Сроки проверка сообщений о преступлении

Комментарий к СТ 144 УПК РФ

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Комментарий к статье 144 УПК РФ:

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. ч. 1 — 4 ст. 144, ст. 146, ч. ч. 2 — 4 ст. 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144, ч. 1 ст. 147, ст. ст. 318 — 319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя СО). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» ). Прокурор уполномочен проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Ведомственные приказы предписывают ему проводить такие проверки не реже одного раза в месяц .

См.: пункт 1.3 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

На основе межведомственных типовых положений приняты внутриведомственные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях или происшествиях в различных органах следствия и дознания.

———————————
См.: Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // РГ. 2006. 25 янв. См. также: Приказ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 N 72 «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

3. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также ком. к ст. 157.

4. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией в соответствующих книгах (в ОВД и ФСКН — книге учета сообщений о преступлениях, в ФСБ — книге N 1 регистрации сообщений о преступлениях и т.д.). Регистрация обычно фиксируется проставлением специального штампа, указанием даты, порядкового номера регистрационной записи и подписи лица, осуществившего регистрацию, а также выдачей заявителю талона-уведомления.

5. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации запрещена.

Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия — собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств — истребования и принятия представленных предметов и документов (см. ком. к ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. В силу того что исследование трупов, предусмотренное ч. 1 ком. статьи, не может подменять собой судебно-медицинскую экспертизу (производимую после возбуждения уголовного дела), оно может производиться лишь при отсутствии признаков преступления, в т.ч. криминальных причин смерти.

Проведение аналогичных проверочных действий помимо УПК предусматривается ФЗ о прокуратуре (ст. 6), ФЗ о ФСБ (ст. 13), ФЗ о полиции (п. п. 3 — 5 ч. 1 ст. 13) и др. нормативными актами. По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент принуждения минимален, осмотра трупа (ч. 4 ст. 178) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179).

При применении положений ч. 1 ком. статьи о праве давать органу дознания поручение о проведении ОРМ следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. О поручении следователя также см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

6. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования.

7. Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). Поводом к возбуждению дела необходимо считать первоначальный рапорт о том, что в СМИ опубликована информация о признаках совершенного преступления, а если прокурор (руководитель СО) по своей собственной инициативе дал поручение о проведении проверки публикации, то поводом должно считаться это поручение, которое может рассматриваться как постановление прокурора в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК.

8. Срок проверки сообщения о преступлении продлевается, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

9. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допускается только при наличии данных, подтверждающих необходимость производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, и отсутствии признаков преступления — основания для возбуждения уголовного дела. Необоснованное увеличение срока проверки ведет к подмене стадией возбуждения дела стадии предварительного расследования. Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть признаки преступления или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанного на вероятных данных). Непринятие решения в установленные сроки приравнивается к сокрытию преступления от учета (п. 2.9 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29.12.2005).

10. Документом о принятии заявления служит талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у уполномоченного сотрудника правоохранительного органа (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях).

11. Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по делам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением мирового судьи и может быть обжалован в апелляционном порядке (гл. 43 УПК). Подробнее об этом см. ком. к ст. 319.

12. Заявление по делу частного обвинения проверяется и разрешается в особом порядке. По общему правилу заявления по делу частного обвинения подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (см. ком. к ст. 318). Однако заявитель не обязан давать точную квалификацию деяния. Он может предполагать о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления по делам частного обвинения должны быть приняты и зарегистрированы органами уголовного преследования в общем порядке. По заявлению о преступлении частного обвинения может быть проведена проверка по правилам ст. 144 в целях установления признаков преступления публичного обвинения или предусмотренных ч. 4 ст. 20 обстоятельств: зависимого или беспомощного состояния потерпевшего либо иных причин, по которым потерпевший не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором потерпевшему неизвестны (Постановление КС РФ от 27.06.2005 N 7-П). Если в соответствии с ч. 4 ст. 20 уголовное дело частного обвинения возбуждается органом публичного уголовного преследования, то оно переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание дознавателем ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) или по указанию прокурора — предварительное следствие (ч. 4 ст. 150). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).

upkod.ru

Порядок проверки сообщений о преступлении

Анализ ч. 1 ст. 144 УПК позволяет выделить три этапа производства по сообщению о преступлении, имеющих своей задачей разрешение вопроса о возможности начать производство по делу: прием сообщений, их проверка и принятие по ним соответствующего решения.

Часть 1 ст. 144 УПК устанавливает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Порядок приема сообщений о преступлении установлен соответствующими ведомственными актами. Так, в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации применяется Инструкция «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», утвержденная приказом Председателя Следственного комитета РФ от 25.02.2012 № 72.

В соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК заявителю должен выдаваться документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (таковым документом согласно ведомственным инструкциям является талон-уведомление). Не допускается возвращение сообщения по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений или приложенных к нему документов (либо отсутствия таковых документов). Единственным основанием для отказа в принятии сообщения является анонимность заявления о преступлении.

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 8 устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. В соответствии с данным международно-правовым положением в тех случаях, если заявителю будет отказано в принятии сообщения, он имеет право обжаловать отказ прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

С приемом сообщения тесно связана его регистрация — она заключается в присвоении с целью учета и контроля каждому сообщению о преступлении порядкового номера и в фиксировании в регистрационных документах необходимых данных о содержании сообщения, заявителе и т.д. Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается ведомственными нормативными актами.

В уголовно-процессуальной литературе используются различные наименования проверки сообщения о преступлении — доследственная, первичная, проверка первичных материалов, предварительная, специальная, проверочные действия.

Необходимость проверки сообщения о преступлении зависит от характера содержащихся в нем сведений.

Содержанием проверки являются действия дознавателя, органа дознания, следователя, направленные на: устранение сомнений в том, действительно ли заявление подписано тем лицом, от имени которого оно исходит; установление наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки определенного, предусмотренного статьей или частью статьи Особенной части УК, преступления; устранение сомнений в достоверности содержащихся в сообщении данных; установление наличия или отсутствия данных, являющихся обстоятельствами, исключающими возбуждение производства по делу.

При проведении проверки перед дознавателем, органом дознания, следователем не должна стоять цель собирания материалов, содержащих данные, изобличающие определенное лицо в совершении преступления. Собирание подобных материалов является задачей предварительного расследования.

Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» серьезно расширены полномочия лиц, осуществляющих проверку сообщения о преступлении. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе не только получать объяснения, истребовать документы и предметы, в установленном УПК порядке изымать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать орган)’ дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, но и производить такие следственные действия, как: 1) назначение судебной экспертизы с возможностью участия в се производстве и получения в разумный срок заключения эксперта; 2) осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; 3) освидетельствование; 4) получение образцов для сравнительного исследования. Тем самым законодателем сделан шаг в сторону упразднения специфики правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела и, возможно, ликвидации этой стадии.

Принятием Федерального закона от 04.03.2013 № 23-ФЗ законодатель сделал серьезный шаг в направлении защиты прав и законных интересов невластных участников стадии возбуждения уголовного дела. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечена возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. В УПК (ст. 49 и ч. 1.1 ст. 144) закреплены следующие права:

1) право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК;

2) право пользоваться услугами адвоката, в том числе право лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, пользоваться помощью защитника;

3) право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК;

4) право на применение мер безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в порядке ч. 9 ст. 166 УПК (не приведение в протоколе данных о личности).

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

Статья 144 УПК устанавливает, что по результатам проверки в срок не позднее 3 суток со дня получения сообщения должно быть принято соответствующее решение. Однако руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В соответствии со ст. 145 УПК по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа могут принять одно из трех решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд. В случае принятия последнего решения уголовно-процессуальный закон обязывает орган дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа принять меры по сохранению следов преступления.

О принятом по результатам проверки сообщения о преступлении решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела оформляются постановлением, которое должно быть одновременно законным и обоснованным. При принятии решения о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения -в суд постановление не выносится, но оформляется сопроводительное письмо.

studme.org

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях

Порядок приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации регулируется уголовно-процессуальным законом, а также Инструкцией об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72.

Сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, явка с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения, протокол следственного действия и протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, предусмотренные частью 2 ст. 20, пунктом 2 части 2 ст. 37, статьями 140-143 УПК РФ, содержащие информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершённого или готовящегося преступления.

Сообщения о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех следственных органах СК России.

Должностными лицами, правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлениях являются руководители следственных органов, их заместители, следователи.

Круглосуточный приём сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов СК России.

Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственное управление в устном или письменном виде.

Устное сообщение о преступлении на основании ч.3 ст.141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чём в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности согласно ст. 306 УК РФ, о чём в протоколе производится соответствующая отметка.

Письменное заявление о преступлении должно содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольном как письменном, так и устном виде. Принятое письменное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии этого сообщения.

Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления такого заявления от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приёма оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю даётся разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ, либо Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК РФ оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении осуществляется в срок не позднее 3 суток и этот срок может быть продлен до 10, а при наличии необходимости — до 30 суток.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений:

1. о возбуждении уголовного дела;

2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. о передаче сообщения по подследственности;

4. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю, при этом, ему разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законом порядке (ст.124 и ст.125 УПК РФ) участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в суд, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом принять по нему решение, в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных частью четвертой ст. 147 УПК РФ, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ. а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом, заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Статья 123. Право обжалования

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы, либо об отказе в ее удовлетворении.

Должностные лица следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда, которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (отказом в приеме) сообщения о преступлении:

На основании ст.123 УПК РФ действия (бездействие) и решения руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте могут быть обжалованы:

а) в соответствии со ст.124 УПК РФ:

Председателю Следственного комитета Российской Федерации по адресу: Технический переулок, д. 2, г. Москва, 105005

Генеральному прокурору Российской Федерации по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 15а, г. Москва, 125993

Северо-Западному транспортному прокурору по адресу: Невский пр-т, д. 85/13, Санкт-Петербург, 191036

б) в соответствии со ст.125 УПК РФ:

В Калининский районный суд Санкт-Петербурга по адресу: ул. Бобруйская, д.4, Санкт-Петербург, 195009

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 123-125 УПК РФ действие (бездействие) и решения других должностных лиц Северо-Западного следственного управления на транспорте могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, надлежащему прокурору либо в суд.

szsut.sledcom.ru

Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления

Шипунова Ольга Владимировна,преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьgorod.ow@mail.ru

Исчисление сроков проверки сообщения опреступлении и порядок их продления

Аннотация.В статье рассматриваются процессуальныеособенности исчисления, соблюдения и продления сроков проверки сообщения о преступлении. Анализируются ранее действовавшие нормы УПК РСФСР 1960 г. Сделаны выводы по исчислению и продлению сроков проверки сообщения о преступлении.Ключевые слова: срок проверки сообщения о преступлении, процессуальный срок, исчисление срока, продление срока.

Основные правила исчисления, соблюдения, продления и восстановления процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве закреплены в ст.ст. 128, 130 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). Рассмотрение сообщения о преступлении производится в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ. По общему правилусогласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Таким образом, срок проверки сообщения о преступлении в уголовном процессе –это установленное законом время для совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений,предусмотренных УПК РФ, с целью проверки поступившего сообщения на наличие или отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.Согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, т.е. в полночь (24 часа 00 минут) последних суток. Прежнее уголовнопроцессуальное законодательство опиралось на правило: при исчислении сроков не принимается в расчет тот час и сутки, которыми начинается течение сроков(ст. 103 УПК РСФСР 1960 г.)[1]. Таким образом, срок всегда начинал исчисляться со следующего часа или со следующих суток. Действующий УПК РФ изменил порядок начала исчисления срока. Лишь «при исчислении срока месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ», –определяет ч. 1 ст. 128 УПК РФ. Однако закон умалчивает о том, как быть с часамии сутками. На первый взгляд, данная норма похожа на досадную неточность, которых, к сожалению, немало в действующем УПК РФ. Поэтому велик соблазн просто не заметить этой разницы и продолжать делать по старому не учитывать текущий час и текущие сутки при расчете сроков (именно такое толкование дается многими следователями, дознавателями, органом дознания). Однако расширительное толкование данной процессуальной нормы (распространение по аналогии правил исчисления срока месяцами на исчисление сроков часами и сутками) ухудшает положение личности и потому не желательно для собственно процессуальных сроков. Поэтому при исчислении сроков часами и сутками по действующему уголовнопроцессуальному закону необходимо учитывать текущий час, а иногда даже текущие минуты. Не случайно бланки некоторых процессуальных документов предусматривают указание времени с точностью до минут (протоколы осмотра, постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, протокол задержания подозреваемого, протоколы допроса и др.). Более того, практика применения некоторых норм УПК РФ идет по пути учета минут, например, при исчислении сорока восьмичасового срока задержания (ст. 92, 94 УПК РФ).Таким образом, при исчислении срока сутками учитывается та часть суток, которая следует за юридическим фактом, влекущим течение срока. Так, например, если сообщение о преступлении поступило и зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях(далее КУСП) 22 марта в 11 часов 15 минут, то предельным сроком рассмотрения такого сообщения (трехдневный срок без учета возможных продлений срока) будут являться 24 часа 00 минут 24 марта, то есть полночь с 24 на 25 марта.Если сообщение о преступлении было передано с учетом территориальности в другой орган по подследственности, то срок проверки исчисляется не со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, а заново –со дня его поступления по подследственности[2]. Каким образом исчислять сроки в случае, если регистрация сообщения о преступлении по объективным причинам была задержана? Согласно приказа МВД РФ от 29августа 2014г. № 736вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел, который незамедлительно обязан передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП. В случае если по объективным причинам у сотрудника органов внутренних дел, принявшего заявление (сообщение) о преступлении, отсутствует возможность сообщить в дежурную часть информацию по существу принятого заявления и сообщения, соответствующие сообщение либо подлинник заявления передаются в дежурную часть по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России[3]. Считаем, что в данном случае срок следует исчислять не с момента регистрации сообщения о преступлении, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа сообщения о преступлении. Тем более п. 49вышеуказанного приказа говорит, что «заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК», согласно которым установленный срок (не позднее 3 суток) исчисляется со дня поступления указанного сообщения, а не регистрации.Согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ в случае, если день, на который выпадает окончание срокарассмотрения сообщения о преступлении, является нерабочим, то окончание срока, т.е. последним днем срока, считается первый следующий за нерабочим рабочий день. Исключение составляет лишь исчисление сроков при домашнем аресте, задержании, содержании под стражей и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.В соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ нерабочими днями в Российской Федерации являютсяпраздничные дни(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня; 4 ноября), аобщим выходным днем, согласно ст. 111, является воскресенье.В целях рационального использования нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другиедни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, который подлежит официальному опубликованию[4].

Так, например, если окончание срокарассмотрения сообщения о преступлениивыпадает на 11 декабря, 12 декабря является праздничным днем, поэтому в трехсуточный срок проверки сообщения о преступленииодни сутки 12 декабря могут не включаться (ст. 128 УПК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ трехсуточный срок рассмотрения сообщения о преступлении может быть продлен до10 суток. Такое продление следует рассматривать как исключительное средство, поэтому при принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания должны тщательным образом проанализировать доводы следователя, дознавателя, органа дознанияо невозможности принять решение в более короткие сроки.Действительно, многие сообщения о преступлениях невозможно рассмотреть в течение трех суток. Достаточно часто увеличение сроков проверки связано с необходимостью получения ответов на запросы, получения объяснений от лиц, располагающих важными сведениями, изза их отсутствия по месту жительства (болезни, длительной командировки и т.д.), окончания исследования специалиста или эксперта, окончания ревизии (сроки проведения которой законом не определены) и т.д. С другой стороны, проведение некачественной проверки сообщения о преступлении, хотя и в пределах предусмотренного законом трехсуточного срока, приводит к принятию незаконных и необоснованных процессуальных решений.Продление производится по письменному мотивированному ходатайству следователя, дознавателя или органа дознания соответственно руководителем следственного органа(вышестоящим для них начальником следственного органа) или начальником органа дознания. При этом использованные 3 сутоквключаются в продленный срок.К сожалению, в УПК РФ не предусмотрены ни основания, ни процедура продления срока проверки сообщения о преступлении. Представляется, что такое продление возможно не во всех случаях. Очевидно, что основаниями для продления срока рассмотрения сообщения о преступлении должны служить большой объем проверочных действий (длительные сроки проведения ревизий, инвентаризаций, технического исследования документов), необходимость их производства вне города, района, где расположен соответствующий субъект проверки, временное отсутствие заявителя, нахождение пострадавшего от преступления в медицинском стационаре и др. Поскольку ходатайство следователя, дознавателя, органа дознанияо продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении должно быть мотивировано, указание на эти обстоятельства, а также на предполагаемые проверочные действия и сроки их осуществления обязательно. Это позволяет осуществлять действенный контроль за сроками рассмотрения сообщения о преступлении, устранить факты волокиты со стороны уполномоченных должностных лиц, в частности, за счет определения оптимального объема проверки сообщения о преступлении, последовательности проверочных действий, срока их выполнения. В УПК РФ не предусмотрен также срок, в течение которогоруководитель следственного органа, начальник органа дознания и прокурор разрешают ходатайство следователя, дознавателя о продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении. Представляется, в данном случае должен применяться общий срок разрешения ходатайств –непосредственно после его заявления (ст. 121 УПК РФ).Максимальный срок для проведения проверочных действий по сообщению о преступлении составляет 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Продление срока от 10 до 30 суток в настоящее время может иметь место как при необходимости производства документальных проверок и ревизий, так и при необходимости производства судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативнорозыскных мероприятий. При этом использованные 10 сутоквключаются в продленный срок, которыйистекает в 24 часа последних суток.Продление до 30 суток производится по письменному ходатайству следователя руководителем следственного органаили по ходатайству дознавателя прокурором с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Не случайно Генеральный прокурор Российской Федерации требует продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, с обязательным выяснением конкретных, фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления сроков проверки (п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»)[5]. Дальнейшее продление сроков, отведенных на проверку сообщения о преступлении, не допускается. К сожалению, по разным причинам не всегда в рамках установленного законом срока представляется возможным закончить проверку и принять обоснованное решение по ее результатам. Практика вынуждена преодолевать имеющуюся неопределенность методами, которые можно назвать квазипроцессуальными,поскольку они только формально соответствуют закону, а по сути являются неприемлемыми. К способам разрешения этой проблемы можно отнести вынесение заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. С точки зрения прокурорского надзора данное постановление необоснованно и подлежит отмене, как вынесенное по материалам неполно проведенной проверки. При этом абсолютно ясна цель –выиграть время. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела является в таких случаях более предпочтительным решением для вынесшего его должностного лица, поскольку после его отмены прокурором, как правило, следует дополнительная проверка. По истечении срока дополнительной проверки ситуация повторяется, и так –вплоть до получения выводов судебного исследования (судебной экспертизы), после чего принимается окончательное решение по сообщению о преступлении. В связи с этим общий срок проверки заявления (сообщения) о преступлениях иногда исчисляется месяцами. Таким образом, вплоть до принятия окончательного решения все предыдущие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела носят промежуточный характер. Чтобы определить, какое решение принять, следователи нередко проводят беседы с судебными экспертами (медиками), которые устно сообщают наиболее вероятный результат исследования, тем самым забегая немного вперед.Предусмотренная УПК РФ возможность продления срока не означает, что 10суточный и 30суточный сроки рассмотрения сообщения о преступлении являются обычными по каждому сообщению о преступлении. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будет установлено основание для возбуждения уголовного дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Об этом должен помнить каждый сотрудник, которому поручено проведение проверкисообщения о преступлении. Продление срока руководителем следственного органа, начальником органа дознания, прокурором –это право, а не обязанность этих должностных лиц. В случае отказа руководителя следственного органа(соответственно прокурора) в продлении срока проверки решение по сообщению о преступлении должно быть принято в установленные сроки.Подводя итоги сказанному, следует отметить, что срок проверки сообщения о преступлении в уголовном процессе, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток,апри его исчислении следует принимать во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. В случае, если по рассматриваемому сообщению о преступлении необходимо провести большой объем проверочных действий или имеются другие объективные причины, не позволяющие принять обоснованное процессуальное решение по материалу проверки в установленный уголовнопроцессуальным законом срок, представляется возможным его продление

Ссылки на источники1. Уголовнопроцессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.: ред. от 29 дек. 2001 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 53 (Часть I). Ст. 5028. Утратил силу.2. О едином учете преступлений: приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005: ред. от 20.02.2014 // Российскаягазета. 2006. 25 января.3. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России № 736 от 29 августа 2014 г // Российская газета. 2014. 14 ноября.4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Рос. газ. 2001. 31 дек. 2014. 25 июля.5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генпрокуратуры Россииот 05.09.2011 г. № 277 // Законность. 2011. № 12.

e-koncept.ru

Смотрите так же:

  • Закон об образовании в рф 2014 с изменениями Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в […]
  • Минимальная пенсия на сегодняшний день ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 18 декабря 2017 Новый календарный и финансовый год всегда влечет за собой изменения размеров […]
  • Уголовный кодекс с комментариями лебедев Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации Предисловие к пятому изданию Одним из этапов продолжающейся реформы уголовного законодательства стало принятие по проекту, внесенному Президентом РФ, Федерального закона от 8 декабря […]
  • Федеральный законом о политических партиях Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ"О политических партиях" С изменениями и дополнениями от: 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, […]
  • Правило басиста Правила ВСЕХ музыкантов рок-группы))))) Добавлено: 2009-08-04 11:33:23 Правила вокалиста: 1) Вокалист всегда тру и прав во всем; 2) Во всем виноват микрофон или барабанщик; 3) Вокалист тру, даже если не знает инструментов (ему это не […]
  • Методическое пособие для обучения сотрудников учреждений МБОУ ДО "Дом пионеров и школьников города Ельца" Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они […]