Проблема выбора пути в романе достоевского преступление и наказание

Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” — его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. Его герои видят мир в философском аспекте, а в жизнь вступают, чтобы постичь смысл жизни. Поэтому из реальной действительности Достоевский переносит в свой мир главную проблему — проблему выбора пути — в столь сконцентрированном виде, в каком она в нашей обыденности существовать не может.
Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жертвой. Третьего не дано. Почему так? Разве в жизни мы часто сталкиваемся с подобной дилеммой? Во всей ее остроте — лишь в исключительных случаях. Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса. Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они просто не захотели его увидеть, осознать, остановиться и осмыслить себя и мир. Потому что в ином звучании этот вопрос можно сформулировать так: что для тебя лично важнее — ты сам или окружающие? Твоя жизнь или жизнь чужая? И здесь решение может быть только однозначным: или — или.
Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил его так неотвратимо, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.
Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей пройти “через Достоевского”: построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху процентщицу и защищающуюся рукой от топора Лизавету; услышать исповедь Сони; ужаснуться сходству с Лужиным.

24509 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

www.litra.ru

Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” – его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. Его герои видят мир в философском аспекте, а в жизнь вступают, чтобы постичь смысл жизни. Поэтому из реальной действительности Достоевский переносит в свой мир главную проблему – проблему выбора пути – в столь сконцентрированном виде, в каком она в нашей обыденности существовать не может.
Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жертвой. Третьего не дано. Почему так? Разве в жизни мы часто сталкиваемся с подобной дилеммой? Во всей ее остроте – лишь в исключительных случаях. Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса. Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они просто не захотели его увидеть, осознать, остановиться и осмыслить себя и мир. Потому что в ином звучании этот вопрос можно сформулировать так: что для тебя лично важнее – ты сам или окружающие? Твоя жизнь

или жизнь чужая? И здесь решение может быть только однозначным: или – или.
Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил его так неотвратимо, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.
Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей пройти “через Достоевского”: построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху процентщицу и защищающуюся рукой от топора Лизавету; услышать исповедь Сони; ужаснуться сходству с Лужиным…

ukr-lit.com

Cочинение «Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова»

Достоевский написал роман «Преступление и наказание» в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены. В романе автор ставит вопрос о наиболее важных, общих проблемах жизни, выборе пути. Ответ получаем из изысканий, самоанализа героев. Достоевский каждому герою дает право выразить свою идею: Раскольникову, Лужину, Свидригайлову, Соне. Раскольникова волнуют вопросы о мире, о месте человека, почему все именно так? Его страждущая душа мечется, ищет ответ. У Раскольникова созрела теория, что все люди делятся на две категории — обыкновенных «тварей дрожащих» и необыкновенных «право имеющих», и он вынашивает идею преступления — проверить себя, кто он есть.

Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил «ничтожество», а сам уподобился «твари дрожащей». Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит ео в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет «преступивших», как и он сам. Поэтому он приходит к Соне.

Но Соня «преступила», стала грешницей не для себя, а для других. В отличие от Раскольникова она осознает себя грешницей. Раскольников стремится убедить Соню, что она его не лучше. Раскольников доказывает это самому себе. Чтение Сони Евангелие Раскольникову символично. Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Она страдает сама, а Раскольников несет страдание другим. Соня способна сердцем проникнуть в смысл бытия, она верит в существование высшего, божественного смысла жизни и никто не вправе судить другого. Соня говорит Раскольникову: «от бога вы отошли, и вас бог поразил»- значит, все в воле божьей, еще можно к богу вернуться. Воскресение Лазаря — это способность Раскольникова к воскрешению. Пример Сони очень важен для Раскольникова. Она укрепила его в его отношении к жизни.

В романе «Преступление и наказание» сталкивается множество идей, ни одна из которых не утверждается Достоевским как единственно верная. Теорию Лужина «прогресс движется эгоизмом» — чем богаче и устроеннее отдельный индивид и чем больше таких индивидов, тем богаче и благоустроеннее общество — проповедуют сейчас в нашей стране. По-моему, это не так. Некоторые индивиды становятся все богаче, а общество благоустроеннее не становится. «Наполеоновская» теория Раскольникова — любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались — тоже негодна. В наше стране — это Сталин. До сих пор в наших людях жив страх репрессий. Поэтому наш народ так пассивен в решении судьбы государства. Теория Сони «покайся, бог опять жизнь пошлет» — тоже не решает вопрос. Сейчас государство не преследует граждан за вероисповедание. Патриарх принимает участие в решении проблем государства, но я не вижу от этого улучшения жизни народа. Кто истинно верует — тот нищ и голоден, кто следует моде «верить» — обогащается на вере других.

Теории, показанные Достоевским в романе, не дают решения для нас. Но он заставляет нас задуматься над тем, как мы живем, понять, что надо начинать с себя. В этом ценность и современность романа.

Ф.М Достоевского называют великим писателем — гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти. Сын своего век, он не был огражден ни от ошибок, ни от заблуждений. И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке. Болью и состраданием за » униженных и оскорбленных» пронизаны произведения писателя — гуманиста.

Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861г не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становятся частью обнищавшего народа.

Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

У главного героя Раскольникова так же складывается жизнь, как и у других. Убить никчемную вредную старушонку, которая наживается на разорении других, представляется делом, чуть ли неполезным. Убери одну тварь, и другим станет дышать легче. Убийство старухи — процентщицы — это вызов Раскольникова «сильным мира сего», желание доказать, что «не тварь он дрожащая», а «право имеет изменить этим порядок одним решительным действием»: » Сломать что надо раз и навсегда, да и только». Справедливо и понятно мне желание Раскольникова наказать зло, восстать против насилия. А разве может быть основано счастье многих людей на крови одного? Пусть даже самого ничтожного существа. Это антигуманно. Достоевский никогда не мог согласиться с тем, что справедливости можно достигнуть путем насилия. Вот почему все идеи Раскольникова рушатся при попытке воплотить их в жизнь. Не может он спокойно и хладнокровно убить старуху.

Итог таков, что любое насилие рождает только насилие. Решаясь на убийство, Раскольников утверждает право «сильной личности» «на кровь по совести». Он считает, что нет таких законов, которые могли бы осудить его. Но что же заставляет его мучиться после убийства? Раскаяние? Ведь далеко не сразу идея Раскольникова терпит крах. Он не может принять мир, построенный на крови, слезах, и прийти к этому миру с покаянием. Противоречия между мыслями и поступками приводят нашего героя в нравственный тупик. Разум и сердце не находят согласие. Боль и глубину душевных страданий Раскольникова суждено разделить другой героине — Сонечке Мармеладовой. Именно она откроет, возродит к жизни в нем того человека, который в нем жил инстинктивно и которого он всячески пытался в себе подавить разумом и гордыней. В Соне Раскольников найдет человека и ту единственную правду, которая ведет к спасению.

В сострадании и любви, в самопожертвовании во имя блага ближнего смысл жизни Сони. Ради спасения детей, отца, Катерины Ивановны пожертвовала она собой. Раскольников пытается найти в Соне союзницу. Истерзанный духовным одиночеством, он идет к Соне, чтобы примкнуть к людям. Не осуждения, а понимания и сострадания ждет он от нее. Не в наказании спасение души человека. Разделяя муки вместе с ним, проходит она его «крестный ход». Только до конца жертвуя собой, можно спасти и излечить душу человека. В этом видел Достоевский величие человеческой личности, проявление истинной гуманности.

mysoch.ru

Жизненный путь – это постоянный выбор

«Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия», — Эльчин Сафарли.

Думаю, все согласятся с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор. Ведь ежедневно мы сотни раз сталкиваемся с проблемой выбора. Нам приходится принимать решения: что съесть, что одеть, на что потратить деньги, … ? Каждый человек пытается сделать правильный выбор, чтобы потом не жалеть о нем. Но как писал Эльчин Сафарли: «Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия» Я полностью с ним солидарна, так как в жизни каждого из нас происходит множество выборов, но не бывает хороших или плохих. Каждый сделанный нами выбор создает свои последствия, другой неповторимый мир. Каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа — чтобы быть пройденной. Человеку важно найти свой путь, по которому он будет идти дальше несмотря ни на что, найти свое предназначение и место в жизни.

Для начала я хотела бы привести пример из фильма «Матрица». Главному герою Нео, также известному как Томас Андерсон, предстоял выбор выпить красную капсулу, чтобы узнать важную тайну, что мир, в котором он жил, это всего лишь иллюзия, а на самом деле мир в руинах, которые создал компьютер, использующий людей, как зарядное устройство. Жизнь, теперь уже Нео, связана с тайной Матрицы. Но ведь главный герой мог выбрать синюю капсулу, выпив которую, он проснулся и продолжил бы свою жизнь инженера компьютерной фирмы. В данном случае хакер Нео побеждает инженера Томаса Андерсона, т.к. его давно мучает вопрос: «Что такое Матрица?» В дальнейшем Нео понимает ужас происходящего, он хочет вернуться обратно, но обратной дороги нет.

Таким образом, данный фильм показывает, что выбор зависит от интересов, стремлений и мировоззрения человека; а также мы понимаем, что сделанный выбор никак нельзя изменить, как бы ты этого не хотел.

Также в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» тема выбора является основной. Главный герой рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить, поступая против совести? Преступления он совершал от безысходности, отчаяния, страха нищеты, а не из-за жестокости и злого умысла. Родион Раскольников мог продолжать жить в нищете, тем самым не совершая преступлений, но он сделал другой выбор, оправдывая себя тем, что «если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми».

Также тема выбора наглядно прослеживается у Сонечки Мармеладовой. Если бы она не стала девушкой легкого поведения, то ее семья умерла бы с голоду. Но любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям, Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию, в отличие от Раскольникова.
Сестра Родиона Раскольникова Дуня также стоит перед выбором: выйти замуж за Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете.

Безусловно, жизнь – это постоянный выбор. И всегда важно помнить, что каждое наше действие, любой наш выбор может повлиять на будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько правильным с точки зрения нравственности будет посыл – настолько светлым будет наше будущее.

ynpress.com

Сочинение по теме: Дорога в никуда.

Сочинение по теме: Дорога в никуда

Самая важная проблема большинства – выбор собственного пути. Важно не ошибиться, когда выбираешь и прокладываешь свой жизненный путь. Часто выбранная нами дорога оказывается неверной и не совсем подходящей. Совершая ошибку, люди нередко загоняют себя в угол и не находят ни выхода, ни выбора. Проблема в том, что большинство не сразу понимают и осознают свои ошибки. К чему это может привести? В этом я попытаюсь разобраться, обратившись к художественной литературе.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко выражена проблема выбора пути главного героя. В окружении нищеты и бесправия у Раскольникова, бедного и одинокого студента, зарождается определённая теория об устройстве мира и роли человека в нём. В основе его теории лежит разделение людей на «особенных» и низких людей, не стоящих места в этой жизни. Он считает, что «особенные» – это люди, которые должны править миром, совершать открытия и уничтожать всё на своём пути ради достижения определённой цели, в которой нуждается человечество. Большинство может достигнуть счастья лишь уничтожением меньшинства. Но Раскольников ещё не знает, к кому относится он сам. Он пытается понять, кто он: «тварь дрожащая» или тот, кто может позволить себе всё. Чтобы убедиться в своей принадлежности к «особенным» людям, Родион совершает немыслимый поступок, который, по моему мнению, показывает сущность не «особенного», а всё же низкого человека. Герой идёт по неверному пути, пытаясь узнать собственную роль в жизни. Желая избавиться от несправедливости, герой совершает убийство, что послужило началом страданий и отторжением от мира и общества. Но это никак не повлияло на опровержение им его теории. Он продолжает верить в правильность своих мыслей и идей. Собственная теория завела его в тупик, в безвыходное положение. Что же герой понял, исходя из собственных предположений? Раскольников лишь понимает, что он такая же «тварь дрожащая». К чему привела Раскольникова его собственная ошибка? Правильно, в никуда… Он проложил себе путь от преступления к наказанию, чего он, собственно, и заслужил. Каждый человек должен найти себя и своё место. Но важнее всего выбрать правильный путь для того, чтобы найти ответы на все вопросы, иначе наши ошибки могут привести нас совсем не туда…

vopvet.ru

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Какие статьи ук не попадают под амнистию 2018 Предполагается ли амнистия в 2018 году? Здравствуйте.в 2013 году моего брата гражданина узбекистана заключили под стражу,три года отбыл наказание в московском сизо после чего огласили приговор по статье 159 4 части и дали 5.6 лет и […]
  • Какие вышли новые законы в 2018 году Новое в российском законодательстве 2 августа 2018 года ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 881 "Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в […]
  • Отличия ликвидации от банкротства Ликвидация и банкротство объясните пожалуйста,есть ли разница между понятием ликвидация компании и ее банкротством?или это одно и тоже? Ответы юристов (6) Да, есть. Ликвидация - прекращение деятельности фирмы по решению учредителей, […]
  • Приказ от мз 541 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ […]
  • Нотариус партнера Нотариус партнера Целью статьи "Раздел имущества, в состав которого входит исключительное право, между наследниками" является поиск правового механизма использования и распоряжения исключительным правом и иными видами неделимого имущества […]