Переселение из тольятти

Переселение из тольятти

Ипотека в нагрузку

Жителям моногородов предлагают воспользоваться новой программой переселения

Ситуация в Тольятти вряд ли выправится в ближайшее время. По крайней мере, власти уже предлагают сотням бывших работников «АвтоВАЗа» переселиться в город Тихвин Ленинградской области. В свою очередь, совет директоров Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) одобрил в конце прошлой недели лимит в 500 млн. руб. на реализацию пилотного проекта по запуску ипотечного продукта «Переезд», которым могут первыми воспользоваться тольяттинцы. Его авторы надеются, что проект поможет россиянам, живущим в городах со сложной экономической обстановкой, перебираться в более благополучные места и приобретать там жилье. По словам экспертов, в целом идея заслуживает внимания, но риски в данном случае настолько высоки, что в итоге человек может оказаться в ситуации обмена «шила на мыло».
Проблему приобретения гражданином жилья в новом регионе АРИЖК предполагает решать за счет жилого помещения, имеющегося в собственности человека в том регионе, из которого он уезжает. Схема выглядит так: для начала претендент на смену места жительства должен устроиться на работу там, куда он планирует переехать, и успешно пройти испытательный срок. Одновременно ему следует подобрать для приобретения новое жилье, где он намерен постоянно жить. Дальше нужно обратиться за финансовой помощью в АРИЖК, которое, как подчеркивается, окажет ее «на платной, срочной и возвратной основе».
Самое же главное во всей этой истории состоит в том, что, как отмечают в агентстве, схема не обязывает заемщика ежемесячно выплачивать ни проценты, ни часть долга по займу. Ему разрешается погасить сразу всю задолженность путем реализации имеющегося жилья. АРИЖК, в свою очередь, оценит старую квартиру, поскольку размер займа будет равен ее стоимости, и возьмет с гражданина обязательство потратить деньги только на приобретение нового жилья. А если денег не хватит (что, скорее всего, сплошь и рядом будет происходить), россиянин обратится в банк за ипотечным кредитом.
Напомним, в 2009 году правительство России выбрало 27 моногородов, наиболее нуждающихся в помощи. В первую тройку списка вошли Тольятти, Байкальск и Пикалево. Всего в РФ, по данным АРИЖК, более 350 моногородов (в них проживают около 16 млн. человек), в 17 из которых – кризисная ситуация. Ожидается, что уже в этом году по разработанной программе смогут переехать 450–500 семей.
Первыми же воспользоваться новыми возможностями смогут жители Тольятти. Недавно появилась информация, что высвобождаемым работникам «АвтоВАЗа» предложат переехать в город Тихвин Ленинградской области и трудоустроиться на вагоностроительном заводе.
То, что власти озаботились судьбой тех, кому сейчас особенно плохо, уже само по себе хорошо, отмечают независимые эксперты. Правда, они опасаются, что непродуманность проекта может погубить идею в зародыше. «Сама идея замечательная, поскольку это фактически первый проект по трудовой миграции в масштабах страны, – сообщила «НИ» известный независимый аналитик рынка жилья Ирина Радченко. – Наконец, кто-то озаботился этим. Сейчас у нас трудовые потоки никто не контролирует». Однако риск, который берут на себя граждане, решившие воспользоваться этой программой, неоправданно высок. Во-первых, цены на жилье в моногородах крайне низки – оттуда, где нет работы сейчас и не предвидится в ближайшей перспективе, люди стремятся уехать. Власти, предлагая даже такой вариант переезда, фактически признают: ловить там нечего. А если программа станет более или менее массовой, цены на недвижимость упадут еще больше, и иных вариантов, кроме «ипотеки в нагрузку», у людей вообще не останется. А взваливать не себя такое новое ярмо, едва выбравшись из старого, вряд ли кто-то захочет.
Во-вторых, человек фактически уезжает в неизвестность, и при этом он связывает себя по рукам и ногам огромным количеством обязательств. «Это большой риск, – отмечает г-жа Радченко. – Допустим, человек живет в Тольятти, он уже оброс какими-то связями, ориентируется в ситуации. Потом он переезжает в Тихвин, где сейчас вроде бы заводу требуются сотрудники. Но уже через полгода ситуация может измениться. И что тогда? А человек уже ввязался в новую ипотеку, свою квартиру заложил, новую купил, работы нет ни там, ни здесь. И что? Ладно бы речь шла о сегменте среднего класса, где доходы, по крайней мере, позволяют оправдать затраты на переезд. А так человек у себя в городе получал 6 тыс. и здесь будет получать 5,5 тыс. То есть, получается, поменял шило на мыло».
Выбор Тольятти в качестве «пилота» тоже вызывает у экспертов немалые сомнения. Мало того, что он фактически демонстрирует: несмотря на десятки миллиардов госпомощи, автогигант в обозримом будущем не возродится. Он способен еще и спровоцировать горожан к действиям, о которых потом могут пожалеть. «Не думаю, что правильно начать именно с Тольятти, – сказал «НИ» заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин. – Там проживают 500 тыс. человек, этого достаточно для того, чтобы развивать другие производства, вести малый бизнес. А что такое Тихвин? Небольшой городок, находящийся бог весть где в заснеженных полях Ленинградской области, который через какое-то время может оказаться в непростом финансовом положении. Людей приглашают на новое предприятие, и они должны прекрасно понимать, что рискуют. В самой области, кстати, есть очень много городков, в том числе Пикалево, которые отнеслись бы с большей заинтересованностью к наличию рабочих мест в Тихвине».
По словам депутата, чтобы люди потом не пожалели о том, что пошли на такой шаг, проект должен быть полностью прозрачен: граждане должны знать все – объемы платежей, процентные ставки, условия погашения займа. И при этом соотносить все это с будущей зарплатой, что практически невозможно, поскольку никто не гарантирует, какой она будет через полгода-год и будет ли вообще. «Рациональнее было бы вначале предлагать переехавшим гражданам семейные общежития и не обязывать их продавать старое жилье в городах, из которых они уехали. В крайнем случае, если все сложилось для тебя очень плохо – не прижился, не устраивает зарплата, вообще уволили, – ты теряешь комнату в этом общежитии и возвращаешься обратно – туда, откуда приехал. Но хоть что-то у тебя остается, а не только долги по ипотеке за квартиру, в которой и жить уже не хочется», – рассуждает депутат.

Евгения ЗУБЧЕНКО. «Новые известия», 1 февраля 2010 года

Исход из моногорода

Приходящие в упадок индустриальные города в России – это серьезная проблема. Правительство теперь хочет склонить печально знаменитых своей инертностью рабочих к перемене места жительства.
Путь от Тольятти до Тихвина длиннее, чем от Рима до Берлина. Эти два российских города находятся на расстоянии 1600 километров друг от друга. Тольятти – это российский центр по производству автомобилей Лада, который расположен в среднем течении реки Волги, и климатические условия здесь терпимые. Другой город, в котором производятся комплектующие для железнодорожных вагонов, а скоро будут выпускаться и целиком вагоны, находится на мрачном севере.
Чемоданы в Тольятти пока еще не упаковывают. Однако уже в ближайшее время сотни семей будут вынуждены собрать свое нажитое добро и двинуться на север. Это предусмотрено программой по переселению, предложенной российским правительством. Для реализации этих целей Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) выделило 500 миллионов рублей (12 миллионов евро).
Жители Тольятти должны попытаться вырваться из моногорода. Так в России называют образованные в советские времена моногорода, которые подключены к капельнице одного единственного градообразующего предприятия или нескольких предприятий, связанных по условиям производства. Что касается Тольятти, то здесь жизнь 750 000 человек связана с крупнейшим предприятием по производству легковых автомобилей АвтоВАЗом. После того как в прошлом году автомобильный рынок страны сократился наполовину, АвтоВАЗ больше не может сохранить места для всех 100 000 рабочих. И в будущем АвтоВАЗ вряд ли сможет вновь принять их всех на работу, даже если будет успешно проведена запоздалая модернизация предприятия.
Экономический кризис не только резко прервал продолжавшийся несколько лет период бурного экономического роста в стране и сократил в прошлом году объем производства на 8,5 процента. Он также предельно обострил тяжелейшие проблемы моногородов.
Наследие советского плана заселения территории страны тяжелым грузом лежит на этих городах, которые, к тому же, частично расположены в суровых с климатической точки зрения регионах. Не всем из них сейчас приходится плохо, и некоторые из них – например, города нефтяников в Западной Сибири — процветают. Всего, по данным АРИЖК, насчитывается 350 моногородов, население которых составляет 16 миллионов человек. В 17 из них ситуация признана критической.
В отличие от моногородов в других странах, инфраструктура и сфера обслуживания за пределами главного предприятия здесь непозволительно слабо развиты, так что дополнительные рабочие места здесь большая редкость. К этому следует добавить, что и природные ресурсы, от которых зависят некоторые из таких городов, также иссякают.
Двум десяткам моногородов правительство в прошлом году пообещало предоставить государственные субвенции и кредиты в размере полумиллиарда евро. Теперь нужно расшнуровывать и другие пакеты помощи. По некоторым данным, государство в отдельных совершенно безнадежных случаях не исключает и возможности полного переселения. Переезд бывших сотрудников автозавода из Тольятти российские управленцы рассматривают как своеобразный тест. Желающим принять участие в программе переселения обещают не только рабочие места на вагоностроительном заводе в Тихвине. В обмен на оставленную под залог собственность они могут получить на выгодных условиях кредит на приобретение жилья у жилищного агентства. По данным газеты «Ведомости», в программе есть некоторые изъяны, так что, судя по всему, лишь немногие согласятся принять в ней участие. Так, к примеру, будет сложно проводить оценку недвижимости в экономически отсталых регионах. Кроме того, выбор у людей ограничен Тихвином, и они, таким образом, вновь окажутся в моногороде.
По крайней мере, логика этой программы правильная, считает сотрудник московского (независимого) института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее мнению, надо помочь людям вырваться из депрессивных регионов.
Россиянам, конечно же, необходима эта помощь – сами по себе они с этой задачей вряд ли справятся. «Географическая мобильность населения крайне низка, — подчеркивает ректор Российской экономической школы в Москве Сергей Гуриев. – Российский рынок рабочей силы — самый инертный среди всех восточноевропейских стран». По данным статистики, только два процента россиян в течение всей своей жизни меняют место жительства внутри страны в поисках работы. В США этот показатель составляет почти 20 процентов.
Предыдущая российская программа по переселению, которая проводилась в основном для жителей крайнего севера, закончилась неудачно из-за административных барьеров, и в первую очередь это можно объяснить неразвитостью рынка жилья, а также финансового рынка, подчеркнул Гуриев. По его словам, исследования показывают, что те россияне, которые хотели бы переехать из слабого в экономическом отношении региона в процветающий регион, не смогут этого сделать по причине высокой процентной ставки и низкой заработной платы. Резкое отличие в уровне заработной планы в отдельных регионах не будет таким образом выравниваться. Так образуется порочный круг – люди не могут уехать, а в их регионе отсутствует конкуренция на рынке рабочей силы, поэтому уровень заработной платы продолжает оставаться низким и в ходе кризиса может даже сократиться.

Эдуард ШТАЙНЕР. «Die Welt», 2 февраля 2010 года
Опубликовано на ИноСМИ.Ru

www.demoscope.ru

23 мая 2017 года первый вице-губернатор – председатель Правительства Самарской области Александр Нефёдов провёл рабочее совещание, на котором обсуждался ход реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Самарской области.

Напомним, что одноименная областная программа рассчитана до 1 сентября 2017 года. В настоящее время завершена реализация I (2013-2014 годы) и II (2014-2015 годы) этапов программы, продолжается реализация III (2015-2016 годы) и IV (2016-2017 годы) этапов. В рамках выполнения программных мероприятий на территории региона должно быть ликвидировано 343 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда и переселено почти 20 тыс. человек.

В рамках реализации III этапа программы переселено 4 233 человека из 1744 аварийных жилых помещений общей площадью 72 тыс. кв. м. На эти цели было направлено 2 661,1 млн. рублей, из них средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 667,9 млн. рублей, остальные – средства областного бюджета.

В 2016 году приступили к реализации заключительного IV этапа программы, на который предусмотрено финансирование в размере 3 739,6 млн. рублей, в том числе за счет средств Фонда – 861,2 млн. рублей, областного бюджета – 2 691,4 млн. рублей, местных бюджетов – 187 млн. рублей. По состоянию на текущую дату перечислено 2279,6 млн. рублей.

В текущем году предстоит переселить 5633 человека.

По информации министерства строительства Самарской области, в г.о. Жигулёвск и Новокуйбышевск готовность многоэтажных домов для переселения граждан составляет 60-75%. К 1 августа подрядчики обещают ввести их в эксплуатацию. Продолжаются работы в г.о. Самара, м.р. Красноармейский, Борский, Ставропольский.

В настоящее время в г.о. Жигулевск устраняются замечания по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Министерством организованы выездные проверки в муниципальные районы Борский и Красноярский, на территории которых в построенных жилых домах также выявлены недостатки. По данным фактам Прокуратурой Самарской области проводится проверка.

nesluhi.info

Переселение граждан Самарская область Информация предоставлена на 29.07.2018

Переселение граждан в цифрах по состоянию на 01 Июля 2018 года

В список «Самарская область» включено 1 156 аварийных дома, включая:

  • По площади
  • По гражданам

На контроле по Распоряжению Правительства РФ № 1743-р
(целевые показатели с 2014 г. по 2018 г.):

Осталось расселить:

Расселено:

Аналитика переселения

Вы можете просмотреть аналитическую информацию по Переселению граждан на выбранной территории в различных разрезах.

Контроль качества домов

В разделе «Контроль качества домов» представлены построенные дома, по которым имеются обращения, указывающие на конкретные недостатки качества жилых помещений.

Домовая книга

ФОТОГРАФИИ

У нас размещено 54 741 фотографий строящихся и введенных в эксплуатацию домов

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

Вы можете подать обращение по вопросам реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Почтовый адрес: 115088, г. Москва,
ул. Шарикоподшипниковская, д. 5

Телефон: 8 (800) 700-8989

В разделе «Аварийный жилищный фонд» представлены сведения по аварийным домам, подлежащим расселению.

В разделе «Контракты на переселение» представлены заключенные контракты по переселению граждан из аварийного жилья, включая: контракты на строительство многоквартирных домов, участие в долевом строительстве, покупку помещений у застройщика, покупку помещений на вторичном рынке, выкуп помещений у собственников, а также другие контракты.

В разделе «Строящиеся дома» представлен перечень строящихся домов по программам переселения граждан из аварийного жилья.

В разделе «Построенные дома» представлен перечень построенных домов по программам переселения граждан из аварийного жилья.

В разделе «Ранг субъектов» представлен рейтинг субъектов по реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также итоговый показатель выполнения программ.

Вся информация собрана на основании мониторинга расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 1 января 2012 года и подлежащего сносу или реконструкции в связи с физическим износом.

Временный адрес.
Указанный адрес отсутствует в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС). Данная отметка будет снята после регистрации адреса в ФИАС.

www.reformagkh.ru

Здравствуйте! мы семья приехали из туркменистана по программе переселения.не успеваем получить рвп истекает срок визы.продление визы платной будет она для нас?и ещё один вопрос-регистрацию на год после получения рвп нам самим искать?или нас должны регистрировать в пунктах временного размещения?приехали по программе в калужскую обл.

Я получил свидетельство участника программы переселения соотечественников в РФ. Оформляю документы на РВП и Гражданство. Могу ли я в Калининграде я купить участок земли в садоводческом товариществе под строительство дома. Квартиру в Калининграде уже купил. Пока являюсь гражданином Украины, но родился и вырос вКалининграде, здесь же живет мать.

Здравствуйте! Я гражданин Узбекистана, проживаю и работаю водителем в России, имею РВП. Какое время я могу пользоваться своим водительским удостоверением в России? И смогу ли я получить российское водительское удостоверение после получения вида на жительство? Спасибо.

Здравствуйте. Я гр.Узбекистана в данный момент нахожусь на территории России в Тольятти, на днях получила РВП в Самаре. В Самаре сказали, что я могу участвовать в программе переселения и подать уже сразу на гражданство, тем более что у меня отец гр.РФ и пенсионер. Но в Тольятти мне предлагают только два варианта: носитель русского языка, что делается в Самаре или через пол года подать на вид на жительство а потом на гражданство что займет почти год. На данный момент у меня нет работы, т.к. младшего ребенка не берут в сад. Что мне делать, что говорить и как действовать в УФМС в Тольятти? Спасибо.

Добрый день! Обращаюсь к Вам за помощью! Я и моя семья- беженцы с Украины, с Луганска. На данный момент живем в Ставропольском крае, тут же получили статус временного убежища в РФ. В начале ноября муж едет работать вахтовым методом в г. Советский (работу нашел не через банк вакансий, а через знакомого ), организация зарегистрирована в Сургуте, я же с детьми хочу приехать в декабре к нему, планируем остаться в РФ на ПМЖ по программе переселения соотечественников. Хотела узнать, куда мне правильнее ехать, в Сургут, по месту регистрации организации, или можно выбрать любой другой город в ХМАО или Тюменской области. Какие вообще населенные пункты участвуют в программе переселения соотечественников на территории ХМАО и Тюменской области? Заранее благодарна! Еще вопрос по поводу проезда- кто и когда его компенсирует, по приезду местные службы или Ставропольский край покупает билеты?

Ответ: Компенсирует пилотный регион, при оформлении свидетельства участника Программы. Более подробно по регионам сморите на портале Соотечественники www.aiss.gov.ru

Добрый день. Можно ли официально трудоусроить человека без РВП, но со свидетельством участника программы переселения соотечественников, из Казахстана? И какова процедура трудоустройства при этом, если возможно(т.е. на общих основаниях устраиваем, как и россиян, или как-то по-другому?)

Ответ: Граждан Казахстана принимаете как и белорусов просто по трудовому договору на срок один год. Потом продлеваете и договор, и регистрацию еще на каждый год. Разрешение на работу не нужно. Разница с россиянами только в том, что договор по году, а не бессрочный. Если же принимаете его как Участника Программы то только в том регионе, на который выдано Свидетельство.

Здравствуйте уважаемые юристы мы граждане Молдовы но проживаем в России более десяти лет мы семья из четырёх человек муж я и двое детей дети здесь учатся в 6-ой и 4ый класс уже подскажите пожалуйста как нам получить гражданство по программе переселения Спасибо

Пока без ответа

если подали заявление на участие в программе соотечественники в Костроме но решили переехать в другой регион можно ли перевестись или сниматься с программы и заново подоватьзаявление

Добрый вечер, всем. Отличный и полезный форум, спасибо администраторам. Я участник программы-Новосибирская область. У Меня наболевший вопрос. Правды не могу найти. Я прошла почти все круги «ада». Последний этап-получение паспорта РФ (документы сдала), но Мне придётся после получения паспорта обратно уехать в Казахстан..Могу ли Я это сделать. Я слышала, что Мне нужно прожить 6 месяцев на территории Новосибирска, то бишь Я не выездная в течении этого времени. Это так?

здраствуйте.Можно-ли со справкой убежища, или со свидетельством убежища подать на переселение в другом регионе?

Здравствуйте! Меня зовут Сергей. Я родился в СССР, на территории РСФСР, Орловская область. Далее мои родители переехали на территорию Молдавии и сейчас я являюсь гражданином Респ. Молдова. В 2008 году я приехал в Москву на заработки и с тех пор не выезжал. Сейчас живу «гражданским» браком с гражданкой РФ, с которой воспитываем общего ребенка. Каким образом я могу подать документы на гражданство РФ, что для этого необходимо сделать? Надеюсь на Ваш ответ.

я получила с дочерью статус временного убежища хочу подать документы на госпрограмму соотечественников но в фмс сказали что для этого мне нужно высшее образование

Добрый день. Я из Украины, оформила статус убежища в Тюменской обл., а соотечественника мне не дают. Могу ли я оформить соотечественника в другом регионе. И как мне это сделать, если выезжать я не могу с Тюменской обл.

Ответ: До 01 ноября. Так что надо срочно получать российское.

Здравствуйте.Мы участвуем в программе переселения.Получили карточку переселенца.Переехали в Воронеж,документы ещё не подали.т.к. не дошла очередь.Истекает срок прибытия в России 3 месяца.Подскажите пожалуста нам с семьёй нужно опять пересечь границу.Спасибо.

Ответ: Нет, не надо. Пребывание Вам будет продлено.

скажите пожалуйста ,а пребывание кто в этом случае продлевает? Спасибо.

Подскажите пожалуйста, я по Программе пересиления,у меня уже есть рвп, но я не успел подать на гражданство закончилась прописка какой облагается штраф за просрочку в 4 месяца, спасибо за ранние.

Доброго времени суток! Я гр.Украины.приехал в г.Радужный ХМАО РФ в августе.получил св-во ВУ и подал документы на участие в программе. вопрос вот в чем, я могу ли получить какие то подъемные, если уже устроен официально на работу? Получил св-во участника программы, нужно ли мне будет оформлять ВНЖ. или же после получения РВП,сразу могу подавать на гражданство? После получения РВП. могу ли я переехать в другой субъект РФ,или только после получения гражданства? Заранее спасибо за ответ

Здравствуйте.Я гражданка Украины,родилась на территории РСФСР.Пребываю в Ростове-на-Дону с 09.08.14. по частному визиту.Хочу остаться здесь,да и возвращаться некуда.Могу ли я принять участие в Программе по переселению соотечественников,если профессия ещё не получена(учусь заочно в Украине)?Стаж работы имеется(указанно в трудовой).И ещё,по истечении 3-х месяцев пребывания здесь, не успеваю подать документы(по состоянию здоровья).Мне нужно будет снова пересечь границу?В отделении ФМС отказались продлить время пребывания посредством записи в миграционной карте.Заранее спасибо большое за ответ!

Добрый день! Я получаю сейчас в курской области документы по программе переселения. Вопрос первый: Если у меня есть военный билет и я проходил службу в Узбекистане , нужно ли мне служить в РФ? Вопрос второй: Смогу ли я после получения внутреннего паспорта по программе переселения, сразу же зарегистрироваться в московской области ?

Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, действительно ли с 01.01.2015 г. отменен ввоз контейнеров участникам программы переселения соотечественников на территорию вселения? И можно ли узнать, почему? Спасибо.

Здравствуйте!У меня есть вопросы по программе переселения.Я планирую переехать в РФ и получить гражданство.Можно ли: подать всей семьей на переселение но рвп мне сделать одному выехать в РФ получить гражданство и соответственно забрать всех потом?(основной вопрос,если я один перееду а всей семьей документы подадим на участие в программе,пока без рвп для всех,я один получу только дадут ли мне одному гражданство,и не возникнет ли потом проблем у семьи что я основной переселенец а уехал один и всех только через 3 года забираю)

Здравствуйте! Планирую подачу документов на программу. В соответствии с этим необходимо: Оригинал трудовой книжки и копия, заверенная постранично работодателем или нотариусом. Мой вопрос будет ли достаточно нотариальной копии книжки, а то работодатель не отдаёт её надолго? Спасибо.

могу я участвовать в программе переселения если у меня только среднее образование я переехала из Украины во время боевых действий

www.migrants.ru

Проще простоя

Социальный эксперимент, который может дать толчок трудовой миграции: из стагнирующего Тольятти людей зовут работать в развивающийся Тихвин.

Весть о проекте переселения под ипотеку тольяттинцев, сокращенных с АвтоВАЗа, в городок Тихвин, что в Ленинградской области, взбудоражила всех. Лидеры вазовских профсоюзов заявили: «Люди не перекати-поле, не оставят свои гаражи и огороды». Либералы отозвались: «Не хотят работать, потому и не мобильны». Коммунисты разозлились: «Зачем новый завод, когда простаивают «Уралвагон», Брянский и Тверской вагоностроительные?» А петербургские социологи предупредили: тихвинцы чужаков пускать не хотят, у самих работы нет.

Безработица с обогревом

Еженедельный антикризисный штаб города Тольятти публикует пугающие сводки. В феврале, как сообщил директор местного Центра занятости населения Владимир Багаев, число безработных составило 17 902 человека. Из них половина женщины, 31 процент — молодежь в возрасте до 30 лет, 23,2 процента — граждане предпенсионного возраста. На одно рабочее место претендуют 10 человек, а сокращения на предприятиях продолжаются. Только на одном АвтоВАЗе «в простое по вине администрации» пребывают 4110 человек.

Тем не менее тольяттинцы без энтузиазма восприняли предложение переехать на работу в Тихвин. Центры занятости хоть и вывешивает на своих стендах буклеты, привезенные тихвинскими кадровиками, но в ответ получили только несколько неуверенных телефонных звонков.

Как говорит председатель местного профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, в который входят автовазовцы, Николай Карагин, «у людей квартиры, капитальные гаражи с обогревом, при них погреба, где хранят дачные урожаи». Кто бросит насиженное место в погоне за обещаниями? Тем более, говорит Николай Карагин, люди верят в помощь областных и федеральных властей.

«Да сколько можно надеяться-то?» — говорит безработный житель Тольятти Павел Быков. Ему 39 лет, у него несколько рабочих специальностей: он и строитель, и тракторист, и сварщик. Работал на АвтоВАЗе, потом на сборке новой «Нивы», ездил на Север. Настрадался от неопределенности и от нечестных работодателей. Тем не менее как только речь заходит о Тихвине, восклицает, что ни за что не покинет родной город: «Тут ведь родня, да и дача у меня на берегу канала, старенькая, конечно. А что, там правда гарантия работы и зарплаты. » И в конце нашего разговора тихо произносит: «Да я, пожалуй, готов поселиться где угодно, лишь бы нормально жить и растить ребенка. Где анкеты дают? Пусть и маленький тот Тихвин, какая разница. У нас город большой, да что толку, если здесь даже 10 тысяч и те не платят? В моем Шлюзовом микрорайоне безработных много. На биржу никто на учет не встает — пособие мизерное. Люди едут подрабатывать кто в Москву, кто в Питер, да только там сейчас нам не рады».

Ожидается, что вагоностроительный завод, который еще строится, в 2011 году начнет выпускать каждые 24 минуты по грузовому вагону

От моногорода слышу

Парадокс в том, что спасать моногород собирается тоже моногород, только бывший. И еще 10 лет назад из бывшего филиала Кировского завода, в 1986-м переименованного в «Трансмаш», люди так же, как сегодня жители Тольятти, ехали на заработки в Петербург, Москву и Череповец. Отказ от проекта «Сокол» в пользу «Сапсана» — на предприятии собирались выпускать отечественные скоростные поезда, но потом решили покупать их у немцев,— казалось, поставил крест на городе.

Десять тысяч человек в одночасье остались не у дел.

Но власти региона старались найти выход: возили в Тихвин зарубежных инвесторов, расхваливая выгоды географического положения городка, в котором есть и крупный железнодорожный узел, и дешевая избыточная электроэнергия (каскад Волховских ГЭС), и недорогая рабочая сила. В результате именно здесь возникла фабрика сосновой мебели IKEA, открыт филиал немецкой фабрики трикотажного белья «Комацо», а по финским технологиям на новом комбинате стали заготавливать древесину.

Если в соседнем Тихвину Пикалеве премьер был шокирован ветхими цехами и коммуникациями, то, загляни он в Тихвин, был бы потрясен масштабами технического обновления той самой промзоны с заглохшими цехами «Трансмаша». Новые владельцы этих активов построили на развалинах новейший завод «Феррохром». Закупили для изготовления ферросплавов не только современное оборудование, но и месторождение в Казахстане, откуда теперь привозят хромсодержащую руду. «Мы недавно запустили уже четвертую дуговую печь. Приезжали даже южноафриканцы, а уж они-то толк в этом деле знают»,— рассказывает глава тихвинского энергонадзора Любовь Виноградова. Оказывается, совсем недавно на «Феррохроме» работала вполсилы одна печь, а сейчас все четыре шпарят в три смены. Им, можно сказать, повезло: авария на Саяно-Шушенской ГЭС обесточила Братский завод ферросплавов и всю нагрузку перебросили в Ленинградскую область.

А о Тихвинском вагоностроительном заводе (ТВСЗ) наслышана, кажется, теперь вся страна. И дело не в нашумевшем инвестпроекте, под который в разгар кризиса дали неслыханный по величине зарубежный кредит. А из-за шумихи, поднявшейся вокруг приглашения в небольшой северный городок тольяттинцев, живущих в полумиллионном городе благодатной средней полосы. Завод между тем строится на всех парах и должен быть сдан в декабре 2010 года. Старые корпуса разбирают, стены укрепляют мощными стальными фермами. Четыре цеха готовы, подведены под кровли. В обновленную литейку уже в марте начнут завозить и монтировать плавильные печи. Ожидается, что ТВСЗ в 2011 году заработает и начнет выпускать каждые 24 минуты по грузовому вагону, до 10-13 тысяч штук в год. А также в реальность грядущей массированной замены изношенного грузового парка РЖД, ведь заказчик — железнодорожное ведомство — в этом долгосрочном проекте кровно заинтересовано.

Для приезжих вагоностроителей активно строится жилье. Но в основном завод рассчитывает на местных жителей

У безработицы неженское лицо

И все же главной проблемой в развитии любого региона оказывается не техническая, а человеческая. Еще совсем недавно, в 2008 году, вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, один из идеологов привлечения крупных инвесторов, опасался, что миллиардные вложения в Тихвине, Усть-Луге, второй очереди ЛАЭС некому будет осваивать — дефицит рабочей силы региона составлял почти 600 тысяч человек. А сегодня, через полтора кризисных года, глава комитета по труду Ленинградской области Александр Караванский так комментирует планы привлечь специалистов — переселенцев из Тольятти и других российских городов: «Привлекать приезжих нецелесообразно. Пусть своих переобучают, чтобы люди без дела не сидели. Многие ранее уволенные с завода с удовольствием пошли бы, подучившись на курсах, на ТВСЗ. Да и каких-либо заявок и запросов из Тольятти о вакансиях у меня пока не было».

По словам главы Тихвинского центра занятости населения Елены Путрич, при 36,5 тысячи работающего населения на учете по безработице состоят 1100 человек, а годом назад было вдвое больше. Всего в Тихвинском районе живут 76 тысяч человек, и в наши дни он считается трудоизбыточным. Лишние рабочие руки и у соседей тихвинцев — в Бокситогорском и Киришском районах.

В выживании, оказывается, есть свои плюсы. Кто побойчее из тихвинцев переучились на предпринимателей или ушли в сферу обслуживания. «Вы обратили внимание — везде женщины? — улыбается журналистка местной газеты «Трудовая слава» Алла Шабанова.— Было когда-то у нашей безработицы женское «лицо», а теперь оно мужское. Женщины терпеливы, надежны, старательны. Мужчинам же сразу подавай большие деньги, на маленькие они не согласны и потому предпочитают ничего не делать. А сами «злоупотребляют»».

Злоупотребляют, это верно. Пройдясь днем по городу, встретила немало мужчин с оттопыренными карманами, явно «загрузившихся» в соседних магазинах. Задерживаю их вопросом о будущих новых соседях. «С АвтоВАЗа? На кой они нам тут сдались? Сами бутылки собираем!» Мои собеседники работали на лесозаготовке, но кризис этот промысел подкосил, а больше они делать ничего не умеют. На завод идти получать новую профессию не собираются. «На наш век леса хватит,— усмехается мужчина.— А чужие пусть не думают, что здесь медом намазано. Кинут их на деньги и без квартир останутся».

По данным петербургского социолога Татьяны Протасенко, о недоброжелательном отношении тихвинцев к «трудовым мигрантам» из Тольятти стало известно сразу же, как были обнародованы планы переселения. Ученые недоумевают, на какие исследования опирались чиновники федерального Агентства по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов (АРИЖК), предложившие уволенным работникам АвтоВАЗа переселиться в Тихвин, где требуется 3,5 тысячи человек на завод «с иголочки». «Перемещение столь серьезных миграционных потоков — это серьезный шаг, требующий социологического сопровождения,— убеждена Татьяна Протасенко.— Игнорировать недовольство населения, по крайней мере, недальновидно».

«Никаких исследований мы не проводили, социологи нам не нужны,— отмахивается директор по корпоративным коммуникациям группы ИСТ, строящей ТВСЗ, Владислав Вершинин.— Нужны люди из автопрома, специалисты, работавшие в тяжелом и среднем машиностроении, работавшие на конвейере. Металлурги нужны».

Владислав считает проблему недовольства местных надуманной, потому что из трех с половиной тысяч набираемого персонала две трети должны быть жителями Ленинградской области, того же Тихвина, Пикалева, Бокситогорска. Литейщиков рекрутеры надеются переманить из Череповца, из Усть-Ижоры. Дисциплинированных грамотных инженеров — из числа выпускников института железнодорожных войск. И не более 500 семей по условиям пилотного проекта Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, которое будет обеспечивать приехавших жильем,— из Тольятти, Нижнего Новгорода, Ульяновска. «Нам важно, чтобы работники были квалифицированными. Отбор людей идет штучный,— поясняет Владислав Вершинин.— Наш новый завод — это «плавильный тигель» с четко заданным результатом. Мы создаем конкуренцию на рынке труда и не скрываем того, что хотим влить в Тихвин «новую кровь»».

Что это означает? Поясним: работодатели убеждены в том, что квалифицированные специалисты с АвтоВАЗа, умеющие делать на современной конвейерной системе автомобили, легко освоят современные конвейерные технологии изготовления вагонов. Кроме того, привнесут в новое производство высокую культуру труда. Ведь местные инженеры, мастера и рабочие за годы молчания заводского гудка подрастеряли навыки. Всех будут два месяца переучивать на курсах (строится корпоративный учебный центр). Зарплаты заводчанам предложат от 25 до 35 тысяч рублей. Это гораздо выше, чем нынешний средний доход в Тихвине (14 тысяч рублей). Работа и зарплата гарантирована как минимум на предстоящее десятилетие. Для будущих вагоностроителей активно строится жилье: кипит работа на трех 14-этажных и трех 9-этажных монолитках, на 4-этажных и 3-этажных коттеджах для топ-менеджеров. Завод не обременит местную социальную инфраструктуру — у его работников будет свой детский сад, а то и два (первый, на 280 мест, достраивается). «В школах вроде недостатка нет, девять штук, а уж больница в Тихвине — чудовищно огромное 12-этажное здание, какого нет и в Тольятти. Там можно не только лечиться, но и развлекаться — плавать в бассейне»,— заключил Владислав Вершинин.

Любопытно, кто первым предложил спасать российские моногорода с помощью переселения трудовых резервов? Госчиновники «прислонились» к планам бизнесменов, строящих промышленные объекты с жильем, или наоборот? И в чем выгода бизнесменов, согласившихся стать участниками пилотного проекта АРИЖК?

— Безусловно, мы хотим «отбить» 200 миллионов, вкладываемых сейчас в строительство жилья,— подтверждает господин Вершинин.— А государству важно изменить в лучшую сторону судьбу 500 безработных семей со средней Волги, дать им работу и крышу над головой.

А что ждет самих переселенцев? Судя по пояснениям директора АРИЖК Андрея Языкова, предлагаемый механизм переселения, на первый взгляд, довольно прост: государственное агентство даст людям ипотечные кредиты под залог собственных квартир в их регионе. На эти деньги будущий работник сможет купить квартиру в Тихвине. Первые два-три месяца «переселенец», обучаясь на курсах и живя в общежитии, сможет приглядеться и принять решение — остаться или уехать домой. А после этого испытательного срока оставшиеся должны будут заключить с заводом соглашение. Сотрудник гарантирует, что проработает на предприятии не менее 5-10 лет. Завод, в свою очередь, даст гарантию, что отработавший «срок» сотрудник получит квартиру в полную собственность.

— Нам важно, чтобы наши работники стали нашими соинвесторами,— подчеркивает Владислав Вершинин.— К жилью, полученному даром, одно отношение, а к купленному — другое, ответственное. При этом для переселенцев создаются максимально благоприятные условия: ипотечные кредиты им даст государство, а мы продадим им новое жилье не по рыночной цене, а по себестоимости. Разницу в стоимость квадратного метра в более дорогом Тольятти и в Тихвине тоже следует учитывать. Зарплату даем такую, чтобы хватило людям и на выплату небольших процентов, если они будут, и на жизнь, не волнуйтесь.

Что касается опасения экспертов о возможном обрушении рынка жилья в самом Тольятти вследствие массовой его продажи отъезжающими, то Владислав Вершинин убежден: процесс затянется на пару лет, к тому же не тот масштаб, чтобы опасаться серьезных последствий.

А тем временем «караван идет»: на заводе уже любуются на первую парочку пробных вагонов. По «агентурным» данным, начальник отдела кадров ТВСЗ Любовь Пасторова на днях съездила в Тольятти и привезла в Тихвин с полсотни интересных резюме желающих стать вагоностроителями инженеров и рабочих. Времени для «штучного» отбора и селекции у кадровиков пока хватает — до ближайшей осени.

www.kommersant.ru

Смотрите так же:

  • Пенсии ограничат Работающих пенсионеров все-таки оставят без пенсий Правда, случится это не ранее июля 2017 года. Не последнюю роль сыграет и размер дохода – без пенсии останутся граждане с годовым доходом 1 млн. 200 тысяч рублей и больше. Правда, […]
  • Приказ минфина 33н 2018 Приказ минфина 33н 2018 УФК по Республике Калмыкия официальный сайт Предыдущая версия сайта официальный сайт Казначейства Россииwww.roskazna.ru Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н (ред. от 07.03.2018) «Об утверждении Инструкции о […]
  • Ответ на претензию телефон Ответ на претензию телефон Консультируем за 500 рублей до 30 июля В чем преимущество претензионного порядка урегулирования спора? Основываясь на практике урегулирования споров, можно сказать, что судебный порядок урегулирования спора […]
  • Вождение без осаго штраф 2018 Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2018 году Штраф за езду без страховки ОСАГО составляет 800 рублей. С 1 июля 2018 года изменений в штрафах за отсутствие ОСАГО нет. Также при управлении без полиса ОСАГО возможно получить штраф 500 […]
  • 555 приказ министра обороны 2014 Приказ Министра обороны РФ от 18 августа 2014 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Приказ […]
  • Страховые взносы ип на патенте 2018 Страховые взносы ИП в 2017, 2018, 2019 и 2020 году Индивидуальные предприниматели обязаны платить страховые взносы за себя. Даже если нет дохода, взносы тем не менее нужно уплатить, однако есть и исключения. А если наняли сотрудников — […]