Социальное страхование пенсии это

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 ноября 2009

Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антон Дроздов и Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации Сергей Калашников подписали Соглашение о взаимодействии фондов. Документ определяет принципы совместной работы ПФР и ФСС при проведении выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Напомним, что с 1 января 2010 года единый социальный налог заменяется страховыми взносами в бюджеты обязательного пенсионного, обязательного медицинского и обязательного социального страхования. Сейчас функции администрирования* ЕСН выполняет Федеральная налоговая служба. С будущего года функция администрирования взносов в системы обязательного пенсионного и медицинского страхования будет возлагаться на Пенсионный фонд Российской Федерации, а взносов, поступающих в систему социального страхования – на Фонд социального страхования.

В соответствии с подписанным Соглашением, ПФР совместно с ФСС будут проводить совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов, принимать решения по результатам рассмотрения материалов выездных проверок, организовывать семинары для сотрудников. Стороны также будут осуществлять разработку методических рекомендаций и учебно-методических материалов для территориальных органов Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов.

* Администрирование страховых взносов — это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

www.pfrf.ru

Что такое государственное социальное страхование?

Социальное страхование – это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения. Такая услуга позволяет поддерживать те слои населения, которые по тем или иным причинам нуждаются в финансовой помощи. Что такое социальное страхование? Сегодня разберем в этой статье.

Социальное страхование реализуется в виде пенсий, пособий, льгот и прочих выплат, сформированных как в натуральном, так и в денежном выражении. Разделяют как государственные фонды, так и коллективные (профсоюзные), а также есть и смешанные формы фондов по социальной защите населения.

Бюджет таких фондов пополняется за счет средств трудоспособного населения, т. е. физических лиц, и за счет любых форм организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

В современном мире, пожалуй, не существует государства, которое бы не осуществляло внутреннюю политику по социальной защите населения. Существует как обязательное страхование, так и добровольное. Говоря простым языком, социальная страховка – это сознательное гуманное решение общества о взаимовыручке и поддержке друг друга. Осуществляя небольшие выплаты в специализированные организации, люди помогают тем, кто нуждается в финансовой помощи. Как реализуется такая деятельность именно в России, рассмотрим более подробно.

Виды социального страхования

Страховка граждан обеспечивает защиту населения в случае резкого изменения материального положения. Существуют разные аспекты рисков, связанных со страховым покрытием, обеспечивающихся выплатами из различных фондов. К таким видам рисков относятся:

  • Больничные листы. В случае временной нетрудоспособности первые три дня по больничному листу оплачиваются работодателем, остальная часть денежных средств выплачивается из медицинского фонда соцзащиты.
  • Связанные с материнством и детством. Сюда входят выплаты по рождению детей – как разовые, так и на постоянной основе, можно отнести оплату по декретному отпуску, материнский капитал и прочее.
  • Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
  • Коллективное страхование на вредном или опасном производстве. Каждое юридическое лицо, входящее в данную категорию, выплачивает страховую премию в фонд страхования для обеспечения социальной защиты. И если любое физическое лицо получило вред здоровью на опасном производстве, то фонд компенсирует деньги на восстановление здоровья. Сюда же можно отнести и экологические сборы.
  • Медицинское страхование. Граждане Российской Федерации могут пользоваться бесплатными медицинскими услугами за счет фонда медицинского страхования.
  • Пенсионное страхование. Люди, достигшие пенсионного возраста, также имеют право на получение пенсии и других льгот.
  • Прочие льготы в натуральном или денежном выражении, относящиеся к участникам различных боевых действий или участникам ликвидации Чернобыльской атомной электростанции.
  • Законодательная база

    Обязательное страхование в России закреплено федеральным законом 165-ФЗ, а также иными актами, относящимися к такому виду страхования. Этот закон состоит из пяти глав. К первой части относятся терминология, применяемая в сфере обязательного страхования, а также виды и формы страхования.

    Во второй главе описываются взаимоотношения между субъектами и объектами страхования. Устанавливаются права, обязанности и ответственность страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. В третьей главе закреплены вопросы по управлению данной сферой, регламентированы действия контрольных органов.

    Четвертая глава описывает источники финансирования, разграничивает понятие бюджетных и внебюджетных фондов. Устанавливает тарифы, ставки, сроки пополнения страховых премий, которые выплачивают страхователи и застрахованные лица, формирующие бюджет фондов.

    Пятая глава регламентирует описание действий по страховым выплатам, а также сроки исковой давности и разрешение споров.

    Фонды страхования

    В России обязательное страхование обеспечивается тремя основными фондами:

    1. ФСС – Фонд социального страхования.
    2. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.
    3. ПФР – Пенсионный фонд России.

    Рассмотрим деятельность этих организаций в отдельности.

    Фонд социального страхования

    Это внебюджетное формирование было учреждено в 1991 году. Оно обеспечивает соцзащиту во многих сферах, а именно:

  • выплаты по больничным листам, единовременные выплаты по рождению ребенка, а также выплаты на ежемесячной основе по уходу за ребенком, выплаты при беременности и родам;
  • выплаты при получении профессиональных производственных травм;
  • льготы на санитарно-курортное лечение для восстановления здоровья;
  • обеспечение инвалидов вспомогательными медицинскими принадлежностями;
  • принятие мер по предупреждению профессиональных заболеваний на производстве.
  • Фонд обязательного медицинского страхования

    Был организован в 1993 году. Эта организация обеспечивает получение бесплатной медицинской помощи. Также занимается организацией различных целевых программ, вакцинацией населения. В обязанности этой организации входят контроль и соблюдение всех целевых программ, а также хранение и перенаправление денежных средств для обеспечения бесплатной медицинской помощи либо льготных условий для различных категорий населения. Фонд является также внебюджетным.

    Пенсионный фонд Российской Федерации

    Это самое масштабное объединение. Оно является внебюджетной организацией. Фонд был организован в 1990 году с целью выплат пенсий, а также соцзащиты населения. Организация выполняет множество направлений и является ключевой для поддержки населения. Основные функции:

  • Выплата пенсий людям, достигшим пенсионного возраста.
  • Выплата пособий по инвалидности, а также героям РФ И СССР, участникам боевых действий, ветеранам труда.
  • Оплата материнского капитала.
  • Контроль движения денежных средств.
  • Контроль за пополнением пенсионного фонда, взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими выплаты премий.
  • Учет всех участников программы путем присвоения уникального идентификационного номера.
  • Поддержка программ по добровольному пенсионному накоплению.
  • Контроль и внедрение доплат по пенсиям для повышения общего материального положения пенсионеров.
  • Как формируются доходы фондов?

    Формирование бюджета таких организаций происходит за счет страховых премий, которые оплачивают страхователи, т. е. деньги на реализацию тех или иных целей поступают из доходов населения или коммерческих компаний. Только в случае, если в бюджете фондов недостаточно средств, он дополнительно финансируется из доходов государства.

    Сумма пополнения бюджета определяется тарифами, закрепленными законодательством. Различные фирмы и организации производят выплаты в зависимости от дохода работников на предприятии. Денежные средства поступают в региональные отделения фондов. Некоторые выплаты в пользу рабочих на предприятии освобождаются от удержания перечисления денежных средств в фонды. К ним относятся:

  • материальная помощь в случае терактов, стихийных бедствий , прочих ситуаций, подтвержденных справкой из органов полиции или ЖЭКа, например ограблений, затоплений квартиры. Также мат. помощь в ситуациях потери кормильца;
  • выплаты по рождению ребенка или усыновлению. Должны не превышать 50 тыс. рублей и при условии, что перевод денежных средств осуществляется не позднее чем через год после наступления события;
  • оплата суточных, если это предусмотрено регламентом организации;
  • оплата в других случаях, но сумма не должна превышать 400 тысяч рублей.
  • Куда направляются расходы внебюджетных фондов?

    Эти организации, в зависимости от направления деятельности, обеспечивают социальную защиту населения. Формируют и оплачивают пенсию, листы нетрудоспособности. На деньги таких фондов содержатся санитарно-курортные комплексы, детские и оздоровительные лагеря.

    На бюджет этих организаций осуществляются выплаты по безработице. А также формируются средства на погребение и другие выплаты. Если человек имеет финансовые затруднения по тем или иным причинам, то имеет смысл обратиться в один из фондов для получения социальной помощи.

    Как контролируются выплаты?

    За пополнения фондов внутри организаций отвечают сотрудники бухгалтерии. На каждого сотрудника компании формируется индивидуальный счет, в котором отражаются все выплаты организации – как окладной части, так и различных премий, в зависимости от формы формирования заработанной платы.

    Работодатель обязан перевести денежные средства в фонды не позднее 15-го числа в месяце, который следует за отчетным. При этом контролируют этот процесс ФСС И ПФР. Обязанности этих организаций разграничены. ФСС отвечает за выплаты, связанные:

  • С оплатой больничных листов.
  • Страхованием от профессиональных заболеваний.
  • Материнством.
  • Пенсионный фонд контролирует взносы по медицинскому страхованию и пополнению пенсионного фонда.

    Таким образом, функционирование данных организаций жизненно необходимо для проведения внутренней политики по социальной защите населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.


    kredit-blog.ru

    Социальное страхование

    Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.
  • Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

    Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

    Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

    • обязательное социальное;
    • обязательное медицинское;
    • обязательное пенсионное;
    • страхование пассажиров;
    • страхование автогражданской ответственности.
    • Заявление в фонд социального страхования

      Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

      Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

      • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
      • выплату пособий;
      • подтверждение вида деятельности;
      • оплату больничного листа;
      • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
      • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.
      • Обязательное социальное страхование

        Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

        Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

        Отчисления в фонд социального страхования

        Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

        Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

        Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

        Условия социального страхования

        В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.

        www.sravni.ru

        Социальное страхование и обеспечение

        Что такое обязательное социальное страхование

        Согласно статье 1 Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

        Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» четко определяет виды социальных страховых рисков (статья 7) и страхового обеспечения (статья 8). Видами социальных страховых рисков являются:

        1) необходимость получения медицинской помощи;

        2) временная нетрудоспособность;

        3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

        6) наступление старости;

        7) потеря кормильца;

        8) признание безработным;

        9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

        Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения:

        1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

        2) пенсия по старости;

        3) пенсия по инвалидности;

        4) пенсия по случаю потери кормильца;

        5) пособие по временной нетрудоспособности;

        6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

        9) пособие по безработице;

        12) пособие на санаторно-курортное лечение;

        13) социальное пособие на погребение;

        14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

        Что такое страховой взнос на обязательное социальное страхование

        Согласно статье 3 Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой взнос является обязательным платежом на обязательное социальное страхование. При этом сущность и признаки этого обязательного платежа не раскрываются, что позволяет государству при необходимости корректировать его содержание как обязательного платежа, исходя из соответствующей политической или экономической конъюнктуры в каждый конкретный момент развития страны.

        Страховые взносы на обязательное социальное страхование не могут быть отнесены к налогу или сбору ни по целям, ни по задачам, ни по содержанию, ни по признакам (индивидуальной безвозмездности, безвозвратности и т.д.) и будучи обязательными платежами не входят ни в систему налогов, ни в систему сборов. С учетом этого можно дать обобщенное понятие страховых взносов: страховые взносы на обязательное социальное страхование — это обязательные, индивидуально-возмездные платежи, составляющие доход бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, образуемые из отчислений страхователей в пользу застрахованных лиц в целях формирования страхового социального обеспечения застрахованных лиц, неуплата которых влечет принудительное взыскание в установленном федеральным законом порядке.

        Понятие и виды социального обеспечения

        Социальное обеспечениеэто забота государства о своих гражданах, которые являются нетрудоспособными и по независящим от них причинам не могут иметь достаточно средств к существованию.

        Существует много видов классификации видов социального обеспечения: по виду социальных выплат, субъекту, органу выплаты и пр.

        Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в трудной жизненной ситуации.

        Примечание: трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (статья 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в ред. Федерального закона от 28 ноября 2015г. № 358-ФЗ)

        Классифицировать виды социального обеспечения можно: по виду социальных выплат, субъекту, органу выплаты и пр.

        Основными видами социального обеспечения являются:

        содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

        другие меры социальной поддержки:

        профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

        Понятие и виды пенсий

        Пенсия (от лат. pensio, платёж) — это ежемесячная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), либо в целях предоставления им средств к существованию.

        Согласно Закону № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях» и Закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» все пенсии в России разделены на две группы – трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, различающиеся основаниями назначения, а также порядком определения размера пенсии:

        по старости

        Право на получение трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа;

        по инвалидности

        Право на получение трудовой пенсии по инвалидности имеют лица, признанные в установленном порядке инвалидами I, II, III группы

        по случаю потери кормильца

        Право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семей погибших (умерших):

        граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф

        пенсии по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии)

        Критерий для разграничения трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению является источник, за счет которого выплачивается пенсия: пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств федерального бюджета, а трудовая пенсия в значительной части за счет средств обязательного пенсионного страхования.

        за выслугу лет – это пенсия, предоставляемая гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы; либо в целях компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

        Право на получение пенсии за выслугу лет имеют:

        федеральные государственные служащие;

        государственные служащие субъектов РФ;

        военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин);

        работники летно-испытательного состава;

        по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

        по инвалидности

        Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют:

        участники Великой Отечественной войны;

        граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

        граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

      по случаю потери кормильца

      Право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца имеют следующие категории нетрудоспособных граждан:

      социальные

      Право на получение социальной пенсии имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии (например, у гражданина нет необходимого трудового стажа):

      инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

      дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

      граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

      граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

      Понятие и виды пособий

      Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически, либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

      Пособия делятся на следующие виды:

      по временной нетрудоспособности;

      беременности и родам:

      единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

      многодетным и одиноким матерям;

      Ежемесячная денежная выплата на ребенка до 1,5 лет с 2018 года

      yuridicheskaya-konsultaciya.ru

      Социальное страхование пенсии это

      Социальное и пенсионное обеспечение: проблемы соотношения правовых категорий и объектов законодательного регулирования

      Под видами социального обеспечения в литературе обычно понимается способ предоставления блага или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности (иногда эту категорию обозначают как «форма социального обеспечения»). Конкретных способов обеспечения столько, сколько имеется потребностей, удовлетворение которых считается необходимым осуществлять за счёт общественных фондов потребления. Однако некоторые из них имеют ряд общих признаков, что позволяет рассматривать их как один вид [1].

      На основе этого можно выделить следующие виды социального обеспечения: обеспечение граждан РФ различными видами пособий; пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов различными средствами.

      Таким образом, социальное обеспечение может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме, а также путём оказания различного рода услуг [2].

      Пенсионное обеспечение, как вид социальных выплат – это предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности (инвалидности), в случае потери кормильца [3]. Пенсионное обеспечение — конституционный вид социального обеспечения.

      Следует обратить внимание, что пенсионное обеспечение может рассматриваться с трёх различных подходов: как правовая категория; как экономическая категория; как социальная категория.

      Поскольку объектом исследования в данной работе является институт пенсионного обеспечения в его правовом аспекте, следует придерживаться определения пенсионного обеспечения и в его правовом смысле.

      По мнению некоторых авторов, исследовавших институт пенсионного обеспечения ещё в начале 90-х годов, отношения по пенсионному обеспечению, возникающие в рамках «децентрализованных фондов отдельных предприятий» не являются социально-обеспечительными, т.к. возникают «на добровольной основе», нет их «осуществления в силу объективной необходимости, диктуемой условиями существования общества» [4]. Думается, выше указанная точка зрения имеет все основания для существования и дальнейшего развития. Сегодня тенденция выделения пенсионного обеспечения из социального (т.е. за счёт средств всего общества) прослеживается намного чётче. И если в государственном пенсионном обеспечении социальная сущность сохраняется, то в трудовых и негосударственных пенсиях, основывающихся на принципах страхования и накопления, эта сущность прослеживается не так ясно. В частности, это можно проследить по положению государства в различных формах пенсионного обеспечения:

      Правовой статус государства, как участника пенсионных правоотношений

      Негосударственное пенсионное обеспечение

      Государственное пенсионное обеспечение

      — здесь сильна роль государства как уполномоченного субъекта;

      — государство не выступает субъектом, обязанным осуществлять пенсионное обеспечение (за исключением случаев, когда государство является работодателем);

      — государство устанавливает нормы и правила поведения субъектов этих отношений;

      — государство контролирует эту сферу;

      — государство лицензирует эту деятельность.

      — государство в обязательном порядке обеспечивает только базовую часть трудовой пенсии различных видов;

      — государство индексирует базовую часть трудовой пенсии любого вида;

      — в отношении страховой части трудовой пенсии различных видов действуют принципы страхования и накопления средств за счёт самих будущих получателей пенсии; действует принцип солидарности поколений и распределительный принцип; государство следит только за правильностью направления финансовых потоков и принимает меры ответственности в случае нарушения прав граждан;

      — в отношении накопительной части трудовой пенсии государство выступает в роли получателя инвестиционных средств, обязано сохранить эти средства и обеспечить инвестиционный доход; одновременно с этим государство определяет общие правила и нормативы такой деятельности; полностью накопительный принцип.

      — государство обязано практически на 100 %;

      — государство выступает в роли обязанного субъекта (в материальном смысле);

      — государственное пенсионное обеспечение полностью входит в состав социального (общественного) обеспечения;

      — отсутствие элементов страхования и накопления;

      — все правила поведения и нормативы обеспечения устанавливает государство;

      — имеется множество международных норм и стандартов в сфере именно государственного пенсионного обеспечения.

      В виду этого следует пересмотреть соотношение категорий «социальное обеспечение» и «пенсионное обеспечение» и в дальнейшем развить эту идею с более чётким обоснованием.

      Немаловажное значение при этом имеет вопрос о соотношении отраслей социального и пенсионного законодательство. Причём это именно отрасли законодательства, но не отрасли права. Несмотря на появившиеся в последнее время точки зрения учёных (занимающихся вопросами теории государства и права, в частности, вопросами системы права и её деления на отрасли), связанные с выделением достаточно большого количества именно отраслей права на основе условной самостоятельности их предмета и метода, с этими точками зрения не следует бесспорно соглашаться. Обосновывая это опровержение, следует отметить, что самостоятельного предмета и метода не может быть у каждой так называемой отрасли, т.к. общественные отношения хотя и достаточно разнообразны, но не обладают спецификой настолько, как это предлагается считать. И тем более нельзя говорить о специфичных методах правового регулирования во всех этих отраслях. Поэтому назвать отраслями можно не так уж и много частей системы права [5]. Но отраслями законодательства, несомненно, эти части правовой системы являются, т.к. несовпадение формы (законодательства) и содержания (права) налицо. И это явление достаточно распространено в российской правовой системе. Поэтому самостоятельными отраслями законодательства можно назвать и социальное и пенсионное законодательства.

      Пенсионное законодательство довольно динамично. Отдельные его разделы дополняются, изменяются, издаются акты, в которых находят отражение специфические условия пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан. В ряде ведомственных нормативных актов содержатся разъяснения, методические указания по применению отдельных положений основного пенсионного закона. Таким образом, массив правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение, чрезвычайно велик и разнообразен.

      И всё же наличие большого количества нормативно – правовых актов, регулирующих данную сферу общественной жизни, не свидетельствует о должном уровне правового обеспечения и об отсутствии пробелов и коллизий в этой сфере законодательного регулирования, скорее даже наоборот.

      Основной же проблемой правового регулирования данной сферы является то, что правовые акты не собраны в единый сборник официальных документов, и поэтому на практике нередко довольно трудно найти ответ на интересующий вопрос. Поэтому в современных условиях, как и 30 лет назад, продолжает оставаться актуальной проблема унификации условий и норм пенсионного обеспечения [6].

      Проблема консолидации норм о пенсионном обеспечении могла бы быть решена в кодифицированном акте, охватывающем все основные институты данной отрасли права. Это мог бы быть Кодекс законов о пенсионном обеспечении РФ, содержащий в себе все нормы о пенсионном обеспечении. Причём особо следует отметить, что кодификация норм пенсионного обеспечения должна производиться в рамках специальной отрасли законодательства – пенсионного, а не в целом законодательства о социальном обеспечении.

      1. Cоветское право социального обеспечения/Доброхотова Е.Н., Филиппова М.В., Янтураева М.А. СПб.: Издательство С.-Петербурского университета, 1992. С. 9.

      2. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М.: Экспертное бюро, 1997. С. 7.

      3. Российская юридическая энциклопедия/Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 1999. С. 574.

      4. Советское право социального обеспечения/Доброхотова Е.И., Филлипова М.В., Янтураева М.А. СПб.: Изд-во С. – Петерб. Университета, 1992. С.20.

      5. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права/Учебник. СПб.: Питер, 2003. С.348 – 355.

      6. Батыгин К.С. Трудовые пенсии. М.: Профиздат, 1995. С. 3.

      Источник информации:
      По данным, представленным организацией ( )

      www.law.edu.ru

    Смотрите так же:

    • Доступ к информации нарушающий правила разграничения доступа Санкционированный доступ Финансовый словарь Финам . Смотреть что такое "Санкционированный доступ" в других словарях: санкционированный доступ — Доступ, предоставленный абоненту после прохождения аутентификационной проверки. [Л.М. […]
    • Монастырские приказы МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 . Смотреть что такое "МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ" в других словарях: Монастырский приказ — в соответствии с 13 ою Главою [1] […]
    • Приказом минфина россии от 191н Обзор изменений в бюджетной отчетности для казенных учреждений Автор: Заболонкова О. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» В очередной раз в Инструкцию № 191н вносятся изменения и уточнения. Рассмотрим основные […]
    • Правила выезда из россии несовершеннолетних Правила пересечения границы с детьми Правила пересечения границы с детьми до 18 лет в Российской Федерации регламентируются: Федеральным законом №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от […]
    • Надзорная жалоба в городской суд Надзорная жалоба в городской суд ОБРАЗЕЦ В Президиум Санкт-Петербургского городского суда От Иванова Ивана Ивановича Санкт-Петербург, пр. Литейный д.1, кв. 1 ( указать процессуальное положение по делу: истец, ответчик, 3-е лицо ) Петров […]
    • Правила подсчета площадей жилых зданий Правила подсчета площадей жилых зданий Разработка 3D моделей зданий для колористического паспорта. Подсчет площади помещений: законы, СНиПы, инструкции, письма МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ […]