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

  • Законы;
  • Подзаконные акты;
  • Законы занимают главное место в системе нормативно — правовых актов, их ведущее положение определяется следующими основными признаками:

    1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
    2. Законы высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;
    3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения, в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан;
    4. Законы содержат нормы первичного, исходного характера, все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
    5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке;
    6. Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

      Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации, критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют.

      Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией, они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

      В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

    7. Указы в границах собственных полномочий; Указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
    8. Указы, подлежащие утверждению Советом Федерации ( о введении военного положения, чрезвычайного положения, пред­ставления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора);
    9. По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.

      Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер.

      Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях), иногда они сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

      Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления, например, указ о назначении на должность, присвоении звания.

      Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления, например, создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда.

      Отличие распоряжений президента от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

      Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

      Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.

      Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции.

      Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

      Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия, например, федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства.

      Принимаемые правительством акты оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни.

      В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения.

      Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями, в них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

      На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления).

      Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

      Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

      В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления, их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

      Весьма существенно расширены полномочия органов местного самоуправления, их представительные органы (дума, муниципальный совет) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного само­управления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления и распоряжения, форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

      Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы неполной без выделения группы международно-правовых актов.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ —

      «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»

      Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида – директивы и постановления.

      Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств.

      В постановлениях содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.

      jurconsult.blogspot.com

      2. Понятие и виды нормативных актов-

      Нормативный правовой акт— это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитан­ные на многократное применение.

      Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Норма­тивный акт является официальным документом, носителем юриди­чески значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах конспекта).

      По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

      1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учреди­тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий фе­деральные органы государственной власти;

      2) федеральные конституционные законы принимаются по во­просам, предусмотренным и органически связанным с Конститу­цией (Автономная Республика Крым);

      3) законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, по­литической и духовной жизни общества;

      4) законы субъектов Федерации (в условиях федеративного устройства государства) — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

      Виды подзаконных актов:

      1) указы и распоряжения Президента Украины (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

      2) постановления и распоряжения Правительства Украины — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компе­тенцией по управлению общественными процессами;

      3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные от­ношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполни­тельной структуры;

      4) решения и постановления местных органов государственной власти;

      5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственного управления;

      6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­ганов;

      7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распо­рядка).

      В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

      *нормативные акты государственных органов;

      *нормативные акты иных социальных структур (муниципаль­ных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

      *нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

      нормативные акты, принятые на референдуме.

      В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

      *нормативные акты субъектов Федерации ;

      *нормативные акты органов местного самоуправления;

      *локальные нормативные акты.

      В зависимости от срока действия нормативные акты классифи­цируются как:

      нормативные акты неопределенно-длительного действия;

      Понятие и виды нормативных правовых актов в России

      Большинство норм российского права находит свое закрепление в нормативном правовом акте, который представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении или отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по лицам.

      Для нормативных правовых актов характерна четко выраженная структура. Они снабжены указаниями о времени и о месте принятия, а равно подписями надлежащих должностных лиц, разбиты чаще всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т.п. Любой нормативный правовой акт содержит четкие положения о том, на какую территорию или круг лиц распространяется действие акта, с какого времени он вступает в силу.

      Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Среди них на первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Конституционные нормы обладают высокой юридической значимостью, так как устанавливают фундаментальные основы жизни общества.

      В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывая основы правового регулирования в полном объеме. При этом закон регламентирует основные, ключевые аспекты жизни страны: принципиальные экономические, политические и социальные вопросы. Отсюда вытекают основные признаки закона как нормативного правового акта:

      1) принимается представительными органами, которые избираются народом, или непосредственно самим народом в порядке референдума;

      2) обладает высшей юридической силой;

      3) устанавливается в особом процессуальном порядке;

      4) имеет стабильный характер;

      5) является необходимым для регулирования наиболее важных, социально значимых общественных отношений. [1]

      Именно то, что в законе содержатся первичные (изначальные) правовые нормы, которые по-новому регламентируют самые значимые для жизни страны общественные отношения, и придает данному источнику права высшую юридическую силу. А все другие указываемые формально-юридические моменты — статус законотворческого органа, сложность законотворческой процедуры — обусловлены вышеобозначенными содержательными моментами. Чтобы изначально (первично) определить параметры правового регулирования в той или иной особо значимой сфере общественной жизни, и требуется призвать к такому творчеству особый субъект — народ или представительный орган, а также придать этому процессу публичный и контролируемый характер.

      Кроме высшей юридической силы, законы в России обладают и прямым действием (ст. 76 Конституции РФ), что также вытекает из содержания (первичных норм, регулирующих важнейшие общественные отношения) данного нормативного правового акта. Под прямым действием закона в широком смысле в юридической литературе понимаются все формы реального влияния входящих в закон правовых норм непосредственно на сознание, психику людей, а также на все общественные отношения. В узком смысле под прямым действием закона следует понимать лишь те случаи его непосредственного влияния и осуществления, которые связаны с конкретной активностью физических и юридических лиц в политико-правовой и социально-экономической сферах, когда каждый из них может наиболее выгодно использовать законодательные положения для осуществления своих охраняемых законом интересов. [2]

      Исходя из этого, можно определить закон как такой нормативный правовой акт, посредством которого народ или парламент в особом законодательном порядке устанавливает первичные правовые нормы для регулирования наиболее важных общественных отношений, благодаря чему он обладает высшей юридической силой и прямым действием.

      Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на основные и обыкновенные. Основные законы — это конституции.

      Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого парод учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

      Конечно, конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, многократность применения се норм к общественным отношениям одного вида, защищенность принудительной силой государства. В то же время конституция обладает и особыми юридическими свойствами, отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и, в отличие от других законов, является актом правового учредительства.

      В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму.

      Конституция как основной закон государства учреждает и юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

      К числу таких свойств относят верховенство, прямое действие, стабильность и др.

      Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов предусматривается действующей Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты, при помощи которых принимаются поправки к гл. 3—8 Конституции РФ.

      Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической и социальной жизни общества. Они по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные и, как уже отмечалось, издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения.

      Типичным примером текущего законодательного акта является федеральный закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

      Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы и т.д.

      Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы. Кодекс (лат. codex — книга, пень т.е. деревянная табличка для письма) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной, и т.д.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт. Структура кодекса, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса. Например, положения Общей части УК РФ содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

      Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

      Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

      Кроме отраслевых в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

      В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

      Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т.д.). В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, отдельные ведомства также издают нормативные правовые акты.

      Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются по широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны.

      Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно- правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента РФ не ограничивает право Государственной Думы принять по этому же вопросу федеральный закон и установить иные нормы права.

      Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете» или выставления на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru). В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

      Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает нормативно-правовые постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры, управления федеральной собственностью,

      охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи, Правительство РФ не может не принимать нормативных правовых актов в развитие федеральных законов. Ежегодно им принимается более 1000 нормативно-правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам, подлежат отмене Президентом РФ.

      Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для граждан.

      Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и федеральных служб и агентств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Количество нормативных правовых актов и перечень федеральных служб и агентств, акты которых подлежат государственной регистрации, постоянно растут.

      В целях обеспечения единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня уже внесено более 300 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам свободно осуществляется через Интернет.

      • [1] Шагиева Р. В. Актуальные проблемы права : учеб. пособие. М., 2011. С. 82
      • [2] Шагиева Р. В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Калуга, 2008. С. 202
      • studme.org

        Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

        Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

        НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

        Понятие и признаки нормативно-правового акта

        НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

        Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

        1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
        2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
        3. имеет официальный характер;
        4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
          • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
          • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
          • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
          • правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
          • содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
          • имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
          • имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
          • его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

        Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

        Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

        Классификация нормативно-правовых актов

        Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

      • По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
        • государственный орган;
        • общественные организации;
        • народ (референдум).
      • По сфере их распространения:
        • федеральные НПА;
        • акты субъектов РФ;
        • акты муниципальных органов;
        • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
        • По времени их действия:
          • акты, принятые на неопределенное длительное время;
          • акты временные (на определенный период).
          • По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

            В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

            По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

            Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

            Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

            Виды законов:

            Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

            Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

            Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

            К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

            Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

            Подзаконные акты

            Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

            Виды подзаконных актов:

          • Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
            • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
            • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
            • Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

              Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

              Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

              Акты судебной власти

              Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

              Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

              Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

              Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

              legalmap.ru

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]