Основы химии. Интернет-учебник.
Оглавление
Вы зашли на образовательный сайт, в основу которого был положен экспериментальный учебник по химии для 8-11 классов средней школы 1) , изданный в конце 90-х небольшим тиражом в рамках федеральной программы «Индивидуализация обучения». Учебник предназначался как для начинающих химиков, так и для выпускников школ и абитуриентов. В последующие годы материал серьезно перерабатывался и расширялся. Заготовки для следующего нашего учебника 2) превратились в 9-ю и 10-ю главы интернет-издания.
Первоначально весь материал был разбит на три уровня, но при переработке для интернет-издания число уровней сокращено до двух – базового и углубленного. Базовый уровень достаточен для того, чтобы понять, с чем имеет дело химия и успешно сдавать экзамены (в том числе ЕГЭ) именно на основе такого понимания. Углубленный уровень найдет своего читателя среди тех школьников и студентов, которые хотели бы «копнуть» химию глубже, чем позволяют рамки образовательного стандарта. Углубленный уровень мы советуем читать вместе с 1-м уровнем.
Читатель, желающий освоить только более легкий базовый уровень, может пропускать разделы 2-го уровня (они помечены звездочками (**) и напечатаны темно-синим шрифтом). При этом целостность восприятия материала не нарушается.
Интернет-издание периодически пополняется ссылками на видеоматериалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, 100+ экспериментов по химии, Учебные видеоматериалы химического факультета МГУ, других качественных образовательных сайтов.
С помощью нашего учебника можно не только начинать изучение химии «с нуля», но и повторять предмет для подготовки к серьезным экзаменам. Студентам он поможет восполнить пробелы в школьном образовании.
Интернет-издание существенно дополнено и исправлено по сравнению с изданием 1998 г.
В книжных магазинах продается издание 2016 года (издательство «Центрполиграф», 9 глав, 416 стр), исправленное и доработанное
Издание 2014 года содержит небольшое количество опечаток, которые исправлены ЗДЕСЬ. На этой же ссылке можно посмотреть перечень книжных магазинов, в которых продается книга.
Об авторах:
Александр Викторович Мануйлов – к.х.н., ведущий научный сотрудник Института педагогических исследований одаренности детей РАО, доцент кафедры биомедицинской физики НГУ, профессор кафедры химии СУНЦ НГУ.
Владимир Иванович Родионов – к.х.н., преподаватель кафедры органической химии НГУ, начальник подразделения опытного химического производства Новосибирского института органической химии СО РАН.
1) А.В.Мануйлов, В.И.Родионов. «Химия, 8 и 11 классы. Три уровня обучения». Новосибирск: НГУ, 1998 г, 350 с.
2) А.В.Мануйлов, В.И.Родионов. «Химия, 9 и 11 классы. Три уровня обучения».
www.hemi.nsu.ru
Пособие по химии для поступающих в вузы. Хомченко Г.П.
4-е изд., испр. и доп. — М.: Новая волна, 2002. — 480с .
В пособии освещены все вопросы приемных экзаменов по химии. Для лучшего усвоения курса химии приведены некоторые дополнительные сведения. В конце каждой главы даются типовые задачи с решениями и задачи для самостоятельной работы.
Книга предназначена поступающим в вузы. Она также может быть рекомендована преподавателям химии при подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов за курс средней школы.
Предисловие
Введение
§ 1. Предмет химии
§ 2. Роль химии в промышленности и сельском хозяйстве.
§ 3. Химия и экология
ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХИМИЯ.
Глава 1. Основные понятия и законы химии
§ 1.1. Атомно-молекулярное учение в химии
§ 1.2. Химические элементы
§ 1.3. Простые и сложные вещества. Аллотропия
§ 1.4. Относительная атомная масса
§ 1.5. Относительная молекулярная масса
§ 1.6. Моль. Молярная масса
§ 1.7. Химические знаки, формулы и уравнения
§ 1.8. Химические реакции. Классификация реакций
§ 1.9. Закон сохранения массы веществ
§ 1.10. Закон постоянства состава вещества
§1.11. Газовые законы. Закон Авогадро. Молярный объем газа
§ 1.12. Решение типовых задач
Глава 2. Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атомов
§ 2.1. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона
§ 2.2. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
§ 2.3. Ядерная модель строения атомов
§ 2.4. Состав атомных ядер. Ядерные реакции
§ 2.5. Современная модель состояния электрона в атоме
§ 2.6. Строение электронных оболочек атомов
§ 2.7. Электронные формулы Д. И. Менделеева
§ 2.9. Периодический закон и периодическая система элементов в свете учения о строении атомов
§2.10. Периодические свойства атомов
§ 2.11. Значение периодического закона и теории строения атомов
§2.12. Решение типовых задач
Глава 3. Химическая связь
§ 3.1. Ковалентная связь
§ 3,2. Свойства ковалентной связи
§ 3.3. Ионная связь
§ 3.4. Полярные и неполярные молекулы
§ 3.6. Водородная связь
§ 3.7. Типы кристаллических решеток
§ 3.8. Структурные формулы
§ 3.9. Степень окисления
§3.10. Химическая связь и валентность
§3.11. Решение типовых задач
Глава 4. Скорость химических реакций. Химическое равновесие
§4.1. Скорость химических реакций
§4.2. Факторы, влияющие на скорость реакции
§ 4.3. Энергия активации
§ 4.4. Понятие о катализе и катализаторах
§ 4.5. Необратимые и обратимые реакции
§4.6. Химическое равновесие
§ 4.7. Принцип Ле Шателье
§ 4.8. Решение типовых задач
Глава 5. Растворы. Теория электролитической диссоциации
§ 5.1. Численное выражение состава растворов
§ 5.2. Растворимость веществ в воде
§ 5.3. Тепловые явления при растворении
§ 5.4. Электролиты и неэлектролиты
§ 5.5. Теория электролитической диссоциации
§ 5.6. Механизм диссоциации
§ 5.7. Гидратация ионов
§ 5.8. Диссоциации кислот, оснований и солей в водных растворах
§ 5.9. Степень диссоциации
§5.10. Сильные и слабые электролиты
§5.11. Реакции ионного обмена
§5.12. Диссоциация воды. рН
§5.13. Протолитическая теория кислот и оснований
§5.14. Решение типовых задач
Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений
§6.1. Оксиды
§6.2. Кислоты
§6.3. Основания
§6.4. Соли
§ 6.5. Гидролиз солей
§ 6.6. Связь между классами неорганических соединений
§ 6.7. Решение типовых задач
Глава 7. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
§7.1. Теория окислительно-восстановительных реакций
§ 7.2. Важнейшие восстановители и окислители
.§7.4. Влияние среды на характер протекания реакций
§ 7.5. Классификация окислительно-восстановительных реакций
§ 7.6. Сущность электролиза
§ 7.7. Электролиз водных растворов электролитов
§ 7.8. Применение электролиза
§ 7.9. Решение типовых задач
ЧАСТЬ 2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Глава 8. Водород. Галогены
§8.1. Общие свойства неметаллов
§8.2. Водород
§ 8.3. Вода
§8,4, Тяжелая вода
§ 8,5. Общая характеристика подгруппы галогенов
§8.6. Хлор
§ 8.7. Хлороводород и соляная кислота
§ 8.8. Соли соляной кислоты
§ 8.9. Краткие сведения о фторе, броме и иоде
Глава 9. Подгруппа кислорода
§9.1. Общая характеристика подгруппы кислорода
§ 9.2. Кислород и его свойства
§ 9.3. Сера и ее свойства
§ 9.4. Сероводород и сульфиды
§ 9.5. Оксид серы (IV). Сернистая кислота
§9.6. Оксид серы (VI). Серная кислота
§ 9.7. Свойства серной кислоты и ее практическое значение
§ 9.8. Соли серной кислоты
Глава 10. Подгруппа азота
§ 10.1. Общая характеристика подгруппы азота
§ 10.2. Азот. Сигма- и пи-связи
§ 10.3. Аммиак
§ 10,4. Химические основы производства аммиака
§ 10.5. Соли аммония
§ 10.7. Азотная киелота
§ 10.9. Соли азотной кислоты
§ 10.10. Фосфор
§ 10.11. Оксиды фосфора и фосфорные кислоты
§ 10.12. Минеральные удобрения
Глава 11. Подгруппа углерода
§ 11.1. Общая характеристика подгруппы углерода
§ 11.2. Углерод и его свойства
§ 11.3. Оксиды углерода. Угольная кислота
§ 11.4. Соли угольной кислоты
§ 11.5. Кремний и его свойства
§ 11.6. Оксид кремния (IV) и кремниевая кислота
§ 11.7. Понятие о коллоидных растворах
§ 11.8. Соли кремниевой кислоты
§ 11.9. Получение стекла и цемента
§ 11.10. Решение типовых задач
Глава 12, Общие свойства металлов
§ 12.1. Положение металлов в периодической системе элементов Д. И. Менделеева
§ 12.2. Физические свойства металлов
§ 12.3. Химические свойства металлов
§ 12.4. Металлы и сплавы в технике
§ 12.5. Ряд стандартных электродных потенцчалов
§ 12.6. Основные способы получения металлов
§ 12.7. Коррозия металлов
§ 12.8. Защита от коррозии
Глава 13. Металлы главных подгрупп
§ 13.1. Общая характеристика подгруппы лития
§ 13.2. Натрий и калий
§ 13.3. Едкие щелочи
§ 13.4. Соли натрия и калия
§ 13.5. Общая характеристика подгруппы бериллия
§ 13.6. Кальций
§ 13,7. Оксид и гидроксид кальция
§ 13.8. Соли кальция
§ 13.9. Жесткость воды и способы ее устранения
§ 13.10. Общая характеристика подгруппы бора
§ 13.11. Алюминий
§ 13.12. Оксид и гидроксид алюминия
§ 13.13. Применение алюминия и его сплавов
Глава 14. Металлы побочных подгрупп
§ 14.1. Общая характеристика подгруппы хрома
§ 14.2. Хром
§ 14.3. Оксиды и гидроксиды хрома
§ 14.4. Хроматы и дихроматы
§ 14.5. Общая характеристика семейства железа
§ 14.6. Железо
§ 14.7. Соединения железа
§ 14.8. Доменный процесс
§ 14.9. Чугун и стали
§ 14.10. Решение типовых задач
ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Глава 15. Основные положения органической химии
§ 15.1. Предмет органической химии
§ 15.2. Особенности органических соединений
§ 15.3. Изомерия
§ 15.4. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова
§ 15.5. Гомологические ряды органических соединений
§ 15.6. Классификация органических соединений
§ 15.7. Типы органических реакций
Глава 16. Углеводороды
§ 16.1. Предельные углеводороды (алканы)
§ 16.2. Номенклатура алканов и их производных
§ 16.3. Химические свойства метана и его гомологов
§ 16.4. Циклоалканы
§ 16.5. Непредельные углеводороды
§ 16.6. Этилен и его гомологи
§ 16.7. Реакции полимеризации. Полиэтилен
§ 16.8. Ацетилен и его гомологи
§ 16.9. Диеновые углеводороды
§ 16.10. Природный и синтетический каучуки
§16.11. Ароматические углеводороды (арены
§ 16.12. Бензол и его гомологи
§ 16.13. Нефть и ее переработка
§ 16.14. Природные газы и их использование
§ 16.15. Решение типовых задач
Глава 17. Кислородсодержащие органические соединения
§ 17.1. Предельные спирты
§ 17.2. Метанол и этанол
§ 17.3. Этиленгликоль и глицерин
§ 17.4. Фенолы
§ 17.5. Альдегиды
§ 17.6. Формальдегид
§ 17.7. Ацетальдегид
§ 17.8. Реакции поликонденсации
§ 17.9. Кетоны
§ 17.10. Карбоновые кислоты
§ 17.11. Муравьиная кислота
§ 17.12. Уксусная кислота
§ 17.13. Сложные эфиры. Реакции этерификации и омыления
§ 17.14. Жиры
§ 17.15. Мыла и другие моющие средства
§ 17.16. Углеводы
§ 17.17. Моносахариды и дисахариды
§ 17.18. Полисахариды
§ 17.19. Непредельные, двухосновные и гетерофункциональные кислоты
§ 17.20. Решение типовых задач
Глава 18. Азотсодержащие органические соединения
§ 18.1. Нитросоединения
§ 18.2. Амины
§ 18.3. Анилин
§ 18.4. Аминокислоты
§ 18.5. Амиды кислот
§ 18.6. Белки
§ 18.7. Гетероциклические соединения
§ 18.8. Нуклеиновые кислоты
§ 18.9. Решение типовых задач
ПРИЛОЖЕНИЯ
Предметный указатель
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
www.alleng.ru
Пособия по химии реакции
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
для студентов нехимических специальностей
Часть 1.
под редакцией д.х.н., профессора С.Ф. Дунаева
Практическое пособие по общей неорганической химии. Учебное пособие: Азиева Л.М., Архангельская О.В., Батаева Е.В., Гришина Т.М., Гузей Л.С., Жмурко Г.П., Загорский В.В., Кузнецов В.Н., Лебедева О.К., Серопегин Ю. Д., Татаркина А.Л., Штепа В.И.
- Все опыты, связанные с применением или образованием ядовитых веществ а также вредных паров и газов, проводите только в вытяжном шкафу, дверцы которого должны быть опущены на треть.
- В случае прекращения работы вентиляционных установок все опыты в вытяжных шкафах должны быть прекращены.
- Запрещается проводить любые опыты с взрывчатыми и огнеопасными смесями.
- Опыты с легковоспламеняющимися веществами проводите в малых количествах (не более 2 мл) и вдали от открытого огня.
- При нагревании растворов и веществ в пробирке используйте держатель. Не обращайте отверстие пробирки в сторону работающих.
- Не наклоняйтесь над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости, во избежание попадания брызг в лицо.
- При необходимости определить запах паров (выделяющегося газа) легким движением ладони направьте струю газа от горла сосуда к себе и осторожно вдохните.
- При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями вливайте кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, непрерывно помешивая образующийся раствор.
- Если склянка с легко воспламеняющейся жидкостью опрокинулась или разбилась, немедленно выключите все находящиеся вблизи источники открытого огня, засыпьте разлитую жидкость песком, соберите его и перенесите в предназначенный для этого железный ящик.
- При попадании концентрированного раствора кислоты на кожу промойте место ожога струей воды в течение нескольких минут. После этого можно либо промыть обожженное место 2-3% раствором соды, либо вымыть с мылом.
- При сильных ожогах после оказания первой помощи обратитесь к врачу.
- При ожоге концентрированными растворами щелочей промойте обожженное место струей воды до тех пор, пока кожа не будет казаться скользкой, после чего промойте 1% раствором уксусной кислоты и снова водой.
- При термическом ожоге охладите пораженное место, для чего поместите его под струю холодной воды. После охлаждения смажьте мазью от ожогов.
- При попадании раствора любого реактива в глаз немедленно промойте его большим количеством воды, после чего сразу же обратитесь к врачу.
- При отравлении газообразными веществами (сероводородом, хлором, парами брома) выйдите (выведите пострадавшего) на свежий воздух, а затем обратитесь к врачу.
Copyright (C)»Практическое пособие по общей и неорганической химии»
(Учебное пособие для студентов нехимических специальностей под редакцией проф. С.Ф.Дунаева) Москва 2002 г.
Copyright (C) HTML — оформление Петросян И.В., 2002
www.chem.msu.su
Наглядная химия. Строение вещества. Химические реакции
Интерактивное учебное пособие разработано с учётом ФГОС и примерной программы по химии основного и среднего общего образования. Материал интерактивного учебного пособия «Наглядная химия. Строение вещества. Химические реакции» содержит темы учебного курса по химии 8, 9, 10, 11 классов.
Пособие можно использовать с любыми учебниками, входящими в Федеральный перечень.
В каждую тему включены тестовые контрольные задания, интерактивный теоретический материал. В пособии использованы следующие медиаобъекты: аудиолекции, интерактивные модели различных явлений, процессов, интерактивные задания.
Отличительной особенностью интерактивных учебных пособий «Наглядная химия. Строение вещества. Химические реакции» является создание собственной тематической последовательности курса с возможностью включить дополнительные медиаобъекты в структуру самого пособия.
Пособия помогут педагогу организовать работу на уроке с учётом особенностей и возможностей класса.
- Строение атома
- Электронная орбиталь
- Модели атомов некоторых элементов
- Кристаллы
- Химическая связь
- Валентность
- Степень окисления
- Структурная изомерия
- Структурная и пространственная изомерия
- Гомология
- Физические явления и химические реакции
- Закон сохранения массы вещества
- Классификация химических реакций
- Тепловой эффект химической реакции (Q)
- Окислительно-восстановительные реакции
- Электролиз
- Генетическая связь классов неорганических веществ
- Генетическая связь классов органических веществ
- Операционная система:
- Процессор: 1 ГГц
- ОЗУ: 1 Гб
- 300 МБ свободного места на жестком диске
- Видеоадаптер с памятью 64 MБ
- Устройство для чтения компакт-дисков
- Разрешение экрана не менее 1024 Х 768
Microsoft® Windows® XP и выше
Mac OS X : Leopard/Snow Leopard
Рекомендуется подключение к интернету для активации программы
Наименования серий учебных пособий «Наглядная школа», «Интерактивные Карты» не являются зарегистрированными товарными знаками ООО «Экзамен-Медиа» и используются для обозначения учебных пособий, объединенных в серию под общим названием. Указание на наличие товарных знаков при коммерческом обороте указанных серий пособий, в том числе при поставках для государственных нужд, является предоставлением недостоверных сведений о качественных характеристиках товара
© ООО «Экзамен-Медиа» 2011 — 2018 Все права защищены.
examen-media.ru
Интерактивное учебное пособие.
Предназначено для широкой аудитории пользователей и разных форм образовательного процесса. Пособие может использоваться при работе с любым учебником, имеющим гриф МОН РФ и входящим в Федеральный перечень. Пользовательский интерфейс и алгоритм работы максимально ориентированы на эффективное использование современного мультимедийного оборудования, прежде всего интерактивной доски, а также проектора с экраном, плазменной и ЖК панели и т.п.
Содержание:
— Строение атома;
— Электронная орбиталь;
— Модели атомов некоторых элементов;
— Кристаллы;
— Химическая связь;
— Валентность;
— Степень окисления;
— Структурная изомерия;
— Структурная и пространственная изомерия;
— Гомология;
— Физические явления и химические реакции;
— Закон сохранения массы вещества;
— Классификация химических реакций;
— Тепловой эффект химической реакции;
— Окислительно-восстановительные реакции;
— Электролиз;
— Генетическая связь классов неорганических веществ;
— Генетическая связь классов органических веществ.
Пособие содержит программный модуль (Конструктор), позволяющий создавать собственные наглядные пособия. По каждой теме имеется интерактивный задачник, включающий стандартные и тестовые задания. Работает под управлениями операционных систем WINDOWS, LINUX и MAC, не требует наличия оптического носителя в дисководе непосредственно при работе с пособием.
Пособие представлено в красочной картонной коробке, внутри которого находятся: CD (или DVD) диск в DVD-упаковке, подробная инструкция пользователя и методические материалы по использованию пособия в учебном процессе (в виде цветных печатных брошюр). Лицензионное соглашение предполагает использование каждого продукта в одном образовательном учреждении (многопользовательская версия).
Минимальные системные требования:
Операционная система Microsoft® Windows® XP/Vista/7, Linux: Ubuntu/Fedora/Suse, Mac OS X: Leopard/Snow Leopard
Процессор Intel/AMD 850 МГц
512 МБ оперативной памяти
300 МБ свободного места на жестком диске
Видеоадаптер с памятью 64 MБ
Устройство для чтения компакт-дисков
www.lenbaza.ru