Законы философии кратко

Законы философии кратко

Закон — выражение существенной необходимой связи явлений, внутренней связи между причиной и следствием, обусловливающей определённое закономерное развитие явлений. В вопросе о законе борются между собой две противоположные линии в философии: линия субъективно-идеалистическая, волюнтаристская и линия материалистическая, научная.

С точки зрения субьективного идеализма (см.), волюнтаризма (см.) законы природы и общества не имеют объективного характера, не существуют независимо от сознания людей; законы создаются самими людьми, поступающими по своему произволу. Рассудок диктует свои законы природе, говорил Еант (см.). Современные философы империализма не жалеют сил, чтобы «доказать», будто в природе и обществе господствует полнейший хаос и что от желания людей зависит упорядочение этого хаоса. В. И. Ленин исчерпывающе определил классовый смысл отрицания бурл(уазпой философией объективных законов: «Изгнание законов из науки есть на деле лишь протаскивание законов религии». Отрицание объективных законов в развитии общества буржуазными философами преследует цель скрыть от трудящихся масе законы, с неизбежностью определяющие гибель капитализма и победу социализма, опутать их сознание ложными, идеалистическими представлениями.

В противоположность идеализму марксизм исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, что природа и общество развиваются по собственным законам, существующим независимо от воли и сознания людей. «Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность».

В « Экономических проблемах социализма в СССР» (см.) И. В. Сталин подверг критике субъективистские взгляды на экономические законы социализма, имевшие распространение среди части советских экономистов и философов. «Марксизм понимает законы науки,— всё равно идёт ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии,— как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить их или отменить их. Тем более они не могут сформировать или создавать новые законы науки» (с. 4). Так, например, наследственность растений формируется под влиянием среды, в которой они существуют. Это — объективный закон, который люди не в силах отменить или изменить.

Люди могут только познать этот закон и, опираясь на него, приспосабливать развитие растений к своим нуждам. Создавая необходимые объективные условия существования растений, мичуринцы добиваются изменений в их природе, выращивают лучшие сорта и т. д. Точно так же и в общественной жизни действуют законы, независимые от сознания людей. Например, люди не могут ввести тот или иной общественный строй по своему желанию. Марксизм доказал, что главной силой в обществе является способ производства материальных благ. Каков способ производства, таков и общественный строй. Социализм немыслим был в средние века или в XVIII в., ибо социализм базируется на высоком уровне развития производства. Следовательно, одного желания людей мало для введения того или иного общественного строя. Нужны определённые объективные условия, прежде всего условия материальной жизни, уровень производительных сил, чтобы возник определённый общественный строй.

В период строительства социализма в СССР Коммунистическая партия учила народ, что без индустриализации страны невозможно построение социализма в нашей стране, невозможно создание той высокой технической базы, которая необходима для социализма. В современный период Постепенного перехода от социализма к коммунизму партия, продолжая развивать основу основ народного хозяйства — тяжёлую промышленность, вместе с тем организует крутой подъём производства предметов народного потребления, подъём лёгкой промышленности и сельского хозяйства. Необходимость решения этих задач вытекает из требований объективных законов социализма, особенно из требований основного экономического закона социализма (см.).

Показывая объективный характер законов природы и общества, марксизм не принижает тем самым роли сознательной активной деятельности партии, классов, отдельных лиц. Люди не бессильны перед лицом законов, как это изображают всякого рода вульгаризаторы и противники марксизма. Марксизм ничего общего не имеет с фетишизацией законов.

Люди являются рабами природы, пока они не знают её законов. Но, познав их и действуя в соответствии с их требованиями, они заставляют природу служить удовлетворению своих потребностей. Познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, люди могут ограничить сферу их действия, дать разрушительным силам природы другое направление, обратить разрушительные силы природы на пользу общества. Стихийная сила воды действовала разрушительно, пока люди обладали небольшими знаниями, не умели строить плотины, гидростанции и т. д. Познав же законы природы, они оседлали разрушительную силу воды и заставили её служить себе, используя её для орошения полей, для получения энергии и т. п.

Примером использования объективных законов в интересах общества служит вся деятельность Коммунистической партии. Опираясь на знание объективных экономических законов, в частности на закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил (см.), партия готовила и организовывала массы рабочих и крестьян России на штурм отжившего свой век буржуазно-помещичьего строя в России. Победа Великой Октябрьской социалистической революции была выражением использования Коммунистической партией объективных законов, требовавших уничтожения старого строя, тормозившего развитие производительных сил, и замены его новым, социалистическим строем.

Совершив революцию, рабочий класс России под руководством Коммунистической партии привёл производственные отношения в соответствие с характером производительных сил, создал социалистическую промышленность, помог крестьянству встать на социалистический путь развития. Если в странах капитала ещё существует капиталистический строй, то это объясняется лишь тем, что там ещё не нашлось, как в России, такой силы в лице союза рабочих и крестьян, которая сумела бы осуществить насущные требования объективного закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил и преодолеть сопротивление этому закону со стороны эксплуататорских классов. Марксизм учит, что в отличие от природы, где открытие и применение законов осуществляется более или менее гладко, в общественной жизни действию законов прогрессивного развития сопротивляются отживающие классы. Стремясь продлить своё существование, они подавляют передовые силы общества, препятствуют их деятельности по осуществлению требований объективных законов.

Поэтому использование экономических законов в классовом обществе имеет классовую подоплёку, причём знаменосцем использования экономических законов в интересах общества является передовой класс, тогда как отживающие классы сопротивляются этому. Будучи в своё время передовым классом, буржуазия в борьбе против феодализма использовала закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Ныне, будучи реакционным классом, она использует свою политическую власть для борьбы против пролетариата, заинтересованного в уничтожении капиталистического строя. Но, как бы ни сопротивлялись отживающие классы объективным законам и тем общественным силам, которые борются за осуществление этих законов, передовые, прогрессивные классы в конце концов одержат полную победу.

Одной из особенностей общественных законов в отличие от законов природы является их недолговечность. Каждый способ производства имеет свои специфические законы, которые действуют, пока существует этот способ производства. С уничтожением данного способа производства и возникновением нового старые законы теряют свою силу и сходят со сцены, уступая место новым законам. Так, с уничтожением капитализма и победой социализма в СССР сошли со сцены и перестали Действовать закон конкуренции и анархии производства, всеобщий закон капиталистического накопления, закон прибавочной стоимости и др.

Возникли новые законы — основной экономический закон социализма (см.), закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.) и др. Помимо специфических экономических законов, действующих лишь в определённые исторические периоды, существуют общие экономические законы, действующие во всех общественно-экономических формациях. Так, закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил—это всеобщий закон. В силу действия этого закона в недрах существующей общественной формации созревают объективные условия, которые делают необходимым ликвидацию старой и возникновение новой, более прогрессивной формации. Действие общих законов связывает все формации в единый закономерный процесс поступательного развития — от низшего к высшему.

Учение марксизма о законах имеет огромное значение для практической деятельности Коммунистической партии. Познание законов общества позволяет партии видеть не только настоящее, но и предвидеть будущее, строить политику на прочном научном фундаменте, уверенно направлять активность трудящихся масс по пути, ведущему к победе коммунизма.

Коммунистическая партия враждебна оппортунистическим теориям самотёка, автоматического действия законов развития и т. п., обрекающим людей на пассивное созерцание хода событий. Особенно опасны теории самотёка в социалистическом обществе, где экономическое развитие происходит не стихийно, как при капитализме, а направляется народнохозяйственными планами, создаваемыми руководящими органами в соответствии с требованиями объективного экономического закона планомерного развития народного хозяйства. Чтобы правильно планировать, нужно изучить этот экономический закон и овладеть им, нужно научиться применять его с полным знанием дела, нужно составлять такие планы, которые полностью отражают требования этого закона.

Опираясь на требования экономических законов социализма, Коммунистическая партия уверенно ведёт советский народ по пути строительства коммунистического общества. (См. также Социализм и коммунизм.)

filslov.ru

Законы философии

Законы философии являются концентрированным содержанием развитой философской системы. Они отражают степень зрелости философии и возможность достоверного отражения ею действительности, как степень соответствия принятых постулатов и вытекающих из них следствий. Не в каждой современной философской системе имеются философские законы, в некоторых философских построениях ввиду отсутствия адекватной философской логики ограничиваются только принципами.

Содержание

Введение [ править ]

Под законом в философии понимается обобщённое отражение объективных связей и отношений вещей, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определённых условиях свойства явлений и процессов. Философские законы отличаются тем, что они применимы к объектам и носителям любого вида, а потому действительны в каждой конкретной науке. Общность и универсальности законов философии вытекает из способа их построения – они формулируются с использованием философских категорий, являющихся самыми общими единичными понятиями мышления.

В статическом смысле любую отдельную философскую категорию можно считать законом особого рода, поскольку каждая категория отражает нечто существенное, особенное в вещах, отличающее её по отношению ко всему миру.

Философские принципы строятся не менее чем из двух категорий и также являются частным случаем закона. Знание, заключённое в принципах и отражаемое связью соответствующих категорий, вычленяет в явлениях устойчивые определённые взаимосвязи различных сторон действительности – любое явление имеет форму, содержание, свою сущность, качество, количество, и т.д., которые могут влиять друг на друга.

В отличие от принципов, закон не только строится на базе нескольких категорий, но и подразумевает в своей формулировке механизм своего осуществления, выражаемого в описании порядка взаимодействия категорий друг с другом. Это даёт возможность описать механизм явления или процесса на универсальном языке философских категорий. Согласно синкретике, принципы могут строиться из любого набора категорий в любом сочетании. В определённой степени это справедливо и для философских законов, естественным ограничением здесь можно считать соответствие законов практике.

В данной статье не рассматриваются философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами вплоть до современного времени. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь». Даосы в свою очередь размышляли о Дао – основном законе природы и естественном пути вещей, приходя к заключению, что развитие происходит через противоположность и по кругу, мало завися от каких-либо субъектов. В основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с 3 века до н.э., в дополнение к учению о 5 стихиях или первоосновах – воды, огня, металла, дерева и земли, полярных силах инь и ян, представлению о ци, как о первоматерии, – появилось представление о ли, как о законе, принципе, нормативном начале, разумной творческой силе, находящемся в противоречии с ци. По своей сущности указанные законы ближе к принципам, чем к философским законам в их современном понимании.

Здесь также не рассматриваются законы философской логики, типичным примером которой является система аксиом метафизической логики, являющаяся основой так называемой формальной логики. Таковы закон достаточного основания (мысль является истинной, если она имеет достаточное основание), и закон тождества, сформулированный ещё Парменидом. У Аристотеля можно найти закон исключённого третьего (A или не-А истинно, третьего не дано) и закон противоречия (из двух несовместимых друг с другом суждений по крайней мере одно ложно).

В формальной логике производятся операции над утверждениями, осуществляется доказательство, делаются выводы и обобщения. Законы логики относятся к области мышления, операций над объектами отражённой действительности, и во многом определяются свойствами самих мыслящих субъектов.

Основное внимание далее будет уделено законам, имеющим в первую очередь объективное и онтологическое значение, описывающие сущностные основы мира, его первоначала, в их движении и развитии. Представляемые законы основаны на научном мировоззрении и не затрагивают те области, на которые претендуют религиозное или мистическое мировоззрения.

Законы диалектической философии [ править ]

В рамках диалектического мышления, когда диалектику одновременно полагают ещё и теорией развития, было получено три закона. Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей, в формулировке из [Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. – М., Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990.] этот закон имеет следующий вид:

  • 1) «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу».
  • В диалектике также имеется закон перехода количества в качество, объясняющий один из возможных способов возникновения нового качества:

  • 2) «Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет».
  • Закон отрицания отрицания раскрывает диалектику старого и нового:

  • 3) «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».
  • В отношении последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго последовательного отрицания старого новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде. Первые два закона были подробно разобраны Георгом Вильгельм Фридрих Гегелем (1770 – 1831) в его «Науке логики», а третий – закон отрицания отрицания – служил Гегелю для построения основ философской системы.

    Законы философии, основанные на синкретной логике [ править ]

    Сутью синкретной логики является относительная равноценность и самостоятельность любых философских категорий, их определение только друг через друга (аналогично любое число теряет смысл в отрыве от остальных чисел). Принципы и законы формально можно рассматривать как следствия взаимодействия категорий друг с другом. С рождением синкретики связано появление законов, дополняющих указанные выше три диалектических закона. Кроме этого, введение в философии носителей новых философских категорий в соединении с новой философской логикой дало возможность сформулировать целый ряд неизвестных в диалектике законов, имеющих самостоятельное значение в философии. Часть этих законов непосредственно относится к системам носителей, обеспечивая философское обоснование теории систем и системологии в целом. Общее описание имеющихся на сегодня новых философских законов содержится в монографии С. Г. Федосина «Основы синкретики. Философия носителей», М: Эдиториал УРСС, 2003, ISBN 5-354-00375-Х. 464 стр., Табл.28, Ил.11, Библ. 102 назв.

    Путём обобщения диалектического закона II перехода количества в качество можно прийти к закону развития противоположностей системы:

    • 4) «Каждая противоположность или совокупность противоположностей системы как целого рождается и скачкообразно изменяется в единстве перехода в неё накопленных изменений всех противоположностей частей системы, а изменения противоположностей системы как целого воздействуют на противоположности её частей».
    • По своему смыслу диалектическая логика является логикой полярных противоречий – всё сущее необходимо разделять на две противоположные части, описываемые категориями, и затем рассматривать их борьбу и взаимопереходы. В синкретике все категории одновременно являются противоположностями друг другу, поскольку категории являются самыми общими понятиями, а противоположность есть предельная степень различия. Категории противоположны не только в смысле как полярные, противолежащие друг другу, но и в другом смысле, например, как дуальные, дополнительные друг другу, аналогично множеству взаимно перпендикулярных осей системы координат. Первое предложение приведённого выше закона можно проиллюстрировать следующими примерами:

    • новое качество системы возникает не только при изменении количества частей, но и при постоянном количестве частей за счёт изменения качества их взаимодействия; характерными примерами здесь являются: переход от одного изомера молекулы к другому изомеру; переход от капитализма к социализму и обратно, когда при неизменных производительных силах меняются производственные отношения, включающие в себя отношения к средствам производства,
    • новое общее может быть следствием изменения не только единичного, но и особенного, которое является общим по отношению к единичному,
    • новое целое может зависеть не только от изменения частей, но и от изменения группы частей, которая в свою очередь есть целое по отношению к своим частям,
    • новая теория появляется не только под действием практики, но и при определённом сочетании элементов самого теоретического знания,
    • следствие появляется как результат причины, однако при неизменной причине возможно следствие как результат изменения условий, являющихся следствием других процессов,
  • новое может быть не только следствием перехода в него старого, но и результатом появления нового при неизменном старом,
  • необходимость возникает не только как результат перехода в него случайного, но и при сохранении случайного как результат изменения среднего (усреднённого), являющегося необходимым для случайного,
  • новое содержание появляется не только при изменении формы, но и при изменении содержания частей,
  • новая сущность может не приводить к видимому изменению явления, а выражаться через изменение сущности составных частей,
  • эволюция живого определяется не только влиянием неживого, но и самим живым, которое изменяет условия своего существования,
  • структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью (закон относительных или наименьших сопротивлений А.А. Богданова [Богданов А.А. Тектология (всеобщая организационная наука). Т.1. – М., 1989, С.118.]),
    • наиболее ограничивают развитие те факторы, которые имеются в недостаточном или избыточном количестве,
    • возможность определяется итогом прошлой, накопленной действительности, совокупностью всех отношений, связей и элементов настоящего, действительного, а также будущим, влияющим на действительность посредством целеполагания.
    • Второе предложение закона в свою очередь утверждает зависимость противоположностей частей от изменения противоположностей системы как целого – так, форма и содержание частей может зависеть от изменения формы и содержания целого, а существование частей определяется и законами существования целого.

      Однако приведённые выше примеры ещё не полностью раскрывают содержание закона, поскольку они во многом остаются в рамках диалектики. Видна также и неполнота старого диалектического закона перехода количества в качество, поскольку можно обнаружить ещё закон перехода качества в количество, например: в химических превращениях изменение качества реагирующих веществ может сопровождаться изменением количества молекул при неизменном числе входящих в них атомов; школьные отметки зависят от качества обучения; при нагреве жидкости она испаряется (это типичный пример перехода количества в качество), однако данный процесс одновременно есть и переход качества в количество, поскольку в паре в отличие от жидкости среднее расстояние между молекулами существенно больше.

      Для перехода от диалектики к синкретике как к более общей многозначной логике следует учесть равноправие и одновременное взаимодействие всех категорий. Рассмотрим это на примере категории содержание. Тогда новое содержание системы появляется не только при изменении формы или содержания частей системы, изменении их количества или качества, но и при изменении любых других категорий – при появлении нового, необходимого или случайного, существенного и несущественного, при изменении причин, сущности и т.д., причём закон остаётся справедливым и в том случае, если система состоит просто из одного элемента. Действие закона не изменится, если вместо содержания взять другую категорию, например качество. Известно, что новое качество может появиться: при изменении качества и количества вещества, энергии и упорядоченности в открытой системе и при их перераспределении в закрытой системе; при замене элементов системы с сохранением их начального количества; при достаточном времени даже для маловероятных случаев; при изменении структуры; при отражении; при моделировании одного другим. Поэтому можно сказать, что достаточное изменение любой совокупности категорий, относящихся к частям системы, приводит к изменению меры как изменению соотношения взаимосвязи и взаимообусловленности противоположностей-категорий системы в целом. Закон развития противоположностей системы в целом носит структурно-иерархический характер и показывает, каким образом система приобретает все свои противоположности.

      Диалектический закон I единства и борьбы противоположностей в синкретике приобретает вид закона единства и борьбы противоположностей системы:

    • 5) «Движение и развитие каждой системы обусловлено разрешением противоречий среди множества взаимопроникающих сторон, присущих этой системе и ведущих себя как противоположности по отношению друг к другу».
    • После замены старого на новое в законе двойного отрицания получается следующая его формулировка:

    • Развитие происходит с сохранением преемственности противоположностей при их взаимопревращениях, на первом этапе развития старое отрицает новое, противодействуя ему, однако на втором этапе новое всё-таки появляется, причём на более высоком уровне, в ещё более совершенном виде.
    • Закон двойного отрицания в его обычном виде можно понимать как неодолимость старого, невозможность полного его уничтожения – старое всё равно проявляется после второго отрицания. Из указанной дополнительной формулировки закона следует неодолимость нового в смысле неизбежности его появления.

      Закон сохранения и изменения организации системы [ править ]

      Определим вначале основные черты категорий элемент, система и организация, а затем сформулируем и обоснуем связанные с ними новые законы на основе работы Федосина С.Г. «Физика и философия подобия от преонов до метагалактик», Пермь: Стиль-МГ, 1999, ISBN 5-8131-0012-1. 544 стр., Табл.66, Ил.93, Библ. 377 назв.

      Элемент отличается от части тем, что это организованная часть, находящаяся в каких-то отношениях с другими элементами и выполняющая некоторые функции в системе. В зависимости от вида системы элементами могут быть не только объекты или субъекты, но и их свойства, состояния, отношения и характеристики различного вида. В простейшем своём понимании система есть относительно самостоятельная совокупность частей целого [Орлов В.В. Основы философии. Ч.1. Общая философия. Выпуск 2. – Пермь, Пермский университет, 1997.], согласно [Краткий словарь по философии. – М., Изд-во политической литературы, 1966.] система – совокупность элементов, связанных между собой определённым образом и образующих некоторое целостное единство, в книге [Зак С.Е. Принципы и основные законы материалистической диалектики. – М., Высшая школа, 1974.] система – организованное множество, образующее целостное единство или совокупность элементов, между которыми имеются какие-либо отношения, в [Зубков И.Ф. Курс диалектического материализма. – М., Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990.] система определяется как предмет, взятый в диалектическом единстве элементов и структуры, в [Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. – М., Рос. экон. акад., 1998.] система – это объект, который можно каким-либо образом расчленить на относительно автономные составные части (подсистемы и элементы). Имеется и такое определение: система – множество объектов, на которых реализуется заранее определённое отношение с фиксированными свойствами. Очевидно, что каждое из приведённых определений неполно, ухватывая лишь часть истины. Тем не менее, в системе всегда обнаруживается её некоторая целостность, делимость на элементы, структура в виде системообразующих связей между элементами, упорядоченность элементов, а также новые системные качества, которые не проявлялись у элементов по отдельности.

      Под организацией в широком смысле понимаются все совокупности устойчивых, одновременно сохраняющихся элементов и связей системы, взятых в их развитии и переходящих одна в другую. Можно также сказать, что организация отражает историю развития множества всех инвариантов системы. Сами же инварианты есть сохраняющиеся во времени объекты (субъекты) с материальными и идеальными атрибутами, свойства, равновесные состояния, законы сохранения, движения и существования систем. Текущая организация отражает то состояние инвариантов системы, которое имеется в настоящий момент.

      Закон сохранения и изменения организации системы формулируется следующим образом:

    • 6) «В процессе развития система стремится сохранить свою равновесную организацию и перестраивает её до нового оптимального значения, противодействуя всем влияниям или силам, изменяющим организацию».
    • Рассмотрим характерные случаи действия этого закона:

    • Первый закон Ньютона (закон инерции): всякая материальная точка сохраняет состояние покоя или равномерного постоянного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не выведет её из этого состояния. Имеющаяся скорость изменения, движения, развития является некоторым инвариантом системы, входит в её организацию и потому стремится сохраниться. Следовательно, система характеризуется не только сохранением, но и изменением, в том числе и самой организации.
    • Третий закон Ньютона: сила, действующая на систему, равна силе обратного противодействия со стороны системы. Здесь имеется в виду, что под действием силы либо меняется состояние движения системы, либо её конфигурация, то есть меняется организация, и система сопротивляется этому.
    • Правило Ленца: индукционный ток в контуре направлен так, что создаваемый им поток магнитной индукции через поверхность, ограниченную контуром, стремится препятствовать тому изменению потока, которое вызывает данный ток.
    • Тела обладают свойством упругости, приводящим к восстановлению формы тел при релаксации.
    • Принцип смещения равновесия Ле Шателье – Брауна: при отклонении внешнего воздействия от равновесного значения в системе происходят процессы регуляции, перестройки, взаимодействия, обмена, ослабляющие эффект от изменения внешнего воздействия, причём при смещении равновесия к новому положению изменение организации системы минимально.
    • Закон роста внутренней энтропии в изолированной системе при переходе к равновесию. В данном случае восстанавливается равновесная организация системы, а изменение энтропии является количественной характеристикой данного процесса.
    • Условие стационарности и развития открытой системы имеет вид:
    • dS меньше или равно 0, где S — общая энтропия системы. При S = const приращение энтропии dS = 0 и система стационарна, если же dS -18 кг и несёт информацию обо всех существенных его признаках.

      Итак, в каждом частном законе можно найти и его справедливость в определённых рамках, и его нарушение за пределами этих рамок, что требует перехода на другой уровень наших знаний для восстановления действия закона. При формулировке закона IV говорилось о том, что диалектический закон перехода количества в качество можно дополнить законом перехода качества в количество, а при описании особенностей синкретной логики было показано, что закон двойного отрицания остаётся справедлив, если в нём заменить категории старое на новое. В отношении рассмотренных выше законов сохранения возникает аналогичная ситуация – если бы они были сформулированы просто законами сохранения, то их следовало бы дополнить и соответствующими законами изменения количества и качества энергии, носителей и информации при переходе на новый уровень бытия, на новый уровень взаимодействия носителей. Данное обстоятельство вытекает из закона единства и борьбы противоречий, применённого к таким противоположностям, как действие закона (любого) и отрицание действия этого закона.

      Тогда действие каждого философского закона неизбежно должно переходить в его отрицание, не действенность в тех или иных условиях – нет абсолютного действия законов без всякого учёта условий их действия. Развития как результата разрешения противоречия не получится, если стороны противоречия не окажутся реальными противоположностями (как ни выделяй отдельные части газа в замкнутом сосуде, их взаимодействие снова даёт тот же хаос, тогда как взаимодействие газа и стенок сосуда может изменить состояние газа). Не каждое накопление количественных изменений в предмете неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет. По квантовой механике одна и та же молекула может иметь несколько структурных состояний – изомеров, постоянно переходящих друг в друга (отсюда то, что мы видим, есть среднестатистическая структура). Формально после большого количества таких изомерных переходов молекулы должны получать какое-то новое качество, но на практике мы можем этого не заметить из-за недостатка времени для наблюдения или невозможности определения самого изменения качества. Точно также действие закона двойного отрицания происходит среднестатистически – не в каждом конкретном случае развитие достигает такой степени, что в нём проявляется старое на новом уровне.

      www.wikiznanie.ru

      Новое в блогах

      Приложения пользователя

      Приведём три закона диалектики: «Единство и борьба противоположностей», «Переход количества в качество», и «Отрицание отрицания».

      Разберём первый закон, «Единство и борьба противоположностей». Когда может возникнуть борьба? Когда имеется две стороны, между которыми происходит эта борьба. Если второй стороны нет, то и борьбы не происходит. Противоположности едины в своей борьбе, борьба объединяет противоположности в единое целое. Не обязательно борьба на физическом уровне, мысли, желания, — всё имеет свою противоположность, а значит, противостоят друг другу, и борются между собой.

      Второй закон: «Переход количества в качество». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество.

      Третий закон: «Отрицание отрицания». Когда вы чего-то имеете недостаточно, то вы хотите иметь этого больше, когда вы приобрели этого достаточно, вы удовлетворяетесь, и вам больше этого не нужно, то есть количество перешло в качество. Когда это продолжает к вам поступать, то вы уже стараетесь избавиться от лишнего. То есть вы отрицаете то, что ещё недавно вам было необходимо.

      Разберём это на конкретном примере.

      Возьмём чувство голода. Оно является противоположным для чувства сытости. То есть происходит постоянная борьба меду двумя противоположностями. Средством для утоления чувства голода является еда. По мере поглощения пищи, чувство голода постепенно переходит в чувство насыщения, то есть количество переходит в другое качество.

      Если мы будем продолжать насыщаться, то произойдёт отрицание отрицания. Это требует дополнительного разъяснения. Чувство насыщения, является противоположным, по отношению к чувству голода, то есть является отрицанием чувства голода. Когда мы съедаем больше чем необходимо организму, мы больше не хотим далее насыщаться, то есть, начинаем отрицать чувство насыщения, а так как насыщение уже является отрицанием, то происходит уже отрицание отрицания, и мы начинаем двигаться к противоположному полюсу.

      Чтобы довести наше рассуждение до логического конца, необходимо те же рассуждения провести по отношению к чувству голода, то есть когда чувство голода доходит до такой степени, что мы ни о чём другом, кроме еды думать не можем, мы начинаем его отрицать, то есть, ищем средство (еду) его уничтожения.

      В результате мы постоянно имеем: первое – борьбу противоположностей, второе – переход количества в качество, и в конечном итоге – отрицание отрицания.

      К чему все эти рассуждения? Хотелось бы опять же подвести к начальному этапу эволюции, когда существовало только ничто. Когда ничто разделилось на две части, между ними возникло напряжение (отношение). Что произошло? Два (два ничто) породило одно (напряжение), это одномоментный процесс, то есть при разделении ничто на две части одновременно возникает напряжение. Можно сказать, что напряжение, разделило ничто на две части. Что мы видим? Возникло две противоположности, и одновременно количество перешло в качество. Два ничто превратились в одно разно полюсное напряжение. Когда напряжение достигает максимальной величины (для данного процесса), оно начинает стягивать два ничто в одно и при воссоединении ничто, напряжение исчезает (зато в этой точке максимальное значение импульса движения, то есть максимальный потенциал), то есть опять переходит в другое качество. По аналогии с вышеприведённым примером, можно сказать, что когда пустота не разделена на две части, она соответствует отсутствию и голода и насыщения, то есть, находится в срединной точке (срединный путь и т.д.).

      Ноль всегда и везде находится точно в середине, в точке равновесия, и всегда обладает наивысшим потенциалом. Если применить это к вышеприведённому примеру, то мы увидим такую картину: голодный (на высшей стадии) человек лежит, ничего ему не надо (кроме еды), практически он обладает нулевым потенциалом. Та же картина с человеком, который объелся, он так же лежит и не хочет чем-либо заниматься, у него как говорится даже мысли «ленивые». В состоянии не голода, и не пресыщения, то есть в среднем, человек адекватен окружающему миру, он деятелен, у него есть желания, он обладает наивысшим потенциалом. Чем меньше амплитуда качания между чувством голода и насыщения, тем ближе вы к точке равновесия, и тем большим потенциалом обладаете.

      Эти законы явно или не явно работают во всех сферах.

      Давайте разберём ещё один пример, когда количество переходит качество, но качество уже другого уровня. Если постоянно переедать, то человек становится полнее, то есть сам человек становится качественно другим. Для наглядности приведу другой пример, когда человек долго бежит, он начинает чувствовать усталость, если какое-то время преодолевать чувство усталости, внезапно, через какое-то время открывается второе дыхание, то есть, пройдя какую-то планку, мы делаем скачок в своём состоянии, и можем продолжать движение, затрачивая гораздо меньше усилий. Можно привести ещё и такой пример. Возьмём раствор соли, если мы периодически будем доливать воду, а потом её выпаривать, то раствор будет в зависимости от насыщения его солью солёным, или не очень, при этом он будет оставаться жидкостью, но стоит выпарить воды больше опредёлённой черты, как соль начнёт кристаллизоваться, то есть перейдёт в другое состояние.

      maxpark.com

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]