Земельный налог и оценка земли отечественный и зарубежный опыт

Оценка земли

II этап — расчет по видам налогов налогооблагаемой базы контингента (т.е. обоснование статей будущего прогноза).

Ш этап — согласование с финансовыми органами.

Предлагаемая поэтапность покажет, как верно и насколько глубоко идут реформы в регионах, пока осуществляющиеся «сверху».

В рамах опросов регулирования обложении налогом владельцев и пользователей земли необходимо обратить внимание также и на тот факт, что в Стратегии развития Казахстана, Президент Назарбаев также обращает внимание на необходимость в 2001 году проводить решительные бюджетные реформы, направленные на поддержку наших долгосрочных приоритетов, придерживаясь принципа – жить только имеющимися средствами. В этой связи налогообложение земли станем формой сознательного участия граждан в распределительном механизме. И как считает Президент, «Уплата налогов для казахстанцев станет обычным делом и превратиться в патриотическую обязанность.

В рамках предлагаемых путей улучшения, необходимо также прокомментировать их соответствие Программе 2030. Так, Президент отмечает, что «начиная со следующего года, наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам». Вот почему так важно планирование в налогообложения такого важного фактора производства как земля.

И система рассматриваемая нами в рамках путей улучшения взимания налогов с земли – единого земельного налога и прочие предложения создадут прочую основу для приоритета до 2030 года.

С целью выявления резервов, позволяющих повысить экономическую эффективность территории, на которой дислоцируется г. Алматы в отчетном периоде 1999 года налоговым комитетом совместно с Комитетом по управлению земельными ресурсами, Департаментом архитектуры и градостроительства проведена работа по зонированию города определению его селитебной зоны, в связи с чем Собранием Алматинского городского Маслихата 25-ой сессии от 14.05.99 года утверждено новое решение, где определены более гибкие ставки земельного налога, арендной ставки и ставки выкупа земли.

При этом, в связи с введением в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 10-ти кратного исчисления земель, находящихся под автостоянками, возникли многочисленные возмущения со стороны потребительских кооперативных автостоянок, не занимающихся предпринимательской деятельностью, кроме уплаты ежемесячной платы за место.

С целью защиты интересов налогоплательщиков предлагаем в налоговом кодексе расширить понятие « автостоянки», как то:

• Коммерческие, в том числе на территориях рынков,

• Парковочные, в том числе на землях общего пользования, дорогах,

• Ведомственные, в том числе при государственных учреждениях.

В этой связи необходимо использовать экономически целесообразный механизм взимания налогов как единый земельный налог, как единовременно крупное изъятие денежных средств в бюджет, что заметно увеличит уровень выплат земельного налога в бюджет. Есть предложение также сделать эти взимания у источника выплаты.

Заключение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на формирование рыночной экономики, важная роль отводится налогам. Рыночное развитие любого государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон жизни государства и особенно его экономики. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что налоги и налоговая система являются одним из наиболее мобильных финансовых институтов управления экономикой.

Я Сасанов Андрей думаю, что в условиях становления рыночной экономики в Казахстане все более важное значение приобретает формирование рациональной налоговой системы, не оказывающей угнетающего воздействия на предпринимательскую деятельность.

В рамках анализа первой главы можно отметить наличие проблем в области земельного налогообложения. Однако можно надеется, что существенные изменения в механизм уплаты и пополнения бюджета земельным налогом внесен новый Закон «О налогах» и Закон «О земле».

В главе второй мною были рассмотрены основные направления деятельности налоговых служб, анализа механизма взимания, трудности и проблемы. Далее необходимо привести пути улучшения сложившей ситуации в связи с динамичность законодательных и частно-собственнических отношений в РК.

Далее хотелось бы отметить что результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает стремление к преобразованию форм и отношений собственности в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина приватизации объектов собственности.

student.zoomru.ru

Земельный налог с сельскохозяйственных угодий как регулятор их эффективного использования :На материалах Республики Башкортостан тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.10, кандидат экономических наук Яхина, Раиса Рафаиловна

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Яхина, Раиса Рафаиловна

1 Теория и мировой опыт налогообложения сельскохозяйственных угодий

1.1 Земельная рента как объективная основа земельного налога

1.2 Сущность земельного налога , принципы его построения

1.3 Зарубежный опыт налогообложения сельскохозяйственных земель

2 Российский опыт налогообложения сельскохозяйственных угодий

2.1 Эволюция налогообложения сельскохозяйственных земель в России

2.2 Налогообложение сельскохозяйственных земель в Российской Федерации и ее субъектах

2.3 Особенности налогообложения сельскохозяйственных угодий в Республике Башкортостан

3 Повышение эффективности использования сельскохозяйственных угодий на основе земельного налога

3.1 Динамика кадастровой стоимости как базы земельного налога с сельскохозяйственных угодий

3.2 Методика дифференциации ставок земельного налога по земельно-оценочным районам

3.3 Земельный налог как регулятор качества продукции Заключение Список литературы

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Земельный налог с сельскохозяйственных угодий как регулятор их эффективного использования :На материалах Республики Башкортостан»

Необходимость охраны, рационального использования и повышения плодородия земель требует государственного регулирования рентных отношений в аграрном секторе экономики, одним из действенных инструментов которого должен стать земельный налог с сельскохозяйственных угодий. Однако регулятором эффективности землепользования указанный налог может стать лишь при его научной обоснованности, выражающейся в стройной системе принципов государственной политики.

В Российской Федерации (РФ) такой системы до сих пор нет. Принципы земельного налога, установленные в нашей стране еще в 1991 году Законом РФ «О плате за землю», к настоящему времени (на конец 2005 г.) устарели и не соответствуют современным требованиям. Новое налоговое законодательство (глава 31 « Земельный налог» Налогового кодекса РФ), основанное на кадастровой стоимости земельных участков, не учитывает антропогенного воздействия на сельскохозяйственные угодья и все более усложняющуюся экологическую ситуацию. Оно тоже не обязывает государство проводить в аграрной сфере целостную налогово-бюджетную политику, об отсутствии которой наиболее красноречиво свидетельствует обезличенность поступлений в бюджет от земельного налога.

Свою чисто фискальную функцию земельный налог должен в полной мере реализовать в отношении той части земельной ренты, которая не является трудовым доходом сельхозпроизводителей , а представляет собой исключительно « дар природы ». Имеется в виду дифференциальная рента в той своей части, в какой она является результатом не капиталовложений в улучшение земли, а лишь результатом использования ее естественного качества. Значительная дифференциация земель по плодородию и другим естественным условиям ставит сельхозпроизводителей в неравное положение. Поэтому государство должно в форме земельного налога взимать высокую ренту с лучших по плодородию и местоположению земельных участков с тем, чтобы инвестировать эти средства в аграрное производство на худших землях. Это — важный шаг к превращению земельного налога из чисто фискального инструмента в регулятор рентных отношений.

Степень изученности проблемы. Налоговая политика государства и земельная рента как специфическая форма дохода уже несколько веков являются предметом научных исследований. Большой вклад в их изучение внесли А. Смит , Д. Рикардо, К. Маркс, Ж-Б. Сэй , А. Маршал, Ф. Визер, К. Менгер , Л. Вальрас, В.Немчинов, Д. Львов и др. Принципы налогообложения нашли отражение в работах А. Вагнера, Сисмонди , М.Соболева, Н.Тургенева и др. Проблеме налогообложения земли посвящены работы таких ученых-экономистов, как И. Янжул, И. Озеров, В. Безобразов, И. Смирнов, Н. Тиде-ман, Г.Джордж, В. Беленький, А. Сагайдак , Н. Зенец, Н. Комов, Н.Тришин, О. Леппке , Р. Яруллин, О. Бундина и др. При этом центр тяжести научных исследований в XX веке постепенно сместился с экономических аспектов налогообложения сельхозугодий на экологические. Однако в полной мере осознать природу как равноправного с человеком субъекта рентных отношений с тем, чтобы перейти с природой от отношений эксплуатации к отношениям партнерства , современной науке, а вслед за ней и государству, еще предстоит.

В связи с этим возникает необходимость уточнения теоретических основ земельного налога и совершенствования методики его исчисления , а также законодательно устанавливаемого последующего его целевого бюджетного перераспределения с учетом не только экономических, но и экологических потребностей.

Вышеизложенное предопределило цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является научное обоснование земельного налога как регулятора экономически эффективного и экологически безопасного использования сельхозугодий и разработка предложений по совершенствованию методики определения ставок земельного налога с учетом этих факторов.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить теоретические основы формирования земельной ренты как объективной основы земельного налога;

— проанализировать научные подходы к трактовке сущности земельного налога, раскрыть принципы его построения и на этой основе предложить развернутое определение земельного налога, а также систему принципов его построения;

— осветить зарубежный опыт налогообложения сельхозземель ;

— проследить эволюцию налогообложения земли в России;

— проанализировать опыт налогообложения земли в РФ и ее субъектах;

— раскрыть особенности налогообложения в Республике Башкортостан (РБ) как развитого агропромышленного региона России, выявить факторы, влияющие на формирование земельного налога и динамику его поступлений в бюджет;

— разработать и обосновать предложения по совершенствованию методики определения ставок земельного налога на основе современных научных подходов, отечественного и зарубежного опыта, а также ужесточающихся требований экологической безопасности.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.2 Государственные финансы п.п.2.9 Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной налоговой системы паспорта специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит.

Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с налогообложением сельскохозяйственных угодий.

Объектом исследования являются земельно-оценочные районы РБ, дифференцированные по условиям сельскохозяйственного производства и требующие при налогообложении сельхозугодий столь же дифференцированного подхода.

Методологическая основа и методы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, а также законодательные и нормативные акты РФ и РБ. Для раскрытия темы исследования использованы общенаучные методы: эмпирические (наблюдение, сравнение), эмпирическо-теоретические (анализ, синтез, индукция и дедукция), а I также специальные: экономико-статистические методы (метод статистических группировок, монографический, факторный, корреляционно-регрессионного анализа, табличный и графический) и др.

Информационную основу исследования составили материалы, содержащиеся в сборниках территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ, Министерства сельского хозяйства РБ, Государственного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству РБ и информация из Интернета.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнены подходы к трактовке сущности земельного налога и предложено определение земельного налога, как формы финансовых отношений между государством и собственником (владельцем, пользователем) земли по поводу изъятия земельной ренты в бюджет, зависящей по своей величине от плодородия, экологического состояния почв, местоположения земельного участка и производительности добавочных вложений капитала, осуществляемого в целях расширенного воспроизводства земли как целостной системы рентообразующих факторов;

— сформулированы и представлены в системном виде принципы построения земельного налога: соразмерность; определенность; научный подход к установлению ставки налога; стабильность; взаимосвязь налоговых ставок и экологического состояния почв; принцип финансового кругооборота ; выделены факторы, влияющие на величину земельного налога с сельскохозяйственных угодий , которые разделены на два уровня: налогообразую-щие (площадь сельскохозяйственных угодий, ставки земельного налога, налоговые льготы ) и рентообразующие (удаленность от пунктов реализации продукции, плодородие, природно-климатические условия); уточнены ставки земельного налога по земельно-оценочным районам РБ исходя из средней доходности сельскохозяйственных угодий, что позволяет выравнивать условия хозяйствования на землях разного качества и местоположения; определена перспектива и предложены пути превращения земельного налога с сельскохозяйственных угодий в регулятор качества сельскохозяйственной продукции. Разработаны специальные коэффициенты к ставкам налога, учитывающие внешние и внутренние экологические условия производства.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения по обоснованию земельного налога как регулятора экономически эффективного и экологически безопасного использования сельхозугодий и практические рекомендации, предложенные автором в диссертационной работе, могут быть использованы представительными органами муниципальных образований при установлении ставок земельного налога. Результаты исследования могут быть также использованы в учебном процессе при изучении дисциплин « Финансы », « Налоги и налогообложение», « Бюджетная система РФ ».

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях различных уровней. Предлагаемая методика определения ставок земельного налога рассмотрена Министерством сельского хозяйства РБ, утверждена и внедряется при разработке стратегических планов развития агропромышленного комплекса республики. Представленные положения по совершенствованию земельного налога используются Государственным комитетом РБ по земельным ресурсам и землеустройству при обсуждении и разработке методики определения ставок земельного налога.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 11 работ общим объемом 2 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Она изложена на 156 страницах машинописного текста, включает 9 таблиц, 10 рисунков, 7 приложений. Список литературы включает 150 наименований. Приложения представлены на 15 страницах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Яхина, Раиса Рафаиловна, 2005 год

1. Австрийская школа в политической экономии : К. Менгер, Е.Бем- Баверк , Ф. Визер : Пер с нем. / Сост. B.C. Автономова. — М.: Экономика, 1992.-324 с.

2. Агрохимические методы исследования ночв / Под ред. А.В. Соколова , М.: Паука, 1975.-656 с.

3. Алле М. За реформу налоговой системы. Переосмысливая общепри- знанные истины / Пер. с франц. Т.А. Карлова; Под ред. И.А.Егорова. — М. :ТЕИС,2001.-96с.

4. Антология экономической классики (В 2-х томах. Т.1) — М.: « ЭКО — НОВ», 1991.-475С.

5. Багритян Г.А. Земельная реформа: вопросы теории и практики. — Ере- ван, 2002.-266 с.

6. Безобразов В.П. Избранные труды. — М.: Паука, 2001. — 280 с.

7. Беленький В.Р., Лойко П.Ф. Многоукладное землепользование Рос- сии: концепция земельных преобразований и управления земельными ресур-сами. — М.: Былина, 2001. — 254 с.

8. Бундина О.И. Совершенствование земельного налогообложения в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающихпредприятий. — 2005. — №2. — 42-43.

9. Бюджетная система Российской Федерации / Под.ред М.В. Романов- ского, О.В. Врублевской . — М.: Юрайт-М, 2001.-615 с.

10. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 31.07.1998 г. №145-ФЗ

11. Введение в экономико-математические модели налогообложения : Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 2000. -256 с.

12. Визер Ф. Теория общественного хозяйства. — http: // ек- lit.agava.ru/vizsod.htm

13. Воловин П. Земельная политика в промышленно развитых странах // Экономист . — 2002. — № 9. — 81 -87.

14. Гордиевский А. Субсидия за качество, а не за количество. — http: // v;rww.respublika.kz.ru.index/php?art=2003070426

15. Габбасова И.М. Деградация и рекультивация почв Башкортостана / Под ред. проф. Ф.Х. Хазиева. — Уфа: Гилем, 2004. — 284 с.

16. Гайсин Р.С. Механизм формирования и развития конъюнктуры рынка продовольствия. — М.: Таурус Альфа, — 1998. — с. 154.

17. Грисимова Е.П. Палогообложение. — СПб.: Изд-во — Петерб . ун-та, 2000. — 264 с.

18. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий Республики Башкортостан (заключительный отчет). — Госкомитет РБ по зе-мельным ресурсам и землеустройству . Уфа, 2001. — 73 с.135

19. Государственный (национальный) доклад о состоянии и иснользова- нии земель Республики Башкортостан за 1996 год. — Уфа, 1997. — 74 с.

20. Государственный (национальный) доклад о состоянии и иснользова- нии земель Республики Башкортостан за 2001 год. — Уфа, 2002. — 72 с.

21. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использова- нии земель Республики Башкортостан за 2004 год. — Уфа, 2005. — 78 с.

22. Гуреев В.И. Налоговое право. — М.: Экономика, — 1995, — 14-17.

23. Джордж Г. Прогресс и бедность : Исследование причины застоев и бедности , растущей вместе с ростом богатства: Пер с англ. / Джордж Г. -СПб: Изд-во Пантелеева, 1896.-425 с.

24. Добрынин А. Проблема учета дифференциальной ренты в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства. — 1987. — № 10. — 1Ъ-11.

25. Доклад заместителя руководителя Росземкадастра А.Л. Оверчука «Обеспечение сбора земельного налога на основе государственной кадастро-вой оценки земель». — http://www.goscomzem.ru/news

26. Доклад о социально-экономическом положении Республики Башкор — тостан в 2002 г. — Уфа : ИПК при АП РБ, 2003. — 263 с.

27. Закон Вологодской области «О ставках земельного налога на сель- скохозяйственные угодья». — http://www.zs.gos35.ru.

28. Закон Краснодарского края «О едином сельскохозяйственном налоге » от 28.12.2001 №430-КЗ.

29. Закон Республики Башкортостан « Об экологической безопасности Республики Башкортостан » от 02.06.1997 № 93-з.

30. Закон Республики Башкортостан « Об экологическом мониторинге » от 24.05.2000 г. Хо 73-3.

31. Закон Республики Башкортостан «О плате за землю» от 28.02.1992 г. №ВС-10/33.

32. Закон Республики Татарстан « О плате за землю » от 30.09.1992 г. Ш 1767-XII.

33. Закон Российской Федерации « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » Ш\Ъ\ от 06.10.2003 //Российская газета ^2202 от 08.10.2003.

34. Закон Российской Федерации «О бюджетной классификации в Рос- сийской Федерации» от 15.08.1996 г. Х» 115-ФЗ.

35. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в законода- тельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некото-рых законодательных актов Российской Федерации» от 22.08.2004 >Г2 122-ФЗ.

36. Закон Российской Федерации «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от16.07.1998 г. №101-ФЗ.

37. Закон Российской Федерации « О плате за землю » от 11.10.1991 г. No 1738-1.

38. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26.02.1997 г. №29-ФЗ.

39. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22.02.1999 г. .№36-Ф3.

40. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2000 год» от 31.12.1999г. №227-ФЗ.

41. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27.12.2000 г. >^о150-ФЗ.

42. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2002 год» от 30.12.2001 Г.Х2194-ФЗ.

43. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24.12.2002 г. №176-ФЗ.

44. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 г. №186-ФЗ.

45. Закон Российской Федерации « Об охране окружающей среды » от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

46. Закон Российской Федерации «О государственном земельном кадаст- ре» от 2.02.2000 г. J^ Г^ 28-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — J^ Г^ 2 от10.01.2000, ст. 149.

47. Закон Удмуртской Республики «О ставках земельного налога в Уд- муртской Республике» от 5.06.2004 г. JN« 34-РЗ. 48. Земельный вопрос / Под ред. Е.С.Строева. — М.: Колос, 1999. — 536 с.

49. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 Х»136-Ф3 // Российская газета, Хо211-212, от 30.10.2001.

50. Зенец Н. Земельный налог в сельском хозяйстве // Вопросы экономи — ки.-1997. — №8.-С.125-134.

51. Ишемьяров А.Ш. Качественная оценка земель. — Ульяновск, 1985. — 57с.

52. Казарезов В.В.Самые знаменитые реформаторы России. — М.: Вече, 2002. — 480 с.

53. Катаев В., Маркелова Система налогообложения в сельском хозяй — стве // Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — №2. — ЗО.

54. Кираев Р.С, Мукатанов А.Х., Чанышев И.О. Почвенно-экологические районы землепользования в Республике Башкортостан. — Уфа: Изд-во БГАУ ,2004.-342 с.137

55. Клюкач В.А. Состояние и развитие аграрной экономической науки в России // Экономика сельскохозяйственных и нерерабатывающих предпри-ятий. — 2000. — №6. — 6-9.

56. Коломиец А.Г. Государственные финансы России в 80-е годы XIX столетия // Финансы. — 2001. — №12. — 64-67.

57. Комов Н.В. Российская модель землепользования и землеустройства . — М.: « Новости », 2001.-621 с.

58. Конституция Республики Башкортостан // Республика Башкортостан — №236-237 от 6.12.2002 г.

59. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — № 237 от 25.12.1993 г.

60. Корнева Н.Н., Бундина О.И. Налогообложение сельскохозяйственных земель // Аграрная наука. -2004. -№1.-С.11-13.

61. Кудряшева Р.П. Категория ренты в системной теории различных эко- номических школ // Вестник Самарской государственной экономической ака-демии. — 2003. — 23-35.

62. Кулишер И.М. История русского народного хозяйства. — М.: Социум, 2004. — 743 с.

63. Леппке О.Б. Научные и организационно-экономические основы регу- лирования земельных отношений в АНК в условиях переходной экономики(методология и региональный уровень). — М.: АгроНресс, 2000. — 210 с.

64. Лойко П.Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке. — М.: Федеральный кадастровый центр «Зем-ля», 2000. — 342 с.

65. Львов Д.С. Стратегия для России. — http: // www.nasledie.ru

66. Львов Д.С. Вернуть народу ренту. — М.: Эксмо, 2004. — 256 с.

67. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс : Принципы, про- блемы и политика. В 2 т. Hep с англ. 11-е изд. Т.2. — М.: Республика, 1992. -400 с.

68. Маркс К. Капитал . — Т.З. Книга 3. 4.2. — М.: Политиздат, 1986. — 1079 с.

69. Маршалл А. Нринципы политической экономии. — М.: Нрогресс, — 1983.

70. Методика государственной кадастровой оценки сельскохозяйствен- ных угодий на уровне субъектов РФ. М, 2000.

71. Милосердое В.В., Милосердов В.К. Аграрная политика России — XX век. — М.: Отдел оперативной полиграфии ФГУН « ВО Минсельхоза России »,2002. — 543 с.

72. Миндрин А.С., Корнева Н.Н., Корнеев А.Ф. и др. Налогообложение сельскохозяйственных угодий. Методические рекомендации. — М. : Отдел опе-ративной полиграфии ФГУН «ВО Минсельхоза России», 2003. — 35 с.

73. Мир денег : краткий путеводитель по денежной, кредитной и налого- вой системам Запада/Нод. ред. P.M. Энтова . — М.: АО « Развитие », 1992. — 320 с.138

74. Мордовцев А. Особенности земельных отношений в России // Меж- дународный сельскохозяйственный журнал. — 2000, N^4. — 44-45.

75. Мукатанов А.Х. Вопросы эволюции и районирования ночвенного по- крова Республики Башкортостан. — Уфа: Гилем, 1999. — 228 с.

76. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г.Русакова, В.А. Кашина : — М.: Финансы, ЮНИТИ , 1999. — 495 с.

77. Налоги и налогообложение / Нод ред. Романовского М.В., Врублев- ской О.В. — СПб : Питер, 2000. — 528 с.

78. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. проф. В.Г.Князева, проф. Д.Г.Черника. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 191 с.

79. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998, ред. от 02.11.2005)

80. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000, ред. от 22.07.2004, с изм.01.07.2005)

81. Немчинов B.C. Общественная стоимость и плановая цена. — М. : Нау- ка, 1970, 267.

82. Николаенко Е.В. Единый сельхозналог: для одних — благо , для других — тяжкое бремя // Российский налоговый курьер. — 2003. — JV218. — 72.

83. Новочихин Е.В. Администрировании земельного налога: ситуация меняется к лучшему // Российский налоговый курьер. — 2004. -№. 19. — 70-74.

84. Нусратуллин В.К. Рента и регулирование экономических отношений (в новейшей модели экономики) / ИЭС УНЦ РАН. Уфа, 1996.- 256 с.

85. Оверчук А.Л. Система управления земельными ресурсами, ограниче- ние прав собственности на недвижимость и пространственное планирование вНидерландах // Земельный вестник России. — 2003. — N»3. — 46-60.

86. Озеров И.Х. Земельный вопрос в России. М.,1906. — 47 с.

87. Оценка земли и ее использование в планировании и экономическом стимулировании / Под.ред. М.Л. Бронштейна.- М. : Экономика, 1984. — 160 с

88. Оценка сельскохозяйственных земель / Н.А. Сергеев , В.Ф. Могила, А.А. Новиков и др.; Под общ.ред. Н.А. Сергеева. — Новочеркасск, 2004. — 148с.

89. Панкова К. О налоге на сельхозугодья // АПК: экономика и управле — ние. — 2000.-№ 11.-С.44-50.

90. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004. — 516 с.

91. Перов А.В. Налоги и международные отношения России. — М.: Юристъ, 2000. — 520 с.

92. Петти В. Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti — слово мудрым. Разное о деньгах . — М.: «Ось — 89», 1997. — 112 с.

93. Письмо Роскомзема « О методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель » от 27.03.1995 Ш 3-15/582

94. Поземельный налог в Чехии // Экономика сельского хозяйства Рос- сии. — 1995. — №3.-С.ЗЗ.139

95. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан «Об утверждении показателей государственной кадастровой оценки сельскохозяй-ственных угодий Республики Башкортостан» от 4.02.2003 г. №33.

96. Постановление Кабинета Министров Чувашской республики «О нор- мативах платы за землю на 2004 год» от 13.05.2004 г. № 99.

97. Постановление Правительства РФ « О государственной кадастровой оценке земель » от 25.08.1999 г. №945.

98. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведе- ния государственной кадастровой оценки земель» от 8.04.2000 г. № 316.

99. Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, со-хранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»// Россий-ские вести от 08.08.1996г. № 147.

100. Рафикова Н.Т. Статистика финансов. — Уфа, 2000. — 184 с.

101. Республиканская целевая программа «Развитие земельной реформы в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы»

102. Родионова И.А. Распределение рентных доходов в западноевропей- ских странах // Аграрная наука в период модернизации российского общества:сб. научных трудов. — Саратов, 2001. — 164 с.

103. Ростова Н. Интервью с А.В. Сорокиным / Земельный налог отдадут местным властям // Консультант . — 2004. — №19.

104. Рыманов А.Ю. Проблемы функционирования специального налогово- го режима в аграрном секторе // Финансы и кредит . — 2003. — №11. — 44-47.

105. Сагайдак А.Э. Земельная собственность и рента . — М.: Агропромиз- дат, 1991.-80 с.

106. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.П. Финансы на макро- уровне. — М.: Высшая школа, 1998. — 192 с.

107. Сельское хозяйство Республики Башкортостан / Комитет государст- венной статистики РБ. — Уфа, 2004. — 105 с.

108. Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан. — Уфа: Гилем,1997.- 416 с.

109. Соболев М.П. Очерки финансовой науки. — СПб, 1925. — 166 с.

110. Статистический ежегодник Республики Башкортостан: Статистиче- ский сборник // Комитет государственной статистики Республики Башкорто-стан. Ч П. Уфа, 2004. — 216 с.

111. Струмилин Г. О цене « даровых » благ природы // Вопросы эконо- мики . — 1967. — №8. — 60-72.

112. Сэй Ж.-Б., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии / Ж.-Б. Сэй; Экономические софизмы. Экономические гармонии / Сост., коммент. М.К.Бункина, A.M. Семенов . — М.: Дело, — 2000. — 232 с.

113. Яруллин P.P. Земельные рентные нлатежи сельскохозяйственных предприятий. — М.: « Финансы и статистика », 2002. — 198 с.

114. Яруллин P.P. Налогообложение и земельные рентные платежи сель- скохозяйственных организаций : автореф. дис. . д-ра экон . наук. — Санкт-Петербург, 2002. — 42 с.

115. Яруллин P.P. Финансовый аспект земельной ренты. Вопросы форми- рования и распределения земельной ренты в сельском хозяйстве. — Уфа: Тип.им. Дзержинского МВД РБ, 1996. — 116 с.

116. Яхина P.P. Земельный налог и его эффективность // Сельские узоры. — 2000.-№4.-С.24.

117. Яхина P.P. На пути к правильной оценке сельскохозяйственных уго- дий // Сельские узоры. — 2001. — .№5. — 26-27.

118. Яхина P.P. Эффективность единого сельскохозяйственного налога / Пути повышения эффективности АПК в условиях вступления России в ВТО:Матер, международной науч.-практ. конф. 18-20 февраля 2003 года. — Уфа:БГАУ, 2003.-С.195-197.

119. Яхина P.P. О ренте и земельном налоге / Аграрная наука в XXI веке: Матер, респ . науч.-практ. конф. — Уфа: БГАУ, 2003. — 238-240.

120. Яхина P.P. Оптимизация налогообложения, как фактор повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий / Агропромыш-ленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы: Матер, международнойнауч.-практ. конф.-Пенза, 2003. —С. 158-159.

121. Яхина P.P. Проблемы налогообложения земли / Резервы повышения агропромышленного производства: Матер, per. науч.-практ. конф. — Уфа:БНРШСХ, 2004 г. — 102.

122. Яхина P.P. Земельный налог как форма отчуждения земельной ренты / Регулирование финансово-экономических отношений в аграрном секторе:Матер, науч.-практ. конф. молодых ученых и аспирантов БГАУ. — Уфа: БГАУ,2004. — 206-208.

123. Яхина P.P. Совершенствование налогообложения с учетом кадастро- вой оценки земли // Информационный бюллетень, 2005. — № 2. — 28-31.

124. Яхина P.P. К вопросу о налогообложении земель в сельском хозяйст- ве // Экономика и управление. — 2005. — JN» 3 . — 102-104.

125. Яхина P.P. Эволюция налогообложения сельскохозяйственных зе- мель в России // Вестник Башкирского государственного аграрного универси-тета. — 2005. — №5. — 28-31.

126. Яхина P.P. Земельный налог как инструмент воздействия на плодоро- дие земли и качество продукции // Экономика и финансы. — 2005. — JN«14. -С.64-65.

127. American Fiscal Policy. Experiment for Prosperity. Edited by Lester С Thurow 1967 by PRENTICE-HALL, Inc., Englewood Cliffs, 177 pg.

www.dissercat.com

Земельный налог с сельскохозяйственных угодий как регулятор их эффективного использования Яхина Раиса Рафаиловна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Яхина Раиса Рафаиловна. Земельный налог с сельскохозяйственных угодий как регулятор их эффективного использования : 08.00.10 Яхина, Раиса Рафаиловна Земельный налог с сельскохозяйственных угодий как регулятор их эффективного использования (На материалах Республики Башкортостан) : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.10 Оренбург, 2005 156 с. РГБ ОД, 61:06-8/1408

Содержание к диссертации

1 Теория и мировой опыт налогообложения сельскохозяйственных угодий 9

1.1 Земельная рента как объективная основа земельного налога 9

1.2 Сущность земельного налога, принципы его построения 24

1.3 Зарубежный опыт налогообложения сельскохозяйственных земель 40

2 Российский опыт налогообложения сельскохозяйственных угодий 55

2.1 Эволюция налогообложения сельскохозяйственных земель в России 55

2.2 Налогообложение сельскохозяйственных земель в Российской Федерации и ее субъектах 71

2.3 Особенности налогообложения сельскохозяйственных угодий в Республике Башкортостан 83

3 Повышение эффективности использования сельскохозяйственных угодий на основе земельного налога 100

3.1 Динамика кадастровой стоимости как базы земельного налога с сельскохозяйственных угодий 100

3.2 Методика дифференциации ставок земельного налога по земельно-оценочным районам 108

3.3 Земельный налог как регулятор качества продукции 115

Список литературы 134

Приложение А Ставки земельного налога по видам угодий в РБ 142

Приложение Б Динамика ставок земельного налога в РБ 144

Приложение В Анализ связи между рентным доходом и долей земельного налога в рентном доходе 146

Приложение Г Анализ влияния факторов на ставку земельного налога 148

Приложение Д Расчетные ставки земельного налога 151

Приложение Е Земельный налог при различных вариантах расчета 153

Приложение Ж Земельный налог по земельно-оценочным районам 155

Введение к работе

В Российской Федерации (РФ) такой системы до сих пор нет. Принципы земельного налога, установленные в нашей стране еще в 1991 году Законом РФ «О плате за землю», к настоящему времени (на конец 2005 г.) устарели и не соответствуют современным требованиям. Новое налоговое законодательство (глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ), основанное на кадастровой стоимости земельных участков, не учитывает антропогенного воздействия на сельскохозяйственные угодья и все более усложняющуюся экологическую ситуацию. Оно тоже не обязывает государство проводить в аграрной сфере целостную налогово-бюджетную политику, об отсутствии которой наиболее красноречиво свидетельствует обезличенность поступлений в бюджет от земельного налога.

Свою чисто фискальную функцию земельный налог должен в полной мере реализовать в отношении той части земельной ренты, которая не является трудовым доходом сельхозпроизводителей, а представляет собой исключительно «дар природы». Имеется в виду дифференциальная рента в той своей части, в какой она является результатом не капиталовложений в улучшение земли, а лишь результатом использования ее естественного качества. Значительная дифференциация земель по плодородию и другим естественным условиям ставит сельхозпроизводителей в неравное положение. Поэтому государство должно в форме земельного налога взимать высокую ренту с лучших по плодородию и местоположению земельных участков с тем, чтобы инвестиро-

4 вать эти средства в аграрное производство на худших землях. Это — важный

шаг к превращению земельного налога из чисто фискального инструмента в регулятор рентных отношений.

Лишь в рамках системного экономико-экологического подхода к содержанию земельной ренты и условий ее воспроизводства обретает смысл постановка вопроса об оптимизации ставок земельного налога. Отсутствие научно-обоснованной методической базы расчета ставок является главным недостатком действующего земельного законодательства, который главой 31 Налогового кодекса РФ преодолевается лишь частично. Таким образом, земельный налог ни в действующем виде (на конец 2005 г.), ни во вступающем в силу с 2006 года, не является эффективным инструментом взимания и перераспределения земельной ренты.

Степень изученности проблемы. Налоговая политика государства и земельная рента как специфическая форма дохода уже несколько веков являются предметом научных исследований. Большой вклад в их изучение внесли А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Ж-Б. Сэй, А. Маршал, Ф. Визер, К. Менгер, Л. Вальрас, В.Немчинов, Д. Львов и др. Принципы налогообложения нашли отражение в работах А. Вагнера, Сисмонди, М.Соболева, Н.Тургенева и др. Проблеме налогообложения земли посвящены работы таких ученых-экономистов, как И. Янжул, И. Озеров, В. Безобразов, И. Смирнов, Н. Тиде-ман, Г.Джордж, В. Беленький, А. Сагайдак, Н. Зенец, Н. Комов, Н.Тришин, О. Леппке, Р. Яруллин, О. Бундина и др. При этом центр тяжести научных исследований в XX веке постепенно сместился с экономических аспектов налогообложения сельхозугодий на экологические. Однако в полной мере осознать природу как равноправного с человеком субъекта рентных отношений с тем, чтобы перейти с природой от отношений эксплуатации к отношениям партнерства, современной науке, а вслед за ней и государству, еще предстоит.

В связи с этим возникает необходимость уточнения теоретических основ земельного налога и совершенствования методики его исчисления, а также законодательно устанавливаемого последующего его целевого бюджетного

5 перераспределения с учетом не только экономических, но и экологических потребностей.

Вышеизложенное предопределило цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является научное обоснование земельного налога как регулятора экономически эффективного и экологически безопасного использования сельхозугодий и разработка предложений по совершенствованию методики определения ставок земельного налога с учетом этих факторов.

изучить теоретические основы формирования земельной ренты как объективной основы земельного налога;

проанализировать научные подходы к трактовке сущности земельного налога, раскрыть принципы его построения и на этой основе предложить развернутое определение земельного налога, а также систему принципов его построения;

осветить зарубежный опыт налогообложения сельхозземель;

проследить эволюцию налогообложения земли в России;

проанализировать опыт налогообложения земли в РФ и ее субъектах;

раскрыть особенности налогообложения в Республике Башкортостан (РБ) как развитого агропромышленного региона России, выявить факторы, влияющие на формирование земельного налога и динамику его поступлений в бюджет;

разработать и обосновать предложения по совершенствованию методики определения ставок земельного налога на основе современных научных подходов, отечественного и зарубежного опыта, а также ужесточающихся требований экологической безопасности.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.2 Государственные финансы п.п.2.9 Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной налоговой системы паспорта специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит.

Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с налогообложением сельскохозяйственных угодий.

Объектом исследования являются земельно-оценочные районы РБ, дифференцированные по условиям сельскохозяйственного производства и требующие при налогообложении сельхозугодий столь же дифференцированного подхода.

Методологическая основа и методы исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, а также законодательные и нормативные акты РФ и РБ. Для раскрытия темы исследования использованы общенаучные методы: эмпирические (наблюдение, сравнение), эмпирическо-теоретические (анализ, синтез, индукция и дедукция), а также специальные: экономико-статистические методы (метод статистических группировок, монографический, факторный, корреляционно-регрессионного анализа, табличный и графический) и др.

Информационную основу исследования составили материалы, содержащиеся в сборниках территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ, Министерства сельского хозяйства РБ, Государственного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству РБ и информация из Интернета.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

уточнены подходы к трактовке сущности земельного налога и предложено определение земельного налога, как формы финансовых отношений между государством и собственником (владельцем, пользователем) земли по поводу изъятия земельной ренты в бюджет, зависящей по своей величине от плодородия, экологического состояния почв, местоположения земельного участка и производительности добавочных вложений капитала, осуществляемого в целях расширенного воспроизводства земли как целостной системы рентообразующих факторов;

сформулированы и представлены в системном виде принципы по-

7 строения земельного налога: соразмерность; определенность; научный подход

к установлению ставки налога; стабильность; взаимосвязь налоговых ставок и

экологического состояния почв; принцип финансового кругооборота;

выделены факторы, влияющие на величину земельного налога с сельскохозяйственных угодий, которые разделены на два уровня: налогообразую-щие (площадь сельскохозяйственных угодий, ставки земельного налога, налоговые льготы) и рентообразующие (удаленность от пунктов реализации продукции, плодородие, природно-климатические условия);

уточнены ставки земельного налога по земельно-оценочным районам РБ исходя из средней доходности сельскохозяйственных угодий, что позволяет выравнивать условия хозяйствования на землях разного качества и местоположения;

определена перспектива и предложены пути превращения земельного налога с сельскохозяйственных угодий в регулятор качества сельскохозяйственной продукции. Разработаны специальные коэффициенты к ставкам налога, учитывающие внешние и внутренние экологические условия производства.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения по обоснованию земельного налога как регулятора экономически эффективного и экологически безопасного использования сельхозугодий и практические рекомендации, предложенные автором в диссертационной работе, могут быть использованы представительными органами муниципальных образований при установлении ставок земельного налога. Результаты исследования могут быть также использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Бюджетная система РФ».

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях различных уровней. Предлагаемая методика определения ставок земельного налога рассмотрена Министерством сельского хозяйства РБ, утверждена и внедряется при разработке стратегических планов развития агропромышленного комплекса республики. Представ-

8 ленные положения по совершенствованию земельного налога используются Государственным комитетом РБ по земельным ресурсам и землеустройству при обсуждении и разработке методики определения ставок земельного налога.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 11 работ общим объемом 2 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Она изложена на 156 страницах машинописного текста, включает 9 таблиц, 10 рисунков, 7 приложений. Список литературы включает 150 наименований. Приложения представлены на 15 страницах.

Во введении обосновывается актуальность, цели, задачи исследования, рассматривается изученность проблемы, определяется объект и предмет исследования, отражается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теория и мировой опыт налогообложения сельскохозяйственных угодий» рассмотрены теория и мировой опыт налогообложения сельхозугодий, раскрыта сущность земельной ренты как объективной основы земельного налога, сформулировано его развернутое научное определение, а также принципы его формирования, взимания и последующего бюджетного перераспределения.

Во второй главе «Российский опыт налогообложения сельскохозяйственных угодий» проведен анализ установления и взимания земельного налога с сельскохозяйственных угодий в России, а также оценены факторы, влияющие на величину земельного налога.

В третьей главе «Повышение эффективности использования сельскохозяйственных угодий на основе земельного» налога определена перспектива и пути превращения земельного налога с сельскохозяйственных угодий в регулятор качества сельскохозяйственной продукции.

Заключение содержит выводы по результатам диссертационного исследования.

Земельная рента как объективная основа земельного налога

В сфере экономических отношений земля играет особую роль как естественный природный ресурс и как материальное условие существования людей. В сельском хозяйстве она одновременно выступает и как предмет труда, когда человек ее обрабатывает, и как средство труда, когда посредством земли человек влияет на рост и развитие растений.

Следовательно, в аграрной сфере земля является главным средством производства. При этом имеются в виду не все земли сельскохозяйственного назначения, а лишь сельскохозяйственные угодья, включающие пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения.

Кроме них существуют несельскохозяйственные угодья, которые подразделяются на земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью и лесами, а также земли под поверхностными водными объектами, зданиями, строениями, сооружениями. Эти земли играют в сельскохозяйственном производстве важную вспомогательную роль, предоставляя свою территорию под те внешние экономические и экологические условия, без которых нормальный воспроизводственный процесс был бы невозможен.

Налог взимается с обоих типов земель. Однако подходы к его формированию в каждом из этих двух случаев различны. Тема настоящей работы ограничивается земельным налогом только с сельскохозяйственных угодий, рассматриваемым в качестве регулятора эффективности их использования как главного средства производства в сельском хозяйстве.

Рассматриваемые в качестве таковых, сельскохозяйственные угодья обладает специфическими особенностями.

Во-первых, исключительным атрибутом сельскохозяйственных земель является плодородие, которое определяется запасом питательных веществ, физико-химическими свойствами почвы. Земельные участки с почвой даже одного типа и подтипа отличаются между собой по степени оподзоленности, эродированности, по содержанию гумуса и другим признакам, в результате чего одинаковые по величине затраты живого труда и средств производства на единицу земельной площади дают различный урожай сельскохозяйственных культур. Исходя из этого, земли условно подразделяются на лучшие, средние и худшие.

Во-вторых, только в сельском хозяйстве земля благодаря присущему ей плодородию принимает непосредственное участие в самом процессе производства. В других отраслях она используется как территориально-пространственный базис или осваиваются ее недра.

В-третьих, земля незаменимое, ограниченное и свободно не воспроизводимое средство производства. При отсутствии земли невозможно возделывать сельскохозяйственные культуры. Нельзя просто так увеличить и площади плодородных земель. Даже если увеличить площади лучших угодий за счет средних по качеству, проводя определенные мероприятия, общая площадь земель останется неизменной.

Эволюция налогообложения сельскохозяйственных земель в России

С давних пор, с появлением государств и возникновением собственности на землю, общество пыталось решить проблему справедливого налогообложения земли, обеспечивающего и пополнение государственного бюджета, и стимулирование рационального землепользования.

В доиндустриальном обществе, где земледелие было исключительным занятием, дающим заработки большинству населения, а богатство частных лиц состояло, главным образом, в земле, объектом обложения могла выступать только земля. При этом платежи могли взиматься государством либо с доходов, включающих рентную составляющую, либо непосредственно со стоимости земли как имущества.

Основным источником поступлений в казну Древнерусского государства (рис. 3) была дань, которая собиралась любыми ценностями, в том числе доходами (либо продуктами) от земли. Данью первоначально облагалось исключительно сельские общины (на принципах «круговой поруки», т.е. коллективной ответственности за каждого своего члена), а получателями ее были города. Единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, а также рало или плуг. Способом же ее сбора было полюдье, при котором княжеские дружины сами ездили по землям подданного им населения, взимая дань непосредственно с каждого в максимально возможном размере. Твердые же налоговые ставки («уроки») были впервые установлены княгиней Ольгой, отменившей полюдье после 945 года, когда древляне убили князя РІгоря, попытавшегося силою своей дружины собрать с них дополнительную (повторную) дань. Теперь же такая возможность исключалась, а дань собиралась на местах (в погостах) уполномоченными на то лицами и ими же доставлялась в Киев.

Динамика кадастровой стоимости как базы земельного налога с сельскохозяйственных угодий

На основе проведенного анализа нами установлено, что проблема налогообложения сельскохозяйственных угодий решается на основе определения ренты, что предполагает оценку сельскохозяйственных угодий. Сельскохозяйственные угодья являются наиболее сложным объектом оценки, что обусловлено, по нашему мнению, их особенностями как равноправной с человеком производительной силы. И задача состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае (применительно ко всем видам угодий и земельным участкам) определить эту силу как количественно, так и качественно. Количественная оценка производительной силы земли выражается в уровне урожайности сельскохозяйственных культур, а качественная — в уровне их полезности для жизни и здоровья как сырья, прежде всего, пищевой промышленности.

Качество сельскохозяйственных угодий характеризуется плодородием земель и технологическими свойствами участков и оценивается методом бонитировки, т.е. сравнительной оценки и классификации почв по природным свойствам, наиболее важным для роста сельскохозяйственных культур. Поэтому при бонитировке большое значение имеет выбор свойств почв, которые характеризуют ее плодородие и определяют урожайность сельскохозяйственных культур.

В рамках агроценозов как целостных локальных экосистем производительная сила природы, представленная землей и иными естественными ренто-образующими факторами, действует совместно с производительной силой человека, представленной собственно людьми, а также всеми их техническими и технологическими возможностями, которые постоянно растут. Соответственно, возрастает и интенсивность воздействия человека на природу. Это придает производительной силе природы или земли соответствующую эволюционную динамику в зависимости от положительного или отрицательного воздействия в экологических отношениях между человеком и природой. Сельхозугодия под воздействием человека или улучшаются или, наоборот, истощаются.

Поэтому качество сельскохозяйственных угодий невозможно оценить раз и навсегда в однажды проведенной кадастровой оценке. Качество земель приходится регулярно пересматривать, несмотря на огромную затратность этой работы. Кадастровая перепись земель не менее важна, чем перепись населения, и проводить ее следует тоже не реже, чем один раз в 10 лет. В годы между переписями населения применяются методы оценки его текущей численности на основе статистики рождаемости и смертности.

Нечто подобное целесообразно применять и к сельхозугодиям на основе дифференцированных территориальных данных о характере и интенсивности антропогенного воздействия, т.е. о технологиях, применяемых на каждом конкретном земельном участке как статистической учетной единице. Если кадастровая стоимость земли растет при активном содействии самих же землепользователей, то ее соответствующий их усилиям прирост не должен облагаться налогом. Объектом налогообложения он должен стать лишь при смене собственника или пользователя земли, поскольку новый субъект налоговых отношений будет не в праве пользоваться чужими заслугами и просто так присваивать результаты чужого труда или капитала.

www.dslib.net

Смотрите так же:

  • Закон україни виконавча служба Нормативні документи (оновлено 25.03.2018) І. Організаційно-правові засади діяльності ІІ. Загальні засади виконавчого провадження Постанова Національного банку України від 21 січня 2004 року № 22, зареєстрована в Міністерстві юстиції […]
  • Начисление трудовой пенсии по возрасту Трудовая пенсия по старости: особенности назначения и начисления Условия назначения трудовой пенсии по старости Обязательное соблюдение двух условий 1. Достижение общеустановленного пенсионного возраста Законодательством предусмотрена […]
  • Ликвидация действующие лица Полина Агуреева фотографии >> Агуреева Полина Владимировна Родилась 9 сентября 1976 года в Волгограде. В 1997 году окончила режиссёрский факультет РАТИ-ГИТИС (мастерская Петра Фоменко). Актриса Московского театра «Мастерская Петра […]
  • Суда в экономике это ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 . Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ" в других словарях: Экономический суд снг — в соответствии с […]
  • Приказ 808 от 2011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июля 2011 г. № 808н "О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками" В соответствии со статьей 63 Основ законодательства […]
  • Закон об охране окружающей среды 2001 год Закон об охране окружающей среды 2001 год (Об охране окружающей среды) (с изменениями на 31 декабря 2005 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом […]