Программа по профилактике пав несовершеннолетними

Образование Архангельской области

Министерство образования и науки Архангельской области

Иванова Л.В., методист ГУВУ «Няндомская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

Анчукова Л.А., социальный педагог; Большакова О.В., заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Уемская средняя общеобразовательная школа»

Кашенцова Н.И., заместитель директора по УВР с выполнением функциональных обязанностей по охране труда, технике безопасности и укреплению здоровья участников образовательного процесса. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43»

Ганичева Н.В., заместитель директора по воспитательной работе ГОУ СПО АО «Архангельский аграрный техникум»

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Коряжмы»

Муниципальное образовательное учреждение «Лешуконская средняя общеобразовательная школа»

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»

www.arkh-edu.ru

Программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков

Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.

Создание данной программы является своевременной и необходимой.

Основная работа по реализации программы осуществляется заместителем директора по ВР, социальным педагогом, преподавателями физической культуры, классными руководителями, библиотекарем, Советом Школьного спортивного клуба, советом профилактики, общешкольным родительским комитетом, советом старшеклассников, медработником, инспектором ПДН, специалисты ПМСцентра. Для работы по направлениям не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога, медицинских работников, сотрудников ПДН, КДН).

Реализация программы не требует дополнительных материальных затрат и не нужно специальное оборудование.

Профилактика наркомании будет эффективней, если:

  • детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека на основе позитива;
  • осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • человек станет активным противником наркотиков, приобретет опыт решения своих проблем без их помощи, научиться бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей;
  • в борьбе с наркотиком ребенок, родители, педагоги, специалисты будут едины;
  • но главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотиков самому.
  • Школа, как специальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно:
  • возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
  • влиянием на уровень притязаний и самооценку;
  • свободным доступом к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
  • возможностью привлечения специалистов по профилактике.
  • Цели программы:

  • Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально- волевой сферы;
  • Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ);
  • Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде;
  • Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков;

Задачи программы:

  • Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию вредных привычек на территории школы.
  • Формирование у несовершеннолетних представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;
  • Способствование неприятию несовершеннолетними любых форм наркотизации;
  • Знакомство подростков с различными, эмоциональными состояниями;
  • Развитие у подростков навыков самоконтроля и саморегуляции.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Рабочая программа на тему:
    Программа профилактики употребления ПАВ среди подростков «Школа территория безопасности»

    Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей, педагогов — психологов, социальных педагогов.

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Липковская СОШ №1 »

    администрации муниципального образования Киреевский район

    (Срок реализации программы 5 лет)

    МКОУ «Липковская СОШ №1»

    Ким Еленой Владимировной

    1. Характеристика проблемы
    2. Пояснительная записка
    3. Задачи, решаемые данной программой
    4. Теоретические основы педагогической профилактики
    5. Технологии профилактики употребления ПАВ в школе
    6. Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики
    7. Мероприятия по осуществлению программы
    8. Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в школе
    9. Ожидаемые результаты
    10. Нормативная база
    11. Литература

    Целевая программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель программы – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

    Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

    Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

    Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

    Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мире. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых, происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании.

    Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

    Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

    Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:

    • создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.
    • Формирование культуры здоровья школьников.
    • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;
      • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
      • содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
      • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни.

      Задачи, решаемые данной программой:

      1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

      2. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

      3. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

      5. Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

      6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

      7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

      8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

      9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

      10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

      11. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

      12. Воспитание негативного отношения к алкогольной, табачной, наркотической продукции, предотвращение незаконного оборота алкогольной продукции среди несовершеннолетних.

      12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

      Теоретические основы педагогической профилактики

      Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные профилактические мероприятия должны опираться прежде всего на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, ЗДОРОВОМ образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность. Как гласит русская народная мудрость, «Учись доброму, так худое и на ум не пойдет».

      Целями первичной профилактической деятельности в школе является:

    • Изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
    • Сдерживание вовлечения детей и молодежи в использование ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
    • Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

      Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

    • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
    • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;
    • Внедрение в школе инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
    • Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.
    • При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

    • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
    • актуальность — содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о ПАВ и формирование отношения к ним;
    • опережающий характер — целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;
    • конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию — важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
    • при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации — полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).
    • Общая логика построения целевой программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать принятие целевой программы, выделение специальных групп, активно действующих в ее рамках, координирующих ее и оценивающих ее эффективность.

      ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ — создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

      Технологии профилактики употребления ПАВ в школе

      Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий — социальные, педагогические, психологические.

      Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

      Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

      Информационно-просвстительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

      Социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

      Организационно-досуговое направление (деятельность

      образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

      Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

      В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

      Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

      Педагогическая профилактика как основной структурный и

      содержательный компонент системы профилактики

      Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет- формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения к формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

      Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

      непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

      создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

      Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально- психологическом явлении, имеющем социокультурные кории. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

      Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

    • интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,
    • воспитательная внеурочная работа (гренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная
    • работа с обучающимися, воспитанниками,
    • разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).
    • Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

      Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

      интеграция : реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных

      в их повседневной жизни;

      целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи — образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

      системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

      комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

      безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

      возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПAB.

      nsportal.ru

      Программа по профилактике употребления ПАВ

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      «СРЕДНЯЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

      “Программа по профилактике наркотической и алкогольной зависимости в школьной среде и формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения ”

      на 2012-2015 годы

      Резкие изменения социально-политической и экономической ситуации, происходившие в стране с прошлого столетия, привели к разнообразным нарушениям социальной адаптации у населения, которые отозвались ростом потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде. В переходный период российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Кроме того, для подросткового возраста характерно стремление к независимости от родителей и других взрослых, все это часто приводит к возникновению проблем, которые могут привести к неожиданным результатам. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем. Несмотря на то, что среди потребителей ПАВ основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-39 лет, к потреблению наркотических средств активно привлекаются дети и подростки . Уровень учтенной заболеваемости наркоманией у подростков с 1999 по 2009 год увеличился в 11 раз и достиг своего максимального значения. По состоянию на декабрь 2009 года на учете в наркологической службе состояли 9 тысяч подростков в возрасте до 14 лет с диагнозом наркозависимость и еще 16 тысяч – на профилактическом учете. По данным ФСКН РФ в современной России 5,5 млн. наркоманов. Ежегодно от наркотиков умирает 30 тысяч человек, средний возраст умершего наркомана — 28 лет. Рост злоупотребления ПАВ молодежью не только негативно отражается на здоровье нации, но и приводит к весомым социальным и экономическим потерям. В общем виде можно говорить о демографических потерях, снижении экономических показателей и уровня жизни населения.

      Актуальность проблемы для Ставропольского края

      Прогноз распространения наркомании среди подростков нашего края, по мнению экспертов, на ближайшие годы неблагоприятен. Положение дел в крае осложняется отсутствием системы взаимодействия заинтересованных организаций и ведомств, малочисленностью специализированных служб первичной профилактики, низким уровнем организации альтернативной, досуговой и социальной активности детей, молодежи и другими факторами. Последнее время на фоне относительного благополучия в ситуации, связанной со злоупотреблением наркотиков подростками, произошла замена средств зависимости, и на первый план вышли злоупотребление пивом и слабоалкогольными коктейлями, напитками-энергетиками, отмечается факт снижения возрастной границы употребления ПАВ в школьной среде. Сегодня употребление ПАВ среди подростков стало социально приемлемой формой поведения. Это, в свою очередь, приводит к очередному “витку” количественных показателей. Выявление отношения к курению у подростков данной группы также имеет тенденцию к повышению. Динамика роста употребления ПАВ среди молодежи заставляет пересматривать как содержательную часть профилактических программ, так и организационную структуру их реализации в образовательных учреждениях. Смещение акцентов профилактики актуально не только из-за сопоставимости вредных последствий употребления ПАВ, но и потому, что подростки, допускающие злоупотребление алкоголем и табакокурением, значительно чаще имеют отклонения в поведении. Создание данной программы является своевременным и необходимым шагом к оздоровлению нации и предупреждению алкоголизации и наркотизации молодежи.
      Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал многих школ позволяет уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется учителями, психологом, социальным педагогом, старшей вожатой, медсестрой, библиотекарем школы, активистами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, медицинского психолога, инспектора КДН и др).

      Одна из ключевых идей программы с остоит в том, что нет правильного или неправильного выбора. Есть выбор каждого конкретного человека, и есть его ответственность за сделанный выбор. Задача психолога лишь подсказать возможные альтернативы, возможные последствия, но выбирает ученик. Подавляющее большинство педагогов нашей школы владеют в основном традиционными образовательными технологиями в профилактической работе. Но современная жизнь требует от педагогов в целом и от каждого конкретного учителя нового социального содержания, новых технологий преподавания, новых отношений с учениками, всего того, что помогает учащимся на практике познакомиться с жизнью еще в стенах школы, научиться делать верный выбор и нести за него личную ответственность. Для помощи учителям в программу включена значительная методическая составляющая – диагностический инструментарий. Программа по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) включает в себя целенаправленное обучение школьников противостоять внешним отрицательным факторам, уметь формулировать и высказывать собственную позицию, аргументировано защищать ее и оспаривать позиции оппонента, работать в группе, согласовывать позиции, искать и находить компромисс. Всегда говорить — «Нет — наркотикам!», «Нет — алкоголю!», «Нет — табакокурению!».

      Увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственным человеком и быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.

      — Своевременное выявление учащихся группы риска;

      — Гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально — волевой сферы;

      — Формирование у учащихся устойчивой негативной реакции к употреблению ПАВ;

      — Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы ПАВ);

      — Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни, ведущих к здоровью и препятствующих употреблению ПАВ;

      — Формирование стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;

      — Развитие у подростков самосознания, навыков самоконтроля и саморегуляции;

      — Развитие первичных умений анализировать любую социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение;

      — Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде.

      Принципы ведения профилактической работы:

      Достижение основной цели программы осуществляется через сочетание принципов:

      возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям старших подростков;

      научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии, медицины — осознание ценности здорового образа жизни;

      практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к употреблению ПАВ;

      позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее.

      — доступности: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

      — анонимности: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

      — системности: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики.

      Принципы выражают идеологию здоровья. Для того, чтобы эти принципы были усвоены детьми, они должны “проживаться” каждым ребенком, выстраиваясь в его повседневный опыт.

      Тактика эффективной работы с детьми включает следующие формы:

      поведенческое обучение (тренинги умений, помогающие ребенку противостоять насилию, давлению сверстников, развивающие умения высказывать свое мнение, выражать свои чувства);

      обучение через игру (ролевые игры, способствующие развитию социальной компетентности учащихся);

      организация самопомощи (обучение приемам самопомощи, релаксации).

      Программа характеризуется двухуровневым подходом к проблеме профилактики употребления ПАВ.

      Уровень личностного пространства человека – рассматриваются опасные мотивы поведения человека (негативные чувства, убеждения, побуждения). Занятия направлены на формирование личностной компетентности подростков и проводятся в форме организационно- деятельностных и ролевых игр, мозговых штурмов, дискуссий, моделирования различных жизненных ситуаций и т.д.

      Уровень социального пространства – рассматриваются опасные влияния окружения (конфликты, ложные ориентиры, давление ближайшего окружения). Занятия проводятся в тренинговой, игровой и интерактивной форме и дополняются формированием социальной компетентности школьников через ознакомление детей с законами, правилами, нормами по которым живет человеческое общество, и через обучение их социальным умениям и навыкам.

      Формы и приемы профилактической работы:

      1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

      2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

      3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

      4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

      5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

      6. Вовлечение учащихся «группы риска» в работу кружков и спортивных секций, привитие навыков здорового образа жизни.

      Основные методы работы:

      Лекция. Беседа. Групповая дискуссия.

      Поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера.

      Арт-терапия. Ролевая игра. Сказкотерапия. Интерактивный театр.

      Рефлексия опыта, полученного на занятиях.

      Учет особенностей возрастной психологии в профилактической работе со школьниками

      Младший школьный возраст:

      В этом возрасте наблюдается преобладание наглядно-образного мышления, в связи с чем правила поведения, упражнения и домашние задания сопровождаются большим количеством рисунков, плакатов, наглядных пособий, игровых упражнений.

      Особенности конкретно-ситуативного восприятия материала учитываются при подборе сказок и рассказов, иллюстрирующих тему.

      Средний школьный возраст:

      В этом возрасте отмечается недостаточная сформированность функции произвольного контроля, в связи с чем в конце и начале занятия введен обязательный элемент — работа по алгоритму «мысль/чувство/действие».

      Возрастная психология здоровья указывает на то, что подростки – старшеклассники стремятся познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир. Наркотические вещества могут использоваться ими и как способы ухода от тяжелых проблем во взаимоотношениях, и для снятия коммуникативных барьеров. Для подростков наиболее значимы отношения в группе сверстников, и ради того, чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение. Программа предполагает формирование навыков поведения, обладая которыми, подросток будет способен противостоять давлению любого негативного социального окружения и ситуации.

      Прогнозируемый результат внедренияПрограммы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни” :

      • Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значении здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

      • Повышение жизнестойкости у детей и подростков.

      • Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и отклоняющегося поведения.

      • Готовность школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в крае.
      • Формирование у школьников навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов.

      • Формирование умения активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности.

      • Овладение навыками выхода из стрессовых ситуаций.

      • Овладение навыками системного подхода к решению жизненных проблем.

      — Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

      Профилактическая работа включает в себя три блока:

      1) Работа с учащимися.

      2) Работа с родителями.

      3) Работа с педагогами.

      Первый блок предполагает проведение занятий с учащимися с 1 по 11 класс, направленных на создание в школьной среде ситуации, препятствующей употреблению наркотиков и алкоголя, и проведение коррекции социально-психологических особенностей личности.

      — определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

      Для повышения эффективности восприятия школьниками материала работа с учащимися ведется в трех направлениях:

      Формирование ценностных ориентаций у детей и подростков в условиях социализации.

      Оказание психологической поддержки учащимся с учетом их индивидуальности.

      Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

      Каждое из направлений представляет собой своеобразный миницикл занятий, на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

      Второй и третий блок предполагает проведение семинаров, бесед, тренингов и консультаций с родителями и педагогами.

      Планирование работы с родителями:

      В этом направлении проводится работа по социально-психологической программе «Родители против наркотиков», целью которой является профилактика вредных привычек детей посредством активизации роли родителей в воспитании. В процессе реализации решаются следующие задачи:

      1. Повышение социально-психологической компетентности родителей (отработка навыков эффективного общения), устранение ряда факторов риска: стереотипы поведения, стили воспитания.

      2. Коррекция личностных особенностей членов семей (неадекватная самооценка, эмоциональная неустойчивость), их взаимодействий с девиантными детьми.

      3. Углубление информированности о ПАВ (психоактивных веществах). Часто родители узнают последними о том, что их ребёнок употребляет ПАВ, поэтому им необходимо знать о признаках употребления наркотиков, причинах наркотизации, влиянии ПАВ на организм ребёнка.

      Планирование работы с педагогами:

      Наибольший эффект при психологической работе с педагогами по профилактике наркозависимости в школе имеют активные формы работы: консультации, беседы, семинары, тренинги, диспуты, деловые игры. Они позволяют сформировать активную личностную позицию по отношению к наркомании, повысить мотивацию и осознать необходимость согласованного взаимодействия специалистов различных профилей и ведомств.

      В процессе реализации решаются следующие задачи:

      1. Повышение социально-психологической компетентности педагогов (отработка навыков эффективного общения), устранение ряда факторов риска: стереотипы поведения, стили обучения и воспитания.

      2. Углубление информированности о ПАВ (психоактивных веществах). Педагогам необходимо знать о признаках употребления наркотиков, причинах алкоголизации и наркотизации, влиянии ПАВ на организм ребёнка.

      Темы консультаций, тренингов и семинаров:

      1. ПАВ и его влияние на организм ребенка.

      2. Как определить, что ребенок начал употреблять ПАВ.

      3. Устойчивость подростка в обществе.

      4. Семейные конфликты — причина употребления подростком ПАВ.

      5. Как контролировать эмоциональное состояние ребенка.

      6. Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

      Сроки реализации программы:


      Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период сентября 2012 года по сентябрь 2015 года.

      I. Подготовительный этап (сентябрь2012 — январь 2013)

      • Анализ состояния профилактической работы МОУ СОШ №6 за 2011 – 2012 уч. год.
      • Диагностика трудностей и проблем профилактической работы.

      II. Практический (январь 2013 г.- август 2015г.)

      • Реализация программы.
      • Отслеживание результатов.
      • Коррекция программы.
      • Отработка технологий и методов работы.

      III. Обобщающий (сентябрь 2015 г.)

      • Анализ и обобщение результатов.
      • Соотнесение результатов с поставленными целями.
      • Выработка методических рекомендаций.
      • Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
      • Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

      Содержание деятельности педагога – психолога по профилактике наркомании

      medsosh6.edusite.ru

    Смотрите так же:

    • Адвокат суханова ольга леонидовна Популярное: адвокат светлана ботонькина контакты на нашем сайте yurist-online.city Видео адвокат светлана ботонькина контакты: комментарии законодательства, судебная практика, образцы заявлений жалоб в суд 07. 220053, г 1985 года. […]
    • Страховка життя Оберіть потрібні вам страхові продукти в нашому магазині Купувати страхові продукти в інтернеті легко!! Популярні продукти Чому «ЮНІСОН СТРАХУВАННЯ»? Жодної простроченої виплати та жодної скарги на невиконання компанією «ЮНІСОН […]
    • Постановление правительства 582 об утверждении правил размещения Постановление Правительства РФ от 17 мая 2017 г. № 575 “О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об […]
    • Приказ врт минздрав Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 февраля 2018 г. № 43н "О внесении изменения в порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению, утвержденный приказом Министерства […]
    • Образец заявления о деловой репутации Образец заявления о деловой репутации Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы […]
    • Федеральный закон 397 фз от 01122014 Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной […]