Решение суда смоленской

Арбитражный суд Смоленской области

Арбитражный суд Смоленской области является составной частью системы арбитражного судопроизводства современной России.

Прямыми предшественниками арбитражных судов в их нынешнем виде принято считать арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях, образованные на территории РСФСР 21 сентября 1922 года на основании Постановления ЦИК и СНК РСФСР. Именно эта дата считается официальной датой образования системы арбитражных органов России.

Создание арбитражных комиссий относится к периоду новой экономической политики (НЭПа). Как известно, именно в этот период в послереволюционной России началось бурное развитие хозяйственных отношений, внедрялся хозяйственный расчет. Происходившие в стране экономические процессы вызвали насущную потребность в создании специализированных органов по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В начале своей деятельности арбитражные комиссии руководствовались Положением о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, утвержденное постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров от 21 сентября 1922 г. Впоследствии процессуальной основой их деятельности стало Положение об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 г.и Положение об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г. и др.

В Смоленской области (в то время — Смоленской губернии) мероприятия по созданию арбитражной комиссии (арбикома) начались в конце 1922 года. Так, перечнем первоочередных работ Губисполкома на декабрь-май 1922-23 года было предусмотрено создание арбитражной областной комиссии «для улаживания конфликтов между госучреждениями».

Согласно постановлению особого совещания при Высшей Арбитражной комиссии (ВАК) от 22.12.1922 компетенция смоленской арбитражной комиссии распространялась на Смоленскую, Брянскую, Витебскую и Гомельскую губернии.

Первоначально в штате смоленской арбитражной комиссии числились председатель, два члена комиссии, консультант (юрист), счетовод, делопроизводитель, судебный распорядитель, машинист и рассыльный.Сотрудникам областной арбитражной комиссии выплачивалось денежное вознаграждение по следующим ставкам: председателю и членам комиссии — 214 руб 43 коп.; консультанту — 131 руб. 25 коп.; секретарю — 95 руб. 85 коп.; счетоводу — 33 руб.; делопроизводителю и судебному распорядителю — 27 руб.; машинисту — 21 руб. 60 коп., рассыльному — 15 руб.

Арбитражная комиссия занимала служебные помещения общей площадью 23 « квадратных саженей», на которых размещались канцелярия и «зала для публичных заседаний». Рабочий день сотрудников арбитражной комиссии начинался в 10 часов утра и заканчивался вечером в шестнадцать тридцать. Была установлена обязательная регистрация времени прихода и ухода сотрудников со службы.

Председателями смоленской арбитражной комиссии в разное время являлись Попов Г.С., Игнатьев Г.Д., Чадовский И.Г. К сожалению, мы ничего не знаем об этих людях и об их заслугах перед арбитражной системой, однако их имена остались в истории арбитражных органов Смоленщины.

Интересны архивные данные об оценке работы областной арбитражной комиссии. Так, согласно найденным архивным источникам на заседании Президиума Смоленского Губернского Экономического Совещания 29 июня 1923 года деятельность арбитражной комиссии была признана «удовлетворительной и линия, принятая А.К.,-правильной».

На основании постановления Президиума ВЦИК от 14.01.1929г. первого октября 1929 года была образована Западная область. В ее состав вошли территории Смоленской, Брянской, части Калужской, Тверской и Московской губерний, а также Великолукский округ Ленинградской области. Смоленск стал центром Западной области. Территория Западной области составила 164,7 тыс. кв. км. с населением 6,58 млн. человек.С этого времени областная арбитражная комиссия действовала при Западном Областном Исполнительном комитете.

Безусловно, арбитражные комиссии по существу являлись придатком органов исполнительной власти и были подконтрольны им. Достаточно вспомнить о возможности отмены арбитражных решений Президиумом Губисполкома, а также о том, что именно органы исполнительной власти могли признать либо не признать «линию арбитражной комиссии правильной». Областная арбитражная комиссия просуществовала на территории Смоленщины вплоть до 1931 года, а затем на смену ей пришел государственный арбитраж.Создание нового органа экономического правосудия в стране было обусловлено, в первую очередь, совершенствованием хозяйственных отношений между предприятиями и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. Так, в марте 1931 года постановлением ВЦИК и СНК СССР всем государственным, хозяйственным и кооперативным органам и предприятиям было предписано оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность. Таким образом, введение обязательного договорно-правового регулирования хозяйственной деятельности предприятий вызвало необходимость создания более совершенного механизма разрешения экономических споров, которые неизбежно возникали между договорными контрагентами.

Государственный арбитраж был образован в системе органов государственного управления 3 мая 1931 г. Он был учрежден с целью «разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета». Правовое положение государственного арбитража регламентировало Положение о Государственном арбитраже, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 03.05.1931 № 5/298, которое с изменениями и дополнениями действовало вплоть до 1960 г.

Арбитражная система состояла из государственного и ведомственного арбитража. Государственный арбитраж разрешал споры предприятий и организаций различного административного подчинения, ведомственный арбитраж — споры между предприятиями в рамках одного ведомства (министерства, комитета).

В дальнейшем развитие и преобразование государственного арбитража, расширение его компетенции происходило под влиянием изменяющихся экономических условий в стране.

Постановлением Совнаркома СССР от 19.12.1933 «О заключении договоров на 1934 год» на органы госарбитража, помимо рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем. На оснавонии Постановлениея Совета Министров СССР от 15 марта 1953 г. № 768 «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» госарбитраж передан в состав Министерства юстиции СССР.С принятием постановления Совета Министров СССР от 10.06.1954 № 1153 «О Государственном арбитраже» органы государственного арбитража выделены из состава Министерства юстиции СССР и подчинены непосредственно Совету Министров СССР.

Главной задачей государственного арбитража согласно постановлению Совета Министров СССР от 23.07.1959 № 824 «Об улучшении работы Государственного арбитража» являлось активное воздействие на предприятия организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение госарбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями.

В 1960 г. Советом Министров СССР было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. На его основании в 1960-1961 г.г. были утверждены Положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление № 646 от 07.08.1970 «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» , в соответствии с которым арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

До 1974 г. госарбитражи состояли при исполнительных органах и не подчинялись вышестоящим арбитражам. 17 января 1974 г. Советом Министров СССР принято постановление № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража». Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и положения о государственных арбитражах в союзных республиках.

После принятия Конституции СССР 1977 г. Государственный арбитраж СССР получил статус конституционного органа. 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР впервые был принят Закон «О Государственном арбитраже в СССР», которым установлены организация и порядок деятельности органов государственного арбитража. На его основе были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В РСФСР также действовало Положение об органах Государственного арбитража, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.

С самого начала своего существования органы государственного арбитража выполняли судебные функции путем разрешения имущественных споров в соответствии с законодательством и договорами. Именно после вывода государственного арбитража из подчинения органов управления, когда их решения уже не подлежали пересмотру этими органами, арбитражная система постепенно стала приобретать черты коммерческого, экономического суда. При этом наряду с разрешением экономических споров арбитражные органы осуществляли и некоторые контрольно-управленческие функции (например, контролировали заключение предприятиями плановых договоров, соблюдение ими договорной дисциплины; осуществляли контроль за организацией и деятельностью юридических служб предприятий и др.), а также обладали правом издания акты нормативного характера. Тем не менее, в последние годы своей деятельности государственный арбитраж являлся переходным органом, обладавшим многими чертами судебных органов.

В 1991 году в России было всего 620 государственных арбитров, выполнявших огромный объем работы ( в 1991 году ими разрешено 361049 споров ) .

В Смоленске государственный арбитраж впервые был образован 29 июня 1931 года для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора Западной области.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны территория Смоленской области оказалась в зоне активных боевых действий, в связи с чем в срочном порядке осуществлялась эвакуация людей, материальных ценностей и скота вглубь страны.

Решением бюро Обкома ВКП/б/ от 10.10.1941 из состава работников Облисполкома и Обкома ВКП/б/ созданы оперативные группы для руководства областью. В отношении всех остальных работников Облисполкома и Обкома принято решении об эвакуации в Саратовскую область для работы, а в отношении военнообязанных — для мобилизации их в Красную Армию. 12 октября 1941 года Смоленская область была полностью оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Данных о судьбе государственного арбитража в период оккупации в архивах Смоленской области обнаружить не удалось.

После освобождения Смоленщины началось возвращение эвакуированных организаций, восстановление государственного аппарата и разрушенного хозяйства области. Несомненным подтверждением того, что в 1944-1945г.г. государственный арбитраж уже приступил к своей непосредственной деятельности, является обнаруженная в архиве смета расходов на его содержание. Количество дел в послевоенный период постоянно увеличивалась. Так, в 1947 году в госарбитраж поступило 938 дел, в 1948 г. — 1071 дело, в 1949 г. — 1500 дел.

С 1954 года деятельность государственного арбитража Смоленской области тесно связана с именем Цветкова Михаила Егоровича, который занимал должность главного государственного арбитра Смоленской области в период с 1954 г. по 1989 г. и внес большой личный вклад в развитие и совершенствование арбитражной системы.

До преобразования государственного арбитража в арбитражный суд государственными арбитрами в разные годы работали Мартакова В., Любовская Н.С., Петраченкова Г.М., Кулешова Т.В., Заболоцкая В.Н.

Роль Госарбитража Смоленской области была весьма высокой. Об этом свидетельствует тот факт, что только в первом полугодии 1982 года областной госарбитраж рассмотрел 1034 дела, по которым с ответчиков взыскано свыше 3 млн. руб. задолженности и штрафов. Рассматривались сложные дела различных категорий, вытекающие из договоров перевозки, контрактации, поставки, капитального строительства.

Новый этап развития арбитражной системы относится к девяностым годам прошлого века, когда стремительное развитие рыночных отношений, процесс разгосударствления собственности потребовали создания подлинно независимых судебных органов для рассмотрения экономических споров. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» с 1 октября 1991 г. органы государственного арбитража были преобразованы в арбитражные суды. Фактически арбитражные суды на базе органов Госарбитража были сформированы и начали функционировать на всей территории России в 1992 году.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г. № 2642-1 первым председателем Смоленского областного арбитражного суда избран Борзыкин Владимир Степанович, работавший до избрания на эту должность главным государственным арбитром Смоленской области. Борзыкин В.С. являлся руководителем арбитражного суда вплоть до марта 2005 года. С 15 марта 2005 года Борзыкин В.С. находится в отставке.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г. № 2973-1 избраны:Кулешова Татьяна Владимировна — первым заместителем председателя — председателем коллегии областного арбитражного суда;Заболоцкая Валентина Николаевна — заместителем председателя — председателем коллегии областного арбитражного суда;Индыкова Людмила Владимировна, Либерова Людмила Викторовна, Мартыненков Леонид Семенович, Петраченкова Галина Михайловна-судьями арбитражного суда.

Приказом от 22.06.1992 № 3 с 1 июля 1992 г. для рассмотрения дел в Смоленском областном арбитражном суде образованы две судебные коллегии: по разрешению дел по экономическим спорам и спорам, возникающим в сфере управления, и по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу (кассационная коллегия).В это период наибольшую сложность представляла категория споров, касающихся оспаривания приватизационных сделок в отношении государственного и муниципального имущества.

С 1 июля 1995 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.1995 № 71-ФЗ, на основании которого в системе арбитражных судов учреждалась апелляционная инстанция.

Приказом председателя арбитражного суда Смоленской области от 3 июля 1995 г. № 36 в связи с принятием новых законов о судоустройстве и судопроизводству в арбитражных судах Смоленский областной арбитражный суд был переименован в Арбитражный суд Смоленской области. Этим же приказом в составе арбитражного суды были образованы две судебные коллегии: по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных правоотношений.Судебные коллегии арбитражного суда области рассматривали в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам, изучали и обобщали судебную практику, разрабатывали предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализировали судебную статистику, а также осуществляли иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Приказом от 27 октября 2000 г. № 5 в Арбитражном суде Смоленской области произведено организационное разграничение деятельности первой и апелляционной инстанций. Этим же приказом была создана апелляционная инстанция, которая просуществовала в составе арбитражного вплоть до октября 2006 г.С этого времени начал действовать Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), осуществляющий проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, принятых арбитражными судами Тульской, Смоленской, Рязанской, Брянской, Калужской областей. С момента начала деятельности Двадцатого арбитражного апелляционного суда Арбитражный суд Смоленской области не рассматривает апелляционные жалобы и является только судом первой инстанции. Проверку вступивших в законную силу судебных актов Арбитражного суда Смоленской области в кассационной инстанции осуществляет Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск).

За 15 лет с момента создания Арбитражный суд Смоленской области развивался и изменялся вместе с реформированием всей арбитражной системы России, совершенствовалась организация и качество работы, изменялась структура суда, расширялся штат, улучшались условия работы.

В настоящее время в Арбитражном суде Смоленской области работает 19 судей и 50 государственных служащих (в том числе 22 — помощники судей).

Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 2005 года № 838 председателем Арбитражного суда Смоленской области назначен Шурыгин Сергей Дмитриевич.

Первым заместителем председателя Арбитражного суда Смоленской области — председателем судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных публичных отношений, является Кулешова Татьяна Владимировна.

В настоящее время в Арбитражном суде Смоленской области для оптимальной организации работы по осуществлению правосудия созданы две судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В каждой коллегии образованы по два судебных состава, которые возглавляют председатели составов Либерова Л.В., Сестринский А.М., Бажанова Е.Г., Пузаненков Ю.А.

В составе арбитражного суда действует президиум, в который входят председатель арбитражного суда, его заместители, председатели судебных составов.

Судьи арбитражного суда принимают активное участие в работе органов судейского сообщества Смоленской области. Первый заместитель председателя Кулешова Т.В., судьи Борисова Л.В. и Печорина В.А. входят в Совет судей Смоленской области. Председатели судебных составов Либерова Л.В., Сестринский А.М., Пузаненков Ю.А., судья Буринская Л.В. Алмаев Р.Н. являются членами Квалификационной коллегии судей Смоленской области. Первый заместитель председателя Кулешова Т.В. и судья Бажанова Е.Г. входят в состав экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Судьи принимают активное участие в работе Научно-консультативного совета при Федеральном Арбитражном суде Центрального округа. В работе научно-консультативного совета участвуют руководители и судьи Федерального арбитражного суда Центрального округа, Девятнадцатого и Двадцатого арбитражных апелляционных судов, Арбитражных судов Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Смоленской областей, научные и практические работники, входящие в состав совета.

Судьи и сотрудники Арбитражного суда Смоленской области являются постоянными авторами специализированных юридических изданий: «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Хозяйство и право», «Арбитражная практика», «Налоговые споры: теория и практика» и др. (судьи Кулешова Т.В., Заболоцкая В.Н., Лукашенкова Т.В.), публикации представляют значительный интерес для развития юридической науки и практики.

Судьи Шурыгин С.Д., Бажанова Е.Г., помощник судьи Бондаренко Д.И., секретарь судебного заседания Свешникова К.В. преподают юридические дисциплины в образовательных учреждениях города Смоленска, а также в системе переподготовки кадров.

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата — администратором арбитражного суда Баран И.Л. В структуру суда входят также такие вспомогательные структурные подразделения как общий отдел (начальник отдела Денисова Т.Г.), финансово-экономический отдел (начальник отдела Жарковская Л.В.). Специалистом по кадрам является Жарова М.Ю.

За последние годы значительно улучшились материально-технические условия. Сегодня Арбитражный суд Смоленской области занимает два этажа и цокольный этаж общей площадью 2060 кв. м. в административном здании по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, д. 46. Производственные помещения арбитражного суда приведены в соответствие с задачами арбитражного судопроизводства на современном этапе. Особое значение в Арбитражном суде Смоленской области уделяется внедрению современных компьютерных технологий, что направлено на обеспечение доступности, открытости и прозрачности правосудия, придание деятельности суда публичного характера. В целях обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности Арбитражного суда Смоленской области, создания механизмов доступа к правосудию, а также информационного взаимодействия с гражданами и гражданским обществом, для решения иных задач в области информационной политики судебной власти с декабря 2005г. открыт постоянно функционирующий официальный интернет-сайт Арбитражного суда Смоленской области ( www .smolensk.arbitr.ru ). На его страницах размещается информация о движении дел, судебные акты по рассматриваемым делам, обобщения правоприменительной практики, публикации судей и работников аппарата, справочная информация и материалы, новости. В холле третьего этажа расположен электронный информационный портал арбитражного суда, также позволяющий получить информацию о движении дела. Внедрен программный комплекс «Судебно-арбитражное делопроизводство», что позволило ускорить доступ к информации, упростить движение корреспонденции, обеспечить решение организационных задач, повысить эффективность внутреннего контроля.Функционирует электронный информационный блок, позволяющий оперативно доводить до судей и работников аппарата суда служебную информацию: информационные письма и обзоры, судебные акты вышестоящих судебных инстанций, актуальную информацию о выработке единообразных подходов к разрешению правоприменительных вопросов и т.д.

Приоритетными направлениями в деятельности Арбитражного суда Смоленской области являются совершенствование правосудия путем обеспечения его открытости, доступности, независимости и эффективности, быстрое и качественное разрешение экономических споров, повышение доверия участников рынка к арбитражному суду.

Место в судебной системе

Арбитражный суд Смоленской области относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Смоленской области действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Смоленской области входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В каждой судебной коллегии образованы по два судебных состава, которые возглавляют председатели составов.

pravo.ru

02 июля в конференц-зале суда состоялось общее совещание судей и работников аппарата Арбитражного суда Смоленской области, на котором были подведены итоги работы за июнь текущего года.

1 июня, в Арбитражном суде Смоленской области, прошел первый летний праздник – День защиты детей.

Объявление

прием документов отделом делопроизводства 9 июня 2018

Председатель суда

Пузаненков Юрий Алексеевич

Общая информация

Помощник Григорьева Анастасия Александровна Телефон помощника (4812) 244-711 Помощник Королева Юлия Леонидовна Телефон помощника (4812) 244-704 Специалист Усачева Екатерина Николаевна Телефон специалиста (4812)244-705 Указы Президента РФ

Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1998 года № 112 назначен на должность судьи Арбитражного суда Смоленской области

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 года № 1660 назначен на должность заместителя председателя суда, председателя судебной коллегии Арбитражного суда Смоленской области.

В соответствии с Приказом Верховного Суда Российской Федерации № 382/кд от 05 июня 2017 года с 27 июня 2017 года осуществляет полномочия председателя Арбитражного суда Смоленской области.

В соответствии со ст. 42 Федерального Конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» председатель Арбитражного суда Смоленской области является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а именно:

1) организует деятельность арбитражного суда;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) формирует судебные составы;
4) созывает президиум арбитражного суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к ведению президиума;
5) осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
6) представляет арбитражный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
7) осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом.

Председатель арбитражного суда издает приказы и распоряжения.

Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Родился в городе Смоленске.

В 1981 году окончил Смоленский государственный институт физической культуры; в 1991 году — Минскую высшую школу МВД СССР.

Общий стаж работы по юридической профессии до назначения на должность судьи составляет более 15 лет.

С 2006 года по 2011 годя являлся председателем третьего судебного состава Арбитражного суда Смоленской области.

Имеет первый квалификационный класс судьи.

Награжден Почетной грамотой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Почетной грамотой Совета судей Смоленской области, Почетной грамотой Смоленской областной Думы.

smolensk.arbitr.ru

Другие судебные акты по этому делу

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2008 года.

Мотивированный текст решения изготовлен 18 августа 2008 года.

Судья Арбитражного Суда Смоленской области Бажанова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Бажановой Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Смоленской области к

ООО «Транс-Рейл-Смоленск»

о привлечении к административной ответственности,

от заявителя: Мергичев С.Г. — ведущий специалист-эксперт, доверенность пост. от 23.07.2008 № 03-46/2008, паспорт;

Снарева Л.Н. — ведущий специалист, доверенность пост. от 29.07.2008 № 01-46/11, паспорт;

от ответчика: Корниенко Е.А. — представитель по доверенности № 6 от 28.03.2008, паспорт.

Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

С 19.06.2008 по 18.07.2008 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее — Управление) в соответствии с приказом руководителя Управления от 18.16.2008 № 01-03/168 проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении средства массовой информации «Радиостанция «Слава», расположенного по адресу: г.Смоленск ул. Октябрьской революции д. 9. В результате проверки было установлено, что указанное средство массовой информации (далее — СМИ) распространяется на территории г.Смоленска через сеть проводного вещания, принадлежащую ООО «Транс-Рейл-Смоленск» (далее — Общество), без лицензии на вещание, то есть с нарушением ст. 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1, Положения о лицензировании телевизионного и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 № 1359.

10 июля 2008 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы по факту административного правонарушения направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Общество возражало против привлечения к административной ответственности, указав, что в заявлении Управление указало, что число абонентов (слушателей) превышает количество, указанное в Положения о лицензировании телевизионного и радиовещания в Российской Федерации. Ответчик не согласен с требованием и доводами, изложенными в заявлении, поскольку: пункт 2 Правил оказания услуг связи проводного вещания дает определение абонента сети проводного вещания, согласно которому абонент — это пользователь услугами связи проводного радиовещания, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей уникального кода идентификации. Таким образом, определение абонентов как слушателей, содержащееся в заявлении государственного органа, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Деятельность радиостанции «Слава», учредителем которой является Общество, не сопровождается заключением абонентских договоров, одной из сторон которых является абонент, вследствие отсутствия технической возможности возникновения подобных правоотношений. Также по причине отсутствия технической возможности и в соответствии со спецификой функционирования сети проводного вещания, отсутствует факт выделения уникального кода идентификации.

Исходя из п. 2 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации при осуществлении Обществом деятельности по радиовещанию получение лицензии не требуется, поскольку общее число абонентов не превышает 10. Таким образом, в действиях ООО «Транс-Рейл-Смоленск» отсутствует состав административного правонарушения.

Общество предприняло все возможные меры для разъяснения наличия или отсутствия необходимости лицензирования вещательной деятельности радиостанции «Слава». Сотрудниками ответчика были проведены необходимые переговоры и анализ публикаций в средствах массовой информации по реализации аналогичных проектов уличных радиостанций в городах России. Результаты данных мероприятий, а также анализ действующего законодательства РФ позволили сделать вывод о том, что вышеуказанная деятельность не подлежит лицензированию в области вещания.

Кроме того, проверки была проведена в отсутствие руководителя Общества в г.Смоленске, который свои полномочии официально никому не передавал.

В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет предусмотренную данной статьей административную ответственность.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон) лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом.

Порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания установлен в Положении о лицензировании теле- и радиовещания в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 № 1359.

Настоящее Положение действует до принятия федерального закона, определяющего порядок формирования и деятельности Федеральной комиссии по телерадиовещанию и региональных комиссий по телерадиовещанию.

Постановлением Правительства РФ от 06.06.2007 № 354 установлено, что лицензирование телевизионного вещания и радиовещания осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Как видно из материалов дела, между ООО «Транс-Рейл-Смоленск» (Учредитель) и журналистским коллективом редакции уличного радио «Радиостанция «Слава» (Редакция) 02.06.2008 заключен договор, согласно которому Редакция осуществляет производство информационного наполнения и выпуск в эфир через громкоговорители средства массовой информации уличного радио «Радиостанция «Слава». Редакция не является юридическим лицом, осуществляет хозяйственную деятельность как структурное подразделение Общества.

Редакция радиостанции «Слава» через принадлежащую Обществу сеть проводного вещания осуществляет вещание выпусков новостей, программы «Досуг», и «Гороскоп» с понедельника по пятницу с 10.00 часов до 20.00 часов, в субботу, воскресенье с 12.00 часов до 17.00 часов на территории г.Смоленска. Зоной вещания сети распространения СМИ является: ул.Кашена, ул.Нахимова, ул.Багратиона, ул.Октябрьской революции, ул.Николаева, проспект Гагарина, пл.Желябова, пл.Ленина, Колхозная пл., пл.Смирнова. Проводное вещание осуществляется через оборудование включения уличных громкоговорителей. Обществом при осуществлении распространения средства массовой информации оказываются возмездные услуги по размещению рекламы в передачах радиостанции «Слава» в соответствии с договорами возмездного оказания рекламных услуг, заключенными с ОУК «Смоленский государственный Драматический театр им. А.С.Грибоедова и ООО ИИЦ «Рабочий путь».

Из вышеизложенного следует, что пользователями радиовещания является неограниченный круг лиц.

Согласно Положению о лицензировании теле- и радиовещания в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 № 1359, получение лицензии не требуется, если кабельная сеть телевещания и проводная сеть радиовещания ограничены помещениями и территорией одного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо если общее число абонентов не превышает 10.

В Законе РФ «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 и Правилах оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2005 № 353 дано понятие «абонента», согласно которому — это пользователь услугами связи проводного радиовещания, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей уникального кода идентификации.

В данном случае Обществом абонентские договоры не заключались и не могут быть заключены как таковые. Доказательств обратного Управлением не представлено. В связи со спецификой функционирования сети проводного вещания, отсутствует факт выделения уникального кода идентификации.

В связи с изложенным и учитывая нормы действующего законодательства, суд считает, что в данном конкретном случае именовать неограниченный круг случайных слушателей радиостанции «Слава» абонентами некорректно и тем более не представляется возможным определить их количество.

Кроме того, ответчиком были проведены необходимые переговоры и анализ публикаций в средствах массовой информации по реализации аналогичных проектов уличных радиостанций в городах России, на основании которых Общество пришло к выводу об отсутствии необходимости наличия лицензии на вещание.

07.07.2008 ответчиком в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (г. Москва), было подано заявление с приложением необходимых документов о получении лицензии на вещание. Письмом лицензирующего органа от 22 июля 2008 № 2/11490 указанное заявление было возвращено для устранения недостатков.

В связи с тем, что устранение ряда замечаний по заполнению заявления о получении лицензии на вещание не представляется возможным вследствие особенностей технических средств, посредством которых осуществляется деятельность средства массовой информации «Радиостанция «Слава», Обществом в лицензирующий орган было направлено мотивированное письмо от 13.08.2008 № 32, содержащее просьбу о разъяснении по заполнению отдельных пунктов заявления, таких как: не предоставление документа, подтверждающего наличие технических средств вещания: заключения экспертизы ГРЧЦ о возможности использования частотного канала, либо копии лицензии на деятельность по связи в области (эфирного или проводного) радиовещания; в заявлении не указана частота, мощность передатчика или номер канала сети проводного вещания, количество абонентов.

Указанные замечания к заявке Общество устранить не смогло, поскольку осуществляет деятельность средства массовой информации «Радиостанция «Слава» посредством линейных усилителей, громкоговорителей, установленных в черте г.Смоленска в местах массового скопления людей и соединенных между собой проводами. Поэтому предоставить заключение экспертизы ГРЧЦ о возможности использования частотного канала невозможно вследствие отсутствия разработанной частоты; также предоставить копию лицензии на деятельность по связи в области (эфирного или проводного) радиовещания невозможно по причине отсутствия лицензии на вещание, в целях получения которой и было подано заявление. Указать частоту, мощность передатчика или номер канала сети проводного вещания, количество абонентов также не представляется возможным в силу их отсутствия.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Довод Общества о нарушении процедуры привлечения к ответственности, выразившемся в проведении проверки в отсутствие руководителя Общества или иного уполномоченного лица, судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство как препятствие для проверки не заявлялось Обществом в процессе проверочных мероприятий; акт проверки получен представителем по доверенности Корниенко Е.А.; кроме того, отсутствуют доказательства того, что Общество не имело возможности уведомить руководителя о проведении проверки.

Суд также отмечает, что приказ от 18.06.2008 № 01-03/168 о проведении мероприятий по контролю вынесен в отношении Радиостанции «Слава», акт проверки от 03.07.2008 № 67-06/0139 составлен в отношении Радиостанции «Слава», что не соответствует положениям п. 1 ст. 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Смоленской области о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ ООО «Транс-Рейл-Смоленск» (г.Смоленск, ул.Октябрьской революции, д. 9, корп. 1, офис 302, ОГРН 1046758326560).

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию — Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск), апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

media-pravo.info

Смотрите так же:

  • Образец приказа птм Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645"Об утверждении […]
  • Сроки проверка сообщений о преступлении Комментарий к СТ 144 УПК РФ Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении Комментарий к статье 144 УПК РФ: 1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, […]
  • Федеральный законом о политических партиях Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ"О политических партиях" С изменениями и дополнениями от: 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, […]
  • Российская газета законы 2014 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года Внести в […]
  • Порядок способы исчисления и уплаты налогов Порядок исчисления налога Актуально на: 6 июня 2017 г. Налог считается установленным только тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). Одним из таких элементов является порядок исчисления […]
  • Приказ переподготовка военнослужащих Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2015 г. № 630 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную […]