Правил набора и верстки

Основные правила набора и верстки Набор текста1

Взглянув на книжную полосу внимательнее, чем обычно, любой читатель без труда выявит смысловую организацию текста, состоящую из традиционных элементов: апрошей 2 ,интерлиньяжа 3 , абзацных отступов 4 , неполных концевых строк 5 , втяжек 6 , выходящих из формата полосы строк, и т. д. А если он просмотрит всю книгу, то увидит, что даже в нерубрицированном автором тексте выражены и начало, и конец текстового сообщения, и все фрагменты, которые обусловливаются внутренней логикой развития мысли автора.

В совокупности такую организацию текста можно рассматривать как средство структуризации,т. е. систему сигналов, влияющих на зрительный аппарат при чтении. Она состоит из чисто типографских средств и достигается приемами набора текста по установленным правилам.

Набор — процесс составления текстовых строк с соблюдением грамматических и технических правил и выключка 7 их в установленном формате.

Набор текста по правилам— это гармоническая система взаимосвязанных элементов: литер-букв, пробелов между ними, пробелов между словами в строке, пробелов между строками, которые в наибольшей степени влияют на удобочитаемость текста и сохраняют графическую цельность набора.

Вид книги в решающей степени определяется качеством набора. Даже при использовании отнюдь не самого лучшего шрифта, набирая по правилам, можно добиться хорошего эффекта. С другой стороны, даже самый красивый и совершенный шрифт можно испортить, если применить чересчур большую выключку и не принимать во внимание правил хорошего набора.

Правила набора знаков

Не допускаются буквы и знаки из шрифтов других гарнитур.

Не должно быть пропусков и ошибочных повторений слов или строк.

Не допускается замена какого-либо печатного знака другим сходным по начертанию. Нельзя, например, заменять букву О нулем (0), знак градуса (°) дробным нулем ( 0 ), знак апострофа (‘) — перевернутой запятой (‛), кавычки („) — двумя запятыми (,,), твердый знак — апострофом, знак умножения () буквой (х) и т.д.

Нежелательно использовать латинские знаки вместо похожих кириллических (kвместо к,uвместо и).

Нежелательно использование трех точек (…) вместо многоточия (…).

Дефис (-) — короткая горизонтальная черточка, которая служит для связи частей составных слов и переносов, ни в коем случае не должен отбиваться пробелами.

Длинное тире (–) используется для связи слов в предложении, как правило, перед длинным тире и после него набираются тонкие шпации. Длинное тире в начале строки встречается только в прямой речи. Если в шрифтовом наборе (файле) есть знак «короткое тире», то между цифрами лучше использовать его. Если короткого тире нет, допустимо использовать длинное тире или дефис, но в любом случае без отбивок.

Во всем издании используются кавычки 8 одного рисунка: либо обыкновенные („лапки“) либо «елочки»).

Если внутри текста, заключенного в кавычки, отдельные слова также взяты в кавычки, весь отрывок должен быть заключен в кавычки основного (для данного издания) рисунка, а отдельные слова внутри — в кавычки другого рисунка.

Если заключенный в кавычки текст набран курсивным или полужирным шрифтом, то кавычки должны быть такого же начертания.

Знак сноски, относящийся к слову, стоящему в скобках, ставитсянепосредственно после слова, перед скобкой.

Знаки сноски, относящиеся к слову, после которого стоят знаки препинания, ставятся непосредственно после слова перед знаками препинания(слово 1 , слово 2 ; слово 3 : слово 4 , слово 5 .).

Знаки сноски, относящиеся ко всему предложению, ставятся перед точкой, но после вопросительного, восклицательного знаков и за многоточием (слово?1 слово!2 слово…3 слово»4).

На заметку: Цитаты не заключают в кавычки, если они графически отграничены от основного текста:

Выделены шрифтовым или нешрифтовым способом (шрифтом другого кегля, рисунка, начертания; втяжкой, напечатаны иной, чем основной текст, краской) или если по контексту читателю ясно, что перед ним цитата. (Например: Пушкин писал жене: Что-то дети мои и книги мои?)

Взяты из стихотворных произведений с сохранением деления на стихотворные строки и набраны на более узкий, чем основной текст, формат или шрифтом пониженного по сравнению с шрифтом основного текста кегля. (Например, вспомним пушкинские строки: Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.)

Цитаты-эпиграфы, если они не сопровождаются каким-либо нецитатным текстом.

studfiles.net

Правил набора и верстки

При наборе должны быть соблюдены все правила пере­носа. Не допускаются неблагозвучные переносы и переносы, искажающие смысл. Сокращенные выражения (т. д., т. е.) не переносятся. При переносе не должны быть оторваны ини­циалы имен и отчеств от фамилий персоналий. Не допус­кает­ся размещение в разных строках чисел и их наименований (№; §; % и т. п.) от цифр, к которым они относятся; оди­ноч­ные буквы-сокращения от смыслового продолжения (напри­мер: г. Минск, 2007 г. и т. д.).

Для облегчения последующей верстки в этих случаях ре­комен­дуется вместо обычного пробела между словами встав­лять так называемый «неразрывный пробел» (набирается с помощью сочетания клавиш Ctrl+Shift+Пробел). Этот метод можно применять при наборе предлогов и союзов в начале предложений.

Набор стихотворного текста отличается от прозы чередо­ва­нием ритмизованных отрезков. Отсюда и название — рит­ми­зованные тексты. Особенностью набора таких текстов является выделение стихов и строф с использованием про­бель­ных материалов и композиции. Каждый стих обычно набирается отдельной строкой без абзацных отступов, обра­зуя стих-строку. В стихах «ступенькой» первые строки долж­ны быть размещены по одной вертикальной оси, а остальные должны быть выровнены по вертикали, на которой окончена первая группа. В стихах не должно быть переносов. При необходимости переносится слово целиком. В конце строк не должны оставаться предлоги и союзы, перенесенные слова должны быть выключены в правую сторону.

Драматические произведения могут быть написаны прозой и стихами. Имена действующих лиц чаще всего выключают­ся отдельными строками, а реплики начинаются без абзацно­го отступа. В стихотворных драматических произведениях строки, относящиеся к разным репликам, должны быть набраны способом ступенчатой выключки.

В текстах с подстрочным переводом перевод набирается кеглем меньшего размера и размещается по центру тех слов или группы слов, к которым относится перевод.

При наборе словарей специальные словарные знаки, кото­рые отделяют слово от его определяющей части, не должны быть отбиты. Транскрипционные знаки должны быть разме­щены в квадратных скобках как обычные слова.

Набор дополнительных текстов. Набор эпиграфов, внут­ри­текстовых, постраничных и затекстовых примечаний, ло­зунгов, списков и справок, аннотаций необходимо выполнять с соблюдением всех правил набора основного текста.

При наборе библиографических текстов должны быть вы­полнены все правила набора с выделениями, сокращениями и примесью иностранных шрифтов. В случае нумерации долж­ны быть соблюдены правила перечислений.

Знаки сноски — цифры или звездочки — отбиваются от текста, к которому относятся, однако от точки и запятой не отбиваются. В самой сноске знак сноски отбивается от сле­дующего за ним текста. Если сносок несколько, знаки сноски выравниваются по правой вертикали.

Таблицы и выводы, одинаковые по характеру, должны быть набраны единообразно. Обычно таблицы набирают шриф­том кегля 8. Строки заголовка столбцов должны быть набраны горизонтально с выключкой по центру. Если заголо­вок расположен в двух и более строках, то между строками допускается один интервал. Если в таблице ширина заголов­ка графы меньше его высоты, допускается вертикальное размещение строк заголовка. В заголовках столбцов не реко­мендуется делать перенос. В столбце «Примечания» название пишется горизонтально. Цифры в столбце выравниваются поразрядно, смешанные числа — по запятой, разделяющей целую и дробную часть, цифровые интервалы выравниваются по центру.

Способ выключки текста в колонках таблиц должен быть одинаковым во всем издании. Если в столбцах встречается повторяемость, то во второй строке по центру пишутся слова «то же», а в третьей строке — «- // -». Если таблица пере­но­сит­ся на вторую полосу, то шапку таблицы рекомен­дуется пи­сать полностью. Повторяющиеся элементы записы­вают­ся снова. Многие программы компьютерной верстки не поддер­жи­вают созданные в текстовом редакторе таблицы или фор­ма­тирование этих таблиц. В этом случае рекомен­дует­ся наби­рать таблицы следующим образом: каждая строка таблицы на­би­рается в одном абзаце (в конце каждой строки нажи­мает­ся клавиша Enter); выравнивание содержимого ячеек по ко­лон­кам отсутствует, вместо этого содержимое ячеек разде­ля­ют специальными символами (точкой с запятой, табуляцией и др.). Если в таблице имеются ячейки увеличен­ного размера, объединяющие несколько соседних, то весь текст должен быть помещен в верхнюю левую ячейку груп­пы, а остальные ячейки должны быть оставлены пустыми.

Набор математических, физических и химических формул должен быть по всему изданию единообразным по примене­нию шрифтов и знаков, способу выключки.

Для набора формул рекомендуется использовать встроен­ные редакторы формул, например Microsoft Equation 3.0. Программы верстки Adobe PageMaker, Adobe InDesign, QuarkXPress не имеют собственных формульных редакторов, но позволяют импортировать формулы в верстку не только как графику, но и как OLE-объект. Программа верстки Adobe FrameMaker обладает достаточно мощным и удобным встро­ен­ным формульным редактором. Формулы, набранные с помощью таких встроенных редакторов, обычно соответству­ют всем правилам набора и верстки.

Набор справочно-вспомогательных видов текстов. Спра­воч­но-вспомогательные тексты — это оглавления, предмет­ные или именные указатели, колонцифры и колонтитулы. Совре­мен­ные текстовые редакторы и настольные издатель­ские системы располагают мощными возможностями по автома­тиза­ции создания этих текстовых элементов. При этом со­блю­дают­ся все правила набора, форматирования и верстки.

Основные технические правила набора и верстки

Данные правила сложились в процессе длительного опыта издательской и поли­графической деятельности. Они преследуют разные цели — не допустить, что­бы набор и верстка ухудшали условия чтения и восприятия материала, и соблю­сти главные эстетические и гигиенические требования к наборной графике и композиции.

Эти правила актуальны для любых видов текста, но в основном они примени­мы в книжном дизайне. Для одностраничных рекламных объявлений использу­ются правила художественного оформления и ощущение визуальной гармонии художником (дизайнером).

Набором в нашем случае является процесс формирования строк текста. Иногда набор в компьютерных программах называют форматированием. Пра­вильное форматирование обеспечивает грамотную подготовку текста к пос­ледующей обработке (верстке). Версткой называют формирование страниц набора.

Междусловные пробелы. Их нормальный размер, согласно действующим пра­вилам набора, — полукегельная (например, при кегле 8 это 4 пункта). Кроме того, правила требуют, чтобы размеры междусловных пробелов:

1) были одинаковыми в одной строке;

2) близкими по размеру в смежных строках;

3) равнялись полукегельной в неполноформатных и стихотворных стро­ках (например, в неполной концевой строке абзаца или неполной строке заго­ловка);

4) на стыке слов, набранных шрифтом разных кеглей, равнялись пробелам между словами большего кегля;

5) на стыке слов, набранных вразрядку и не выделенных ею, увеличивались на размер разрядки;

6) на стыке слов, набранных прописными, и слов, набранных строчными буквами, увеличивались на 2 пункта.

Не допускаются в книжном наборе коридоры — пробелы в трех и более строках подряд, совпадающие по вертикали или по косой линии.

1) увеличивать их не более чем на 1 пункт: а) в строке без междусловных пробелов для растягивания ее до формата; б) в строке с пробелами, если для рас­тягивания ее до формата надо увеличить междусловные пробелы выше допусти­мого размера;

2) уменьшать не более чем на 1/2 пункта, если для того, чтобы втиснуть ее в формат, требуется уменьшить междусловные пробелы до размера, превышаю­щего допустимые.

1) были одинаковыми по всей книге, независимо от кеглей шрифтов допус­кается отклонение в 1 пункт;

2) увеличивались перед сноской с однозначным номером или одной звездоч­кой, если за нею следует сноска с двузначным номером или с двумя звездочками, на ширину цифры или звездочки; перед нумерованным абзацем с однозначным номером, когда далее следует на той же странице абзац с двузначным номером, — на размер цифры.

1) чтобы текст концевой строки превышал размер абзацного отступа не меньше чем в полтора раза, а при наборе без абзацных отступов был по размеру не меньше двух кегельных;

2) концевой пробел абзаца при наборе с абзацными отступами был не мень­ше полутора кегельных (в противном случае строку растягивают, увеличивая междусловные пробелы, до полноформатной), а при наборе без абзацных отсту­пов был по размеру не меньше 24 пунктов (/ квадрата).

Переносы. Требуется соблюдать грамматические правила переноса и не раз­делять переносами:

1) неделимые слова и текстовые элементы (буквенные аббревиатуры из про­писных букв типа ЮНЕСКО, цифры одного числа, падежные окончания числи­тельного: 5-й;

2) неотделяемые друг от друга сочетания текстовых элементов: инициалы от фамилии; части составных сокращений (и т. п., и т. д., и др., т. е., с.-х.); части диапазона значений (20—30); сокращения от слов, без которых они не употребля­ются (им. И.Федорова); числа в цифровой форме от названий, которые к ним относятся (40 кг); цифры или буквы с закрывающей скобкой от первого слова пункта, который они нумеруют или литеруют; однобуквенные предлоги и союзы (в, и, к, о, с, у) от последующего слова или его части; открывающие скобки или кавычки от следующего за ними слова; знаки препинания от предшествующего слова (за исключением тире, начинающего прямую речь или пункт перечня);

3) слова в случае, когда перенесенная или оставшаяся часть может привести к неверному прочтению (последний слог не, который может быть принят за от­рицание), к двусмысленным сочетаниям (. члены, бри/гады. Иванова, Петров. ), к неблагозвучию; отрицание не и слово, к которому оно относится (например, при беглом чтении глагол без не может быть принят за утверждение);

4) последнее слово строки на полосе, если следующая полоса начинается ил­люстрацией, таблицей, схемой; последнее слово строки над иллюстрацией; после­днее слово строки, если переносом заканчивались четыре предшествующие стро­ки большого формата или пять (в словарях восемь) предшествующих строк малого формата.

Размер разрядки. При наборе шрифтом кг. 7 и меньше — 1 пункт, кг. 8 и больше — 2 пункта.

Заголовки. Правила требуют:

1) разбивать заголовки на строки по смыслу (если издатель не хочет иной разбивки специально);

2) слова в заголовках разделять пробелами в полукегельную, за исключени­ем тех, что меньше формата на 1—2 кегельных (их доводят до полноформатных, увеличивая пробелы);

3) между строками заголовка, набранного прописным, вставлять 2 пункта пробельного материала;

4) в заголовках, набранных прописным шрифтом кг. 16 и выше увеличивать просветы между вертикальными штрихами соседних букв на 1—2 пункта для выравнивания межбуквенного расстояния.

Оглавление (содержание). Требуется цифры в номерах располагать по разрядам, точки в отточиях ровнять по вертикали, не ставить менее трех то­чек в отточиях, полноформатные строки заканчивать на завершающей точке отточия.

Общие правила. Верстка книги должна быть:

1) единообразной, что выражается в одинаковой высоте полос, независимо от кеглей шрифтов и видов набора, однотипном размещении элементов, одно­типных отбивках;

2) приводной, т. е. такой, при которой строки лицевой и оборотной сторон листа совпадают, для чего отбивки на полосе доводят по размеру до целого числа строк основного текста с учетом различия строк в кеглях, высоты иллюстрации и т. п.;

3) без висячих строк, т. е. концевых строк абзаца, начинающих полосу, или строк с абзацным отступом, завершающих наборную полосу.

4) без переносов слова с полосы на полосу, прежде всего с нечетной на чет­ную (это правило допускается нарушать, если нельзя устранить перенос, не уве­личивая или не уменьшая междусловные пробелы выше допустимых размеров).

Спусковые и концевые полосы. Требуется, чтобы спуски, как правило, были одинаковые по всему изданию (допустимое отклонение 1 строка), считая от вер­ха полосы до текста, а текст на концевой полосе занимал не менее ‘/4 высоты полной полосы и был короче ее не менее чем на 4 строки, если нет иных указаний издательства.

Колонцифры. В высоту полосы не входят, если стоят внизу. Ставят их на всех страницах, кроме титульного листа, его оборота, шмуцтитула, концевых страниц (если колонцифра внизу), спусковых страниц (если колонцифра ввер­ху), страниц с полосной иллюстрацией, вклеек, накидок, вкладок, приклеек (если нет иных указаний издательства). Отбивают нижние колонцифры от текста так, чтобы общая высота полосы и колонцифры с пробелом между ними была крат­ной цицеро (12 пунктов).

Колонтитулы. Ставят на всех полосах, кроме титульного листа и его оборо­та, начальных страниц со спуском (если колонтитул вверху), страниц только с выпускными данными; от текста отбивают примерно на кегельную шрифта, от нижней линейки — на 2 пункта, от верхней и нижней — зрительно равномерно; высота колонтитула, включая отбивку его от текста, должна быть кратной кеглю шрифта основного текста.

1) при заверстке текста над заголовком на странице ставить не менее четы­рех строк;

2) при заверстке текста под заголовком на странице ставить не менее трех строк;

3) не ставить непосредственно после заголовка иллюстрацию;

4) отбивать заголовок от текста сверху в полтора раза больше, чем снизу; при заголовке с подзаголовком пробел над этим комплексом делать в два раза большим, чем под ним, а между заголовком и подзаголовком пропорционально уменьшать так, чтобы общая высота заголовка с отбивками составила целое чис­ло строк основного текста.

отбить от основного текста при расположении внутри полосы сверху на 2 — 4 пункта меньше, чем снизу, делая отбивки в пределах кегля шрифта основно­го текста, а при расположении сверху или снизу отбивая в пределах кегля шриф­та дополнительного текста;

общую высоту дополнительного текста довести вместе с отбивками от основного текста до кратной кеглю шрифта последнего.

Сноски. Правила требуют:

1) располагать сноску на полосе со знаком в основном тексте, отсылающим к этой сноске;

2) отбивать от текста на 1—2 кегельных (включая линейку) с таким расче­том, чтобы общая высота сноски с отбивками и линейкой была равна целому числу строк основного текста;

3) переносить часть сноски, не умещающейся на полосе, на следующую при условии, что на первой полосе останется не менее трех строк, последняя из кото­рых не будет концевой строкой абзаца, а перенесенную часть разместить над сносками этой полосы, не ставя знак сноски перед перенесенной частью.

1) располагать иллюстрации вблизи текста, с которым они тесно связа­ны (при отсутствии других указаний), в связи с чем в оригинале на поле против места, где желательно расположить иллюстрацию, пишут в кружке ее номер;

2) прикрывать иллюстрацию при закрытой верстке (с текстом и над и под иллюстрацией) не менее чем тремя строками сверху и снизу;

3) размещать иллюстрацию на полосе без текста, если при открытой верстке (с текстом только над или под иллюстрацией) на полосе помимо иллюстрации умещается лишь три строки или меньше, а при закрытой — меньше шести строк;

4) не ставить иллюстрацию в разрез текста так, чтобы перед нею шла строка с абзацным отступом;

5) не заверстывать иллюстрацию непосредственно после заголовка или пе­ред ним;

6) иллюстрацию, заверстанную поперек строк основного текста, ставить на четной полосе верхней стороной к наружному полю, а на нечетной — к корешковому;

7) по возможности не ставить иллюстрацию на полосе в место, где на обо­роте также заверстана иллюстрация;

8) ставить иллюстрацию рядом со строками текста (оборкой) только в том случае, если ширина ее меньше формата набора на 2—3 квадрата, заверстывая все оборочные иллюстрации одного формата одинаково; при этом запрещает­ся начинать оборку концевой строкой абзаца и заканчивать строкой с абзац­ным отступом (частичная оборка иллюстрации допускается только в тех слу­чаях, когда в оборку можно поместить не менее четырех строк текста);

9) иллюстрацию, заверстываемую в оборку, ставить в наружное поле: на четных страницах — слева от оборки, на нечетных — справа от нее, а при двух оборочных иллюстрациях на полосе — одну из них в корешковое поле;

10) иллюстрацию, заверстываемую с выходом на поле, выдвигать за формат не менее чем на 1/2 квадрата;

11) иллюстрацию, которая должна печататься под обрез, т. е. занимать либо поверхность всей страницы, либо полосу или ее часть с одним или двумя полями, заверстывают так, чтобы обрезаемые края выступали за формат с учетом обрезки;

12) отбивать иллюстрацию от текста сверху в пределах 11/2 кегельной, сни­зу — 3 кегельных, от подписи — меньше, чем подпись от последующего текста; общая высота иллюстрации и отбивок должна быть кратной кеглю шрифта ос­новного текста.

Подпись к иллюстрации. Подпись необходимо ставить в пределах ширины изображения (строку подписи, которая короче ширины изображения, если нет иных указаний издательства, выключают посередине изображения); когда ши­рина изображения меньше формата набора текста, а в подписи более трех строк, ее допускается набирать на полный формат набора.

msd.com.ua

Технические правила набора и верстки

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА НАБОРА И ВЕРСТКИ — установленные в сборнике технологических инструкций «Наборные и фотонаборные процессы» (М., 1983. С. 5—48) осн. правила, которые следует соблюдать полиграфпредприятию при наборе и верстке всех видов изданий.

Часть этих правил обязательна для полиграфпредприятий во всех случаях, а часть, которая помечена в упомянутом сборнике звездочкой, — лишь если нет других указаний в оригинале или техн. изд. спецификации полиграф. исполнения издания. Правила не регламентируют изд. оформления изданий, т. е. изд-ва при необходимости в соответствии с оформительским замыслом могут диктовать свои правила набора и верстки. Правила обобщают выработанные многовековой типографской и изд. практикой основы полиграф. культуры, позволяя при их соблюдении придерживаться достойного уровня наборного оформления издания.

Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс . Мильчин А.Э. . 2003 .

Смотреть что такое «Технические правила набора и верстки» в других словарях:

Технические правила набора и верстки — установленные технологическими инструкциями основные правила, которые необходимо соблюдать при наборе и верстке всех видов изданий. Т. п. н. и в. обобщают выработанный многовековой полиграфический и издательский опыт … Реклама и полиграфия

Технические правила верстки — см. Техн. правила набора и верстки … Издательский словарь-справочник

Верстка — Вёрстка в издательском деле и полиграфии процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. Содержание 1 История 2 Виды верстки … Википедия

Верстка текста — Вёрстка в издательском деле и полиграфии процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. Содержание 1 История 2 Виды верстки … Википедия

В — 8.2.1 В колбу вместимостью 100 см3 отбирают аликвотную часть щелочного фильтрата по 7.1.2 в соответствии с таблицей 3 или 50 см3 при массовой доле оксида фосфора (V) от 0,5 % до 2,5 % и 25 см3 при массовой доле от 2,5 % до 5 % раствора по 4.3.2.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… … Православная энциклопедия

publishing_dictionary.academic.ru

Технические правила набора и верстки издания

Общие правила текстового набора

Набор — процесс получения строк текста, выключенных в установленном формате с соблюдением грамматических и технических правил. При любом из существующих в настоящее время способов набора выполнение основных правил обязательно.

1. Размер абзацного отступа в примечаниях должен быть таким же, как и в основном тексте.

2. Втяжки при наборе комментариев, цитат и другого выделяемого текста должны быть больше абзацного отступа на размер кратный цицеро.

3. Межсловные пробелы внутри одной строки и в смежных строках при текстовом наборе не должны резко различаться между собой. Нормальный пробел между словами должен быть равным полукегельной. Увеличение пробела при выключке (до-ведении строки до установленного формата) допускается до 3 /4 кегельной, а уменьшение — до 1 /4 кегельной с округлением до целого числа пунктов. При наборе на малые форматы (до 3 1 /2 кв.) допускается увеличение межсловного пробела до 1 кегельной.

4. Не допускаются совпадения пробелов между словами в трех или более рядом стоящих строках (так называемые «коридоры») по вертикали или косой.

5. Абзацные отступы при наборе одного издания должны быть одинаковыми. Размеры абзацного отступа зависят от формата набора:

1) при формате строки до 5 кв.- 1 кегельная;

2) при формате от 5 до 6 1 /2 кв.- 1,5 кегельных;

3) при формате 6 1 /2 кв. и выше — 2 кегельные.;

Короткая концевая строка абзаца должна превышать размер абзацного отступа не менее чем в 1,5 раза; концевая строка абзаца должна быть короче полной строки не менее чем на кегельную или должна быть полной. Если по особому указанию текст набирают без абзацных отступов, концевые строки абзацев должны быть короче полных строк не менее чем на 1 /2 кв.

6. Знаки параграф § и номера № отбиваются от стоящих за ними цифр на полукегельную, причем эта величина при выключке строки не изменяется.

7. Сдвоенные знаки параграфов §§ и номеров №№ друг от друга не отбиваются.

8. Знаки препинания (точки, запятые) не отбиваются от предыдущего слова. Многоточие в конце предложения не отбивается от предшествующего слова, а в начале — не отбивается от последующего.

9. Знаки %, °, ‘, » не отбиваются от цифр, к которым они относятся (25%, 10° и т. д.), но отбиваются от следующих за ними цифр на 2 п. (18°10’15»). Величина отбивки при выключке строк не изменяется.

10. Сокращенные обозначения шкал (С, Р, Ф и т. д.) отбиваются от знака градуса на два пункта (20°С, 40°Р и т. д.); величина отбивки при выключке строк не изменяется.

11. Многозначные целые числа, набираемые арабскими цифрами, разбиваются на классы на два пункта (по три цифры справа налево) 5 680 932; величина отбивки при выключке строк не изменяется.

12. Десятичные дроби набираются без отбивки (0,658355).

13. Многозначный цифровой номер набирается цифрами, стоящими вплотную друг к другу — № 218455.

14. Знаки плюс, минус в текстовом наборе не отбиваются от следующей за ними цифры (+20,-15°).

15. Дроби через косую черту в тексте набираются без отбивки (1/2, 3/4 и т. д.).

16. Римская цифра от буквы не отбивается (IV в.).

17. Скобки в текстовом наборе не отбиваются от заключенного в них текста. Прямые и круглые скобки, стоящие рядом, также не отбиваются одна от другой. В одном издании применяются скобки одного рисунка.

18. Если слово, набранное выделительным шрифтом, например курсивом, заключается в скобки, то и скобки должны быть курсивными. Если выделяется только часть слова, то скобки и другие знаки должны быть основного начертания (городов, городами).

19. Марки машин набираются следующим образом: если цифра стоит перед буквами, то она набирается вплотную к ним (3РК, 2РМ); если цифры стоят после букв, то они набираются через дефис без отбивки (ММ-4, НП-2).

20. Знак дефис (-) между словами и при переносе не отбивается, исключение составляет набор вразрядку, при котором дефис, так же, как и буквы, отбивается на размер разрядки.

21. Тире между словами отбивается с двух сторон на два пункта, но от запятой и кавычек не отбивается.

22. Тире между цифрами не отбивается (50-60 человек).

23. В начале абзаца и в прямой речи тире отбивается справа на полукегельную, причем величина отбивки при выключке строк не изменяется. Размер абзацного отступа перед тире такой же, как и в остальном тексте.

24. Кавычки во всем издании должны быть одного рисунка. Если внутри текста, заключенного в кавычки, встречается слово, которое также нужно заключить в кавычки, то отрывок следует заключить в кавычки основного (для данного издания) рисунка, а слово внутри данного отрывка — в кавычки другого рисунка.

25. Кавычки не отбиваются от заключенных в них слов.

26. Начертание кавычек должно быть таким же, что и заключенный в них текст, например, если текст набирается курсивом, то и кавычки должны быть курсивные.

27. Знаки сноски — цифры или звездочки — в тексте отбиваются на 2 п. от слов, к которым они относятся, но не от точки или запятой.

28. Абзацный отступ в тексте сноски должен быть такой же, как в основном тексте. При абзацном отступе, равном 2 1 /2 кегельных корпуса в основном тексте, разрешается делать абзацный отступ в 2 кегельных петита в тексте сноски.

29. Строки следует выключать с учетом знаков препинания и конфигурации букв.

30. Не рекомендуется заканчивать более четырех строк подряд точкой, тире, точкой с запятой, запятой, двоеточием, зрительно это воспринимается как вертикальная пунктирная линия сбоку полосы.

31. Знак сноски, относящийся к слову, стоящему в скобках, ставится непосредственно после слова, перед скобкой (реал*).

32. В самой сноске знак сноски отбивается на полукегельную от следующего за ним текста. Если сносок несколько, знаки сноски выравниваются по правой вертикали.

33. Знаки сноски, относящиеся к слову, после которого стоят знаки препинания, ставятся непосредственно после слова перед знаками препинания.

34. Знаки сноски, относящиеся ко всему предложению, ставятся перед точкой, но после вопросительного, восклицательного знаков и за многоточием.

Верстка — одна из основных операций в процессе изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки: верстка простого (сплошного) текста; верстка текста в нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами; верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка; сложная верстка (дополнительно к третьей группе — композиционные выделения).

Верстка должна быть приводной, т. е. строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному кеглю шрифта основного текста.

При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т. е. не должно быть «висячих» строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.

Верстка должна быть единообразной, т. е. однотипные элементы полосы (заголовки, примечания, сноски, колонцифры, таблицы, формулы, иллюстрации и т. п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь однотипную отбивку по всему изданию. Отклонения в размерах отбивок, в зависимости от кегля основного набора, не должны превышать 4-6 п.

Спуск в начальных полосах во всем издании должен быть одинаковым. Чаще всего спуск (отступ от начала полосы) выбирается равным 1 /4 части наборной полосы, реже — 1 /3 части, иногда, в нестандартных изданиях, и больше. Допустимые отклонения размера спуска — одна строка основного набора с учетом приводности.

Верстка текстовых полос сплошного текста не представляет особой сложности. В настоящее время при фотонаборе и с использованием ПК издательских систем она выполняется автоматически и только в сложных случаях — в диалоговом режиме.

Начальные полосы по оформлению могут быть трех видов: со спуском; без спуска, но с инициалом; со шмуцтитулом в виде «шапки». Вариант оформления начальных полос выбирается художником издательства в зависимости от вида издания.

Инициал представляет собой прописную (заглавную) букву большого кегля, которая заменяет первую букву текста строки. Инициал может быть шрифтовым или рисованным. Иногда предусматривается печать инициала другой краской.

При верстке спусковых полос с внутренним титулом в виде «шапки» он устанавливается в счет спуска.

При заверстке концевых полос выдерживаются следующие правила: если текста мало, его нужно или вместить в предыдущую полосу (вгонка) или увеличить так, чтобы текстом было занято не менее 1 /4 высоты полосы (выгонка). Вгонке и выгонке часто подвергается текст не одного, а нескольких абзацев в процессе верстки и переверстки.

Если текста на концевой полосе много, то полоса не должна быть короче полной меньше чем на четыре строки.

На концевых полосах иногда устанавливаются концовки, которые отбиваются от текста одинаково для данного издания в пределах от 3 /4 кв. до 2 кв.

Все рассмотренные основные правила верстки действительно и для усложненного и сложного текста. Далее будут рассмотрены только специфические особенности заверстки стихотворений, выводов и таблиц, формул и иллюстраций.

Стихотворения, помещаемые на отдельных полосах или внутри основного текста, заверстываются так, чтобы стихотворная полоса или часть ее оказалась на оптической середине страницы.

Стихотворения внутри прозы заверстываются, как дополнительный текст, с отбивкой от основного текста в пределах одной строки основного текста.

Отбивка строф стихотворений одна от другой, заверстываемых на отдельных полосах, производится на кегль стихотворного шрифта; для предотвращения разрыва строф при переносах допускается уменьшение отбивки до 1 /2 кегельных и увеличение — до 2 1 /2 кегельных.

При переносе части стихотворения на другую полосу на предыдущей полосе должно оставаться не менее двух строк, лучше если при переносе стихотворение разбивается по парам стихов.

Строфы стихотворения, набранные в порядке чередования без втяжки и с втяжкой, друг от друга не отбиваются.

Строфы стихотворения, заверстанного на развороте, должны быть единообразно оформлены и отбиты. Рубрики и звездочки, заменяющие рубрики в стихотворных текстах, отбиваются в соответствии с общими правилами отбивки рубрик.

«Висячей» строкой называется — концевая строка абзаца, расположенная в начале полосы или колонки, а также начальная строка абзаца, оказавшаяся в конце полосы или колонки. То есть это строка, которая оторвана от своего абзаца и «висит» в одиночестве на предыдущей или последующей странице.

Профессиональное отношение к висячим строкам отрицательно, но полного запрета на висячие строки нет — они допустимы в газетной вёрстке, в оперативной полиграфии и в тому подобных случаях при условии, что верхняя висячая строка не короче 2 /3 формата набора (то есть ширины текста), а строка перед нижней висячей строкой также не меньше 2 /3 формата набора. То есть, висячая строка не должна быть слишком короткой.

«Висячие» строки ухудшают удобочитаемость текста, перенося начальную или конечную строку абзаца на другую страницу.

Современные правила лишь допускают оканчивать полосу концевой строкой, начинать полосу абзацной строкой, а также размещать в конце или начале полосы абзац из одной строки (например, в прямой речи, когда строка является одновременно и концевой и абзацной).

Кроме того, допускается начинать полосу короткими строками в математических рассуждениях (например, между формулами часто встречаются строки типа «и», «или», «здесь» и другим).

«Висячие» строки в процессе вёрстки уничтожают, используя приёмы выгонки и вгонки строк либо уменьшая (увеличивая) полосу на одну строку. Проблему висячих строк решают следующими способами:

— можно прибегнуть к выгонке и вгонке — манипуляциям с межсловными и межбуквенными интервалами, чтобы «втянуть хвост»;

— можно, по совету С. М. Львовского, «немного отредактировать абзац… Качество текста при этом тоже зачастую улучшается», однако это возможно только при вёрстке собственного сочинения, но не с произведениями авторов, которых уже нет в живых;

— можно увеличить интервал между абзацами (Чихольд говорит об этом: «такой подход противоречит нормам хорошего книгопечатания»);

— можно увеличить предыдущую полосу на одну строку или уменьшить текущую полосу на одну строку: во втором случае возникнет «слепая» строка, но зато «не возникает разнобоя в числе строк». В применении этого приёма Чихольд ссылается на практику XVIII-XIX веков.

Однако это радикальные методы; предполагается, что прежде, чем прибегнуть к ним, верстальщик попытается решить проблему конкретного абзаца частными средствами.

1. При формате набора более 5 кв. не рекомендуется оставлять на строке или переносить слог из двух букв.

2. Суффиксы «ск», «ств» при переносе не разрываются. Нельзя отделять ъ и ь знаки от предыдущей согласной буквы (объ-яс-не-ние, ку-паль-ный), «й» от предыдущей буквы не отделяется (рай-он).

3. При переносе две согласные следует делить (мас-со-вик), но следить за тем, чтобы корень слова при этом не делился (нельзя: пос-сорить; нужно: по-ссорить).

4. Сокращения, набираемые прописными буквами (РСФСР и др.), при переносе не разделяются; сокращенные выражения (и т. д., и т. п., т. е.), также не разделяют.

5. Фамилии от инициалов при переносе не отделяют. Сокращенные слова от имен собственных при переносе (г. Москва, тов. Иванов, пл. Маяковского и др.) также не отделяют.

6. При переносе части слова допускается деление слова только по слогам (ма-га-зин).

7. При переносе нельзя отделять арабские или римские цифры от относящихся к ним сокращенных или полных слов (1999 г., XX в.)

8. Знаки и обозначения при переносе не отделяют от следующих за ними цифр (№ 3, § 5 и т. д.).

9. При наборе на формат до 5 кв. допускается не более пяти переносов подряд, при наборе на формат более 5 кв.- не более четырех.

10. Нельзя разделять переносом цифры, составляющие одно число.

11. Нельзя переносить из одной строки в другую цифры или буквы со скобкой или точкой от следующего за ними слова (1. Введение).

studbooks.net

Смотрите так же:

  • Решить систему уравнений правило Метод подстановки 1. Выразить у через х из одного уравнения системы.2. Подставить полученное выражение вместо у в другое уравнение системы.3. Решить полученное уравнение относительно х.4. Подставить поочередно каждый из найденных на […]
  • Пишется претензия Автор: Соколова Ирина Евгеньевна, руководитель аналитического управления Объединения потребителей России Часто случается, что у потребителя возникают претензии к качеству приобретенного товара (к качеству выполненной работы), а […]
  • Триз пособия для детей Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет Юля Горяева Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ с детьми 4 -5 лет. Горяева […]
  • Приказ минюста 174 от 05092012 Приказ Минюста РФ и Минфина РФ от 5 сентября 2012 г. N 174/122н "Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов […]
  • Iphone 4 камера разрешение Обзор iPhone 4S На конференции «Let’s Talk iPhone», прошедшей 4 октября 2011 года в Купертино, Apple представила долгожданный iPhone 4S. За презентацией следил весь мир и ждал чего-то необычного. Но, увы, ситуация повторилась, как и с […]
  • Пенсии для инвалидов в 2012 году Кому и на сколько повысят пенсию с 1 апреля? На вопросы читателей «Комсомолки» ответила заместитель управляющего Омским отделением Пенсионного фонда Галина Горст. - Здравствуйте, меня зовут Глафира Нестеровна. Я получаю только пенсию по […]