Спор гераклита

Гераклит Эфесский (Herakleitos Ephesios)

ок. 540 – 480 до н.э.

Древнегреческий философ-материалист Гераклит Эфесский родился и жил в малоазийском городе Эфесе. Он принадлежал к роду басилевсов, однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата. Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами. Непосредственных учеников у него, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С идеями Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем платоновского диалога.

Единственное сочинение Гераклита «О природе» не сохранилось до наших дней, однако у более поздних авторов сохранились многочисленные цитаты и перифразы из его труда. Стиль Гераклита отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Гераклит ещё в древности был прозван «тёмным».

Гераклит принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Гераклит считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода – в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем – остыла. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причём мир, по Гераклиту, не создан никем из богов или людей.

Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий – огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она всё новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Гераклита едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики Гераклита входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

В истории философии наибольшие споры вызвало учение Гераклита о Логосе, который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность», «мудрость», «общее», «закон» и который в качестве мироустрояющего и упорядочивающего принципа может быть понят как род универсальной закономерности и необходимости. В русле учения о Логосе у Гераклита совпадают судьба, необходимость и разум. В теории познания Гераклит начинал с внешних чувств. Глаза и уши для Гераклита – наилучшие свидетели, причём «глаза – более точные свидетели, чем уши». Однако только мышление, которое обще у всех и воспроизводит природу всего, приводит к мудрости, т. е. к знанию всего во всем.

Изречения Гераклита впоследствии у многих вызывали интерес и часто цитировались. В христианской традиции с большим сочувствием было воспринято учение Гераклита о божественном Логосе. В античности его философия оказала влияние прежде всего на учения софистов, Платона и стоиков.

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.

www.physchem.chimfak.rsu.ru

Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостоянии учений Гераклита из Эфеса и Парменида и Зенона из Элей.

Обе стороны согласны в том, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, истина достигается размышлением. Уже здесь мы видим, что к V в. до н. э. понимание греческими философами недостаточности оперирования уровнем событий приобрело характер философской идеи-веры, очень многое свидетельствовало в ее пользу. Любопытно, однако, проследить за тем, как философы конкретизируют свою идею.

Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно расценить как наивное понимание закономерности. Это было действительно наивное понимание, ибо содержательные аспекты логоса Гераклит умел интерпретировать лишь как связь событий, т. е. исключительно фактуально. Конкретно он имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется, течет; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Например, «жизнь одних есть смерть других», да и вообще — жизнь есть смерть. Поскольку все взаимосвязано, то всякое свойство относительно: «ослы солому предпочли бы золоту». Гераклит еще чрезмерно доверяет миру событий, что определяет как слабые, так и сильные стороны его воззрений. С одной стороны, он подмечает, пусть в наивной форме, важнейшие свойства мира событий — их взаимодействие, связность, относительность. С другой стороны, он еще не умеет анализировать мир событий с позиций, характерных для ученого, т. е. с доказательствами, понятиями. Мир для Гераклита есть огонь, а огонь — это образ вечного движения и изменения. Какое богатое воображение!

Гераклитовская философия резко критиковалась элеатами. Так, Парменид считал тех людей, у кого «быть» и «не быть» считается одним и тем же и не одним и тем же и для всего имеется обратный путь — это явный намек на Гераклита, — «двухголовыми». Смысл данного утверждения Парменида станет ясным из последующего текста.

Парменид, равно как и его ученик Зенон, подобно современным ученым, анализируют мир событий и отсюда делают выводы, какими бы «сумасшедшими» они ни являлись. Смелости, характерной для подлинного ученого, элеатам было не занимать.

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и поныне вызывают у философов, физиков и математиков головную боль. Парадокс — это неожиданное высказывание, апория — это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Если же вещи конечны, то между конечными двумя вещами всегда есть третья вещь; мы опять приходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Невозможна не только множественность, но и движение. В аргументе «Дихотомия» (разделение на два) доказывается: для того чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, и далее — одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в ближайшую к ней, ибо ее фактически нет. Как утверждает современная математика, в континууме между двумя данными точками всегда найдется другая точка. А это значит, что невозможно попасть уже в первую, соседнюю точку. Если движение невозможно, то быстроногий Ахилл не может догнать черепаху и придется признать, что летящая стрела не летит. В таком случае отсюда, как говорится, «с железной необходимостью» следует, что бытие единственно, целокупно (не имеет частей), не изменяется, неподвижно, все существующее есть одно и то же бытие.

Рассматриваемые апории дошли до нас в изложении Зенона, поэтому их называют апориями Зенона. Апории Зенона опровергали много раз, указывая просто на факты: А догнал В, С летит и т. д. Однако такие «опровержения» аргументации великих философов не многого стоят. Элеаты ведь ставят вопрос действительно по-научному: если есть движение, то его надо осмыслить. Конечно, из непонимания движения, множественности не следует, что их нет вообще. Но и гордиться особенно нечем, если вы не способны понять с научных позиций вроде бы довольно очевидные вещи, механическое движение, всякого рода изменения. Гераклит потому и раздражал элеатов, что он не давал объяснения факту изменения.

Ниже мы рассмотрим тот выход из ситуации, который предложили в порядке преодоления апорий Зенона древние атомисты. Сейчас же отметим, что современные ученые вновь и вновь обращаются к апориям Зенона, находя в них новые импульсы для развития научной мысли. При этом, разумеется, они модифицируют логику рассуждений элеатов. Давно стало ясно: для понимания апорий элеатов надо обратиться к самым развитым философским, математическим и физическим теориям. Выходит, что элеаты продолжают в некотором роде быть и поныне нашими учителями. Чему они научили и учат нас в первую очередь? Роли и значению логических доказательств, необходимости рассмотрения — наряду с миром событий — умопостигаемого уровня реальности, не поддаваясь «обману воображения». Элеаты поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя. Они стали оперировать максимально общей категорией бытия, которое считалось единственным. Но в таком случае мысль есть не что иное, как бытие, отсюда уже недалеко до ими же высказанного утверждения: «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Это утверждение призвано объяснить, почему мысль имеет истинностное значение по отношению к бытию. А именно в силу того, что она сама есть бытие.

Итак, Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность. Разумеется, элеаты не доказали, что нет движения, они показали современникам, что те едва ли понимают содержание движения. Сами элеаты в понимании движения были на подлинной вершине существовавших в их эпоху воззрений. Увы, элеатам не суждено было, ибо это невозможно в принципе, разорвать путы исторической ограниченности.

Назад Оглавление Вперед

eurasialand.ru

Гераклит Эфесский: жизнь, смерть и философия основоположника диалектики

Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.

О жизни Гераклита Эфесского сохранилось очень мало данных. О достоверности большинства из них все еще продолжаются ученые споры. Считается, что у Гераклита не было учителей. По всей видимости, он был знаком с учениями многих своих современников и предшественников, но о себе говорил, что он «ничей слушатель» и «сам от себя научившийся». Современники прозвали его «Мрачным», «Темным». Причиной тому была его манера формулировать свои мысли в загадочной, не всегда понятной форме, а также явная склонность к мизантропии и меланхолии. В связи с этим, его иногда противопоставляли «смеющемуся мудрецу» Демокриту.

Происхождение

Известно, что Гераклит родился и прожил всю жизнь в городе Эфес, расположенном на западном побережье Малой Азии (территория современной Турции). Временем рождения философа ориентировочно называют 544-541 гг. до н. э. Такие предположения строятся, исходя из сведений, что во время 69-й Олимпиады, проходившей в 504-501 гг. до н. э., Гераклит уже вступил в возраст «акме». Так древние греки называли период, когда человек достигал физической и духовной зрелости – возраст около 40 лет.

Род Гераклита имел царское происхождение, в его семействе по наследству передавался титул басилевса (царя-жреца). Есть версия, что его отца звали Гераконтом, другие источники (более достоверные) называют его Блосоном. Один из представителей рода – Андрокл – был основателем Эфеса. Еще в молодости Гераклит решил посвятить жизнь философии и сложил с себя унаследованные высокие полномочия, добровольно уступив их своему младшему брату. По традиции тех времен, он поселился при эфесском храме Артемиды и ежедневно предавался размышлениям. Кстати, именно этот храм в 356 г. до н. э. сжег некто Герострат, мечтающий оставить свое имя в веках.

Гераклитова диалектика, логос-огонь

Ближе всех взгляды Гераклита сходятся с идеями представителей ионийской школы древнегреческой философии. Их связывала мысль, что все сущее едино и имеет некое первоначало, выражающееся в конкретном виде материи. Для Гераклита причиной и началом мира был огонь, существующий всюду и во всем, постоянно изменяющийся, «разгорающийся и угасающий согласно мере». Время от времени случается «мировой пожар», после которого космос полностью уничтожается, но лишь для того, чтобы заново возродиться. Именно Гераклит впервые использовал слово «космос» в известном сегодня значении вселенной, мироздания.

Связь всего со всем, борьба противоположностей и постоянная изменчивость мира – главная идея философии Гераклита, фундамент будущего развития диалектики. Не существует ничего постоянного и абсолютного, все относительно. Мир вечен и в его основе – круговорот веществ и стихий: земли, огня, воздуха, воды. Именно Гераклиту приписывают авторство фраз о том, что все течет и изменяется, и о реке, в которую невозможно войти дважды.

Противоположности тождественны, раздор между ними вечен и через него они ежесекундно переходят одна в другую: день в ночь, жизнь в смерть, зло в добро. Также и наоборот. Таким образом, согласно Гераклиту, война есть смысл и источник любого процесса, «отец и царь всего». Однако вся эта изменчивость не есть хаос; она имеет свои границы, ритмы и меру.

Управляет мировыми процессами неизменная судьба, особый вселенский закон, который Гераклит признает ценностью всех ценностей. Имя ему – Логос. Огонь и логос – два элемента единого целого, вечно живая душа природы, с которой человеку следует «сообразоваться». Согласно Гераклиту, все, что людям кажется неподвижным, постоянным – всего лишь обман чувств. Философ говорит, что ежедневно встречаясь с логосом, люди враждуют с ним; истинное кажется им чуждым.

Устройство человеческой души

Мизантропия философа распространялась на людей в целом и на граждан Эфеса в частности: «сами не сознают, что говорят и делают». Это подарило ему еще одно прозвище: «Плачущий». Он так сокрушался, наблюдая вокруг глупость, что порой лил слезы бессильной ярости. Гераклит считал невежество одним из страшнейших пороков, а невежественными называл тех, кто ленился размышлять, легко поддавался внушению и предпочитал погоню за богатствами совершенствованию души.

Философ считал, что путь к мудрости лежит через единение с природой, но достичь цели дано очень немногим: «Один для меня достоин тысяч, если он наилучший». При этом, просто накопление знаний не способно научить человека мыслить: «многознание не научает уму». «Варварство» человеческих душ Гераклит объясняет весьма просто: они парообразны и подпитываются теплом вселенского огня. По мнению философа, души плохих людей содержат много влаги, а души лучших людей предельно сухи и излучают свет, что свидетельствует об их огненной природе.

Политические и религиозные взгляды

Гераклит не был сторонником тирании, так же, как не поддерживал и демократию. Слишком неразумной признавал он толпу, чтобы можно было ей доверить управление городом или страной. Презирая человеческие пороки, философ говорил, что звери становятся ручными, живя с людьми, люди же лишь дичают в обществе друг друга. Кода эфесяне обратились к нему с просьбой составить для них мудрый свод законов, Гераклит отказался: «у вас дурное правление и сами вы дурно живете». Однако, когда его приглашали к себе прослышавшие о его славе афиняне или царь Персии Дарий, он отказал и им, выбрав остаться в родном городе.

Философ решительно отвергал привычные для тех времен политеистические верования и обряды. Единственным божеством, которое он признавал, был вечный логос-огонь. Гераклит утверждал, что мир не был создан никем из богов или людей, а в потустороннем мире людей ожидает то, чего они не предполагают. Философ считал, что достиг огненного просветления: открыл истину и победил все пороки. Он был уверен, что благодаря его мудрости, имя его будет жить, покуда существует род человеческий.

Рассуждения о природе вещей

Единственное сочинение Гераклита, о котором известно ученым – «О природе». Целиком оно не сохранилось, но досталось потомкам в виде около полутора сотен фрагментов, вошедших в произведения более поздних авторов (Плутарх, Платон, Диоген и др.). Сочинение содержало три части: о вселенной, о государстве и о боге. Гераклиту было свойственно высказываться метафорически, он часто использовал поэтические образы и аллегории, что часто затрудняет понимание глубинного смысла его разрозненных цитат и перифразов. Лучшей исследовательской работой в этом направлении считается изданный в начале XX в. труд немецкого филолога-классика Германа Дильса «Фрагменты досократиков».

Отшельничество и смерть

Однажды философ ушел в горы и стал отшельником. Пищей ему служили травы и коренья. Некоторые свидетельства указывают, что Гераклит умер от водянки, обмазавшись навозом в надежде, что его тепло испарит излишнюю жидкость из организма. Некоторые исследователи склонны видеть в этом связь с зороастрийскими традициями погребения, с которыми якобы был знаком философ. Другие ученые придерживаются мнения, что Гераклит умер позже и при иных обстоятельствах. Точная дата смерти философа неизвестна, но большинство предположений сходятся на 484-481 годов до н. э. В 1935 г. одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Гераклита Эфесского.

Гераклит Эфесский практически не имел последователей; «гераклитовцами» в большинстве случаев называют людей, в одностороннем порядке воспринявшим идеи философа. Наиболее известен Кратил, ставший героем одного из платоновских диалогов. Доводя мысли Гераклита до абсурда, он утверждал, что ничего определенного о действительности сказать нельзя. В античности идеи Гераклита оказали заметное влияние на учения стоиков, софистов и Платона, а в дальнейшем и на философскую мысль нового времени.

www.calculator888.ru

Спор гераклита

Парменид — древнегреческий философ и политик.

Пара(ы) противоположностей или дополнение до пары противоположностей

Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…

Предельные категории, различные картины (модели) мира

Концепции Гераклита и Парменида

«Концепция Парменида, при всей своей явной парадоксальности, при всём очевидном расхождении с опытом, кажется по сравнению с концепцией Гераклита более простой, не столь неожиданной.

Движение и вообще изменение противоречит понятию бытия, поэтому Парменид приписывает бытию неизменность и гомогенность — абсолютную себетождественность во времени и в пространстве. Бытие едино и неподвижно. А что касается видимого движения, то древнегреческая мысль, вводя понятие субстанции, уже отказалась от наивной веры в истинность эмпирических данных.

Гегель приводит рассказ о Диогене из Синопа, который в ответ на отрицание движения начал ходить. Но этот рассказ заканчивается неожиданным поворотом: когда ученик Диогена согласился с таким аргументом, Диоген начал его бить: нельзя при логическом анализе удовлетворяться чувственной достоверностью (См.: В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 28, стр. 230).

В философии элеатов греческая мысль столкнулась с апориями движения, изменчивости, многообразия. Но одновременно она столкнулась с другими апориями — апориями тождества. Апории Зенона — апории нетождественности. Зенон приводил их для негативного вывода: движения нет. Апории тождества — это то, что было скрыто в позитивных утверждениях элеатов. Основное из этих позитивных утверждений: бытие — это тождество, гомогенность, неизменность — имеет достаточно серьёзные реальные корни. Рассудок постигает в природе то, что соответствует его логической функции, отождествлению, включению индивидуальных впечатлений и частных представлений в унифицированные множества отождествлённых элементов. Субстанция — это то, что является общим для отождествлённых элементов.

Если Гераклит перешёл от конкретных веществ к самому процессу трансформации одного вещества в другое и сделал само изменение субстанцией, то Парменид сделал нечто противоположное . Он рассматривает в качестве субстанции саму неизменность, тождественность, гомогенность. В самом деле, если существует только неизменность, тождественность, гомогенность, то исчезает субъект этих предикатов, нет ничего, чему можно было бы приписать тождественность и. неизменность. Если все мгновения заполнены одним и тем же содержанием, если они в этом смысле тождественны, то время стягивается в одно непротяжённое мгновение. Если пространство не обладает гетерогенным содержанием, оно стягивается в непротяжённую точку. Так исчезает субъект неизменности, субъект тождества.

Концепция Парменида — зеркальное (т. е. с инверсией) отображение концепции Гераклита. Последнего подстерегала аналогичная опасность — аннигиляция субъекта движения, самоубийство самого движения. Если изменяется всё, то мы приходим к изменению без того, что изменяется, без того неизменного, что является субъектом изменения. Если всё сохраняется, то мы приходим к аналогичному самоубийству, опустошению, аннигиляции: исчезает изменяющийся и без этого не существующий субъект неизменности.

Таким образом, гераклито-элейская коллизия — это конфликт двух компонент бытия — неизменного субстрата и изменяющихся предикатов, конфликт, который является сквозным для науки и философии. Речь идёт именно о конфликте. Тождественность — это отрицание различий, различия — отрицание тождественности.

Если рассматривать философские школы прошлого с их вопрошающей, «программирующей» стороны, то и школа Гераклита (если такая существовала), и школа Парменида выражали не только конфликт, но и неотделимость компонент бытия. В философии Гераклита звучит адресованный будущему вопрос об инвариантном субстрате изменений, в философии Парменида — вопрос о нетождественности. О нетождественности, которую философия Парменида отрицает, — вопрос здесь исходит не от философа, это скорее крик о помощи со стороны бытия, которое философские школы разрывают, изолируя его неизолируемые полюсы».

Кузнецов Б.Г., Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и неклассической науке, М., «Наука», 1972 г., с. 28-29.

vikent.ru

О логосе Гераклита

До нас дошли только разрозненные фрагменты из сочинений Гераклита (их насчитывают от 100 до 150) поэтому вряд ли можно полностью восстановить его учение о логосе. Более того, современники Гераклита и последующие поколения философов, изучавших его труды, отмечают запутанность, несвязность языка Гераклита; кажется, что его книги представляют собой криптограмму, написанную в виде загадок и аллегорий.

Такой великий ум как Сократ, выразился о книгах Гераклита: «Нужен делосский ныряльщик, чтобы в них не утонуть». Поэтому разбирать учение Гераклита также трудно, как идти ощупью в глубокой пещере, где только у входа мерцает свет, а чем дальше – тем более беспросветная тьма. Вся философия Гераклита сотканы из противоречий и алогизмов. Здесь не антиномии ограниченного человеческого рассудка, а принцип борьбы противоположностей, которые Гераклит приписывает объективному бытию. Его диалектика борьбы и тождества противоположностей воспринимается им как главный принцип жизни, движения и развития.

Что представляет собой логос Гераклита? Это свойство первоогня – основы мироздания, который пронизывает божественную и мировую субстанции. Это принцип закона и порядка, но сам закон это война, и порядок – раздор, «вечный спор». У Гераклита все построено на противоречиях, от которых возникает жизнь, — как от закваски вскисает тесто. Это философия парадокса, поэтому Гераклит непоследовательно раскрывает свою мысль, а вещает как делосский оракул, чтобы слушатели сами разгадывали темную глубину его слов. Мир един и множественен: все в одном и одно во всем.

Вечная божественная субстанция отличается от мировой субстанции, которая зависит от возгорания и затухания первоогня, и, в тоже время, они едины и нераздельны. Видимый порядок и красота космоса основаны на борьбе противоположностей, без которых не существует самого бытия, а затем оказывается, что эти противоречия только мнимости и иллюзия близкой перспективы, а на самом деле они тождественны друг другу. Мир всеедин, но это – единство противоречий, это динамичная борьба полярных сил, поэтому всеединство Гераклита, образно говоря, это единство клубка змей, впившихся друг в друга.

Сам космос у Гераклита то прекрасен, то безобразен: «Лучший из космоса – это мусор, выброшенный, куда попало» (изречение Гераклита, сохраненное Теофрастом). Логос Гераклита это принцип отношений единого – божества и множественности – мира, а самое главное, принцип тождества противоположностей и увековечивания борьбы. Вместе с тем логос – не абстракция, а некая реальная сила, присущая божеству и открывающаяся миру, но только отчасти, потому что не весь первоогонь – божественная субстанция – переходит в мир и воплощается в материальных стихиях, а некая часть остается сверхкосмической. Поэтому логос познаваем и не познаваем. Для Гераклита «отец всего – война, а мать – раздор», поэтому логос Гераклита, узаконяющий вечную войну и отождествляющий противоположности, принимает вид оборотня и становится антилогосом.

Логос это гармония хаоса, как сведение противоположностей к всеединству, когда исчезает сама полярность хаоса и логоса, дисгармония и гармония. Для реабилитации логоса Гераклит говорит о внутренней гармонии сокрытой во внешней дисгармонии. Определить логос Гераклита очень трудно. Чтобы определить предмет надо найти и выделить его устойчивые свойства, а у Гераклита устойчивостью не обладает никто и ничто: устойчива только сама изменчивость и свойство теокосмического огня, его ритмические периоды – возгорание и затухание. У бытия нет цели, это процесс перманентной борьбы, но ради чего и для чего – не известно; поэтому логос Гераклита превращается в Протея, обманывающего мир и смеющимся над ним, но от этого смеха у Гераклита текут слезы. Философ Лукиан в своей книге «Продажа жизни» приводит следующий диалог.

Чужестранец задает вопрос Гераклиту, почему он постоянно плачет. Тот отвечает: «Жизнь человека несчастна и полна слез, и нет в ней ничего неподвластного смерти. Настоящее мне не кажется великим, а будущее вовсе печальным – я разумею мировые пожары и погибель вселенной. Об этом я плачу, и еще о том, что нет ничего постоянного; все смешано как в болтушке, и одно и тоже: удовольствия – неудовольствия, знания – незнания, большое – малое, все перемещается туда – сюда и чередуется в игре вечности (эона)».

— «А что такое вечность?»
— «Дитя играющее, кости бросающие, то выигрывающее, то проигрывающее».
— «А что такое люди?»
— «Смертные боги».
— «А что такое боги?»
— «Бессмертные люди».

Затем Гераклиту задают вопрос, почему он пишет загадками и не разъясняет своих слов. Гераклит гордо отвечает, что ему нет дела ни до кого. В другом месте Гераклит пишет, что один (из постигших его мудрость) больше, чем тысячи тысяч народа, а тысяча тысяч (не понимающих его учение) для него ничто.

Гераклит утверждал: «Я знаю все, а другие – ничего». Но здесь дело не во внешних знаниях и эрудиции, так как сам Гераклит говорил: «Многознание не увеличивают ума», а, очевидно, в обладании какой-то сокровенной, сакраментальной мудрости, которая является главным принципом, лежащем под надстройкой остальных знаний. Этот принцип – сатанинский парадокс о единстве добра и зла, отрицании зла как такового, который стал идейной основой оккультных сект как древности, так и средневековья. Платон в диалоге «Софист» сохранил изречение Гераклита: «Враждебное – всегда в согласии». Оккультные секты, в том числе розенкрейцеры, развивая эту мысль, учили, что добродетели без греха не могут существовать, и только их синтез рождает мудрость, а затем открывали своим адептам, что бог и демон находятся в ладу и гармонии, при этом они беспрерывно меняются своими местами, и, в конце концов, выявляется, что божество и демон – это одно и тоже.

Основоположник неоплатонизма Плотин в своих «Эннеадах», цитирует Гераклита: «Универсум в ладу с собой, когда его части враждуют». Немезий в трактате «О природе человека» пишет: «Гераклит не различает света и тьмы, дурного и хорошего, но полагает их одним и тем же» (Надо заметить, что ту же мысль выражал известный современный демонист Кроули в своих апологиях сатане). Далее, откровение Гераклита: «Возникновение одного – сеть уничтожение другого; а уничтожение одного – возникновение другого»; значит, жизнь возникает не из жизни, а из смерти: жизнь это дар смерти. Здесь оправдание смерти, оправдание насилий, разрушений и убийств, похожее на некроманию, характерную для диктаторов революций, которые хотели построить утопический «остров счастья» на костях старого мира и удобрить почву для хилиастического сада потоками человеческой крови.

Учение Гераклита антилогично. Эта мозаичная антилогичность принимает у него форму выпуклого рельефа, поэтому логос Гераклита постоянно превращается в своего двойника – антилогоса. Гераклит подвел под свою диалектику безумную идею тождества противоположностей, не имеющей под собой ни логического, ни фактического подтверждения, где сама истина, добро, зло, добродетель и грех становятся не только относительными (релятивистскими), но и обуславливающими друг друга понятиями.

По Гераклиту материальный мир вечен и временен, так как он, погибая, сменяет свои формы; поэтому логос является не творцом мира, а его управителем. У Гераклита логос создает логосы разумных существ. Он пишет, что душа беспредельна, настолько глубок ее логос, и из самопознания своего логоса она приходит к познанию мира, который у Гераклита антропоцентричен.

Душа с ее логосом одновременно смертна и бессмертна, по смерти она переходит в воду или огонь, теряя свою субстанцию; однако ее логос, единосущный с божественным логосом, не умирает, а трансформируется в другие виды бытия. Гераклит называет логос «справедливым богом» и «владыкой мира» – «все пребывает согласно Логосу». Как совместить с этим, казалось бы, несовместимые понятия красоты и безобразия, добра и зла, справедливости и преступления? Здесь Гераклит, чтобы не сделать бога виновником мирового зла, прибегает к теодицеи бога.

karelin-r.ru

Смотрите так же:

  • Материнский капитал сколько можно снять денег Сколько в 2018 году можно снять денег с материнского капитала Федеральная программа по выплате материнского капитала была основана в 2007 году. В первый год женщины могли получить только 250 тысяч рублей. С 2007 года условия выдачи данной […]
  • Сумма материнского капитала в 2017 году СМИ узнали размер материнского капитала в 2017 и 2018 году Размер материнского капитала составит 480 000 рублей в 2017 году и 505 000 рублей в 2018 году в случае продления программы маткапитала на два года, сообщила в четверг газета […]
  • Ипотека морских судов Ипотека морских судов, воздушных судов, космических объектов Абрамова Мария Викторовна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - 480 руб., доставка 10 […]
  • Владимирова лп экономика труда учеб пособие м дашков и к 2002 Совершенствование методологии оценки производительности труда. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия) / И.В. Сергеев. – Изд. 3–е переработанное и дополненное. – Москва: Финансы и статистика, 2006. – 573 с. Рубинов, А.Н. В […]
  • Штраф за липовую справку Что грозит за поддельную медицинскую справку? Открылось дело по поддельной медицинской справке? Идет дело по статье 159.2 Как быть? Какие будут последствия? Уголовная ответственность за данное преступление, предусмотрена ст.327 УК РФ: […]
  • Права покупателя по договору розничной купли-продажи Защита прав потребителя Права покупателя по договору розничной купли-продажи Защита прав потребителя 2.3 Права и обязанности покупателя по договору / Договор розничной купли-продажи Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара. При этом […]