Закон оукенаРегулирование уровня безработицы

Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ, БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

5. Последствия безработицы и регулирование уровня безработицы

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы – это социальные, психологические и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества они выступают в форме:

а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики Нового курса для выхода из Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности;

б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;

в) потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить;

г) распад нравственных устоев и морали.

Экономические последствия безработицы также проявляются и на индивидуальном, и на общественном уровне.

На индивидуальном уровне они заключаются: в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.

На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отклонении (отставании) фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

Отклонение (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине потенциального ВВП, выраженное в процентах:

Так как занятые участвуют в производстве товаров, а безработные – нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального объема ВНП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена:

где u – фактический уровень безработицы;

u*- естественный уровень безработицы;

(u – u*) – уровень циклической безработицы;

b — коэффициент Оукена (b > 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.

Таким образом, коэффициент Оукена – это коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень циклической безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.

Отклонение фактического ВВП (Yt) любого года можно подсчитать также по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Yt-1). Формулу для такого расчета также предложил А. Оукен:

где ut – фактический уровень безработицы данного года;

ut-1 – фактический уровень безработицы предыдущего года;

3% — среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением количества ресурсов (труда и капитала) и технологическим прогрессом;

2,5 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению ежегодного фактического уровня безработицы.

Закон Оукена – экономический закон наличия обратной зависимости между
уровнем циклической безработицы и величиной ВВП страны: если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2,5%, и наоборот.

Также можно определить не только величину отклонения ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике:

Рассмотрим понятие «естественный уровень безработицы». Пусть L означает рабочую силу, E – число работающих, U – число безработных. Тогда:

Для концентрации внимания на факторах, определяющих уровень безработицы, предположим, что размер совокупной рабочей силы неизменен. Пусть s – показатель увольнения рабочих, т.е. доля занятых, которая ежемесячно теряет работу; f — показатель трудоустройства, т.е. доля безработных, которые ежемесячно находят работу. Предположим, что оба показателя постоянны, и убедимся, что они определяют уровень безработицы.

Если рынок труда находится в устойчивом состоянии, то число нанятых на работу должно равняться числу уволенных с работы:

Заменим E на (L – U):

Разделим обе части уравнения на L:

f * U/ L = s * (1 – U/L).

Выделим U/L и получим:

Это уравнение показывает, что уровень безработицы (U/L) зависит от показателей уровней трудоустройства и увольнения. Любая экономическая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.

Безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, поэтому государство принимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Целью многих государственных программ является снижение естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы. Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

— усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);

— создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:

— создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

— помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

— проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

— создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Система страхования по безработице представляет собой государственную программу, которая увеличивает число фрикционных безработных. В соответствии с этой программой безработные могут частично получать заработную плату в течение определенного времени после потери работы.

Закон непреднамеренных последствий – закон, отражающий свойство государственной политики иметь, наряду с ожидаемыми, и непредвиденные последствия: пособия по безработице, могут вызвать рост безработных, довольствующихся этим пособием и т.д.

Смягчая экономические последствия потери работы, страхование по безработице одновременно увеличивает количество фрикционных безработных и поднимает естественный уровень безработицы. Безработные, получающие пособия, не так активно ищут работу и чаще отвергают непривлекательные, с их точки зрения, предложения, что снижает показатель темпа найма. Кроме того, существование системы страхования по безработице, вероятно, позволяет предпринимателям легче решаться на увольнение рабочих, тем самым, приводя к росту показателя темпа увольнения.

Тот факт, что страхование по безработице увеличивает ее естественный уровень, сам по себе не означает нежелательности этой политики. Ее положительная сторона заключается в том, что она создает у рабочих уверенность в получении определенного дохода. Более того, позволяя рабочим отказываться от непривлекательной работы, эта политика, вероятно, способствует установлению более точно соответствия между характеристиками рабочей силы и структуры рабочих мест.

Экономисты, изучающие вопросы страхования по безработице, часто предлагают пути реформирования этой системы для сокращения числа безработных. Одно из предложений состоит в требовании, чтобы фирма, увольняющая рабочего, уплачивала за него пособие по безработице в полном объеме. Такая система называется системой стопроцентной компенсации, поскольку взнос каждой фирмой на страхование по безработице точно отражает масштабы безработицы, переживаемой ее собственными рабочими. Увеличение размера компенсации может ограничить широко распространяемые временные увольнения.

Устойчивым уровень безработицы становится по двум причинам:

1) в случае страхования по безработице (т.е. выплаты пособий по безработице) увеличивается время поиска работы. Снижается стимул для поиска работы. Хотя выплата пособий может способствовать поиску именно такой работы, которая бы исключительно удовлетворяла интересы и запросы желающего устроиться на работу, или получению дополнительного образования. А это в долгосрочной перспективе будет влиять на большую стабильность общества. Здесь важна роль государства. Для того, чтобы снизить уровень безработицы, необходимо выделять средства для финансирования системы переподготовки кадров и другие меры.

2) так называемая «безработица ожидания», которая возникает в условиях устойчивой («жесткой») заработной платы.

Жесткость заработной платы означает ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения предложения труда в соответствии со спросом на него. Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами ограниченное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной зарплаты уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.

Безработица как результат жесткости зарплаты и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест называется безработицей ожидания (вынужденной безработицей).

Источником вынужденной безработицы являются липкая или жесткая заработные платы, нарушающие механизм движения спроса и предложения на рабочую силу. Разновидностями вынужденной безработицы являются: технологическая, структурная и циклическая безработицы.

Рабочие становятся безработными потому, что при данном уровне зарплаты предложение труда превышает спрос на труд.

Люди не желают получать за свой труд более низкую плату, чем уровень устойчивой заработной платы, и предпочитают ожидание, чем работу за плату, неадекватную, по их мнению, труду, или плату ниже прожиточного уровня (нередко люди считают слишком низкую заработную плату унижающей их профессиональное и человеческое достоинство).

В этих условиях происходит «застывание» рынка труда. «Застывание» рынка труда может быть вызвано:

1. Установлением минимума заработной платы в законодательном порядке. Необходимо оговориться, что речь идет о таком минимуме заработной платы, который бы превышал прожиточный минимум.

2. Фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых договорах.

3. В ряде случаев предприятия опасаются снижать уровень заработной платы, т.к. стремятся сохранить квалифицированных рабочих, опасаются снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли. Также предприятия устанавливают стимулирующую зарплату.

www.aup.ru

31. Безработица, ее типы и последствия. Закон Оукена.

Одной из главных целей национальной экономики является обеспечение наиболее полной занятости. Однако полная занятость, с одной стороны, практически невозможна, а с другой – нецелесообразна и неэффективна для экономики.

Все население страны подразделяется на две части:

1) экономически неактивное население — жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры; лица, ведущие домашнее хозяйство; отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать;

2) экономически активное население (или совокупная рабочая сила) — часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

В свою очередь экономически активное население делится на две группы: занятые и безработные.

Безработный — это человек трудоспособного возраста, не имеющий работы, не являющийся пенсионером, студентом или учащимся дневного отделения, военнослужащим, частным предпринимателем, зарегистрированный в бюро по трудоустройству. Таково официальное определение трудового законодательства Республики Беларусь. В других странах — другие определения, но все они опираются на идею о том, что это трудоспособный человек, активно занятый поиском работы.

В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют безработицу трех разных типов — фрикционную, структурную и циклическую. Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтением, требует определенного времени.

Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Эта безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие НТП.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы, соответствующий потенциальному ВНП.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Кроме того, выделяют добровольную безработицу, когда люди не хотят работать из-за низкой заработной платы, отдаленности от места жительства и по другим причинам, несмотря на наличие свободных рабочих мест; вынужденную, возникающую при избыточном предложении труда, когда невозможно устроиться на работу даже за низкую заработную плату; скрытую, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.

Два вида безработицы – фрикционная и структурная – имеют место всегда. Поэтому занятость считается полной, если уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Он называется естественным уровнем безработицы.

Так как численность рабочей силы со временем меняется, то безработица измеряется в виде отношения. Норма безработицы (уровень безработицы) — это отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах.

Безработица ведет к значительным экономическим потерям в товарах и услугах, не создаваемых из-за простоя оборудования. В результате не производится определенная часть ВВП. Взаимосвязь между потерями ВВП и безработицей определяется законом Оукена: каждый 1% прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объма ВВП на 2,5%(l — эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы, коэффициент Оукена).

У – фактический ВВП, У* — потенциальный ВВП, U- фактический уровень безработицы, Un – естественный уровень безработицы, l — коэффициент Оукена.

Переход к рыночной экономике сопровождается ростом безработицы. Проблемами трудоустройства населения, его профориентацией и переподготовкой, выдачей пособий по безработице занимаются специальные службы занятости населения.

economics.studio

6.4 Закон Оукена и государственное регулирование уровня безработицы

Различие между реальным и естественным уровнем безработицы создает конъюнктурную безработицу, которая свидетельствует о неполном использовании производственных возможностей страны, т.е. происходит разрыв между реально произведенным и потенциально возможным ВНП. Чем выше конъюнктурная безработица, тем больше этот разрыв
Зависимость между уровнем конъюнктурной безработицы и потерей части ВНП сформулировал американский экономист Артур Оукен.
Закон Оукена связывает колебания уровня безра­ботицы с колебанием выпуска валового национального продукта (ВНП) по формуле:

y – фактический объем производства;

y’ – потенциальный объем ВНП;

u – фактический уровень безработицы;

u’ – естественный уровень безработицы;

– эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы.

Если фактический уровень безработицы выше естест­венного на 1 %, то фактический объем производства будет ниже потенциального на величину -2,5 % (эта величина в работах различных экономистов колеблется от 2,5% до 3%).
Отношение 1:2,5 есть отношение уровня безработицы к основанию объема ВНП. Оно позволяет вычесть абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы.
Например, в 1983 г. в США уровень безработицы составлял 9,5%, что на 3,5% выше естественного уровня. Умножив эти 3,5% на коэффициент Оукена, получим, что отставание реального объема ВНП от потенциального составит 8,75%. Если номинальный объем ВНП в 1983 г. составил 3300 млрд. дол., то в результате несложных арифметических действий (3300 х 8,75) выясним, что общество недополучило продукции почти на 290 млрд. дол.
В действии закона Оукена есть и вторая сторона: ежегодный прирост реального ВНП на уровне приблизительно 2,7% удерживает безработицу на постоянном уровне. Каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост безработицы на 1%.
Безработица, таким образом, пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего ведет к экономическим потерям, снижает уровень реаль­ного, фактического выпуска национального продукта.
Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей доходов, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, повышению смертно­сти, числа психических заболеваний. В целях смягчения этой социальной проблемы государство субсидирует сред­ства на поощрение частичной занятости или работы непол­ную рабочую неделю. В качестве средства для сокращения «избыточного» населения обычно используется метод «разделения рабочих мест», когда одно и то же рабочее ме­сто представляется двум рабочим с понижением заработ­ной платы. За это компании пользуются налоговыми льго­тами.
Для уменьшения безработицы практикуются и «дос­рочный» выход на пенсию в период реконструкции функ­ционирующих рабочих мест и расширение занятости за счет универсализации представляемых потребителям ус­луг. Безусловно, такой метод ведет к росту показателей ча­совой производительности труда, что означает более высо­кие темпы прироста добавленной стоимости в сравнении с доходом рабочих.
Важным способом преодоления относительного пере­населения является создание и расширение профессио­нальной подготовки и трудоустройства безработных. Так, в Англии функционируют программы:

  1. для длительно-безработных;
  2. для безработной молодежи;
  3. для безработных старше 30 и старше 45 лет;
  4. подготовки специалистов для наукоемких отрас­лей промышленности и т.д.

Кроме того, работают специальные клубы для безра­ботных, где дают советы, рекомендации по прохождению собеседования, тесты при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест, представляют бесплатные канце­лярские принадлежности и телефоны для поиска работы.
В развитых странах широко практикуется представле­ния социальной помощи безработным в виде материаль­ного пособия. Для его получения необходим стаж по ос­новной работе или общественная работа (уход за боль­ными, престарелыми, инвалидами, благоустройство города и т.д.). Для получения пособия необходимо внесение стра­хового взноса в зависимости от заработка. Сроки выплаты пособия строго ограничены. Так, максимальный срок по­лучения пособия в США – 26‑30 недель, в Японии – 40 не­дель, в Германии – 104 недель.
В некоторых развитых странах наряду с пособием по безработице выплачиваются еще и дополнительные посо­бия, которые предоставляются только после проверки «на нуждаемость», т.е. изучение состава семьи, наличия ижди­венцев, стажа и сферы трудовой деятельности, наличие го­сударственных наград и т.д.
Итак, существование безработицы выдвигает про­блему социальной защищенности населения, на которую обращают особое внимание во всем мире со второй поло­вины XX века. Дело в том, что рыночная система совер­шенно не гарантирует постоянную занятость рабочей силы. Отсюда государство создает систему социальной защиты, обеспечивающую уровень доходов населения, превышаю­щий 50 % их общего объема.
Социальная защита впервые возникла в 1883 г. в Гер­мании, в 1911 г. в Англии, в 1935 г. в США. Особого ус­пеха она достигла в скандинавских странах. В Финляндии, например, пожилые люди одновременно могут получать 3 вида пенсии: по старости – от государства, пенсию по месту работы – от фирм, и из пенсионного фонда, выде­ляемого государством, в формировании которого прини­мал участие сам пенсионер.
Еще более уникальна структура социального страхо­вания в Швеции. На долю взносов лиц, получающих пен­сию, приходится всего 1 % активов пенсионного фонда, а остальные 99 % исходят: от государства – 27 %, местных органов власти – 31 %, предпринимательских фирм – 41 %.

В данной теме рассмотрены проблемы рабочей силы и дана ее социально-экономическая характеристика. Важной проблемой является степень занятости трудовых ресурсов особенно на современном этапе, действие механизма пере­распределения рабочей силы по структурам и отраслям экономики.
Определенный интерес представляет теория рынка труда и концептуальные подходы к анализу механизма функционирования рынка труда (классическая модель рынка труда, неоклассическая модель, кейнсианская модель, монетаристская модель).
Подробно показаны формы безработицы, ее виды, за­кон Оукена и проблемы регулирования безработицы.

Основные понятия

Трудовые ресурсы
Рабочая сила
Занятость
Безработица
Фрикционная безработица
Структурная безработица
Циклическая безработица
Уровень безработицы
Естественный уровень безработицы
Инфляционный уровень безработицы
Страхование по безработице
Безработица ожидания
Закон Оукена

uchebnik.kz

Закон Оукена. Социально-экономические последствия безработицы. Регулирование уровня безработицы.

Не стоит забывать, что труд – это один из важнейших производственных ресурсов. Если часть трудоспособного населения остается без работы, то страна неизбежно сокращает свои производственные возможности. Главные экономические издержки безработицы – это невыпущенная продукция.

Здесь следует рассмотреть такое понятие как разрыв ВНП. Потенциальный уровень ВНП – это то количество товаров и услуг, которое может быть выпущено в стране при естественном уровне безработицы, т.е. в состоянии полной занятости. Разница между потенциальным и фактическим ВНП это и есть разрыв ВНП, т.е. та часть продукции, которая не была выпущена из-за циклической безработицы.

А. Оукен выразил зависимость между уровнем безработицы и разрывом ВНП в своем законе: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то разрыв ВНП составит 2,5%.

Помимо экономических издержек безработица несет с собой массу социальных проблем. Она является причиной многих политических потрясений и беспорядков, приводит к упадку моральных устоев и распаду семей, росту убийств и самоубийств. Несомненно, что безработица требует регулирования со стороны государства.

Основные направления регулирования рынка труда включают четыре программы:

по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест (допустим, в государственном секторе);

по подготовке и переподготовке рабочей силы;

содействия найму рабочей силы – создание бирж труда;

по социальному страхованию безработицы – выплата пособий по безработице.

Инфляция, ее сущность и измерение.

В мире почти нет стран, которые бы в настоящее время не сталкивались с инфляцией. И если раньше этот процесс охватывал экономику одной или нескольких стран, то теперь он охватывает едва ли не весь мир. Кроме того, современная инфляция носит непрерывный, хронический характер.

Инфляция – это снижение покупательной способности денег, т.е. процесс их обесценения. В основе инфляции лежит дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в общем росте цен. Но это вовсе не говорит о том, что во время инфляции растут цены на все товары. На одни товары цена может сильно «подскочить», а на другие не очень. Некоторые товары могут и вовсе не подорожать в течение достаточно длительного периода времени. И наоборот, если цены на некоторые товары выросли, это еще не значит, что существует инфляция – это может произойти из-за улучшения качества продукции, изменения потребностей общества и других неценовых факторов. Более того, инфляция не всегда выражается в росте цен. Позже мы рассмотрим и такой вариант.

Для расчета инфляции используются различные индексы цен. Это может быть индекс потребительских цен, индекс оптовых цен или дефлятор ВНП. Последний является наиболее точным, т.к. охватывает не только цены товаров приобретаемых потребителями, но и цены на инвестиционные товары, а также товары, приобретаемые государством и иностранцами.

Ранее мы выяснили, что для расчета дефлятора ВНП сравниваются цены на определенные товары в данном году и цены на аналогичные товары в каком-то базовом году. Теперь, чтобы рассчитать темп роста инфляции необходимо сравнить насколько изменился индекс цен с начала исследуемого периода до конца его, а затем это изменение выразить в процентах к индексу цен начала периода. Например, если индекс цен 2000 г составил 120%, а индекс цен 2001 г – 125%, то темп роста инфляции за 2001 г рассчитывают следующим образом:

Так называемое «правило 70» дает другую возможность количественно измерить инфляцию. Оно позволяет быстро рассчитать число лет, необходимых для удвоения инфляции.

В нашем примере при темпе инфляции 4,16% инфляция удвоится приблизительно через 17 лет (70 : 4,16).

studfiles.net

11.2 Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Регу­лирование уровня безработицы

Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.

Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определен­ного времени.

Информация о вакансиях и претендентах на рабочие места несовер­шенна и ее распространение требует известного времени. Территориальное перемещение рабочей силы также не может быть моментальным. Часть работников увольняется по собствен­ному желанию в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т.д. Поэтому фрикционная безработица имеет преимущест­венно добровольный и кратковременный характер: у этой категории безра­ботных имеются «готовые» навыки к работе, которые можно продать на рынке труда.

Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это без­работица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или ме­нее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «го­товых» к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них свя­зано с профессиональной переподготовкой нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует есте­ственный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной за­нятости), соответствующей потенциальному ВНП. Ряд экономистов счи­тают неприемлемым использование термина «естественный» по отноше­нию к безработице, вызванной структурными сдвигами. Поэтому в макро­экономической литературе широко используется термин NAIRU (Non — Ac­celerating — Inflation Rate of Unemployment), который фиксирует внимание на том, что этот устойчивый уровень безработицы стабилизирует инфля­цию.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактическою уровня безработицы от естественного. В период циклического спада цик­лическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Расчеты фактического и естественного уровней безработицы осложня­ются тем, что критерии отнесения отдельных лиц к категориям занятых или безработных достаточно подвижны. Обычно безработными считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследова­ния, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Люди, имеющие работу, а также все занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.

Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу. Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из со­става рабочей силы. К их числу относятся лица трудоспособного возраста, потенциально имеющие возможность работать, но по каким-либо причи­нам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, те, кто отчаялся найти работу и прекратил поиски ее и т.д. В состав рабочей силы также не включаются лица, находящиеся длительное время в инсти­туциональных учреждениях (психиатрических больницах, тюрьмах и т.д.).

Уровень безработицы определяется как соотношение численности без­работных и численности рабочей силы или как соотношение доли занятых, ежемесячно теряющих работу, и суммы этой доли с долей безработных, ежемесячно находящих работу.

Естественный уровень безработицы (NAIRU) определяется в резуль­тате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыду­щие 10 лет или более длительный период) и последующие 10 лет (ис­пользуются прогнозные оценки с учетом вероятностной динамики ожи­даемого уровня инфляции).

В индустриальных странах (например, в США) для получения соот­ветствующего мониторинга статистическое управление министерства труда ежемесячно проводит выборочные опросы примерно 60 тысяч семей об отношении к занятости. Однако статистические погрешности неиз­бежны, так как, например, лица, которые активно не ищут работу, могут указать в анкете, чтобы получить пособие по безработице, что они зани­маются поисками рабочих мест. В результате и фактический, и естествен­ный уровни безработицы окажутся завышенными. С другой стороны, безработными себя часто называют те, кто занят в «теневой» экономике — в результате уровень безработицы тем выше, чем больше доля «теневого» сектора. По­следнее особенно актуально для экономики переходного периода, где зна­чительная доля занятых в «теневом» бизнесе сочетается с отсутствием аде­кватного статистического мониторинга экономики, неразвитостью инфра структуры рынка труда, поддержанием «скрытой» безработицы как фак­тора относительной стабилизации государственных расходов и снижения социального риска.

Основными причинами существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются следующие.

1) Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице.

Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству — увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способ­ствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безрабо­тице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Инструментом разрешения этой про­блемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (развертывание различных систем переподготовки кадров, повыше­ние их профессиональной и географической мобильности, совершенство­вание информации о вакансиях и т.д.). В краткосрочном периоде финанси­рование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.

2) Устойчивость (жесткость) заработной платы порождает «безрабо­тицу ожидания». Безработица ожидания возникает в результате превыше­ния уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением.

Безработица ожидания = L2 – L1

«Жесткость» заработной платы приводит к относительной нехватке ра­бочих мест: работники становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы (w/p)0 предложение труда L2 превосходит спрос на труд L1, и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.

«Застывание» рынка труда в неравновесном состоянии связано с:

1) законодательным установлением минимума заработной платы, ко­торое ограничивает ее свободные колебания Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равно­весная ставка заработной платы ниже законодательно установленного ми­нимума;

2) фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях;

3) незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисцип­лины и объема прибыли.

Уровень безработицы различен в разных демографических группах. В частности, уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.

Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долго­срочном периоде связана с:

1) увеличением доли молодежи в составе рабочей силы;

2) увеличением доли женщин в составе рабочей силы;

3) более частыми структурными сдвигами в экономике.

Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП:

= — β(u-u*),

где Y – фактический объем производства,

Y*- потенциальный ВНП,

u – фактический уровень безработицы,

u*- естественный уровень безработицы,

β — эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на β %.

Коэффициент β устанавливается эмпирическим путем и различен в раз­ных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что сви­детельствует о значительных потерях ВНП, вызванных циклической без­работицей.

2) = 3% — 2(u-u-1)

где Y- фактический объем производства в текущем году,

Y-1 — фактический объем производства в прошлом году,

u — фактический уровень безработицы в текущем году,

u-1 — фактический уровень безработицы в прошлом году.

Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВНП составляет 3% в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капи­тала и научно-техническим прогрессом. При каждом увеличении уровня безработицы на один процент (по отношению к показателям прошлого года) темп роста реального ВНП снижается на 2%.

pravo.studio

Смотрите так же:

  • Приказ школа будущего Приказ № 347/1 от 01.09.2017 года "Об организации платных образовательных услуг в «Школе будущего первоклассника» На основании Постановления Правительства РФ от 15.08.13г. №706; ст. 101 Закона « Об образовании РФ», принятого […]
  • Законы центробанка рф Федеральный закон о Центральном банке РФ - последняя редакция ФЗ о ЦБ РФ — основной нормативный акт, регламентирующий деятельность Центробанка РФ. Далее мы расскажем о самых последних изменениях, внесенных в его содержание, и о том, какие […]
  • Отчет по налогу на прибыль за 2 квартал 2018 Декларация по налогу на прибыль за 2 квартал 2018: срок сдачи Статьи по теме Все организации на ОСНО обязаны отчитываться по налогу на прибыль в течение всего года. Чтобы налоговики не оштрафовали, сдать отчетность по прибыли нужно в […]
  • Пример претензии на гарантийный ремонт профессиональная защита прав потребителей Образец претензии на гарантийный ремонт товара ненадлежащего качества. Статья 18 Закона О защите прав потребителей. Если в Вашем товаре обнаружился недостаток, и Вы решили обратиться в сервисный […]
  • Закон оукена что он утверждает Закон Оукена (Okun's law) – это закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным […]
  • Новый закон об образовании 2014г Новый закон об образовании 2014г Ч. 6 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам […]