Споры коперника с





Место захоронения Коперника, скончавшегося в 1543 году в возрасте 70 лет от инсульта, долгое время оставалось загадкой и вызывало среди ученых споры.

В 2005 году польские археологи под руководством Ежи Гуссовского объявили, что ими, возможно, обнаружены останки астронома.

Тогда на основании различных источников XVI века исследователи могли лишь предположить, что Коперник был похоронен именно в костеле Фромборка, где он служил каноником.

Образцы ДНК, полученные из костей, сравнили с образцами, взятыми из волос, найденных в одной из старых книг, некогда принадлежавших астроному, а ныне хранящейся в библиотеке Уппсальского университета в Швеции.

Результаты сравнительного анализа дают основание полагать, что могила Коперника действительно найдена.

Николай Коперник был одним из наиболее ярких людей эпохи Возрождения. Формально являясь каноником, он занимался математикой, физикой, правом, был практикующий врачом, а также вел дела своего дяди.

В историю Коперник, прежде всего, вошел как человек, сформулировавший гелиоцентрическую систему мира (строящуюся на том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот).

Работа Коперника положила начало кардинальным изменениям в европейской науке.

news.bbc.co.uk

Споры коперника с

Человек, «сдвинувший Землю»

От нашего корреспондента в Польше

«Если и найдутся какие-нибудь пустословы, которые, будучи невеждами во всех математических науках, все-таки берутся о них судить и на основании какого-нибудь места Священного Писания, неверно понятого и извращенного для их цели, осмелятся порицать и преследовать это мое произведение, то я, ничуть не задерживаясь, могу пренебречь их суждением как легкомысленным».

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК написал вышеприведенные слова Папе Римскому Павлу III. Он включил их в предисловие к своему монументальному труду «О вращениях небесных сфер», изданному в 1543 году. Об идеях, выраженных в этой работе, видный иезуит XVI века Кристоф Клавий сказал: «Теория Коперника содержит много нелепых и ошибочных утверждений». Немецкий богослов Мартин Лютер сетовал: «Этот дурак хочет перевернуть вверх дном все искусство астрономии».

Кем был Николай Коперник? Почему его взгляды вызывали столько споров? Как сделанные им выводы повлияли на наши представления о Вселенной?

Молодой ум жаждет знаний

Николай Коперник, которого на самом деле звали Миколай, родился 19 февраля 1473 года в польском городке Торунь. Позже, когда он начал писать научные работы, он взял себе латинизированное имя Николаус Коперникус, под которым его сегодня знают на Западе. У его отца — купца, торговавшего в Торуни,— было четверо детей, и Николай был младшим. Отец умер, когда Николаю было 11 лет. Детей взял к себе на воспитание их дядя, Лукаш Ваченроде. Он помог Николаю получить хорошее образование и поощрял его стать священнослужителем.

Сначала Николай учился в своем родном городе, но потом перебрался в близлежащий Хелмно — там он осваивал латынь и изучал работы древних мыслителей. В возрасте 18 лет он переехал в Краков, который в те времена был столицей Польши. В Кракове он поступил в университет и стал увлеченно заниматься астрономией. Когда Николай окончил университет, его дядя — тогда уже епископ Вармийской епархии — попросил его переселиться во Фромборк, город на берегу Балтийского моря. Ваченроде хотел, чтобы его племянник занял должность каноника при соборе.

Однако 23-летний Николай, стремившийся утолить жажду знаний, убедил дядю отпустить его в Италию, чтобы там, в университетах Болоньи и Падуи, изучать каноническое право, медицину и математику. В Италии Николай познакомился с астрономом Доменико Мариа Новара и философом Пьетро Помпонацци. Идеи Помпонацци, по словам историка Станислава Бжосткевича, освободили «разум молодого астронома от оков средневековой идеологии».

В свободное время Коперник исследовал труды древних астрономов и очень этим увлекся. Обнаружив, что не все нужные ему книги были на латинском, он выучил греческий, чтобы читать оригиналы. Завершив образование, Николай стал доктором канонического права, математиком и врачом. Также он прекрасно владел греческим и был первым человеком, который перевел что-то непосредственно с греческого на польский.

Рождение революционной теории

Когда Коперник вернулся в Польшу, его дядя, епископ, назначил его своим секретарем, советником и врачом. Это было очень престижное положение. В последующие десятилетия Николай занимал самые разные должности, ведая как религиозными, так и гражданскими делами. Несмотря на загруженность, он продолжал изучать звезды и планеты, собирая факты в подтверждение революционной теории, согласно которой Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг Солнца.

Эта теория противоречила взглядам всеми почитаемого философа Аристотеля и выводам греческого математика Птолемея. Более того, теория Коперника шла вразрез, казалось бы, с очевидным «фактом», что Солнце восходит на востоке, идет через все небо и садится на западе, тогда как Земля остается неподвижной.

Коперник не был первым, кто пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца. Эту идею предложил еще греческий астроном Аристарх Самосский в III веке до н. э. Кроме того, ученики Пифагора считали, что Земля, как, впрочем, и Солнце, движется вокруг центрального космического огня. Птолемей опровергал эти взгляды. Он писал, что если бы наша планета двигалась, то «звери и разные предметы повисли бы в воздухе, а Земля весьма скоро упала бы с небес. Достаточно лишь представить эту ситуацию, чтобы понять ее нелепость».

Птолемей выступал в защиту учения Аристотеля о том, что Земля покоится в центре мира в окружении вложенных друг в друга прозрачных сфер, на которых укреплены Солнце, планеты и звезды. Движение планет и звезд он приписывал движению этих сфер. При помощи математических вычислений Птолемей довольно точно объяснил перемещение планет в ночном небе.

Вместе с тем в теории Птолемея были недостатки, которые как раз и побудили Коперника искать другое объяснение странному поведению планет. Чтобы собрать необходимые доказательства, Коперник воссоздал древние астрономические инструменты. Эти устройства, простые по нынешним меркам, позволили ему вычислить относительные расстояния между планетами и Солнцем. У него ушли годы на то, чтобы определить точные даты важных астрономических явлений, зафиксированных его предшественниками. Вооруженный фактами, Коперник начал работу над нашумевшей книгой, которая «выдворила» человечество из центра мира.

Рукопись, вызвавшая неоднозначную реакцию

В последние годы своей жизни Коперник оттачивал и дополнял аргументы и математические построения, подкреплявшие его теорию. Получившаяся книга более чем на 95 процентов состояла из технических подробностей, которые поддерживали его выводы. Оригинал рукописи дошел до нас и хранится в Ягеллонском университете в Кракове. Заглавия у нее нет. Поэтому, как отмечает астроном Фред Хойл, «в действительности мы не знаем, как Коперник хотел назвать свою книгу».

Еще до того как работа была напечатана, ее содержание вызывало интерес. Ранее Коперник вкратце изложил свои идеи в научном трактате «Малый комментарий». Слухи о его исследованиях дошли до Германии и Рима. В 1533 году о теории Коперника услышал Папа Климент VII, а в 1536 году кардинал Шонберг в письме побуждал ученого опубликовать полный отчет о своих изысканиях. Георг Иоахим Ретик, профессор Виттенбергского университета в Германии, был так заинтригован работой Коперника, что лично отправился к астроному. В итоге он провел с ним два года. В 1542 году Ретик, возвращаясь в Германию, взял с собой копию драгоценной рукописи. Он передал ее печатнику по имени Петрей, а корректуру поручил богослову Андреасу Осиандеру.

Осиандер дал книге название «О вращениях небесных сфер». Фразой «небесные сферы» он хотел показать, что работа будто бы основана на взглядах Аристотеля. Кроме того, Осиандер написал анонимное предисловие, в котором пояснил, что изложенные гипотезы не нужно воспринимать как религиозные догматы и что они необязательно являются истиной. Коперник получил напечатанную книгу со сделанными без его согласия изменениями и оговорками лишь за несколько часов до смерти. Это было в 1543 году.

Переворот в науке

Изменения, внесенные Осиандером, на первое время отгородили труд Коперника от критики. Итальянский астроном и физик Галилей позднее писал: «Когда книга вышла в печать, святейшая Церковь приняла ее. Всякий читал и изучал эту книгу, и ни у кого не возникало ни малейшего возражения против изложенных в ней учений. Однако теперь, когда очевидные и достоверные факты явно подтверждают сии учения, находятся люди, которые хотят лишить автора его славы, не удосуживаясь даже заглянуть в его книгу».

Лютеране первыми назвали сочинение Коперника «бессмыслицей». Католическая церковь, которая поначалу воздерживалась от суждения, в конце концов объявила, что книга противоречит церковным вероучениям, и в 1616 году внесла ее в список запрещенных книг. Из этого списка ее убрали лишь в 1828 году. В предисловии к английскому переводу книги Коперника Чарльз Гленн Уоллис написал: «Разногласия между католиками и протестантами привели к тому, что оба вероисповедания стали бояться малейшего скандала, который мог бы подорвать уважение к Библии, а значит, и к Церкви. Вследствие этого они перешли к чрезмерно буквальному толкованию Священного Писания и были готовы осудить любое мнение, которое можно было посчитать противоречащим буквальному прочтению библейских отрывков»*. О мнимом расхождении теории Коперника с библейскими учениями Галилей сказал: «[Коперник] не отвергал Библию. Он прекрасно знал, что если его теория будет подтверждена, то она не будет противоречить Писанию, при условии, что Писание понимают правильно».

Сегодня Коперник почитаем как родоначальник астрономии нового времени. Конечно, его взгляды на устройство Вселенной нуждались в уточнении, и эту работу впоследствии проделали такие ученые, как Галилей, Кеплер и Ньютон. Однако, как отмечает астрофизик Оуэн Гингрич, «именно Коперник своим сочинением показал нам, насколько шаткими могут быть освященные веками научные преставления». Проводя исследования, наблюдения и вычисления, Николай Коперник ниспроверг незыблемые религиозные и научные догмы, оказавшиеся ложными. Он «остановил Солнце и сдвинул Землю» в умах людей.

[Сноска]

Например, библейский стих Иисус Навин 10:13, где говорится об остановившемся солнце, приводили в подтверждение того, что движется именно Солнце, а не Земля.

[Рамка/Иллюстрация, страница 17]

«О вращениях небесных сфер»

В книге Коперника шесть разделов. Ниже приведены главные мысли, содержащиеся в этой книге.

● Наша планета — один из многих «странников», чье движение управляется «Солнцем, восседающим на царском престоле».

● Планеты вращаются вокруг Солнца в одном направлении. В их числе Земля, которая за сутки обращается вокруг своей оси и за год — вокруг Солнца.

● Ближе всех к Солнцу находится Меркурий, затем (в порядке удаленности от Солнца) идут Венера, Земля с Луной, Марс, Юпитер и, наконец, Сатурн.

Title page of Copernicus’ work: Zbiory i archiwum fot. Muzeum Okręgowego w Toruniu

[Иллюстрация, страница 14]

Прибор для наблюдения за небесными телами, которым пользовался Коперник

Zbiory i archiwum fot. Muzeum Okręgowego w Toruniu

[Иллюстрации, страница 15]

Предметы из рабочего кабинета Коперника в его обсерватории во Фромборке (Польша)

Zdjecie: Muzeum M. Kopernika we Fromborku; J. Semków

[Иллюстрация, страница 16]

© 1998 Visual Language

[Сведения об источнике]

[Иллюстрация, страницы 16, 17]

Солнечная система в современном представлении

В Польской академии наук открылась выставка, посвященная жизни и наследию Николая Коперника

В подготовке варшавской экспозиции ПАН принял участие архив Российской академии наук

Фотохроника ТАСС

ВАРШАВА, 19 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ирина Полина/. В Польше сегодня отмечают 540-й день рождения автора теории о гелиоцентрическом строении солнечной системы, легендарного астронома Николая Коперника. По случаю юбилейной даты в разных городах республики проходят лекции, выставки и семинары.

Торжественные мероприятия состоялись и в Варшаве в Польской академии наук, где провели семинар о Копернике, его достижениях и влиянии на жизнь в современном мире, а также открыли выставку, посвященную его жизни и научному наследию. Экспозиция рассказывает о биографии астронома, подчеркивая, что изучение солнечной системы было не единственным его увлечением. Он был врачом и солдатом, юристом и экономистом, математиком и писателем, духовником и администратором, о чем сохранились доподлинные свидетельства.

Большое внимание авторы выставки уделили также славе Коперника, распространившейся по всему миру. Его именем сегодня названы большие кратеры на Луне и Марсе, планетоид номер 1322, один из видов розы и даже производящиеся в родном городе ученого торуньское пиво и водка. Образ астронома изображен на сотнях марок, банкнот, монет и медалей.

В подготовке варшавской экспозиции ПАН принял участие архив Российской академии наук. Благодаря этому взаимодействию в ее рамках удалось отразить связь имени Коперника с Россией. Официально его теорию признали на русской земле в первой половине XVIII века и в последующие столетия относились к астроному с большим уважением. Даже во время Второй мировой войны в конце 1942 года из Ленинграда через Ладожское озеро под непрерывным огнем противника в Москву перевозили редкие издания для организованной в столице выставки, посвященной Копернику. В феврале 1945 года из Фромборка в Восточной Пруссии советскими властями были вывезены бесценные рукописи и документы ученого, что позволило спасти их и передать Польше в целости и сохранности. В 1973 году Советский Союз запустил в космос искусственный спутник «Интеркосмос — Коперник-500», предназначенный для исследования рентгеновского излучения Солнца и верхних слоев земной атмосферы.

Николай Коперник родился в 1473 году в польском городе Торунь в семье купца. Путь ученого он начал в Кракове, а затем изучал медицину и право в Италии. В Польше он долгие годы жил в епископской резиденции в Лидзбарке, где записал свои первые идеи о системе мира. Позднее он поселился во Фромборке, где умер 24 мая 1543 года спустя несколько дней после публикации главного труда его жизни – трактата «О вращениях небесных сфер». Заявление о том, что на самом деле Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот, стало революцией в понимании места человека во Вселенной, что повлекло за собой широкие философские, религиозные и даже политические последствия.

В 2005 году в кафедральном соборе Фромборка предположительно была обнаружена могила и череп Коперника. Несмотря на продолжающиеся споры, считается, что благодаря проведенному в 2008 году польскими и шведскими специалистами исследованию ДНК останки Коперника были идентифицированы. Образец ДНК, взятый из найденных в соборе останков, сравнили с образцами, выделенными из волос, обнаруженных между страницами принадлежавшей Копернику книги, хранящейся в университете шведского города Упсала. Кроме того, ученые восстановили облик похороненного в соборе человека, и он оказался очень похож на прижизненный портрет Коперника. Обнаруженные останки перезахоронили в том же месте. Гробницу ученого украсил трехметровый памятник, а саркофаг, расположенный под полом на глубине 1,5 метров, жители и гости города могут увидеть через стекло.

tass.ru

Для этого отрывка видео нет.

Извините, при загрузке видео произошла ошибка.

  • Наука и религия. Конфликт зарождается
  • Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы 2005

Наука и религия. Конфликт зарождается

СЕМИДЕСЯТИЛЕТНИЙ астроном лежал в постели, зная, что дни его сочтены. Собрав последние силы, он читал набранный текст своей готовой к публикации рукописи. Осознавал он это или нет, но его работе предстояло коренным образом изменить взгляды людей на устройство мира. Впоследствии в христианском мире из-за его работы поднялся горячий спор, отголоски которого слышны и по сей день.

Тем астрономом был поляк, католик по вероисповеданию, Николай Коперник, а происходило это в 1543 году. В своем сочинении «О вращениях небесных сфер» он доказывал, что центр Солнечной системы не Земля, а Солнце. Так взамен чрезвычайно сложной геоцентрической системы он предложил поразительно простую, гелиоцентрическую.

Поначалу ничто не предвещало столкновения с Церковью. Во-первых, делясь своими взглядами, Коперник проявлял осмотрительность. Во-вторых, Католическая церковь, учившая, что Земля — центр Вселенной, в то время, очевидно, была более терпимой к научным гипотезам. Сам папа римский побуждал Коперника опубликовать эту работу. Когда же ученый наконец отдал рукопись в печать, боязливый издатель добавил свое предисловие. В нем он представил гелиоцентрическую модель как упрощавшую вычисления гипотезу, которая необязательно отражает научную истину.

Конфликт нарастает

Дальнейшие события связаны с именем итальянского астронома, математика и физика Галилео Галилея (1564—1642), тоже католика. Используя новшество того времени — объектив, он построил телескоп и увидел небо так ясно, как до него не видел никто. Наблюдения убедили ученого, что Коперник был прав. Также Галилей разглядел пятна на Солнце, подвергнув тем самым сомнению представление о том, что Солнце неизменно и нетленно,— представление, ставшее среди философов и богословов практически догмой.

В отличие от Коперника Галилей смело, даже рьяно, распространял свои убеждения. Это было опасно, так как к тому времени Католическая церковь открыто выступала против учения Коперника. Когда же Галилей стал утверждать, что гелиоцентрическая картина мира не только верна, но и согласуется со Священным Писанием, Церковь усмотрела в его словах ересь*.

Галилей отправился в Рим, чтобы выступить в свою защиту, но все было напрасно. В 1616 году Церковь запретила ему отстаивать взгляды Коперника. Ученый на какое-то время умолк. Но в 1632 году он выпустил еще один труд в поддержку учений Коперника. На следующий год после этого инквизиция приговорила Галилея к пожизненному заключению. Однако из уважения к его возрасту приговор вскоре заменили на домашний арест.

Многие рассматривают конфликт Галилея с Церковью как торжество науки над религией вообще и над Библией в частности. Но, как покажет следующая статья, такие суждения поверхностны, так как не учитывают целый ряд фактов.

[Сноски]

Своими колкими ответами и язвительным сарказмом Галилей усугубил ситуацию и нажил себе врагов среди влиятельных лиц. Кроме того, заявляя, что гелиоцентрическая картина мира согласуется с Писанием, он, по сути, стал решать богословские вопросы и вызвал еще бо́льший гнев Церкви.

[Иллюстрация на странице 3]

[С позволения]

Taken from Giordano Bruno and Galilei (German edition)

Галилей выступил в свою защиту перед католической инквизицией

From the book The Historian’s History of the World, Vol. IX, 1904

[Иллюстрация с позволения на странице 3]

Background: Chart depicting Copernicus’ concept of the solar system

wol.jw.org

Принцип Коперника

Земля вовсе не занимает в космосе особого положения.

Всякий раз, столкнувшись с нехваткой проверенных данных для продолжения развития теории мироустройства, ученые принимаются за умопостроения. Если какая-то умозрительная идея выдвигается неоднократно и многократно и звучит убедительно, её и возводят в ранг «принципа» — гипотетического умозаключения, не подтвержденного, однако, достаточным количеством фактов. Самая наглядная иллюстрация — вопрос о существовании жизни за пределами Земли. В деталях нами изучена лишь одна — наша — планетная система (хотя мы и установили, что планетные системы существуют и у других звезд, помимо Солнца); и жизнь мы знаем только одну — земную, белковую, основанную на углероде. И очень трудно, выражаясь еще весьма мягко, делать далеко идущие выводы на основании единственного известного нам факта существования жизни во Вселенной — а именно, на Земле. Тут-то и вступает в действие принцип Коперника.

У принципа Коперника сегодня имеется много формулировок, однако, в целом, он сводится к тому, что Земля не уникальна, и во Вселенной должно иметься множество звездных систем и планет с условиями, аналогичными земным, следовательно, ничто не могло препятствовать зарождению и развитию жизни и разума по земному сценарию в других уголках (если можно так выразиться) Вселенной. Иногда этот принцип называют еще принципом усреднения. Он основан на том, что, по всей совокупности знаний, имеющихся у человечества, мы можем утверждать, что законы природы универсальны и повсеместно действуют одинаково, а значит, чисто статистически, имеется ненулевая вероятность, что, помимо Солнца и Земли, во Вселенной существуют другие системы с идентичными условиями, где биологическая жизнь не могла не зародиться.

Благожелательное восприятие этого принципа учеными всего мира во многом обусловлено исторически. Именно Николай Коперник, в конце концов, первым выдвинул смелую гипотезу о том, что Земля вовсе не покоится в центре Вселенной, как считалось издревле, а обращается вокруг Солнца, что явилось вопиющим противоречием всем философским и религиозным канонам его времени. Это был первый шаг по пути развенчания устоявшегося тысячелетиями предрассудка об уникальном месте Земли в мироздании. Дальнейшие исследования показали, что и Солнце вовсе не является центром не только Вселенной, но и нашей Галактики. Затем было установлено, что и человек развился из низших форм биологической жизни. Так, шаг за шагом, человечество отодвигалось в собственном понимании всё дальше от особого места во Вселенной, и это послужило еще одной хорошей иллюстрацией принципа Коперника в действии. И не удивительно после этого, что, спустя несколько веков, принцип Коперника не только не утратил своей актуальности, но, фактически, никем теперь и не оспаривается. Более того, он нашел свое логическое завершение в сформулированном уже в XX веке космологическом принципе, который утверждает, что, согласно всем имеющимся на сегодня данным, имеются все основания предполагать, что Вселенная однородна по всем пространственным направлениям.

Некоторые критики утверждают, что Земля, не выделяясь из общего строя мироздания своим пространственным месторасположением, тем не менее, является уникальным материальным образованием. По крайней мере, утверждают они, мы не знаем доподлинно о существовании разума в других точках Вселенной, невзирая на все рассуждении о наличии такой вероятности, а в пределах нашей Солнечной системы жизни нигде более не обнаружено. Предполагается даже, что зарождение жизни на Земле было обусловлено уникальными явлениями — такими, как присутствие на близкой и практически круговой орбите массивного естественного спутника — Луны, — и, якобы, без её особого влияния на земные условия жизнь на нашей планете попросту не развилась бы. В поддержку этого мнения его сторонники ссылаются даже на парадокс Ферми.

Однако на сегодняшний день подавляющее большинство ученых склонно соглашаться с принципом Коперника, поскольку не видит веских контраргументов. Верен он или нет, естественно, решат будущие прямые наблюдения. Пока же мнение по поводу приятия или неприятия принципа Коперника остается делом вкуса, а не предметом научных споров.

elementy.ru

Смотрите так же:

  • Жалоба челобитная Преодоление Смуты (конец XVI - начало XVII вв.)и укрепление российской государственности Содержание Дополнительно 1645 г. сентября 28 - 1646 г. января 9. Челобитная купцов привилегированных сотен и разных городов с жалобами на […]
  • Слово о законе и благодати было написано «Слово о Законе и Благодати» как памятник общественно-политической мысли Древней Руси. Ко дню православной книги. «Слово о Законе и благодати было написано митрополитом Илларионом в первой половине XI века, в годы правления Князя Ярослава […]
  • Адвокат это юридическое или физическое лицо Юрист или адвокат, вот в чем вопрос? Является ли адвокат юридическим лицом? Адвокат это юридическое или физическое лицо Зарождение профессии Н. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СПЕЦИАЛИСТА В России в XVI в. Согласно Положению о нотариальной части Собрание […]
  • Московские приказы времен ивана грозного Русская слава История русской армии и флота с Древней Руси до эпохи Александра I Борьба с Чингисханом и Батыем (XIII в.) (7) Великие люди России (2) Великие правители России (17) Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного (10) […]
  • Пособие для 1с 77 Как в 1С 7.7 отражать начисление, выплату и возмещение из ФСС пособия? 1С УСН 1. Какими проводками оформить начисление и выплату, возмещение и ФСС? Мы делаем так Операция ручная Дт 69.31 Кт 70 потом выплата из кассы (РКО) Дт 70 Кт […]
  • Ходатайство о невозможности явки в суд Заявление о неявки в суд Здравствуте! Подскажите пожалуйста,как правильно написать заявление в суд о моей неявке в качестве свидетеля по гражданскому делу? Я на 6 мес. Беременности. Справку на руках имею. Спасибо заранее! Ответы юристов […]