Правила движения по склонам

Активный туризм на Юге России

Правила преодоления сложных заснеженных склонов, предполагающие знание альпинистской техники движения на кошках и в связках и проведение тренировок под руководством опытных инструкторов, здесь не разбираются *. Но и на простых заснеженных подходах к перевалам, на фирновых полях и снежных склонах нетрудных в техническом отношении гребней хребтов, часто встречающихся в горных туристских походах, не умеющий пользоваться альпенштоком и ледорубом может потерпеть аварию.

* Необходимые сведения по этим вопросам следует искать в специальной альпинистской литературе.

Часто снежные склоны или небольшие снежные «пятачки» оканчиваются нагромождением камней, иногда камни торчат на самом снегу. Упав, турист скользит с большой скоростью и, не имея орудия для самозадержания и страховки, может удариться о них. Поэтому на снежные склоны нельзя выходить без альпенштока или ледоруба и триконей на ботинках. На крутых склонах, твердом снегу и льду нужен ледоруб, а иногда и кошки. Для движения по некрутым снежным склонам, как и по травянистым, достаточно иметь альпеншток. При подъемах, спусках и траверсах по несложным снежным склонам альпеншток следует нести в одной руке штычком вперед и несколько вниз (чтобы не поранить товарища) или опираться о него рукой, но обязательно со стороны склона (при движении поперек или наискось по склону).

На более крутых спусках, подъемах или траверсах альпеншток надо взять на изготовку: ближайшая к склону рука охватывает его сверху примерно в 20—25 см от конца штычка, а другая — держит у верхнего конца, охватывая древко ладонью из-под низа. Штычок всегда должен быть обращен в сторону склона. Для этого при подъемах надо двигаться или прямо вверх, слегка боком к склону, или наискось-вверх. При спусках прямо вниз альпеншток следует держать двумя руками, как указано выше, с одного или другого бока, но штычком назад, к склону. При спусках наискось-вниз альпеншток держат сбоку штычком к склону. В таком положении можно в любой момент воспользоваться альпенштоком как опорой.

Чтобы взять ледоруб на изготовку для самозадержания, правую руку продевают в темляк и сжимают головку ледоруба, повернув его клювом вниз. Левой рукой перехватывают древко, накладывая ладонь сверху, у опорного кольца. Держат ледоруб на уровне груди, штычком несколько вниз и вбок, согнув руки в локтях.

Чтобы получить дополнительную точку опоры, упираются штычком в склон. Если склон недостаточно крут, приходится несколько согнуться в пояснице и коленях. Когда турист поскользнулся или споткнулся, он быстро с силой надавливает левой рукой на древко, а правой — на головку, чтобы сцепление со склоном было прочным.

При страховке ледорубом или веревкой через его древко он вгоняется в снег до половины или по самую головку.

Рис. 69. Самозадержание на снежном склоне: слева — правильно; справа — неправильно

При зондировании головку ледоруба сжимают правой рукой и втыкают вертикально в снег, как можно глубже. Изменение плотности снега или пустота легко чувствуются по тому, насколько свободно уходит ледоруб в снег. Даже на несложных местах зондирование выполняется со страховкой. Во время движения по леднику при прощупывании снега для обнаружения трещин и в других сложных случаях (например, при исследовании крепости снежного моста над потоком) необходима надежная страховка веревкой.

Ступеньки в плотном снегу вырубаются лопаточкой ледоруба.

Приемы самозадержания с помощью альпенштока или ледоруба при падении на снежном склоне и скольжении вниз не сложны. Турист должен действовать без паники, быстро и решительно, чтобы успеть остановиться, пока скорость невелика. В каком бы положении турист ни упал на склон (на бок, на спину, головой вверх или вниз), надо прежде всего резким рывком перевернуться на живот, головой вверх, и, расставив пошире ноги, упираясь ступнями в склон, пытаться затормозить движение, Одновременно, вытянув руки с альпенштоком, следует нажимать штычком в снег, постепенно тормозя до полной остановки (рис. 69).

Распространенные ошибки: а) руки, держащие древко, сводят близко одну к другой, из-за чего альпеншток может потеряться или поранить туриста; б) альпеншток упирают в склон навстречу движению близко у лица или груди, что может привести к тем же последствиям; в) занимают неправильное положение на склоне, скользя слегка на боку и не расставляя ног, в результате чего при торможении невольно переворачивают себя на спину и начинают скользить со все возрастающей скоростью, крутясь как веретено.

Самозадержание ледорубом на мягком снегу производится, как и альпенштоком. На твердом смерзшемся снегу и льду тормозят следующим образом: клюв ледоруба тяжестью тела (навалившись грудью на древко) прижимают к склону, а рукоятку приподнимают ото льда, чтобы не поранить руку.

Приемам самозадержания следует научиться до выхода на маршрут, лучше всего на горных снежных склонах или на склонах оврагов и холмов ранней весной (на мокром тающем снегу при скольжении лежа развивается достаточная скорость).

Двигаясь по размягченному снежному склону, надо протаптывать или выбивать ступеньки с горизонтальной поверхностью. Если снег сильно размягчен и нога проваливается, каждую ступеньку надо уплотнить несколькими ударами подошвы ботинка, сгребая снег с соседних участков. Приваливаться и нагибаться к склону нельзя, так как можно сорвать ступеньки.

На некрутых склонах можно двигаться без опоры о склон альпенштоком или ледорубом, лишь взяв его на изготовку. На крутом склоне надо всегда иметь не менее двух точек опоры: альпеншток или ледоруб переносится в момент, когда обе ноги стоят на снегу, нога переносится, когда вторая стоит, а штычок альпенштока или ледоруба упирается в склон.

Движение по твердому замерзшему снегу и фирну на крутых склонах без ледоруба и кошек недопустимо.

По некрутому снежному склону поднимаются прямо вверх «елочкой», выбивая ступеньки внутренним рантом ботинка. По более крутому, но не лавиноопасному склону можно подниматься зигзагообразно, выбивая ступеньки одну параллельно другой. Альпенштоком или ледорубом следует упираться в склон или держать его на изготовку.

Перемену направления подъема производят, выбивая прочные ступеньки, упираясь в склон штычком альпенштока или ледоруба в последовательности, указанной в разделе «Движение по травянистым склонам».

Движение по крутым снежным склонам на большую высоту совершается только в связках, что требует предварительного обучения и тренировки.

При подъемах «в лоб» на крутых местах небольших снежных склонов ступеньки выбивают носками ботинок. Ледоруб в это время держат двумя руками за лопатку и клюв, наполовину или по головку воткнув древко перед собой в снег. Только утвердившись обеими ногами на новых ступеньках, перенести ледоруб выше по склону.

По некрутому склону спускаются спиной к нему, делая небольшие шаги и вминая каблуками снег. При плотном снеге ступеньки выбивают каблуками (ноги слегка согнуты в коленях). Ледоруб или альпеншток держат на изготовку сбоку или перед собой.

Спускаются по крутому склону, повернувшись к нему лицом, выбивая ступеньки сильными ударами носков. Ледоруб втыкают перед собой и переносят его, как и при подъеме по крутому склону.

Пересекают некрутой склон, повернувшись к нему боком и выбивая ступеньки носковым рантом ботинка. Ближайшей к склону ногой выбивают ступеньки по линии движения на 10 см выше ступенек, выбиваемых другой ногой. Альпенштоком или ледорубом упираются в склон.

Крутые участки траверсируют, повернувшись лицом к склону, выбивая ступеньки носками ботинок и вгоняя древко ледоруба в снег, как при подъеме по крутому склону.

По некрутым, нелавиноопасным склонам можно спускаться скользящими шагами, держа альпеншток или ледоруб на изготовку. При скольжении на обеих несколько расставленных, согнутых ногах штычком альпенштока или ледоруба опираются сзади себя. Для торможения сильнее надавливают на древко, а для остановки поворачиваются боком к склону, налегают на боковые ранты ботинок и сильнее тормозят альпенштоком (ледорубом).

Скольжение по крутым местам, по склонам, на которых под снегом могут быть трещины и русла ручьев (эти места обнаруживают, зондируя снег альпенштоком или ледорубом), по склонам, переходящим в обрывы и крутые скалы, не допускается.

budetinteresno.info

Правила безопасности на склоне

Лет 15 — 20 назад правила безопасности на склоне знали все катающиеся. В последнее время я этих правил не встречал, а жаль. Ниже привожу то, что вспомнил.

  • Контролируй свою скорость — ты должен иметь возможность объехать внезапно возникшее препятствие (например, упавшего лыжника) или остановиться в любой момент.
  • Не останавливайся в узких или плохо просматриваемых местах трассы. В случае падения как можно быстрее покинь это место.
  • В случае падения как можно быстрее собери разбросанное снаряжение.
  • Если необходимо подъехать к уже стоящему (или лежащему) на склоне лыжнику, не останавливайся над ним, и не подъезжай сверху.
  • Помни: спускающийся ниже тебя имеет право на весь склон. Кроме того, он, как правило, тебя не видит.
  • Перед резкой сменой направления движения (например, перед поворотом в конце длинного траверса) убедись, что твой маневр будет безопасен для окружающих и тебя самого.
  • В случае плохой видимости (туман, «плоское» освещение, поземка) спускайся на низкой скорости.
  • В случае, если ты стал свидетелем несчастного случая, поставь скрещенные лыжи или палки выше пострадавшего, чтобы предупредить других лыжников о необходимости объехать место падения. Передай информацию о несчастном случае с подробным указанием места (номер ближайшей опоры подъемника, характерные особенности склона) на станцию подъемника или в спасательную службу.
  • По возможности старайся предвидеть маневры других катающихся.
  • Поднимайся пешком только по обочинам трассы.
  • Ниже привожу австрийские правила (Arlberg). (Там везде написано «лыжники», но все это распространяется и на досочников тоже 😉 (и на велосипедистов, и на саночников, и т.п.) — особых правил ни для кого нет.)

    Правила поведения на склоне:

    1. Внимание по отношению к другим
      Лыжники должны всегда вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности других людей, находящихся на склоне и не вредить им каким-либо образом.
    2. Контроль над скоростью и способом движения
      Скорость и способ движения лыжников должны выбираться ими таким образом, чтобы полностью удовлетворять их собственным способностям контролировать свое движение, а также условиям ландшафта и погодных условий, наличию визуальных помех, требованию не подвергать опасности других людей, находящихся на склоне.
    3. Выбор направления движения
      Лыжник, спускающийся вниз по склону, должен выбрать направление своего движения так, чтобы лыжники, находящиеся перед ним, не были подвергнуты опасности.
    4. Обгон
      Вне зависимости от того, с какой стороны и в каких условиях лыжник совершает обгон, он должен оставлять обгоняемому лыжнику место, достаточное для любых его движений и маневров.
    5. Остановка
      Все лыжники должны, по возможности, избегать остановок в узких местах или в плохо просматриваемых местах на склоне. Лыжнику, упавшему в таком месте, либо вынужденному сделать там остановку по какой-либо иной причине, следует покинуть это место настолько быстро, насколько это возможно.
    6. Начало движения по склону и возобновление движения после остановки
      Лыжники, собирающиеся начать движение по склону или возобновить движение после остановки, должны перед началом движения смотреть на склон вверх, чтобы убедиться в отсутствии какой-либо опасности для себя и других людей, находящихся на склоне.
    7. Передвижение по склону пешком
      Любой лыжник, у которого есть желание или необходимость идти вверх или вниз по склону пешком, должен держаться края склона.
    8. Следование требованиям маркировки склона
      Все лыжники должны соблюдать требования маркировки, имеющейся на склоне.
    9. Поведение при несчастном случае
      Если произошел несчастный случай, все лыжники обязаны предложить свою помощь. Любой лыжник, ставший свидетелем или участником несчастного случая, либо оказавшийся вовлеченным в происшествие в каком-либо ином качестве, обязан удостоверить свою личность.
    10. www.rasc.ru

      Правила поведения райдера на склоне при катании на горных лыжах и сноуборде

      Нашел эту статью на сайте клуба АТО. Считаю ее очень полезной, особенно, если Вы собираетесь в горы впервые!

      Данные правила техники безопасности, поведения на склоне действительны для горнолыжников и сноубордистов в дальнейшем мы будем пользоваться обшим определением — райдер.

      1. Выбор трассы.
      Все трассы на любых склонах делятся на новичнов (синие), продвинутых (красные) и опытных (черные). Пользуйтесь вариантами спусков согласно Вашей подготовки. Если у Вас был большой перерыв начните с простой трассы и если почувствуйте уверенность переходите на более сложную.

      2. На подъемнике.
      Садитесь и сходите на/с подъемник в специально отведенных местах. Не в коем случае не прыгайте с подъемника на ходу т.к. прыжок даже с небольшой высоты может вывести рейдера из строя. Не в коем случае не прикасайтесь ко льдинкам (сосулькам) на металлических частях губами/языком.

      3. Внимание по отношению к другим райдерам.
      Вы на склоне не один, поэтому должны всегда вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности других людей, находящихся на склоне и не вредить им каким-либо образом.

      4. Начало движения по склону и возобновление движения после остановки.

      Райдер, собирающийся начать движение по склону или возобновить движение после остановки, должн перед началом движения посмотреть на склон вверх, чтобы убедиться в отсутствии какой-либо опасности для себя и других людей, находящихся на склоне.

      5. Выбор направления движения.
      Райдер, спускающийся вниз по склону, должен выбрать направление своего движения так, чтобы другие люди, находящиеся перед ним, не были подвергнуты опасности.

      6. Контроль над скоростью и способом движения.
      Скорость и способ движения райдера должна выбираться им таким образом, чтобы полностью удовлетворять его собственным способностям контролировать свое движение, а также условиям ландшафта и погодных условий. Райдер должен иметь возможность объехать (остановиться) внезапно возникшее препятствие.

      7. Обгон.
      Вне зависимости от того, с какой стороны и в каких условиях райдер совершает обгон, он должен оставлять обгоняемому лыжнику место, достаточное для любых его движений и маневров. Обгон осуществляется только сзади более медленного или остановившегося райдера.

      8. Остановка.
      Все райдеры должны, по возможности, избегать остановок в узких местах или в плохо просматриваемых местах на склоне. Райдеру, упавшему в таком месте, либо вынужденному сделать там остановку по какой-либо иной причине, следует покинуть это место настолько быстро, насколько это возможно.

      9. Следование требованиям маркировки склона.
      Если склон промаркирован, необходимо соблюдать требования маркировки, имеющейся на склоне.

      10. Передвижение по склону пешком.
      Любой райдер, у которого есть желание или необходимость идти вверх или вниз по склону пешком, должен держаться края склона.

      11. Поведение при несчастном случае.
      Если произошел несчастный случай, все райдеры обязаны предложить свою помощь. Необходимо поставь скрещенные лыжи или палки выше пострадавшего, чтобы предупредить других людей о необходимости объехать место падения. Затем райдер обязан передать информацию о несчастном случае с подробным указанием места (номер ближайшей опоры подъемника, характерные особенности склона) на станцию подъемника/в спасательную службу. Любой райдер, ставший свидетелем или участником несчастного случая, либо оказавшийся вовлеченным в происшествие в каком-либо ином качестве, обязан удостоверить свою личность.

      12. Падение
      В случае падения райдер должен, как можно быстрее, собрать разбросанное снаряжение.

      13. Смена направления движения.
      Перед резкой сменой направления движения (например, перед поворотом в конце длинного траверса) убедись, что твой маневр будет безопасен для окружающих и тебя самого.

      14. Подъезд к товарищу
      Если необходимо подъехать к уже стоящему (или лежащему) на склоне райдеру, подъезжайте всегда ниже.

      Все требования работников спасательных служб обязательны для выполнения.

      kostenski.ru

      Техника передвижения в горах. Передвижение по травянистым склонам, осыпям, моренам

      На пути попавшего в горы встречается самый разнообразный рельеф (травянистые склоны и осыпи, снежные склоны и ледники, горные реки и скалы, вплоть до отвесных стен), преодоление которого требует специальной техники, навыков и умений. Привычная ходьба по равнинной местности здесь неприменима. В горах необходим особый стиль передвижения, горная походка.

      Движение по горному рельефу требует иного темпа и ритма, включения групп мышц, ранее не принимавших активного участия в работе, умения одновременно думать и выбирать безопасный путь, смотреть под ноги, остерегаться падения камней, постоянно быть начеку. Особенно важно уметь выбирать правильный темп движения, плавно передвигаться, равномерно переносить вес тела с одной ноги на другую. Чтобы не уставали голеностопные суставы и икры, ногу нужно ставить на всю ступню, рационально используя микрорельеф склона, тропы. Ритмичный, спокойный темп движения позволит обеспечить правильную работу сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата. Хорошо отработанное дыхание особенно важно на больших высотах.

      Важную роль играет тренировка вестибулярного аппарата. Равновесие при движении по тропе с тяжелым рюкзаком, на остром скальном гребне, ледовом рельефе не бывает врожденным естественным, оно вырабатывается тренировками, специальными упражнениями.

      С изменением набора высоты в пределах крутизны склонов от 10 до 30° скорость изменяется незначительно, но существенно снижается с подъемом по высоте над уровнем моря. Если на высоте 3000 м над уровнем моря набор составляет 300 м в час, на высоте 4000 м — примерно 200 м, а на высоте 5000 м — всего, 100 м. На стенных участках маршрута за счет сложности скального рельефа скорость передвижения может составить 30-40 м/ в час, а то и 100 м. за целый день.

      По горным склонам крутизной 30° и более передвигаться прямо вверх трудно и неудобно, особенно по травянистым и ледовым Склонам. Чем круче склон, тем больше приходится разворачивать ступню носком наружу. Такой способ передвижения для человека неестествен и приводит к усталости голеностопа. Поэтому альпинисты преодолевают склоны более 30° зигзагом. Крутизна наклона зигзага на подъеме зависит от крутизны склона: чем он положе, тем зигзаг круче. Протяженность движения по склону в одном направлении без разворота зависит от численного состава группы и характера склона. Зигзаг надо закладывать так, чтобы камни в случае их срыва из-под ног впереди идущих не падали на замыкающих.

      Выше мы говорили об общих правилах преодоления различного горного рельефа, но имеются и специальные, когда речь идет о склонах крутизной более 30-35°.

      Передвижение по травянистым склонам, осыпям, моренам

      Эти формы горного рельефа встречаются на подходах к вершинам и перевалам. Техника их преодоления обычно не требует специальных технических средств, но требует аккуратности, внимательности и специального шага, отличного от шага на равнине. Движения должны быть плавными, равномерными, неторопливыми. Единственным техническим средством на этом рельефе служит ледоруб, используемый как дополнительная точка опоры, а с увеличением крутизны склона — как средство самостраховки.

      ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ТРАВЯНИСТЫМ СКЛОНАМ

      Движение вверх по травянистым склонам осуществляется зигзагом, ледоруб при перемене направления движения все время должен быть на изготовке и направлен штычком к склону, чтобы в любой момент при проскальзывании можно было опереться на него, можно было предотвратить падение, провести самозадержание.

      Длина шага определяется крутизной подъема: на пологом рельефе шаги удлиняются, на крутизне — соответственно укорачиваются.

      Спуск осуществляется вертикально вниз или же, когда используется проторенная тропа, зигзагом. При спуске особая нагрузка приходится на икроножные мышцы. Спуски иногда бывают длительными, и специальный шаг необходим альпинисту. Ногу полагается ставить на всю ступню (носок вертикально вниз), выбрасывая стопу вперед и расслабляя икроножную мышцу. Ледоруб также находится в положении на изготовку штычком к склону, одна рука при этом держит за головку, другая — за рукоятку, и в случае проскальзывания даже одной ноги ледоруб приходит на помощь.

      Равномерное дыхание — основополагающий фактор при длительных нагрузках. На тяжелых подъемах ритм дыхания согласуется с частотой шагов. Например, шаг левой — вдох, шаг правой- выдох. На один цикл может приходиться и больше шагов, т. е. на каждый шаг потребуется вдох-выдох.

      Равномерность в ходьбе и дыхании в горах сохраняет силы. Вдох следует делать не ртом, а носом. Это особенно снимает напряжение организма при длительных нагрузках.

      В. М. Абалаков дает переводной коэффициент от набора высоты к движению по горизонтали по затрате энергии. Он приблизительно равен 1 : 16.

      С изменением крутизны склона скорость изменяется незначительно.

      Спуск занимает 1/2-2/3 времени, затраченного на подъем. Темп движения группы на подъемах рекомендуется такой: 50 минут движения, 10 минут отдых. Через 2-3 часа необходим легкий перекус. Это возобновит запас быстро усваивающихся веществ — источников энергии.

      Тяжелый рюкзак заметно снижает скорость передвижения и отнимает много дополнительных сил.

      ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ОСЫПЯМ

      Принцип передвижения по осыпям тот же, что и на травянистых склонах. Осыпи могут быть мелкими, средними и крупными. Могут быть старыми, хорошо слежавшимися, или подвижными. Наиболее опасны средние, неслежавшиеся осыпи. Здесь гораздо выше возможность срыва камней и поражения людей, находящихся под идущими. Мелкая подвижная осыпь наиболее сложна в преодолении. Мелкие обломки камней уползают из-под ноги, и здесь трудно организовать твердую, надежную опору для ноги. Альпинист делает шаг вверх, а ступенька вместе с ногой уползает вниз, и он практически остается на месте, как бы пробуксовывает. На таких осыпях необходимы плавные, равномерные движения, особенно недопустимы резкие, порывистые движения и прыжки.

      Средние осыпи более устойчивы, но поскольку обломочные куски скал здесь крупнее, то увеличивается опасность вызвать падение камня или даже камнепад. Преодолевать такую осыпь надо плавно, не торопясь, отыскивая твердую точку опоры для ноги. При движении по средней осыпи возрастает опасность повреждения ноги; небрежная постановка ноги на камень может привести к тому, что камень, выскользнув из-под нее, сместится и навалится на ногу. Опасно также попадание ноги или даже руки в расщелину между камнями.

      Весьма своеобразно преодоление крупной осыпи. Здесь временами приходится применять элементы скалолазания, чтобы переместиться с одного блока-камня на другой. Лучшее место для ледоруба в этот момент — за лямкой рюкзака, так как при потере равновесия или при падении альпинист может нанести им себе травму.

      При спуске мелкие подвижные осыпи не только предпочтительнее, но иногда могут вызывать и удовольствие.

      Выбирая для спуска участки, покрытые мелким щебнем, можно легко скользить вместе с щебнем под действием собственного веса. Возможно даже глиссирование мелкими шагами.

      При спуске по средней осыпи прямо вниз можно также двигаться вместе с движущейся массой камней, уравнивая темп спуска со скоростью движения камней, не боясь их падения и только время от времени делая 1-2 шага в сторону, чтобы пропустить мимо большие камни, уже набравшие значительную скорость.

      Если по мелкой и средней осыпи спуск осуществляется прямо вниз, то по крупным осыпям и скальным завалам приходится спускаться лазаньем. Повышается вероятность попадания ноги или руки в расщелину между камнями, возможен сдвиг больших, не плотно лежащих камней, возможна потеря равновесия.

      ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО МОРЕНАМ

      Морена — нагромождение камней, которые ледник тащит с собой в долину. По старым, заросшим травой моренам идти легко и безопасно. Боковые морены обычно протяженны, и именно по их гребням проходят основные пути и тропы вдоль ледников.

      Морены, расположенные непосредственно на леднике, так называемые срединные, постоянно движутся вместе с ледником, находясь в состоянии шаткого равновесия. Опоры для ноги здесь неустойчивы. Камни, слагающие такую морену, в любую минуту могут сорваться или соскользнуть в сторону, ибо они лежат непосредственно на льду.

      Особенно опасны при прохождении окаймляющие ледник крутые боковые морены. Они сложены из конгломерата — песка, сцементированного с отдельными разнокалиберными камнями. В сухую погоду в этой породе трудно сделать ступеньку, при дожде же она раскисает, камни высвобождаются и произвольно падают. Двигаться по таким участкам следует аккуратно, и ледоруб в качестве основной точки опоры здесь необходим. На передвижение человека в горах влияют многие факторы. Дождь, ветер, резкие перепады температур постоянно меняют обстановку в горах. Кажущийся безопасным в хорошую погоду, покрытый травой и цветами склон при дожде становится скользким и опасным. Морена, в которой в сухую погоду трудно сделать ступеньку даже при помощи ледоруба, становится мощным источником селевых потоков и камнепадов при намокании. Камни, лежащие на склоне тысячи лет, подмытые водой, падают, вызывая камнепады.

      Пересечение бокового склона морены: а — правильно; б — неправильно

      При необходимости траверса бокового склона морены следует наметить путь, свободный от ненадежно лежащих в гнездах камней. При движении группы зигзагом ни в коем случае не собираться друг под другом любой случайно сброшенный камень может вызвать лавину камней, обрушив ее на идущих внизу товарищей. А учитывая сложность рельефа, морены, быстро от них не уйти и не убежать.

      Характерные для горных районов сильные ветры, низкие температуры, туманы, осадки представляют собой специфические опасности, которые следует хорошо знать и избегать.

      Источник: Учеб. издание/Составители. Захаров П.П., Степенко Т.В.-М.: «Физкультура и спорт», 1989

      www.vtourisme.com

      Правила движения по склонам

      К сожалению, эти правила соблюдают не все, хотя написаны они, в каком-то смысле, «загипсованной рукой». Вы ведь на склоне не один, и если вы не будете их выполнять, и ваши соседи по склону не будут их выполнять, то очень скоро кто-нибудь может (тьфу-тьфу-тьфу) оказаться на больничной койке. Будьте взаимно вежливы и внимательны. Ведь лишний взгляд наверх или вбок займет намного меньше времени, чем лежание на больничной койке. А в Европе могут ведь даже за разорванную куртку в суд подать, не то, что из-за нанесенной травмы, преценденты с Россиянами уже были.

      Правила поведения лыжника, принятые на ВСЕХ склонах развитых в горнолыжном отношении стран. С комментариями FIS. Кстати — несмотря на то. что в России этих правил пока придерживаются не все, имейте в виду, что в «случае чего» именно эти Правила суд будет рассматривать в качестве прецендента.

      Горные лыжи и сноуборд, как и любой другой вид спорта, связан с риском. Правила FIS должны считаться идеальной моделью поведения для ответственного и осмотрительного лыжника или сноубордера ,и их предназначение — избежать несчастных случаев на склоне.

      Правила FIS применяются ко всем лыжникам и сноубордерам. Лыжник или сноубордер обязан хорошо знать эти правила, уважать и соблюдать их. Если он не делает этого, то его поведение, в случае несчастного случая, может оказаться под действием гражданского и уголовного законодательства.

      Правило 1 Уважай окружающих.
      Лыжник или сноубордер должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим.

      Комментарий
      Лыжник или сноубордер ответственен не только за свое поведение но и за неисправность своего снаряжения. Это так же относится к использованию недавно разработанного снаряжения (в оригинале using newly developed equipment).

      Правило 2 Контроль скорости и направления движения.
      Лыжник или сноубордер должен двигаться управляемо. Его скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям, преобладающим условиям склона, снегу, погоде и количеству других лыжников или сноубордеров на склоне (в оригинале the density of traffic).

      Комментарий
      Столкновения часто случаются из-за того, что лыжники или сноубордисты едут слишком быстро не следя или не замечая других. Лыжник или сноубордист должен быть способен останавливаться, поворачивать и двигаться внутри границ своего поля зрения. В переполненной области (в оригинале In crowded areas) или в месте где видимость ограничена, лыжник должен ехать медленно, особенно на границе крутого склона, в нижней части трассы и в области около подъемников.

      Правило 3 Выбор направления
      Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности лыжника или сноубордиста впереди.

      Комментарий
      Горные лыжи и сноуборд это свободный спорт (в оригинале a free activity sport), где каждый может ехать где и как ему нравится, при условии, что он соблюдает настоящие правила и соизмеряет свое катание со своими возможностями и условиями на склоне.Лыжник или сноубордист едущий впереди имеет приоритет. Лыжник или сноубордист едущий позади другого, в том же направлении, должен сохранять достаточную дистанцию между ним и другим лыжником или сноубордистом для того, чтобы едущий впереди лыжник мог выполнять все свои движения свободно.

      Правило 4 Обгон
      Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху, снизу, справа или слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных и не преднамеренных движений (в оригинале any voluntary or involuntary movement).

      Комментарий
      Лыжник или сноубордист, обгоняющий другого лыжника полностью ответственен за то, что выполняемый им маневр не создаст никаких сложностей для лыжника которого он обгоняет. Эта ответственность сохраняется за ним до тех пор, пока обгон не будет выполнен. Это правило распространяется и случай обгона (объезда) неподвижного лыжника.

      Правило 5 Выход, начало движения, движение вверх по склону
      Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу или начинающий движение после остановки или движущийся вверх по склону должен посмотреть вверх и вниз по склону для того, чтобы убедиться, что он может начать движение не создавая опасности для себя и окружающих.

      Комментарий
      Опыт показывает, что выход на трассу и начало движения после остановки часто являются причиной несчастных случаев. Чрезвычайно важно, чтобы лыжник или сноубордист выходил на трассу внимательно и аккуратно, не создавая помех и не подвергая опасности себя и окружающих.Когда лыжник начал движение, даже медленно, он имеет преимущество, в соответствии с Правилом 3, перед более быстрыми лыжниками приближающимися сверху или сзади.
      Развитие карвинговых лыж и сноубордов позволяет их пользователям поворачивать и ехать вверх по склону. Таким образом они едут в противоположном направлении основному потоку, двужущемуся вниз по склону. Поэтому они должны вовремя убедиться в том, что они смогут это сделать без того, чтобы подвергать опасности себя или окружающих.

      Правило 6 Остановка на склоне
      За исключением чрезвычайной необходимости лыжник или сноубордер должен избегать останавливаться на склоне в узких местах или там, где видимость ограничена. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен, как можно быстрее, освободить склон (в оригинале a skier must move clear of the piste as soon as possible).

      Комментарий
      За исключением очень широких трасс остановки должны выполняться на краю трассы. Лыжник или сноубордист не должен останавливаться (в оригинале One must not stop) в узких местах и там где другим будет сложно его увидеть сверху.

      Правило 7 Подъем и спуск без лыж
      Лыжник или сноубордист поднимающийся вверх, как на лыжах так и без, а также спускающийся вниз без лыж должен придерживаться края трассы.

      Комментарий
      Движение против основного направления может создать неожиданную помеху для лыжников и сноубордистов .Следы от ног повреждают склон и могут создать опасность для лыжников и сноубордистов.

      Правило 8 Соблюдайте знаки и разметку
      Лыжник или сноубордист должен соблюдать знаки и разметку.

      Комментарий
      Уровень сложности трассы обозначается соответствующим цветом черный, красный, синий и зеленый. Лыжник или сноубордист свободен в выборе того по какой трассе ему спускаться. Склоны имеют и другие знаки, указывающие направление, предупреждающие об опасности и/или о закрытии трассы. Знаки закрытия трассы, как и знаки предупреждающие об опасности, должны быть хорошо заметны.Лыжник или сноубордист должен понимать, что предупреждающие знаки поставлены в его интересах.

      Правило 9 Помощь
      При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста оказать помощь пострадавшему.

      Комментарий
      Это основной принцип для всех спортсменов, они должны оказывать помощь пострадавшим при несчастном случае вне зависимости от того, возложена на них такая обязанность по закону или нет. Немедленная первая помощь должна быть оказана, соответствующие службы оповещены, а место, где произошел несчастный случай помечено для предупреждения других лыжников. FIS выражает надежду, что все происшествия и нарушения правил движения на склоне, включая случаи типа «сбил и уехал» (в оригинале a hit and run offence in skiing) будут подпадать под действие законодательства, близкого к законодательству, которое используется при разборе дорожно-транспортных происшествий, и, что аналогичные взыскания будут налагаться на нарушителей, во всех странах где подобное законодательство еще не действует.

      Правило 10 Идентификация
      Все лыжники или сноубордисты и свидетели, вне зависимости от участия в инциденте, должны обменяться именами и адресами после инцидента.

      Комментарий
      Свидетели очень важны для составления подробного и правильного отчета об инциденте и, поэтому, каждый должен помнить, что он обязан, как ответственный человек, предоставить информацию о том, чему он был свидетелем. Отчет службы спасения и полиции, также как и фотографии серьезно помогают в определении гражданской и уголовной ответственности.

      Перевод Правил осуществил в 2001 г. Алексей Джонсон из Москвы,
      в 2002 г. Антон Азовцев из Питера скорректировал перевод в соответствии с новой редакцией правил.

      Хочу дополнить теми правилами, которые также важны.

      mski.ru

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]