Закон о теплоносителе

Закон о теплоносителе

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 31 марта 2015 г. № 9116-ОД/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом о разъяснении вопросов в части правомерности поставки и оплаты теплоносителя при использовании закрытой системы теплоснабжения и сообщает.

Права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении). Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым по соглашению сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с договором теплоснабжения теплоснабжающая организация осуществляет поставку тепловой энергии (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель при условии соблюдения режима потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 (далее — Правила № 808).

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 29 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17 марта 2014 г. № 99/пр (далее — Методика № 99/пр) коммерческий учет расхода тепловой энергии, теплоносителя на объектах потребителя осуществляется в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности со стороны потребителя.

Кроме того, согласно пункту 31 раздела V Методики № 99/пр в закрытой системе теплоснабжения при независимой схеме подключения систем отопления дополнительно регистрируется масса теплоносителя, израсходованного на подпитку независимого контура. Пункт 32 Методики № 99/пр содержит указание о том, что теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также параметры теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу.

Согласно пунктам 13, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила № 354) управляющая компания приобретает коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации в целях предоставления коммунальных услуг, в том числе и для самостоятельного приготовления коммунальной услуги.

Согласно Правилам № 354 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил № 354.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии — пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами регулируются правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяют права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Положения вышеуказанных нормативных правовых актов обязательны для исполнения любым потребителем тепловой энергии, а именно лицом, приобретающим тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

meganorm.ru

Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ ст 11 (ред. от 19.07.2018)

Статья 11. Способы установления тарифов в сфере теплоснабжения

1. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

2. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

2.1. В ценовых зонах теплоснабжения тарифы на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируемые с учетом долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в концессионное соглашение или договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются органом регулирования в виде двухставочного тарифа.

3. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;

2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

fzrf.su

Выполнение закона «Об энергосбережении» и новые «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя»

К.т.н. С.Н. Канев, доцент, генеральный директор,
ООО «Хабаровский центр энергоресурсосбережения», г. Хабаровск

В мае 2014 г. в Санкт-Петербурге состоялась 20-я юбилейная международная научно-практическая конференция «Коммерческий учет энергоносителей», на которой присутствовало около 150 делегатов. В этой конференции приняли участие представители энергоснабжающих организаций, управляющих компаний, фирм-изготовителей приборов, метрологических ведомств, разработчики новых «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», потребители тепловой энергии, представители администрации г. Санкт-Петербурга и Правительства РФ.

Конференция была посвящена, в основном, двум вопросам:

■ исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении»;

Как выяснилось из выступлений делегатов, Федеральный закон № 261-ФЗ в области учета энергоресурсов исполняется только в отдельных регионах РФ, а в большинстве регионов он не работает.

Исполнение закона

Рассмотрим первый пункт. В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ до 1 июля 2013 г. все собственники многоквартирных домов (МКД) должны были установить приборы учета энергоресурсов. С 1 июля 2013 г. эта обязанность возложена на энергоснабжающие организации (ЭСО), которые должны установить приборы учета энергоресурсов на МКД за свой счет, не спрашивая при этом разрешения собственников. Если же собственники не установили приборы учета, то на них накладывается административный штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. на должностных лиц и в размере от 20 до 30 тыс. руб. на юридических лиц. Несоблюдение требований закона организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке и эксплуатации приборов учета энергоресурсов, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 тыс. руб. на должностных лиц и от 100 до 150 тыс. руб. — на юридических лиц.

Контроль за соблюдением данного закона должны осуществлять: прокуратура, жилищная инспекция и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В таких городах и регионах как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Томская, Ульяновская, Ленинградская области закон исполняется неукоснительно. В других регионах он исполняется лишь частично, а в некоторых, как, например, Хабаровский край, он практически не выполняется. Это можно объяснить объективными и субъективными причинами, но все сводится к отсутствию мотивации и наказания за неисполнение закона.

Рассмотрим два города: Санкт-Петербург и Хабаровск.

В Санкт-Петербурге за период с 1 июля 2013 г по 1 мая 2014 г в рамках исполнения Федерального закона № 261-ФЗ силами только одной энергоснабжающей организации ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» было установлено около 7000 узлов учета тепловой энергии на МКД. На обслуживании в данной организации на сегодняшний день находится около 10000 узлов, и даже модернизируются и меняются морально устаревшие существующие узлы учета. Более того, эта ЭСО вышла с предложением в правительство Санкт-Петербурга о внесении изменений в закон № 261-ФЗ, а именно: установить узлы учета в ветхих и аварийных многоквартирных домах с тепловой нагрузкой до 0,2 Гкал/ч. В законе № 261-ФЗ дома с такой нагрузкой не рассматриваются и к ним закон не применяется.

В Хабаровске в рамках исполнения закона № 261-ФЗ за счет сил и средств ЭСО с 1 июля 2013 г. по 1 мая 2014 г. было установлено два узла учета тепловой энергии на МКД в поселке Березовка. Эти узлы учета были установлены при противодействии управляющей компании (УК) «Северный округ» и сданы в эксплуатацию, но при этом они не поставлены на коммерческий учет. Более того, представители УК после принятия приборов в эксплуатацию и подписания акта, сразу же отключили их от электропитания и заявили, что расчеты по этим приборам между ЭСО и УК проводиться не будут.

Итак, почему же в одних регионах закон № 261-ФЗ в области учета энергоресурсов выполняется, а в других нет? Все дело в том, что в установке приборов учета энергоресурсов никто из участников этого процесса не заинтересован:

■ собственникам не надо ничего нового, лишь бы их не трогали и не увеличивали платежи за коммунальные ресурсы. В то, что эти платежи уменьшатся при коммерческом учете энергоресурсов на основании показаний приборов учета, они не верят, и это справедливо, т.к. их постоянно обманывают;

■ управляющим организациям это не только невыгодно, но даже убыточно, т.к. они ничего не получают с «экономии», а если эта «экономия» отрицательная, то они платят из своего кармана, при этом на них ложатся дополнительные расходы по эксплуатации приборов учета;

■ ЭСО это также невыгодно, т.к. если происходит экономия энергоресурсов, то у них получаются выпадающие доходы, а если происходит перерасход энергоресурсов, то абоненты просто выводят из строя приборы учета и рассчитываются по нормативам.

Чтобы заставить управляющие организации устанавливать приборы учета на МКД есть два способа:

■ мотивация — необходимо оставлять часть сэкономленных средств, образовавшихся при оплате энергоресурсов по показаниям приборов учета, в распоряжении управляющих организаций, однако для этого надо изменить закон или принять какой-либо нормативный документ на уровне Правительства РФ — это не реально;

■ наказание — необходимо применять к управляющим организациям штрафные санкции, предусмотренные законом, однако санкции практически нигде не применяются, т.к. отсутствует контроль за исполнением закона со стороны контролирующих органов.

В Санкт-Петербурге пошли по второму пути, и все сразу сдвинулось с мертвой точки. ФАС Санкт-Петербурга строго предупредила энергоснабжающие организации города об исполнении закона и пригрозила им штрафными санкциями. Жилищная инспекция и прокуратура в массовом порядке применила штрафные санкции к управляющим организациям, причем эти санкции были внушительные и болезненные для этих организаций. Например, если управляющая организация имеет в управлении 200 МКД и с каждого МКД берется штраф в размере 100150 тыс. руб., то общий штраф на эту организацию составляет 20-30 млн руб. При этом полученные средства идут на пополнение городского бюджета, а штраф, в соответствии с законом № 261-ФЗ, управляющая организация перекладывает на собственников МКД.

После принятия таких жестких мер закон сразу же заработал.

Сегодня в тех регионах, где установлены приборы учета на МКД, приведена в действие вторая стадия закона № 261-ФЗ: повышение энергосбережения и энергоэффективности в рамках энергосервисных контрактов (ЭСКО).

Как прозвучало в докладе руководителя дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ в Москве и Московской области М.Н. Шилиной, началось массовое внедрение энергосберегающих мероприятий в рамках ЭСКО, которые сводятся к утеплению фасадов зданий и внедрению автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием (АИТП). Ежегодно внедряются от 7 до 10 тыс. АИТП. Также из доклада директора ГКУ ЛО «Центр энергосбережения и энергоэффективности» П.С. Циханвей следует, что в рамках ЭСКО развернуты работы по внедрению энергосберегающих мероприятий, в частности, установки АИТП и модернизации котельных в Ленинградской области. В 2014 г. планируется модернизировать около 100 котельных, переведя их с угля на газ, и внедрить около 2000 АИТП.

Генеральный директор ЗАО «ПромСервис» (Димитровград Ульяновской области) А.А. Минаков доложил, что в Елабуге (Татарстан) совместно с ЭСО было внедрено около 90 АИТП. Отметим, что население Елабуги составляет около 80 тыс. чел.

Таким образом, видно, что в регионах, где есть заинтересованность местных властей, закон № 261-ФЗ работает, что нельзя сказать о Хабаровске.

В Хабаровске ФАС считает, что контроль за исполнением закона находится не в ее ведении, жилищная инспекция не контролирует исполнение закона, а прокуратура не только не следит за исполнением этого закона, но и часто становится на сторону собственников МКД и наказывает ЭСО.

Новые правила

Перейдем ко второму вопросу, который рассматривался на данной конференции.

С 29 ноября 2013 г. вступили в силу новые «Правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя» [1] (далее — Правила). Отметим, что это только первая часть Правил, и она не зарегистрирована в Минюсте РФ, поэтому не может использоваться в судах при решении спорных вопросов.

Вторая часть Правил «Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей», в которой представлены расчетные формулы и схемы учета, должна была быть разработана Министерством строительства и ЖКХ в двухнедельный срок после принятия Правил. Однако, по словам разработчика новых Правил, ведущего специалиста НП «Российское теплоснабжение» В.К. Ильина, эта методика выйдет не ранее 1 января 2015 г.

В настоящее время действуют оба варианта «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя»: новые [1] и старые [2]. Причем, при решении спорных вопросов в судебном порядке рассматриваются только старые Правила. Старые Правила будут отменены лишь после принятия второй части новых Правил. Сложился правовой вакуум в области учета тепловой энергии теплоносителя: некоторые ЭСО действуют на основании [1], а некоторые на основании [2], третьи же используют, когда им выгодно — [1], а когда не выгодно — [2]. Причем в любом случае сегодня используются алгоритмы и схемы учета, приведенные в [2].

По поводу введения в строй новых Правил на форумах, в центральной печати и конференциях развернулись внушительные дискуссии: одни считают это шагом вперед, другие — наоборот. В [3] подробно описаны недостатки и несуразицы новых Правил.

Не буду подробно останавливаться на плюсах и минусах новых Правил, дискуссию можно посмотреть в [4]. Остановлюсь только на двух болевых точках:

■ место установки приборов учета;

■ учет горячей воды на нужды ГВС.

Рассмотрим первый вопрос. В соответствии и с новыми и старыми Правилами узел учета должен располагаться как можно ближе к границе балансовой принадлежности. При этом если узел учета располагается не на границе балансовой принадлежности, то в соответствии с [1] рассчитываются по определенной методике тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности до узла учета, и эта величина указывается в договоре на отпуск тепловой энергии. В том случае, если узел чета установлен до границы балансовой принадлежности, эта величина берется со знаком минус, а если после границы балансовой принадлежности, то со знаком плюс.

Граница балансовой принадлежности — это некая тонкая линия раздела, на которой в принципе невозможно смонтировать узел учета. Поэтому получается, что все узлы учета у потребителей будут установлены не на этой границе и всегда нужно будет считать тепловые потери на участке от границы до узла учета. Отметим, что отсутствует единая методика расчета тепловой потери в сетях, а по методике, предложенной в [1], это сделать нереально.

Отметим также, что в новых Правилах не сформировано понятие границы балансовой принадлежности. Ниже будет показано, к чему это может привести.

В старых Правилах [2] это понятие было сформулировано следующим образом: «граница балансовой принадлежности тепловых сетей — это линия раздела элементов тепловых сетей между владельцами по признаку собственности, аренды или полного хозяйственного ведения».

Есть еще понятие границы эксплуатационной ответственности — это линия раздела элементов системы по признаку обязанностей за эксплуатацию систем, устанавливается по соглашению сторон. Если такое соглашение отсутствует, граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.

Рассмотрим многоквартирный дом. Как правило, по соглашению сторон граница эксплуатационной ответственности часто проходит по задвижкам в колодце, находящемся вне дома. В соответствии с п. 8 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» [5]: «Внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета тепла, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или с ЭСО, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с теплосетью, входящей в МКД».

Итак, граница балансовой принадлежности тепловых сетей в МКД — это внешняя граница стены МКД и она совпадает с границей эксплуатационной ответственности сторон при отсутствии общедомового прибора. По соглашению сторон в договоре теплоснабжения граница эксплуатационной ответственности может проходить по задвижкам в камере перед МКД, в этом случае она не совпадает с границей балансовой принадлежности. Если же в доме установлен общедомовой теплосчетчик, то в соответствии с [5] граница эксплуатационной ответственности сторон договора теплоснабжения определяется местом установки общедомового теплосчетчика. При этом внешней границей (границей балансовой принадлежности) сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены дома. Это стало первым противоречием, достаточно значимым после выхода [5]: сети начинались от внешней стены дома, а точка разграничения ответственности за их содержание определялась местом установки прибора учета. Это «расхождение» могло занимать в участке сетей до 40-50 м протяженности. Таким образом, Правила [5] допустили, что на общедомовых сетях могут работать две обслуживающие организации, а это важно, например, для решения вопроса о том, чья аварийно-диспетчерская служба должна устранять аварию — ЭСО или УК.

Если отвлечься от понятия границы эксплуатационной ответственности и принять, что в МКД границей балансовой принадлежности является внешняя граница стены дома, что подкрепляется различными судебными решениями, то ответственность ЭСО заканчивается по первым задвижкам в камере перед МКД. Возникает вопрос: «Кто будет оплачивать теплопотери на участке от границы балансовой принадлежности до узла учета, установленного не на этой границе?».

Рассмотрим два случая:

■ граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности совпадают и проходят по задвижкам тепловой камеры, расположенной вне дома, что оговорено договором теплоснабжения;

■ граница эксплуатационной ответственности проходит по задвижкам тепловой камеры, а граница балансовой принадлежности — по стене дома, что тоже оговорено договором теплоснабжения.

В первом случае все теплопотери от границы раздела до места установки узла учета оплачивает потребитель, т.е. собственники МКД.

Во втором случае, если теплосчетчик установлен внутри дома, то за теплопотери от стены дома до места установки теплосчетчика платит потребитель, а за теплопотери на участке от камеры до стены дома — ЭСО, хотя ответственность за содержания этого участка несет потребитель. Если есть утечки на этом участке, то за все платит ЭСО, хотя обслуживает этот участок и ликвидировать эти потери должен потребитель.

Перейдем к рассмотрению второго вопроса: «Учет горячей воды на нужды ГВС».

Рассмотрим открытую систему ГВС, что характерно для Хабаровска. У меня имеется последний вариант «Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», который находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Он, возможно, будет откорректирован, но схема узла учета и алгоритм расчета для открытых систем теплоснабжения вряд ли изменится.

Рассмотрим принципиальную схему размещения точек, измерение количества тепловой энергии и массы теплоносителя в открытых системах теплоснабжения, приведенную на рисунке.

Как видно из этой схемы, узел учета тепловой энергии и теплоносителя состоит из двух частей:

■ общий теплосчетчик на входе, который учитывает все потери тепловой энергии и теплоносителя на объекты;

■ теплосчетчик на ГВС, который учитывает количество тепловой энергии, израсходованной на нужды ГВС и массу теплоносителя, использованного на нужды ГВС.

При этом возможны два варианта: тупиковая система ГВС без циркуляционного контура и система ГВС с циркуляционным контуром и полотенцесушителями. В этом случае непонятно, как посчитать количество тепловой энергии на нужды ГВС, т.к. теплосчетчик учитывает все количество тепловой энергии, используемой на нужды ГВС и на полотенцесушители, и разделить их в соответствии с данной схемой невозможно.

С 1 января 2013 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении». До этого в законе использовалось только два понятия: теплоноситель и тепловая энергия и отсутствовало понятие горячая вода. В соответствии с изменениями, внесенными в закон № 190-ФЗ, ст. 15 читается так: «потребители, подключенные к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды ГВС». В ст. 9 новой редакции закона № 190-ФЗ указано следующее: «тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию». Следовательно, в соответствии с новой редакцией закона, необходимо отдельно учитывать массу теплоносителя, израсходованного на нужды ГВС, и количество тепловой энергии, израсходованной на нужды ГВС.

В новых Правилах учтены эти изменения. Как видно из рисунка, узел учета тепловой энергии и массы теплоносителя теперь состоит из двух теплосчетчиков: общий — на все здания и отдельный — на нужды ГВС. Это приведет к значительному удорожанию узлов учета. Если же еще учесть, что в МКД может быть не один общий стояк ГВС, а несколько стояков ГВС (в каждом подъезде), на которые надо установить теплосчетчики, то в четырехподъездном МКД придется установить пять (. ) теплосчетчиков.

При этом, если в первом варианте учета ГВС (тупиковая схема) можно корректно учесть и тепловую энергию и массу теплоносителя, израсходованного на нужды ГВС, то во втором варианте (с циркуляционным контуром и полотенцесушителями) невозможно корректно учесть эту составляющую.

Кроме этого, если использовать данную схему учета (см. рисунок), то при расчетах за тепло и горячую воду сторона, собирающая платежи с потребителей (это может быть энергоснабжающая или управляющая организация), может получить необоснованную выгоду. В соответствии с этой схемой сторона, получающая средства с потребителей за тепло и горячую воду, может брать оплату дважды за один и тот же ресурс: сначала по общему теплосчетчику на входе берется плата за тепло и теплоноситель, израсходованные объектом на все виды теплоснабжения: отопление, вентиляция и ГВС, а затем еще раз дополнительно можно взять плату за тепло и теплоноситель, израсходованные на нужды ГВС в соответствии с показаниями теплосчетчика, установленного на системе ГВС. Если при этом она будет брать за израсходованный теплоноситель по тарифу на горячую воду, в который включена тепловая энергия на ее приготовления, то она получит еще дополнительную прибыль. А если учесть, что тарифы на тепловую энергию на нужды отопления и вентиляции и на нужды ГВС бывают разные (например, в Сочи тариф на нужды ГВС в 1,7 раза выше, чем тариф на другие нужды (отопление и вентиляцию)), то получается очень хорошая дополнительная прибыль, взятая из воздуха.

Во всех случаях дополнительные незаконные расходы лягут на плечи потребителей, что приведет к многочисленным искам в суд. А поскольку наша судебная система несовершенна, то неизвестно, кто выиграет: потребитель или ЭСО. Так, например, в Томске ЭСО проиграла суд по вопросам оплаты за ГВС, хотя она в данном случае была права, а потребитель выиграл.

В Сочи в одном и том же суде рассматривался один и тот же вопрос по оплате ГВС. В домах аналогичного типа жильцы платили от 180 до 500 руб. за 1 м 3 горячей воды. Из пяти исков один выиграли потребители, а в четырех других случаях выиграла ЭСО (МУП «Сочитеплоэнергия»). Еще раз подчеркну, что суд — один и тот же, а судьи разные.

Из всего вышеизложенного следует, что новые Правила учета тепловой энергии и теплоносителя могут привести к хаосу в расчетах за израсходованные количество тепловой энергии и массу теплоносителя.

Литература

1. Постановление Правительства РФ № 1034 от4.09.2013 г. «О коммерческом учете тепловой энергии и теплоносителя» (вместе с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя»).

2. Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, М.,1995, рег. № 954.

3. Анисимов Д.А. Новые правила учета тепла, теплоносителя: опять мимо? // Коммунальный комплекс России. 2014. № 4.

4. Материалы 34-й международной научно-практической конференции «Коммерческий учет энергоносителей», Санкт-Петербург, 15-16.05.2014 г.

5. Постановление Правительства РФ № 491 от 26.08.2006 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. ».

www.rosteplo.ru

30 июля 2010г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ « О теплоснабжении»

Роспотребнадзор обратил внимание потребителей, что с принятием данного законодательного акта, устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, расширилась нормативная правовая база регулирования отношений с участием потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку отдельные нормы Закона « О теплоснабжении» устанавливают права и обязанности потребителей соответствующего энергоресурса — физических лиц, т.е. граждан, приобретающих тепловую энергию или теплоноситель для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом следует иметь в виду, что в том случае, когда тепловая энергия ( теплоноситель) является коммунальным ресурсом, то при применении Закона « О теплоснабжении» применительно к отношениям с участием потребителей услуг ЖКХ необходимо учитывать соответствующие положения Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307, устанавливающих, что в состав предоставляемых гражданам коммунальных услуг входит деятельность исполнителя по горячему водоснабжению и отоплению жилых помещений.

Поскольку пункт 4 части 8 ст.15 Закона « О теплоснабжении» устанавливает, что договор теплоснабжения в числе существенных условий должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, а также за нарушение режима потребления тепловой энергии, данное условие не должно умалять права потребителей и противоречить в соответствующей части разделу IX Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, закрепляющему, среди прочего, ответственность исполнителя коммунальных услуг за нарушение прав потребителей на их качественное предоставление.

Важные положения содержатся в ст.22 Закона « О теплоснабжении», регламентирующей порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, который в любом случае предполагает, что теплоснабжающая организация должна предупредить в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты им задолженности. Причём Законом « О теплоснабжении» особо оговорено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потреблённых тепловой энергии ( мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Кроме того, часть 1 ст.22 Закона « О теплоснабжении» определяет, что ограничение теплоснабжения должно производиться в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утверждёнными Правительством РФ. Однако поскольку в настоящее время самостоятельный ( специальный) подзаконный акт на этот счёт отсутствует, Роспотребнадзор считает, что до его принятия исполнитель услуг по теплоснабжению имеет право приостанавливать или ограничивать только подачу горячей воды в порядке, установленном разделом X Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 ( см. подпункт « д» пункта 50 указанных Правил).

На дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере ЖКХ направлен и Федеральный закон от 27 июля 2010г. № 237-ФЗ « О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации» ( далее – Закон № 237-ФЗ), большинство положений которого призвано упорядочить вопросы ценообразования в данной отрасли.

В частности, изменениями, внесёнными Законом № 237-ФЗ в Федеральный закон от 30 декабря 2004г. № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предусмотрено создание специализированной государственной информационной системы, обеспечивающей сбор и обработку информации о всех тарифах организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг на территории Российской Федерации. При этом закреплено, что федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов определяет перечень и условия предоставления информации по вопросам платы граждан за коммунальные услуги, включая периодичность, способы, сроки и формат её предоставления, для целей функционирования создаваемой государственной информационной системы.

Как считает Роспотребнадзор, всё это в совокупности с иными инициативами законодателя должно повысить открытость организаций коммунального комплекса для потребителей, сделать более прозрачной соответствующую систему ценообразования и привести к снижению количества нарушений законодательства в сфере ЖКХ.

www.jk.ru

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) тепловая энергия — энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

2) качество теплоснабжения — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

3) источник тепловой энергии — устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

4) теплопотребляющая установка — устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

4.1) теплоноситель — пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения;

5) тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

5.1) объекты теплоснабжения — источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность;

6) тепловая мощность (далее — мощность) — количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;

7) тепловая нагрузка — количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;

8) теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

9) потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения , — программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается;

11) теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ в пункт 12 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

12) передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;

13) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также — коммерческий учет) — установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее — приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами;

14) система теплоснабжения — совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

15) режим потребления тепловой энергии — процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения;

16) теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

17) надежность теплоснабжения — характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;

18) регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения — вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:

Подпункт «а» изменен с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения;

Подпункт «б» изменен с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора;

в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора;

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в пункт 19 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

19) орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также — орган регулирования) — уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

19.1) открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) — технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети;

Пункт 20 изменен с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 220-ФЗ

20) схема теплоснабжения — документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления;

21) резервная тепловая мощность — тепловая мощность источников тепловой энергии и тепловых сетей, необходимая для обеспечения тепловой нагрузки теплопотребляющих установок, входящих в систему теплоснабжения, но не потребляющих тепловой энергии, теплоносителя;

22) топливно-энергетический баланс — документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов;

23) тарифы в сфере теплоснабжения — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

Статья 2 дополнена пунктом 23.1 с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

23.1) ценовые зоны теплоснабжения — поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

Статья 2 дополнена пунктом 23.2 с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

23.2) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) — устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах теплоснабжения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

24) точка учета тепловой энергии, теплоносителя (далее также — точка учета) — место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета;

25) комбинированная выработка электрической и тепловой энергии — режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;

26) базовый режим работы источника тепловой энергии — режим работы источника тепловой энергии, который характеризуется стабильностью функционирования основного оборудования (котлов, турбин) и используется для обеспечения постоянного уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями при максимальной энергетической эффективности функционирования такого источника;

27) «пиковый» режим работы источника тепловой энергии — режим работы источника тепловой энергии с переменной мощностью для обеспечения изменяющегося уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями;

Пункт 28 изменен с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 220-ФЗ

28) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее — единая теплоснабжающая организация) — теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 29 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

29) бездоговорное потребление тепловой энергии — потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем;

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 30 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

30) радиус эффективного теплоснабжения — максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения;

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 31 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

31) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения — плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также — плата за подключение (технологическое присоединение);

32) живучесть — способность источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом сохранять свою работоспособность в аварийных ситуациях, а также после длительных (более пятидесяти четырех часов) остановок;

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 33, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

33) показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения — показатели, применяемые для определения степени исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по реализации инвестиционной программы, а также для целей регулирования тарифов;

Статья 2 дополнена пунктом 34 с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

34) переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (далее — переходный период) — период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Смотрите так же:

  • Приказ мвд 1 2012 года В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить […]
  • Приказ казначейства от 30112012 19н Приказ Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. № 19н “Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах” (не вступил в силу) Настоящий приказ находится на регистрации в […]
  • Приказ мвд о работе с обращениями граждан Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 "Об утверждении Инструкции об организаций рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 26 февраля, 20 апреля, 23 […]
  • Уголовный кодекс 190 Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является […]
  • Закон n 190-фз о теплоснабжении Федеральный закон от N 190-ФЗ (ред. от ) "О теплоснабжении" Транскрипт 2 27 июля 2010 года N 190-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ (в ред. Федеральных законов от N 123-ФЗ, от N 242-ФЗ, от N 417-ФЗ (ред ), от N […]
  • Разрешение на разведку Разрешение на разведку В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к […]