Повышение пенсий в апреле не будете

Апрельское повышение пенсий не состоялось

Правительство анонсировало индексацию социальных пенсий с 1 апреля на 2,9%. Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление. Деньги из бюджета выделили… а пенсии не выросли. Территориальные отделения ПФР по всей стране уже с первых чисел апреля убедительно объясняют пенсионерам, почему так и должно было быть. Давайте вместе с Дзен-каналом «ПРАВО ИМЕЮ» прислушаемся к этим объяснениям.

Индексация пенсий есть, а повышения пенсий нет. Это как?

Коротко история вопроса. Разные виды пенсий индексируются в разное время. Более 40,3 млн получателей страховых пенсий по старости уже разглядели прибавку к своим пенсиям, появившуюся в результате индексации на 3,7 процентов с 1 января 2018 года. А есть ещё пенсии по так называемому государственному пенсионному обеспечению, куда входят и социальной пенсии. Данный вид пенсий индексируется 1 апреля каждого года.

20 марта 2018 года Дмитрий Медведев подписал постановление правительства № 302, которым установил индексацию социальных пенсий с 1 апреля 2018 года в размере 2,9 процентов. Получателям социальных пенсий осталось дождаться этого повышения. Но когда пришло время считать апрельские пенсии, оказалось, что они такие же по размеру, как и мартовские, то есть, обещанного телевизором повышения не состоялось.

Поисковые запросы в Яндексе вроде «индексация пенсий с 1 апреля 2018 года последние новости» вразумительного ответа не дают: все только и пишут о повышении (которое удивительным образом не добавило пенсионерам ни рубля). Тогда пенсионеры стали звонить в местные отделения ПФР с просьбой разъяснить ситуацию.

Разъяснения Пенсионного фонда просты, желающие могут ознакомиться с ними, например, здесь и здесь. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» берётся пересказать суть своими словами чуть подробнее.

Что такое социальная пенсия

Социальная пенсия по старости – самая маленькая пенсия, существующая в России, её размер в 2018 году составляет чуть менее 5200 рублей. Это своего рода утешительный приз, который выдаётся при достижении пенсионного возраста в 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины) тем, кому в своё время было отказано в назначении страховой (трудовой) пенсии по старости.

«Своё время назначения страховой пенсии» – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. С каждым годом число россиян, получающих отказ в назначении страховой пенсии, растёт и в следующем десятилетии уже может достигнуть 15 млн человек.

Отказникам нужно ещё подождать пять лет (с 60 до 65 муж. и с 55 до 60 жен.), чтобы получить право на социальную пенсию. Итак, дождались, вам назначили социальную пенсию по старости в пять тысяч рублей. Как прожить на такие деньги? Никак. Власти это понимают, поэтому установили так называемый прожиточный минимум пенсионера.

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации в 2018 году определена в размере 8726 рублей. А в законах сказано (далее утрированный пересказ): нигде в России пенсии не должны быть ниже прожиточного минимума пенсионера в 8726 рублей. Тем пенсионерам, у кого пенсии меньше, в том числе, неработающим получателям социальных пенсий, обязательно должна устанавливаться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума.

Это значит, что при социальной пенсии в 5200 рублей вам установят ежемесячную социальную доплату к пенсии в размере 3526 рублей, чтобы в конечном итоге на руки вы получили 8726 рублей. Эту сумму вы и называете «моя пенсия», но на самом деле «это пенсия и социальная доплата к ней».

Однако у социальной доплаты к пенсии есть подвох, о котором пенсионеры вроде бы должны знать, но по доброте душевной и благодаря неистребимой (потому что врождённой) вере в лучшее всегда забывают.

В чём подвох социальной доплаты к пенсии

Задача социальной доплаты к пенсии – повысить маленькие пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера. Повысить, а не превысить. Поэтому, когда вследствие ряда причин маленькая пенсия повышается (вам установили какую-то выплату или назначили некую компенсацию), одновременно на сумму этого повышения снижается размер социальной доплаты к пенсии. Так и случилось с индексацией 1 апреля 2018 года.

Несмотря на то, что в результате индексации 1 апреля социальные пенсии по старости выросли на 2,9%, и прибавка составила около 150 рублей, фактический размер пенсионного обеспечения не изменился, потому что на эти же 150 рублей был сокращён размер социальной доплаты к пенсии. В итоге пенсионеры получили «свою пенсию» в апреле в таком же размере (8726 рублей), как и в марте.

Такой вот парадокс – и власти докладывают в телевизоре о том, что пенсии выросли, и пенсионеры ругаются от того, что пенсии не выросли.

Речь идёт о пенсионерах, получающих социальную доплату к пенсии. Сколько всего россиян получают такую доплату?

Для 6,5 млн пенсионеров индексация пенсий – пустой звук

По данным министерства труда и социальной защиты РФ (доклад «О проведении государственной политики в отношении ветеранов»), численность получателей социальной доплаты к пенсии с 2013 по 2017 годы выросла с 5,4 млн человек до 6,5 млн человек.

Вот для этих 6,5 млн человек индексация пенсий – пустой звук. Причём это не только получатели социальных пенсий, маленьких по своей природе, но и получатели страховых пенсий размером менее величины прожиточного минимума пенсионера.

Проработали вы, например, дояркой всю жизнь в совхозе под Воронежем без районных и северных надбавок и заработали на свою маленькую зарплату маленькую пенсию в пределах 6000 рублей. Значит, вы тоже получаете социальную доплату до уровня прожиточного минимума пенсионера, хотя и называете эти 8726 рублей «моя пенсия».

Разница лишь в том, что у вас не состоялось январское повышение пенсий, когда были проиндексированы страховые пенсии, а у получателей социальных пенсий не состоялось апрельское повышение пенсий.

zen.yandex.ru

Индексация пенсий в 2018 году. Что такое индексация пенсии, кому она положена

Цена потребительской корзины рядового гражданина увеличивается практически каждый день в связи с инфляцией.

Одно дело иметь постоянную работу и возможность претендовать на повышение заработной платы. Другое быть пенсионером и получать фиксированную выплату. В первом случае рост цен ощущается меньше.

Индексация социальных выплат — вынужденная контрмера, направленная на подавление инфляции

Однако реализуется она, в первую очередь, в интересах государства.

Если зафиксировать размер пенсии на неизменном уровне, с каждым днем пожилой человек сможет купить все меньше продуктов. Рациональным выходом из ситуации стало процентное увеличение причитающихся выплат соразмерно росту инфляции. Данный принцип лег в основу расчета величины пенсионной надбавки.

Индексацией пенсий занимается Правительство РФ. Как правило, для расчета берется коэффициент повышения общего уровня цен за предыдущий год (инфляции). Насколько необходимо проиндексировать выплаты один из первых вопросов, которые решают члены Правительства РФ после выхода с январских каникул. Однако в 2018 году процесс увеличения пенсий начнется уже с 1 января. Причин переноса даты множество: официальная благоприятный уровень инфляции, распространенная предстоящие выборы Президента РФ. Об основных пенсионных нововведениях начала 2018 года читайте в нашей статье.

Индексация пенсий с января 2018 года

Она коснулась только тех пенсионеров, которые прекратили свою трудовую деятельность по старости. Связано это с пересмотром политики в отношении женщин, достигших 55-летнего возраста и 60-летних мужчин, продолжающих официально осуществлять трудовые функции, индексация их больше не затронет до момента увольнения. Подобная мера позволит сократить общий уровень роста пенсий по стране.

С января 2018 года пенсия неработающих пожилых людей увеличилась на 3,7%

До этого момента индексация проводилась с 1 февраля в связи с необходимостью получения официальных данных от Росстата о коэффициенте прошлогодней инфляции.

2017 год был неоднозначен в плане роста цен на товары и услуги к концу года темп повышения их стоимости резко замедлился. В декабре он находится значительно ниже уровня 3,7%, который был предусмотрен проектом федерального бюджета на новый год. Достаточное количество средств позволило Правительству РФ не дожидаться отчета Росстата об уровне конкретного показателя роста цен и запланировать начало выплат в увеличенном размерена 1 января 2018 года.

Кроме пенсионных ставок, индексации подвергаются и пенсионные баллы.

Пенсионные баллы представляют собой введенную в употребление ПФР РФ условную единицу, которая формируется исходя из официального стажа работника и объема отчислений в ПФР РФ и участвует в расчетной формуле итоговой пенсии. Показатель также зависит от возраста выхода на заслуженный отдых и механизма расчета выплаты.

Последние новости об индексации пенсии работающим и неработающим пенсионерам в 2018 году

Индексация пенсий не единственный метод сдерживания роста инфляции и сохранения условий жизни пенсионеров. Напомним, что в 2017 году Правительство РФ практиковало замену одной индексации на доплату в 5 тыс. руб., которую начислили еще в январе 2017 года. В итоге подобный подход позволил сэкономить бюджетные средства и перенаправить их на новую индексацию.

Кажется, что единовременные выплаты выглядят намного существенней повышения в пару-тройку процентов, однако стоит мыслить глобальнее это выгодно исключительно государству. Индексация увеличивает все будущие начисления, а единовременная выплата никак не влияет на их размер.

В 2018 году замена индексации иными выплатами не предусмотрена

Наибольший резонанс общественности вызывает отмена индексации пенсий работающим гражданам. По словам министра финансов РФ, это обусловлено самостоятельным выбором граждан в пользу получения заработной платы.

Если вы получаете и пенсию, и заработную плату, вы не можете рассчитывать на индексацию до 2020 года.

Подобная политика государства позволила Минэкономразвития сделать неутешительный прогноз о том, что пенсии к 2020 году в реальном выражении сократятся. Это не означает, что вы будете получать меньше, размер выплат продолжит расти, но темп роста будет отставать от инфляции. Соответственно, пенсии неработающих граждан будут существенно выше, чем у работающих.

Единственное, что осталось нетронутым, индексация пенсионных баллов как доплата за продолжение трудовой деятельности в пенсионном возрасте. Их числовой эквивалент будет расти тем же темпом, что и пенсии неработающих граждан. Поэтому размер выплат для продолжающих трудовую деятельность россиян будет незначительно увеличиваться вместе со стажем работы.

Базовый размер пенсионной выплаты без учетов стажа и прочих условий трудовой деятельности на 1 января 2018 года составляет 4982,9 руб., при этом пенсионный балл увеличился до 81,49 руб.

Индексация коснется и социальных выплат инвалидам и в связи с потерей кормильца, но не с 1 января, а с 1 апреля 2018 года, и ориентировочно на 4,1%.

В целом, Минэкономразвития РФ в своем прогнозе на ближайшие 18 лет с учетом планируемого повышения пенсионного возраста трудоспособных граждан пришло к выводу об отсутствии роста пенсий в реальном выражении. Т.е. даже в случае индексации их размер не будет соответствовать росту цен потребительской корзины.

Индексация социальной пенсии неработающим гражданам в 2018 году

Под социальной пенсией подразумевается государственное социальное обеспечение граждан по старости, инвалидности или потере кормильца.

Первая выплачивается в случае отсутствия трудовой пенсии и наступления возраста 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Выплата инвалидам свидетельствует о том, что у гражданина нет возможности осуществлять трудовую функцию и, соответственно, получать трудовую пенсию (инвалиды Великой Отечественной войны получают государственную пенсию, рассчитанную на базе социальной).

Третий вид касается определенных категорий граждан, которые могут документально доказать свою нетрудоспособность и смерть единственного кормильца. Это несовершеннолетние лица, потерявшие как минимум 1 родителя, совершеннолетние студенты очной формы обучения в возрасте до 23 лет, дети-сироты.

Данный вид пенсий проиндексируется только с 1 апреля 2018 года примерно на 4,1% коэффициент повышения величины прожиточного минимума пенсионерам за предыдущий год. Трехмесячная отсрочка индексации связана с тем, что начисление социальных пенсий регламентируется иным Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», который устанавливает другой временной порядок повышения выплат. Точный размер надбавки к подобным видам пенсий будет отдельно утвержден Постановлением Правительства РФ в марте 2018 года.

Минимальное обеспечение граждан по старости, инвалидности или потере кормильца в 2018 году установится на отметке в 5240,65 руб.

Когда будет проведена индексация пенсий военным пенсионерам в 2018 году?

Еще одна категория граждан, которую волнует порядок и размер индексации, военные пенсионеры. Следует сразу оговориться, что официальная ставка повышения для них до сих пор не определена, поэтому мы можем только прогнозировать возможные ее варианты.

Военными пенсионерами признаются граждане, прослужившие в рядах российской армии более 20 лет. Военная пенсия формируется на основании выслуги лет.

Несмотря на планы по отмене таких выплат, они сохранятся в 2018 году. Кроме того, до конца 2018 года наложен мораторий на дополнительное ежегодное повышение в 2% в связи с нехваткой бюджетных средств.

Индексация произошла с 1 января 2018 года синхронно с неработающими пенсионерами

Кроме того, увеличены будут и воинские оклады для действующих военнослужащих, которые напрямую влияют на исчисление выплат военным пенсионерам, впервые с 2013 года. Планируется, что индексация будет произведена и в последующие годы однократно.

Решение о размере и порядке индексации выплат военным пенсионерам принимает Минфин РФ с учетом предложений Минобороны РФ.

Показатель индексации пенсий меняется вместе с ростом цен за прошлый год соответствует ему либо превышает его. Предстоящая индексация установилась на отметке в 3,7% для пенсионеров, уволившихся с работы.

На повышение выплат трудящимся пожилым людям наложен мораторий до 2019 года.

Социальные пенсии растут вместе с прожиточным минимумом пенсионера.

Индексация выплат для военных производится за счет первого за 5 лет увеличения воинского оклада, но с одновременным мораторием на дополнительную ежегодную индексацию в 2%.

По прогнозу Минэкономразвития РФ в ближайшие 18 лет темпы роста начисляемых сумм не будут отвечать уровню инфляции.

Если вы достигли возраста выхода на пенсию, набрали нужное количество пенсионных баллов и не работаете, в 2018 году в среднем вы можете рассчитывать на пенсию приблизительно в 14000 рублей.

Если вы хотите рассчитать размер будущей пенсии, проверить, правильную ли сумму вам начисляют, или узнать, на какие льготы от государства вы имеете право претендовать, вы можете обратиться к нашим юристам. Многим гражданам неизвестны юридические нюансы данной сферы. К примеру, закон предусматривает расчет пенсии по старости и назначение выплат только при наличии страхового стажа, пенсионных накоплений и определенного количества индивидуальных коэффициентов. Если у граждан отсутствуют перечисленные условия для назначения страховой пенсии, они смогут реализовать только право на социальную пенсию.


m.pravoved.ru

Как будут повышать пенсии в 2019 году

Индексация в 2019 году в России для тех, кто уже на пенсии, будет проведена с существенными изменениями в сравнении с предыдущими годами. Согласно планам Правительства, помимо привычного для неработающих пенсионеров ежегодного повышения пенсий с 1 февраля на величину инфляции, в 2019 году запланировано провести дополнительную индексацию с 1 апреля в соответствии с доходами ПФР. В результате этого Правительство планирует повысить ежемесячные доходы неработающих пенсионеров в 2019 году в среднем на 1000 рублей (то есть в совокупности за год общая прибавка составит 12000 рублей).

Индексация пенсий в 2019 году

Для выполнения задачи по увеличение доходов граждан, поставленной Владимиром Путиным перед Правительством, с 2019 года планируется осуществлять рост пенсий с темпами, превышающими уровень инфляции. Правительство в качестве ориентира выбрало сумму ежегодного повышения в среднем в размере 1000 рублей.

В 2019 году относительно существующего сейчас среднего размера пенсии в России (более 14 тыс. рублей) эта сумма соответствует прибавке на 7% (при прогнозируемой годовой инфляции 3-4%). Предполагается, что такой темп «в два раза выше инфляции» будет сохранен и в последующие годы, благодаря чему к 2024 году средний размер пенсионного обеспечения россиян составит 20 тыс. руб. (увеличение на 35% относительно 2018 года).

Сейчас по закону пенсии неработающим пенсионерам индексируются ежегодно не меньше, чем на величину инфляции. Возможность дополнительной прибавки в 2019 году и ее повышения выше инфляции будет основана, прежде всего, на экономии (уменьшении расходов Пенсионного фонда) в связи с повышением пенсионного возраста. В Правительстве неоднократно отмечали, что все высвободившиеся в результате запланированной пенсионной реформы денежные средства будут направлены непосредственно на выплаты пенсионерам.

Прибавка к пенсии в 2019 году неработающим пенсионерам

Как уже было отмечено ранее, Кабмин планирует скорректировать традиционный порядок индексации пенсий и произвести их повышение в 2019 году в совокупности на 7%, т.е. выше уровня инфляции за прошедший год. Такое решение позволит обеспечить ежемесячную прибавку в среднем 1000 руб. относительно 2018 года (что в общей сложности повысит доход пенсионеров на 12000 руб. за год).

При этом запланированная на 2019 год индексация выплат будет происходить в 2 этапа:

  • С 1 февраля, как обычно, осуществляется прибавка, зависящая от уровня инфляции за прошедший год — именно на эту величину индексируются фиксированная выплата к страховой пенсии и значение пенсионного коэффициента. Прогнозируется, что инфляция по итогам 2018 года составит около 3% — следовательно, с 1 февраля 2019 г. будет произведено повышение выплат примерно на 3%.
  • С 1 апреля законом предусмотрена дополнительная индексация к страховой пенсии, зависящая от доходов Пенсионного фонда за прошедший год (то есть она осуществляется в случае, если на это остались денежные средства в бюджете ПФР). В предыдущие годы такое повторное повышение не проводилось, но с 1 апреля 2019 года Правительство планирует доиндексировать выплаты до 7% (т.е. еще на 4% относительно февральского повышения), что должно дать совокупную прибавку в размере 1000 рублей.
  • Стоит отметить, что запланированные на 2019 год повышения будут производится за счет средств, которые будут высвобождены в результате пенсионной реформы — в частности, от экономии, полученной в результате повышения пенсионного возраста.

    Повышение пенсии на 1000 рублей в месяц

    Запланированное Правительством поэтапное повышение пенсионного возраста с 2019 года, позволит уменьшить нагрузку на пенсионную систему, а извлеченные из этого дополнительные ресурсы планируется направить на увеличение пенсии нынешних пенсионеров как минимум на 7%, в результате чего:

  • Средний размер страховой пенсии в результате запланированной индексации будет увеличен на 7% и составит 15,4 тыс. руб. (к концу 2018 году ее средняя величина в РФ прогнозируется в размере 14,4 тыс. руб.)
  • Тем самым пенсионеры получат прибавку к пенсии в среднем на 1000 руб., что в годовом выражении позволит увеличить их материальное обеспечение на 12 тыс. руб.
  • Надо отметить, что эта прибавка на 1 тысячу рублей получается в результате повышения пенсии в два этапа:

  • С 1 февраля 2019 г. страховые пенсии будут повышены на уровень прошлогодней инфляции. По прогнозам Минэкономразвития, к концу 2018 года инфляция ожидается на уровне 3%. В результате этого средний размер пенсионного обеспечения россиян составит 14846 руб., т.е. в феврале прибавка составит примерно 432 руб.
  • Оставшиеся 568 руб. до анонсированной Правительством средней прибавки в 1000 руб. будут добавлены в результате дополнительной индексации с 1 апреля 2019 года.
  • Кому в 2019 году планируется прибавка к пенсии по 1000 руб. в месяц?

    В Правительстве связывают анонсированную прибавку по 1000 руб. в месяц с запланированным повышением пенсионного возраста для получателей страховых пенсий. Поэтому увеличенные выплаты будут получать не все те, кто уже на пенсии, а только такие граждане, для которых выполняются следующие условия:

    1. Граждане являются действующими пенсионерами, которые не осуществляют трудовую деятельность (т.е. неработающие пенсионеры).
    2. Получают страховые пенсии (по старости, инвалидности либо потере кормильца).

    Осуществление прибавки с 2019 года для работающих пенсионеров Правительство не планирует. Для них индексации не проводятся с 2016 года, и изменять в будущем этот подход власти не будут. Для получателей социальных пенсий увеличение выплат с 1 апреля связано не с анонсированной пенсионной реформой, а с корректировкой размера прожиточного минимума пенсионера.

    Также стоит отметить, что прибавка по 1000 руб. в месяц является, как принято говорить, «средней температурой по больнице»:

    Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2019 году — последние новости

    Для работающих пенсионеров традиционная ежегодная индексация была «заморожена» с 1 января 2016 г. Изначально, такое решение планировалось как временное, но теперь в Правительстве сообщают, что такой подход будет применяться на постоянной основе — возвращать этот механизм повышения выплат работающим гражданам не будут.

    Антон Силуанов на заседании 27.06.2018 г. сообщил, что в рамках пенсионной реформы, которая запланирована на 2019 год, никаких корректировок относительно индексации пенсий работающим пенсионерам не предусмотрено — по-прежнему увеличение материального обеспечения работающих граждан осуществляться не будет.

    — Антон Силуанов, первый вице-премьер и министр финансов России

    В Правительстве отмечают, что «размораживать» индексацию пенсионных выплат работающим гражданам не требуется по следующим причинам:

  • Согласно официальной статистике, только с начала 2018 года отмечается рост заработных плат россиян на 9%. Отсюда два важных вывода:
    • считается, что доходы работающих пенсионеров и так растут за счет роста зарплат;
    • заработная плата растет с темпами большими, чем индексируются пенсии, поэтому доходы работающих пенсионеров растут быстрее, чем неработающих.
  • При выходе на пенсию накопленная индексация за пропущенные годы будет учтена в полном объеме при окончательном подсчет пенсионного обеспечения такого гражданина.
  • В результате такого автоматического перерасчета выплаты работающим гражданам будут скорректированы в зависимости от суммарного количества уплаченных страховых взносов за прошедший год. Однако при определении величины надбавки может быть учтено не более 3 пенсионных баллов, что означает прибавку максимум 244,47 руб. (с учетом стоимости одного балла в 2018 году в размере 81,49 руб.).

    Вопрос — ответ

    Не могу понять, имеется в виду повышение пенсии на 1000 рублей в год или в месяц? И откуда берется это повышение пенсии в 2019 году на 12000 рублей?

    Поскольку пенсия в России — это разновидность ежемесячной выплаты, ее размер обычно указывается в виде суммы, выплачиваемой за один месяц. Размер индексации при этом обычно задается в процентах, которые просто и наглядно показывают, на сколько пенсионер будет получать больше денег, чем получал в предыдущем году.

    Но на 2019 год Правительство решило обозначить индексацию немного по-другому: была поставлена цель повысить средний размер пенсии в России на 1000 рублей — на столько в среднем увеличится сумма, которая выплачивается пенсионеру каждый месяц. Относительно среднего размера пенсии в 2018 году (более 14 тыс. рублей) это повышение составит около 7%.

    То есть можно было просто обозначить, что индексация пенсий в 2019 году составит 7% (для сравнения, в 2018 году прибавка была в два раза меньше — всего на 3,7%). Это соответствует повышению к среднему размеру пенсии в России в размере 1000 рублей (но на самом деле кому-то эта прибавка будет больше, а кому-то меньше — все зависит от того, сколько пенсионер фактически получал в 2018 году).

    То есть имеется в виду, что эта прибавка не единовременная — она носит постоянный характер, и до следующей индексации она принесет пенсионеру увеличение дохода на 12000 рублей. Эта цифра приводится просто для наглядности, потому что некоторым россиянам прибавка к пенсии на 1000 рублей может показаться несущественной.

    pensiya.molodaja-semja.ru

    В России предложено увеличить пенсии всем в среднем на 6200 рублей

    Московских пенсионеров хотят вывести в отдельную «элитную» категорию и повысить им пенсии сразу до 35 тысяч рублей

    Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, предлагающий установить дополнительную социальную доплату к пенсиям в размере, превышающем 6200 рублей, в результате чего средний размер пенсии в Москве может вырасти почти до 35 000 рублей, а в регионах превысить 15 000 рублей, сообщает деловая газета «Золотой Рог».

    Проект закона «О дополнительной федеральной социальной доплате к пенсиям и внесении изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предложил депутат от фракции КПРФ Валерий Рашкин, пишет «Форбс». В понедельник, 2 апреля, документ зарегистрирован и направлен председателю Госдумы, следует из информации, размещенной в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности.

    Статья 1 предложенного закона устанавливает, что с 1 января 2019 года общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера, проживающего на территории России, не может быть меньше 50% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по соответствующему субъекту Федерации.

    В настоящее время, уточняется в пояснительной записке к законопроекту, соотношение среднего размера пенсий к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников составляет 33,81%. То есть неработающие пенсионеры имеют доход, не превышающий одной трети средней зарплаты по стране.

    По данным Росстата, средний размер назначенных пенсий в стране составил, по состоянию на 1 октября 2017 года, 12 961,4 рубля, притом, что средняя заработная плата в стране равнялась 38 332,6 рубля.

    В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что такая пенсия едва позволяет тем, кто ее получает, удовлетворять свои жизненные потребности. И приводятся данные о том, что в развитых странах отношение средней пенсии к средней зарплате доходит до 70%.

    Авторы законопроекта напомнили, что на 1 января 2017 года в России насчитывалось 43 177 000 пенсионеров. И проведенная с 1 января 2018 года индексация пенсий по старости для неработающих пенсионеров на 3,7% «является явно недостаточной» даже с учетом того, что рост потребительских цен в 2017 году составил 2,5%.

    «В целях оказания действенной социальной помощи пенсионерам, проектом закона устанавливается дополнительная федеральная социальная доплата к пенсиям», — отмечается в пояснительной записке. Доплату предложено ввести с 1 января 2019 года и рассчитываться исходя из среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в соответствующем субъекте страны.

    Если законопроект будет принят, то уже с 1 января 2019 года размер средней пенсии в России вырастет на 47,9% и достигнет 19 166,3 рубля в месяц. При этом в Москве средняя пенсия составит 34 923,3 рубля, в Санкт-Петербурге — 26 937 рублей, в Краснодарском крае — 15 188,3 рубля.

    «В дальнейшем необходимо будет увеличивать размер доплаты с тем, чтобы довести материальное обеспечение пенсионера до 60-70% среднемесячного заработка по субъекту РФ — что будет соответствовать мировой практике», — говорится в законопроекте.

    Расходы на доплаты к пенсиям предложено финансировать за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда России.

    В правительстве скептически отнеслись к законодательной инициативе депутатов. «Правительством Российской Федерации проект федерального закона не поддерживается», — говорится в заключении кабинета министров на законопроект, подписанном вице-премьером, руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько.

    В правительстве привели собственные расчеты, по которым номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2019 году составит 44 783 рубля, а среднегодовой размер пенсии — 14 334 рубля. То есть средний размер доплаты при реализации законопроекта может достичь 8 058 рублей. Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета составят почти 3,9 трлн рублей, или 45% от общего объема доходов бюджета Пенсионного фонда России. А предложенный законопроект «не содержит нормы, определяющей источник и порядок финансирования этих расходов».

    Пенсии и индексации

    Cтраховые пенсии по старости у неработающих пенсионеров были проиндексированы в России на 3,7% с 1 января 2018 года. Это оказалось выше уровня инфляции, который в 2017 году составил 2,5%.

    В среднем пенсии по старости выросли более чем на 500 рублей: с 13 800 рублей в 2017 году до 14 329 рублей в 2018-м. Это повышение пенсий затронуло почти 40 млн неработающих пенсионеров. Всего на индексацию страховых пенсий из бюджета выделено около 200 млрд рублей.

    Позднее, с 1 февраля, в стране были проиндексированы на 2,5% ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам. На это в бюджете было запланировано 450,6 млрд рублей. В результате ежемесячные выплаты инвалидам войны составили 5180,46 рубля, участникам Великой Отечественной войны — 3885,33 рубля, блокадникам Ленинграда — 2850,26 рубля.

    Чтобы средний размер социальной пенсии вырос на 2,9% и достиг 9062 рублей, из бюджета будет выделено 9,6 млрд рублей

    С 1 апреля 2018 года была проведена индексация социальных пенсий. «Утвердить коэффициент индексации с 1 апреля 2018 года социальных пенсий в размере 1,029», — говорилось в постановлении, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым, и размещенном на сайте кабинета министров в четверг, 22 марта.

    На эту индексацию, затрагивающую около 4 млн человек было направлено около 10 млрд рублей.

    Пенсии работающих пенсионеров в России в 2018 году индексироваться не будут.

    Всего на пенсии в бюджете 2018 году предусмотрено выделение 3,232 трлн рублей.

    zrpress.ru

    Пенсионный фарс-2018. Часть первая

    1. Постсоветские проекты пенсионного реформирования

    Идея увеличения пенсионного возраста для граждан России в нашей власти вынашивалась давно, еще в эпоху правительства Егора Гайдара. Далее к ней в правительстве возвращались в каждый кризисный период, когда начинали лихорадочно обдумывать, как и на чем сэкономить для хотя бы минимального балансирования дефицитного бюджета.

    Однако каждый раз, прикидывая масштаб политических рисков от «пенсионной революции», от решительных пенсионных реформ все-таки отказывались. Тем не менее, планы на сей счет составлялись и экономически обсчитывались, хотя и ложились в стол. Так, в 2005 г. Владимир Путин заявил, что пока он президент, повышения пенсионного возраста не будет.

    Всерьез эти планы начали вынимать из стола на фоне углубления очередного кризиса. Летом 2010 г. тогдашний глава Минфина Алексей Кудрин заявлял «Дефицит пенсионного фонда неизбежно приведет к тому, что пенсионный возраст будет увеличен. Когда мы это решим – через год, два, пять, – уже не так важно». В очередном посткрымском кризисе 2015 г. примерно то же самое заявил тогдашний глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. А Кудрин – на тот момент председатель «Комитета гражданских инициатив» – высказался предельно жестко: «Если мы не будем повышать пенсионный возраст, то неизбежно столкнемся с повышением налогов. Дефицит пенсионной системы сегодня составляет почти 50% и дотируется из федерального бюджета, это большая нагрузка».

    Далее требования повысить в России пенсионный возраст посыпались буквально валом как от статусных международных чиновников из Всемирного банка и МВФ, так и от руководства экономического блока правительства. В частности, тот же Улюкаев предлагал объявить пенсионную реформу в конце 2016 г., после завершения думских выборов. Однако тогда все же решили начать эксперимент на сравнительно узком и подневольном контингенте – на госслужащих. В мае 2016 г. Госдума приняла закон о поэтапном увеличении пенсионного возраста госслужащим – мужчинам до 65 лет, женщинам до 63 лет.

    Эта «реформа» прошла практически без серьезных социально-политических эксцессов, и в январе 2017 г. Кудрин на «Гайдаровском форуме» уверенно назвал необходимой такую же формулу увеличения пенсионного возраста для всех граждан России. Идея была сразу подхвачена высшими правительственными чиновниками. В частности, премьер Дмитрий Медведев в мае 2017 г. заявил, что «ожидаемая продолжительность жизни при выходе на пенсию в России составляет 14,3 года для 60-летнего мужчины и 23,9 года для 55-летней женщины». А в июне 2017 г. глава Центра стратегических разработок А.Кудрин презентовал план пенсионной реформы президенту Владимиру Путину в составе проекта новой государственной «Стратегии 2035».

    В ноябре 2017 г., в ходе обсуждения бюджетных проектировок, Кудрин фактически поставил вопрос о пенсионной реформе так: либо реформа – либо развитие страны. Он заявил: «Деньги на выплату пенсий в федеральном бюджете есть, однако для покрытия обязательств придется отказаться от развития».

    Президент Путин на пресс-конференции в декабре 2017 г. впервые заявил о том, что изменение пенсионного возраста возможно. Но оговорил: «Это не должно быть никаким шоковым решением… Это должно быть, как во многих странах делается, постепенно и мягко».

    Уже через месяц, в январе 2018 г., на очередном «Гайдаровском форуме» выступил глава отдела прогнозов Венского института демографии Сергей Щербов, который заявил о новом подходе к расчетам пенсионного возраста: «Нельзя определять старость исходя из биологического возраста, этот период «отодвигается» из-за роста продолжительности жизни. Новый подход к измерению старости – на основе ожидаемой продолжительности жизни».

    К этому новому подходу, который сначала озвучил премьер Медведев, а затем «научно подтвердил» специалист-демограф, а также к соотношению этого подхода с российской реальностью, – мы еще вернемся ниже.

    Одну из главных целей планируемой пенсионной реформы раскрыл в апреле 2018 г. в выступлении на конференции в «Высшей школе экономики» глава Минфина Антон Силуанов. Он заявил, что для роста экономики необходимо привлечь так называемые длинные инвестиционные деньги. И что их ключевым источником должна стать накопительная часть пенсий граждан страны или так называемые индивидуальные пенсионные капиталы.

    Далее некоторые эксперты развили в прессе эту идею Силуанова, в том числе – до предельного абсурда. Мол, страховые (то есть государственные) пенсии – это анахронизм, пора переходить на индивидуальные пенсии. То есть нужно дать будущим пенсионерам возможность самим решать, куда прибыльно вкладывать отчисления от зарплат на будущую пенсию. И, соответственно, принимать на себя удачи и риски прибылей и убытков по своим пенсионным капиталовложениям…

    Уже в конце мая глава «Роснано» Анатолий Чубайс сообщил, что считает нужным и правильным использовать эти индивидуальные накопительные пенсионные средства для инвестиций в наноиндустрию.

    А 14 июня 2018 г. на заседании Правительства премьер Медведев объявил о согласованном в правительстве решении начать с 2019 г. масштабную пенсионную реформу. Причем сразу же речь зашла не только о пенсиях.

    2. Суть и обоснования новой пенсионной реформы

    Суть новой реформы состоит в том, что с 2019 г. пенсионный возраст поэтапно будет повышаться для мужчин с 60 до 65 лет, а для женщин – с 55 до 63 лет, с шагом в два года.

    То есть мужчины 1960 г.р. и женщины 1965 г.р. получат право выхода на пенсию в 2022 году, соответственно, в возрасте 62 и 57 лет; мужчины 1961 г. р. и женщины 1966 г. р. – в 2024 году, в возрасте 63 и 58 лет; мужчины 1962 г. р. и женщины 1967 г. р. – в 2026 году, в 64 и 59 лет; мужчины 1963 г. р. и женщины 1968 г. р. – в 2028 году в возрасте 65 и 60 лет. А далее реформа продолжается только для женщин: женщины 1969 г. р. смогут выйти на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года, женщины 1970 г. р. – в 2032 году в возрасте 62 лет; женщины 1971 г. р. – в 2034 году в возрасте 63 лет. При этом оговаривается, что закон обратной силы иметь не будет, то есть не коснется никого из тех, кто уже вышел на пенсию по нынешнему законодательству.

    В пояснение главных целей и достоинств такой реформы, законопроект о которой 16 июня 2018 г. внесен в Госдуму, правительство утверждает следующее:

    1. Нормы нынешнего законодательства (пенсионный возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), принятые еще 1950-х годах (здесь власть лукавит, на самом деле – в 1964 г.), архаичны. Поскольку и условия труда сейчас везде улучшились, и продолжительность здоровой жизни населения увеличилась, причем особенно у женщин;

    2. На сегодняшний день повысили пенсионный возраст гораздо выше нынешней российской планки чуть не все страны мира, в том числе на постсоветском пространстве, и нам нужно сделать «как у всех»;

    3. Население России стареет, причем из-за демографической ямы (низкой рождаемости) кризиса 90-х годов сейчас уходит на пенсию гораздо больше пожилых людей, чем приходит в трудовую деятельность молодых. И потому если в 1970 г. на одного пенсионера приходилось примерно 3,7 работающих, отчисляющих в Пенсионный фонд деньги на пенсии, то в 2019 г. на одного пенсионера будет приходиться всего двое работающих. В результате возникает постоянный и растущий дефицит Пенсионного фонда, который приходится восполнять из скудного бюджета. И, значит, государство вынуждено сокращать инвестиции в развитие страны;

    4. Без реформы пенсионной системы, то есть без сокращения госрасходов на пенсии, невозможно найти деньги в объеме более 8 трлн руб., которые необходимы для выполнения майского указа президента В.Путина и перевода России на прорывной путь развития;

    6. Пенсионная реформа позволит сэкономить растущие расходы ПФР и, таким образом, увеличивать размер пенсий темпами гораздо выше инфляции. В частности, как заявила вице-премьер Ольга Голодец, уже в 2019 г. предлагаемый пенсионный маневр позволит увеличить среднюю пенсию в стране на 1000 руб. в месяц, или на 12 тыс. руб. в год;

    7. Правительство сообщило, что одновременно с проектом пенсионной реформы вносит на ратификацию в Госдуму Конвенцию №108 Международной организации труда (МОТ), согласно которой назначаемая гражданину пенсия не может быть меньше, чем 40% его последней заработной платы в период работы. Заодно правительство подчеркнуло, что сейчас уровни пенсий в России примерно соответствуют данному требованию МОТ (на самом деле, по данным Научно-исследовательского финансового института при Минфине, не соответствуют, составляя лишь около 33% от прежней зарплаты)… но без предлагаемой реформы к 2025 г. власть просто не сможет платить пенсии выше 23% среднего заработка.

    Кроме того, правительство указывает, что выше 65 лет пенсионный возраст уже не поднимут, поскольку это прямо запрещает предстоящая ратификация Конвенции МОТ.

    Данная инициатива правительства (несмотря на увлеченность большого числа российских граждан перипетиями чемпионата мира по футболу) вызвала у российского населения, как бы выразиться помягче… очень большое изумление и возмущение.

    Вовсе не забытая нашими согражданами школьная арифметика тут же подсказала, что у тех, кто сегодня уже достиг дореформенного пенсионного возраста, власть хочет сразу и навсегда отнять их честно заработанную двухлетнюю пенсию – в среднем примерно по 14 тыс. руб. в месяц. Или всего около 336 тыс. руб. у каждого, на которые эти отнюдь не богатые сограждане уже рассчитывали. И что масштабы этого государственного грабежа для следующих пенсионных поколений будут возрастать вдвое. И что взамен власть обещает всего-навсего индексацию пенсий нынешним пенсионерам – причем только не работающим (!) – в среднем на 1000 руб. в месяц, то есть чуть выше уровня предполагаемой инфляции.

    Осознав (и обсудив с родными и приятелями) эти правительственные инициативы, нынешние и будущие пенсионеры не могли не начать вспоминать, как было раньше.

    3. Немного истории постсоветских пенсионных экспериментов

    Значительная часть нынешних пенсионеров всё еще помнит позднесоветские пенсии своих родителей, выплачивавшиеся по отдельной статье госбюджета, которые в основном были существенно выше реального прожиточного минимума и даже позволяли родителям иногда подкинуть деньжат вполне взрослым и самостоятельным детям.

    В 1990 году был принят закон «О государственных пенсиях в РСФСР», по которому источником пенсионных выплат стал не бюджет, а страховые отчисления работодателей и работников. Для управления этими пенсионными отчислениями был создан Пенсионный фонд России (ПФР).

    Одновременно ввели минимальный уровень пенсии – «прожиточный минимум пенсионера». Его полагалось индексировать по уровню инфляции, что в основном – при запредельной инфляции тех лет – не делалось. Значительная часть нынешних пенсионеров (и даже еще не пенсионеров) слишком хорошо помнит катастрофу 1990-х, которую демографы называют «российской эпохой сверхсмертности», когда немало одиноких пожилых людей впадали в тягчайшую нищету или даже умирали голодной смертью.

    В 1995–1998 гг. пенсию разделили на базовую минимальную (социальную), страховую (зависящую от трудового стажа работника и уровня страховых взносов) и негосударственную (формируемую отдельными взносами работника), управлять которой разрешалось негосударственным фондам (НПФ) и управляющим компаниям. И российские граждане впервые столкнулись с внезапными «пропажами» возникших НПФ – вместе с пенсионными деньгами доверчивой части населения.

    Затем, на рубеже 2000 года, была созданная «Центром стратегических разработок» под руководством г-на Германа Грефа для президента Владимира Путина «Стратегия 2010». В которой вполне всерьез провозглашалась цель ликвидации в России «социального государства» и переход к так называемому «субсидиарному государству».

    Если перевести на русский язык, речь шла о том, чтобы практически ликвидировать в стране основные социальные функции государства (включая финансирование образования, здравоохранения и в значительной мере пенсионного обеспечения). То есть оставить за государством лишь минимальную «адресную» помощь самым бедным, а остальным гражданам предоставить право и возможность пытаться зарабатывать на жизнь и копить на старость самостоятельно. Однако правительство при обсуждении этой «стратегии» все же вспомнило о том, что отказ от социального государства нарушает Конституцию России, и потому сей опус ЦСР Грефа лишь «приняло к сведению».

    Далее, в 2001 году, была разработанная главой Пенсионного фонда России (ПФР) Михаилом Зурабовым программа пенсионной реформы, по которой пенсия должна была делиться на распределительную и накопительную части, причем размер обеих частей оказывался одновременно и неопределенным, и не гарантированным. Распределительная часть должна была зависеть от состояния госбюджета, а накопительная – инвестироваться в какие-либо активы и зависеть как от объема денег, накопленных на индивидуальном счете будущего пенсионера, так и от прибыльности инвестирования этих денег – опять-таки, негосударственными фондами. При этом неопределенность будущей пенсии вдобавок скрывалась от ее получателя тем, что она исчислялась не в денежных суммах, а в неких «пенсионных правах», стоимость которых должна ежегодно рассчитываться правительством.

    В 2003 г. эта реформа была начата (хотя с рядом поправок) адресной рассылкой будущим пенсионерам так называемых писем счастья, предлагающих выбрать НПФ или частную управляющую компанию для своей накопительной пенсии. И, в основном, блистательно провалилась.

    Приобретенный гражданами в 1990 гг. опыт исчезновения в неизвестном направлении почти всех частных «ваучерных» фондов, краха частных пирамид вроде «МММ», «Властилин» и «Тибетов», дефолта и грабительской девальвации рубля в 1998 г., а также пропажи в лихие девяностые многих НПФ… всё это привело к тому, что доверить управление своей накопительной пенсией очередным частным фондам решились менее 10% населения. А накопительные пенсионные отчисления остальных граждан, поименованных «молчунами», направлялись на счета Внешэкономбанка (ВЭБа), который был назначен управляющим счетами Пенсионного фонда России.

    На рубеже 2005 года власть (вновь в лице инициатора Зурабова) нанесла еще один удар по пенсионерам так называемой монетизацией льгот, которая заменяла ключевые льготы (включая бесплатный проезд на общественном транспорте в местах проживания и бесплатный минимум необходимых лекарств) крохотной денежной компенсацией, которая к тому же быстро обесценивалась инфляцией. Массовые протесты с перекрытием федеральных трасс и даже захватами зданий местных администраций не отменили монетизацию, но вынудили правительство резко увеличить бюджетные расходы на компенсационные выплаты в виде прибавок к пенсиям.

    В 2007 году г-н Зурабов ввиду накопленного (в том числе якобы в результате провальной «монетизации льгот») дефицита ПРФ предложил покрыть этот дефицит деньгами «молчунов» из ВЭБа. То есть, по сути, попросту конфисковать накопительные деньги «молчунов». Такая радикальная попытка неприкрытого воровства денег граждан ошеломила даже самых отъявленных либералов в правительстве, и идею Зурабова отвергли.

    Вместо этого в 2008 году была введена так называемая Программа софинансирования пенсий. Ее суть заключалась в поощрении роста накопительной части пенсии по простой схеме: годовые вложения гражданина в свой накопительный счет в размере от 2 тыс. до 12 тыс. рублей государство софинансирует в таком же размере, то есть удваивает.

    Вступать в «Программу софинансирования» разрешалось до начала 2015 г. Однако уже 2013 г. ПФР изменил формулу расчета пенсий и заодно прекратил сообщать гражданам о размерах их индивидуального пенсионного счета. А в 2014 году уже поступившие на счета пенсионные накопления вообще «заморозили», и все 22% отчислений работодателей из фонда зарплаты стали направлять в ПФР на общий страховой пенсионный счет. Эта «заморозка» с тех пор продлевается ежегодно и сохраняется до сих пор.

    В 2010 году было окончательно отменено формирование базовой (то есть обязательной к выплате каждому пенсионеру вне зависимости от заработка и трудового стажа) части пенсии, она теперь состоит только из страховой и накопительной частей.

    В 2015 году граждане России получили еще одно пенсионное нововведение: правительство отказалось от ведения личных пенсионных счетов в рублях и фактически вернулось к давней идее Зурабова исчислять некие «пенсионные баллы», которые правительство переводит в реальные рубли (как и по какому расчету – ведомо лишь околовластной бухгалтерии) только после выхода человека на пенсию.

    Наконец, в последние годы выявилось, что многие негосударственные пенсионные фонды (НФП) занимались откровенными махинациями с деньгами вкладчиков. Приведем лишь некоторые наиболее яркие примеры.

    Летом 2015 г. были отозваны лицензии у нескольких НПФ банкротившегося владельца банка «Российский кредит» Анатолия Мотылева. При этом выяснилось, что Мотылев деньгами пенсионеров долго финансировал падающий банк.

    В 2017 г. аналогичным образом вслед за «Бинбанком» Михаила Гуцериева обрушились и лишились лицензий связанные с банком НФП. То же самое произошло с рядом НПФ, связанных с упавшими банками «Открытие» Вадима Беляева и «Промсвязьбанк» братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых.

    В 2018 г. выяснилось, что компания O1 Group Бориса Минца на накопительные пенсионные деньги вкладчиков своего НПФ сначала успешно скупала другие пенсионные фонды и создала крупнейшую группу НПФ под общим названием «Будущее». А затем начала перекладывать пенсионные деньги в крупные девелоперские проекты, то есть строить, эксплуатировать и продавать элитную офисную недвижимость. В мае 2018 г., когда от этой аферы «запахло горячим», Минц вместе с семьей сбежал в Лондон.

    Где деньги десятков «рухнувших» в последние годы НПФ, и когда и как их вернут гражданам-хозяевам и вернут ли, правительство сообщать не торопится. Но при этом ЦБ успел сообщить, что, по его данным на середину 2017 г., владельцы российских НПФ из накопившихся в негосударственных пенсионных фондах капиталов объемом около 2 трлн руб. тратили до 45% денег на прибыльное или провальное финансирование собственных или родственных бизнесов. И, как заявляла вице-премьер Ольга Голодец, суммарные потери пенсионных средств от этих операций составили около 200 млрд руб.

    Однако махинации были не только в НПФ. Выявлено, что происходили достаточно массовые перечисления пенсионных накоплений из ПФР в НПФ путем предъявления поддельных заявлений застрахованных граждан. Причем участниками таких махинаций были как сотрудники НПФ, так и сотрудники ПФР, получавшие за такие перечисления свои комиссионные.

    Политический результат постсоветской пенсионно-реформенной эпопеи, столь подробно приведенной выше, состоит в следующем:

    1. Граждане России, по сути, не знают, как в действительности формируются их пенсии и как они соотносятся с их реальным трудовым и экономическим вкладом в развитие страны;

    2. Они видят, что в ходе постсоветских реформ власть и ее негосударственные «пенсионные партнеры» неоднократно (и иногда более чем успешно) пытались их ограбить. И справедливо подозревают, что очередная реформа ничего, кроме ограбления, не принесет;

    3. Слушая и читая о сегодняшних предложениях «пенсионных реформаторов», они сразу убеждаются, что речь вновь идет именно о наглом и неприкрытом ограблении.

    4. Лукавые цифры обоснования нового пенсионного возраста

    Мы уже обратили внимание читателя на то, что представители власти в своих пенсионных расчетах пользуются новой формулировкой «ожидаемой продолжительности жизни».

    Что это такое? Это, как нам сообщают официальные справочники, прогнозируемое время жизни сегодняшнего новорожденного – с учетом достижений медицины и ожидаемой здоровой жизни. То есть с учетом нынешнего и будущего резкого сокращения младенческой смертности, повышения уровня охраны труда и снижения производственного травматизма, создания безопасной жизненной среды и прочих достижений цивилизации.

    Так, официальный отчет Минздрава сообщает, что, по итогам 2017 г., ожидаемая продолжительность жизни россиян достигла национального исторического максимума в 72,6 года, причем у мужчин это 67,51 года, а у женщин – 77,64 года.

    Именно этими значениями и оперируют представители власти, включая «профильного» вице-премьера Татьяну Голикову, когда обсуждают свою пенсионную реформу. Однако это – данные «в среднем по больнице». Но есть и расчеты этой самой «средней ожидаемой» по регионам, которые дает Росстат. А по его последним данным, опубликованным в апреле 2018 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин превышает новый пенсионный возраст в 65 лет лишь в 37 наиболее благополучных из 85 российских Субъектов Федерации!

    То есть в остальных 48 регионах России мужики в основном вымрут, не дожив до перспектив будущей пенсии.

    В связи с этим нельзя не отметить, что когда Голикову на пресс-конференции спросили о среднем возрасте смертности сегодняшних мужчин и женщин, она на этот вопрос ответить не сумела, заявив, что такой статистикой не располагает. А затем в интервью «Интерфаксу» признала, что в российской официальной статистике «нет данных о заболеваемости и смертности в возрасте 50–60 лет у женщин и 60–65 лет у мужчин».

    Возможно, таких данных в официальной российской статистике действительно нет. Потому что российская статистика, начавшая деградировать еще в позднесоветские годы, в постсоветскую эпоху неуклонно двигалась к крайне бедственному состоянию. В первую очередь потому, что ее опытные кадры оказывались новой государственной властью… как бы сказать помягче… очень мало востребованы. В экономической статистике, без которой обойтись было нельзя в условиях «открытия страны миру», востребовались лишь такие кадры, которые соглашались дать власти нужные значения инфляции, роста ВВП и т.д. Остальные оказывались лишними. А о социологической, в том числе демографической, статистике постсоветская власть вспоминала лишь иногда – в тех случаях, когда этой власти требовалось предъявлять какие-то данные основным международным институтам вроде ООН или МВФ, а также когда нужно было пропиарить очередную избирательную кампанию.

    В результате «остатки» квалифицированной статистики с трудом сохранялись до сегодняшнего времени лишь в быстро сокращавшейся группе относительно независимых институтов Академии наук, а также в некоторых региональных научных центрах. И они какую-то статистику реальной смертности и продолжительности жизни отслеживают. И сегодня дают соответствующие статистические ряды.

    Эти ряды в мелочах (максимум – в пределах одного года расхождений) отличаются, но в целом реальную картину дают.

    Оказывается, в советское время самая высокая средняя продолжительность жизни в России – в среднем 69,6 года – наблюдалась в середине 1960-х годов, в 1980-х начала падать и в середине 1990-х опустилась до 65,2 года, а к сегодняшнему дню поднялась примерно до 72,5 лет. А в том, что касается мужчин, данные следующие: в середине 1960-х их средняя продолжительность жизни составляла 63,4 года, в середине 1990-х – 58,6 года, сейчас – 66,5 лет.

    То есть по правилам новой реформы сегодняшние мужчины после выхода на пенсию в среднем проживут еще всего лишь полтора года.

    Но это, во-первых, в среднем. И, во-вторых, нужно понимать, в каком состоянии здоровья они будут работать в последние годы и выходить на пенсию.

    На сей счет у Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) есть свой статистический показатель, который называется «возраст здоровой трудоспособности». Так вот, в прошедшем 2017 г. ВОЗ определил (средний для мужчин и женщин!) возраст здоровой трудоспособности в России на уровне 63,4 года!

    То есть большинство российских мужчин и женщин если и будут доживать до нового пенсионного возраста, то уже заведомо больными!

    Наконец, есть и опубликованные осенью 2017 г. данные регулярного (раз в два года) исследования Всемирного банка (ВБ), который использует статистику ООН, ВОЗ и других международных организаций. ВБ сообщает, что в России смертность мужчин в возрасте до 65 лет самая высокая в Европе – 43%. На Украине и Белоруссии она составляет 40%, в Молдавии – 37%, в Литве – 36%, чуть меньше в Азербайджане, Болгарии, Румынии, Грузии, Армении, Венгрии, Эстонии. А вот в Исландии, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Италии, Нидерландах доля мужчин, умирающих ранее 65 лет, не превышает 11%.

    5. Чем власть оправдывает необходимость грабежа населения?

    Давайте немного посчитаем. Средняя зарплата по стране в прошлом 2017 г. была равна 35369 рублей. Пенсионные страховые отчисления с зарплаты каждого работника, которые вносит в Пенсионный фонд России (ПФР) работодатель, составляют 22% от зарплаты, или 7772 руб. В результате получаем, что для баланса доходов/расходов ПФР на одного среднего пенсионера (14148 руб. в мес.) должно быть примерно 2 (точнее 1,82) средних работающих, за каждого из которых работодатели отчисляют в среднем 7772 руб. в мес.

    Это – в том случае, если деньги ПФР не находятся в обороте и не приносят доход. Если же они вкладываются в прибыльные активы или депозиты с сегодняшней типичной доходностью около 5% годовых (что якобы ПФР неукоснительно делает), то на одного пенсионера для баланса Фонда нужно 1,73 работающих.

    А если учесть, что сегодня, по официальным данным Росстата, около 28% пенсионеров продолжают работать (и, значит, их работодатели отчисляют за них в ПФР те же 7772 руб. в месс.), то несложный подсчет показывает, что число работающих «еще не пенсионеров» на каждого «чистого пенсионера», необходимое для баланса ПФР, сокращается примерно до 1,35.

    Правительство между тем в своих объяснениях срочной необходимости пенсионной реформы голосит, что уже в 2019 году один пенсионер будет приходиться на 2 людей трудоспособного возраста, а в 2028 г. на одного пенсионера будет всего 1,5 трудоспособного. Если верить этим утверждениям, то, по нашим расчетам, выходит, что (по крайней мере, на горизонте ближайших 10–12 лет) число работающих – более чем достаточно для балансировки бюджета ПФР.

    Так в чем же дело?

    Оказывается, дело якобы в том, что реально, как сообщает правительство, чуть не половина (примерно 44%) трудоспособного населения страны работает, но находится «в тени». То есть работает нелегально и получает зарплату от работодателей «налом». А эти работодатели якобы никаких отчислений в страховые фонды (и в том числе в ПФР) не производят. Так, недавно Пенсионный фонд сообщил, что из 77 миллионов трудоспособного населения регулярные отчисления идут только на 43,5 миллиона работников. Теневой фонд оплаты труда составляет порядка 10 трлн руб. в год, в результате чего в Пенсионный фонд не поступает 2,2 трлн руб.

    В связи с этим возникают три вопроса.

    Первый вопрос: зачем тогда в России существует гигантская бюрократическая машина контроля, которая (если считать на душу населения) по своей численности уже намного превосходит не только многократно охаянную советскую бюрократию, но и бюрократию почти всех развитых и развивающихся стран мира? И чем эта машина занята?

    Второй вопрос. После 2014 г. наш Росстат включает и в общую численность населения страны, и в численность трудоспособного населения иностранных граждан. Как и каких именно – не сообщается. Это только иностранцы, официально работающие в России по контрактам и трудовым договорам? Или это еще и так называемые гастарбайтеры, работающие нелегально за мизерные зарплаты и приносящие неслыханные прибыли своим нелегальным работодателям?

    Третий вопрос: способна ли и хочет ли отечественная бюрократическая машина разобраться с беспрецедентно высокой «теневой занятостью» и вывести ее на налоговый «свет»? Или она не может преодолеть лоббизм слишком заинтересованных «теневых работодателей»? Или профессиональную бюрократию вполне устраивает ее собственный доход от непреодоления этого лоббизма?

    Но продолжим считать.

    По данным ПФР, он в 2017 г. истратил на выплату пенсий 7,2 трлн руб. Поступления от 43,5 млн работающих со средними отчислениями в Пенсионный фонд 22% от средней зарплаты 35400 р. обеспечивают ежегодные взносы в ПФР на уровне 3,4 трлн руб. Если вывести из тени хотя бы 90% работающего втемную контингента, ежегодные поступления в ПФР составят около 5,5 трлн руб. при необходимых 7,2 трлн руб. Тогда дефицит ПФР при нынешних тратах получится не 3,8 трлн, а 1,7 трлн руб.

    А теперь вспомним отчетные данные, которые предъявляет нашему обществу глава Центробанка России г-жа Эльвира Набиуллина, активно занимаясь расчисткой и поддержкой банковского сектора страны.

    Набиуллина признает, что с 2014 г. в стране отозваны лицензии у сотен банков, занимавшихся незаконными или попросту криминальными операциями и что за этот период господдержка, направленная на санацию и сохранение на плаву национальной банковской системы, превысила 4 трлн руб. И что в близкой перспективе банки, находящиеся на процедуре финансового оздоровления, потребуют от ЦБ поддержки еще на 0,8–1,0 трлн руб. Причем только за последний месяц Минфин и ЦБ направили на такую поддержку около 0,5 трлн руб.

    Так, может, если бы не скандальное по масштабам воровство в банковской системе, проблемы дефицитных бюджетов, постоянно направляющих триллионы рублей на поддержку Пенсионного фонда, вообще бы не было?

    Отсюда следует еще один вопрос. Профессиональная бюрократическая система ЦБ и Минфина, располагающая лучшими специалистами и самыми современными технологиями, способная отслеживать каждую банковскую транзакцию, тоже недееспособна? Она не может обнаруживать криминальные махинации в момент их реализации, а не тогда, когда авторы этих махинаций уже вывели из банка все ценные активы и вместе с деньгами скрылись в Лондонах?

    Но и это не всё.

    Есть авторитетные и обоснованные подсчеты, показывающие, что только лишь введение в России умеренно-прогрессивной шкалы подоходного налога (налога на доходы физических лиц) может сократить сегодняшний дефицит ПФР минимум вдвое.

    Далее, эксперты уже подсчитали, что если в государственной налоговой политике изменить так называемую цену отсечения для поступлений в бюджет от экспортной нефти с 40 долл./барр. до 45 долл./барр., то это принесет в российский бюджет дополнительные 2 трлн руб. В условиях, когда реальная экспортная цена российской нефти давно и устойчиво держится выше 70 долл./барр., а валютные резервы страны превышают $460 млрд, очень многие аналитики считают такое решение и оправданным, и необходимым.

    Далее, у нас в реальности платят полноценные пенсионные взносы в 22% от фонда оплаты труда далеко не все работодатели. Существуют так называемые льготники, причем их число растет, а экономический блок нашего правительства настаивает на сохранении льгот. Льготные ставки пенсионного взноса (от 6,5 до 14%), в частности, имеют компании, зарегистрированные в так называемых ТОРах (территориях опережающего развития), а также множество «инновационных» предприятий. А это и немало компаний, и очень немалые льготные деньги – по ряду оценок, около 1 трлн руб.

    Наконец, недавно были официальные сообщения о «переходящих бюджетных остатках» от прошлого года на счетах Минфина. Которые якобы составляют около 7,5 трлн руб.

    Так, может, не надо было так резко объявлять о пенсионном ограблении населения? Не надо было г-дам Кудрину и Силуанову откровенно объяснять, что уже в первый год реформы правительство сэкономит более 100 млрд бюджетных рублей, а через шесть лет ежегодная экономия достигнет 1 трлн руб., – в условиях, когда граждане уже понимают, что названная экономия – воровство из их, граждан, личных кошельков?

    Или все-таки кому-то объявленный спешный пенсионный переворот очень нужен? Тогда кому и почему?

    Ряд экспертов выдвигают – не фоне изложенного выше – не бессмысленную гипотезу. Они предполагают, что дело в том, что, во-первых, правительство просто не может ни расплатиться с гражданами по «замороженным» пенсионным накоплениям, которые отчислялись с 2002 г., ни даже разобраться в том, кем и как они были украдены или истрачены. Хотя формально они должны были быть перечислены на индивидуальные счета в страховой части будущих пенсий. И, во-вторых, эксперты убеждены, что эти накопительные отчисления не индексировались по инфляции. А потому даже если они будут компенсированы гражданам-владельцам из бюджета, они, с учетом инфляции за полтора десятилетия, к моменту выплат окажутся «смешными» довесками размером в несколько сотен сегодняшних рублей к страховой пенсии. То есть? То есть катастрофически дискредитируют не только экономическую, но и политическую власть!

    В связи этим немало аналитиков считают центральной идеей спешки с пенсионной реформой (которая прячется за информационным шумом повышения пенсионного возраста) создание новой системы «индивидуальных пенсионных счетов».

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».

    Будьте всегда в курсе главных событий дня

    www.iarex.ru

Смотрите так же:

  • Повышение пенсии с апреля в россии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 30 марта 2018 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 […]
  • Законом 614-viii ЗАКОН УКРАИНЫ от 15 июля 2015 года №614-VIII О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения Верховная Рада Украины постановляет: I. Внести изменения в следующие законы Украины: 1. Статью 51 Закона […]
  • 37 закон ростехнадзор Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2015 г. № 251 “О внесении изменений в Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по […]
  • Процент прибавки пенсии в 2018 году Пенсия в 2018 году в России, последние новости: повышение, индексация с 1 февраля для льготников и инвалидов, прибавка работающим и неработающим пенсионерам Пенсия в России начале 2018 года претерпит изменения, пока в лучшую сторону - в […]
  • Раскройте закон чистоты гамет Параграф 37. Законы Менделя. - 9 класса - Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь). 1. Допишите предложения. 1. Сущность гибридизации как метода генетического исследования заключается в скрещивании двух организмов. 2. Гибридизация, при […]
  • Приказ от 30081985 1156 Заявление о раасрчке исполнения по исполнительному листу Файл: Заявление о раасрчке исполнения по исполнительному листу приказ 1156 от 30081985 года министерства здравоохранения ссср договор на обучение по пожарно техническому […]