Страхование автогражданской ответственности осаго презентация

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств («ОСАГО»)

Особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок осуществления обязательного страхования. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая. Ставки и страховые премии.

Подобные документы

Обязанность по страхованию гражданской ответственности. Обязательное страхование гражданской ответственности. Объект обязательного страхования. Страховые тарифы. Размер страховой премии. Договор обязательного страхования.

реферат, добавлен 25.09.2006

История развития обязательного страхования автогражданской ответственности. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств. Порядок расторжения договора.

дипломная работа, добавлен 29.11.2010

Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида правоотношений и его место среди других видов страхования. Порядок и условия обязательного страхования владельцев транспортных средств.

дипломная работа, добавлен 12.09.2006

Определение правовой природы и теоретическое изучение основных аспектов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РМ. Практическое изучение процедуры обязательного страхования на примере компании ASITO, SA.

контрольная работа, добавлен 26.12.2011

Динамика развития и состояния сегмента обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Анализ актуальности используемой тарифной системы и коэффициентов расчета страховой премии с учетом текущего состояния.

курсовая работа, добавлен 16.05.2012

Анализ договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Ответственность застрахованного, страховая сумма. Действия страхователя и потерпевшего при наступлении страхового случая. Объекты и субъекты авторского права.

контрольная работа, добавлен 14.02.2014

Сущность и основное содержание страхования ответственности. История создания и механизма функционирования системы «Зеленая карта». Порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

дипломная работа, добавлен 14.05.2011

Сущность и понятие страхования гражданской ответственности, оценка необходимости его проведения, условия и особенности применения на сегодня. Проведение страхования ответственности владельцев транспортных средств, его нормативно-правовое обоснование.

курсовая работа, добавлен 03.10.2014

Правовые нормы обязательного страхования гражданской ответственности, его объект, ставки тарифов и порядок расчета страховых премий. Заключение страхового договора и права его участников. Перспективы страхования ответственности автовладельцев в России.

контрольная работа, добавлен 09.09.2010

Роль страхования в системе экономических отношений. Порядок и условие проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страховой случай, лимиты, взносы, договор страхования, права и обязанности сторон.

allbest.ru

1 Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств Первые итоги Москва, 22 апреля 2004 года Президент РСА: Кургин Евгений. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарфа Чешкина

Презентация на тему: » 1 Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств Первые итоги Москва, 22 апреля 2004 года Президент РСА: Кургин Евгений.» — Транскрипт:

1 1 Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств Первые итоги Москва, 22 апреля 2004 года Президент РСА: Кургин Евгений Анатольевич

2 2 Предпосылки введения ОСАГО Рост травматизма в результате ДТП Увеличение автопарка страны Россия – единственная страна Европы, не имевшая ОСАГО Готовность страхового рынка

3 3 Основные этапы введения ОСАГО 1 июля 2003 г. начало реализации ОСАГО 1 января 2004 г. начало обязательного страхования, введение штрафных санкций 1 июля 2004 г. начало осуществления компенсационных выплат

4 4 Структура автопарка России (по типам ТС) Итого:34,8 млн ТС Проходит техосмотр:25 млн ТС

5 5 Основные показатели ОСАГО (кол-во договоров страхования) Вывод: основная часть договоров ОСАГО заключена по легковым ТС, принадлежащим физическим лицам

6 6 Основные показатели ОСАГО (кол-во страховых случаев)

7 7 Начисленная и заработанная премии по ОСАГО

8 8 Страховая премия и убытки по ОСАГО Средняя премия1 965 руб., Средняя выплата руб. (по итогам за период: )

9 9 Борьба со страховым мошенничеством Наиболее распространенные виды мошенничества Занижение агентами сумм страховой премии Оформление полиса после ДТП Хищения бланков полисов Оформление полисов напрокат Двойное страхование Фальсификация обстоятельств ДТП Фальсификация результатов экспертизы (технической и медицинской) – тенденция будет нарастать к концу 2004 года Основные методы борьбы с мошенничеством Обмен информацией между СК и правоохранительными органами Рекомендации РСА для СК по выявлению и предотвращению правонарушений Контроль за использованием бланков полисов и спецзнаков Создание в РСА централизованного банка данных

10 10 РОССИЙСКОЕ БЮРО АльфаСтрахование Ингосстрах РЕСО-Гарантия Росгосстрах РОСНО Русский мир Русь Согласие УралСиб Система «Зеленой карты» Принятие Российского бюро в систему «Зеленой карты» середина 2005 г. Начало работы с российскими «зелеными картами» январь 2006 г. «Зеленая карта» международное обязательное страхование автогражданской ответственности существует как международная система с 1953 г. 45 стран Европы, Северной Африки и Ближнего Востока Россия – единственная страна Европы, не входящая в систему

11 11 Проблемные вопросы Организация страховых выплат Упрощение порядка оформления страховых случаев Своевременность и полнота возмещения Порядок выплат при обоюдной вине участников ДТП Отсутствие регистрации независимых экспертов на страховом рынке Отсутствие методики оценки вреда жизни и здоровью Централизованная информационная система Система бонус-малус Расчет тарифов Борьба с мошенничеством

Страхование ответственности.. План: 1. Классификация видов и основные условия страхования ответственности 2. Страхование гражданской ответственности владельцев. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемЗинфира Ахматнурова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Страхование ответственности.. План: 1. Классификация видов и основные условия страхования ответственности 2. Страхование гражданской ответственности владельцев.» — Транскрипт:

2 План: 1. Классификация видов и основные условия страхования ответственности 2. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств 3. Страхование гражданской ответственности перевозчика 4. Страхование профессиональной ответственности Выводы

3 Страхование ответственности. Страхование ответственности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редакции от 7 марта 2005 г. 12-ФЗ) относится к имущественному страхованию вместе со страхованием имущества и страхованием предпринимательских рисков. Под ответственностью понимается обязательство возмещения ущерба, причиненного одним лицом другому лицу (третьему лицу), в том случае, если такой ущерб возник при наличии определенных действий или бездействия со стороны одного лица по отношению к другому. При заключении договора страхования ответственности страховщик либо в силу закона (обязательное страхование или деликтное (внедоговорная ответственность, определяемая ст. 931 ГК РФ)), либо по договору (добровольное страхование ответственности договорная ответственность, определяемая в соответствии со ст. 932 ГК РФ) берет на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем (застрахованным лицом) третьему лицу. При этом преследуется цель сохранения материального благосостояния и интересов как причинившего ущерб, так и потерпевшего (третьего лица).

4 Объектом страхования гражданской ответственности является предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего (третьих лиц), удовлетворения его за счет нарушителя. Страхование ответственности предназначено для компенсации любого ущерба, нанесенного застрахованным третьему лицу. В ст. 15 ГК РФ так раскрывается право на возмещение причиненного ущерба: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

5 Условия предъявления иска по гражданской ответственности: наличие ущерба; наличие вины или противоправного действия (бездействия); существование связи между ними.

6 Ущерб может быть: Физический ущерб: смерть, физическая и умственная инвалидность, временная нетрудоспособность, затраты по уходу, эмоциональный ущерб. Материальный ущерб: полное повреждение или частичное уничтожение, порча, незаконное расходование имущества или вещей. Финансовый ущерб это лишение будущих доходов, возможной прибыли, права пользования чем-либо и т. д. Моральный вред заключается в нарушении деловой репутации, авторских прав, разглашении тайны частной жизни, врачебной тайны, временном ограничении каких-либо прав и т. д. Согласно ст. 151 ГК РФ: «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».

7 Основными являются следующие виды страхования ответственности: Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страхование гражданской ответственности перевозчика. Страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности. Страхование профессиональной ответственности. Страхование иных видов ответственности.

8 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств осуществляется в двух формах: добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании договора страхования и свободного волеизъявления сторон, когда порядок и условия страхования являются предметом соглашения страхователя и страховщика; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

9 Цель данного вида страхования предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу. Субъекты страхования: страховщик, страхователь и потерпевший. Договор страхования заключается в письменной форме и является двусторонним: его стороны страхователь и страховщик. Объект страхования имущественные интересы владельца транспортного средства, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации транспортного средства. Страховыми рисками являются следующие события, связанные с причинением ущерба: жизни и здоровью третьих лиц, достоинству личности; имуществу третьих лиц в результате его уничтожения или повреждения при использовании транспортного средства на территории РФ.

10 Страхователь владелец транспортного средства или лицо, заинтересованное в компенсации убытков владельца транспортного средства (например, родственник). Страховщик должен обладать лицензией на осуществление данного вида страхования. Потерпевший не является стороной договора страхования, но признается субъектом страхового правоотношения, т. к. является лицом, в пользу которого заключается договор страхования выгодоприобретателем.

11 Добровольное страхование Объекты страхования и объем обязательств уточняются при заключении договора, в том числе описывается предмет страхования. Страховой случай факт возникновения обязанности страхователя возместить вред потерпевшему, но только вред, который подлежит возмещению страховщиком по договору страхования. Страховая сумма это максимальный размер выплаты страхового возмещения по договору в связи с наступлением ответственности в объеме договорных обязательств, но договором страхования понятие страховой суммы должно быть четко определено. В договоре добровольного страхования ответственности страховая сумма определяется соглашением сторон (ст. 947 ГК РФ). Страховая премия при добровольном страховании определяется на основе страховых тарифов со 100 руб. страховой суммы или применяется страховой тариф с объекта страхования.

12 Для оценки страхового тарифа используют следующие сведения: водительский стаж страхователя; наличие обоснованных претензий третьих лиц о возмещении причиненного вреда при эксплуатации страхователем транспортного средства; марка автотранспортного средства и его технические характеристики; режим и территория использования автотранспортного средства (по возможности); сведения о членах семьи, имеющих право на эксплуатацию данного транспортного средства; данные о состоянии здоровья страхователя; сведения о работниках предприятия, эксплуатирующих транспортные средства; виды работ и обычные маршруты поездок.

13 Система «Зеленая карта» При поездках за рубеж для страхования ответственности владельцев автотранспортных средств используется так называемая система «Зеленая карта» как обязательное страхование гражданской ответственности. Международные договоры об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств заключаются на основе соглашения о «Зеленой карете», которая получила свое название по цвету и форме страхового полиса. Международный договор о «Зеленой карете» (МДЗК) был подписан между 13 странами-участницами в 1949 г. В настоящее время участницами договора является 31 страна, которые признают на своей территории страховые полисы системы «Зеленая карта», выписанные в других странах. В России оформление «Зеленой карты» необходимо при поездках по европейским странам.

14 Обязательное страхование Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств распространено за рубежом. В России такое страхование вступило в силу с 1 июля 2003 г. в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этим законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

15 Основные принципы Обязательного страхования (ОСАГО): гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных федеральным законом; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

16 Владельцем транспортного средства считается: собственник транспортного средства; лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, на основании распоряжении соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.). Лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, не является владельцем транспортного средства.

17 Автогражданская ответственность Автогражданская ответственность страхуется владельцами транспортных средств до регистрации транспортного средства, но не позднее 5 дней после возникновения права владения транспортным средством. Автогражданская ответственность не страхуется владельцами следующих транспортных средств: максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч; транспортные средства Вооруженных сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ; транспортные средства, застрахованные в иных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, в которых участвует Российская Федерация.

18 Из страхового покрытия исключаются следующие риски: причинение вреда при использовании транспортного средства, ответственность владения которым не застрахована; причинение морального вреда или упущеная выгода; использование автомобиля при проведении соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; загрязнение окружающей среды; ущерб, причиненный перевозимым грузом; ущерб, причиненный жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот ущерб возмещается в соответствии с другими законами; возмещение работодателем убытков при причинении вреда работнику; причинение водителем вреда управляемому им транспортному средству, прицепу, перевозимому грузу, установленному на них оборудованию; ущерб при погрузке/разгрузке транспортного средства, а также при его движении по внутренней территории организации; повреждение или уничтожение антикварных и других уникальных предметов, памятников архитектуры, изделий из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, рукописей, денежных знаков, ценных бумаг и т. д.; возмещение ущерба в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами гл. 59 Гражданского кодекса РФ (если это установлено законом или договором).

19 Страховые тарифы По обязательному страхованию автогражданской ответственности устанавливаются Правительством РФ (Постановление от 7 мая 2003 г. 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» см. Приложение 1, Практикум 5). Страховые тарифы, согласно Постановлению 264 состоят из базовых ставок и коэффициентов.

20 Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории использования транспортного средства, наличия или отсутствия страховых выплат за предыдущие годы, иных обязательств. Также коэффициенты учитывают число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, водительский стаж, возраст и иные персональные характеристики водителя, период сезонного использования транспортного средства. Они могут быть как повышающими, так и понижающими (см. Приложение 1, Практикум 5). Величина страховой премии с учетом коэффициентов не может превышать трехкратный размер базовой ставки, а при использовании повышающих коэффициентов пятикратный размер. Если транспортное средство предоставлено инвалидам через органы социального обеспечения, то им предоставляется компенсация в размере 50 % от уплаченной страховой премии.

21 При наступлении страхового случая: Страхователь-участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам указанного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства. Страхователь обязан также сообщить о наступлении страхового случая страховщику в установленные сроки. Размер и порядок страховой выплаты определяется после осмотра страховщиком и независимыми экспертами поврежденного имущества с целью его оценки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня обращения потерпевшего. Экспертиза может быть проведена по месту нахождения поврежденного имущества. Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра. Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования. В законе предусмотрено также проведение независимой экспертизы для установления обстоятельств наступления страхового случая, а также технологии, методов и стоимости ремонта транспортного средства.

22 Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших производятся в том случае, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена в следующих случаях: страховщик является банкротом; неизвестны лица, ответственные за причиненный ущерб; лицо, причинившее вред, не имеет договора обязательного страхования. Право на получение компенсационных выплат имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории РФ. Иск по требованиям потерпевших об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлен ими в течение 2 лет.

www.myshared.ru

Тема 7. Страхование ответственности

Цели раскрыть содержание, значение и необходимость страхования ответственности. Определить основные проблемы и перспективы развития страхования ответственности в нашей стране.

1. Рассмотреть основные виды страхования ответственности и общие условия.

2. Раскрыть содержание и значение страхования ответственности владельцев автотранспортных средств на добровольной основе.

3. Изучить и вскрыть основные проблемы обязательного страхования автогражданской ответственности в РФ (ОСАГО). Определить перспективы развития.

4. Рассмотреть зарубежные системы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Система «Зеленая карта».

5. Дать характеристику страхования гражданской ответственности перевозчика. Изучить перспективы развития.

6. Раскрыть содержание и значение различных видов страхования профессиональной ответственности.

Оглавление

1. Классификация видов и основные условия страхования ответственности

Страхование ответственности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в редакции от 7 марта 2005 г. № 12-ФЗ) относится к имущественному страхованию вместе со страхованием имущества и страхованием предпринимательских рисков.

Под ответственностью понимается обязательство возмещения ущерба, причиненного одним лицом другому лицу (третьему лицу), в том случае, если такой ущерб возник при наличии определенных действий или бездействия со стороны одного лица по отношению к другому.

При заключении договора страхования ответственности страховщик либо в силу закона (обязательное страхование или деликтное (внедоговрная ответственность, определяемая ст. 931 ГК РФ)), либо по договору (добровольное страхование ответственности — договорная ответственность, определяемая в соответствии со ст. 932 ГК РФ) берет на себя обязательство возместить ущерб, причиненный страхователем (застрахованным лицом) третьему лицу. При этом преследуется цель сохранения материального благосостояния и интересов как причинившего ущерб, так и потерпевшего (третьего лица).

Объектом страхования гражданской ответственности является предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего (третьих лиц), удовлетворения его за счет нарушителя.

Через страхование ответственности возмещается имущественный вред, причиненный третьим лицам, но при этом страхователь не освобождается от уголовной или административной ответственности за причиненный ущерб третьим лицам.

Отношения между страхователем и страховщиком можно обозначить как отношения покрытия. Покрытие не идентично ответственности, которая может быть возложена на страхователя, оно охватывает не все притязания ответственности. Страхователь отвечает в неограниченном размере, а покрытие предлагается лишь в пределах страховой суммы.

Страхование ответственности предназначено для компенсации любого ущерба, нанесенного застрахованным третьему лицу. В ст. 15 ГК РФ так раскрывается право на возмещение причиненного ущерба: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

Условия предъявления иска по гражданской ответственности. Для предъявления иска по гражданской ответственности необходимо наличие трех условий:

  • наличие ущерба;
  • наличие вины или противоправного действия (бездействия);
  • существование связи между ними.
  • Ущерб может быть физическим, моральным, финансовым, материальным и т. д.

    Физический ущерб: смерть, физическая и умственная инвалидность, временная нетрудоспособность, затраты по уходу, эмоциональный ущерб.

    Материальный ущерб: полное повреждение или частичное уничтожение, порча, незаконное расходование имущества или вещей.

    Финансовый ущерб — это лишение будущих доходов, возможной прибыли, права пользования чем-либо и т. д.

    Моральный вред заключается в нарушении деловой репутации, авторских прав, разглашении тайны частной жизни, врачебной тайны, временном ограничении каких-либо прав и т. д. Согласно ст. 151 ГК РФ: «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».

    При урегулировании страхового случая при страховании ответственности важной особенностью является отношение треугольника между страхователем, страховщиком и потерпевшим (рис. 1).

    Рис. 1. Механизм страхования ответственности 1

    Пострадавший заявляет о своих правах на возмещение ущерба, предъявляя иск к страхователю. Страхователь, в свою очередь, предъявляет иск к своей страховой компании, требуя выплаты страхового возмещения в соответствующей сумме. Непосредственно правового отношения между страховщиком и потерпевшим нет. Страховщик на основе договора страхования с лицом, причинившим ущерб, должен либо отклонить, либо удовлетворить претензию. Страховщик имеет полномочия вступать в переговоры с потерпевшим за своего клиента и давать от его имени все необходимые объяснения. Если, по мнению страхователя и его страховщика, претензия является необоснованной, то страховщик должен вести судебный процесс от имени страхователя и за свой счет. Но при этом в договоре страхования может быть предусмотрено собственное участие страхователя в покрытии судебных издержек.

    Страховая сумма, устанавливаемая в договоре при страховании ответственности, имеет определенный размер, который называется лимитом ответственности страховщика (может быть установлен по отдельному страховому риску, либо по страховому случаю). То есть определяется предельная сумма (в силу закона или по договору), в пределах которой страховщик выплачивает страховое возмещение третьему лицу, понесшему ущерб.

    Договором страхования ответственности может быть установлено несколько лимитов ответственности (за груз, багаж и т. п.), а также общий лимит ответственности на срок действия договора страхования. Могут быть установлены лимиты ответственности на определенные периоды срока действия договора, на один страховой случай и т. д.

    В случае, если застрахованное лицо заранее не известно, то договор оформляется в пользу третьего лица. Застрахованное лицо вправе предъявить требования о возмещении вреда в пределах страховой суммы непосредственно страховщику.

    Договор страхования ответственности за нарушение договорных обязательств считается заключенным в пользу «потерпевшей» стороны (выгодоприобретателя), т. е. лица, перед которым страхователь должен нести ответственность за нарушение договора, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица, либо в нем не указано, в чью пользу он заключен.

    Основными являются следующие виды страхования ответственности:

  • Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  • Страхование гражданской ответственности перевозчика.
  • Страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности.
  • Страхование профессиональной ответственности.
  • Страхование иных видов ответственности.
  • 2. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

    Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в двух формах:

  • добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании договора страхования и свободного волеизъявления сторон, когда порядок и условия страхования являются предметом соглашения страхователя и страховщика;
  • обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  • Как при добровольном, так и при обязательном страховании, страхованию подлежит гражданская ответственность, которую несет владелец транспортного средства перед третьими лицами (физическими и юридическими) за вред, причиненный им при эксплуатации транспортного средства.

    Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому его владелец обязан возместить нанесенные потерпевшему убытки, за исключением случаев, когда причинение вреда явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

    Цель данного вида страхования — предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу.

    Субъекты страхования: страховщик, страхователь и потерпевший. Договор страхования заключается в письменной форме и является двусторонним: его стороны — страхователь и страховщик.

    Страхователь — владелец транспортного средства или лицо, заинтересованное в компенсации убытков владельца транспортного средства (например, родственник).

    Страховщик должен обладать лицензией на осуществление данного вида страхования.

    Потерпевший не является стороной договора страхования, но признается субъектом страхового правоотношения, т. к. является лицом, в пользу которого заключается договор страхования — выгодоприобретателем.

    Объект страхования — имущественные интересы владельца транспортного средства, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации транспортного средства. Страховыми рисками являются следующие события, связанные с причинением ущерба:

    1. жизни и здоровью третьих лиц, достоинству личности;
    2. имуществу третьих лиц в результате его уничтожения или повреждения при использовании транспортного средства на территории РФ.

    Все вышеперечисленное относится как к обязательному, так и к добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

    Добровольное страхование

    Объекты страхования и объем обязательств уточняются при заключении договора, в том числе описывается предмет страхования, например автомобиль (марка и номер, технические характеристики и т. д.), а также перечень лиц, имеющих право на вождение автотранспортного средства. В договоре устанавливается срок действия договора и срок страховой выплаты по страховому случаю.

    Страховой случай — факт возникновения обязанности страхователя возместить вред потерпевшему, но только вред, который подлежит возмещению страховщиком по договору страхования.

    Страховая сумма — это максимальный размер выплаты страхового возмещения по договору в связи с наступлением ответственности в объеме договорных обязательств, но договором страхования понятие страховой суммы должно быть четко определено. Обычно это максимальный размер страховых выплат, оговоренный в договоре добровольного страхования или регламентированный законом в договоре обязательного страхования. В договоре добровольного страхования ответственности страховая сумма определяется соглашением сторон (ст. 947 ГК РФ) и зависит от финансовых возможностей страхователя уплатить страховую премию, а также финансовых возможностей страховщика принять риск на страхование. Ограничений размера подлежащего возмещению вреда в денежной оценке не существует.

    Страховая премия при добровольном страховании определяется на основе страховых тарифов со 100 руб. страховой суммы или применяется страховой тариф с объекта страхования.

    Страховой тариф определяется исходя из оценки страхового риска, принимаемого на страхование. Для его оценки используют следующие сведения:

    • водительский страж страхователя;
    • наличие обоснованных претензий третьих лиц о возмещении причиненного вреда при эксплуатации страхователем транспортного средства;
    • марка автотранспортного средства и его технические характеристики;
    • режим и территория использования автотранспортного средства (по возможности);
    • сведения о членах семьи, имеющих право на эксплуатацию данного транспортного средства;
    • данные о состоянии здоровья страхователя;
    • сведения о работниках предприятия, эксплуатирующих транспортные средства;
    • виды работ и обычные маршруты поездок.
    • Премия выплачивается единовременно или в рассрочку (сроки определяются договором). Неуплата премии страхователем является основанием для отказа страховщиком в исполнении обязательств и прекращения договора. Договор вступает в силу с момента уплаты страховой премии или ее первого взноса.

      Выплата по договору добровольного страхования осуществляется страховщиком потерпевшему лицу (п. 3 ст. 931 ГК РФ) или страхователю, если возмещаются произведенные расходы в связи с возмещением вреда потерпевшему в порядке досудебного решения вопроса об обязанности страхователя возместить вред.

      Если достигается досудебное соглашение о страховой выплате, при составлении страхового акта, целесообразно привлекать экспертов. Если согласия не достигнуто либо не представляется возможным определить факт страхового случая, то спор решается в суде, и основанием для осуществления страховой выплаты является решение суда.

      Система «Зеленая карта»

      При поездках за рубеж для страхования ответственности владельцев автотранспортных средств используется так называемая система «Зеленая карта» — как обязательное страхование гражданской ответственности. Международные договоры об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств заключаются на основе соглашения о «Зеленой карете», которая получила свое название по цвету и форме страхового полиса. Международный договор о «Зеленой карете» (МДЗК) был подписан между 13 странами-участницами в 1949 г. В настоящее время участницами договора является 31 страна, которые признают на своей территории страховые полисы системы «Зеленая карта», выписанные в других странах.

      В России оформление «Зеленой карты» необходимо при поездках по европейским странам. Национальные бюро стран-участниц МДЗК организуют контроль (на оборудованных пограничных переходах) за наличием страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в международном автомобильном сообщении. Национальные бюро совместно со страховыми компаниями внутри страны и за рубежом решают вопросы урегулирования заявленных претензий третьих лиц по фактам страховых случаев. Общее руководство осуществляет Международное бюро «Зеленой карты», расположенное в Лондоне. В РФ продажу «Зеленых карт» осуществляют многие страховые компании.

      Обязательное страхование

      При дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и в других областях деятельности человека может возникать ущерб в достаточно большом размере, возмещение которого одному лицу может быть не под силу. Поэтому возникает необходимость обязательного страхования.

      Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств распространено за рубежом. В России такое страхование вступило в силу с 1 июля 2003 г. в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этим законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

      Основными принципами Обязательного страхования (ОСАГО) являются следующие, установленные Федеральным законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

    • гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных федеральным законом;
    • всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
    • недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
    • экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения. 2

    В соответствии с законом:

    Владельцем транспортного средства считается:

  • собственник транспортного средства;
  • лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, на основании распоряжении соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.).
  • Лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, не является владельцем транспортного средства.

    Автогражданская ответственность страхуется владельцами транспортных средств до регистрации транспортного средства, но не позднее 5 дней после возникновения права владения транспортным средством.

    Автогражданская ответственность не страхуется владельцами следующих транспортных средств:

  • максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;
  • транспортные средства Вооруженных сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных сил РФ;
  • транспортные средства, застрахованные в иных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, в которых участвует Российская Федерация.
  • Основные страховые риски, страхуемые по обязательному страхованию, перечислены выше. Из страхового покрытия исключаются следующие риски:

  • причинение вреда при использовании транспортного средства, ответственность владения которым не застрахована;
  • причинение морального вреда или упущеная выгода;
  • использование автомобиля при проведении соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнение окружающей среды;
  • ущерб, причиненный перевозимым грузом;
  • ущерб, причиненный жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот ущерб возмещается в соответствии с другими законами;
  • возмещение работодателем убытков при причинении вреда работнику;
  • причинение водителем вреда управляемому им транспортному средству, прицепу, перевозимому грузу, установленному на них оборудованию;
  • ущерб при погрузке/разгрузке транспортного средства, а также при его движении по внутренней территории организации;
  • повреждение или уничтожение антикварных и других уникальных предметов, памятников архитектуры, изделий из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, рукописей, денежных знаков, ценных бумаг и т. д.;
  • возмещение ущерба в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами гл. 59 Гражданского кодекса РФ (если это установлено законом или договором).
  • Страховая сумма по обязательному страхованию установлена в законе и составляет на сегодняшний день 400 тыс. руб., которые распределяются следующим образом:

  • при причинении вреда жизни и здоровью нескольким потерпевшим выплачивается 240 тыс. руб., но не более 160 тыс. руб., если пострадал один человек;
  • при причинении имущественного ущерба нескольким потерпевшим выплачивается 160 тыс. руб., и не более 120 тыс.руб., если пострадало имущество одного человека.
  • Страховые тарифы по обязательному страхованию автогражданской ответственности устанавливаются Правительством РФ (Постановление от 7 мая 2003 г. № 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» см. Приложение 1, Практикум № 5). Страховые тарифы, согласно Постановлению № 264 состоят из базовых ставок и коэффициентов.

    Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.

    Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от территории использования транспортного средства, наличия или отсутствия страховых выплат за предыдущие годы, иных обязательств. Также коэффициенты учитывают число лиц, допущенных к управлению транспортным средством, водительский стаж, возраст и иные персональные характеристики водителя, период сезонного использования транспортного средства. Они могут быть как повышающими, так и понижающими (см. Приложение 1, Практикум № 5).

    Величина страховой премии с учетом коэффициентов не может превышать трехкратный размер базовой ставки, а при использовании повышающих коэффициентов — пятикратный размер.

    Если транспортное средство предоставлено инвалидам через органы социального обеспечения, то им предоставляется компенсация в размере 50 % от уплаченной страховой премии.

    При наступлении страхового случая страхователь-участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам указанного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства. Страхователь обязан также сообщить о наступлении страхового случая страховщику в установленные сроки. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

    Размер и порядок страховой выплаты определяется после осмотра страховщиком и независимыми экспертами поврежденного имущества с целью его оценки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня обращения потерпевшего. Экспертиза может быть проведена по месту нахождения поврежденного имущества.

    Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра. Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования. В законе предусмотрено также проведение независимой экспертизы для установления обстоятельств наступления страхового случая, а также технологии, методов и стоимости ремонта транспортного средства. Правила проведения независимой автотехнической экспертизы утверждаются Правительством РФ или в установленном им порядке.

    Страховщик должен рассмотреть заявление в течение 15 дней со дня получения, произвести страховую выплату или дать мотивированный отказ. Страховщик может также по согласованию с потерпевшим организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества.

    Если при наступлении страхового случая страховые выплаты должны быть произведены нескольким потерпевшим и сумма их требований к страховщику на день первой страховой выплаты по этому страховому случаю превышает страховую сумму по обязательному страхованию, то страховые выплаты производятся пропорционально отношению страховой суммы к сумме требований потерпевших.

    Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к страхователю, иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования, в размере страховой выплаты, если:

  • вред жизни или здоровью потерпевшего был причинен вследствие умысла указанного лица;
  • вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
  • указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
  • указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
  • указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством;
  • страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования.
  • При этом страховщик также вправе требовать от указанного лица возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

    Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших производятся в том случае, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена в следующих случаях:

  • страховщик является банкротом;
  • неизвестны лица, ответственные за причиненный ущерб;
  • лицо, причинившее вред, не имеет договора обязательного страхования.
  • Право на получение компенсационных выплат имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории РФ. Иск по требованиям потерпевших об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлен ими в течение 2 лет.

    3. Страхование гражданской ответственности перевозчика

    Перевозчик – это транспортное предприятие, которое выдает перевозочный документ (например, коносамент, билет и др.) и осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров.

    Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспорта.

    Этот вид страхования основывается на единых международных принципах, определяющих границы ответственности перевозчиков:

  • перевозчик несет ответственность за доверенный груз в «разумных пределах»;
  • перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);
  • нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.
  • Основными международными соглашениями, определяющими основные понятия и условия международных перевозок грузов, являются:

  • Гаагские правила, принятые в 1924 г. в Брюсселе (регламентируют ответственность за ущерб, нанесенный грузам, перевозимым по морю, в соответствии с коносаментом);
  • Гаагские правила Висби, подписанные в 1966 г. (являются дополнением к предыдущим правилам, известны как «Брюссельский протокол». Предусматривают установление лимитов ответственности в денежном выражении за вес и количество мест.);
  • Гамбургские правила, принятые в 1978 г. в Гамбурге.
  • Ответственность перевозчика за причинение физического ущерба (телесные повреждения и смерть пассажиров) регулируется Афинской конвенцией (1929 г.) регулирующей ответственность перевозчика на всех видах транспорта и Лондонской конвенцией (1974 г.), которая устанавливает финансовые ограничения ответственности перевозчика: перед пассажирами (другого судна) и в отношении груза (имущества). В отношении пассажиров данного судна действуют условия покрытия по афинской конвенции.

    При страховании ответственности перевозчиков в гражданской авиации:

  • субъектом гражданской ответственности перед третьими лицами является владелец воздушного судна, использующий его в момент причинения вреда;
  • страхователями при страховании гражданской ответственности авиаперевозчика являются лица, эксплуатирующие воздушные суда в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного владения либо эксплуатирующие воздушные суда на других законных основаниях.
  • Под вредом понимают смерть, телесное повреждение или ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета.

    По договору страхования ответственности перевозчика страховщик оплачивает суммы, которые страхователь (т. е. авиаперевозчик) обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесение телесных повреждений или причинение ущерба имуществу третьих лиц в результате страхового события, связанного с действием воздушного судна или выпадением из него какого-либо лица или предмета. Аналогично проводится страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, а также за сохранность груза.

    На морском транспорте проводится страхование ответственности судовладельцев, которое рассматривается в качестве самостоятельной отрасли страхования.

    На страхование принимаются: обязательства судовладельца, связанные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцманов, грузчиков в порту и т. п.

    Объектом страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства навигационной безопасности в акватории порта и др.).

    К числу рисков, принимаемых на страхование ответственности перевозчиков, также относятся обязательства:

  • связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разлива нефти в результате кораблекрушения);
  • возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;
  • по особым видам морских договоров (например, договор спасения судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель, и др.);
  • расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или определению размера убытка.
  • Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии в XVIII в. с целью покрытия рисков на бесприбыльной основе. С середины XIX в. в связи с тем, что 25 % возможного убытка, причиненного столкновением судов, подлежало возмещению самим судовладельцем, этот вид страхования получает широкое распространение.

    В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Ведущие клубы защиты и возмещения являются членами международной группы клубов P&I (Protecting and Indemnity club – защита и возмещение). Их насчитывается всего 16, но на их долю приходится 90 % рынка.

    На автомобильном транспорте проводится страхование ответственности автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права.

    Страхование ответственности автоперевозчика относится к добровольным видам страхования. В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие основные риски:

  • ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение и/или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств;
  • ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);
  • ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за нарушение таможенного законодательства);
  • ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда.
  • 4. Страхование профессиональной ответственности

    Страхование профессиональной ответственности предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования — имущественным интересам застрахованного физического лица, которые связаны с обязанностью последнего в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам, в связи с осуществлением застрахованным лицом профессиональной деятельности:

  • нотариальной деятельности;
  • врачебной деятельности;
  • иных видов профессиональной деятельности, являющихся источниками повышенного риска для третьих лиц.
  • В России практикуется как добровольное, так и обязательное страхование профессиональной ответственности для некоторых категорий специалистов. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

    Страхование профессиональной ответственности нотариусов

    В соответствии со ст. 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате осуществляется обязательное страхование профессиональной ответственности нотариусов. Договоры страхования профессиональной ответственности нотариусов заключаются на основании письменного заявления нотариуса и при наличии лицензии на право заниматься нотариальной деятельностью. В заявлении на страхование должны быть указаны следующие данные: фамилия, имя, отчество заявителя; домашний адрес; дата начала и окончания страхования; страховая сумма; номер лицензии и организация, ее выдавшая.

    Объектом страхования являются имущественные интересы нотариуса в связи с обязанностью возместить ущерб, нанесенный третьим лицам при осуществлении профессиональной деятельности.

    Не подлежит страхованию ущерб, причиненный нотариусом вследствие:

  • разглашения сведений о совершенном нотариальном действии;
  • неквалифицированных, ложных действий при составлении сделки;
  • умышленных действий нотариуса, направленных и повлекших за собой ущерб третьим лицам.
  • Страховая сумма по договору должна составлять не менее 100 МРОТ.

    На размер страхового взноса влияет величина страховой суммы, стаж работы в должности нотариуса, вид совершаемых нотариальных действий, информация о предыдущих страховых случаях.

    Договоры страхования ответственности нотариусов заключаются как по месту основной деятельности застрахованного, так и по месту жительства. Срок действия договора определяется в каждом конкретном случае, но обычно он составляет 1 год. Договор страхования вступает в силу с момента поступления страховых взносов на расчетный счет страховщика и заканчивается в установленный в договоре срок. Если по договору было выплачено страховое возмещение, то, как правило, договор сохраняет свою силу до конца срока, но в размере разницы между страховой суммой и произведенными выплатами.

    Условия прекращения договора страхования профессиональной ответственности нотариусов следующие:

  • истечение срока действия договора;
  • исполнение страховщиком обязательств в полном объеме
  • решение суда о признании договора недействительным;
  • лишение застрахованного права заниматься нотариальной деятельностью.
  • В выплате страхового возмещения может быть отказано в случаях, если:

  • факт наступления страхового случая не получил подтверждения;
  • потерпевший уже получил возмещение от виновника ущерба;
  • ущерб причинен действиями нотариуса, замещающего временно отсутствующего застрахованного;
  • сообщены ложные сведения о страховом случае.
  • Страхование ответственности риэлтеров

    Страхование ответственности специалистов по сделкам с недвижимым имуществом является добровольным видом страхования.

    Страхователи по этому виду страхования — лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

    Объект страхования — имущественные интересы, лиц, занимающихся риэлтерской деятельностью, в случае причинения ущерба третьим лицам при осуществлении их профессиональной деятельности.

    Услуги, предоставляемые риэлтерами:

  • совершение сделок купли-продажи, дарения, обмена; расселение коммунальных квартир;
  • отселение жителей из домов, подлежащих реконструкции;
  • заключение договоров купли-продажи жилых помещений с пожизненным содержанием;
  • деятельность по сдаче в аренду объектов недвижимости;
  • купля-продажа или сдача в аренду нежилых помещений;
  • сдача в аренду земельных участков и т. д.
  • Страховыми случаями по данному виду страхования считаются следующие события:

  • непреднамеренная ошибка при проведении сделки;
  • неумышленное разглашение конфиденциальных сведений, кроме случаев предоставления информации суду, налоговой инспекции и другим компетентным органам по их запросу;
  • неумышленное предоставление недостоверной информации о сделках с недвижимостью и т. д.
  • Страховыми случаями не считаются:

  • умышленные действия страхователя, повлекшие за собой причинение ущерба;
  • действия страхователя, связанные с умышленным нарушением профессиональной тайны;
  • действия, не связанные с осуществлением деятельности в сфере недвижимости;
  • действия страхователя в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • действие обстоятельств непреодолимой силы (война или военные действия, волнения, действие излучения и т. д.).
  • Страховая сумма определяется в договоре страхования по согласованию между страхователем и страховщиком; могут быть определены также и страховые суммы по видам ущерба.

    Страховщики вправе потребовать от страхователя дополнительно любые сведения, которые имеют значение для оценки страхового риска, но он обязан соблюдать конфиденциальность в отношении представленных сведений.

    Страхование профессиональной ответственности врачей

    Договоры страхования могут быть заключены с врачами и другими медицинскими работниками, осуществляющими деятельность на основе дипломов и других необходимых документов, дающих право ею заниматься.

    Объект страхования — имущественные интересы страхователя на случай причинения вреда третьим лицам в результате небрежности или неумышленной ошибки, допущенной врачами, медицинскими работниками в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

    Страховым случаем является событие, повлекшее за собой причинение вреда третьим лицам в процессе медицинской деятельности.

    Страховыми случаями могут быть:

  • ошибки при определении диагноза заболевания;
  • неверно проведенный курс лечения;
  • ошибки при выписке рецептов на применение лекарственных веществ;
  • преждевременная выписка из стационара и т. д.
  • В договоре страхования, как правило, устанавливается лимит выплат на один страховой случай и на весь срок действия договора.

    Сумма страхового возмещения определяется по согласованию с потерпевшими лицами на основании документов компетентных органов (врачебно-трудовых экспертных комиссий, органов социального обеспечения, суда и т. д.), а также с учетом справок, счетов и иных документов, подтверждающих произведенные расходы. При наличии разногласий размер страхового возмещения определяется судом. В него включаются:

  • заработок, которого потерпевший лишился вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее в результате повреждения здоровья;
  • дополнительные расходы, необходимые для восстановления здоровья (санитарно-курортное лечение, транспортные расходы и т. д.);
  • часть дохода, которого в случае смерти потерпевшего лишились нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении;
  • расходы на погребение в случае смерти потерпевшего и т. д.
  • Страховыми случаями не являются такие действия, как разглашение страхователем медицинских сведений, умышленные действия врача и т. д.

    Договор заключается на основании письменного заявления, где должны быть указаны сведения, позволяющие страховщику оценить возможный риск и определить размер тарифной ставки: данные об образовании, прохождении курсов повышения квалификации, участие в научных семинарах и конференциях, стаж работы по специальности, предыдущие претензии и т. д.

    Таким образом, в теме была рассмотрена основная специфика проведения страхования ответственности, заключающаяся в отношениях «треугольника», которые заключаются в том, что в договоре страхования присутствует, так называемое «третье лицо» в пользу которого заключается договор страхования ответственности и, которое неизвестно до наступления страхового случая. Также в теме рассмотрены особенности организации и проведения страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств как на примере нашей страны, так и основываясь на зарубежном опыте проведения такого вида страхования. Рассмотрены основные моменты организации страхования ответственности перевозчиков и страхования профессиональной ответственности как в обязательной, так и добровольной формах.

    eos.ibi.spb.ru

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]