Закон о народном образовании в ссср

Статья 109 Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Закон СССР от 19 июля 1973 года N 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, N 30, ст. 392);

2) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1973 года N 5200-VIII «О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, N 51, ст. 726);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1979 года N 511-Х «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, N 34, ст. 554);

4) Закон СССР от 30 ноября 1979 года N 1166-Х «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, о народном образовании, о недрах, о браке и семье, Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и в законодательство о гражданском судопроизводстве» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, N 49, ст. 847) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1979 года «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»;

5) Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года N 13-XI «Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 16, ст. 237);

6) Закон СССР от 27 ноября 1985 года N 3661-XI «О внесении изменений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании в связи с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1985, N 48, ст. 918);

7) Закон СССР от 27 ноября 1985 года N 3662-XI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР в связи с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы и утверждением новой редакции Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1985, N 48, ст. 919);

8) Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1985 года N 3706-XI «О порядке применения статей 19, 21 и 25 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1985, N 49, ст. 967);

9) пункт 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1986 года N 4615-XI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1986, N 20, ст. 344);

10) Закон СССР от 16 апреля 1991 года N 2114-I «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 19, ст. 533);

11) Постановление Верховного Совета СССР от 16 апреля 1991 года N 2115-I «О введении в действие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 19, ст. 534).

zakon-ob-obrazovanii.ru

Новое в блогах

Сравним законы об образовании: советский и российский

В предыдущем посте я разбирал новый закон об образовании с точки зрения его приоритетов. Заглянув по ходу дела в старый советский закон, я понял, собственно, почему новая власть стремиться в горячке законодательного зуда напринимать как можно больше наукообразных правил в такой важной области, как воспитание и образование. Обнаружилась неприятная тенденция к выхолащиванию основного смысла подготовки подрастающих поколений к будущему. Как говориться, всё познаётся в сравнении, поэтому не будем забегать вперёд, и сравним тексты советского и нового российского законов в их самых основополагающих частях. Особо примечательные места я выделил зелёным и красным цветом.

В преамбуле «Закона об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании от 19.07.1973 г № 4536- VIII » читаем:

« Целью народного образования в СССР…является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству , дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни.»

« Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности , высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников — благородное и почетное дело. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое — детей, молодежь. »

В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г» вообще не прописаны цели образования. Теперь у образования есть только «процесс» и «деятельность». Они, конечно, «целенаправленные», но к какой цели направленные, не сказано. А в законе имеется только глоссарий, где написан словарь, что и как понимать:

« 1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность , направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;»

Вот так высокая идея подменяется «процессом в интересах». Да, теперь идеология в стране запрещена, а в области образования должна быть только политика. Для общего образования тоже нет ясных целей, а есть только направления. Сравниваем два закона и тут.

Новый российский закон :

  1. 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры , развитие физических, интеллектуальных, нравственных , эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.»

Советский закон :

«Статья 16. Задачи дошкольного воспитания

Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют

всестороннее, гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, обеспечивают физическое и эстетическое воспитание, развивают познавательные интересы и способности, воспитывают у детей любовь к природе, родному краю, к Родине, почтительное отношение к старшим, доброту, товарищество и коллективизм, другие высокие нравственные качества , прививают детям культуру поведения, трудолюбие, самостоятельность, первоначальные практические навыки, приучают их к организованности и дисциплине, подготавливают к обучению в школе.»

Как говориться, почувствуйте разницу. Если убрать из внимания в старом законе одиозные коммунистические сентенции, а оставить суть, то становится видна глубина задач, которая ставилась в воспитательном и образовательном деле советского государства.

Новый российский закон :

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.»

Как много общих затёртых слов в области «направления» к образованию. Заметьте, как избирательно «направление» к нравственности. В дошкольном воспитании оно есть, а в начальном пропало. В основном общем о нём вспомнили, а в среднем общем снова забыли. А теперь сравним.

Советский закон :

«Статья 22. Главные задачи средней общеобразовательной школы

Главными задачами средней общеобразовательной школы являются:

осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса , вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, обеспечение компьютерной грамотности и привитие навыков пользования электронно-вычислительной техникой, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию знаний , умения самостоятельно пополнять их и применять на практике;

идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, любви к Родине, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий ;

трудовое воспитание и обучение, профессиональная ориентация учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом, обеспечивающие сознательный выбор профессии, подготовку к активной трудовой и общественной деятельности; экономическое воспитание;

воспитание у учащихся высоких нравственных качеств, гуманизма, товарищества и коллективизма , ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения и быта, бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры ;

правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения ;

эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;

физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.»

А теперь послушайте свою душу. На какой посыл она отзывается, на тот, что в законе «времён застоя», или на тот, что в законе времён «путинской стабильности»?

И последнее сравнение. В советском законе 33 страницы текста, а в новом российском без малого 120 страниц 12-м кеглем. Вопрос: означает ли то, что в четыре раза больше регламентирующих правил обеспечивают лучшее, чем было, воспитание и образование?

В следующем посте поговорим в сравнении о том, куда идёт наша школа, в свете последних событий, когда мы начали догонять Америку по пальбе в учителей и учеников.

maxpark.com

О российском «образовании» и советском образовании.

Сначала несколько цитат из закона РФ ФЗ №273 «Об образовании» (преамбула отсутствует!):

«…Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов…»

А теперь цитата из преамбулы «Закона об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании от 19.07.1973 г № 4536-VIII»:

«Целью народного образования в СССР…является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни».

Если из второй цитаты убрать несколько слов, связанных с политическим устройством СССР, то лично Вы, читатель, по какому закону хотели бы получать образование?

Дальше можно было бы не продолжать. Сравнение вышеприведённых цитат из законов всё ставит на места. Всё же приведу ещё несколько шедевров бюрократического искусства:

«…общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» (из Закона РФ «Об образовании»)

«…образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ»

«…образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»

И, наконец, вершина бюрократической мысли:

«…федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»

То есть, из последней цитаты следует, что стандарт – это набор обязательных требований к «единому целенаправленному процессу воспитания и обучения», то есть к образованию. Но любой процесс всегда имеет цель. В российском законе о цели образования нигде не сказано. То есть российское образование есть процесс, не имеющий цели. Вот и вся его суть. Ну и чего уж тогда спорить о нужности или ненужности ЕГЭ?

Новый российский закон:

1. 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.»

«Статья 16. Задачи дошкольного воспитания

Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее, гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, обеспечивают физическое и эстетическое воспитание, развивают познавательные интересы и способности, воспитывают у детей любовь к природе, родному краю, к Родине, почтительное отношение к старшим, доброту, товарищество и коллективизм, другие высокие нравственные качества, прививают детям культуру поведения, трудолюбие, самостоятельность, первоначальные практические навыки, приучают их к организованности и дисциплине, подготавливают к обучению в школе»

«Статья 22. Главные задачи средней общеобразовательной школы

Главными задачами средней общеобразовательной школы являются:

— осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, обеспечение компьютерной грамотности и привитие навыков пользования электронно-вычислительной техникой, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию знаний, умения самостоятельно пополнять их и применять на практике;

— идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, любви к Родине, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;

— трудовое воспитание и обучение, профессиональная ориентация учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом, обеспечивающие сознательный выбор профессии, подготовку к активной трудовой и общественной деятельности; экономическое воспитание;

— воспитание у учащихся высоких нравственных качеств, гуманизма, товарищества и коллективизма, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения и быта, бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;

— правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;

— эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;

— физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся…»

Ну и как сравнение законов?

Ну и немного об отношении к образованию в СССР: «…Право граждан Советского Союза на образование было закреплено Конституцией СССР. Советское государство создало прочные материальные гарантии, обеспечивающие гражданам СССР реальные возможности использования этого права. Впервые в истории человечества в СССР осуществлена истинно демократическая система воспитания и образования, результаты которой во многом способствовали победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 против немецко-фашистских захватчиков. В послевоенный период советская система народного образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной. Уже в 1950 работало свыше 220 тыс. школ. Усиленно велось школьное строительство. С 1950 по 1965 построено 30 тыс. школ, кроме того, введено в действие 36 тыс. школ по инициативе и на средства колхозов. Быстрый социальный и научно-технический прогресс предъявил повышенные требования к культурному и общеобразовательному уровню молодёжи, вливающейся в народное хозяйство. Совершенствовались содержание и методы работы средних и высших учебных заведений. Гигантские планы перестройки всего народного хозяйства потребовали расширения высшего и среднего специального образования, и эта задача успешно решается в стране…

В 1973 Верховным Советом СССР утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». В них записаны руководящие принципы народного образования в СССР: равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений; свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке другого народа СССР); бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; единство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства; научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры; гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания; совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии. Система народного образования в СССР включает: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование. Воспитание и образование в СССР стало делом общенародным, в его совершенствовании участвуют все общественные организации; используются средства массовой информации, литература и искусство. При местных Советах работают постоянные комиссии по народному образованию, науке и культуре….» (http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129062/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

Если Сталин получил страну с сохой, а оставил с мощной наукой, то нынешние деятели от образования получили страну с мощной наукой, а оставят в итоге с сохой и мотыгой.

cont.ws

Закон о народном образовании в ссср

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Петров, Г. И.
Основы советского законодательства о народном
образовании /Г. И. Петров.
//Правоведение. -1973. — № 5. — С. 7 — 17
Статья находится в издании «Правоведение.» Материал(ы):

    Основы советского законодательства о народном образовании.
    Петров, Г. И.

Г. И. Петров, доктор юридических наук

Основы советского законодательства о народном образовании

В Программе РСДРП, принятой II съездом партии, в числе других 5ыли выдвинуты задачи борьбы за право на бесплатное общее и про­фессиональное образование детей обоего пола до 16 лет на родном языке путем создания за счет государства сети школ, за отделение церкви от государства и школы от церкви.[1]

Население дореволюционной России (на 1 января 1917 г .) состав­ляло 163 млн. чел., из них почти 75% были неграмотными. В 1914— 1915 учебном году в общеобразовательных школах всех видов обуча­юсь немногим более 9,5 млн. чел., в училищах и школах профессио­нально-технического образования и школах ФЗУ — 106 тыс., в сред­них специальных учебных заведениях — 54, в высших учебных заведе­ниях — 127 тыс. чел.[2]

Победа Великой Октябрьской социалистической революции откры­ла путь к осуществлению задач, поставленных Программой партии большевиков. II Всероссийский съезд Советов, создавая систему наркоматов, в числе других учредил Наркомат по просвещению. В первые же дни Советской власти (29 октября 1917 г .) в «Собрании узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства» было опу­бликовано обращение наркома по просвещению А. В. Луначарского, где указывалось, что Советская власть в области просвещения ставит своей первой целью добиться в кратчайший срок всеобщей грамотно­сти путем организации сети школ и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учитель­ских институтов и семинарий, которые воспитали бы народных пе­дагогов для всеобщего обучения населения. В обращении говорилось > стремлении Советской власти к организации единой для всех граж­дан светской школы нескольких ступеней вплоть до университета, об обеспечении в будущем равного и возможно более высокого образова­ния для всех граждан.[3] Так официально были выражены идеи партии о воспитании и обучении масс в целях созидания нового общественно­го строя.

Неоценимое значение имела речь В. И. Ленина на состоявшемся августе 1918 г . I Всероссийском съезде по просвещению. Разоблачая линию буржуазии и ее приспешников, он указывал: «Мы открыто за­являем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицеме­рие. .. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно им

необходимо им для победы. Девять десятых трудящихся масс поняли, что знание яв­ляется орудием в их борьбе за освобождение. Они видят, насколько просвещение необходимо для победоносного окончания той борьбы, которую они ведут».[4]

Перестройка народного образования в соответствии с целями и задачами диктатуры рабочего класса осуществлялась с помощью ряда нормативных актов, изданных в первые годы существования Советско­го государства. Наиболее важные из этих актов: о реформе средней школы,[5] о передаче дела воспитания и образования из духовного ве­домства в ведение Комиссариата по народному просвещению,[6] о вве­дении нового правописания,[7] подписанный В. И. Лениным декрет Сов­наркома об отделении церкви от государства и школы от церкви,[8] о введении обязательного совместного обучения учащихся обоего пола,[9] подписанный В. И. Лениным декрет Совнаркома «Об организации дела народного образования в Российской Республике (Положение)»,[10] под­писанный Я. М. Свердловым и В. И. Лениным декрет ВЦИК и Совнар­кома «О социалистической Академии Общественных Наук (Положе­ние)».[11]

В ст. 17 Конституции РСФСР 1918 г . провозглашалось: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Рос­сийская Социалистическая Федеративная Советская Республика ста­вит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное всестороннее и бесплатное образование».[12] Эта же задача от­ражена в первых конституциях других советских социалистических республик, в частности, в ст. 27 Конституции Украины 1919 г ., ст. 11 Конституции Белоруссии 1919 г ., ст. 8 Конституции Азербайджана 1921 ., ст. 6 Конституции Армении 1922 г ., ст. 11 Конституции Грузии 1922 г .[13] В указанных республиках функционировали также наркоматы просвещения.

Новым шагом в развитии советского народного образования яви­лось Положение о единой трудовой школе РСФСР, утвержденное ВЦИКом в октябре 1918 г ., установившее, что основой школьной жиз­ни должен служить производительный труд, а обучение в трудовой школе носить общеобразовательный политехнический характер.[14]

Специальная подготовка квалифицированной рабочей силы для народного хозяйства осуществлялась в то время путем организации на предприятиях ученических бригад и учебных мастерских, профессио­нально-технических школ и курсов. В июне 1919 г . школы и курсы были переданы в ведение Наркомата по просвещению. Таким образом, он объединял все виды учреждений народного образования в республике, в том числе высшие учебные заведения.

В конце 1919 г . Совнарком принял декрет «О ликвидации безгра­мотности среди населения РСФСР». Созданная в июле 1920 г . при Наркомате по просвещению Всероссийская чрезвычайная комиссия по

ликвидации безграмотности возглавила планомерную массовую борьбу против этого тяжелого наследия царского строя. Уже к концу 1926 г . процент грамотного населения увеличился почти вдвое. При переписи 1959 г . 98,7% городского и 98,2% сельского населения в возрасте от 9 до 49 лет назвали себя грамотными. Теперь Советский Союз — стра­на сплошной грамотности.[15]

Перестройка высших учебных заведений осуществлялась путем введения преподавания марксистской науки, подготовки новых препо­давательских кадров и привлечения на сторону Советской власти спе­циалистов старой школы, а также вовлечения в число студентов детей трудящихся. В деле привлечения трудящейся молодежи в высшую школу огромное значение имела речь В. И. Ленина на III съезде ком­сомола. «Задача состоит в том,— говорил В. И. Ленин, обращаясь к молодежи, — чтобы учиться. Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достиг­нуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы соз­дание. .. коммунистического общества».[16]

Еще в 1919 г . при высших учебных заведениях были организованы курсы по подготовке рабочих и крестьян для поступления в высшую школу. Эти курсы (им присвоили наименование рабочих факультетов — рабфаков) сыграли большую роль в формировании советской интелли­генции.

Коммунистическая партия и Советское государство всегда уделя­ли и уделяют народному образованию, коммунистическому воспитанию трудящихся неослабевающее внимание. Победа социализма в СССР, успехи экономического и культурного строительства в середине 30-х годов позволили в новой Конституции СССР впервые в мире провоз­гласить право граждан на образование, реально обеспеченное услови­ями, закрепленными в ст. 121 Конституции СССР и соответствующих статьях конституций союзных и автономных республик.

В декабре 1958 г . Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».[17] В нем отмечалось, что в нашей стране осуществлена подлинная культурная революция и что в народ­ном хозяйстве работает около 7,5 млн. чел. с высшим и средним спе­циальным образованием.

Народное образование всех ступеней в Союзе ССР, особенно в современных условиях научно-технической революции, получило не­виданный размах. Выполнены решения XXIII съезда КПСС о развитии всех видов народного образования. Столь же успешно реализуются задачи, поставленные XXIV съездом партии, в частности, по заверше­нию перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. По дан­ному вопросу ЦК КПСС и Совет Министров СССР 20 июня 1972 г . приняли специальное постановление.[18]

В 1972 г . различными видами обучения было охвачено около 81 млн. чел. В общеобразовательных школах всех видов обучалось свыше 49 млн., в средних специальных учебных заведениях — 4,4 млн. учащихся, в высших учебных заведениях — 4,6 млн. студентов. Только в 1972 г . в народное хозяйство направлено 1,8 млн. специали­стов с высшим и средним специальным образованием. К концу года высшее и среднее (полное и неполное) образование имели 72% насе­ления, за-

нятого в народном хозяйстве. Училищами профессио­нально-техническо­го образования за год подготовлено около 1,8 млн. молодых квалифи­цированных рабочих.[19]

Новым выражением постоянного внимания Коммунистической пар­тии и Советского государства к образованию граждан служат приня­тые VI сессией Верховного Совета СССР восьмого созыва 19 июля 1973 г . Постановление и Закон о народном образовании.

В начале марта 1973 г . разработанный Правительством СССР проект Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании по постановлению Президиума Верховного Со­вета СССР был опубликован в «Известиях», «Учительской газете» и во всех республиканских газетах. Законопроект широко обсуждался советской общественностью и многими местными Советами.

В государственные органы, редакции газет, журналов, телевиде­ния и радио поступило большое количество писем, одобряющих про­ект. В то же время в этих письмах содержались ценные дополнения, уточнения и редакционные замечания.

Все предложения по законопроекту обсуждены и обобщены соот­ветствующими постоянными комиссиями палат Верховного Совета СССР. При доработке законопроекта в него включены некоторые новые положения, а также внесен ряд редакционных поправок.

С докладом «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенство­ванию народного образования в стране и о проекте Основ Законода­тельства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» на сессии Верховного Совета СССР выступил первый заместитель председателя Совета Министров СССР, депутат К. Т. Мазуров.

Мотивируя необходимость принятия нового Закона о народном образовании, он отметил: «Основы законодательства призваны законо­дательно закрепить основные принципы построения всех звеньев на­родного образования, кодифицировать важнейшие действующие ре­шения в области образования, отразить богатейший опыт, накоплен­ный в проведении в жизнь ленинских идей о коммунистическом воспи­тании подрастающего поколения, обеспечить единство всей системы как союзного, так и республиканского законодательства в области образования, подвести прочную правовую базу под деятельность всех учебно-воспитательных учреждений нашей страны.

Необходимость принятия Основ законодательства связана также и с тем, что многие положения закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», утвержденного в 1958 году, уже реализованы, другие, с. учетом новых условий, требуют существенных корректив».[20]

С докладом «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенст­вованию общего среднего образования в СССР» выступил министр просвещения СССР, депутат М. А. Прокофьев. Доклад «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию профессионально-техни­ческого образования в СССР» сделал председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, депутат А. А. Булгаков. Сессия заслушала также доклад министра высшего и среднего специального образования СССР, депу­тата В. П. Елютина «О состоянии и мерах по дальнейшему совершен­ствованию среднего специального и высшего образования».

Палатами заслушаны содоклады постоянных комиссий по народ­ному образованию, науке и культуре, комиссий законодательных пред­положений, комиссий по делам молодежи Совета Национальностей (докладчик — депутат П. Н. Федосеев) и Совета Союза (доклад­чик — депутат А. Э. Босс). В прениях выступило 39 депутатов.

В Постановлении Верховного Совета СССР «О состоянии народ­ного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию обще­го среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР»[21] указано, что строительство коммунизма, бурный рост производительных сил и научно-технический про­гресс в СССР требуют непрерывного повышения культурного и образовательного уровня всего общества и каждого гражданина, подготовки сознательных, высокообразованных людей, способных по своим идейным и моральным качествам, уровню культуры и профессиональных знаний успешно трудиться, выполнять поставленные Коммуни­стической партией Советского Союза задачи по всемерному развитию народного хозяйства, науки и культуры, активно участвовать в об­щественной и государственной жизни. В этих условиях постоянно воз­растает роль всей системы народного образования в коммунистиче­ском воспитании и обучении подрастающего поколения, в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

В постановлении отмечены не только огромные успехи в развитии всех звеньев народного образования, но и имеющиеся недостатки, казаны пути его дальнейшего совершенствования, завершения в текущем пятилетии перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи, улучшения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Верховный Совет СССР одобрил деятельность Совета Министров ССР в области народного образования и поручил ему рассмотреть предложения и замечания, высказанные в содокладах постоянных ко­миссий палат, выступлениях депутатов Верховного Совета СССР, и принять по ним решения. Соответствующим государственным органам предложено осуществить указанные в постановлении конкретные меры к дальнейшему улучшению деятельности общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений.

Верховный Совет СССР принял также Закон Союза Советских Социалистических Республик об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.[22]

В преамбуле Основ указано, что впервые в истории человечества в нашей стране создана подлинно демократическая система народного образования. Граждане СССР имеют реальную возможность получить среднее и высшее образование, работать в соответствии со специаль­ностью и квалификацией. Вместе с тем, непрерывный рост производи­тельных сил и научно-технический прогресс настоятельно требуют все­стороннего развития подрастающего поколения, обеспечения народно­го хозяйства высококвалифицированными рабочими и специалистами, дальнейшего повышения уровня общего и профессионального образо­вания населения СССР. Исходя из того, что образование в СССР — подлинно всенародное дело, Основы юридически закрепляют важней­шие положения, относящиеся как к советской системе народного обра­зования в целом, так и ко всем без исключения видам учебно-воспита-

тельных учреждений, находящимся в ведении государственных органов и общественных организаций.

Основы определяют цель народного образования в СССР, состоя­щую в подготовке высокообразованных, всесторонне развитых, актив­ных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения советских законов и социали­стического правопорядка, коммунистического отношения к труду, фи­зически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участ­вовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Ука­занная цель предопределяет задачи советского законодательства о народном образовании, призванного служить совершенствованию дела , народного образования в стране, дальнейшему укреплению социали­стической законности в этой области общественных отношений.

Провозглашенное действующей Конституцией СССР право граж­дан на образование — реально. Оно обеспечивается обязательным общим восьмилетним образованием, осуществлением всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-техни­ческого, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, практикой коммунистического строительства, обу­чением в школах на родном языке, расширением сети дошкольных и внешкольных учреждений, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий и других видов материальной помощи учащимся и студентам, организацией различных форм произ­водственного обучения и повышения квалификации трудящихся.

Новым Законом закреплены основные демократические принципы, т.е. руководящие идеи (положения), на которых базируется народное образование в нашей стране: 1) равенство всех граждан СССР в по­лучении образования; 2) обязательность образования для всех де­тей и подростков; 3) государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений; 4) свобода выбора языка обу­чения: обучение на родном языке или на языке другого народа СССР;

бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении; стипендиальное обеспечение учащихся и студентов и оказание им другой материальной помощи:

единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений; 7) единство обучения и коммунистического
воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспи­тании детей и молодежи; 8) связь обучения и воспитания подрастаю­щего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строитель­ства; 9) научный характер образования, его постоянное совершенство­вание на основе новейших достижений науки, техники, культуры: 10) гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания; 11) совместное обучение лиц обоего пола; 12) светский характер образования, исключающий влияние религии.

Основы определяют компетенцию Союза ССР и союзных респуб­лик в области народного образования, закрепляют сложившуюся сис­тему советских государственных и общественных учебно-воспита­тельных учреждений и органов государственного управления народным образованием.

Основы выделяют главное в компетенции данных органов, а так­же руководящих работников учебно-воспитательных учреждений, опи­рающихся в своей работе на педагогические коллективы и обществен-

ные организации. Так, в ст. 10 сказано: «Общественные организации учебно-воспитательного учреждения принимают участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на улучшение обучения, воспитания и культурно-бытового обслуживания учащихся и студен­тов».

Наряду с упомянутыми и другими общими положениями, Основы содержат специальные разделы, посвященные дошкольному воспита­нию, среднему образованию, общему среднему образованию; внешколь­ному воспитанию; профессионально-техническому образованию; сред­нему специальному образованию; высшему образованию; правам и обязанностям учащихся и студентов; подготовке педагогических кад­ров, педагогической деятельности, профессиональным правам и обязан­ностям работников народного образования; правам и обязанностям родителей и лиц, их заменяющих, по воспитанию и обучению детей; учебно-материальной базе учреждений народного образования; ответ­ственности за нарушение законодательства о народном образовании; правам иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования в СССР, международным договорам и соглашениям.

Важные задачи возложены на детские дошкольные учреждения, призваны в тесном сотрудничестве с семьей осуществлять всесто­роннее гармоническое развитие и воспитание детей, охранять и укреп­лять их здоровье, прививать им элементарные практические навыки .и любовь к труду, заботиться об их эстетическом воспитании, подго­тавливать детей к обучению в школе, воспитывать в духе уважения старшим, любви к социалистической Родине и родному краю. Законом определяется порядок организации детских дошкольных учреждений, педагогического руководства ими и их медицинского обслуживания.

В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС, Основы, в целях дальнейшего повышения уровня образования населения СССР, про­возглашают повсеместное всеобщее среднее образование подрастаю­щего поколения, которое должно осуществляться в средних общеоб­разовательных школах, в средних профессионально-технических учи­лищах и средних специальных учебных заведениях.

Основной формой получения общего среднего образования явля­ется средняя общеобразовательная школа — единая, трудовая, поли­техническая. Главные ее задачи: 1) осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требовани­ям общественного и научно-технического прогресса, вооружение уча­щихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и уме­ния самостоятельно пополнять их и применять на практике; 2) фор­мирование у молодого поколения марксистско-ленинского мировоззре­ния, воспитание социалистического интернационализма, советского патриотизма и готовности к защите социалистической Родины; 3) вос­питание у учащихся высоких нравственных качеств в духе требований морального кодекса строителя коммунизма; 4) обеспечение всесто­роннего гармонического развития учащихся, их культуры; укрепление здоровья, эстетическое и физическое воспитание учащихся; 5) подго­товка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии.

Основами определяется порядок выбора языка в общеобразова­тельной школе, обеспечения ее доступности для учащихся, организа­ции подготовительных классов в школах, создания общеобразователь­ных школ с продленным днем и групп продленного дня, школ-интерна-

тов, детских домов, специальных общеобразовательных школ и школ-интернатов, средних общеобразовательных школ для работающей мо­лодежи, а также порядок выдачи свидетельства о восьмилетнем обра­зовании и аттестата о среднем образовании, награждения золотой ме­далью и похвальной грамотой лиц, окончивших средние общеобразова­тельные школы.

2 июля 1973 г . ЦК КПСС и Советом Министров СССР при­нято Постановление «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы».[23] Постановление обя­зывает соответствующие партийные и государственные органы устра­нить недостатки в деятельности сельских дневных, вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школ, осуществить в ближайшие годы конкретные меры по дальнейшему развитию школьного образования на селе, укреплению учебно-материальной базы школ, обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами, повышению уров­ня обучения и воспитания сельской школьной молодежи.

Для более полного удовлетворения потребностей сельского насе­ления в школах и создания необходимых условий по осуществлению всеобщего среднего образования молодежи, признано целесообразным иметь, как правило, в каждом совхозе и крупном колхозе среднюю об­щеобразовательную школу.

Деятельность средней общеобразовательной школы регулируется Уставом, одобренным Советом Министров СССР 8 сентября 1970 г .[24]

В целях всестороннего развития способностей и склонностей уча­щихся, воспитания общественной активности, интереса к труду, науке, технике, искусству, спорту, военному делу, а также для организации культурного отдыха и укрепления их здоровья, государственные и об­щественные организации создают дворцы и дома пионеров, станции юных техников, юных натуралистов, юных туристов, детские библио­теки, спортивные, художественные, музыкальные школы, пионерские лагеря и другие внешкольные учреждения.

Основной школой профессионально-технического образования мо­лодежи и формирования достойного пополнения рабочего класса явля­ются профессионально-технические учебные заведения (училища, про­фессиональные школы). Для молодежи, поступающей на производство после окончания общеобразовательной школы, и для лиц, работающих в народном хозяйстве и желающих получить новую профессию или по­высить квалификацию, организуются вечерние (сменные) профессио­нально-технические училища, а также курсы, учебно-курсовые комби­наты и иные формы подготовки и повышения квалификации непосред­ственно на производстве.

Основы определяют главные задачи профессионально-технических учебных заведений, регулируют отношения последних с базовыми предприятиями, учреждениями и организациями, порядок присвоения квалификации выпускникам, выдачи им аттестатов и дипломов.

23 июня 1972 г . ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О дальнейшем совершенствовании системы профес­сионально-технического образования».[25]

Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям. В них может проводиться дневное, вечернее и заочное обучение.

Задачи средних специальных учебных заведений заключаются з подготовке квалифицированных специалистов со средним специальным и общим средним образованием, имеющих необходимые теоретические знания и практические навыки по специальности, воспитанных на иде­ях марксизма-ленинизма, обладающих навыками организации массо­во-политической и воспитательной работы; постоянном совершенство­вании качества подготовки специалистов с учетом требований совре­менного производства, науки, техники, культуры и перспектив их раз­вития; воспитании у учащихся высоких моральных качеств, коммуни­стического отношения к труду и общественной собственности, культу­ры, социалистического интернационализма, советского патриотизма, готовности к защите социалистической Родины; физической подготов­ке учащихся.

Право на поступление в средние специальные учебные заведения имеют лица с восьмилетним или общим средним образованием. Прави­ла приема утверждены Министерством высшего и среднего специаль­ного образования СССР.[26] Основы предусматривают практику уча­щихся как составную часть учебно-воспитательного процесса. Прошед­шие практику получают навыки работы в качестве специалистов, а по техническим и сельскохозяйственным специальностям, кроме того,— квалификацию по одной из рабочих профессий.

Окончившим средние специальные учебные заведения присваива­ется квалификация в соответствии с полученной специальностью, вы­дается диплом и нагрудный знак установленного образца. Более по­дробно деятельность средних специальных учебных заведений регули­руется Положением, утвержденным Советом Министров СССР 22 ян­варя 1969 г .[27]

Значительное место в Основах занимает регулирование общест­венных отношений, связанных с получением высшего образования. Оно осуществляется в университетах, институтах, академиях и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к высшим, учебным заведениям. В них может проводиться дневное, вечернее и заочное обучение. На вузы возложены следующие задачи: 1) подго­товка высококвалифицированных специалистов, владеющих марксист­ско-ленинской теорией, глубокими теоретическими знаниями, практи­ческими навыками по специальности и по организации массово-полити­ческой и воспитательной работы; 2) воспитание у студентов высоких моральных качеств, коммунистической сознательности, культуры, социалистического интернационализма, советского патриотизма, готовно­сти к защите социалистической Родины; физическая подготовка сту­дентов; 3) постоянное совершенствование качества подготовки спе­циалистов с учетом требований современного производства, науки, техники и культуры и перспектив их развития; 4) выполнение научно-исследовательских работ, способствующих повышению качества подго­товки специалистов, общественному и научно-техническому прогрессу; создание учебников и учебных пособий; 6) подготовка научно-педагогических кадров; 7) повышение квалификации преподавательского состава высших и -средних учебных заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народ­ного хозяйства. Право поступления в высшие учебные заведения при­надлежит гражданам СССР, имеющим среднее образование. Дейст­вующие правила приема в вузы утверждены приказом Министра выс-

шего и среднего специального образования СССР от 16 февраля 1973 г .[28] Составной частью учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях является практика студентов. Для совершенствования пра­ктических навыков выпускники вузов проходят стажировку по специ­альности под руководством администрации соответствующих предпри­ятий, учреждений и организаций и под контролем вузов.

Лицам, окончившим высшие учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдается диплом и нагрудный знак установленного образца. Выпускникам, до­бившимся больших успехов в учебе и проявившим себя в научной и общественной работе, выдается диплом с отличием.

Подробно деятельность высших учебных заведений регулируется Положением, утвержденным Советом Министров СССР 22 января 1969 г .[29]

В последние годы сеть высших (в частности, юридических) учеб­ных заведений значительно расширилась. Увеличен прием студентов прежде всего на отделения, готовящие специалистов для новых направ­лений науки и техники. В стране теперь имеется 825 вузов, где обучает­ся свыше 4 млн. 600 тыс. студентов. Из 1002,9 тыс. научных работни­ков (данные на конец 1971 г .) в вузах работало более 36%, в том числе около половины всех докторов и кандидатов наук. В стране функцио­нирует около 30 юридических факультетов университетов и четыре юридических института, в том числе Всесоюзный юридический заочный институт. Наши вузы в основном успешно осуществляют задачи под­готовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей хозяйства, культуры, а также обороны страны. Успехи высшего образо­вания в СССР очевидны и неоспоримы.

Новые задачи коммунистического строительства, поставленные XXIV съездом КПСС в условиях научно-технического прогресса, быст­рого развития народного хозяйства и расцвета социалистической куль­туры, требуют дальнейшего улучшения обучения и воспитания студен­тов. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г . «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране»[30] дана общая положительная оценка деятель­ности высших учебных заведений. Вместе с тем отмечены имеющиеся недостатки и указаны пути их устранения.

Большое внимание уделено в Основах регулированию обществен­ных отношений, связанных с получением среднего специального и выс­шего образования. В законе закреплены права и обязанности учащих­ся и студентов. Указано, например, что последние обязаны системати­чески и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками, по­сещать учебные занятия, в срок выполнять задания, предусмотренные учебным планом и программами, повышать свой идейный и культур­ный уровень, участвовать в общественно полезном труде, самообслу­живании, соблюдать правила внутреннего распорядка учебно-воспита­тельного учреждения.

Особое внимание в Основах уделено подготовке педагогических, научно-педагогических и научных кадров,[31] а также занятию педаго­гической деятельностью, определены профессиональные права и обя-

занности педагогических работников (при этом указано, что их про­фессиональные права, честь и достоинство охраняются законом), опре­делены меры по повышению квалификации педагогических работников и обеспечению условий для выполнения работниками народного обра­зования профессиональных обязанностей, льготы и преимущества ра­ботников народного образования, а также меры их поощрения за осо­бые заслуги.

В XI разделе «Права и обязанности родителей и лиц, их заменяю­щих, по воспитанию и обучению детей» предусматривается, в частно­сти, что они обязаны воспитывать детей в духе высокой коммунисти­ческой нравственности, бережного отношения к социалистической соб­ственности, прививать им трудовые навыки и подготавливать к об­щественно полезной деятельности, заботиться о физическом развитии и укреплении здоровья детей.

Специальной статьей нового закона предусматривается обеспе­чение соответствующими государственными и общественными органа­ми, учреждениями и организациями распространения педагогических знаний среди населения, а также оказание педагогической помощи в воспитании детей и подростков родителям и заменяющим их лицам.

В Основах зафиксировано, что учебно-воспитательные учреждения могут открываться только при наличии соответствующих зданий, учеб­ного оборудования и педагогических кадров, причем здания учебно-вос­питательных учреждений должны использоваться только по прямому назначению. Определены также источники финансирования развития материальной базы учреждений народного образования: участие в укреплении их учебно-материальной базы государственных предприя­тий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных, профсоюз­ных, комсомольских и других общественных организаций.

Должностные лица и граждане, нарушившие законодательство в области народного образования, несут ответственность, установленную законодательством’ Союза ССР и союзных республик.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории СССР, имеют право на получение образования в СССР наравне с советскими гражданами в соответствии с порядком, устано­вленным законодательством Союза ССР. Это соответствует традицион­ной миролюбивой политике КПСС и Советского государства, основан­ной на ленинской идее мирного сосуществования государств с различ­ным общественным строем.

Основы вводятся в действие с 1 января 1974 г . Принятие высшим органом государственной власти нашей страны нового Закона о на­родном образовании имеет огромное политическое значение. В нем4 конкретизированы исторические решения XXIV съезда КПСС, поло­жившего начало качественно новому этапу развития советской школы, определившего задачи всей системы народного образования в соот­ветствии с новыми условиями и перспективами развития.

Новый Закон о народном образовании, регулируя общественные отношения в этой важной области, будет активно способствовать ком­мунистическому строительству, дальнейшему успешному осуществле­нию внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Со­ветского государства.

[1] См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 3-е изд., т. 1. М ., Политиздат, 1970, стр. 63.

[2] См.: Страна Советов за 50 лет. Сборник статистических материалов. М, Изд. Статистика», 1967, стр. 271—273.

www.law.edu.ru

Смотрите так же:

  • Приказом минфина от 13061995 года 49 Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49"Об утверждении методических […]
  • Сроки исполнения обязательств по претензии Сроки исполнения обязательств по претензии В соответствии со статьей 37 Федерального закона №176-ФЗ «О почтовой связи» от 17 июля 1999 года (далее — Закон о почтовой связи) при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по […]
  • Кадетская школа с проживанием москва Карта округов: Центральный федеральный округ Белгородская область Старооскольская кадетская школа "Виктория" (кадетский корпус) 309530, Белгородская обл., г. Старый Оскол, мр-н Рудничный, 22, школа №19, СККВ, тел. (4725) […]
  • Приказ 736 мчс Приказ МЧС России от 18 ноября 2013 г. N 736 "Об утверждении знака различия лиц рядового и начальствующего состава подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданных в целях организации […]
  • Нотариус в глазове на букву с Нотариусы Глазов Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Абашева Таслима Харисовна Телефон: (34141) 5-86-59 Адрес: […]
  • Закон о физической культуре и спорте в российской федерации с изменениями Статья 55. О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Статья 55. О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Внести в Федеральный […]