Наружная реклама как получить разрешение

Как не споткнуться о бумажки? Пошаговая инструкция по сбору документов и получению разрешения на размещение наружной рекламы

Прежде чем установить наружную рекламу, необходимо получить разрешение от органа местной власти. На первый взгляд, процесс получения разрешения кажется бесконечным, но все не так сложно, если вы знаете, что делать.

Что нужно знать о размещении наружной рекламы?

  • Размещение наружной рекламы регламентируется статьей 19 «Наружная реклама и установка рекламных конструкций» Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», где расписаны тонкости получения разрешения на размещение рекламных конструкций. В случае возникновения каких-либо вопросов вы всегда можете обратиться к этому документу или к специалистам, работающих в данной сфере.
  • Разрешение на установку наружной рекламы выдается органом местного самоуправления муниципального района или городского округа на каждую рекламную конструкцию.
  • Разрешение на размещение наружной рекламы выдается сроком на пять лет.
  • Размещение наружной рекламы без разрешения считается самовольной установкой – незаконно установленная конструкция демонтируется.
  • Решение о выдаче разрешения на размещение наружной рекламы или отказе в выдаче такового принимается после согласования с уполномоченными органами.
  • Шаг 1. Сбор документации

    Для получения разрешения на размещение наружной рекламы необходимо представить следующие документы:

  • заявление на размещение наружной рекламы;
  • данные о заявителе:
  • физическое лицо – паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (копия), сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

    юридическое лицо – свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет;

  • согласие собственника здания, сооружения или территории, где предполагается размещение наружной рекламы, на размещение рекламной конструкции;
  • правоустанавливающий документ собственника или иного законного владельца здания, сооружения или территории, где предполагается размещение наружной рекламы (заверенная копия);
  • договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
  • технический паспорт рекламной конструкции (владелец, месторасположение, фото с места размещения, эскизный проект с параметрами конструкции);
  • техническая документация с расчетом прочности конструкции;
  • техническая экспертиза проектной документации;
  • гарантийные обязательства энергоснабжающей организации на обслуживание конструкции;
  • справка о принадлежности к памятникам истории и культуры объекта, на котором предполагается размещение.
  • Сбор вышеупомянутых документов и регистрацию рекламных конструкций может проводить компания-производитель наружной рекламы. Воспользовавшись этой услугой, вы облегчите поставленную задачу и существенно сократите количество шагов, которые необходимо сделать для оформления рекламы.

    Шаг 2. Разрешение или отказ

    О принятии решения администрация города известит вас в письменной форме в течение двух месяцев с момента приема пакета документов. Если же такового в указанный срок не поступило, вы вправе подать иск в суд с заявлением о признании в бездействии органа местного самоуправления.

    Шаг 3. Оформление и выдача разрешения

    В случае положительного решения проводится оформление и выдача разрешения на установку рекламной или информационной конструкции. Перед этим вы должны будете уплатить государственную пошлину в размере 3000 рублей и предъявить документ об оплате.

    Если вам отказали, ознакомьтесь с основаниями для отказа в выдаче разрешения. Орган местного самоуправления должен мотивировать свое решение:

    • несоответствием проекта заявленной конструкции или ее территориального размещения техническим требованиям;
    • несоответствием установки конструкции в заявленном месте комплексной схеме территориального размещения конструкций;
    • нарушением требований нормативных актов по безопасности дорожного движения;
    • нарушением внешнего архитектурного облика застройки города;
    • нарушением требований законодательства РФ об объектах культурного наследия.

    Вы можете обжаловать решение об отказе в суде, если считаете его необоснованным и не соответствующим законодательству.

    Обратите внимание!

    Местный орган не имеет права:

  • требовать представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам конструкции;
  • взимать дополнительную плату за подготовку, оформление и выдачу разрешения и совершение действий, связанных с этой процедурой.
  • Разрешение на рекламу не требуется, если она размещается на витринах, киосках, передвижных торговых точках, уличных зонтиках и для ее установки не используются специальные конструкции и приспособления.

    Следует также отметить, что вышеуказанный порядок также не касается размещения наружных конструкций информационного характера (вывесок). Размещение информационных конструкций регламентируется Постановлением Правительства Москвы № 902-ПП от 25.12.2013 года «О размещении информационных конструкций в городе Москве», согласно которому разрешительный порядок при размещении вывесок упраздняется, а согласование информационной конструкции при соответствии установленным требованиям не требуется. Вы можете ознакомиться с разъяснением данного Постановления в нашей новой публикации.

    www.narushka-pro.ru

    Наружная реклама как получить разрешение

    Наверное, наружной рекламе столько же лет, сколько помнит себя человечество. Археологические раскопки сумели обнаружить не один образец древней рекламы. К примеру, на одном из камней ученые прочитали надпись, мол, такой-то житель острова Крит толкует сновидения. Чем не яркий образчик наружной рекламы?

    Современная реклама на наружных носителях стала неотъемлемой частью формирования имиджа компании, ее процветания и успешного развития. К услугам всевозможных вывесок, билбордов, ситилайтов, «растяжек» прибегают производители вино-водочных изделий и сигарет, строительные и автокомпании, сети магазинов и парикмахерские, провайдеры услуг мобильной связи и множество других мелких и крупных игроков бизнес-рынка.

    Сегодня размещение и производство наружной рекламы урегулировано нормативно. Согласно Закона РФ «О рекламе», к наружной можно отнести рекламу, которая находится на специальных конструкциях – как стационарных, так и временных, которые расположены на открытой местности. Реклама на зданиях, столбах, уличном оборудовании, над улицами и дорогами, на транспортных средствах – это все тоже примеры внешней рекламы.

    Размещать элементы такого вида рекламы в городах и селах можно, имея на руках разрешение исполнительных органов городских и сельских советов. Кроме этого, необходимо также согласие на размещение владельцев тех мест, где планируют установить рекламу. Если фирма рискнет и установит рекламу незаконно, она может понести серьезные финансовые убытки, поскольку штраф за такую самодеятельность составляет около 10 тысяч рублей в день.

    Рассмотрим подробнее, что именно необходимо предпринять, чтобы зарегистрировать наружную рекламу. Первый шаг – сбор необходимой для получения разрешения документации. Далее – все подготовленные документы следует представить в Комитет рекламы и информации. В-третьих, все бумаги должны пройти согласование в городском управлении благоустройства, архитектурном управлении, административно-технической инспекции и Управе. Венцом успешного прохождения документов по инстанциям станет получение паспорта, предоставляющего рекламное место.

    Рекламоноситель может принадлежать как к коммерческому виду рекламы, так и к некоммерческому. От того зависит, в частности, и процесс получения паспорта. К последнему виду рекламы относится, например, вывеска. Вывеска, как правило, только информирует о названии предприятия, о том, чем оно занимается, может быть указан товарный знак .

    На вывеске не указывается перечень предоставляемых фирмой услуг и товаров. Всевозможные щиты, кронштейны, транспаранты, флаги, билборды, баннеры, лайтбоксы, установки на крыше здания – это все примеры коммерческой рекламы. Их регистрируют с учетом размера, типа конструкции, наличия подсветки, места размещения и других факторов.

    Не требуют регистрации такие объекты, как информационные таблички и учрежденческие доски, а также информация, размещенная в витринах магазинов или предприятий сферы услуг и общепита.

    www.financial-lawyer.ru

    Список необходимых документов

    Исходные документы, необходимые для проведения процесса получения разрешения на установку и эксплуатацию наружной рекламы, собирает непосредственно Заказчик.
    Мы, со своей стороны, готовим и заполняем для Вас все формы типовых документов, требуемых компетентными органами по регистрации наружной рекламы.
    Для более легкого восприятия, мы обозначим документы, необходимые для подачи в каждую согласующую инстанцию отдельно.

    1. Документы, необходимые для подачи в ГУП ГлавАПУ и получения технического заключения на наружную рекламу:

    2. 1. Правильно оформленный и со всех сторон подписанный и пропечатанный (собственником рекламной конструкции и балансодержателем здания или здания и помещения – если это разные организации) дизайн-проект наружной рекламы и информации. (Оригинал в цветном варианте). Форму этого документа Вы можете найти в разделе «Формы документов»
      2. Свидетельство о собственности на здание и помещение (копия)
      3. Договор аренды, договор субаренды (вся цепочка имущественных отношений с собственником), в случае, если помещение не является собственностью.
      4. Справка бюро технической инвентаризации (Форма 1А), действующая на данный момент, при необходимости предоставляется с экспликацией и поэтажным планом.
      5. Фотография места установки
      6. Заверенная копия свидетельства о регистрации товарного знака и документы, подтверждающие право на его использование
      7. При использовании официальной символики города Москвы — Документы, подтверждающие право на использование официальной символики города Москвы
      8. Письмо на имя руководителя ГУП ГлавАПУ
      9. Доверенность
      Документы, необходимые для подачи в ГОРИНФОР и получения технического заключения и технического паспорта:

      1. Правильно оформленный и со всех сторон подписанный и пропечатанный (собственником рекламной конструкции и балансодержателем здания или здания и помещения – если это разные организации) дизайн-проект наружной рекламы и информации. (Оригинал в цветном варианте). Форму этого документа Вы можете найти в разделе «Формы документов»
      2. Свидетельство о собственности на здание и помещение (копия)
      3. Договор аренды, договор субаренды (вся цепочка имущественных отношений с собственником), в случае, если помещение не является собственностью.
      4. Фотография места установки
      5. Заверенная копия свидетельства о регистрации товарного знака и документы, подтверждающие право на его использование
      6. Заверенная копия технической документации:

      ЕСЛИ КОНСТРУКЦИЯ НЕ УСТАНОВЛЕНА:
      а) технической проект (чертеж несущей конструкции и фундамента с узлами крепления выполненный разработчиком, имеющим лицензию на право осуществления соответствующего вида работ (с копией лицензии), при необходимости;
      б) электрический проект (схема расположения световых и осветительных устройств — схема с указанием параметров источников освещения, а также схему подводки электроэнергии) – во всех случаях;
      в) экспертизы на технический и электрический проекты – во всех случаях.
      Подробнее о технической документации можно прочитать в разделе «Изготовление технической документации»

      ЕСЛИ КОНСТРУКЦИЯ УСТАНОВЛЕНА:
      а) экспертиза конструкции (заключение уполномоченной на то организации о соответствии конструкций СНРИ, а также несущих конструкций их крепления, включая фундамент, техническим нормам) — при необходимости;
      б) экспертиза электрикиво всех случаях;
      в) в случае, если экспертиза конструкции не требуется – обмерочный чертеж конструкции
      Подробнее об экспертизах можно прочитать в разделе «Проведение экспертизы»

      7. Карта-схема — (ситуационный план, оформленный в установленном порядке) места размещения конструкции (в масштабе, установленном регламентной схемой приложения 1 к постановлению Правительства Москвы № 930-ПП от 28.12.2004г., в зависимости от типа конструкции.
      8. Доверенность
      Документы, необходимые для подачи в ЕДИНОЕ ОКНО и получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции:

      1. Правильно оформленный и со всех сторон подписанный и пропечатанный (собственником рекламной конструкции и балансодержателем здания или здания и помещения – если это разные организации, согласованный с ГУП ГлавАПУ – подпись и печать) дизайн-проект наружной рекламы и информации. (Оригинал в цветном варианте и две цветных копии). Форму этого документа Вы можете найти в разделе «Формы документов»
      2. Свидетельство о собственности на здание и помещение (копия)
      3. Договор аренды, договор субаренды (вся цепочка имущественных отношений с собственником), в случае, если помещение не является собственностью.
      4. Справка бюро технической инвентаризации (Форма 1А), действующая на данный момент, при необходимости предоставляется с экспликацией и поэтажным планом.
      5. Фотография места установки
      6. Заверенная копия свидетельства о регистрации товарного знака и документы, подтверждающие право на его использование
      7. При использовании официальной символики города Москвы — Документы, подтверждающие право на использование официальной символики города Москвы
      8. Заверенная копия технической документации (в двух экземплярах):

      ЕСЛИ КОНСТРУКЦИЯ НЕ УСТАНОВЛЕНА:
      а) технической проект (чертеж несущей конструкции и фундамента с узлами крепления выполненный разработчиком, имеющим лицензию на право осуществления соответствующего вида работ (с копией лицензии), при необходимости;
      б) электрический проект (Схема расположения световых и осветительных устройств) – во всех случаях;
      в) экспертизы на технический и электрический проекты.
      Подробнее о технической документации можно прочитать в разделе «Изготовление технической документации»

      ЕСЛИ КОНСТРУКЦИЯ УСТАНОВЛЕНА:
      а) экспертиза конструкции (заключение уполномоченной на то организации о соответствии конструкций СНРИ, а также несущих конструкций их крепления, включая фундамент, техническим нормам) — при необходимости;
      б) экспертиза электрики (схема с указанием параметров источников освещения, а также схему подводки электроэнергии) — во всех случаях;
      в) в случае, если экспертиза конструкции не требуется – обмерочный чертеж конструкции
      Подробнее об экспертизах можно прочитать в разделе «Проведение экспертизы»

      9. Правильно оформленная заявка на подачу документов (образец в разделе «Формы документов»)
      10. Оригинал технического проекта, оформленный в ГУП ГОРИНФОР с двумя цветными копиями
      11. Оригинал технического заключения, оформленное в ГУП ГОРИНФОР с двумя цветными копиями
      13. Оригинал технического заключения ГУП ГлавАПУ с двумя цветными копиями
      13. Копия платежного поручения об оплате госпошлины
      14. Доверенность

      ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
      Для конструкций, установленных на зданиях или земельных участках, где балансодержателем является ТСЖ необходимо дополнительно предоставить (просто в копиях):
      1) свидетельство о государственной регистрации ТСЖ
      2) устав ТСЖ
      3) технический паспорт домовладения
      4) решение о предоставлении общего имущества для размещения заявляемых рекламных конструкций. Указанное решение может быть приято общим собранием ТСЖ. В том случае, если полномочиями принятия таких решений обладает иной орган управления ТСЖ — необходимо предоставить решение общего собрания ТСЖ о наделении иного органа управления ТСЖ такими полномочиями.
      ДЛЯ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ В КОМИТЕТ РЕКЛАМЫ «ЦЕНТР» (АРБАТ)

      При необходимости предварительного рассмотрения документов на возможность размещения рекламной конструкции (при частной собственности на здание, помещение) за пределами арендуемого помещения на имуществе г. Москва без участия в конкурсе:
      1. Правильно оформленный и со всех сторон подписанный и пропечатанный (собственником рекламной конструкции и балансодержателем здания или здания и помещения – если это разные организации, согласованный с ГУП ГлавАПУ – подпись и печать) дизайн-проект наружной рекламы и информации. (Оригинал в цветном варианте и две цветных копии). Форму этого документа Вы можете найти в разделе «Формы документов»
      2. Свидетельство о собственности на здание и помещение (копия)
      3. Договор аренды, договор субаренды (вся цепочка имущественных отношений с собственником), в случае, если помещение не является собственностью.
      4. Справка бюро технической инвентаризации (Форма 1А), действующая на данный момент, при необходимости предоставляется с экспликацией и поэтажным планом.
      5. Фотография места установки

      Все документы предоставляются в копиях.

      Для участия в конкурсе на установку рекламной конструкции (для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется):
      На основании положения о проведении конкурса на установку и эксплуатацию наружной рекламы и информации на имуществе города Москвы. Подробнее о списке документов и порядке осуществления их приема, а также условий и процесса осуществления конкурса подробно рассказано в разделе «Согласование конструкций, устанавливаемых на имуществе г. Москва, проведение конкурса»

    www.mediamaxima.ru

    Размещение наружной рекламы: какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

    Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

    Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

    Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

    Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

    Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

    Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

    Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

    Договор на установку рекламной конструкции

    Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

    В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

    Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

    Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

    Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

    Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

    Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

    Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

    Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

    Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

    Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

    Но даже наличие решения собственников жилья не гарантирует, что собственники действительно согласны на установку рекламной конструкции. Так, в одном деле суд признал договор, заключенный с представителем ТСЖ, недействительным, хотя собрание формально проводилось и соответствующее решение было принято. Впоследствии по иску собственников собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу № А63-14162/2008). Поэтому для минимизации рисков следует тщательно проверять соблюдение порядка проведения общего собрания собственников и порядка принятия решения.

    Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

    Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

    Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

    В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

    Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

    После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

    Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

    Иными словами, заставить муниципалитет провести торги на право размещения рекламных конструкций не получится. Что же касается порядка проведения торгов, то тут необходимо отметить позицию, которую высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11: «В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 94-ФЗ), результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение. Следовательно, торги на право размещения рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона № 94-ФЗ. В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. 447—449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. 15—17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“».

    Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

    Разрешение на размещение рекламной конструкции

    После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

    Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

    Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

    Законом о рекламе устанавливаются некоторые ограничения на использование определенных способов размещения рекламы. Так, запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (п. 3 ст. 19 Закона о рекламе). За нарушение данного правила ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

    Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

    Реклама или информационная вывеска

    Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

    Это касается и размещения вывески на фасаде многоквартирного жилого дома. Судебная практика исходит из того, что за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для размещения на нем вывесок владелец вывески не должен платить собственникам помещений в доме (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

    Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

    В письме ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» указывается, что к информации, распространение которой является обязательным, относятся сведения, указанные в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, это размещение на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы. Причем позиция ФАС России такова, что манера и стиль оформления информации значения не имеет — размещая ее, продавец выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

    Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

    Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

    Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

    Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

    В судебной практике есть позиция, что главным отличием вывески от рекламы состоит в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров. Если же фирменное наименование организации преследует эту цель, то вывеску следует рассматривать в качестве рекламы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010 по делу № А51-3119/2010).

    По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

    Чтобы информация не подпадала под рекламную, следует внимательно отнестись к месту размещения информации. В судебной практике есть примеры, когда рекламой признавались конструкции со сведениями о компании или производимой продукции, расположенные на другой стороне здания (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967/11), вдали от офиса (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10), вне места нахождения компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010).

    В одном деле суд посчитал, что размер конструкции и место ее расположения на крыше здания свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения в виде объемных букв было не конкретное информирование потребителей о месте нахождения компании, а привлечение внимания к юридическому лицу вообще (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

    Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

    Безусловно, компании намного удобнее считать конструкцию информационной вывеской, а не рекламой. Однако если конструкция все же является рекламой и установлена без соблюдения указанных требований (без разрешения муниципальных органов), то ее владельцу грозит штраф, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ), а также обязанность демонтировать незаконно размещенную рекламную конструкцию.

    Привлечь компанию к ответственности могут даже в случае, когда она обращалась к услугам рекламного агентства или просто арендовала рекламную поверхность (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-12821/2014 по делу № А70-4518/2014). Поэтому лучше не рисковать и соблюсти установленный законом порядок.

    www.eg-online.ru

Смотрите так же:

  • Законы архангельска ЗАКОН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 03.04.2015 № 262-15-ОЗ АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 3 апреля 2015 года № 262-15-ОЗ О льготах по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы […]
  • Вывеска и закон о рекламе Закон о рекламных вывесках Вывеска выступает в современном мире визитной карточкой любой фирмы, занимающейся розничной торговлей или осуществляющей свою деятельность в сфере услуг. Она заранее информирует потребителя об услугах, которые […]
  • Правила вывески на магазинах Установка наружной вывески: какие сложности ждут ее владельца Вывеска — это своего рода визитная карточка любого предприятия розничной торговли и сферы услуг, будь то магазин, парикмахерская, кафе или автосервис. Она информирует о том, […]
  • Налог 38 ру личный кабинет Налог.ру задолженность, личный кабинет налогоплательщика, ИНН, база организаций Обзор полезных сервисов сайта Налог.ру (www.nalog.ru). Личный кабинет налогоплательщика(физ.лица) 1: узнай свою задолженность Что нужно ввести? ИНН, Фамилия, […]
  • Как перевести квартиру в долевую собственность Как переоформить квартиру из совместной собственности в долевую? Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких граждан, принадлежит им на праве общей собственности. Если доля каждого гражданина в общей собственности не […]
  • Экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда Договор подряда Свобода договора Договор и порядок его заключения Общие положения о договоре подряда Договор подряда относится к категории обязательств по выполнению работ и регулируется нормами гл. 37 ГК РФ. К этой группе […]