Налоги ип за себя в 2013 году

Фиксированные платежи ИП в ПФ и ФФОМС на 2013г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее по тексту Закон) индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированные платежи, то есть суммы страховых взносов (за себя) в:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФ РФ)
  • Фонды обязательного медицинского страхования (далее ФОМС РФ)
  • в размере, установленном подпунктами 1.1. и 1.2. пункта 1 статьи 14 Закона.

      фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию (для целей исчисления фиксированных платежей ИП) устанавливается в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 14 Закона, как произведение:

  • Двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы
  • Тарифа страховых взносов в ПФ РФ (пункт 1 части 2 статьи 12 Закона);
  • Цифры 12, представляющей собой перерасчет полученной при перемножении пунктов 1 и 2 суммы на годовой период
  • фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию (для целей исчисления фиксированных платежей ИП) устанавливается в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 14 Закона, как произведение:

  • Минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы
  • Тарифа страховых взносов в ФОМС РФ (пункт 3 части 2 статьи 12);
  • Минимальный размер оплаты труда установлен (и не будучи изменен на по состоянию на январь 2013 года останется таковым на весь 2013 год, для целей нашего расчета) в размере 5 205 рублей Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ (в редакции Закона № 232-ФЗ от 03.12.12).

    На 2013 год тарифы страховых взносов (в том числе для расчета фиксированных платежей ИП), установлены пунктом 2 статьи 12 и составляют:

  • в Пенсионный фонд — 26%
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%
  • При этих условиях:

    фиксированные платежи ИП на 2013 год составят – 35 664,66 рублей

    подробный расчет фиксированных платежей ИП на 2013 год:

    • Пенсионный фонд – 32 479,20 рубля, в год ( 5205 руб. х 2 х 12 месяцев х 26% )
    • Федеральный ФОМС – 3 185,46 рубля, в год ( 5205 руб. х 12 месяцев х 5,1% )
    • Напомним, что за 2012 год фиксированные платежи ИП были установлены в размере 17 208,25 рублей. То есть рост фиксированных платежей в 2013 году составил 107,25% по отношению к 2012 году.

      Особенно чувствительны фиксированные платежи ИП бывают для тех предпринимателей, которые ведут незначительную, эпизодическую деятельность, либо сохраняют статус предпринимателя на всякий случай, сдавая нулевую отчетность, поскольку обязанность уплаты фиксированных взносов для ИП не связана с фактическим осуществлением деятельности.

      На основании пунктов 3 и 4 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы за себя (то есть фиксированные платежи), начиная с месяца в котором осуществлена государственная регистрация в качестве ИП.

      В этом случае фиксированные платежи рассчитываются как произведение МРОТ на тариф и на количество месяцев деятельности относящихся к данному страховому году.

      Также имеется особенность расчета фиксированных платежей для ИП при неполном месяце начала и окончания деятельности (то есть в месяцы регистрации в качестве ИП и прекращения таковой регистрации):

      • За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца

      Размер и особенности уплаты фиксированных платежей (то есть страховых взносов уплачиваемых за себя) для адвокатов и нотариусов, полностью аналогичны изложенному порядку и размерам фиксированных платежей для индивидуальных предпринимателей.

      Несколько иной порядок предусмотрен для фиксированных платежей, установленных для глав крестьянских (фермерских) хозяйств. В этом случае — размер фиксированных платежей определяется исходя из размера платежей главы хозяйства за себя, и за каждого члена крестьянского хозяйства. Размер же фиксированных платежей по каждому виду социального страхования определяется как произведение фиксированного размера страхового взноса и количества всех членов хозяйства, включая его главу.

      www.nalog2000.ru

      Размер страховых взносов ИП

      Ежегодно индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

      Уплата страховых взносов производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до даты прекращения предпринимательской деятельности.

      Предприниматели, которые зарегистрируются после начала года или, наоборот, прекратят свою деятельность до конца года, должны уплатить взносы только за те месяцы, в которых у них был статус предпринимателя. Взносы за неполный месяц будут определяться пропорционально количеству календарных дней ведения предпринимательской деятельности. Предприниматели, прекратившие деятельность до конца года обязаны произвести уплату страховых взносов не позднее 15 календарных дней с даты прекращения деятельности.

      Уплата страховых взносов осуществляется не позднее 31 декабря отдельно в каждый внебюджетный фонд. Взносы в ПФР на накопительную и страховую части уплачиваются разными платежными поручениями — либо единовременно, либо несколькими платежами в течение года.

      Оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование можно в отделениях Сбербанка России через информационно-платежные терминалы. Оплату через терминал можно произвести как наличными денежными средствами, так и с использованием пластиковой карты.

      Кроме того, с 1 января 2012 года индивидуальные предприниматели (за исключением глав крестьянских (фермерских) хозяйств) отчетность в территориальные органы ПФР не представляют.

      Начиная с 01 января 2012 года индивидуальные предприниматели не производящие выплат другим физическим лицам (не работодатели) с объектом налогообложения Доход (6%), могут уменьшить налог по УСН на всю сумму страховых взносов (на 100%) уплачиваемых за себя.

      А с 01 января 2013 г. это растространяется и на индивидуальных предпринимателей не производящие выплат другим физическим лицам (не работодатели) применяющих ЕНВД. Ограничение в 50% от суммы налога для данной категории плательщиков ЕНВД отменяется. Следовательно, правило расчета ЕНВД для ИП без сотрудников становится таким же, как правило расчета единого налога при УСН 6% для данной категории плательщиков.

      Индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) исходя из стоимости страхового года, которая зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 1 января каждого года.

      Размер страхового взноса ИП в 2013 г.

      МРОТ на 1 января 2013 года составляет 5205 рублей.

      Тариф страховых взносов с 1 января 2013 года составляет в ПФР — 26 %, в ФФОМС — 5,1%.

      Расчет суммы страховых взносов, подлежащей уплате в ПФР производится исходя из двукратного минимального размера оплаты труда (2хМРОТ), а в ФФОМС — исходя из минимального размера оплаты труда.

      Таким образом, в 2013 году размер страховых взносов составляет:

      Для лиц 1966 года рождения и старше на страховую часть 5205*2*12*26% = 32 479,20 руб.

      — на страховую часть 5205*2*12*20% = 24 984,00 руб.

      — на накопительную часть 5205*2*12*6% = 7 495,20 руб.

      в ФФОМС 5205*12*5,1% = 3 185,46 руб.

      Общая сумма страховых взносов за 2013 г. для ИП составляет 35 664,66 руб.

      ***Далее информация справочно для тех кто не успел, опоздал и т.д)))

      Размер страхового взноса ИП в 2012 г.

      МРОТ на 1 января 2012 года составляет 4611 рублей.

      Тариф страховых взносов с 1 января 2012 года составляет в ПФР — 26 %, в ФФОМС — 5,1%.

      Расчет суммы страховых взносов, подлежащей уплате в ПФР и в ФФОМС производится исходя из минимального размера оплаты труда.

      Таким образом, в 2012 году размер страховых взносов составляет:

      в Пенсионный фонд РФ:

      Для лиц 1966 года рождения и старше на страховую часть 4611*12*26% = 14 386,32 руб.

      Для лиц 1967 года рождения и моложе:

      — на страховую часть 4611*12*20% = 11 066,40 руб.

      — на накопительную часть 4611*12*6% = 3 319,92 руб.

      в ФФОМС 4611*12*5,1% = 2 821,93 руб.

      Взнос в ТФОМС с 2012 г. не уплачивается

      Общая сумма страховых взносов за 2012 г. для ИП составляет 17 208,25 руб. Срок оплаты до 09.01.2013 г. Далее будут начисляться пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

      Размер страхового взноса ИП в 2011 г.

      МРОТ на 1 января 2011 года составляет 4330 рублей.

      Тариф страховых взносов с 1 января 2011 года составляет в ПФР — 26 %, в ФФОМС — 3,1%, ТФОМС – 2,0%.

      Расчет суммы страховых взносов, подлежащей уплате в ПФР и в ФФОМС, ТФОМС производится исходя из минимального размера оплаты труда.

      Таким образом, в 2011 году размер страховых взносов составляет:

      Для лиц 1966 года рождения и старше на страховую часть 4330*12*26% = 13 509,60 руб.

      — на страховую часть 4330*12*20% = 10 392,00 руб.

      — на накопительную часть 4330*12*6% = 3117,60 руб.

      в ФФОМС 4330*12*3,1% = 1 610,76 руб.

      в ТФОМС 4330*12*2,0% = 1 039,20 руб.

      Общая сумма страховых взносов за 2011 г. для ИП составляет 16 159,56 руб. В случае несвоевременной оплаты также начисляются пени.

      www.masterbuh.ru

      Страховые взносы для ИП: перезагрузка

      По данным ФНС России на 1 июля текущего года, численность индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) с начала года сократилась более чем на 370 тыс. чел. 1 Вместе с тем, эта цифра отражает только официальные показатели без учета ИП, фактически прекративших предпринимательскую деятельность, но не поставивших в известность об этом налоговые органы. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, результатом резкого повышения страховых взносов стало сокращение количества ИП более чем на 367 тыс. человек за период с декабря 2012 года по апрель 2013 года 2 . Согласно исследованиям Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», за первое полугодие текущего года количество ИП сократилось примерно на 600 тыс. чел. 3 , что составляет почти 20% от их численности на начало года.

      Порядок исчисления страховых взносов, действующий с 1 января 2013 года, распространяется на:

    • индивидуальных предпринимателей;
    • адвокатов;
    • нотариусов, занимающихся частной практикой;
    • иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
    • Действующий порядок распространяется на самозанятых граждан, не выплачивающих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

      По мнению большинства экспертов, такой резкий спад количества действующих ИП вызван значительным повышением размера страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды.

      Одним из основных законов, регулирующих уплату страховых взносов ИП и другими самозанятыми гражданами, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее — самозанятые граждане) является Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон о страховых взносах).

      С 1 января 2013 года порядок расчета суммы уплачиваемых страховых взносов для индивидуальных предпринимателей существенно изменился (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»). Суть этих изменений заключается в следующем.

      До 1 января 2013 года размер взносов во внебюджетные фонды определялся исходя из утверждаемой Правительством РФ стоимости страхового года, которая составляла в 2012 году 14 386,32 руб. (постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 208 «О стоимости страхового года на 2012 год»). Эту сумму самозанятые граждане перечисляли в качестве страхового взноса в ПФР. Сумма второго обязательного взноса в ФФОМС, как и сейчас, рассчитывалась по формуле МРОТ х 5,1% х 12 и составляла в 2012 году 2821,93 руб.

      Сейчас самозанятые граждане уплачивают страховые взносы в фиксированном размере, определяемом для взносов в каждый внебюджетный фонд отдельно.

      Таблица 1. Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды для самозанятых граждан в 2013 году

      Внебюджетный фонд

      Формула исчисления размера страховых взносов

      Фактический размер страховых взносов за год, руб.

      Если учесть, что взносы в ФСС этой категорией плательщиков уплачиваются добровольно (ч. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), то минимальная совокупная сумма обязательных взносов во внебюджетные фонды составляет в настоящее время 35 664,66 руб. Для сравнения, в 2012 году аналогичная сумма обязательных страховых взносов была в два раза меньше — 17 208,25 руб.

      Если же предприниматель по своей инициативе присоединится к системе социального страхования и будет вносить за себя страховые взносы в ФСС, то общая сумма взносов составит уже 37 476 руб. (в 2012 году — 18 812,88 руб.).

      В результате тарифы обязательных платежей во внебюджетные фонды возросли более чем в два раза. Поэтому, несмотря на закрепление поправками к Федеральному закону о страховых взносах некоторых гарантий для самозанятых граждан (например, уточнено, что страховые взносы не исчисляются и не уплачиваются за периоды прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, лицом старше 80 лет и т.д.), эти поправки были крайне негативно восприняты предпринимательским сообществом.

      Хотя представители Минфина отрицают наличие прямой связи между повышением размера страховых взносов и резким сокращением числа ИП, только 2% предпринимателей, по данным ОПОРЫ России 4 , отмечают, что не испытали последствий увеличения страховых взносов для своего бизнеса. При этом почти половина респондентов (47%) приняла решение о прекращении предпринимательской деятельности, 17% опрошенных ввели различные «схемы» с целью сокращения расходов (выплата зарплаты «в конверте», занижение прибыли и т.д.), а почти 7% предпринимателей были вынуждены прибегнуть к вынужденному увольнению некоторых работников. Еще 17% ИП отметили сокращение рентабельности бизнеса, а 10% респондентов отказались от планов по расширению бизнеса.

      В связи с такими показателями количества ИП, прекративших свою деятельность, законодатель был вынужден снова изменить порядок исчисления взносов для самозанятых граждан.

      Порядок расчета страховых взносов в ПФР поставлен в зависимость от годового дохода предпринимателя. Если доход не превышает 300 тыс. руб., то размер взносов будет рассчитан по формуле МРОТ х 26% х 12. Исходя из действующего МРОТ, сумма взносов в ПФР составит 16 239,6 руб.

      Если сумма годового дохода самозанятого гражданина составила более 300 тыс. руб., то для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется формула МРОТ х 26% х 12 + 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб.

      Порядок исчисления размера страховых взносов в ФФОМС и ФСС остался прежним.

      Таким образом, сумма обязательных взносов во внебюджетные фонды для самозанятых граждан с годовым доходом менее 300 тыс. руб. (с учетом утвержденного на 2013 год МРОТ) составит 19 425,06 руб., а если предприниматель участвует в системе обязательного социального страхования — 21 236,4 руб.

      Сложнее с той категорией самозанятых граждан, годовой доход которых выше предельной границы в 300 тыс. руб. В результате расчетов очевидно, что сумму взносов, не превышающую действующий в 2013 году минимальный размер обязательных страховых взносов (35 664, 66 руб.), будут уплачивать только предприниматели с годовым доходом 1 923 960 руб. и менее 5 . Если же годовой доход самозанятого гражданина окажется больше указанной суммы, то во внебюджетные фонды он будет должен перечислять даже больше, чем сейчас.

      Но, впрочем, установлен максимально допустимый размер страховых взносов, исчисляемый по формуле: 8 МРОТ х 26% х 12 = 129 916,8 руб. (по состоянию на 2013 год).

      При этом страховые взносы за расчетный период, исчисленные из предельной суммы годового дохода (300 тыс. руб.) должны быть уплачены, как и раньше — до 31 декабря текущего года (ч. 2 ст. 16 Федерального закона о страховых взносах). Для страховых взносов, исчисленных из суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб, установлена отсрочка — их необходимо будет уплатить до 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. «е» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23 июля 2013 № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Правда, не совсем ясно, сохраняется ли эта отсрочка для самозанятых граждан, прекративших либо приостановивших свою деятельность. По общему правилу, такие плательщики взносов обязаны перечислить всю сумму платежей во внебюджетные фонды не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 Федерального закона о страховых взносах).

      С 2014 года самозанятым гражданам следует строго соблюдать сроки подачи налоговой отчетности, так как налоговые органы направляют эту информацию в ПФР. В противном случае сумма страховых взносов в ПФР будет исчислена в максимальном размере по формуле 8 МРОТ х 26% х 12 = 129 916,8 руб. по состоянию на 2013 год. При этом внебюджетный фонд может использовать предоставленную налоговыми органами информацию о налоговых правонарушениях предпринимателя для взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. «е» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23 июля 2013 № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

      Вопрос о последствиях нарушения налоговыми органами сроков передачи соответствующей информации о доходах налогоплательщика (плательщика взносов) пока не получил разрешения.

      Ввиду необходимости исчисления размера взносов исходя из суммы годового дохода предпринимателя, законодатель определил порядок учета доходов для каждого из возможных режимов налогообложения.

      Таблица 2. Порядок учета суммы годового дохода для исчисления суммы страховых взносов

      Используемый режим налогообложения

      Какие доходы учитываются для определения суммы годового дохода в целях исчисления размера взносов

      Можно ли вычесть сумму уплаченных страховых взносов из налоговой базы или итоговой суммы соответствующего налога

      Общий режим налогообложения

      Доходы, полученные в результате осуществления предпринимательской деятельности для целей исчисления НДФЛ (ст. 227 НК РФ)

      Доходы, определяемые и признаваемые при исчислении ЕСХН (ч. 1 ст. 346.5 НК РФ)

      Доходы, определяемые при исчислении УСН (ст. 346.15 НК РФ)

      Да, но только для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (п. 1 ч. 3.1 ст. 346.21 НК РФ)

      Вмененный доход налогоплательщика (ст. 346.29 НК РФ)

      Патентная система налогообложения

      Потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности с учетом срока, на который выдан патент (ст. 346.47, ст. 346.51 НК РФ)

      Применяется более одного режима налогообложения

      Облагаемые доходы от деятельности суммируются

      По правилам каждого из применяемых режимов налогообложения

      Нетрудно заметить, что новые правила не потребуют от предпринимателей внедрения нового порядка учета доходов, какая бы система налогообложения не использовалась. Первоначальная редакция законопроекта, на основе которого были приняты поправки в Федеральный закон о страховых взносах, не содержала этого правила, что порождало вопрос об учете доходов в случае использования режима налогообложения на основе вменения. Вместе с тем, не каждый самозанятый гражданин сможет уменьшить налоговую базу или размер уплачиваемого налога по той или иной системе налогообложения на сумму страховых взносов.

      Новый порядок исчисления страховых взносов для этой категории плательщиков начнет действовать с 1 января 2014 года.

      Однако, по мнению экспертов, установление нового порядка исчисления страховых взносов не сможет в полной мере компенсировать потери в численности ИП. «Дело в том, что одна часть индивидуальных предпринимателей уже приняли решения о том, чтобы полностью закрыть свой бизнес и перейти в другие компании в качестве наемных работников. Другая часть, вероятно большая, будет работать полностью по наличному расчету. Для таких предпринимателей регистрация в качестве ИП уже будет не нужна. Поэтому этот шаг не компенсирует потери в численности, но остановит процесс ухода предпринимателей в теневую экономику», — поясняет вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков.

      Помимо принятых мер, были выдвинуты также и иные инициативы, призванные облегчить жизнь плательщикам страховых взносов и повысить собираемость этих платежей:

      1. Установить налоговые каникулы сроком на два года для впервые регистрирующихся ИП. Возможность освобождения таких предпринимателей от уплаты всех налогов и обязательных взносов по поручению Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева должна быть до 5 августа 2013 года рассмотрена Минэкономразвития России, Минфином России и Минтрудом России совместно с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».

      Вместе с тем, в результате введения таких мер в отношении абсолютно всех предпринимателей выпадающие доходы налоговой системы и внебюджетных фондов окажутся слишком велики. Поэтому не исключено, что налоговые каникулы будут предоставлены лишь отдельным категориям ИП либо только по некоторым обязательным платежам. К тому же предприниматели, которые вынуждены были прекратить свою деятельность в результате повышения страховых взносов, вряд ли смогут воспользоваться этой льготой, так как не будут признаваться прошедшими государственную регистрацию впервые.

      Опрос наших пользователей на тему «Позволит ли освобождение от всех налогов на два года для ИП компенсировать повышения взносов на пенсионное страхование и остановит ли поток желающих закрыть свое дело?» показал, что большинство пользователей (48%) не верит в такую возможность.

      Диаграмма 1. Позволит ли освобождение от всех налогов на два года для ИП компенсировать повышения взносов на пенсионное страхование и остановит ли поток желающих закрыть свое дело?

      12% — мне все равно

      Время проведения опроса: 8-15 июля 2013 года
      Место проведения опроса: Россия, все округа
      Размер выборки: 40 респондентов.

      Цитата:

      Николай Остарков, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:

      «Мы в «Деловой России» очень позитивно оцениваем идею Антона Силуанова о необходимости администрирования страховых взносов, тем более что эта идея является и идеей нашей организации. Мы считаем, что вместо четырех органов, с которыми сейчас необходимо контактировать индивидуальным предпринимателям, их будет контролировать только один госорган. Вместо необходимости сдавать отчетность в четыре контролирующих органа, нужно будет сдавать отчет только в один – Федеральную налоговую службу.

      Даже если возникнут шероховатости при переходе от одной системы к другой, то в будущем они полностью «окупятся», так как сократится количество проверок и отчетов, что в итоге должно положительно отразиться на индивидуальных предпринимателях».

      2. Передать полномочия по администрированию взимания страховых взносов от ПФР налоговым органам. Такую инициативу выдвинул Министр финансов РФ Антон Силуанов. Напомним, что именно на ФНС лежала обязанность по сбору единого социального налога до того, как он был заменен страховыми взносами. После этого полномочия по администрированию взимания платежей во внебюджетные фонды были переданы ПФР (в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на обязательное медицинское страхование) и ФСС (ч. 1. ст. 3 Федерального закона о страховых взносах).

      Несмотря на то, что показатели деятельности ПФР по администрированию взимания страховых взносов превышают аналогичные показатели за 2011 год, а исполнение годового прогноза поступлений страховых взносов на пенсионное и медицинское обеспечение составляет 110,2 % и 114,5% соответственно) 6 , передача таких полномочий ФНС выглядит логичной. С учетом нового порядка исчисления страховых взносов, эта мера позволит осуществлять обмен информации в рамках одного органа, а также применять к взиманию сборов уже наработанную методику. Еще ранее Минфин советовал внебюджетным фондам опираться на сложившуюся практику по аналогичным налоговым правонарушениями (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-343). Для предпринимателей реализация такой инициативы снизит количество проверяющих органов и позволит уплачивать все обязательные платежи по принципу «одного окна».

      3. Ввести уголовную ответственность за неуплату страховых взносов. С таким предложением выступил Минюст России, разработав соответствующий законопроект 7 . В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что платежи во внебюджетные фонды традиционно обеспечивались уголовно-правовой охраной.

      Отсутствие норм об уголовной ответственности за неуплату платежей в государственные внебюджетные фонды обусловлено переходом с 2010 года от ЕСН к страховым взносам, имеющим неналоговый характер. В то же время УК РФ устанавливает ответственность исключительно за налоговые преступления.

      Минимальным размером неуплаченных физическим лицом страховых взносов в пределах трех последних лет предлагается считать сумму более 600 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо сумму, превышающую 1,8 млн руб. (неуплата взносов в крупном размере).

      4. Освободить от уплаты страховых взносов ИП-пенсионеров. Эту инициативу внес на рассмотрение нижней палаты парламента депутат Госдумы Александр Васильев 8 . Суть ее заключается в отмене обязанности по перечислению страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, достигших пенсионного возраста и не имеющих дохода от занятия предпринимательской деятельностью в течение страхового года.

      Законопроект был возвращен автору из-за невыполнения требований о составлении расчета расходов, которые в результате одобрения инициативы будут покрываться за счет федерального бюджета, а также отсутствия необходимого заключения Правительства РФ.

      Однако можно утверждать, что государственная политика в области установления правил взимания страховых взносов, в том числе в отношении самозанятых граждан, не имеет единых ориентиров. Об этом свидетельствуют необоснованность повышения тарифа взносов в 2013 году, противоположные мнения разных ведомств по одному и тому же вопросу, а также иные инициативы, например:

      1. Увеличить страховые взносы с маленьких зарплат. Такую идею выдвинул Минтруд России, подчеркнув, что даже в случае выплаты работнику минимальной заработной платы, взносы в ПФР за него должны исчисляться из двукратного размера МРОТ.

      Несмотря на желание обеспечить достойными пенсиями работников с низкооплачиваемым трудом, лежащее в основе этого предложения, его реализация может обернуться массовыми увольнениями, всплеском нелегальной миграции и иными нежелательными схемами ведения бизнеса. Минэкономразвития и Минфин эту инициативу пока не поддержали.

      2. Увеличить предельную величину базы для начисления страховых взносов до 1 млн руб. Напомним, что в 2012-2015 годах стандартная ставка тарифа страховых взносов применяется в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (на 2013 год она установлена в размере 568 тыс. руб.). На сумму доходов, превышающую эту величину, страховые взносы начисляются по ставке 10% (ст. 58.2 Федерального закона о страховых взносах). Пропорционально увеличению этого «потолка» доходов будут расти и суммы уплачиваемых платежей во внебюджетные фонды.

      Повысить предельную величину базы для начисления страховых взносов до 1 млн руб. планируется примерно за семь лет. Минэкономразвития выступил против этой инициативы, отметив, что ее реализация приведет к повышению нагрузки на высокотехнологичные компании.

      По словам Николая Остаркова, эта идея очень преждевременна. «Было бы целесообразно ее обсудить через 5-10 лет и оценить эффективность. Так как за это время необходимо ввести табу на любые идеи по увеличению налогов, хоть налоговой базы, хоть налоговой ставки, это уже неважно», — поясняет эксперт.

      На оптимальный размер страховых взносов во внебюджетные фонды всегда оказывают влияние два противоположных интереса — обеспечить достойный уровень пенсии в будущем и предотвратить излишнее обложение доходов в настоящем. К сожалению, балансирование между этими двумя целями в отсутствие продуманных ориентиров может привести не только к отсутствию видимого результата в наполнении внебюджетных фондов, но и к снижению существующего уровня поступлений.

      Бизнес нуждается сейчас в стабильности фискальной политики, а также улучшении администрирования взимания страховых взносов, иначе негативные тенденции прекращения предпринимательской деятельности или «ухода в тень» будут только нарастать.

      Новости по теме:

      Документы по теме:

      1 По результатам анализа сводных данных статистической налоговой отчетности, размещенных на официальном сайте ФНС России по адресу: nalog.ru/nal_statistik/forms_stat/otchet_svod/4161929/

      2 Из пояснительной записки к документу, размещенному на сайте Госдумы за номером 258106-6.

      3 Данные были озвучены на встрече членов Правительства РФ с членами Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Со стенограммой встречи можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ по ссылке: government.ru/news/2653

      4 С полными результатами опроса можно ознакомиться по ссылке opora.ru/legal/analysis/research/polls/

      5 Расчеты производились по формуле: МРОТ х 26% х 12 + 1% (х — 300 000) + 3185,46 = 35 664, 66, где х — максимальный годовой доход для уплаты обязательных страховых взносов в размере, не превышающем действующий размер.

      6 Публичный отчет ПФР за 2012 год.

      7 Полное название законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов». С текстом законопроекта можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения по ссылке regulation.gov.ru/project/4707.html

      8 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 52792-6.

      www.garant.ru

      Какие новые КБК в 2013 году следует указывать в платежном поручении при уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов за работников, а также при уплате ЕНВД и НДФЛ?

      Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
      При уплате ИП начисленных в 2013 году страховых взносов на обязательное социальное страхование в платежном поручении должны быть указаны следующие КБК:
      — при уплате страховых взносов за работников:
      392 1 02 02010 06 1000 160 — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
      392 1 02 02020 06 1000 160 — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
      393 1 02 02090 07 1000 160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
      393 1 02 02050 07 1000 160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
      — при уплате страховых взносов «за себя»:
      392 1 02 02140 06 1000 160 — страховые взносы в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
      392 1 02 02150 06 1000 160 — страховые взносы в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
      — при уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование (как за работников так и «за себя»):
      392 1 02 02101 08 1011 160 — страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
      При уплате ЕНВД и НДФЛ указываются КБК:
      182 1 05 02010 02 1000 110 — ЕНВД;
      182 1 01 02010 01 1000 110 — НДФЛ, удержанный с заработной платы работников.

      Обоснование вывода:
      Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ утверждены приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее — Приказ N 106н). При этом положения Приказа N 106н предусматривают, что в поле 104 расчетного документа указывается показатель кода бюджетной классификации в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ.
      В настоящее время Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее — Указания N 171н) утверждены приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н. Данный документ признан письмом Минюста России от 17.01.2013 N 01/2918-ЮЛ не нуждающимся в государственной регистрации, его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
      В Приложении N 1 к Указаниям N 171н приведена классификация доходов бюджетов. При этом в соответствии с частями 1 и 2 раздела II Указаний N 171н и Приложением N 6 к Указаниям N 171н в 1-3-м разрядах указанных в Приложением N 6 кодов следует указать код главного администратора доходов бюджетов, за которым закреплены полномочия по администрированию указанных поступлений, а также согласно части 4 раздела II Указаний N 171н в 14-17 разрядах — подвид доходов:
      — 1000 — сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
      — 2000 — пени и проценты по соответствующему платежу;
      — 3000 — суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ (смотрите также письмо Минфина России от 15.01.2013 N 02-04-10/45).

      Страховые взносы в ПФР

      В Приложении N 1 к Указаниям N 171н для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, установлен код бюджетной классификации 000 1 02 02010 06 0000 160, а на выплату накопительной части трудовой пенсии — 000 1 02 02020 06 0000 160.
      При этом для страховых взносов в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотрены следующие коды бюджетной классификации:
      000 1 02 02140 06 0000 160 — на выплату страховой части трудовой пенсии;
      000 1 02 02150 06 0000 160 — на выплату накопительной части трудовой пенсии.
      При этом в 1-3-м разрядах вышеуказанных кодов следует указать код главного администратора доходов бюджетов — 392 — Пенсионный фонд Российской Федерации, за которым Приложением N 6 к Указаниям N 171н закреплены полномочия по администрированию указанных поступлений.
      Кроме того, при указании в платежном поручении кода бюджетной классификации следует учитывать, что в соответствии с положениями Указаний N 171н в 14-17 разрядах (подвид доходов) указываются:
      1000 — сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
      2000 — пени и проценты по соответствующему платежу;
      3000 — суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.
      Таким образом, страховые взносы должны быть перечислены ИП на соответствующий счет Федерального казначейства с указанием в качестве администратора доходов определенного территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по следующим кодам бюджетной классификации:
      — при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных с выплат, производимых в пользу наемных работников:
      392 1 02 02010 06 1000 160 — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;
      392 1 02 02020 06 1000 160 — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
      — при уплате ИП страховых взносов на обязательное пенсионное страхование «за себя»:
      392 1 02 02140 06 1000 160 — страховые взносы в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
      392 1 02 02150 06 1000 160 — страховые взносы в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии.
      Аналогичная информация приведена также в Приложении 1 к Федеральному закону от 03.12.2012 N 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
      Обращаем внимание, что в связи с тем, что Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования» внесены изменения, вступающие в силу с 01.01.2013:
      в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (дополнен статьей 33.2 «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года»),
      в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (дополнен статьей 58.3 «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года»),
      применяются следующие коды бюджетной классификации:
      392 1 02 02131 06 1000 160 — страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
      392 1 02 02132 06 1000 160 — страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

      Страховые взносы в ФСС РФ

      Для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен код бюджетной классификации 000 1 02 02090 07 0000 160.
      Для страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 000 1 02 02050 07 0000 160.
      В соответствии с Приложением N 6 к Указаниям N 171н на Фонд социального страхования Российской Федерации (код главы — 393) в 2013 году возложены функции по администрированию данных страховых взносов.
      Таким образом, страховые взносы в ФСС за работников должны быть перечислены ИП на соответствующий счет Федерального казначейства с указанием в качестве администратора доходов определенного территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации по следующим кодам бюджетной классификации:
      393 1 02 02090 07 1000 160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
      393 1 02 02050 07 1000 160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
      Аналогичная информация приведена также в Приложении 1 к Федеральному закону от 03.12.2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

      Страховые взносы в ФФОМС

      В Приложении N 1 к Указаниям N 171н для страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования установлен код бюджетной классификации 000 1 02 02101 08 0000 160.
      При этом, как указано в части 4 раздела II Указаний N 171н, в 14-17 разрядах указывается код подвида 1011 «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков».
      В соответствии с Приложением N 6 к Указаниям N 171н на Пенсионный фонд Российской Федерации (код главы — 392) в 2013 году возложены функции по администрированию данных страховых взносов.
      Таким образом, страховые взносы на обязательное медицинское страхование должны перечисляться на соответствующий счет Федерального казначейства с указанием в качестве администратора доходов определенного территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по коду бюджетной классификации 392 1 02 02101 08 1011 160.

      Налоги

      В Приложении N 1 к Указаниям N 171н предусмотрены коды бюджетной классификации:
      000 1 05 02010 02 0000 110 — для единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
      000 1 01 02010 01 0000 110 — для НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ.
      Приложением N 6 к Указаниям N 171н полномочия по администрированию указанных налогов закреплены за Федеральной налоговой службой (код главы — 182).
      Таким образом, налоги должны быть перечислены ИП на соответствующий счет Федерального казначейства с указанием в качестве администратора доходов Федеральной налоговой службы по следующим кодам бюджетной классификации:
      182 1 05 02010 02 1000 110 — ЕНВД;
      182 1 01 02010 01 1000 110 — НДФЛ, удержанный с заработной платы работников.
      Аналогичная информация приведена также в Информации ФНС России от 03.01.2013 «Источники доходов федерального бюджета».

      Ответ подготовил:
      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Синельникова Татьяна

      Контроль качества ответа:
      Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

      14 февраля 2013 г.

      Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Смотрите так же:

    • Соц отчисления по патенту Страховые взносы ИП на патенте Актуально на: 6 октября 2016 г. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН), так же, как и ИП на любом другом налоговом режиме, должны уплачивать страховые взносы во […]
    • Вакансия юрист московский район спб Вакансия юрист московский район спб Консультируем за 500 рублей до 30 июля » семейное право » наследственное право » земельное право » налоговое право » трудовое право » жилищное право » административное право » страховое право » […]
    • Закон страховые взносы в пфр Доход ИП в целях исчисления страховых взносов в ПФР Да, налоговики должны сообщать в ПФР сведения о доходе предпринимателя без учета произведенных им расходов, связанных с получением дохода. При этом ПФР на основании полученных сведений […]
    • Пособие для домработниц подбор домашнего персонала Нужен персонал? Для сообщений Ищите работу? Обучение-тренинг домработниц Расписание тренинга Тренинг длится 4 дня с четверга по воскресенье с 11 до 17 часов с двумя ежедневными 15-минутными перерывами […]
    • Как оформить проект на ватмане Творческие проекты и работы учащихся В данной разделе представлены основные правила и требования оформления творческого проекта, а также подробно приведены правила и требования оформления проектной работы учащихся в общеобразовательной […]
    • Интернет преступления статистика Генпрокуратура назвала мошенничество одним из самых распространенных видов преступлений В 2017 году мошенничества в среднем регистрировались каждые три минуты МОСКВА, 7 января. /ТАСС/. Мошенничества стали в 2017 году одними из самых […]