Вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе в течение

Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом определен в ст. 140 НК РФ.

Приняв поступившую от налогоплательщика жалобу (апелляционную жалобу), налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение 3 рабочих дней направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 и п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Кроме того, при получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения такого нарушения, — сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 1.1. ст. 139 НК РФ).

Перед началом рассмотрения поступившей жалобы

Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), устанавливает, имеются ли обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 139.3 НК РФ для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.

При наличии таких обстоятельств вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об ее отзыве, принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части.

В случае, если до принятия решения по жалобе нижестоящий налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п. 1.1 ст. 139 НК РФ, решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части принимается в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении таких нарушений.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

При отсутствии оснований для оставления жалобы без рассмотрения жалоба рассматривается по существу.

В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы (п. 1 ст. 140 НК РФ).

Вместе с жалобой (апелляционной жалобой) вышестоящий налоговый орган рассматривает все полученные документы:

— документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу);

— дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы);

— материалы, представленные нижестоящим налоговым органом.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что все документы, представленные вместе с жалобой (апелляционной жалобой) на решения, вынесенные в порядке, предусмотренном ст.ст. 101 или 101.4 НК РФ, а также дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом только при условии, если податель соответствующей жалобы представил пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ).

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы), всех указанных документов и материалов проводится без участия ее подателя (п. 2 ст. 140 НК РФ).

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) с участием лица, ее подавшего. Такими случаями в силу п. 2 ст. 140 НК РФ*(1) являются выявление вышестоящим налоговым органом в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения:

противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо

несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.

В установленные п. 6 ст. 140 НК РФ сроки вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе (апелляционной жалобе), исчерпывающий перечень которых приведен в п. 3 ст. 140 НК РФ, а именно:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия (ч. 4 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 или ст. 101.4 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. 101 или ст. 101.4 НК РФ.

При этом рассмотрение вышестоящим налоговым органом всех материалов в этом случае проводится в присутствии налогоплательщика, подавшего жалобу (п. 2 ст. 101 и п. 7 ст. 101.4 НК РФ). По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган вправе вынести одно из вышеперечисленных решений.

При этом срок на принятие решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) не должен превышать сроки, установленные ст. 140 НК РФ (п. 11 письма ФНС России от 04.07.2013 N СА-4-9/12019@).

Указанный специальный порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) предоставляет вышестоящим налоговым органам возможность устранить допущенные нижестоящими налоговыми органами нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля.

Не стоит также забывать, что в силу п. 2 ст. 101 НК РФ вышестоящий налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка, с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако такая обязанность возникает у налогового органа при наличии соответствующего заявления налогоплательщика об ознакомлении с материалами дела.

При рассмотрении жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением. На это указал Пленум ВАС РФ в п. 81 постановления от 30.07.2013 N 57, разъяснив, что иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения. Кроме того, принятие вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика решения о дополнительном взыскании с него указанных сумм фактически означало бы осуществление контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной п. 10 ст. 89 НК РФ.

В то же время вышестоящий налоговый орган вправе дополнить и (или) изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки.

*(1) В редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

base.garant.ru

Комментарии к СТ 140 НК РФ

Статья 140 НК РФ. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом

Комментируемая статья регламентирует сроки рассмотрения жалобы налогоплательщика и последствия их нарушения, а также виды решений, которые могут быть приняты по итогам рассмотрения жалобы.

НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, при этом сроки принятия решения вышестоящим налоговым органом по жалобе налогоплательщика НК РФ строго регламентированы.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке, если оно в установленном порядке обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Если вышестоящий налоговый орган в установленный срок не принял решение по жалобе налогоплательщика, налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд, не дожидаясь фактического принятия решения вышестоящим налоговым органом.

На это указал ФАС Московского округа в Постановлении от 25.04.2011 N КА-А40/3512-11.

Как разъяснил Минфин России в письме от 07.07.2011 N 03-02-08/72, течение месячного срока начинается со дня получения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом, который должен принять по ней решение.

Пунктом 2 статьи 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб, который не предоставляет ему право прекращать или возвращать жалобы, в том числе в связи с нарушением порядка и формы, предъявляемых к их содержанию.

Кроме того, законодательство не предъявляет никаких специальных требований к форме и содержанию жалобы, требуя лишь, чтобы она подавалась соответствующему налоговому органу или должностному лицу в письменной форме (пункт 3 статьи 139 НК РФ).

Следовательно, вышестоящий налоговый орган не вправе возвращать жалобы.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Московского округа от 05.08.2009 N КА-А40/7264-09.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 25.12.2012 N Ф09-12210/12 указано, что применительно к положениям подпункта 1 пункта 2 статьи 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган, принимая решение, которым жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, не изменяет правового статуса решения нижестоящего налогового органа, не затрагивает права налогоплательщика, не возлагает на него дополнительные обязанности, не нарушает права налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку решение управления, которым жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, не изменяет правового статуса решений нижестоящего налогового органа, самостоятельно не нарушает прав налогоплательщика, не возлагает на него дополнительных обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, выводы судов об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения управления являются правильными.

НК РФ не содержит положений, позволяющих вышестоящему налоговому органу оставлять жалобу без рассмотрения.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 24.06.2011 N КА-А40/6183-11 суд указал, что вышестоящий налоговый орган, оставляя апелляционную жалобу без рассмотрения, вышел за пределы полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 140 НК РФ.

В Постановлениях ФАС Московского округа от 06.08.2009 N КА-А40/7303-09 и от 11.04.2011 N КА-А40/2304-11-2 по делу N А40-90939/10-114-400 суд отметил, что пунктом 2 статьи 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб. Налоговый орган не имеет права оставлять жалобы без рассмотрения.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2010 по делу N А65-29253/2009.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2010 по делу N А82-14570/2009 суд указал, что вышестоящий налоговый орган не вправе отказать в рассмотрении жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности в той части, в которой это решение не обжаловалось в апелляционном порядке.

Статья 140 НК РФ не содержит ограничений по пересмотру обжалуемого решения вышестоящим налоговым органом в полном объеме.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2012 N А27-10519/2011.

В Постановлении от 17.08.2012 N А81-4307/2011 ФАС Западно-Сибирского округа отметил, что под изменением решения инспекции следует понимать уменьшение сумм доначисленных налогов, пени, штрафов или исключение отдельных выводов налогового органа.

Например, если вышестоящий орган, рассматривая жалобу налогоплательщика, делает вывод о несоответствии представленных первичных документов законодательству о бухгалтерском учете, такой налоговый орган выходит за пределы предмета и основания жалобы и создает налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении его решения, чем нарушает права налогоплательщика.

В статье 140 НК РФ отсутствует полномочие вышестоящего налогового органа на исправление ошибки письмом.

При этом утверждение налогового органа о том, что отмена решением взысканных по решению нижестоящего налогового органа сумм налогов и пени является технической ошибкой, не будет принято судом.

К аналогичным выводам пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 15.08.2012 N А40-58045/11-91-248.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.12.2012 N А57-9954/2012 нижестоящие суды исходили из того, что статья 140 НК РФ не содержит запрета на внесение вышестоящим налоговым органом изменений в ранее принятое им решение с целью исправления допущенных технических ошибок. Кроме того, суды пришли к выводу, что оспариваемое решение УФНС по субъекту РФ в части пени по налогу на доходы с физических лиц не нарушает права организации.

Однако ФАС Поволжского округа отметил, что при вынесении обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций не учтено следующее.

Возможности внесения изменений и дополнений в ранее принятое вышестоящим налоговым органом решение об отмене решения налогового органа и прекращении производства по делу главой 20 НК РФ не предусмотрено, в то же время нормы налогового законодательства не содержат такого запрета.

Следовательно, вывод судов предыдущих инстанций о возможности внесения вышестоящим налоговым органом изменений в ранее принятые им решения с целью исправления ошибок, если такие изменения не ухудшают положение налогоплательщика, следует признать правомерным.

В данном случае само по себе вынесение УФНС по субъекту РФ решения о внесении изменений в ранее принятое им решение с целью исправления допущенных технических ошибок не нарушает прав организации.

Осуществление вышестоящим налоговым органом проверки с целью доначисления налогов по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате первоначальной налоговой проверки, не является повторной выездной проверкой.

Например, согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе, отменив решение налогового органа, не только прекратить производство по делу, но и принять новое решение. Следовательно, управление, отменив решение инспекции в порядке административного контроля, имело возможность известить предпринимателя о дате и месте рассмотрения материалов проверки, с участием предпринимателя рассмотреть эти материалы и по результатам принять новое решение. Подобные действия управления позволили бы защитить права предпринимателя, исключив возможность его повторной проверки за тот же период и по тем же налогам.

Данная позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15129/11.

В случае если по итогам рассмотрения апелляционной жалобы подлежит отмене только часть обжалуемого решения нижестоящего налогового органа, в решении вышестоящего налогового органа, принятом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, указываются положения решения нижестоящего налогового органа, признанные необоснованными. Одновременно решение нижестоящего налогового органа утверждается в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 101.2 НК РФ с учетом указанных изменений.

НК РФ не предусмотрено утверждение формы решения вышестоящего налогового органа, принимаемого по итогам рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное решение оформляется на официальном бланке соответствующего вышестоящего налогового органа и подписывается уполномоченным должностным лицом этого вышестоящего налогового органа.

Данный вывод отражен в письме Минфина России от 12.10.2012 N 03-02-08/90.

ФНС России на официальном сайте http://www.nalog.ru 11.12.2012 разъяснила, что в случае, если при рассмотрении апелляционной жалобы проверенного лица вышестоящим налоговым органом будут установлены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющиеся в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ основанием для отмены решения, вышестоящий налоговый орган вправе в рамках положений статьи 140 НК РФ рассмотреть материалы проверки с соблюдением прав лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, устранить выявленные нарушения и по результатам рассмотрения отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое решение.

Согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

— оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

— отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

— отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, предусмотренной в Определении от 20.01.2011 N ВАС-11805/10, апелляционный порядок обжалования предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрения материалов проверки по существу.

КС РФ в Определении от 24.02.2011 N 194-О-О подтвердил законность и право вышестоящего налогового органа на вынесение по итогам рассмотрения апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 140 НК РФ, решения, которым отменяется решение нижестоящего налогового органа и принимается по делу новое решение.

В связи с изложенным, в случае если при рассмотрении апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом будут установлены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющиеся в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ основанием для отмены решения, вышестоящий налоговый орган вправе рассмотреть материалы проверки с соблюдением прав лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, устранить выявленные нарушения и по результатам рассмотрения отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое решение.

Пунктом 3 статьи 140 НК РФ предусмотрен срок, в течение которого вышестоящий налоговый орган принимает решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, — один месяц со дня получения такой жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, но не более чем на 15 дней.

Законодательство о налогах и сборах не устанавливает последствий несоблюдения налоговым органом срока принятия решения по жалобе.

Апелляционный порядок обжалования решения налогового органа по общему правилу предполагает пересмотр не вступившего в законную силу решения и рассмотрение материалов налоговой проверки по существу.

Нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не препятствует налоговому органу ее рассмотреть и не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения, поскольку указанное решение не возлагает на лицо, подавшее жалобу, дополнительных обязанностей, не влечет ущемления его прав и законных интересов, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает его имущественных прав.

Данная позиция поддерживается как судебной практикой (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 13065/10), так и позицией официальных органов (см. письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-07/1-180).

Из содержания положений статей 139, 140 НК РФ, устанавливающих порядок обжалования решения нижестоящего налогового органа и процедуру рассмотрения апелляционной жалобы, следует, что вышестоящий налоговый орган не связан доводами заявителя жалобы и проверяет законность принятого решения в полном объеме.

Такие выводы изложены в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 N 16240/10, ФАС Уральского округа от 13.02.2012 N Ф09-9882/11.

В статье 140 НК РФ отсутствует требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы.

Порядок рассмотрения жалобы на акты налогового органа, действия или бездействие его должностного лица предусмотрен главой 20 НК РФ, однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы в данной главе также не предусмотрена.

Положения статьи 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 НК РФ возможность подобного применения не следует.

Изложенное подтверждается в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2012 N А46-15254/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2012 N А38-991/2011 и ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5057/2012.

Следует учитывать, что решение вышестоящего налогового органа подпадает под понятие ненормативного правового акта, право на обжалование которого не ограничено ни налоговым, ни арбитражным процессуальным законодательством.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 12.07.2012 N А45-15055/2011 пришел к аналогичным выводам.

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 N 18АП-11822/2012 отмечено, что признание судом недействительным второго оспариваемого решения, вынесенного управлением по результатам проверки законности решения налогового органа, также правомерно.

Решение управления, принятое в порядке статьи 140 НК РФ, утвердившее решение инспекции и не устранившее нарушение закона и прав налогоплательщика, напрямую касается и нарушает права заявителя. Статья 138 НК РФ не исключает решения вышестоящих налоговых органов из права оспаривания в суде. Невозможность оспаривания такого решения в одном деле с решением инспекции ограничивает право на судебную защиту и создает ситуацию правовой неопределенности.

Вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе в течение

Уважаемые крупнейшие налогоплательщики!

Обращаем Ваше внимание на порядок обжалования

актов налогового органа ненормативного характера, а также действий или бездействий их должностных лиц.

обжалования материалов налоговых проверок,
действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации(далее — Налоговый кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие, нарушают его
права.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Порядок обжалования предусмотрен статьей 138 Налогового кодекса. Согласно данной статье, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых
действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу предусмотрен статьей 139 Налогового кодекса.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Налоговым кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по
заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим
налоговым органом.

Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган предусмотрен статьей 139.1 Налогового кодекса.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает подавшее ее лицо, права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса.

РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ

Согласно статье 140 Налогового кодекса

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

Вышестоящий налоговый орган, принимает решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) и документы в обосновании требований лица подавшего жалобу (апелляционную жалобу) в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Жалоба остается без рассмотрения (статья 139.3 Налогового кодекса) в следующих случаях:

1) жалоба не содержит подписи лица или уполномоченного представителя либо представителем не подтверждены надлежащим образом его полномочия;

2) жалоба подана после истечения срока ее подачи (срок — один год со дня вынесения обжалуемого решения или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Для подачи жалобы в ФНС — три месяца), при этом, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не подавалось или в таком ходатайстве было отказано;

3) жалоба еще не рассмотрена (не принято решение), а налогоплательщик подал заявление об ее отзыве полностью или в части;

4) жалоба уже подавалась ранее по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба остается без рассмотрения в следующих случаях.

1) Апелляционная жалоба не подписана лицом, ее подавшим. Уполномоченным лицом (в случае подачи апелляционной жалобы представителем) не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие его полномочия;

2) Апелляционная жалоба отозвана налогоплательщиком (полностью или в части) до момента принятия по ней решения вышестоящим налоговым органом;

3) Апелляционная жалоба уже подавалась ранее по тем же основаниям.

О принятом решении, об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, налогоплательщик должен быть извещен в письменном виде в течение трех дней со дня, принятия соответствующего решения, а сам срок принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения — в течение пяти дней. Срок отсчитывается со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы.

Жалобу, оставленную без рассмотрения, можно подать повторно, но данное правило не распространяется на жалобы, отозванные налогоплательщиком самостоятельно, а также на жалобы, ранее направляемые по тем же основаниям.

Рассмотрение жалоб, поданных в суд (статья 142 Налогового кодекса)

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

По вопросам досудебного урегулирования налоговых споров обращаться

admmegion.ru

Статья 140 НК РФ. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)

СТ 140 НК РФ.

1. В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

2. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

3. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

4. Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

5. Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

6. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Комментарий к Ст. 140 Налогового кодекса

Установленный в комментируемой статье порядок распространяется как на рассмотрение жалоб, предметом которых являются вступившие в силу ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, так и на рассмотрение апелляционных жалоб, посредством которых обжалуются не вступившие в силу решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок.

В пункте 1 комментируемой статьи закрепляется право лица, подавшего жалобу в вышестоящий налоговый орган, представлять документы в подтверждение своих доводов вплоть до вынесения решения по жалобе (апелляционной жалобе). Такой подход был поддержан Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что «сбор и раскрытие доказательств осуществляется как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора» (п. 74 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Пункт 4 комментируемой статьи содержит специальное условие применительно к представлению дополнительных документов при подаче и рассмотрении жалобы на решения, вынесенные в порядке ст. 101 и 101.4 Налогового кодекса РФ (решения, принимаемые по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, и решения, принимаемые в ходе производства по делу о налоговых правонарушениях). Представление дополнительных документов в этих случаях должно сопровождаться письменными пояснениями причин, препятствовавших заявителю жалобы представить такие документы при рассмотрении соответственно материалов налоговой проверки или акта, которым зафиксированы факты, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения.

При рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган рассматривает также:

— документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), представленные вместе с жалобой;

— дополнительные документы, представленные в вышестоящий налоговый орган в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы);

— материалы, переданные нижестоящим налоговым органом.

Кроме того, в соответствии с Рекомендациями о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений, направленными письмом ФНС России от 26.12.2013 N СА-4-9/23437@ , нижестоящий налоговый орган готовит и представляет вышестоящему налоговому органу заключение по жалобе. В заключении должна быть обоснована позиция налогового органа по каждому доводу жалобы со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, со ссылками на письма ФНС России, письменные разъяснения Минфина России и судебную практику. При необходимости подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа запрашивает заключение по жалобе у иных структурных подразделений налогового органа. Рекомендациями предусмотрено также получение в необходимых случаях подразделением досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа заключения по жалобе у иных структурных подразделений налогового органа. Очевидно, что заключения, подготавливаемые структурными подразделениями налоговых органов, также рассматриваются вместе с жалобой и документами, представленными заявителем.
———————————
Документ опубликован не был.

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ без участия подателя жалобы или его представителя. Вопрос о праве присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы является одним из ключевых спорных моментов в процедуре досудебного рассмотрения налоговых споров.

С одной стороны, значительная часть жалоб основывается на аргументах и доказательствах, которые уже излагались в возражениях по актам налоговых проверок и исследовались при рассмотрении материалов налоговых проверок . Целесообразность повторного исследования доказательств в присутствии налогоплательщика, не заявившего новых доводов и не представившего при подаче жалобы дополнительных документов, сомнительна. Кроме того, участие заинтересованного лица в рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) приведет к увеличению сроков досудебного урегулирования налогового спора.
———————————
См. подробнее: Хаванова И.А. Налоговая жалоба: сравнительно-правовое исследование / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2013. 184 с..

С другой стороны, как справедливо отмечает И.А. Хаванова, эффективным может быть участие заявителя в рассмотрении жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также если при проверке жалобы установлены иные обстоятельства налогового спора на основании дополнительных документов, представленных лицом, подавшим жалобу . А.В. Демин указывает, что «у налогоплательщика может присутствовать законный интерес участвовать в рассмотрении его апелляционной жалобы и поэтому он вправе ходатайствовать о предоставлении ему такой возможности» .
———————————
Там же.

Демин А.В. Апелляционная жалоба в налоговом процессе.

В поддержку своей позиции автор приводит состоявшееся судебное решение, в котором рассмотрение апелляционной жалобы без участия налогоплательщика, заявившего надлежащее ходатайство, признается нарушением процедуры принятия решения, затрагивающим право налогоплательщика на свою защиту (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2009 по делу N А12-10757/2008 ).
———————————
Документ опубликован не был.

В соответствии с Концепцией развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов России на 2013 — 2018 годы, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@ , предполагается разработка дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.). Возможно, при дальнейшей детализации порядка досудебного разрешения налоговых споров будут установлены отдельные процедуры, допускающие участие заявителя в рассмотрении его жалобы. Также Концепция предусматривает развитие интернет-сервисов, которые позволят налогоплательщику участвовать в рассмотрении жалоб с использованием конференцсвязи.
———————————

При принятии решения по жалобе (апелляционной жалобе) вышестоящий налоговый орган действует в пределах полномочий, указанных в комментируемой статье. В пункте 3 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень решений по жалобе (апелляционной жалобе), которые может принять вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена без удовлетворения.

Акт налогового органа ненормативного характера по итогам рассмотрения жалобы может быть отменен. Полностью или в части может быть отменено обжалованное заявителем решение налогового органа. В названных случаях новое решение вышестоящий налоговый орган не принимает. Однако в решении, предусматривающем отмену акта налогового органа ненормативного характера или отмену полностью или в части решения налогового органа, вышестоящий налоговый орган указывает обстоятельства, послужившие основаниями для отмены ненормативного акта или решения налогового органа, а также указывает, в какой части решение налогового органа отменено.

Вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение. Принимая новое решение, вышестоящий налоговый орган не вправе принимать решение о взыскании дополнительных налоговых платежей. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации права на обжалование .
———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 N 5172/09 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

Аналогичная позиция была высказана в Постановлении от 30.07.2013 N 57 Пленумом ВАС РФ, который указал, что принятие по итогам рассмотрения жалобы решения о дополнительном взыскании с заявителя сумм налога, пени, штрафа фактически означало бы осуществление контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ. В то же время вышестоящий налоговый орган вправе дополнить и (или) изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81).
———————————

В случае отмены вышестоящим налоговым органом решения налогового органа полностью или в части структурное подразделение налогового органа, составившее отмененный ненормативный акт, уведомляет подразделения досудебного урегулирования налоговых споров и урегулирования задолженности об уточненных налоговых обязательствах лица с учетом решения вышестоящего налогового органа .
———————————
См.: письмо ФНС России от 26.12.2013 N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений» // Документ опубликован не был.

При признании действия или бездействия должностных лиц налоговых органов незаконным вышестоящий налоговый орган выносит решение по существу, которым он вправе обязать соответствующих должностных лиц отказаться от совершения незаконных действий либо совершить необходимые действия.

Пункт 5 комментируемой статьи регламентирует полномочия вышестоящего налогового органа, если в результате рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) будет установлено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, установленных ст. 101 Налогового кодекса РФ, или процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, установленных ст. 101.4 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях решения налогового органа подлежат отмене. Вышестоящий налоговый орган обязан заново рассмотреть материалы налоговой проверки или материалы иных мероприятий налогового контроля, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, установленном соответственно ст. 101 или ст. 101.4 Налогового кодекса РФ. При рассмотрении жалобы подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа обеспечивает уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки и устраняет иные нарушения, допущенные налоговым органом .
———————————
См.: письмо ФНС России от 26.12.2013 N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений» // Документ опубликован не был.

По итогам такого рассмотрения вышестоящий налоговый орган должен вынести новое решение. Основания для отмены решения нижестоящего налогового органа могут быть изложены непосредственно в новом решении вышестоящего налогового органа.

Перечень полномочий вышестоящего налогового органа по принятию решений по жалобам (апелляционным жалобам) является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает права вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика, после отмены оспариваемого акта направить его на новое рассмотрение в нижестоящий налоговый орган (п. 69 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Содержание решения вышестоящего налогового органа Налоговым кодексом РФ не установлено. Такое решение является ненормативным актом налогового органа и может быть обжаловано по выбору заинтересованного лица в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Срок принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе) дифференцирован в зависимости от объекта обжалования.

Если объектом обжалования является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности), вынесенное по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, решение по жалобе (апелляционной жалобе) должно быть принято в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). В отношении всех иных жалоб срок принятия решения по ним составляет пятнадцать дней со дня получения налоговым органом жалобы.

Указанные сроки могут быть продлены по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа: не более чем на один месяц — при обжаловании решений, вынесенных по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, и не более чем на пятнадцать дней — по всем иным жалобам.

Пропуск срока на принятие решения по жалобе (апелляционной жалобе) не препятствует рассмотрению жалобы и не влечет недействительности решения, принятого вышестоящим налоговым органом по результатам ее рассмотрения .
———————————
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 13065/10 // Вестник ВАС РФ. 2011. N 5.

Согласно п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обжаловать соответствующее бездействие налогового органа в установленном порядке.

Дополнительной гарантией своевременности рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалоб (апелляционных жалоб) может стать последующее распределение судебных расходов с учетом ч. 1 ст. 111 АПК РФ. В случае нарушения сроков принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) судебные расходы могут быть полностью или в части отнесены на налоговый орган независимо от результатов рассмотрения дела (п. 74) .
———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

www.nalkod.ru

Смотрите так же:

  • Пенсии ликвидаторам чаэс 2 категории Украинским чернобыльцам повысили пенсии В среднем к выплатам добавилось по 350 гривен С октября минимальная пенсия ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС в Украине выросла на 11%. Об этом сообщается на официальной странице Кабинета […]
  • Заявление или ходатайство об обеспечении иска образец ходатайства об обеспечении иска OБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ (наименование судебного участка либо суда) (адрес суда либо судебного участка) Истец: ____________________________________________ (Ф.И.О. либо […]
  • 3 февраля 2018 года закон Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2018 г. № 99 "О внесении изменения в Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской […]
  • Ошибки арбитражного суда Как исправить определение Арбитражного суда? 21.06.2017г. АС Краснодарского края освободил меня от долгов и завершил реализацию моего имущества. Однако, в Определении суда на стр.1 вместо 11 банков указано 9, а на стр.2 указано уже 5 […]
  • Налоговые ставки по транспортному налогу в 2018 году таблица Ставки транспортного налога по регионам 2018: таблица Ставки транспортного налога на 2018 год изменились. Коснулось ли это вашего региона, вы сможете узнать из таблицы. Также мы написали инструкцию, чтобы вы легко могли найти информацию о […]
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 г Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего […]