Азербайджан подоходный налог

Законодательство Азербайджана

База данных «Законодательство Азербайджана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Азербайджана

Общие сведения

Законодательство Азербайджанской Республики о налогах и сборах является кодифицированным. Статья 2 Налогового кодекса Азербайджанской Республики устанавливает, что оно состоит из:

  • Конституции Азербайджанской Республики;
  • настоящего Кодекса ;
  • принятых на их основании нормативных актов.
  • Налоговая система является трехуровневой. Налоги делятся на:

    • государственные (обязательны для всей страны)
    • налоги Автономной Нахчыванской Республики
    • местные
    • Конституция Азербайджанской Республики является главным законом государства, содержит в статье 73 общую декларативную норму налогового законодательства, провозглашающую обязанность граждан выплачивать установленные законом налоги и сборы, а также гарантирующую защиту от взимания налогов и сборов при отсутствии на то законных оснований и сверх установленных законом объемов. Согласно Конституции полномочия по введению новых налогов и сборов принадлежат исключительно законодательным органам власти соответствующего уровня.

      Конкретизируются нормы законодательства о налогах в общегосударственных, местных нормативных актах, а также в нормативно-правовых актах Автономной Республики Нахчывань. Главным таким нормативным актом является Налоговый кодекс Азербайджанской Республики. Именно он устанавливает перечень налогов государственного и муниципального уровней, а также налоги, поступающие в бюджет Нахчыванской Автономной Республики. Кодекс регулирует общие основы законодательства, устанавливает права и обязанности участников налоговых правоотношений, ответственность за нарушение налогового законодательства, детально прописывает процедуры налогового контроля, сроки и порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов.

      Государственные налоги

    • подоходный налог с физических лиц. Плательщики – физические лица, объект – разность совокупного дохода за налоговый период и налогового вычета, предусмотренного законодательством. Минимальная ставка – 14 процентов, при доходе свыше 2500 манат – 250 манат плюс 25 процентов от суммы свыше 30000.
    • на прибыль юридических лиц. Плательщики – предприятия. Объект – разность доходов и расходов предприятия. Ставка – 20 процентов. В государственный бюджет не идет налог, полученный от муниципальных предприятий.
    • на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели. Объект налогообложения – предоставление товаров, выполнение работ, оказание услуг, импорт. Ставка налога – 18 процентов от стоимости каждой операции, облагаемой НДС.
    • акцизы. Плательщики – предприятия и физические лица, производящие или ввозящие внутрь страны подакцизную продукцию. К такой продукции относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты, легковые машины, водный транспорт, драгметаллы, драгоценные камни, ювелирные изделия. Ставки для разных товаров разные.
    • налог на имущество. Плательщики – предприятия и физические лица-собственники объектов налогообложения. Налогом облагаются: недвижимое имущество, водные и воздушные транспортные средства. Ставки налога различны, для недвижимого имущества определяются, исходя из его площади и месторасположения. Для транспорта – в зависимости от мощности. В государственный бюджет идет налог, полученный от плательщиков–предприятий. Налог, полученный от граждан, поступает в местные бюджеты.
    • земельный налог. Плательщики – собственники или законные владельцы участков, расположенных на территории страны. Налог представляет собой ежегодный фиксированный платеж. Ставка – 0.06 манат за 1 условный балл. Количество баллов зависит от месторасположения, вида разрешенного использования, кадастровой стоимости участка. Налог, полученный от физических лиц, идет в местный бюджет.
    • дорожный налог. Плательщики – нерезиденты-владельцы транспорта, въезжающего внутрь государства, использующие этот транспорт для различных видов перевозок, а также производители или импортеры нефтепродуктов. Объект налогообложения – автотранспортные средства иностранных государств и нефтепродукты местного производства или импортируемые в страну. Для транспорта ставка зависит от мощности двигателя и срока его нахождения в Азербайджане. Для нефтепродуктов ставка зависит от его оптовой или таможенной стоимости.
    • промысловый налог. Плательщики – предприятия и физические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Ставка зависит от разновидности ископаемых, самая высокая — на нефть (26 процентов от оптовой стоимости кубометра). Налог на строительные материалы местного значения идет в местные бюджеты.
    • упрощенный налог. Плательщики – предприятия и граждане, осуществляющие некоторые виды деятельности, при условии, что общая стоимость операций, облагаемых налогами, за годовой налоговый период не выше, чем 200 000 манат. Ставка для города Баку – 4 процента, для других городов и районов – 2 процента от объема валовой выручки.
    • Налоги Автономной Нахчыванской Республики

      Согласно статье 7 Налогового Кодекса в бюджет республики поступают все государственные налоги, собираемые на ее территории.

      Местные налоги

      Статья 8 Налогового кодекса Азербайджанской республики к местным налогам относит:

      • земельный налог с физических лиц
      • налог на имущество физических лиц
      • промысловый налогна строительные материалы местного значения;
      • налог на прибыльпредприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности.
      • Таким образом, в местные бюджеты идут те же самые налоги, что и в государственный, их конечное назначение зависит от личности плательщика, а в случае с промысловым налогом – от объекта налогообложения. Данное обстоятельство позволяет пополнить местный бюджет, не создавая для налогоплательщиков излишнего налогового бремени.

        Заключительные положения

        В целом налоговое законодательство Азербайджанской Республики можно охарактеризовать как современное и удобное для понимания, прочтения и применения, общее количество налогов и налоговые ставки не являются чрезмерными. Данные обстоятельства создают благоприятные условия для эффективной работы налоговой системы.

        Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

        © СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

        az.spinform.ru

        Азербайджан подоходный налог

        Статья 95. Плательщики налога

        Плательщиками подоходного налога являются физические лица — резиденты и нерезиденты.

        Статья 96. Объект налогообложения

        96.1. Объектом налогообложения по доходам резидента является налогооблагаемый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом за налоговый год и суммой, вычитаемой из дохода за этот период, установленного настоящим Кодексом.

        При удержании налога у источника выплат объектом налогообложения является доход, подлежащий налогообложению.

        96.2. Налогоплательщик-нерезидент, осуществляющий деятельность в Азербайджанской Республике через постоянное представительство, является налогоплательщиком подоходного налога по доходам, облагаемым налогом в связи с постоянным представительством.

        Налогооблагаемым доходом является разница между валовым доходом, полученным с азербайджанских источников за конкретный период в связи с постоянным представительством, и суммой расходов, понесенных в этот же период в связи с извлечением этого дохода и вычитаемых из дохода.

        96.3. Валовой доход нерезидента, не указанный в статье 96.2 настоящего Кодекса, но обложение налогом которого предусмотрено статьей 125 настоящего Кодекса, является объектом налогообложения у источника выплат без учета сумм, вычитаемых с дохода.

        96.4. Физическое лицо-нерезидент, извлекающее доход от занятости или от реализации имущества, является плательщиком подоходного налога по суммам извлеченного им за календарный год с азербайджанского источника такого вида валового дохода, уменьшенного на сумму расходов, установленных настоящим Кодексом, относящихся к этому доходу в указанный период и вычитаемых из этого дохода.

        Статья 97. Доход

        97.1. Доход налогоплательщика-резидента состоит из дохода, извлеченного им в Азербайджанской Республике и за пределами Азербайджанской Республики.

        97.2. Доход налогоплательщика-нерезидента состоит из доходов, извлеченных им из источников в Азербайджанской Республике.

        97.3. К доходам относятся:

        97.3.1. доход, получаемый в связи с работой по найму;

        97.3.2. доход, извлекаемый от деятельности, не относящейся к работе по найму;

        97.3.3. все иные доходы, кроме доходов, освобождаемых от обложения налогом.

        Статья 98. Доход, полученный в связи с работой по найму

        98.1. Доходом, получаемым физическим лицом в связи с работой по найму, признается доход в виде заработной платы, любых выплат или выгод, получаемых от такой работы, в том числе получаемый из прежнего места работы либо от будущей работы по найму.

        98.2. Для целей статьи 98.1 настоящего Кодекса сумма дохода считается равной сумме, остающейся после вычета из нижеуказанных сумм любых расходов, выплаченных работником за полученный им доход:

        98.2.1. в случае предоставления физическому лицу ссуды по более низким процентным ставкам, чем процентные ставки, действующие на межбанковском кредитном торге, — разница между суммой, подлежащей уплате в процентах в соответствии с процентными ставками, действующими на межбанковском кредитном торге для ссуд такого типа, и суммой, подлежащей уплате в соответствии с более низкими ставками;

        98.2.2. при предоставления либо дарении работодателем своему работнику товара, работы или услуги — рыночная стоимость таких товаров, работ и услуг;

        98.2.3. при возмещении расходов работника — сумма возмещаемых средств;

        98.2.4. в случае прощения работнику его долга или обязательства перед работодателем — сумма этого долга или обязательства;

        98.2.5.Страховые взносы, выплачиваемые работодателем;

        98.2.6. в любом ином случае — стоимость, определяемая в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса, если нормативными правовыми актами не указан иной метод оценки.

        98.3. Возмещение фактических командировочных расходов, а также суточные выплаты членам плавсостава на морском транспорте вместо командировочных расходов, установленных соответствующим органом исполнительной власти, либо иных рабочих расходов в доход не включается.

        98.4. В суммы и расходы, указанные в статье 98.2 настоящего Кодекса, включаются акцизы, налог на добавленную стоимость и любой иной налог, подлежащий уплате работодателем по оцениваемой сделке.

        98.5. Доход, полученный работодателем как результат расходов, предусмотренных статьей 109.3 настоящего Кодекса, не относится на налогооблагаемый доход.

        Статья 99. Доход от деятельности, не относящейся к работе по

        99.1. Доходы от деятельности, не относящейся к работе по найму, состоят из доходов от предпринимательской и непредпринимательской деятельности.

        99.2. К доходам от предпринимательской деятельности относятся:

        99.2.1. доход от реализации активов, используемых для целей предпринимательской деятельности;

        99.2.2. доход, получаемый за согласие на ограничение предпринимательской деятельности или на закрытие предприятия;

        99.2.3. суммы, выручаемые от реализации основных средств и включаемые в доход в соответствии со статьей 114.7 настоящего Кодекса;

        99.2.4. доход от компенсационных сумм, вычитываемых из дохода в соответствии со статьей 141 настоящего Кодекса или от уменьшения ресурсов.

        99.3. К доходам от непредпринимательской деятельности относится, в частности:

        99.3.1. процентный доход;

        99.3.3. доход от сдачи в аренду имущества;

        99.3.5. сумма прощенного долга налогоплательщика, кроме тех, которые указаны в статье 98.2.4 настоящего Кодекса;

        99.3.6. доход от реализации активов, не используемых для целей предпринимательской деятельности;

        99.3.7. суммы дарений и наследства, полученных в календарном году, за исключением тех, которые указаны в статье 98.2.2 настоящего Кодекса;

        99.3.8. любой иной доход, показывающий рост первоначальной цены активов налогоплательщика (в случае представления или начисления амортизации для целей налогообложения) — кроме оплаты труда.

        99.3.9. разница между страховыми взносами, уплаченными страхователем или внесенными в его пользу по накопительному страхованию жизни, и страховыми выплатами.

        Статья 100. Уточнение дохода

        Дивиденд и процент, полученные физическим лицом и с которых уплачен налог с азербайджанского источника, в соответствии со статьей 122 или 123 настоящего Кодекса вычитаются из дохода.

        Статья 101. Ставки подоходного налога

        101.1. Месячный доход облагается налогом по ставкам:

        Подоходный налог с доходов физических лиц, работающих по найму в двух или более местах, исчисляется отдельно с суммы, выплачиваемой по каждому рабочему месту, и уплачивается в государственный бюджет.

        Налог с доходов физических лиц, облагаемых налогом в источнике выплаты в соответствии со статьями 150.1.1., 150.1.2., 150.1.3. и 150.1.7. настоящего Кодекса, исчисляется в соответствии с таблицей 1, предусмотренной настоящей статьей, и уплачивается в государственный бюджет.

        101.2. Годовой доход облагается налогом по ставкам:

        Статья 102. Освобождения и льготы по подоходному налогу

        102.1. От подоходного налога освобождаются следующие виды доходов физических лиц:

        102.1.1. зарплата, получаемая за рубежом сотрудниками дипломатической службы, командированными за рубеж в порядке ротации, и лицами органов дипломатической службы, осуществляющими административно-техническую службу, доход от официальной занятости, полученный сотрудниками дипломатических или консульских служб, не являющимися гражданами Азербайджана;

        102.1.2. доход с места работы лица, не являющегося резидентом Азербайджанской Республики — если этот доход выплачивается работодателем, не являющимся резидентом Азербайджанской Республики, или от его имени и не выплачивается постоянным представительством нерезидента или от его имени, либо в связи с его деятельностью в постоянном представительстве;

        102.1.3. дарения, материальная помощь и наследство, получаемые в календарном году:

        102.1.3.1. стоимость дарения, материальной помощи для оплаты образования или лечения — в части до 1000 манат, стоимость материальной помощи для оплаты лечения за рубежом — в части до 2000 манат, стоимость наследства — в части до 20000 манат;

        102.1.3.2. в случае получения дара, материальной помощи и наследства от членов семьи налогоплательщика — их полная стоимость;

        102.1.4. государственные пособия, безвозмездные государственные перечисления, государственные пенсии, государственные стипендии, гарантии, выплачиваемые в соответствии с Трудовым кодексом Азербайджанской Республики работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с сокращением численности работников и штатов, персональные единовременные выплаты или материальная помощь за счет средств государственного бюджета на основании решений соответствующих органов исполнительной власти, за исключением пособий, выплачиваемых в связи с временной утратой трудоспособности;

        102.1.6. 30 манат, если месячный доход составляет до 200 манат, 360 манат, если годовой доход составляет до 2400 манат;

        102.1.7. доход от реализации движимого материального имущества, кроме драгоценных камней и металлов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, произведений искусства, предметов антиквариата и имущества, использованного либо используемого в предпринимательской деятельности налогоплательщика;

        102.1.8. средства, уплаченные в денежной или в натуральной форме при наступлении страхового случая, для возмещения урона, нанесенного жизни страхуемого, а также ущерба его имуществу или имущественным интересам, а также осуществляемые работодателем все виды обязательных и добровольных медицинских страховых выплат, страховых выплат, выплачиваемых работодателем страховщикам Азербайджанской Республики по накопительному страхованию жизни и пенсионному страхованию по договорам, заключенным на срок не менее 5 лет, любые суммы, выплачиваемые страхуемому по истечении 5 лет с момента вступления в силу договора по накопительному страхованию жизни и пенсионному страхованию;

        102.1.9. доход от реализации недвижимого имущества налогоплательщика, являвшегося местом его постоянного проживания в течение не менее 3 лет;

        102.1.10. компенсационные выплаты, полученные в связи с возмещением причиненных убытков;

        102.1.11. доходы, полученные непосредственно от производства сельскохозяйственной продукции;

        102.1.12. доходы физических лиц, осуществляющих деятельность по ремесленному изготовлению медных, лудильных и фаянсовых изделий, хозяйственной утвари, садово-огороднических инструментов, народных музыкальных инструментов, игрушек, сувениров, бытовых изделий из тростника и камыша, художественной обработке керамических изделий, художественной вышивке, изготовлению из древесных материалов бытовых предметов;

        102.1.13. стоимость выигрышей, полученных от лотерей, а также облигаций внутреннего государственного выигрышного займа, прошедших в соответствующем порядке регистрацию в соответствующем органе исполнительной власти;

        102.1.14. Выплаты компенсационного характера физическим лицам:

        102.1.14.1. предусмотренная законодательством сумма дополнительных средств, а также суточных выплат плавсоставу на морском транспорте, установленных соответствующим органом исполнительной власти вместо командировочных расходов, выдаваемых взамен ежедневных командировочных расходов работникам, постоянно находящимся в рабочее время в пути или работа которых носит разъездной характер, работающим в полевых организациях;

        102.1.14.2. предусмотренные законодательством суммы командировочных расходов (суточные расходы на питание, коммунальные и транспортные расходы);

        102.1.14.4. суммы расходов, выплачиваемые в утвержденном законодательством порядке за счет работодателя для прохождения медицинского обследования работниками в тяжелых, вредных и опасных производствах;

        102.1.14.5. стоимость бесплатного лечебно-профилактического питания, молока и иных приравненных к нему продуктов, выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми условиями труда и на подземных работах, и стоимость специальной одежды, специальной обуви и иных средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в установленные сроки и в требуемом ассортименте;

        102.1.14.6. суммы стипендий, выплачиваемых за счет предприятий и организаций студентам, аспирантам (магистрам), направленным для получения образования с отрывом от производства;

        102.1.14.8. единовременная помощь, оказываемая на основании решений соответствующих органов исполнительной власти, а также иностранными государствами и другими организациями в связи со стихийными бедствиями и иными чрезвычайными обстоятельствами;

        102.1.14.9. суммы компенсации, выплачиваемой донорам за сданную кровь;

        102.1.14.10. денежное вознаграждение за водолазные работы;

        102.1.14.13. материальная помощь, выдаваемая общественными организациями, благотворительными обществами и фондами;

        102.1.14.15. все виды платежей военнослужащим, работникам прокуратуры органов прокуратуры и военнослужащим, не являющимся работниками прокуратуры, сотрудникам правоохранительных органов и органов фельдъегерской связи, имеющих специальное звание (за исключением должностных окладов и за военные (специальные) звания), а также все виды заработной платы, вознаграждений и других материальных довольствий лицам, сотрудничающим с субъектами оперативно-розыскной деятельности, лицам, помогающим субъектам разведывательной и контрразведывательной деятельности;

        102.1.14.16. сумма пособий, выплачиваемых работодателем в соответствии с законодательством в связи с призывом работника на военную и альтернативную службу.

        102.1.15. полная стоимость призов, полученных в виде предметов на конкурсах и соревнованиях. Стоимость призов, полученных на международных соревнованиях и конкурсах в виде денег — до 4000 манат, а полученных на республиканских, городских и районных соревнованиях и конкурсах, — до 200 манат.

        102.1.16. единовременная выплата, предоставляемая в связи с добровольным уходом государственного служащего с работы по достижении пенсионного возраста.

        102.1.17. Месячное денежное довольствие к должностным окладам депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики для возмещения расходов в связи с исполнением депутатских полномочий и дополнительное месячное денежное довольствие к должностным окладам руководящих работников органов исполнительной власти Азербайджанской Республики, назначаемых на должность по решению соответствующего органа исполнительной власти, и других органов государственной власти (учреждений) для возмещения представительских расходов, связанных с исполнением полномочий.

        102.2. Месячный доход от любой работы по найму, подлежащий налогообложению, уменьшается в сумме 400 манат у следующих физических лиц:

        102.2.1. Национальных Героев Азербайджанской Республики;

        102.2.2. Героев Советского Союза и Социалистического Труда;

        102.2.3. лиц, награжденных орденом Славы всех трех степеней;

        102.2.4. инвалидов войны I и II групп;

        102.2.5. вдов (вдовцов) погибших либо скончавшихся впоследствии воинов;

        102.2.6. лиц, награжденных орденами и медалями за самоотверженный труд в тылу в 1941-1945 гг.;

        102.2.7. лиц, получивших в порядке, установленном законодательством, звание ветерана войны;

        102.2.8. лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

        102.3. Месячный доход инвалидов I и II группы (кроме инвалидов войны) от любой работы по найму, подлежащий налогообложению, уменьшается в сумме 100 манат.

        102.4. Месячный доход от любой работы по найму, подлежащий налогообложению, уменьшается в сумме 55 манат у следующих физических лиц:

        102.4.1. родителей погибших или скончавшихся впоследствии воинов, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении обязанностей. Супругам этих лиц льгота предоставляется в том случае, если они не вступили в повторный брак;

        102.4.2. родителей и супругов лиц, погибших в результате вторжения войск СССР 20 января 1990 года и при защите территориальной целостности Азербайджанской Республики. Супругам этих лиц льгота предоставляется в том случае, если они не вступили в повторный брак;

        102.4.3. военнослужащих, направленных в Афганистан и другие страны, в которых велись боевые действия, и военнообязанных, призванных на учебные и поверочные сборы;

        102.4.4. одного из родителей (по их выбору), супруга (супруги), опекуна или попечителя, ухаживающим за совместно с ним проживающим и требующим постоянного ухода инвалидом с детства или инвалидом I группы;

        102.4.5. вынужденных переселенцев и приравненных к ним лиц. Эта льгота в соответствии с жилищным законодательством или сделок гражданского права не распространяется на лиц, поселенных на постоянное жительство в результате получения отдельной жилой площади.

        102.5. Месячный доход, подлежащий налогообложению, уменьшается в сумме 20 манат у одного из супругов, имеющего на иждивении не менее трех человек независимо от степени родства, включая учащихся и студентов дневной формы обучения в возрасте до 23 лет.

        Этот порядок сохраняется до конца года, в котором дети достигли возраста 18 лет, студенты и учащиеся — 23 лет, а в случае смерти детей и иждивенцев — до конца года смерти.

        Уменьшение облагаемого налогом дохода физических лиц производится с месяца рождения ребенка или установления попечительства над подопечным.

        При уменьшении в течение года числа иждивенцев (за исключением случаев смерти детей) вычеты на их содержание прекращаются с месяца, следующего за месяцем, в котором число иждивенцев уменьшилось.

        102.6. К числу иждивенцев не относятся:

        102.6.1. лица, получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице (кроме детей);

        102.6.2. лица, находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка);

        102.6.3. учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах-интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным содержанием.

        102.7. При наличии у физического лица прав на льготы по статьям 102.2, 102.3. и 102.4. настоящего Кодекса ему предоставляется одна из этих льгот, наибольшая по размеру.

        102.8. При исчислении налога, взимаемого с заработной платы, права на налоговые льготы физических лиц, перечисленные в настоящей статье, возникают с момента представления документов, определенных соответствующим органом исполнительной власти, и реализуются только по месту нахождения трудовой книжки физического лица.

        taxpravo.ru

        Эксперт рассказал о налоговых изменениях в Азербайджане

        Дж.АЛЕКПЕРОВА

        Немецкое общество по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках программы «Поддержка правовых и судебных реформ на Южном Кавказе» организовало семинар для журналистов на тему: «Налоговый кодекс-2017: правовой анализ нововведений».

        В рамках данного мероприятия на вопросы журналистов ответил автор книги «Банковское право в Азербайджане», директор юридических фирм «Акрам Гасанов и партнеры» и «Антиколлектор», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.

        — В последнее время в Налоговый кодекс (НК) было внесено более 200 изменений. Скажите, можно ли сразу вносить столько изменений?

        — Действительно, это несколько неверный шаг. Внесение множества изменений в НК говорит о нестабильности и отсутствии единого подхода в системе управления налоговых органов страны. Постоянные же структурные изменения в самом Министерстве налогов лишь подливают масло в огонь. Кроме этого, внесение множества изменений приводит еще и к тому, что граждане не успевают сразу «переварить» такой большой объем информации, причем юридического характера. Проблема еще и в том, что сам НК написан на очень сложном языке, да и увы, не правоведами. Когда читаешь текст, порой не всегда понятно, о чем конкретно идет речь. Изменения — это хорошо, но когда их чрезмерно много, они, как правило, сказываются на стабильности всей налоговой системы.

        — Могут ли постоянные изменения в НК привести к сокращению количества иностранных инвестиций в страну?

        — Верно, если правительство хочет увеличить поток иностранных инвестиций в Азербайджан, то постоянные изменения лишь отпугнут иностранных инвесторов. Прежде, чем вкладывать свои деньги в определенную страну, они должны заранее понимать, на какие расходы, в том числе и налоговые отчисления им придется пойти. Как правило, заранее готовится бизнес-план. Но если зарубежный инвестор, зная, что ежегодно в налоговое законодательство Азербайджана вносятся изменения, он никогда не станет жертвовать своими деньгами.

        — Многие путают понятия «налог» и «госпошлина». Расскажите, в чем разница?

        — Налог — обязательный безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти с организаций и физлиц. Что касается госпошлин или сборов, то они взимаются не безвозмездно, а являются условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий. Можно однозначно сказать, что ни одно государство не может жить без налогов, иначе оно рухнет и начнет процветать анархия. Но, несмотря на это, налоговые изменения запрещено выносить на рассмотрение на референдуме.

        — По какой причине некоторые налоги увеличились?

        — Дело в том, что поступления от нефтяной сферы в бюджет сильно сократились и продолжают сокращаться, именно поэтому и увеличились некоторые налоги, дабы компенсировать хотя бы часть убытков. Например, если раньше Минналогов оставляло без внимания часть населения, которое уклонялось от уплаты мелких налогов, то сегодня налоговые инстанции могут вспомнить про налог даже пятилетней давности.

        Именно поэтому налоговые ведомства должны распланировать свою работу так, чтобы население не выражало недовольства, а считало выплату налогов своим долгом. То есть необходим справедливый подход. В принципе, у государства сегодня два выхода из нынешнего финкризиса: выпустить в оборот больше манатов, которые все равно будут терять свою ценность и перейти на скрытые налоги либо увеличить налоги. Как мы видим, правительство пока идет по второму пути.

        — Давайте перейдем непосредственно к внесенным налоговым изменениям. Насколько известно, впервые в налоговый кодекс Азербайджана было введено понятие «доход»?

        — Верно, впервые появилась расшифровка понятия «доход», однако, оно все равно осталось полностью не раскрытым, поэтому его можно считать формальным. К доходу относится все, что вы приобрели или получили. Сегодня сумма ежемесячного дохода физического лица, которая облагается подоходным налогом после вычета освобождаемой части, составляет 2500 манатов. Зарплата до 2500 манатов облагается налогом в 14%. При превышении этой зарплаты, подоходный налог будет вычисляться в размере 25% от суммы свыше 2500 манатов. Кстати говоря, от суммы подарка, стоимость которого превышает 1000 манатов, тоже будет взиматься налог. Исключение составляют лишь близкие родственники и члены семьи.

        Однако, несмотря на это, можно однозначно сказать, что проконтролировать этот процесс крайне сложно. Поэтому налоговые органы обращают внимание лишь на очень дорогостоящие подарки. Но в развитых странах подходы к взиманию подоходного налога несколько другие. Например, если у человека есть ипотечный кредит, за который он ежемесячно выплачивает определенную сумму, плюс другая часть уходит на покрытие медицинской страховки, то в итоге подоходный налог взимается с оставшейся суммы. Так происходит, например, в Германии, Великобритании. Кстати говоря, не стоит забывать о том, что подоходный налог не взимается с работников, задействованных на вредных предприятиях.

        — Какие еще виды налогов затронули изменения?

        — Еще одно изменение связано с камеральными налоговыми проверками. После внесенных изменений в законодательство камеральные налоговые проверки должны проводиться в течение 30 рабочих дней со дня подачи налоговой декларации, проведение повторной камеральной налоговой проверки по данной декларации по истечении указанного срока запрещается. Кроме этого, после внесенных изменений налоговые органы имеют право проводить проверки не через год, как было до этого, а в течение года, то есть, например, если последняя налоговая проверка прошла в конце года, то по закону она может повториться уже в январе нового года.

        Раньше же очередная проверка была возможной только после истечения годичного срока. Еще можно добавить, что последние изменения также скажутся на требованиях со стороны налоговых органов в отношении предпринимателей. Теперь, по закону, первые имеют право потребовать предоставить любую документацию в течение одного рабочего дня. Если же вторые не успеют в срок, то будут привлечены к финансовым санкциям.

        — Чем отличаются налог на добавленную стоимость (НДС) и налог акцизный?

        — Оба они считаются косвенными, поскольку это налоги на товары и услуги, и состоят уже в самой цене. Под НДС попадает вся продукция, в то время, как под акцизное налогообложение — лишь отдельные виды товаров. Например, с 2017 года в Азербайджане повышаются акцизы на импортируемые яхты и легковые автомобили с объемом двигателя свыше двух тысяч кубических сантиметров. Говоря же об НДС, хочу отметить, что формально его платит предприниматель, но практически потребитель. Например, приобретая товар в маркетах, в чеках всегда указаны НДС вычеты. Данный вид налога используется в 44 странах мира, однако, например, в США, Японии, Австрии, Швейцарии его нет. В Азербайджане от данного налога освободили импорт и продажу зерна, продажу птичьего мяса и токсичные активы банков.

        — Хотелось бы также затронуть налог на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения…

        — Я считаю данный налог правильным. Если у человека есть пригодная для сельскохозяйственного назначения земля, пускай ее использует в нужных целях. Если раньше было указано, что владельцы земельных угодий за каждые 100 квадратных метров неиспользуемой сельскохозяйственной земли платят налог в размере одного маната, то теперь этот пункт изменен на 2 маната.

        — Перейдем к совсем не простому «упрощенному налогу»…

        — Индивидуальные предприниматели, работающие в Баку, должны платить 4% упрощенного налога, но в том случае, если их годовая прибыль не превышает 200 тысяч манатов. Если же бизнес сосредоточен за пределами столицы, то налог составляет 2%. Причем, если раньше это касалось только индивидуальных предпринимателей, то сегодня список расширили. Теперь туда входят физические лица, занимающиеся определенными видами деятельности без привлечения наемных работников.

        Это люди, оказывающие индивидуальные фото-, аудио-, видео-услуги, занимающиеся ремонтом часов, телевизоров, холодильников и других бытовых приборов, домработницы, садовники, ведущие, певцы и другие. Все эти люди, согласно действующему законодательству, должны быть приняты на налоговый учет, представлять декларацию, рассчитывать налоги и выплачивать их в государственный бюджет. Данный налог в зависимости от деятельности варьируется от 5 до 30 манатов. А в зависимости от региона, данная сумма умножается еще и на соответствующий коэффициент.

        — Какая самая распространенная схема уклонения от налогов в Азербайджане?

        — Объясню вам на примере. ИП и юрлица, которые хотят снять наличными со счета бизнес-средства, вынуждены платить налог в размере 1%. Однако у ИП может быть еще и обычный счет, на который он также может перевести часть своих бизнес-средств. Это типичная схема уклонения от уплаты налогов. Также бывают случаи, когда у ИП есть свой бизнес, ежегодный оборот которого превышает 200 млн. манатов. В этом случае становится необходимым выплачивать НДС, поэтому он может разделить свой бизнес на пару частей, дабы ежегодный оборот не превышал вышеуказанной суммы. Это тоже распространенный способ уклонения от уплаты налогов. И таких схем много, кроме этого, они распространены не только в Азербайджане, но и в других странах.

        — Что вы можете сказать об оптимизации налогов?

        — Согласно новым изменениям, теперь в НК появилась статья о «Добровольном налоговом заявлении». Суть системы в том, что, если налоговый орган в результате проведенной проверки не обнаружил способов уклонения уплаты налогов или других нарушений, а после этого налогоплательщик добровольно признался в этом, финансовая санкция в размере 50 процентов на уклоненную сумму не будет применена.

        — Не могу не спросить про налог на доходы оффшорных компаний…

        — Президент Азербайджана утвердит список стран-оффшоров. Соответственно, в Азербайджане будут облагаться налогом операции с оффшорными компаниями, задействованными в этих государствах. Это делается для того, чтобы выявить лиц, уклоняющих от уплаты подоходного налога и налога на прибыль с помощью оффшорных компаний. После изменений будет выплачиваться 10% с перечисленной в вышеуказанные компании суммы.

        — А как вы прокомментируете «налоговую амнистию»?

        — Закон «О регулировании налоговых задолженностей налогоплательщиков на 1 января 2017 года» предусматривает списание части налоговой задолженности граждан. Это самый прогрессивный закон, который был принят в стране за последние годы. Теперь налоговые органы спишут должникам все начисленные на их долг до 1 января 2017 года проценты и некоторые финансовые санкции. При условии погашения в течение января 2017 года 30% прочих финансовых санкций будет списано 70% оставшихся санкций. При условии погашения в течение января-февраля 2017 года 50% налоговых санкций будут списаны оставшиеся 50% санкций, а при условии погашения в январе-марте 2017 года 70% финансовых санкций будут погашены оставшиеся 30% от санкций. Я думаю, что после этого правительство сделает и амнистию капиталов, дабы выявить скрытые и незаконные доходы.

        — И напоследок хочу поговорить с вами о безналичном расчете…

        — Безналичный расчет направлен на то, чтобы исключить пути уклонения от налогов. А также призван отрегулировать денежный оборот и увеличить налоговые поступления. Согласно закону, ведение наличных расчетов лицами, занимающимися деятельностью, связанной с торговлей и общественным питанием, объем зарегистрированных в целях НДС и облагаемых налогом операций которых превышает 200 тысяч манатов, теперь ограничивается в размере 30 тысяч манатов в месяц, а другими налогоплательщиками — до 15 тысяч манатов в месяц. Однако наличный расчет может быть задействован, если приобретается, например, сельскохозяйственная продукция.

        Законом установлены требования относительно осуществления в безналичном порядке ряда выплат, в частности, различных налогов и пошлин, социальных выплат, платы за услуги, выплачиваемой бюджетным организациям и юридическим лицам публичного права, и других платежей. Кроме этого, в целях ограничения получения юридическими лицами и частными предпринимателями наличных денежных средств с банковских счетов теперь будет удерживаться упрощенный налог в 1%. Данный закон не касается обычных граждан, а лишь лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

        ru.echo.az

    Смотрите так же:

    • Генеральный прокурор санкт-петербурга Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Телефон справочной по обращениямв […]
    • Могут ли сократить за 3 года до пенсии Могут ли уволить за 3 года до пенсии или отправить раньше на пенсию? Здравствуйте, право на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда предусмотрено статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых […]
    • Правила умножения и деления рациональных чисел Правила умножения и деления рациональных чисел Чтобы перемножить два рациональных числа, надо перемножить их модули и перед результатом поставить знак плюс, если оба множителя имеют одинаковые знаки, или минус, если множители имеют […]
    • Приказ во исполнении письма Поиск ответа Всего найдено: 11 Как писать правильно: " Во исполнении " или Во исполнение" поручения? Ради исполнения = во исполнение чего-либо. Во исполнение приказа. 1. В значении "ради исполнения": во исполнение. 2. Корректно: срок […]
    • Постановления пленума верховного суда 2018г Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 10 г. Москва "О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты В связи с […]
    • Философская основа квалификация преступлений Философская основа квалификации преступлений В основе квалификации преступлений лежат философские категории единичного конкретного и абстрактного, особенного и всеобщего, абсолютной и относительной истины. Единичное, особенное и всеобщее […]