Пособия по химии реакции

Основы химии. Интернет-учебник.

Оглавление

Вы зашли на образовательный сайт, в основу которого был положен экспериментальный учебник по химии для 8-11 классов средней школы 1) , изданный в конце 90-х небольшим тиражом в рамках федеральной программы «Индивидуализация обучения». Учебник предназначался как для начинающих химиков, так и для выпускников школ и абитуриентов. В последующие годы материал серьезно перерабатывался и расширялся. Заготовки для следующего нашего учебника 2) превратились в 9-ю и 10-ю главы интернет-издания.

Первоначально весь материал был разбит на три уровня, но при переработке для интернет-издания число уровней сокращено до двух – базового и углубленного. Базовый уровень достаточен для того, чтобы понять, с чем имеет дело химия и успешно сдавать экзамены (в том числе ЕГЭ) именно на основе такого понимания. Углубленный уровень найдет своего читателя среди тех школьников и студентов, которые хотели бы «копнуть» химию глубже, чем позволяют рамки образовательного стандарта. Углубленный уровень мы советуем читать вместе с 1-м уровнем.

Читатель, желающий освоить только более легкий базовый уровень, может пропускать разделы 2-го уровня (они помечены звездочками (**) и напечатаны темно-синим шрифтом). При этом целостность восприятия материала не нарушается.

Интернет-издание периодически пополняется ссылками на видеоматериалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, 100+ экспериментов по химии, Учебные видеоматериалы химического факультета МГУ, других качественных образовательных сайтов.

С помощью нашего учебника можно не только начинать изучение химии «с нуля», но и повторять предмет для подготовки к серьезным экзаменам. Студентам он поможет восполнить пробелы в школьном образовании.

Интернет-издание существенно дополнено и исправлено по сравнению с изданием 1998 г.

В книжных магазинах продается издание 2016 года (издательство «Центрполиграф», 9 глав, 416 стр), исправленное и доработанное

Издание 2014 года содержит небольшое количество опечаток, которые исправлены ЗДЕСЬ. На этой же ссылке можно посмотреть перечень книжных магазинов, в которых продается книга.

Об авторах:

Александр Викторович Мануйлов – к.х.н., ведущий научный сотрудник Института педагогических исследований одаренности детей РАО, доцент кафедры биомедицинской физики НГУ, профессор кафедры химии СУНЦ НГУ.

Владимир Иванович Родионов – к.х.н., преподаватель кафедры органической химии НГУ, начальник подразделения опытного химического производства Новосибирского института органической химии СО РАН.

1) А.В.Мануйлов, В.И.Родионов. «Химия, 8 и 11 классы. Три уровня обучения». Новосибирск: НГУ, 1998 г, 350 с.
2) А.В.Мануйлов, В.И.Родионов. «Химия, 9 и 11 классы. Три уровня обучения».

www.hemi.nsu.ru

Пособие по химии для поступающих в вузы. Хомченко Г.П.

4-е изд., испр. и доп. — М.: Новая волна, 2002. — 480с .

В пособии освещены все вопросы приемных экзаменов по химии. Для лучшего усвоения курса химии приведены некоторые дополнительные сведения. В конце каждой главы даются типовые задачи с решениями и задачи для самостоятельной работы.

Книга предназначена поступающим в вузы. Она также может быть рекомендована преподавателям химии при подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов за курс средней школы.

Предисловие
Введение
§ 1. Предмет химии
§ 2. Роль химии в промышленности и сельском хозяйстве.
§ 3. Химия и экология

ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХИМИЯ.
Глава 1. Основные понятия и законы химии

§ 1.1. Атомно-молекулярное учение в химии

§ 1.2. Химические элементы
§ 1.3. Простые и сложные вещества. Аллотропия
§ 1.4. Относительная атомная масса
§ 1.5. Относительная молекулярная масса
§ 1.6. Моль. Молярная масса
§ 1.7. Химические знаки, формулы и уравнения
§ 1.8. Химические реакции. Классификация реакций
§ 1.9. Закон сохранения массы веществ
§ 1.10. Закон постоянства состава вещества
§1.11. Газовые законы. Закон Авогадро. Молярный объем газа
§ 1.12. Решение типовых задач
Глава 2. Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атомов
§ 2.1. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона
§ 2.2. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева
§ 2.3. Ядерная модель строения атомов
§ 2.4. Состав атомных ядер. Ядерные реакции
§ 2.5. Современная модель состояния электрона в атоме
§ 2.6. Строение электронных оболочек атомов
§ 2.7. Электронные формулы Д. И. Менделеева
§ 2.9. Периодический закон и периодическая система элементов в свете учения о строении атомов
§2.10. Периодические свойства атомов
§ 2.11. Значение периодического закона и теории строения атомов
§2.12. Решение типовых задач
Глава 3. Химическая связь
§ 3.1. Ковалентная связь
§ 3,2. Свойства ковалентной связи
§ 3.3. Ионная связь
§ 3.4. Полярные и неполярные молекулы
§ 3.6. Водородная связь
§ 3.7. Типы кристаллических решеток
§ 3.8. Структурные формулы
§ 3.9. Степень окисления
§3.10. Химическая связь и валентность
§3.11. Решение типовых задач
Глава 4. Скорость химических реакций. Химическое равновесие
§4.1. Скорость химических реакций
§4.2. Факторы, влияющие на скорость реакции
§ 4.3. Энергия активации
§ 4.4. Понятие о катализе и катализаторах
§ 4.5. Необратимые и обратимые реакции
§4.6. Химическое равновесие
§ 4.7. Принцип Ле Шателье
§ 4.8. Решение типовых задач
Глава 5. Растворы. Теория электролитической диссоциации
§ 5.1. Численное выражение состава растворов
§ 5.2. Растворимость веществ в воде
§ 5.3. Тепловые явления при растворении
§ 5.4. Электролиты и неэлектролиты
§ 5.5. Теория электролитической диссоциации
§ 5.6. Механизм диссоциации
§ 5.7. Гидратация ионов
§ 5.8. Диссоциации кислот, оснований и солей в водных растворах
§ 5.9. Степень диссоциации
§5.10. Сильные и слабые электролиты
§5.11. Реакции ионного обмена
§5.12. Диссоциация воды. рН
§5.13. Протолитическая теория кислот и оснований
§5.14. Решение типовых задач
Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений
§6.1. Оксиды
§6.2. Кислоты
§6.3. Основания
§6.4. Соли
§ 6.5. Гидролиз солей
§ 6.6. Связь между классами неорганических соединений
§ 6.7. Решение типовых задач
Глава 7. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
§7.1. Теория окислительно-восстановительных реакций
§ 7.2. Важнейшие восстановители и окислители
.§7.4. Влияние среды на характер протекания реакций
§ 7.5. Классификация окислительно-восстановительных реакций
§ 7.6. Сущность электролиза
§ 7.7. Электролиз водных растворов электролитов
§ 7.8. Применение электролиза
§ 7.9. Решение типовых задач

ЧАСТЬ 2. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Глава
8. Водород. Галогены
§8.1. Общие свойства неметаллов
§8.2. Водород
§ 8.3. Вода
§8,4, Тяжелая вода
§ 8,5. Общая характеристика подгруппы галогенов
§8.6. Хлор
§ 8.7. Хлороводород и соляная кислота
§ 8.8. Соли соляной кислоты
§ 8.9. Краткие сведения о фторе, броме и иоде
Глава 9. Подгруппа кислорода
§9.1. Общая характеристика подгруппы кислорода
§ 9.2. Кислород и его свойства
§ 9.3. Сера и ее свойства
§ 9.4. Сероводород и сульфиды
§ 9.5. Оксид серы (IV). Сернистая кислота
§9.6. Оксид серы (VI). Серная кислота
§ 9.7. Свойства серной кислоты и ее практическое значение
§ 9.8. Соли серной кислоты
Глава 10. Подгруппа азота
§ 10.1. Общая характеристика подгруппы азота
§ 10.2. Азот. Сигма- и пи-связи
§ 10.3. Аммиак
§ 10,4. Химические основы производства аммиака
§ 10.5. Соли аммония
§ 10.7. Азотная киелота
§ 10.9. Соли азотной кислоты
§ 10.10. Фосфор
§ 10.11. Оксиды фосфора и фосфорные кислоты
§ 10.12. Минеральные удобрения
Глава 11. Подгруппа углерода
§ 11.1. Общая характеристика подгруппы углерода
§ 11.2. Углерод и его свойства
§ 11.3. Оксиды углерода. Угольная кислота
§ 11.4. Соли угольной кислоты
§ 11.5. Кремний и его свойства
§ 11.6. Оксид кремния (IV) и кремниевая кислота
§ 11.7. Понятие о коллоидных растворах
§ 11.8. Соли кремниевой кислоты
§ 11.9. Получение стекла и цемента
§ 11.10. Решение типовых задач
Глава 12, Общие свойства металлов
§ 12.1. Положение металлов в периодической системе элементов Д. И. Менделеева
§ 12.2. Физические свойства металлов
§ 12.3. Химические свойства металлов
§ 12.4. Металлы и сплавы в технике
§ 12.5. Ряд стандартных электродных потенцчалов
§ 12.6. Основные способы получения металлов
§ 12.7. Коррозия металлов
§ 12.8. Защита от коррозии
Глава 13. Металлы главных подгрупп
§ 13.1. Общая характеристика подгруппы лития
§ 13.2. Натрий и калий
§ 13.3. Едкие щелочи
§ 13.4. Соли натрия и калия
§ 13.5. Общая характеристика подгруппы бериллия
§ 13.6. Кальций
§ 13,7. Оксид и гидроксид кальция
§ 13.8. Соли кальция
§ 13.9. Жесткость воды и способы ее устранения
§ 13.10. Общая характеристика подгруппы бора
§ 13.11. Алюминий
§ 13.12. Оксид и гидроксид алюминия
§ 13.13. Применение алюминия и его сплавов
Глава 14. Металлы побочных подгрупп
§ 14.1. Общая характеристика подгруппы хрома
§ 14.2. Хром
§ 14.3. Оксиды и гидроксиды хрома
§ 14.4. Хроматы и дихроматы
§ 14.5. Общая характеристика семейства железа
§ 14.6. Железо
§ 14.7. Соединения железа
§ 14.8. Доменный процесс
§ 14.9. Чугун и стали
§ 14.10. Решение типовых задач

ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Глава 15. Основные положения органической химии

§ 15.1. Предмет органической химии
§ 15.2. Особенности органических соединений
§ 15.3. Изомерия
§ 15.4. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова
§ 15.5. Гомологические ряды органических соединений
§ 15.6. Классификация органических соединений
§ 15.7. Типы органических реакций
Глава 16. Углеводороды
§ 16.1. Предельные углеводороды (алканы)
§ 16.2. Номенклатура алканов и их производных
§ 16.3. Химические свойства метана и его гомологов
§ 16.4. Циклоалканы
§ 16.5. Непредельные углеводороды
§ 16.6. Этилен и его гомологи
§ 16.7. Реакции полимеризации. Полиэтилен
§ 16.8. Ацетилен и его гомологи
§ 16.9. Диеновые углеводороды
§ 16.10. Природный и синтетический каучуки
§16.11. Ароматические углеводороды (арены
§ 16.12. Бензол и его гомологи
§ 16.13. Нефть и ее переработка
§ 16.14. Природные газы и их использование
§ 16.15. Решение типовых задач
Глава 17. Кислородсодержащие органические соединения
§ 17.1. Предельные спирты
§ 17.2. Метанол и этанол
§ 17.3. Этиленгликоль и глицерин
§ 17.4. Фенолы
§ 17.5. Альдегиды
§ 17.6. Формальдегид
§ 17.7. Ацетальдегид
§ 17.8. Реакции поликонденсации
§ 17.9. Кетоны
§ 17.10. Карбоновые кислоты
§ 17.11. Муравьиная кислота
§ 17.12. Уксусная кислота
§ 17.13. Сложные эфиры. Реакции этерификации и омыления
§ 17.14. Жиры
§ 17.15. Мыла и другие моющие средства
§ 17.16. Углеводы
§ 17.17. Моносахариды и дисахариды
§ 17.18. Полисахариды

§ 17.19. Непредельные, двухосновные и гетерофункциональные кислоты
§ 17.20. Решение типовых задач
Глава 18. Азотсодержащие органические соединения
§ 18.1. Нитросоединения
§ 18.2. Амины
§ 18.3. Анилин

§ 18.4. Аминокислоты
§ 18.5. Амиды кислот
§ 18.6. Белки

§ 18.7. Гетероциклические соединения
§ 18.8. Нуклеиновые кислоты
§ 18.9. Решение типовых задач

ПРИЛОЖЕНИЯ
Предметный указатель

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Пособия по химии реакции

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

для студентов нехимических специальностей
Часть 1.

под редакцией д.х.н., профессора С.Ф. Дунаева

Практическое пособие по общей неорганической химии. Учебное пособие: Азиева Л.М., Архангельская О.В., Батаева Е.В., Гришина Т.М., Гузей Л.С., Жмурко Г.П., Загорский В.В., Кузнецов В.Н., Лебедева О.К., Серопегин Ю. Д., Татаркина А.Л., Штепа В.И.

  • До начала работы, используя методическое пособие (практикум), учебник и конспект лекций, подготовьтесь к ней.
  • В практикуме работайте в халате. В помещении практикума запрещается снимать и развешивать верхнюю одежду, громко разговаривать, принимать пищу, курить.
  • Звуковые сигналы пейджеров и мобильных телефонов во время занятий должны быть отключены
  • Запрещается покидать помещение практикума без разрешения преподавателя.
  • Запрещается без разрешения преподавателя включать и выключать электричество на рабочих столах, газовые и водяные краны, приборы.
  • Рабочее место содержите в чистоте, не загромождая его лишними предметами. На рабочем столе должно находиться только то, что нужно для выполнения текущей работы.
  • Храните портфели, сумки и другие вещи в специально отведенных местах в лабораторных столах.
  • Реактивы, предназначенные для общего пользования, находятся в специально отведенных для них местах (под тягой, на полках рабочих мест или на специальных столах), нельзя перемещать их оттуда. После взятия требуемого количества реактива немедленно возвращайте на место пробки или пипетки от них, чтобы не спутать пробки от разных реактивов. Если к бутыли с раствором не прилагается пипетка, используйте чистую пипетку, которую после этого промойте. Твердые реактивы берите из тары шпателем или фарфоровой ложкой.
  • Если реактив взят в избытке и не израсходован полностью, нельзя возвращать его обратно в тару (склянку или банку).
  • По окончании работы уберите свое рабочее место, выключите приборы, которые Вы использовали, закройте краны с водой и газом. Сдайте свои рабочие места дежурным из числа студентов. Дежурные по окончании работы группы сдают рабочие места лаборантам практикума.
  • Запрещается проводить опыты, не относящиеся к данной работе, без разрешения преподавателя.
  • При создании нестандартной ситуации в лаборатории немедленно сообщите преподавателю и выйдите из лаборатории.
    1. Все опыты, связанные с применением или образованием ядовитых веществ а также вредных паров и газов, проводите только в вытяжном шкафу, дверцы которого должны быть опущены на треть.
    2. В случае прекращения работы вентиляционных установок все опыты в вытяжных шкафах должны быть прекращены.
    3. Запрещается проводить любые опыты с взрывчатыми и огнеопасными смесями.
    4. Опыты с легковоспламеняющимися веществами проводите в малых количествах (не более 2 мл) и вдали от открытого огня.
    5. При нагревании растворов и веществ в пробирке используйте держатель. Не обращайте отверстие пробирки в сторону работающих.
    6. Не наклоняйтесь над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости, во избежание попадания брызг в лицо.
    7. При необходимости определить запах паров (выделяющегося газа) легким движением ладони направьте струю газа от горла сосуда к себе и осторожно вдохните.
    8. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями вливайте кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, непрерывно помешивая образующийся раствор.
    9. Если склянка с легко воспламеняющейся жидкостью опрокинулась или разбилась, немедленно выключите все находящиеся вблизи источники открытого огня, засыпьте разлитую жидкость песком, соберите его и перенесите в предназначенный для этого железный ящик.
    10. При попадании концентрированного раствора кислоты на кожу промойте место ожога струей воды в течение нескольких минут. После этого можно либо промыть обожженное место 2-3% раствором соды, либо вымыть с мылом.
    11. При сильных ожогах после оказания первой помощи обратитесь к врачу.
    12. При ожоге концентрированными растворами щелочей промойте обожженное место струей воды до тех пор, пока кожа не будет казаться скользкой, после чего промойте 1% раствором уксусной кислоты и снова водой.
    13. При термическом ожоге охладите пораженное место, для чего поместите его под струю холодной воды. После охлаждения смажьте мазью от ожогов.
    14. При попадании раствора любого реактива в глаз немедленно промойте его большим количеством воды, после чего сразу же обратитесь к врачу.
    15. При отравлении газообразными веществами (сероводородом, хлором, парами брома) выйдите (выведите пострадавшего) на свежий воздух, а затем обратитесь к врачу.

    Copyright (C)»Практическое пособие по общей и неорганической химии»
    (Учебное пособие для студентов нехимических специальностей под редакцией проф. С.Ф.Дунаева) Москва 2002 г.
    Copyright (C) HTML — оформление Петросян И.В., 2002

    www.chem.msu.su

    Наглядная химия. Строение вещества. Химические реакции

    Интерактивное учебное пособие разработано с учётом ФГОС и примерной программы по химии основного и среднего общего образования. Материал интерактивного учебного пособия «Наглядная химия. Строение вещества. Химические реакции» содержит темы учебного курса по химии 8, 9, 10, 11 классов.
    Пособие можно использовать с любыми учебниками, входящими в Федеральный перечень.
    В каждую тему включены тестовые контрольные задания, интерактивный теоретический материал. В пособии использованы следующие медиаобъекты: аудиолекции, интерактивные модели различных явлений, процессов, интерактивные задания.
    Отличительной особенностью интерактивных учебных пособий «Наглядная химия. Строение вещества. Химические реакции» является создание собственной тематической последовательности курса с возможностью включить дополнительные медиаобъекты в структуру самого пособия.
    Пособия помогут педагогу организовать работу на уроке с учётом особенностей и возможностей класса.

    1. Строение атома
    2. Электронная орбиталь
    3. Модели атомов некоторых элементов
    4. Кристаллы
    5. Химическая связь
    6. Валентность
    7. Степень окисления
    8. Структурная изомерия
    9. Структурная и пространственная изомерия
    10. Гомология
    11. Физические явления и химические реакции
    12. Закон сохранения массы вещества
    13. Классификация химических реакций
    14. Тепловой эффект химической реакции (Q)
    15. Окислительно-восстановительные реакции
    16. Электролиз
    17. Генетическая связь классов неорганических веществ
    18. Генетическая связь классов органических веществ
      • Операционная система:

      Microsoft® Windows® XP и выше

      Mac OS X : Leopard/Snow Leopard

    19. Процессор: 1 ГГц
    20. ОЗУ: 1 Гб
    21. 300 МБ свободного места на жестком диске
    22. Видеоадаптер с памятью 64 MБ
    23. Устройство для чтения компакт-дисков
    24. Разрешение экрана не менее 1024 Х 768
    25. Рекомендуется подключение к интернету для активации программы

      Наименования серий учебных пособий «Наглядная школа», «Интерактивные Карты» не являются зарегистрированными товарными знаками ООО «Экзамен-Медиа» и используются для обозначения учебных пособий, объединенных в серию под общим названием. Указание на наличие товарных знаков при коммерческом обороте указанных серий пособий, в том числе при поставках для государственных нужд, является предоставлением недостоверных сведений о качественных характеристиках товара

      © ООО «Экзамен-Медиа» 2011 — 2018 Все права защищены.

      examen-media.ru

      Интерактивное учебное пособие.
      Предназначено для широкой аудитории пользователей и разных форм образовательного процесса. Пособие может использоваться при работе с любым учебником, имеющим гриф МОН РФ и входящим в Федеральный перечень. Пользовательский интерфейс и алгоритм работы максимально ориентированы на эффективное использование современного мультимедийного оборудования, прежде всего интерактивной доски, а также проектора с экраном, плазменной и ЖК панели и т.п.

      Содержание:
      — Строение атома;
      — Электронная орбиталь;
      — Модели атомов некоторых элементов;
      — Кристаллы;
      — Химическая связь;
      — Валентность;
      — Степень окисления;
      — Структурная изомерия;
      — Структурная и пространственная изомерия;
      — Гомология;
      — Физические явления и химические реакции;
      — Закон сохранения массы вещества;
      — Классификация химических реакций;
      — Тепловой эффект химической реакции;
      — Окислительно-восстановительные реакции;
      — Электролиз;
      — Генетическая связь классов неорганических веществ;
      — Генетическая связь классов органических веществ.

      Пособие содержит программный модуль (Конструктор), позволяющий создавать собственные наглядные пособия. По каждой теме имеется интерактивный задачник, включающий стандартные и тестовые задания. Работает под управлениями операционных систем WINDOWS, LINUX и MAC, не требует наличия оптического носителя в дисководе непосредственно при работе с пособием.

      Пособие представлено в красочной картонной коробке, внутри которого находятся: CD (или DVD) диск в DVD-упаковке, подробная инструкция пользователя и методические материалы по использованию пособия в учебном процессе (в виде цветных печатных брошюр). Лицензионное соглашение предполагает использование каждого продукта в одном образовательном учреждении (многопользовательская версия).

      Минимальные системные требования:
      Операционная система Microsoft® Windows® XP/Vista/7, Linux: Ubuntu/Fedora/Suse, Mac OS X: Leopard/Snow Leopard
      Процессор Intel/AMD 850 МГц
      512 МБ оперативной памяти
      300 МБ свободного места на жестком диске
      Видеоадаптер с памятью 64 MБ
      Устройство для чтения компакт-дисков

      www.lenbaza.ru

    Смотрите так же:

    • Железнодорожный кучино нотариусы г. Балашиха, мкрн Железнодорожный, Пролетарская ул., 2 корп. 2 Информация о проходящем поблизости наземном транспорте, расстоянии до ближайших станций метро, жд платформ и остановок, об учреждениях и организациях, находящихся по этому […]
    • Закон об основах охраны труда в российской федерации 2018 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С […]
    • Бланк декларации земельный налог в 2014 году Обновлена форма декларации по земельному налогу ФНС России приняла ведомственный акт, которым утверждены новые форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме, а также порядок ее заполнения […]
    • Особо крупный размер уклонение от уплаты налогов Крупный и особо крупный размер уклонения от уплаты налогов Существенные изменения внесены Законом № 383-ФЗ также в нормы УК РФ. В частности, в прошлом году были изменены суммы крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов […]
    • Доплаты за стаж библиотекарю Можно ли платить библиотекарю больше 100% за стаж работы? Библиотекарь получает 100%-ую надбавку за стаж (90% за стаж непрерывной работы библиотекаря и 10% за общий трудовой стаж в школе). С 29 декабря 2017г. наступает период - 50 лет […]
    • Процедура постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания или регистрации по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства в период проведения в […]