Закон кодекса чести

Закон кодекса чести

В.Н. Ткачев,
председатель Ростовского областного суда,
член Совета при Президенте РФ по
вопросам совершенствования правосудия,
член Президиума Совета судей РФ,
Заслуженный юрист РФ>

Проблемы статуса судей и, в частности, судейской этики в настоящее время имеют особую актуальность.
Эти проблемы актуальны не только для России. Международное сообщество уделяет им не меньшее внимание. Об этом можно судить хотя бы по основным международным правовым актам последних лет.
В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН одобряет «Основные принципы независимости судебных органов».
В 1993 году Европейская Ассоциация судей принимает «Статус европейского судьи».
В 1994 году Комитет министров государств-членов Совета Европы принимает рекомендацию № R (94) 12 по независимости, эффективности и роли судей.
В 1998 году участниками многостороннего семинара по закону о статусе судей в Европе, организованного Советом Европы 8-10 июля, принимается «Европейская хартия о статусе судей».
В 2002 году в Гааге Правозащитной группой принимается Кодекс поведения судей (Бангалорский проект).
В 2001-2003 годах над проблемами выработки и формулирования этических принципов и правил для судей активно работал Консультативный Совет европейских судей.
Однако при всей важности международного внимания к проблемам судейской этики считаю, что судейская этика по существу является все-таки национальным делом. Общие требования, предъявляемые к судейской этике и регулируемые упомянутыми международными документами, должны дополняться и дополняются особенными детальными требованиями, которые обусловлены национальными факторами и оценками. Исторический опыт того или иного народа, его менталитет безусловно приводят к тому, что та или иная обязанность, налагаемая на судью, подчеркивается и конкретизируется в одном государстве сильнее, чем в другом.
Этика судьи не является для России, чем-то новым, необычным, внесенным в наше общество западными ветрами перемен в последнее десятилетие.
Вопросы профессиональной этики судьи со времени судебной реформы 1864 года постоянно привлекали внимание отечественных правоведов, философов и социологов.
Прежде всего, в этой связи отмечу вдохновителей и творцов судебной реформы С.И. Зарудного, Д.А. Равинского, Н.А. Буцковского.
Ведущие юристы России конца XIX — начала XX веков А.Ф. Кони, И.Я. Фойницкий, М.С. Строгович неоднократно обращались к проблемам судебной этики.
Заметный вклад в развитие данной темы внесли также современные ученые — юристы Бойков А.Д., Букреев В.И., Закомлистов А.Ф., Кобликов А.С., Кокарев Л.Д., Котов В.П., Лукашева Е.А., Москалькова Т.Н., Радутная Н.В., Римская И.Н.
Первые кодифицированные правила судебной этики были сформированы в России Законом от 20 мая 1885 года, и они были включены в Уголовный кодекс. В отличие от наполеоновского Закона 1810 года «Об организации судоустройства и отправления правосудия»,который восприняли многие государства континентальной Европы, российский закон положил начало новой модели деятельности судьи. (Наполеоновская модель в организационном плане характеризуется высокой степенью подчинения судейского корпуса политической власти.) Российским Законом 1885 года были впервые объявлены недостойными звания судьи все предосудительные и несогласные с нравственностью поступки. Нравственные условия, указанные в Законе, слагались из нравственных качеств личности, необходимых для поступления на судебную службу и исполнения судебной должности.
Основной вехой в развитии судейской этики в современной России стало принятие 24 октября 1991 года концепции судебной реформы, провозгласившей создание независимой и влиятельной судейской корпорации. (Предшествующий Закон СССР от 4 августа 1989 года «О статусе судей в СССР» при всей важности самого факта его принятия носил явно декларативный характер и не имел решающего значения в становлении независимого судейского корпуса в нашем государстве.)
21 октября 1993 года Советом судей Российской Федерации был принят одобренный II Всероссийским съездом судей Кодекс чести судьи Российской Федерации. Кодекс чести наряду с Законом Российской Федерации от 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» коренными образом изменили ситуацию в российской судейской корпорации. При этом, если Закон «О статусе судей» определил правовой статус, то Кодекс чести определил нравственный статус российских судей.
Вобрав в себя многие положения профессиональной этики судей в государствах с развитыми правовыми системами, Кодекс чести, вместе с тем, учел национальную специфику, отечественные общественно-политические реалии развития независимой судебной власти в начале 90-х годов.
Прошедшие годы показали, что он стал одним из основных нормативных актов, определяющих статус российских судей и правила их поведения в профессиональной и во внеслужебной деятельности.
Практическая ценность Кодекса чести неоднократно подтверждалась при его применении советами судей и квалификационными коллегиями судей России.

Какова же была необходимость принимать Кодекс судейской этики?
Прежде всего, отмечу, что 10 лет активных преобразований судебной власти не могли не внести коррективы в действующее законодательство о статусе судей и в непосредственно связанный с этим законодательством Кодекс чести.
В 2001 году заметно активизировалась законодательная деятельность, связанная с нормативным регулированием статуса судей. Вступили в силу Федеральные законы «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (17 декабря 2001 года) и «Об органах судейского сообщества» (19 марта 2002 года). В связи с этим возникла необходимость привести в соответствие с новыми реалиями и Кодекс чести.
Статья 12.1 («Дисциплинарная ответственность судей») Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 15 декабря 2001 года) имеет ссылку не на Кодекс чести, а на Кодекс судейской этики. Именно поэтому 26 июля 2002 года Президиум Совета судей Российской Федерации принял постановление о подготовке проекта Кодекса судейской этики.
Новый кодекс нуждался в приведении в соответствие и с Конституцией Российской Федерации, которая была принята позже Кодекса чести. Следовало учесть также другие федеральные законы, регламентирующие схожие отношения. В частности, нельзя было оставить без внимания утвержденные Указом Президента Российской Федерации 12 августа 2002 года «Общие принципы служебного поведения государственных служащих».

Помимо изменений законодательства вторым важным обстоятельством, обусловившим необходимость разработки нового кодекса, стала естественная эволюция правовых и моральных норм, которая в России последнего десятилетия происходила в наиболее активных формах.

Третье обстоятельство заключалось в необходимости учета нового международного законодательства о статусе судей и судейской этики и опыта наших зарубежных коллег.
Это важно потому, что полномочия, предоставляемые судье, подчинены действию не только национального, но и международного права, признанного в современных демократических обществах.
Подготовка проекта Кодекса судейской этики была поручена комиссии Совета судей по вопросам совершенствования Закона «О статусе судей в Российской Федерации».
В работу над ним уже в июле 2002 года включились органы судейского сообщества практически всех субъектов Российской Федерации. Заметный вклад внесли руководители высших органов судейского сообщества России. Активное участие приняли многие российские судьи: одни из них разрабатывали собственные проекты, другие направляли в Совет судей свои предложения и поправки к действующему Кодексу чести.
В журнале «Российская юстиция» была открыта рубрика «Этика судьи».
Проект кодекса неоднократно обсуждался на заседаниях Президиума Совета Судей РФ и комиссии Совета Судей по вопросам совершенствования Закона «О статусе судей».
В итоге проект стал результатом работы большого круга лиц, действительно заинтересованных в совершенствовании законодательства о статусе судей.

Кодекс судейской этики структурно включает в себя четыре основные главы.
Первая глава содержит общие требования, предъявляемые к поведению судьи.
Статья 1 указывает на обязанность судьи руководствоваться не только Конституцией Российской Федерации и другими законами, но и общепринятыми нормами морали и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики.
Это положение исходит из российского Закона от 20 мая 1885 года, а в редакции, изложенной в проекте, было закреплено в Кодексе чести судьи Российской Федерации от 1993 года.
Статья 1 в целом ориентирована на создание у граждан образа судьи, осуществляющего правосудие в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями.
Статья 2 содержит общее требование относительно соотношения профессиональной деятельности судьи с иной его деятельностью, отмечает приоритетное значение исполнения судьей своих профессиональных обязанностей. Совмещение судьей нескольких видов занятий может оказать существенное влияние на качество выполнения им своих профессиональных обязанностей, поэтому судья должен правильно определить приоритеты в своих занятиях.
Положение статьи 2 развивается в статье 3 требованием поддержания авторитета судебной власти и высокого звания судьи.
Вторая глава кодекса определяет правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности.
Статья 4 содержит изложение общих обязанностей при осуществлении правосудия, а статьи 5,6 и 7 — ряд специальных норм. Так, статья 5 устанавливает правила поведения судьи при исполнении им служебных обязанностей, прямо не связанных с осуществлением правосудия. Статья 6 определяет правила поведения судьи при отношениях с представителями средств массовой информации. Статья 7 указывает на обязанность судьи поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

Третья глава определяет правила поведения во внеслужебной деятельности. Статья 8 содержит общие требования, а последующие статьи и 9 и 10 определяют особенные правила поведения, а именно: статья 9 — особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова; статья 10 — особенности поведения судьи при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Четвертая глава посвящена вопросам ответственности судей за нарушение требований Кодекса судейской этики. Часть первая статьи 11 констатирует возможность понести ответственность в случаях нарушения не только норм Закона «О статусе судей», но и положений Кодекса судейской этики. Часть вторая статьи 11 содержит общие формулировки относительно обстоятельств, которые подлежат учету при решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи.
Несмотря на отдельные возражения против включения в Кодекс судейской этики статей об ответственности судей, высказанные в ходе обсуждения проекта, Съезд судей признал обоснованным наличие соответствующих положений в Кодексе судейской этики, как это имело место и в Кодексе чести.
Глава пятая определяет пределы действия «Кодекса судейской этики» и порядок вступления его в силу.

Чем же отличается новый кодекс от прежнего?

Название нового кодекса дано, как уже отмечалось, в соответствии с новой редакцией Закона «О статусе судей».
В соответствие с новой редакцией Закона «О статусе судей» приведены все те нормы Кодекса чести, которые в той или иной степени корреспондировались с данным Законом.
Новые нормы Закона «О статусе судей» включены в новый Кодекс в качестве дополнений.
В частности, именно положения новой статьи 12.1 Закона «О статусе судей» были использованы при подготовке статьи 11 Кодекса судейской этики — «Дисциплинарная ответственность судей».
Кодекс судейской этики в некоторых случаях имеет ссылки на Конституцию РФ, а в других — положения Кодекса сформулированы, исходя из соответствующих конкретных норм Конституции.
В частности, часть первая статьи 4 содержит норму, которой не было в Кодексе чести — «Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти». Это требование к судье основано на соответствующем положении, закрепленном в статье 2 Конституции.
Эволюция нравов и норм, применяемых в отношении поведения судьи, отразилась во многих изменениях и дополнениях, внесенных в новый кодекс.
Например, в нем большее значение придается регулированию отношений судей и СМИ. Нормы, определяющие правила поведения при отношениях с представителями средств массовой информации, в отличие от Кодекса чести, выделены в отдельную статью 6.
При этом была учтена общая тенденция к возрастанию влияния СМИ на деятельность судебной власти, в особенности в сфере уголовного судопроизводства.
С учетом связей, которые могут устанавливаться между судьями и СМИ, существует риск того, что судья поддастся влиянию журналиста. Консультативный Совет европейских судей полагает что, если свобода печати является важнейшим принципом, необходимо также защищать судопроизводство от любого ненадлежащего внешнего влияния. В этих условиях важно, чтобы судья проявлял сдержанность в своих отношениях с прессой, чтобы он умел охранять свою независимость и беспристрастность, воздерживаясь от любого использования в личных целях
своих возможных связей с журналистами, от необоснованных комментариев по делам, находящимся на его рассмотрении.
Право публики на информацию является основным принципом, вытекающим из статьи 10 Европейской конвенции по правам человека. Необходимо, чтобы судья отвечал законным ожиданиям граждан ясно мотивированными решениями. Судья должен также обладать правом подготовки резюме или коммюнике, разъясняющих существо или уточняющих смысл его решения для публики.
Именно в условиях юридически грамотного свободного и корректного общения судья должен и может выполнять свои задачи, не опасаясь давления, которое могут оказывать на него СМИ.
Новой по сравнению с Кодексом чести является статья Кодекса судейской этики, посвященная особенностям поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова.
С учетом значимости общепризнанных принципов и норм международного права при подготовке проекта были использованы международные акты, зарубежный опыт и, прежде всего, опыт работы Американской Ассоциации Юристов.
В частности, часть пятая статьи 4 Кодекса судейской этики закрепляет положение, содержащееся в части пятой статьи 2 Кодекса чести, но в редакции, изложенной в принципе 15 «Основных принципов, касающихся независимости судебных органов», принятых седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 6 сентября 1985 года.
Часть первая статьи 9 Кодекса судейской этики воспроизводит принцип 8 «Основных принципов, касающихся независимости судебных органов» с незначительными редакционными поправками. Часть вторая статьи 9 воспроизводит принцип 9 того же международного акта.
При подготовке части первой статьи 4 Кодекса судейской этики принималось во внимание указание на обязанность судей защищать в ходе процессов права и свободы всех лиц, изложенное в «Рекомендации № R (94) 12 Комитета министров государств — членов Совета Европы по независимости, эффективности и роли судей» (принцип V, пункт 1).
Несколько положений было заимствовано из Модельного Кодекса Американской Ассоциации Юристов 1990 года и из «Профессионального кодекса американского судьи».
Так, например, текст второго абзаца части второй статьи 4 Кодекса судейской этики, гласящий, что при исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера, заимствован из Модельного Кодекса Американской Ассоциации Юристов (Правило 3В (5). Данное положение Кодекс чести не имел.
Статья 5 Кодекса судейской этики по сравнению с Кодексом чести расширена теми нормами, которые регулируют правила поведения судьи, связанные с исполнением им административных обязанностей. Она содержит текст, заимствованный с внесением редакционных изменений из «Профессионального кодекса американского судьи» (канон 3, раздел «Б»).
Положение части третьей статьи 9 Кодекса (О приостановлении полномочий судьи в случае выдвижения его кандидатом на выборную должность) заимствовано из того же Кодекса американских судей (канон 7 В).
Статья 10 Кодекса судейской этики — «Особенности поведения судьи при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности» — является дополнением к Кодексу чести. При подготовке ее текста использованы положения, содержащиеся в аннотации к канону 4 «Профессионального кодекса американского судьи».

С принятием Кодекса судейской этики не заканчивается работа по формированию свода правил этического поведения судей. Ни один кодекс, сколь бы совершенен он ни был, не способен на абсолютную полноту. Кодекс судейской этики требует постоянного развития. Очевидно, полезно и даже необходимо начать издавать Комментарии к Кодексу судейской этики. Они могли бы включать решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ, которые принимаются по фактам дисциплинарных проступков судей и нарушений ими судейской этики, а также — мнения ведущих ученых- юристов и авторитетных, опытных судей.
Кодекс чести судьи в свое время определил основные нравственные установки и ориентиры для судей. Кодексу судейской этики только предстоит стать инструментом профессионального и нравственно-этического укрепления нынешнего состава судейского корпуса. Как он послужит всем нам, от нас же и зависит.

www.vkks.ru

Заложники чести: пять главных мужских кодексов поведения

FURFUR собрал кодексы чести всех времен, чтобы рассказать о главных мужских законах, и понять, какие различия и сходства можно найти в кодексах рыцаря, бойскаута, джентльмена, дуэлянта и мафиози.

КОДЕКС РЫЦАРЯ (XII век)

Рыцарство было моральной системой средневековья, которая держалась на таких качествах, как смелость, отвага, честь и галантность. Все будущие мужские кодексы так или иначе повторяют и идеализируют рыцарский кодекс темных веков. Впервые этот кодекс был записан в «Песни о Роланде» — героической поэме XII века.

5 пунктов из рыцарского кодекса

Рыцарь презирает денежное вознаграждение за содеянное дело.

Уважает женщин, защищает слабых и беззащитных, помогает вдовам и сиротам.

Никогда не бежит от врага.

Не отказывается и не боится боя с равным по силе противником.

Боится Бога и поддерживает заветы Церкви.

Печатается на основе произведения
«Песнь о Роланде», написанного в XII веке.

КОДЕКС ДЖЕНТЛЬМЕНА (1839)

За все время существования термина «джентльмен» были написаны сотни джентльменских кодексов, но одним из самых строгих можно назвать кодекс старейшего военного института Соединенных Штатов — Вирджинского института, основанного в 1839 году. Вирджиния является южным штатом, что означало в те годы традиционность и консервативность местного общества. В Вирджинском институте проходили изнурительные тренировки, царила военная дисциплина и существовал строгий кодекс джентльмена: «Без строгого соблюдения фундаментального Кодекса чести ни один человек, независимо от того, как он выглядит, не может считаться джентльменом. Честь джентльмена требует неприкосновенности его слова и неподкупности его принципов. Он является потомком рыцарей, крестоносцев, он является защитником слабых и рыцарем правосудия».

5 пунктов из джентльменского кодекса

Не занимать деньги у друга, за исключением крайней нужды. Деньги, взятые взаймы, — это долг чести, который должен быть погашен в кратчайшие сроки. Долги умерших родителей, братьев, сестер или взрослого ребенка честный человек берет на себя.

Не выходить из себя, не проявлять гнев, страх, ненависть, смущение, азарт и веселье в общественных местах.

Не хлопать незнакомцев по спине и не трогать незнакомых дам.

В разговоре не упоминать имен, а также того, сколько стоят вещи.

Не пользоваться чужой беспомощностью или невежеством и не позволять другому джентльмену использовать себя.

Источник: кодекс чести Военного института
Вирджинии 1839 года (редакция 1997 года).

КОДЕКС СКАУТА (1908)

Английский генерал Баден-Пауэлл основал движение бойскаутов в 1908 году. Главной целью объединения было сделать из мальчиков настоящих мужчин и примерных граждан. Члены движения имели собственный кодекс, униформу, иерархию и наградные знаки. Через два с половиной года существования движения в Англии было уже более 400 тысяч бойскаутов и ассоциация стала распространяться на другие страны мира, в первую очередь на США.

5 пунктов из кодекса cкаутов

Долг скаута — быть полезным и помогать другим.

Каждый скаут — друг и брат для других скаутов, независимо от того, какому социальному классу они принадлежат.

Скаут беспрекословно повинуется приказам лидера патруля.

Скаут не унывает и улыбается, какие бы сложности не попадались на его пути.

Скаут вежлив и бережлив.

Источник: книга «Scouting for boys» 1908 года.

КОДЕКС ДУЭЛЯНТА (1912)

Дуэль — благородный способ ответить на оскорбление, нанесенное чести, почти никогда не поддерживался государством. Дуэльный кодекс, которым пользовались дворяне, чаще всего был неписанным сводом правил, неразрывно связанным с понятием дворянской чести и нигде не фиксированным. Тем не менее существовали общепризнанные нормы проведения дуэли, которые собрал генерал Дурасов и издал в 1912 году.

5 пунктов из дуэльного кодекса

Получив оскорбление, оскорбленный должен заявить своему противнику: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники незнакомы друг с другом, они обмениваются карточками и адресами.

При тяжком оскорблении оскорбленному, кроме права выбора оружия, принадлежит право выбора между законными родами дуэли. При дуэли на пистолетах ему принадлежит право выбора одного из шести законных родов дуэли на пистолетах. При дуэли на шпагах или саблях он выбирает между непрерывной или периодической дуэлью, причем в последнем случае ему принадлежит право устанавливать продолжительность схваток и перерывов.

Оскорбление, нанесенное женщине, ее лично не касается, а непосредственно падает на ее естественного защитника, который и становится оскорбленным лицом, причем степень тяжести оскорбления повышается на одну степень.

Достоверность опорочивающих фактов не дает оскорбителю права уклоняться от удовлетворения, исключая тот случай, когда следствием приписанного и доказанного факта является бесчестие оскорбленного лица.

Получив оружие, противники должны молчать в течение всей дуэли. Всякие замечания, насмешки, восклицания, крики абсолютно не допускаются.

Источник: «Дуэльный кодекс», В. Дурасов, 1912 год.

КОДЕКС МАФИОЗИ (1980)

Омерта, или обет молчания, — кодекс итальянских мафиозных семей, о главных законах которого слышал каждый: семья и иерархия превыше всего, сотрудничать с полицейскими запрещено, наказание за провинность — смерть. Жестокие законы были мифологизированы фильмами и книгами, так что становилось понятно — мафия не считает себя обычными бандитами, а грубые мужские законы сицилийской мафии являются определенным кодексом чести. В ноябре 2007 года сицилийская полиция сообщила о том, что нашла список мафиозных «заповедей» в укрытии босса мафии Сальваторе Ло Пикколо.

5 пунктов из кодекса мафиози

Никогда не заглядывайтесь на жен своих друзей.

Вы обязаны всегда быть доступны для дел семьи,
даже если ваша жена на сносях.

Члены семьи обязаны говорить друг другу правду.

Деньги других семейств не должны быть присвоены или украдены.

Никто не может самолично назваться другом семьи и заговорить с одним из нас — нового человека обязан рекомендовать член семейства.

www.furfur.me

Кодекс чести

КОДЕКС ЧЕСТИ

сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий

Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — сотрудник системы МЧС России) определяет моральные принципы и правила его поведения.

Высокую репутацию сотрудника системы МЧС России, право на доверие и поддержку граждан Российской Федерации можно заслужить только профессионализмом, порядочностью и добрыми делами.

Долг чести сотрудника системы МЧС России – быть примером в исполнении Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, верным гражданскому и служебному долгу, военной присяге (для военнослужащих), присяге сотрудника органов внутренних дел (для сотрудников Государственной противопожарной службы), глубоко осознавать свою личную ответственность за добросовестное исполнение функциональных обязанностей в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Долг чести руководящих кадров МЧС России – умело сочетать требовательность и ответственность за создание здорового морально-психологического климата в подчиненном подразделении, формировать нравственную культуру сотрудников МЧС России, заботится о подчиненных, обеспечивать их социально-правовую защищенность, окружать вниманием ветеранов, а также семьи сотрудников, погибших при исполнении служебного долга.

В военной службе (службе), работе и повседневной жизни сотрудник системы МЧС России должен руководствоваться следующими нравственными принципами и этическими нормами настоящего Кодекса чести:

— чтить и уважать государственные символы Российской Федерации и символику МЧС России;

— использовать предоставленные государством полномочия разумно, строго в рамках закона;

— служить во имя обеспечения безопасности жизни простого гражданина России, каждого конкретного человека, нуждающегося в помощи, ради его спокойствия и стабильности;

— быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допускать, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские взаимоотношения, национальность и вероисповедание;

— быть постоянно готовым прийти на помощь, никогда не использовать беспомощность пострадавших в корыстных целях, не принимать подношений за исполнение служебных обязанностей, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними, как подрывающими авторитет МЧС России в глазах общественности;

— быть мужественным и смелым, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей; трусость и малодушие – качества, неприемлемые для сотрудника системы МЧС России;

— всегда помнить, что общие усилия и результаты работы системы МЧС России могут быть ослаблены или сведены на нет бездействием, аморальным поступком даже одного нерадивого сотрудника;

— постоянно помнить, что пользу простому человеку и обществу может принести сотрудник системы МЧС России, постоянно совершенствующий свою квалификацию, профессиональную подготовку, стремящийся быть всесторонне развитым, высокообразованным, использующий в своей деятельности прогрессивные методы, технологии и передовой опыт;

— всегда проявлять уважение и тактичность по отношению к гражданам при исполнении должностных обязанностей и в повседневной жизни; помнить, что это непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета МЧС России в целом;

— считать своим моральным долгом дисциплинированность, исполнительность и организованность;

— проявлять в работе инициативу, правильно воспринимать критику, своевременно признавать допущенные ошибки, не искать ложного самооправдания;

— с честью и достоинством носить форму одежды, заботиться о своем внешнем виде;

— хранить и приумножать лучшие традиции МЧС России: патриотизм, верность служебному долгу, товарищество, взаимовыручку, мужество, бескорыстие, благородство, самопожертвование, профессионализм, особый командный дух корпоративной культуры МЧС России, а также внимание к людским чувствам и горю.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

moscow.mchs.ru

Адаты — законы неписаного кодекса чести древних осетин

Осетинки за работой. Фото: commons.wikimedia.org/CC0 1.0

Путешественникам, решившим побывать в прекрасной Южной Осетии, незаменимым помощником станет интерактивная карта Цхинвала. А знание традиций и норм поведения жителей этой страны позволит прочувствовать глубину и мудрость древней культуры.

Многие столетия горцы придерживались неписаных норм поведения и следовали некоему кодексу чести. И эти законы (адаты) в обществе были незыблемы.

В любом горном поселении существовал совет старейшин — Ныхас, что в переводе означает «слово, разговор». Для решения конфликтных ситуаций сходился народный суд – Таерхон, который состоял из уважаемых людей, признанных мудрецами.

В жизни осетин всегда основополагающую роль играли такие нормы, как уважение к старшим и слабому полу, защита чести и достоинства.

Но уважение к старшим не означало безоговорочного подчинения. Старики тоже всегда с уважением обращались к молодым, отдавая должное их стремлениям и нуждам. А вот старейшина, который не поступал так, мог потерять уважение.

В обществе стариков и женщин или во время трапезы ни в коем случае не допускались вольности, хамство и сквернословие. Сдержанное и скромное поведение было принято, когда посещали храмы, святые места и кладбища.
Осетины в своём поведении следовали многим табу. И, несмотря на то, что каждый мог поступать в разных ситуациях по-своему, все помнили об ответственности перед народом. Если человек нарушал правила и нормы поведения, то в ответ он, его семья, род и село получали презрение общества, что было страшнее смерти.

Осетинские обычаи суровы и кровная месть не чужда им. Если случалось преднамеренное убийство или было нанесено оскорбление членам семьи, то смыть такие грехи могла только кровь виновника и его ближайших родственников, исключительно мужчин. Не сумевший отомстить был опозорен и изгонялся из общества, поэтому вражда между семьями порой продолжалась веками и десятки молодых мужчин становились жертвами кровной мести. Но никогда, какими бы ни были жестокими времена, месть не затрагивала детей, женщин и стариков.

Посягательство на жизнь слабого считалось низостью, недостойной мужчины.

В осетинском обществе всегда царил патриархат. Мужчина — это глава семьи, и женщине не позволялось прекословить ему, тем более у других на виду. Если бы такое случилось, не только мужчина был бы унижен, но и вся семья. Умные женщины всегда старались возвысить своих мужей в глазах общества, а проблемы решать дома.

В былые времена женщинам не позволялось вмешиваться в разговоры мужчин, присутствовать на Ныхасе, ходить во многие святые места. Но при этом к хранительнице домашнего очага относились с глубоким уважением.

Женщине было отведено особенное место в осетинском обществе.

До сих пор сохранился обычай «уайсадын», согласно которому невесте не разрешается говорить в присутствии старших родственников мужа. Но сейчас пожилые, стараясь не выглядеть слишком архаичными, после свадьбы стремятся быстро отменить уайсадаен.

Женщины выполняли только женские обязанности: готовили еду, ухаживали за детьми и т. д. Мужчина, который «совал нос» в эти дела, мог быть сильно опозорен. По этой причине осетин никогда не готовил еду для семьи, не прикасался к шитью, ткачеству, стирке и не занимался детьми, когда это могли увидеть посторонние или старшие.

Мужчины занимались тяжёлым физическим трудом, обеспечивали семью всем необходимым, несли ответственность за семью, род и защищали их.

Мальчики с младенчества воспитывались в суровых условиях, их не баловали, напротив, приучали к труду и готовили к защите семьи и родины. Испытывая нужду и терпя тяжёлые условия, юноши овладевали наукой жизни, закаляли дух и тело, занимались воинскими искусствами.

С почитанием относились к тем молодым людям, которые умели джигитовать, стрелять, фехтовать, красиво танцевать и петь. Выдавая дочь замуж, её родители предварительно оценивали молодого человека по этим критериям, и если парень им соответствовал, то получал «добро». Знатность и богатство не так ценились в осетинском обществе, как храбрость и решительность. Не столько была страшна смерть, сколько позор, как для мужчины, так и для женщины.

Девочки воспитывались скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая бесцеремонность, грубость и резкость могли вызвать такое осуждение и позор, что никто не стал бы свататься.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, их поведение на глазах других должны были быть скромными и сдержанными. Неприлично было рассказывать о своей жене, а хвалить и вовсе. Уважающий себя мужчина не смел бить женщину, в том числе и жену.

Осетин не позволял себе обнажаться на глазах других, даже если было сильно жарко или когда тяжело трудился. Такое поведение было позорным для мужчины.

Возможно, на первый взгляд древние осетинские обычаи покажутся кому-то дикостью. Но при глубоком их рассмотрении непременно понимаешь, что такие обычаи были важными, незаменимыми составляющими традиционного устройства жизни древних осетин.

m.epochtimes.ru

Смотрите так же:

  • Магазины ликвидации в москве THOMAS MUNZ: ликвидация коллекции немецкой обуви! Цены от 1999 руб.! Уважаемые покупатели! В салонах немецкой обуви Thomas Münz ливидация коллекции ЛЕТО-2015! Вас ждут суперцены на обувь — всего от 1999 рублей! Приобретите летнюю и […]
  • Русский стандарт страхование возврат юридические услуги в хабаровске физическим и юридическим лицам Иск удовлетворен в полном объеме. С ООО "Евросеть-Ритейл" взыскано 45 505 руб. Защитил автоюриста от взыскания 487 500 руб. Суд отказал потребителю в иске. АО "Роял кредит […]
  • Методическое пособие для учителя босова Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики в 7-9 классах по УМК Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов. Приведены […]
  • Пособия по егэ по биологии ЕГЭ по биологии. Советы репетитора и необходимая литература Рекомендации В.Ю. Ярославцева. 1. Делайте всё вовремя! Время — самый дорогостоящий ресурс. Как вы думаете, почему биологию в школе изучают шесть лет? Нельзя ли сжать всю […]
  • Досрочная пенсия социальному педагогу Льготная пенсия для педагогов. Льготная пенсия педагогам дополнительного образования Для некоторых категорий граждан в России предусмотрено наличие льготной трудовой пенсии. Соответственно, есть возможность получения страховых выплат от […]
  • Как посчитать налоги с зарплаты в 1с 83 Начисление и выплата заработной платы в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 пошагово Рассмотрим пошаговую инструкцию по ведению кадрового учета в программе 1С Бухгалтерия 8.3 (3.0). Основные операции — это: прием на работу; расчет и начисление […]