Альтернативная служба закон рб

Альтернативная служба закон рб

Порядок приема на альтернативную службу и условия ее организации определены в Беларуси. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров от 18 апреля 2016 года №312.

Документ принят в целях приведения нормативной правовой базы в соответствие с Законом Республики Беларусь «Об альтернативной службе» от 4 июня 2015 года.

Проходя альтернативную службу, граждане будут выполнять работы в организациях здравоохранения, жилищно-коммунального, лесного и сельского хозяйства, социальной сферы, организациях, занимающихся благоустройством территорий. Они также будут привлекаться к ремонту железнодорожных путей и автодорог. Кроме того, им можно будет работать в органах и подразделениях МЧС.

Время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается в стаж работы.

Постановлением закреплены полномочия государственных органов в сфере альтернативной службы. Предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты:

  • координирует работу комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, комитетов по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов по вопросам альтернативной службы;
  • устанавливает перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу;
  • устанавливает формы предписания для прохождения альтернативной службы, удостоверения и форму учетной карты гражданина, проходящего альтернативную службу и др.

Постановление также закрепляет порядок и условия предоставления гражданам, уволенным с альтернативной службы, первого рабочего места.

Кроме этого, определен порядок проведения военно-врачебной экспертизы. Правомочия проводить ее для определения категории годности граждан, проходящих альтернативную службу, предоставлены военно-врачебным комиссиям.

Определены общие положения организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, проходящих альтернативную службу.

Установлено, что такое освидетельствование проводится по направлению органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу.

Порядок направления на медицинское освидетельствование, формы документов, необходимых для направления, и порядок их оформления устанавливаются Минтруда и соцзащиты совместно с Минздравом по согласованию с Минобороны.

Организация проведения медицинского освидетельствования граждан, проходящих альтернативную службу, возлагается на военного комиссара (руководителя обособленного подразделения военного комиссариата) района (города) по месту прохождения гражданином альтернативной службы.

Медицинское освидетельствование проводят врачи-специалисты, включенные в состав врачебных комиссий с правами военно-врачебных комиссий военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов) районов (городов): врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог и при необходимости – врачи других специальностей.

Для уточнения диагноза гражданин, проходящий альтернативную службу, может быть направлен в государственную организацию здравоохранения на медицинское обследование в амбулаторных или стационарных условиях.

При этом требования к состоянию здоровья граждан, проходящих альтернативную службу, аналогичны требованиям, предъявляемым в отношении граждан, проходящих срочную военную службу и службу в резерве.​

Альтернативная служба в Беларуси. C 1 июля 2016

Окончательно принят Закон «Об альтернативной службе».

В соответствии с Законом альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы.

На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию Читать дальше

Кто сможет проходить альтернативную службу?

Палата представителей приняла в первом чтении законопроект об альтернативной службе. В документе сказано, что альтернативной службой будут считать «общественно-полезную деятельность, выполнение которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы».

Возможность пойти на альтернативную службу предлагается предоставить гражданам мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые подлежат призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годны по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению воинской службы. Для прохождения «альтернативки» им нужно будет лично заявить призывной комиссии, что «принятие военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники противоречит их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы». Сделать это нужно не позднее 10 календарных дней до окончания призыва. К заявлению прилагается автобиография. Можно предоставлять и другие дополнительные материалы, которые могут подтверждать информацию, изложенную в заявлении. При этом те, у кого есть отсрочки, на альтернативную службу пойти не смогут.

Есть, товарищ полковник! История вегетарианца, которого призывают в белорусскую армию

У Ильи Косцова из Гродно обычная жизнь: работа на предприятии «Гродно Азот», мечта прыгнуть с парашютом и ежегодные призывы в армию. Еще у него есть жизненный принцип – не лицемерить и идти до конца. Именно поэтому во время весенней призывной кампании он озвучил в военкомате, что вегетарианец.

В масштабах государства этот момент не является проблемой: не так много вегетарианцев среди призывников, чтобы что-то поменять в системе питания солдата. Но если посмотреть на ситуацию глазами маленького человека, не совсем понятно, как впишешься в среду, где едят и мясо, и рыбу, и яйца, когда ты их не приемлешь.

Читать дальше

Дэпутаты прынялі ў другім чытанні законапраект аб альтэрнатыўнай службе

Дэпутаты Палаты Прадстаўнікоў прынялі ў другім чытанні законапраект аб альтэрнатыўнай службе.

Падставай для праходжання альтэрнатыўнай службы стануць рэлігійныя перакананні. Тэрмін праходжання альтэрнатыўнай службы для грамадзян, якія не маюць вышэйшай адукацыі, складзе 36 месяцаў, якія маюць вышэйшую адукацыю – 24. Читать дальше

Прокуратура традиционно отказала в заведении более 25% уголовных дел

В призыв февраль — май 2014 на минчан уклонистов было заведено 68 уголовных дел (ч. 1, 435 УК), 125 дел возвращены за неимением оснований оснований для их заведения.

Для сравнения в призыв август — ноябрь 2012 на минчан уклонистов было заведено 48 уголовных дел 147 дел возвращены за неимением оснований для их заведения.

Военные комиссары традиционно готовят дела на призывников, хотя те, в свою очередь, повестку не подписывали. Одновременно с этим, направление дела является достаточным условием для ограничения призывнику выезда за пределы Беларуси.

В Минске посчитали уклонистов и завели уголовные дела

Впервые Министерство Обороны озвучило число призывников, которых не оказалось возможным вызвать повесткой 2014 г. Читать дальше

Мастер-класс для призывников в Минске 5 декабря

5 декабря в ПУ Офис прав призывника прошла первая публичная встреча. Перед призывниками выступил Осиевский Евгений — консультант по вопросам призыва с трехлетним стажем.

Евгений рассказал о том, чем сегодня занимается организация, а так же презентовал сайт povestka.by — энциклопедию белорусского призывника.

Евгений: «Каждый год призывники задают нам одни и те же вопросы. И каждый год получают на них одни и те же ответы. Мы решили разорвать этот круг и собрали ответы на наиболее популярные вопросы в одном месте: сайте povestka.by. Мы постарались писать ответы наиболее простым языком и очень ждем замечаний по сайту, а так же предложений по вопросам, которые Вы хотели бы видеть рассмотренными на этом сайте».

Напоминаем, что ПУ Офис прав призывника — это учреждение, которое оказывает консультации по вопросам призыва

— по электронной почте info@povestka.by

— в группе социальной сети vk.com (https://vk.com/ags_by)

Что нас беспокоит в сегодняшнем заявлении А. Лукашенко?

В Беларуси сейчас есть одна миротворческая рота. Так о ней в 2013-м году рассказывал один из ее офицеров:

«Организационно-штатная структура нашей миротворческой роты состоит из управления (4 военнослужащих) и двух взводов — учебного (4 военнослужащих) и миротворческого (32 военнослужащих). В составе каждого взвода имеются штатные инструктора. Это так называемый постоянный состав.

Кроме того, в роте предусмотрено 200 человек переменного состава. Это военнослужащие, которые проходят службу по контракту в различных соединениях и воинских частях Вооруженных Сил. Они являются кандидатами для комплектования миротворческих подразделений в случае принятия на высшем политическом уровне соответствующего решения. Все они прошли соответствующую подготовку и в письменной форме выразили свое согласие на участие в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. Читать дальше

Распределение после окончания ВУЗа и призыв в армию. Разбираемся.

Типичная картина для многих молодых парней в Беларуси. После окончания высшего учебного заведения и получения диплома у всех мужчин заканчивается отсрочка от призыва в армию для получения образования. Те, кто обучался на бесплатной форме обучения, получают обязательное распределение на трудовое устройство на 2 года (или больше, в зависимости от специальности). Устроившись на место работы по распределению к молодым специалистам приходят повестки, начинается призыв, медкомиссии и в конце концов для здоровых и не имеющих других причин для отсрочки мужчин признают годными. Затем отправка к месту службы и 12 (либо 6, в случае прохождения военной кафедры в ВУЗе) месяцев армии. На этом месте и возникает вопрос: после возвращения со срочной службы, обязан ли молодой специалист отрабатывать весь срок на месте работы по распределению? Читать дальше

Проблемы при получении на руки решения призывной комиссии.

«В военкомате говорят, что на руки выдают только решение вышестоящей призывной комиссии. Как в таком случае поступать, если в моем военкомате сказали «годен», но на руки без вышестоящей комиссии ничего давать не хотят» – задается вопросом призывник Алексей.

Это очень распространенная жалоба, которую приходится слышать от призывников: проблема действительно есть. Все дело в том, что призыв у нас плановый, а статистические показатели стоят чуть ли не на первом месте. Призывная комиссия упрощает себе жизнь и не ставит подпись под своим решением, пока не будет дано «добро» из вышестоящей комиссии. Читать дальше

На службу в резерве – теперь и весной

Приятная новость для тех, кто хотел бы отдать долг родине без отрыва от производства. Теперь на службу в резерве забирают и в весенний (c февраля по май), и в осенний (с августа по ноябрь) призывы.

Так, в мае этого года на службу в резерве были направлены около 1000 ребят в дополнение к традиционно призываемым 9000 на срочную службу.

Еще рано судить о том, возросло ли общее число призываемых в календарном году. Оценить это станет возможным по итогам осеннего призыва. Традиционно осенью призываются 9000 военнослужащих и 2000 резервистов.

На пути к контрактной армии?

О том, что в Беларуси рассматривается возможность для каждого призывника выбирать службу по контракту сразу после призыва на срочную службу, без предварительной выслуги 6 месяцев, мы писали еще в мае прошлого 2013 .

В январе 2014 года в закон «О воинской обязанности и воинской службе» были внесены соответствующие поправки, и уже по итогам последнего призыва февраль – май’2014 несколько десятков призванных ребят подписали контракты на 2 года.

В белорусских военкоматах ожидаются кадровые перестановки

С января 2014 года в Законе «О воинской обязанности и воинской службе» появился новый термин – обособленное подразделение военного комиссариата.

По словам работника военкомата одного из белорусских городов-стотысячников, обособленные подразделения будут создаваться в тех районах или городах республики, где необходимо разгрузить работу существующих военкоматов. Читать дальше

Вас не было дома, когда принесли повестку из военкомата. Достаточно ли этого, чтобы сделать Вас не выездным?

Ранее в статье «Не выпускают из страны, хотя повестку не подписывал?» мы затрагивали вопрос ограничения выезда из Беларуси призывников, которые не подписывали повесток из военкомата, но тем не менее были определены как уклоняющиеся и, согласно решению военного комиссара, ограничены в выезде.

Мы подготовили типовое письмо, разъясняющее законодательство Республики Беларусь применительно к данной ситуации и предложили призывникам отправить его в свой военкомат.

Так же мы сделали запрос в Министерство Обороны о том, какие нормативно-правовые акты регулируют ограничение выезда за пределы Беларуси призывников, и так же опубликовали их комментарий на этот счет.

Ниже приведена выдержка из письма, пару недель назад полученного призывником от военкомата одного из районов Минска: Читать дальше

ags.by

Закон Республики Беларусь «Об альтернативной службе» вступил в силу с 1 июля

1 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Закон Республики Беларусь «Об альтернативной службе» вступил в силу с 1 июля текущего года, сообщает БЕЛТА.

Таким образом, с 1 июля граждане Беларуси получают возможность практической реализации своего конституционного права на замену воинской службы альтернативной по религиозным убеждениям. Гражданин должен не только заявить о своем желании проходить альтернативную службу, но и обосновать его. Началом прохождения альтернативной службы является день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы, определяемый Минтруда и соцзащиты. Альтернативщик по своему правовому статусу приближен (насколько это возможно) к солдату срочной службы.

Альтернативная служба — это общественно-полезная деятельность. Ее срок для тех, кто не имеет высшего образования, составляет 36 месяцев, для людей с высшим образованием — 24 месяца. В срок альтернативной службы не засчитываются календарные дни, приходящиеся на время нахождения гражданина в отпуске в связи с поступлением в учреждение образования и получением образования; на срок отбывания наказания в виде ареста; на время, в течение которого гражданин не исполнял обязанности альтернативной службы в связи с применением к нему административного взыскания; в течение которых альтернативщик отсутствовал без уважительных причин более трех часов во время исполнения обязанностей альтернативной службы либо находился в этот период времени в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или распивал алкоголь и употреблял наркотики во время исполнения обязанностей альтернативной службы.

Перечень видов деятельности для альтернативщиков довольно широк: здравоохранение, социальная сфера, жилищно-коммунальное, сельское и лесное хозяйство, а также организации, занимающиеся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. Перечень видов работ состоит из 84 пунктов. Решение о том, в какой конкретно организации будет трудиться альтернативщик, принимает Минтруда и соцзащиты.

Ежемесячное денежное содержание выплачивается альтернативщикам из средств республиканского бюджета в размере 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). Начиная с 13-го месяца альтернативной службы размер денежного содержания повышается на 20% БПМ, а с 25-го месяца — на 40% БПМ.

Альтернативщикам предоставляется отпуск продолжительностью 30 календарных дней — за 36 месяцев службы, 20 календарных дней — за 24 месяца службы. В качестве поощрения может быть предоставлен дополнительный отпуск до 10 и 5 календарных дней соответственно.

Альтернативная служба финансируется из средств республиканского и местных бюджетов. Имеются в виду расходы на выплату ежемесячного денежного содержания, оплату проезда к месту службы и обратно, расходы, связанные с оплатой за пользование помещениями, оплату жилищно-коммунальных услуг, изготовление бланков документов о прохождении альтернативной службы.

Время исполнения обязанностей альтернативной службы не должно превышать 48 часов в неделю. К уклонению от прохождения альтернативной службы относится неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной службы, в том числе при переводе в другую организацию или прибытии из отпуска, на срок свыше трех суток, но не более месяца, либо уклонение от прохождения альтернативной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана. За это предусмотрено наказание в виде ареста. Если период совершения таких нарушений превысил месяц, то предусматривается ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок.

Законом установлены ограничения, связанные с прохождением альтернативной службы: альтернативщики не вправе принимать участие в забастовках, заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой), осуществлять предпринимательскую деятельность.

Альтернативщики освобождаются от платы за пользование предоставленным им на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги. При этом за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и по месту работы (службы) в течение всего времени прохождения альтернативной службы и одного года после ее окончания.

Жизнь и здоровье тех, кто проходит альтернативную службу, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

Альтернативная служба засчитывается в стаж работы — аналогичный подход применяется и к солдатам срочной службы.

Уволенным с альтернативной службы гарантируется предоставление первого рабочего места. А за теми, кто работал до направления на альтернативную службу в государственных организациях, сохраняется право поступления на работу к тому же нанимателю на равноценную должность. Тем, кто принят на прежнее место работы, выплатят единовременную материальную помощь в размере не менее одной минимальной заработной платы (МЗП).

Есть и другие преференции. Так, на период прохождения альтернативной службы предоставлена отсрочка возврата (погашения) кредита, в том числе льготного на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и уплаты процентов за пользование этим кредитом. Следует иметь в виду, что эта льгота на другие кредиты не распространяется.

После увольнения с альтернативной службы гражданам гарантируется продолжение обучения на прежних условиях в учреждениях образования, в которых они обучались до этого.

Гражданин подлежит увольнению с альтернативной службы по истечении ее срока; по болезни (в случае признания негодным к военной службе в мирное время); в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении им наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни.-0-

m.belta.by

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 июня 2015 г. № 276-З

Об альтернативной службе

Принят Палатой представителей 13 мая 2015 года
Одобрен Советом Республики 20 мая 2015 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.01.2017, 2/2452)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Альтернативная служба

Альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь (далее – граждане) взамен воинской службы.

Альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

Статья 2. Законодательство об альтернативной службе

Законодательство об альтернативной службе основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, регулирующих вопросы альтернативной службы.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Граждане, которые могут быть направлены на альтернативную службу

На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы.

На альтернативную службу не направляются граждане, освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу, службу в резерве либо имеющие право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве.

Статья 4. Организации, в которых граждане проходят альтернативную службу

Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей.

Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу (далее – перечень организаций), устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь с учетом заявок на включение в перечень организаций или исключение из него областных (Минского городского) исполнительных комитетов на основании перечня видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.

Для включения в перечень организаций и исключения из него организации подают в областные (Минский городской) исполнительные комитеты заявление по форме, определяемой Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, согласованное с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня (в городе Минске – местной администрацией района в городе).

Статья 5. Участие граждан, проходящих альтернативную службу, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Граждане, проходящие альтернативную службу, могут привлекаться к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с законодательством.

Статья 6. Прохождение альтернативной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время

Прохождение альтернативной службы в период полной или частичной мобилизации, военного положения и в военное время определяется законодательными актами.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 7. Государственные органы (должностные лица), осуществляющие государственное регулирование в сфере альтернативной службы

Государственное регулирование в сфере альтернативной службы осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере альтернативной службы

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в сфере альтернативной службы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере альтернативной службы

Совет Министров Республики Беларусь в сфере альтернативной службы:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

определяет перечень видов работ, которые могут выполнять граждане, проходящие альтернативную службу;

устанавливает порядок и условия прохождения гражданами альтернативной службы;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в сфере альтернативной службы

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в сфере альтернативной службы:

координирует работу комитета по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее, если не установлено иное, – органы по труду, занятости и социальной защите), комитетов по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов по вопросам альтернативной службы;

устанавливает перечень организаций;

устанавливает формы предписания для прохождения альтернативной службы (далее – предписание), удостоверения гражданина, проходящего альтернативную службу (далее – удостоверение), по согласованию с Министерством обороны Республики Беларусь форму учетной карты гражданина, проходящего альтернативную службу (далее – учетная карта);

определяет из перечня организаций организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы и письменно информирует о принятом решении органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина и месту нахождения этой организации;

ведет учет граждан, проходящих альтернативную службу;

принимает решения о переводе (об отказе в переводе) граждан, проходящих альтернативную службу, в другие организации, включенные в перечень организаций, в том числе находящиеся на территории других административно-территориальных единиц, для дальнейшего прохождения альтернативной службы;

рассматривает в пределах своей компетенции обращения граждан и юридических лиц по вопросам прохождения гражданами альтернативной службы;

дает разъяснения по вопросам применения законодательства об альтернативной службе;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 11. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в сфере альтернативной службы

Местные исполнительные и распорядительные органы областного территориального уровня в сфере альтернативной службы:

координируют и контролируют работу местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня (в городе Минске – местных администраций районов в городе) по организации прохождения гражданами альтернативной службы на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

представляют в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь сформированные по заявлениям организаций заявки на включение в перечень организаций или исключение из него.

Местные исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня (в городе Минске – местные администрации районов в городе) на период прохождения гражданами альтернативной службы в организациях, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, размещают этих граждан в пригодных для проживания помещениях, соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают в пределах своей компетенции обращения граждан и юридических лиц по вопросам прохождения гражданами альтернативной службы.

Статья 12. Полномочия органов по труду, занятости и социальной защите в сфере альтернативной службы

Органы по труду, занятости и социальной защите в сфере альтернативной службы:

организуют направление граждан для прохождения альтернативной службы в организации в соответствии с предписаниями;

оформляют и выдают гражданам, которые направляются для прохождения альтернативной службы, удостоверения, учетные карты и предписания;

обеспечивают граждан, которые направляются для прохождения альтернативной службы, проездными документами для следования к месту прохождения альтернативной службы, а граждан, уволенных с альтернативной службы, – к месту жительства;

письменно информируют о прибытии гражданина к месту прохождения альтернативной службы и приступлении к исполнению обязанностей альтернативной службы Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) района (города) по месту жительства гражданина (далее – военный комиссариат);

осуществляют контроль за прохождением гражданами альтернативной службы, принимают меры по защите их прав и законных интересов;

письменно информируют органы дознания (территориальные органы внутренних дел) по месту нахождения организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу, об уклонении граждан от прохождения альтернативной службы;

принимают решения об увольнении граждан с альтернативной службы;

Статья 13. Полномочия комитетов по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов в сфере альтернативной службы

Комитеты по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов в сфере альтернативной службы:

координируют и контролируют работу управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по организации прохождения гражданами альтернативной службы на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

рассматривают в пределах своей компетенции обращения граждан и юридических лиц по вопросам прохождения гражданами альтернативной службы;

дают разъяснения по вопросам применения законодательства об альтернативной службе;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 14. Финансирование мероприятий, связанных с прохождением гражданами альтернативной службы

Финансирование мероприятий, связанных с прохождением гражданами альтернативной службы, производится за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 3
ЗАМЕНА ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ

Статья 15. Подача заявления о замене воинской службы на альтернативную службу

Гражданин, подлежащий призыву на срочную военную службу, службу в резерве, при наличии у него оснований, предусмотренных частью первой статьи 3 настоящего Закона, не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве может обратиться с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную службу (далее – заявление) в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства (далее – призывная комиссия).

В заявлении должны быть изложены причины, побудившие гражданина заявить о замене воинской службы на альтернативную службу.

К заявлению прилагается автобиография гражданина. Гражданин вправе представлять иные материалы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении.

Заявление, поданное гражданином с нарушением срока, установленного частью первой настоящей статьи, к рассмотрению не принимается.

Статья 16. Рассмотрение заявления и принятие по нему решения

Заявление гражданина рассматривается на заседании призывной комиссии в его присутствии.

Гражданин не позднее двух календарных дней до дня заседания призывной комиссии письменно уведомляется о времени и месте проведения заседания.

По просьбе гражданина, заявление которого рассматривается, или по собственной инициативе призывная комиссия вправе пригласить на заседание представителей религиозных и иных организаций, других граждан, которые могут дать пояснения по существу заявления.

Призывная комиссия может запросить характеристику на гражданина, подавшего заявление, с места работы (учебы), а также иную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу. Призывная комиссия на заседании информирует гражданина об имеющихся в отношении него документах и информации.

Призывная комиссия принимает решение о замене воинской службы на альтернативную службу, если представленные гражданином материалы и устная информация, а также документы и информация, полученные призывной комиссией самостоятельно, подтверждают наличие оснований, предусмотренных частью первой статьи 3 настоящего Закона.

Статья 17. Основания для принятия решения об отказе в замене воинской службы на альтернативную службу

Решение об отказе в замене воинской службы на альтернативную службу принимается в связи с:

отсутствием оснований, предусмотренных частью первой статьи 3 настоящего Закона;

неявкой гражданина без уважительных причин, указанных в части второй статьи 10 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 29, ст. 501; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/976), на заседание призывной комиссии;

установлением недостоверности сведений, имеющих существенное значение для принятия решения.

Решение об отказе в замене воинской службы на альтернативную службу гражданин вправе обжаловать в областную (Минскую городскую) призывную комиссию или в суд.

Статья 18. Направление граждан для прохождения альтернативной службы

В случае принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу военный комиссариат в течение пяти календарных дней после заседания указанной комиссии выдает гражданину направление в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина и в тот же срок письменно информирует об этом Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина с указанием даты принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в течение месяца со дня поступления информации из военного комиссариата определяет из перечня организаций организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы и письменно информирует о принятом решении органы по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина и месту нахождения этой организации.

День явки гражданина в орган по труду, занятости и социальной защите по месту его жительства устанавливается на 45-й календарный день со дня принятия призывной комиссией решения о замене воинской службы на альтернативную службу. В случае, если день явки приходится на нерабочий день, днем явки считается ближайший следующий за ним рабочий день. День явки устанавливается военным комиссариатом и указывается в выдаваемом им направлении.

Гражданин, в отношении которого принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, обязан явиться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего жительства в срок, указанный в направлении военного комиссариата.

Гражданин, в отношении которого принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, не явившийся в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего жительства без уважительных причин, указанных в части второй статьи 10 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», в срок, указанный в направлении военного комиссариата, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами.

Орган по труду, занятости и социальной защите до дня убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы:

информирует гражданина о его правах и обязанностях при прохождении альтернативной службы, а также предупреждает об ответственности за уклонение от прохождения альтернативной службы;

выдает гражданину удостоверение, учетную карту, предписание, проездные документы и письменно информирует о выдаче этих документов Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и военный комиссариат.

Гражданин, в отношении которого принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, вправе до дня убытия к месту прохождения альтернативной службы заявить о своем желании пройти военную службу. Такой гражданин призывается на срочную военную службу на общих основаниях и не может быть повторно направлен для прохождения альтернативной службы.

ГЛАВА 4
ПРОХОЖДЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 19. Срок альтернативной службы

Устанавливаются следующие сроки альтернативной службы для граждан:

не имеющих высшего образования, – 36 месяцев;

имеющих высшее образование, – 24 месяца.

В срок альтернативной службы не засчитываются календарные дни:

приходящиеся на время нахождения гражданина в отпуске в связи с поступлением в учреждение образования или организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования (далее – учреждение образования), и получением образования;

приходящиеся на срок отбывания наказания в виде ареста;

приходящиеся на время, в течение которого гражданин не исполнял обязанности альтернативной службы в связи с применением к нему административного взыскания;

в течение которых гражданин, проходящий альтернативную службу, отсутствовал без уважительных причин более трех часов во время исполнения обязанностей альтернативной службы либо находился в этот период времени в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или распивал алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, потреблял наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества во время исполнения обязанностей альтернативной службы.

Статья 20. Начало и окончание прохождения альтернативной службы

Началом прохождения альтернативной службы является день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы, указанный в предписании.

День убытия устанавливается не позднее одного месяца со дня явки гражданина в орган по труду, занятости и социальной защите по месту его жительства.

Окончанием прохождения альтернативной службы является день увольнения гражданина с альтернативной службы, указанный в решении органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу.

Статья 21. Права и обязанности граждан, проходящих альтернативную службу

Гражданин, направленный для прохождения альтернативной службы, обязан явиться в указанную в предписании организацию в определенный в нем срок.

При прохождении альтернативной службы гражданин имеет право на:

уважение личного достоинства;

письменное закрепление режима времени исполнения обязанностей альтернативной службы, а также своих обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

безопасные условия прохождения альтернативной службы;

получение образования в заочной форме получения образования и в форме соискательства;

судебную и иную защиту гарантированных законодательством прав и законных интересов;

ходатайство в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь о переводе в другую организацию;

иные права, предусмотренные законодательством.

При прохождении альтернативной службы гражданин обязан:

соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства;

добросовестно исполнять обязанности альтернативной службы;

соблюдать режим времени исполнения обязанностей альтернативной службы;

исполнять приказы и распоряжения руководителя организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, или уполномоченных им должностных лиц, изданные в пределах их компетенции;

предварительно письменно информировать руководителя организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, о выезде за пределы административно-территориальной единицы (города, района), на территории которой расположена эта организация;

не допускать действий, препятствующих работникам организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, исполнять их трудовые обязанности;

соблюдать культуру общения.

В месячный срок со дня увольнения с альтернативной службы гражданин обязан явиться в военный комиссариат и иной орган, осуществляющий воинский учет, для принятия на воинский учет.

Статья 22. Права и обязанности организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу

Организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, в течение трех календарных дней письменно информирует орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения о прибытии гражданина для прохождения альтернативной службы.

Организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, обязана:

обеспечивать безопасные условия прохождения альтернативной службы;

обеспечивать его форменной либо специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, установленными для работников организации;

по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения закреплять обязанности, режим времени исполнения обязанностей альтернативной службы гражданина приказом (распоряжением) руководителя организации;

назначать из числа работников организации лиц, ответственных за работу с гражданами, проходящими альтернативную службу;

осуществлять контроль за соблюдением гражданином режима исполнения обязанностей альтернативной службы;

отстранять от прохождения альтернативной службы гражданина, находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо во время исполнения обязанностей альтернативной службы распивающего алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, потребляющего наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, а также находящегося в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы, на основании приказа (распоряжения) руководителя организации;

вносить в учетную карту сведения о прохождении гражданином альтернативной службы;

ежеквартально направлять в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения информацию о прохождении гражданином альтернативной службы;

письменно информировать орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения о нарушении гражданином, проходящим альтернативную службу, обязанностей, установленных частью третьей статьи 21 настоящего Закона, а также о несоблюдении ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, установленных статьей 23 настоящего Закона, в течение пяти календарных дней со дня, когда стало известно о допущенном нарушении;

в день увольнения гражданина с альтернативной службы сделать соответствующую отметку в его учетной карте и в течение пяти календарных дней со дня увольнения гражданина с альтернативной службы передать его учетную карту в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения;

обеспечивать соблюдение прав и законных интересов гражданина.

Организация, в которой гражданин проходит альтернативную службу, вправе вносить предложения:

о сроках предоставления, об увеличении (в порядке поощрения) и уменьшении продолжительности отпуска гражданину, проходящему альтернативную службу, – в орган по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения;

о переводе гражданина, проходящего альтернативную службу, в другую организацию для дальнейшего прохождения альтернативной службы – в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Статья 23. Ограничения, связанные с прохождением альтернативной службы

Граждане, проходящие альтернативную службу, не вправе:

принимать участие в забастовках;

заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой);

осуществлять предпринимательскую деятельность.

Статья 24. Ежемесячное денежное содержание граждан, проходящих альтернативную службу

Гражданам, проходящим альтернативную службу, за счет средств республиканского бюджета выплачивается ежемесячное денежное содержание (далее – денежное содержание).

Денежное содержание устанавливается в размере 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала.

Размер денежного содержания, установленный частью второй настоящей статьи, повышается:

на 20 процентов бюджета прожиточного минимума – с 13-го месяца альтернативной службы;

на 40 процентов бюджета прожиточного минимума – с 25-го месяца альтернативной службы.

Выплата денежного содержания в повышенных размерах, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, может приостанавливаться органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь на срок до трех месяцев в случае наложения на гражданина мер взыскания, установленных абзацами вторым и третьим части первой статьи 27 настоящего Закона.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, сохраняется выплата денежного содержания на период нахождения в отпусках, за исключением отпусков в связи с поступлением в учреждения образования и получением образования.

Статья 25. Время исполнения обязанностей альтернативной службы, выходные дни

Временем исполнения обязанностей альтернативной службы является время, в течение которого гражданин обязан находиться в организации, в которой он проходит альтернативную службу, или за ее пределами в соответствии с поручением руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и выполнять порученную ему работу.

Ежедневное время исполнения обязанностей альтернативной службы и выходные дни устанавливаются приказом (распоряжением) руководителя организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, по согласованию с органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения этой организации.

Время исполнения гражданином обязанностей альтернативной службы не должно превышать 48 часов в неделю. В случае превышения указанного времени, но не более чем на 12 часов, по решению руководителя организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, это время компенсируется сокращением времени исполнения обязанностей альтернативной службы в другие дни.

Сокращение времени исполнения обязанностей альтернативной службы в другие дни должно осуществляться не позднее 60 календарных дней со дня окончания недели, в которой имело место превышение времени, за исключением случаев привлечения к выполнению работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но не позднее дня увольнения с альтернативной службы.

Статья 26. Отпуска

Гражданам, проходящим альтернативную службу, по решению органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой они проходят альтернативную службу, за весь срок прохождения альтернативной службы предоставляется отпуск продолжительностью:

30 календарных дней – за 36 месяцев альтернативной службы;

20 календарных дней – за 24 месяца альтернативной службы.

Отпуск, установленный частью первой настоящей статьи, предоставляется в течение каждых 12 месяцев прохождения альтернативной службы по десять календарных дней.

Продолжительность отпуска, установленная частью первой настоящей статьи, может быть увеличена в виде поощрения:

при сроке альтернативной службы 36 месяцев – на срок до десяти календарных дней;

при сроке альтернативной службы 24 месяца – на срок до пяти календарных дней.

При наличии у гражданина на день принятия решения о предоставлении отпуска непогашенных мер взыскания, установленных абзацами вторым и третьим части первой статьи 27 настоящего Закона, продолжительность отпуска, установленная частью первой настоящей статьи, может быть уменьшена:

Решение об изменении продолжительности отпуска в соответствии с частями третьей и четвертой настоящей статьи принимается органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, по решению органа по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой они проходят альтернативную службу, предоставляются отпуска по болезни, в связи с поступлением в учреждение образования и получением образования, по уважительным причинам личного и семейного характера.

Отпуск по болезни предоставляется на основании справки о временной нетрудоспособности на период лечения в стационарных, амбулаторных условиях, а также на период проведения медицинской реабилитации.

Отпуск в связи с поступлением в учреждение образования предоставляется гражданину, проходящему альтернативную службу, для представления документов в приемную комиссию учреждения образования в соответствии с законодательством, а также для участия во вступительных испытаниях, прохождения профессионального отбора, зачисления в учреждение образования.

Продолжительность отпуска в связи с поступлением в учреждение образования определяется с учетом времени, необходимого для следования к месту нахождения учреждения образования и обратно, а также срока, указанного в документе, выдаваемом учреждением образования, необходимого для участия во вступительных испытаниях, прохождения профессионального отбора, зачисления в учреждение образования.

Отпуск в связи с получением образования предоставляется для участия в учебных занятиях, учебной и производственной практике, текущей и итоговой аттестации на срок, указанный в документе, выдаваемом учреждением образования.

Отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера продолжительностью до десяти календарных дней предоставляется гражданину, проходящему альтернативную службу, в случае:

вступления в брак;

тяжелой болезни или смерти (гибели) его отца, матери, усыновителей, отчима, мачехи, жены, детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев или сестер, деда, бабки;

чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, постигшей этого гражданина или лиц, указанных в абзаце третьем настоящей части;

наличия иных обстоятельств, требующих личного присутствия в семье гражданина, проходящего альтернативную службу.

Обстоятельства, в связи с которыми гражданину, проходящему альтернативную службу, предоставляется отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера, должны быть, как правило, подтверждены документально.

Статья 27. Меры взыскания, применяемые к гражданам, проходящим альтернативную службу, и порядок их применения

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных частью третьей статьи 21 настоящего Закона, либо за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, на гражданина могут налагаться следующие меры взыскания:

Выговор объявляется, если допущено грубое нарушение или нарушения носят систематический характер (наличие двух и более замечаний в течение 12 месяцев).

Грубым нарушением являются отсутствие гражданина в организации, в которой он проходит альтернативную службу, более трех часов без уважительных причин, появление в этой организации в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ во время исполнения обязанностей альтернативной службы, а также отказ от исполнения обязанностей альтернативной службы и иные нарушения гражданином, проходящим альтернативную службу, своих обязанностей, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Решение органа по труду, занятости и социальной защите о наложении мер взыскания, установленных абзацами вторым и третьим части первой настоящей статьи, может быть обжаловано гражданином в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. При несогласии с принятым этим государственным органом решением гражданин вправе обжаловать его в суд в порядке, установленном законодательством.

Гражданин, проходящий альтернативную службу, считается не подвергшимся взысканию, если в течение года со дня наложения взыскания он не подвергался новому взысканию. При этом взыскание погашается автоматически.

Статья 28. Ответственность граждан за уклонение от прохождения альтернативной службы

Граждане, уклоняющиеся от прохождения альтернативной службы, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

К уклонению гражданина от прохождения альтернативной службы относится:

неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей альтернативной службы, предусмотренных частью третьей статьи 21 настоящего Закона, либо несоблюдение ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, повлекшие в период прохождения альтернативной службы наложение трех выговоров, не погашенных в соответствии с частью пятой статьи 27 настоящего Закона;

неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной службы, в том числе при переводе в другую организацию или прибытии из отпуска, на срок свыше трех суток либо уклонение от прохождения альтернативной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана;

уклонение от прохождения альтернативной службы путем умышленного причинения себе телесного повреждения (членовредительство) или симуляции заболевания.

Уважительными причинами неявки в установленный срок к месту прохождения альтернативной службы являются:

заболевание гражданина, повлекшее утрату им трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, усыновителей, отчима, мачехи, жены, детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев или сестер, деда, бабки либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу.

Причины неявки должны быть, как правило, подтверждены документально.

Статья 29. Увольнение с альтернативной службы

Граждане подлежат увольнению с альтернативной службы:

по истечении срока альтернативной службы;

по болезни (в случае признания негодными к военной службе в мирное время);

в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении им наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения или смертной казни.

Граждане, проходящие альтернативную службу, имеют право на досрочное увольнение с альтернативной службы при возникновении в период прохождения ими альтернативной службы обстоятельств, в связи с которыми они имеют:

нетрудоспособных родителей либо других членов семьи, нуждающихся по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе и не находящихся на полном государственном обеспечении, – при отсутствии других трудоспособных лиц, проживающих на территории Республики Беларусь, обязанных в соответствии с законодательством содержать указанных членов семьи и заботиться о них независимо от того, проживают они вместе с ними или отдельно, либо при наличии таких лиц, которые проходят срочную военную службу, службу в резерве, альтернативную службу;

жену и ребенка в возрасте до трех лет;

жену – инвалида I или II группы;

ребенка, воспитывающегося без матери;

двоих и более детей;

мать (отца), не состоящую (не состоящего) в браке и не имеющую (не имеющего) других трудоспособных детей, которая (который) имеет одного ребенка в возрасте до трех лет, или двоих и более детей в возрасте до 18 лет, или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или ребенка старше 18 лет, являющегося инвалидом I или II группы, либо мать со сроком беременности 28 недель и более, которая не состоит в браке и не имеет других трудоспособных детей;

одного и более родных братьев и сестер в возрасте до 18 лет либо старше 18 лет, получающих общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное образование или являющихся инвалидами I или II группы, – при отсутствии других лиц, которые могли бы взять их на содержание.

Нетрудоспособными родителями считаются отец и мать, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, отец и мать – инвалиды I или II группы независимо от возраста.

Орган по труду, занятости и социальной защите, принявший решение об увольнении гражданина с альтернативной службы, в течение пяти календарных дней со дня принятия такого решения уведомляет об этом Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина, а также в пятидневный срок со дня поступления учетной карты гражданина из организации, в которой гражданин проходил альтернативную службу, направляет ее в военный комиссариат.

Статья 30. Зачисление в запас и состояние в запасе граждан, прошедших альтернативную службу

Граждане, уволенные с альтернативной службы, военным комиссаром зачисляются в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь и относятся к запасу военнообязанных второй категории.

При постановке гражданина, прошедшего альтернативную службу, на воинский учет в военном комиссариате у него изымается удостоверение и выдается военный билет, в котором делается отметка о прохождении альтернативной службы.

ГЛАВА 5
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И ГАРАНТИИ ГРАЖДАН, ПРОХОДЯЩИХ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ

Статья 31. Медицинское обслуживание граждан, проходящих альтернативную службу

Граждане, проходящие альтернативную службу, в соответствии с законодательством имеют право на получение медицинской помощи в организациях здравоохранения по месту прохождения альтернативной службы, в иных организациях здравоохранения, а также в организациях, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую деятельность, и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством порядке медицинскую деятельность.

Граждане, проходящие альтернативную службу, имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 32. Страхование граждан, проходящих альтернативную службу

Жизнь и здоровье граждан, проходящих альтернативную службу, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

В случае гибели (смерти) гражданина, проходящего альтернативную службу, или установления ему инвалидности, наступивших в результате заболевания, либо получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения при исполнении им обязанностей альтернативной службы, подтвержденных медицинским заключением, выплачивается единовременная страховая сумма в размере:

250 базовых величин – членам семьи погибшего (умершего) гражданина, проходившего альтернативную службу (его наследникам);

100 базовых величин – инвалиду I группы;

75 базовых величин – инвалиду II группы;

50 базовых величин – инвалиду III группы;

10 базовых величин – гражданину, проходящему альтернативную службу, получившему тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

7 базовых величин – гражданину, проходящему альтернативную службу, получившему менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

5 базовых величин – гражданину, проходящему альтернативную службу, получившему легкое телесное повреждение.

Выплата страховой суммы по одному и тому же страховому случаю производится за вычетом ранее полученных страховых сумм.

При установлении лиц, виновных в гибели (смерти) гражданина, проходящего альтернативную службу, причинении вреда его здоровью, выплаченные страховые суммы подлежат взысканию с виновных лиц.

Порядок и условия выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию граждан, проходящих альтернативную службу, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Граждане, проходящие альтернативную службу, не подлежат обязательному государственному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 33. Возмещение вреда

Гражданам, проходящим альтернативную службу, возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 34. Гарантии для граждан, проходящих альтернативную службу, в области жилищных отношений

Граждане, проходящие альтернативную службу, освобождаются от платы за пользование предоставленным им на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги. Финансирование расходов по плате за пользование предоставленным на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги производится за счет средств местных бюджетов.

За гражданами, проходящими альтернативную службу, сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и по месту работы (службы) в течение всего времени прохождения альтернативной службы и одного года после ее окончания.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, являющимся кредитополучателями в связи со строительством (реконструкцией) или приобретением жилых помещений, предоставляются гарантии, установленные законодательством для граждан, проходящих срочную военную службу.

Статья 35. Гарантии для граждан, уволенных с альтернативной службы, в сферах трудовых отношений и образования

Гражданам, уволенным с альтернативной службы, гарантируется:

сохранение в течение трех месяцев со дня, следующего за днем увольнения с альтернативной службы, за гражданами, работавшими до направления на альтернативную службу в государственных организациях, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу, а в случае заболевания в период прохождения альтернативной службы, не препятствующего поступлению на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до направления на альтернативную службу, и при условии письменного уведомления гражданином об этом нанимателя – в течение трех месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

предоставление уволенным после прохождения альтернативной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы;

предоставление уволенным после прохождения альтернативной службы первого рабочего места в соответствии с законодательными актами.

Гражданам после увольнения с альтернативной службы гарантируется продолжение обучения на прежних условиях в учреждениях образования, в которых они обучались до направления на альтернативную службу.

Статья 36. Пенсионное обеспечение граждан, проходивших альтернативную службу (членов их семей)

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших альтернативную службу (членов их семей), осуществляется в порядке и на условиях, установленных для военнослужащих срочной военной службы.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь до 1 июля 2016 года:

подготовить и внести в установленном порядке предложения о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1–36 – с 1 июля 2016 года;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

www.pravo.by

Смотрите так же:

  • Налоги в каменске-уральском Налоговая инспекция 25.06.2016 Уважаемый налогоплательщик! С 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов […]
  • Заявление 13001 на новый устав Образец заполнения формы Р13001 нового образца Периодически каждое предприятие или организация совершенствует свою деятельность, развивается, рационализирует производство, ведь прогресс никогда не стоит на месте. Без преобразований в […]
  • Детские пособия до 15 или до 16 Размер и правила оформления детского пособия до 16 и 18 лет На сегодня Правительство РФ всячески пытается наладить демографическую ситуацию в стране, которая за последние несколько лет значительно ухудшилась. Одним из главных инструментов […]
  • Пенсия в 2013 году для работающих пенсионеров Индексацию пенсий некоторым работающим пенсионерам могут вернуть С такой законодательной инициативой 1 выступил депутат Госдумы Борис Резник. Планируется, что пенсия будет индексироваться тем пенсионерам, размер пенсии которых составляет […]
  • Калькулятор военной пенсии мвд Данный расчет основан на: 1. Федеральном Законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел" 2. Постановлении Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников […]
  • Приказа 255 от 23042014 г Приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]