Увольнение по выслуге срока службы дающего право на пенсию

Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 17 января 2013 г. по делу N 33-98/2013 (ключевые темы: увольнение — выслуга лет — положение о службе в органах внутренних дел — оформление пенсии — специальные звания)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 17 января 2013 г. по делу N 33-98/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,

судей Иванкив Н.П., Ушаковой И.Г.,

с участием прокурора Федоровской Н.М.,

при секретаре Поповой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 17 января 2013 года гражданское дело по иску Белозерова Е.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Белозерова Е.В., апелляционному представлению прокурора г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 3 октября 2012 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области о признании незаконным приказа от об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца Белозерова Е.В., его представителя , поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области , возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда отменить, судебная коллегия

Белозеров Е.В. обратился в Курганский городской суд Курганской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области (далее — УФСИН России по Курганской области) о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании приказа от УФСИН России по Курганской области по личному составу , в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, он был уволен из органов исполнения наказаний с должности начальника караула отдела охраны ФКУ ЛИУ- УФСИН России по Курганской области, находясь в звании старшего лейтенанта внутренней службы. Выслуга лет на составила в календарном исчислении 10 лет 9 месяцев 8 дней, в льготном исчислении 20 лет 5 месяцев 27 дней. Указал, что был уволен, так как на момент увольнения имел право на пенсию в связи с льготной выслугой лет. Однако, в дальнейшем ему было отказано в начислении пенсии в связи с тем, что ему неверно была посчитана льготная выслуга лет, и он не имеет право на пенсию по выслуги срока службы, дающей право на пенсию. Считал, что данный отказ является незаконным, и он имеет право на пенсию, так как указанный период военной службы должен засчитываться как один месяц военной службы за три месяца. Истец обратился в суд с иском о признании отказа в назначении пенсии незаконным, перерасчете выслуги срока службы, назначении пенсии. Решением Курганского городского суда от 28.04.2012, оставленного определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 26.07.2012 без изменения, в удовлетворении исковых требований ему было отказано. Полагал, что апелляционной инстанцией Курганского областного суда было установлено, что приказ о его увольнении незаконен, так как на дату увольнения он не имел права на пенсию по выслуге срока службы. Просил восстановить срок исковой давности для подачи искового заявления о восстановлении на работе, признать увольнение с должности начальника караула отдела охраны ФКУ ЛИУ- УФСИН России по Курганской области незаконным, признать приказ от начальника УФСИН России по Курганской области по личному составу об увольнении незаконным, восстановить его на службе в УФСИН России по Курганской области в должности начальника караула отдела охраны ФКУ ЛИУ- УФСИН России по Курганской области в звании старшего лейтенанта внутренней службы с , выплатить среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с по день восстановления на службе, взыскать компенсацию морального вреда в размере руб.

Истец Белозеров Е.В., его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области , действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что истец добровольно написал рапорт об увольнении в связи с выслугой лет, принес справку военкомата о льготном исчислении выслуги в период срочной службы. Работодатель истцу предлагал неоднократно восстановиться на службе сразу после увольнения, на что истец ответил отказом. Просил суд применить срок исковой давности по спору, в удовлетворении иска отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Белозеров Е.В. просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы вновь приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Не согласился с доводом суда о том, что именно он проявил инициативу в увольнении, и вины работодателя в этом нет. Считал, что имеет право на восстановление на работе в прежней должности с даты увольнения и получение средней заработной платы за время вынужденного прогула.

В апелляционном представлении прокурор г. Кургана просил решение суда в части отказа во взыскании компенсации морального вреда отменить и вынести в указанной части по делу новое решение. В обоснование указал, что уволив приказом от истца со службы с должности начальника караула отдела охраны ФКУ ЛИУ- УФСИН России по Курганской области в звании старшего лейтенанта внутренней службы с в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по выслуге лет, дающей право на пенсию, работодателем впоследствии было выяснено, что оснований для назначения пенсии у Белозерова Е.В. не имеется. Однако издал приказ об увольнении с указанием на право на пенсионное обеспечение. Поскольку истцу не было предложено в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ представить доказательства причинения данными действиями работодателя морального вреда, полагал, что это лишило его возможности требовать соответствующей компенсации согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции истец Белозеров Е.В., его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области против доводов апелляционной жалобы возражал.

Представитель Военного комиссариата Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Заслушав истца Белозерова Е.В., его представителя , представителя ответчика УФСИН России по Курганской области , заключение прокурора Федоровской Н.М., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Служба сотрудников органов внутренних дел, а также порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальное звание внутренней службы, регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (далее — Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), а также Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 14.12.1999 N 1038.

Нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.

Согласно ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1998 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

Увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «г», «д» настоящей статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел (ч. 2 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, истец Белозеров Е.В. с проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.

Приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области -лс от истец уволен с должности начальника караула отдела охраны ФКУ ЛИУ- УФСИН по Курганской области с в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

В приказе об увольнении Белозерова Е.В. отражена выслуга лет истца по состоянию на , в календарном исчислении 10 лет 09 месяцев 08 дней, в льготном исчислении 20 лет 05 месяцев 27 дней.

Основанием для издания приказа послужил рапорт истца об увольнении, что не оспаривалось Белозеровым Е.В. в ходе рассмотрения дела.

После увольнения истца, указанная в приказе выслуга лет была пересчитана, пенсия по выслуге лет не назначена, из-за недостаточной продолжительности срока службы, при этом период с по засчитан в выслугу лет в календарном исчислении.

Белозеров Е.В. обратился с заявлением к начальнику УФСИН России по Курганской области о разъяснении причины отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

Письмом и.о. начальника УФСИН России по Курганской области от истцу разъяснено, что льготная выслуга лет для назначения и выплаты пенсий определена Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплате пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям». Военная служба по призыву в Закавказье в условиях грузино-абхазского конфликта подлежит зачету в выслугу лет в календарном исчислении.

Считая, что он имеет право на пенсию, Белозеров Е.В. обратился с иском в суд о признании отказа в назначении пенсии незаконным, перерасчете выслуги срока службы, назначении пенсии. Решением Курганского городского суда Курганской области от 28.04.2012, оставленного определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 26.07.2012 без изменения, в удовлетворении исковых требований Белозерову Е.В. было отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не усмотрел оснований для восстановления истца на службе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, сделав вывод о том, что именно истец проявил инициативу к увольнению со службы, не усмотрев вину работодателя в увольнении.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.

Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Оспаривая незаконность увольнения, в своих требованиях и доводах апелляционной жалобы Белозеров Е.В. полагал, что поскольку в перерасчете выслуги срока службы и назначении пенсии ему было отказано, следовательно, его увольнение произведено незаконно, так как на дату увольнения не имел права на пенсию по выслуге срока службы.

В соответствии со ст. 65 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, лишенными специального звания либо сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.

Основанием для восстановления в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел являются заключение по результатам служебной проверки, вступившее в силу решение суда либо заявление реабилитированного в установленном действующим законодательством порядке сотрудника органов внутренних дел о его восстановлении на службе.

В силу ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в случае несогласия с решением о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел сотрудник вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, а решение, принятое министром внутренних дел Российской Федерации или Президентом Российской Федерации, — в суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа о перемещении по службе, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел либо со дня получения письменного уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или Президента Российской Федерации об отказе в восстановлении в должности, специальном звании либо на службе в органах внутренних дел.

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен министром внутренних дел Российской Федерации, Президентом Российской Федерации или судом.

Решение о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел, принятое компетентным должностным лицом органов внутренних дел, Президентом Российской Федерации или судом, подлежит немедленному исполнению.

Восстановление на службе в органах внутренних дел осуществляется путем назначения уволенного сотрудника органов внутренних дел на занимаемую им ранее должность либо с его согласия на равнозначную ей должность.

Согласно ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула. В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Поскольку прохождение службы в органах уголовно-исполнительной системы является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, при рассмотрении дел по искам сотрудников указанных органов, в том случае если они обращаются с требованиями материального характера, подлежат применению положения ст. 392 ТК РФ.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок ( ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске.

Из материалов дела следует, что Белозеров Е.В. был уволен приказом от , с приказом об увольнении ознакомился , о чем имеется его подпись, следовательно, с этой даты должен исчисляться месячный срок, установленный ст. 392 ТК РФ. Истец с требованиями о восстановлении на работе обратился , то есть за пределами приведенного выше срока, одновременно просил восстановить срок на обращение в суд, указывая, что данный срок им был пропущен по уважительным причинам.

Судебная коллегия считает, что принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом исковых требований по причине пропуска без уважительных причин срока на обращение в суд, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что истец Белозеров Е.В. пропустил установленный законом срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не воспользовался правом о восстановлении в должности.

Учитывая, что истец обратился в суд за защитой своих нарушенных прав, путем подачи иска о признании отказа в назначении пенсии незаконным, перерасчете выслуги срока службы и назначении пенсии, судебная коллегия приходит к выводу, что истцом установленный законом срок для обращения в суд за защитой нарушенного права пропущен по уважительной причине, в связи с чем, подлежит восстановлению.

В соответствии с п.п.10,11 Приказа Минюста РФ от 19.05.2008 N 109 «Об утверждении Инструкции по учету кадров уголовно-исполнительной системы и табеля отчетности по кадрам уголовно-исполнительной системы, для решения вопросов о приеме на службу, присвоении специального звания, для исчисления выслуги лет, назначения пенсии при увольнении сотрудников из числа лиц, ранее проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, в военные комиссариаты направляются мотивированные ходатайства, подписанные директором Федеральной службы исполнения наказаний, начальниками учреждений и органов УИС. Срок работы с личными делами военнослужащих в учреждениях и органах УИС не должен превышать одного месяца с момента получения личных дел. По истечении указанного срока личные дела военнообязанных возвращаются в военные комиссариаты в установленном порядке. Перед их отправкой копии послужных списков военнослужащих и документов, связанных с прохождением военной службы в особых условиях (выписки из приказов, справки и другие документы), а также с выплатой единовременного пособия при увольнении с военной службы приобщаются к четвертой части личных дел сотрудников УИС (архивные документы). Оформление, уточнение прохождения службы и выверка личного дела, а также своевременное получение необходимых характеризующих документов и документов об изменении в учетных данных (образовании, местожительстве, семейном положении и др.) сотрудников во всех кадровых аппаратах возлагается на лиц, занимающихся вопросами подбора и расстановки кадров.

Таким образом, действующими нормами обязанность расчета выслуги лет, дающей право на назначение пенсии, проверки расчета выслуги, как и обязанность ознакомления сотрудника с расчетом выслуги лет, возложена на соответствующие подразделения УФСИН, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии вины в неправильном исчислении выслуги лет истцу, судебная коллегия находит несостоятельными.

Истец на день увольнения был ознакомлен с расчетом выслуги лет отраженной в приказе об увольнении, по состоянию на , которая в льготном исчислении составила 20 лет 05 месяцев 27 дней, при этом он вправе был полагать, что обладает правом на назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем и подал рапорт об увольнении.

Об ином исчислении стажа, и включении военной службы по призыву в Закавказье, в условиях грузино-абхазского конфликта в выслугу лет в календарном исчислении, истец Белозеров Е.В. уведомлен только после обращения (л.д. 7).

Доводы ответчика о том, что истцу неоднократно предлагалось восстановиться на службе, материалами дела не подтверждены.

Принимая во внимание, что решением суда от 28.04.2012, вступившим в законную силу 26.07.2012, Белозерову Е.В. было отказано в назначении пенсии и перерасчете выслуги срока службы, а также учитывая, что подавая рапорт на увольнение из органов УФСИН России по Курганской области он добросовестно заблуждался относительно наличия выслуги лет для назначения пенсии, судебная коллегия приходит к выводу, что истец уволен незаконно, подлежит восстановлению на службе с выплатой денежного довольствия за время вынужденного прогула.

Судебная коллегия учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» о том, что при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. Однако при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

Согласно ст. 1 ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)» денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Пункт 2 «Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД РФ от 14.12.2009г. N960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» предусматривает, что денежное довольствие сотрудников включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных средств — Министром внутренних дел Российской Федерации.

В силу п. 14 Приказа МВД РФ от 14.12.2009г. N960 сотрудникам, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным со службы, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были перемещены или уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за весь период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе.

Из представленной ответчиком справки о расчете среднего заработка истца следует, что размер среднего заработка за время вынужденного прогула со дня увольнения по составляет руб. коп., в соответствии с указанным расчетом среднедневной заработок составляет руб. коп. Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию оплата вынужденного прогула по день восстановления на работе в размере руб. коп..

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 предусмотрено, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников. Суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку был установлен факт незаконного увольнения истца по п. «в» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10000 руб.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела ( ст. 88 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что истец при подаче искового заявления от уплаты государственной пошлины был освобожден, в доход бюджета муниципального образования город Курган (на основании ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) подлежит взысканию с ответчика госпошлина в размере рублей.

Руководствуясь ст. ст. 329 — 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

решение Курганского городского суда Курганской области от 3 октября 2012 года по иску Белозерова Е.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отменить в части.

Иск Белозерова Е.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить в части.

Признать увольнение с должности начальника караула отдела охраны Федерального казенного учреждения Лечебно-исправительного учреждения Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области незаконным.

Признать приказ начальника Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области по личному составу от незаконным.

Восстановить на службе в Управлении Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области в должности начальника караула отдела охраны Федерального казенного учреждения Лечебно-исправительного учреждения Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области в звании старшего лейтенанта внутренней службы с .

Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области в пользу средний заработок за время вынужденного прогула с в размере руб. коп., компенсацию морального вреда в размере руб.

Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области государственную пошлину в доход муниципального образования город Курган в размере рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

www.garant.ru

Увольнение по выслуге срока службы дающего право на пенсию

В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации всегда были актуальными вопросы обеспечения прав сотрудников, прекращающих службу и увольняемых из органов внутренних дел Российской Федерации 1 .

Увольнение сотрудников органов внутренних дел производится по статье 19 Закона Российской Федерации «О милиции», а также по статье 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, конкретные вопросы процесса увольнения со службы нашли отражение в Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции или его близких 2 .

Вопросы увольнения со службы сотрудников неоднократно рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации. В этой связи принципиальное значение в плане защиты прав сотрудников имеет Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца 2 части 7 статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова» 3 .

Указанное положение закона предусматривало возможность увольнения сотрудников на пенсию по выслуге срока службы по инициативе начальства.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что увольнение по данному основанию допускается только по инициативе сотрудника или с его согласия. В ином случае — налицо нарушение статей 16 (ч. 1) и 19 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

На основании решения Конституционного Суда Российской Федерации в Закон о милиции были внесены соответствующие изменения.

Вместе с тем, определениями Конституционного Суда Российской Федерации, по сути, подтверждена легитимность следующих положений статьи 19 Закона о милиции 4 :

• сотрудники милиции могут быть уволены со службы за грубое либо систематическое нарушение дисциплины (Определение от 24 февраля 2005 года № 20-О);

• основанием увольнения сотрудника милиции может выступать служебное несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (по результатам аттестации) (Определение от 20 декабря 2001 года № 267-О);

• допускается увольнение сотрудников милиции на пенсию по инициативе начальника органа внутренних дел в случае достижения ими установленного предельного возраста состояния на службе (определения от 1 апреля 1996 года № 27-О, от 19 апреля 1996 года № 31-О, от 22 мая 1997 года № 61-О, от 27 мая 1997 года № 68-О, от 8 октября 1998 года № 118-О, от 22 октября 1999 года № 158-О, от 27 мая 2004 года 192-О);

• увольнение со службы по сокращению штатов является основанием увольнения для всех сотрудников, независимо от того, заключен ли ими контракт или нет с органом внутренних дел, где они проходят службу (Определение от 20 декабря 2005 года № 484-О).

Сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы лишь по различным основаниям, предусмотренным статьей 19 Закона Российской Федерации «О милиции»:

а) по собственному желанию;

б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия);

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

д) в связи с нарушением ими условий контракта;

ж) по болезни — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

з) по ограниченному состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность;

к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации;

л) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины;

м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции;

н) в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда.

Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.

Ответственность за правильное определение оснований увольнения несут соответствующие руководители органов внутренних дел, сотрудники их кадровых аппаратов и юридических подразделений. При наличии нескольких оснований к увольнению учитываются: возраст, состояние здоровья, выслуга срока службы, результаты служебной деятельности. В отношении положительно аттестуемого сотрудника применяется формулировка, дающая право на получение наибольших социальных гарантий и преимуществ для увольняемых.

Порядок увольнения из органов внутренних дел предусмотрен статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Особые условия службы в органах внутренних дел определяют специфику увольнения сотрудников.

Для того, чтобы правовой институт увольнения со службы не пришел в противоречие с требованиями законодательства, определены некоторые особенности порядка увольнения со службы сообразно со спецификой ее организации. Эти особенности заключаются в установлении строгой последовательности в решении таких задач, как:

• полномочия должностных лиц по увольнению со службы;

• этапы увольнения со службы;

• уточнение данных о прохождении службы;

• проведение индивидуальной беседы с увольняемым перед предстоящим увольнением со службы;

• медицинское освидетельствование при увольнении со службы;

• уточнение избираемого места жительства после увольнения со службы;

• предложения о мерах поощрения положительно аттестуемого сотрудника и предоставление ему права ношения формы одежды после увольнения;

• оформление представлений на увольняемых со службы;

• издание приказа об увольнении со службы;

• сдача дел и должности перед исключением из списков личного состава;

• торжественные проводы увольняемых сотрудников;

• отправка личных дел в военные комиссариаты.

Процедура увольнения со службы включает следующие этапы:

1) подготовительный этап;

2) основной этап (непосредственно связанный с увольнением);

3) заключительный этап.

1. На подготовительном этапе перед увольнением со службы можно выделить следующие действия сотрудников кадрового аппарата, которые уточняют данные о прохождении службы сотрудником, а также разъясняют сотруднику:

• порядок и сроки обжалования решения об увольнении;

• права и социальные гарантии увольняемого;

• вопросы прохождения медицинского освидетельствования, предложение о прохождении военно-врачебной комиссии и вручение направления либо получение рапорта с отказом от медицинского освидетельствования при увольнении;

• порядок и размер производимых при увольнении выплат;

• порядок назначения и выплаты пенсии (в случае увольнения с правом на пенсию).

2. На основном этапе увольнения можно выделить следующие действия:

• изучение поступивших документов на предмет соответствия причины увольнения основанию увольнения со службы;

• подготовка проекта приказа по личному составу;

• издание приказа по личному составу об увольнении со службы.

3. На заключительном этапе выделяются следующие действия:

• оформление выписки из приказа по личному составу об увольнении сотрудника со службы и ее направление по принадлежности;

• расчет с довольствующими службами увольняемого со службы, сдача дел и должности;

• получение денежных выплат при увольнении со службы;

• направление личного дела гражданина, уволенного со службы, на воинский учет в военкомат;

• торжественные проводы со службы.

Увольнение со службы сотрудника, состоящего на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.

Увольнение сотрудника, состоящего на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, производится:

• подполковника милиции — заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел, начальниками главных управлений (управлений) субъектов Российской Федерации, а также начальниками, которым такое право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации;

• до полковника милиции включительно и сотрудников милиции из числа высшего начальствующего состава — министром внутренних дел Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

На сотрудников, имеющих право на пенсию, кадровым аппаратом оформляются документы для назначения пенсии и истребуется от увольняемого заявление о назначении пенсии. Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии. Он согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. Лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, его знакомят под роспись с расчетом выслуги лет (в календарном и льготном исчислении). Если какие-то периоды службы не подтверждаются, то с согласия сотрудника расчет составляется в календарном исчислении. Одновременно с этим производится запрос для подтверждения несогласованных периодов службы и составляется новый расчет, о чем сообщается уволенному сотруднику.

Ответственным моментом является индивидуальная беседа с увольняемым, которую проводят руководители органа внутренних дел, а также сотрудники кадровых аппаратов. В ходе беседы сотруднику сообщается об основаниях увольнения, разъясняются гарантии, льготы и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и др.

К участию в беседе, как правило, по просьбе увольняемых приглашают представителей медицинских и финансовых подразделений. Все разъясняемые вопросы оформляются листом беседы, составленным в произвольной форме.

Кадровый аппарат органа внутренних дел направляет сотрудника, подлежащего увольнению из органов внутренних дел, для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления годности к военной службе, причем, в соответствии с требованиями приказа от 14 июля 2004 года № 440 «О порядке проведения военно-врачебной комиссии в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России» направление на военно-врачебную комиссию при увольнении по пункту «б» (по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел), пункту «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), пункту «г» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) и пункту «е» (по сокращению штатов) обязательно.

На медицинское освидетельствование не направляются сотрудники, подавшие рапорт с отказом от освидетельствования военно-врачебной комиссией.

Сотрудники, увольняемые за грубое либо систематическое нарушение дисциплины, за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда (если они не осуждены к лишению свободы), по их просьбе могут быть направлены кадровыми аппаратами органов внутренних дел для медицинского освидетельствования на военно-врачебные комиссии после увольнения со службы.

Сотрудники, не имеющие права на пенсию по выслуге срока службы, но признанные военно-врачебными комиссиями не годными к службе, направляются на освидетельствование в медико-социальную экспертную комиссию для установления степени утраты трудоспособности. Сотрудники, имеющие другие формулировки постановления военно-врачебной комиссии о степени годности к службе, могут быть направлены на освидетельствование в медико-социальную экспертную комиссию только по их просьбе. В таком же порядке направляются для медицинского освидетельствования сотрудники, имеющие право на пенсию по выслуге срока службы и признанные военно-врачебными комиссиями негодными к службе.

В случае уклонения увольняемого сотрудника от освидетельствования военно-врачебной комиссией об этом делается отметка в представлении на увольнение и составляется соответствующее заключение, которое подписывается сотрудниками кадрового аппарата и увольняемым сотрудником. Заключение хранится в личном деле сотрудника.

Запрещается увольнение сотрудника во время его болезни или пребывания в отпуске (кроме случаев полной ликвидации организации). В случае представления сотрудником соответствующих документов кадровый аппарат вносит изменения в приказ об увольнении, изменяя дату увольнения.

Работники кадрового аппарата знакомят сотрудника с приказом об увольнении под роспись.

После издания приказа об увольнении основание такого акта изменению не подлежит, если при этом не были допущены нарушения действующего законодательства и не вскрыты иные обстоятельства, связанные с увольнением.

Сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, в день увольнения выдается:

• трудовая книжка с записями о службе, награждениях и поощрениях за период службы;

• военный билет и направление для постановки на воинский учет в военный комиссариат по месту жительства;

• копия приказа (выписка из приказа) об увольнении.

В месячный срок приказ об увольнении может быть обжалован сотрудником в суд или вышестоящему руководителю.

До направления жалобы в суд сотрудник имеет право обратиться в установленном порядке (в соответствии со ст. 66 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) в вышестоящий орган внутренних дел за разъяснением или решением вопроса о восстановлении на службе.

Социальные гарантии увольняемым из органов внутренних дел определены статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

Сотрудникам, увольняемым со службы с правом на пенсию, выплачивается единовременное пособие, а при увольнении без права на пенсию — выходное пособие. Единовременное пособие увольняемым со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел выплачивается за полные годы выслуги, без округления в сторону увеличения. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел.

В случае повторного определения на службу лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел единовременное пособие при последующем увольнении их со службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания.

Лицам рядового и начальствующего состава, уволенным из органов внутренних дел за невыполнение условий контракта, совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда единовременное пособие не выплачивается.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, поступившим на работу или учебу не позднее трех месяцев после увольнения, не считая времени проезда к месту постоянного жительства, время службы в органах внутренних дел засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, и поступившим на работу в этих местностях не позднее шести месяцев после увольнения, время их непрерывной службы в органах внутренних дел в указанных местностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, установленных для рабочих и служащих в связи с работой в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по достижении предельного возраста, по выслуге срока службы, по сокращению штатов, по болезни и по ограниченному состоянию здоровья и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по достижении предельного возраста, по выслуге срока службы, по сокращению штатов, по болезни и по ограниченному состоянию здоровья и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 28 3акона Российской Федерации «О милиции» регулирует вопросы приостановления службы или увольнения со службы в связи с избранием сотрудника депутатом различных уровней или назначением его руководителем органа местного самоуправления. В этом случае сотрудник, приостановивший службу в органах внутренних дел на период исполнения депутатских полномочий, не имеет права на пенсию по линии МВД России до увольнения со службы.

За сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении), за женой (мужем) и за проживающими совместно с ними несовершеннолетними детьми сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также на санаторно-курортное лечение за плату в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанным лицам и членам их семей один раз в год выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы по собственному желанию, по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, по сокращению штатов, по болезни и по ограниченному состоянию здоровья с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении) и направленным после госпитального лечения в санатории и дома отдыха системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для продолжения лечения, путевки предоставляются на безвозмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях — соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Сотрудникам органов внутренних дел, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах внутренних дел, но не более чем за один год, а сотрудникам, которые в период увольнения и до восстановления на службе работали на предприятиях, в учреждениях и организациях, занимались предпринимательской деятельностью, компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком в период вынужденного перерыва в службе.

Должностное лицо органов внутренних дел, принявшее решение о перемещении по службе, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел с явным нарушением закона или задержавшее исполнение решения о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел, несет дисциплинарную ответственность и возмещает ущерб, причиненный органу внутренних дел в связи с выплатами сотруднику, произведенными по причине незаконного или необоснованного перемещения по службе, понижения в должности либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, в размерах, установленных законодательством о труде Российской Федерации.

Выплата страховых сумм, возмещение причиненного ущерба в связи с увольнением, выплата единовременных пособий регулируются статьей 29 Закона Российской Федерации «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел, Федеральном законом от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», а также другими нормативными правовыми актами.

Таким образом, увольнение со службы является сложной и ответственной процедурой. Несоблюдение порядка увольнения со службы может являться основанием к отмене приказа об увольнении со службы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Законодатель наделяет сотрудников правом на защиту от необоснованного увольнения со службы и на соблюдение их гарантий при увольнении со службы.

1 См.: Дикажев М.М. Прекращение службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Монография. Нальчик, 2001.

2 Утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15

3 октября 1999 года № 805 (с изм. от 11 января 2001 года, 27 февраля 2003 года).

4 См.: Черников В.В. Закон Российской Федерации «О милиции»: опыт осмысления // Полицейское право. 2006. № 3. С. 13.

b-bratstvo.ru

Смотрите так же:

  • Закон фз 93 от 20042018 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (с изменениями и […]
  • Ст 28 закона no 173-фз Внести в Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7038; 2012, N 50, ст. 6965; 2013, N 30, […]
  • Тюрма воры в законе Вот так живут в тюрьме воры в законе Под Волгоградом для вора в законе за решеткой построили бассейн, сауну и провели wi-fi. Руководству колонии, где сидел коронованный Валерий Истомин, объявили выговор. Слайд-шоу: мужчина средних лет […]
  • 3 февраля 2018 года закон Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2018 г. № 99 "О внесении изменения в Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской […]
  • Федеральный закон о промышленных предприятиях Реализация промышленной политики: старт дан? Узнайте, признают ли суды нарушение срока проведения выездной проверки безусловным основанием для отмены решения, принятого по ее итогам, из Энциклопедии судебной практики в интернет-версии […]
  • Приказ вв мвд рф Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 1265 г. Москва "О порядке обращения военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту, за материальной помощью и ее […]