Порядок разрешения внешнеэкономических споров

Глава 11. Разрешение споров между участниками внешнеторговой деятельности

Порядок разрешения споров определяется ГПК России (2003 г.), Арбитражным процессуальным кодексом России (2002 г.), Законом России от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» 1.

Споры между участниками ВТД разрешаются в государственных арбитражных судах; специальных арбитражных органах; арбитражах, создаваемых самими сторонами для разрешения конкретного спора. Специальными арбитражными органами в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России. Понятие арбитражного суда в международном частном праве отличается от применяемого в российском законодательстве.

Под третейским (арбитражным) судом мировая практика понимает суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними. Состав суда определяется сторонами. В отличие от общего (государственного) суда, обращение к третейскому суду происходит на основании соглашения сторон 2.

Для организаций и фирм, ведущих торговые, посреднические и иные операции, рассмотрение споров в порядке арбитража, по сравнению с судебным порядком, имеет существенные преимущества. Они, прежде всего, состоят в непродолжительности, по сравнению с обычными судами, срока рассмотрения дел, потому, что решения арбитража не подлежат обжалованию, а также в относительной (по сравнению с традиционным судебным производством) дешевизне. Большим достоинством арбитража является компетентность третейских судов. Нередко при решении внешнеторговых споров применяется законодательство иностранных государств, поэтому арбитры избираются из числа специалистов в данной сфере. Наконец, с точки зрения большинства организаций и фирм, существенным преимуществом является то, что третейский суд чаще всего заседает негласно, и информация о его решениях не попадает в средства массовой информации.

Для того чтобы разрешить спор в органах международного коммерческого арбитража, стороны должны заключить арбитражное соглашение относительно уже возникшего спора или споров, которые могут возникнуть между ними в будущем. Такое соглашение, включенное в контракт при его заключении, называется арбитражной оговоркой (арбитражным соглашением). Эти оговорки носят факультативный характер и применяются в каждом конкретном случае исключительно по взаимной договоренности. Типовая арбитражная оговорка содержится в соглашениях, заключаемых торговыми палатами и (или) арбитражными ассоциациями различных государств друг с другом. Арбитражная оговорка, рекомендуемая указанными соглашениями, обычно устанавливает, что рассмотрение спора будет проводиться в определенном, постоянно действующем третейском суде, по месту нахождения ответчика или же в ином арбитраже, созданном для рассмотрения спора в стране ответчика. Если спор уже возник, а арбитражная оговорка или соглашение отсутствуют, договоренность сторон о том, какой орган будет его рассматривать, может также оформляться между сторонами при помощи третейской записи или компромисса.

В современном коммерческом обороте участники международных торговых связей довольно редко прибегают к третейской записи, предпочитая заключать арбитражные соглашения или делать в контрактах арбитражные оговорки. Около 80 % заключаемых внешнеторговых контрактов имеют арбитражную оговорку.

Заметим, что в законодательстве современных государств не проводится различий между арбитражной оговоркой и третейской записью. Например, в Англии, в соответствии с Законом об арбитраже 1950 г. (в редакции 1975 и 1979 г.г.), арбитражным соглашением считается письменное соглашение о передаче настоящих или будущих дел в арбитраж. В Федеральном законе США об арбитраже 1925 г. предусмотрено, что содержащееся в торговых сделках и сделках в области торгового мореплавания письменное условие об арбитражном разбирательстве споров, могущих возникнуть в будущем, или же письменное соглашение об арбитражном разбирательстве споров, возникших в этой же области отношений, являются действительными, подлежат исполнению и не могут быть отозваны.

Согласно Нью-йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1985 г. и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., под арбитражным соглашением понимается как оговорка в письменном договоре, так и отдельное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами, телеграммами и т.п. Соглашения сторон, устанавливающие подсудность, носят название пророгационных. Соглашения сторон, исключающие подсудность какого-либо конкретного органа, называются дерагационными.

Споры, вытекающие из ВТД, рассматриваются в судебном или арбитражном порядке. Стороны, как правило, договариваются об арбитражном порядке рассмотрения споров, так как он имеет некоторые, уже отмеченные нами, преимущества над судебным порядком. Арбитражный суд, рассматривающий споры, вытекающие из правоотношений по внешнеторговым сделкам ─ это третейский суд, избранный сторонами для решения спора между ними.

В международной практике для рассмотрения споров применяются два вида арбитражей ─ институционные и изолированные. Ст. YI Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 г. определяет право сторон в арбитражных соглашениях предусматривать: а) что их споры подлежат передаче в постоянно действующий арбитраж, и тогда арбитражное производство должно состояться в соответствии с правилами, установленными для этого арбитража; б) что их споры подлежат передаче в изолированный арбитраж (ad hoc). В таком случае стороны могут назначить арбитров или определить порядок их назначения; определить место проведения арбитража; обусловить правила арбитражного разбирательства.

Постоянно действующие (институционные) арбитражи создаются при различных организациях: торговых или торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т.п. Постоянно действующие арбитражи можно разделить на арбитражи с широкой компетенцией, т.е. рассматривающие любые споры, вытекающие из внешнеторговых отношений, и арбитражи со специальной компетенцией. К первым можно отнести Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП России, Лондонский арбитражный суд и другие, а ко вторым ─ Арбитражный суд Бременской хлопковой биржи, Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате России.

Институционные арбитражи подразделяются на арбитражи открытого и закрытого типа, в зависимости от того, кто может обращаться в эти арбитражи. В открытые ─ все заинтересованные стороны, в закрытые ─ только члены бирж ассоциаций и прочих организаций, при которых эти арбитражи действуют.

Институционные арбитражи действуют согласно имеющимся положениям и уставам о них. Они рассматривают споры согласно принятым и утвержденным для них регламентам. У них имеется список арбитров, из которого стороны выбирают арбитров для разрешения данного спора.

Как правило, соглашение о третейском разбирательстве возможных споров достигается на стадии заключения внешнеторгового контракта и составляет одно из его условий. Арбитражное соглашение может быть заключено и после подписания основного контракта. Особенность заключенного арбитражного соглашения состоит в том, что оно обязательно для сторон, уклониться от передачи спора арбитражу они не могут. Обычный суд, как правило, не вправе ни отменить арбитражное соглашение, ни пересмотреть решение арбитража. Это правило получило признание в законодательстве и судебной практике различных государств.

В соответствии с Законом России «О международном коммерческом арбитраже», суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен, если любая из сторон попросит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора, прекратить производство и направить стороны в арбитраж, если не найдет, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Арбитражная оговорка (соглашение) обладает в отношении сделки юридической самостоятельностью. Это означает, что действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности того контракта, в отношении которого оно было заключено. Решение арбитражного суда о том, что договор ничтожен, не влечет за собой в силу недействительности арбитражной оговорки 1.

При ТПП России имеется два постоянно действующих органа международного коммерческого арбитража. Это международный коммерческий суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК). Они представляют собой общественные, а не государственные организации.

К компетенции МКАС относятся споры из договорных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей. Споры возникают из договоров купли-продажи товаров, перевозки грузов, сооружения промышленных и иных объектов, инвестиций, совместного предпринимательства и других форм промышленной и предпринимательской кооперации (п. 2 Положения).

В МКАС ведется список арбитров, утверждаемый ТПП России сроком на 5 лет. В список включаются лица, которые обладают необходимыми специальными познаниями, в том числе ряд арбитров ─ иностранных граждан. Стороны также могут избрать в качестве арбитра любое известное своей квалификацией и компетентностью лицо, не включенное в этот список. Дела рассматриваются арбитражем в составе трех арбитров или, по соглашению сторон, ─ единоличным арбитром.

Предъявляя исковое заявление в МКАС, истец должен оплатить регистрационный сбор в размере 500 долл. США, а в последствии ─ арбитражный сбор, исчисляемый по определенной шкале, в зависимости от цены иска. Минимальный арбитражный сбор составляет 1400 долл. США. Если истец не уплатит этот сбор, то согласно Регламенту, арбитражное разбирательство по иску не ведется и дело остается без движения.

Подавая заявление в МКАС, истец должен указать избранного им арбитра и запасного арбитра или просьбу о том, чтобы эти лица были назначены председателем МКАС.

Ответчик в 30-дневный срок с даты получения копии искового заявления должен избрать арбитра и запасного арбитра или просить об этом председателя МКАС. Если ответчик не изберет арбитров в указанный срок, председатель МКАС назначает их из списка арбитров. Избранные сторонами арбитры должны избрать председателя и запасного председателя из списка состава арбитров в течение 30 дней. Если они не сделают этого, председатель и, в том числе, запасной, назначаются председателем МКАС. Дело рассматривается в закрытом заседании. Лишь с разрешения состава арбитража и согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в разбирательстве. Стороны могут договориться о разбирательстве дела только на основе письменных материалов, без проведения устного слушания. Те обстоятельства, на которые стороны ссылаются как на основании своих требований или возражений, они должны доказать. Арбитры оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению.

При разрешении споров применяются нормы материального права, определенного соглашением сторон. Если стороны не сделали этого, МКАС руководствуется правом, определяемым в соответствии с коллизионными нормами, которые арбитры считают применимыми. Во всех случаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.

Арбитражное разбирательство завершается вынесением решения или постановления. Решение выносится тогда, когда спор разрешен по существу, а также по просьбе сторон вынести его на основе их мирового соглашения. Решение выносится в закрытом заседании большинством голосов состава арбитража. Резолютивная часть, как правило, объявляется сторонам устно. В течение 30 дней им направляется письменное мотивированное решение 1.

Морская арбитражная комиссия при ТПП России (МАК) действует на основе положения, которое является Приложением 2 к Закону о международном коммерческом арбитраже, и Правил производства дел, которые утверждены постановлением Президиума ТПП СССР от 13 января 1982 г. Компетенция МАК возникает в силу: а) арбитражного соглашения; б) совершения сторонами действий, свидетельствующих о добровольном подчинении юрисдикции Комиссии; в) в силу международного договора РФ. В компетенцию МАК входят споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, которые возникают из торгового мореплавания. При этом, сторонами таких отношений могут быть субъекты российского и иностранного права или только российского, либо только иностранного права.

МАК состоит из 25 членов, которые утверждаются Президиумом ТПП России сроком на 4 года. В отличие от МКАС, членами МАК являются только российские граждане. Каждая из сторон избирает арбитра из числа членов Комиссии. Стороны не вправе избрать лицо, не являющееся членом МАК. Если избранные ими арбитры не приходят к единому мнению относительно того, как должен быть разрешен спор, они в 10-дневный срок избирают арбитра-председателя. По соглашению сторон, спор может быть рассмотрен единоличным арбитром. По просьбе стороны председатель может установить размер и форму обеспечения требования, в частности, вынести постановление о наложении ареста на находящееся в порту судно или груз другой стороны.

Правила производства дел определяют процедуру арбитражного разбирательства. Оно возбуждается подачей искового заявления, реквизиты которого определены в Правилах производства дел. Арбитражный сбор устанавливается в МАК в размере до 20 % от суммы иска. Если истец не уплатит арбитражный сбор, исковое заявление считается неподанным. Подавая исковое заявление, истец должен указать избранного арбитра или просить председателя Комиссии его назначить. Ответчик назначает арбитра в 30-дневный срок. Если ответчик не изберет арбитра в указанный срок, его назначает председатель МАК.

Разбирательство дела проходит в открытом заседании. Однако по просьбе любой из сторон дело рассматривается в закрытом заседании. Процедура арбитражного разбирательства здесь аналогична той, которая действует в МКАС. Решение МАК может быть в месячный срок обжаловано в Верховный суд РФ или опротестовано Генеральным прокурором России, или его заместителями. Если Верховный суд РФ найдет, что решение существенно нарушило действующее законодательство или оно не правильно применено, он отменяет это решение и возвращает дело в МАК на новое рассмотрение другому составу арбитража. Если в течение месяца решение МАК не было обжаловано или опротестовано, оно вступает в законную силу.

Закон о международном коммерческом арбитраже устанавливает, что третейский суд может самостоятельно вынести постановление о своей компетенции, в том числе, по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения. Сторона вправе заявить, что третейский суд не обладает компетенцией рассматривать спор до того, как она представит возражения по иску. Не считается признанием компетенции третейского суда назначение стороной, возражающей против его компетенции, арбитра или участие в назначении арбитра. Если же сторона будет возражать, ссылаясь на отсутствие у третейского суда компетенции рассматривать спор, после того, как она сделала заявление по существу дела, она утрачивает право ссылаться на отсутствие компетенции третейского суда.

Заинтересованная сторона может обжаловать постановление третейского суда по вопросу о своей компетенции, которое внесено в качестве предварительного вопроса, в 30-дневный срок после получения уведомления об этом акте, в Верховный суд республики в составе Российской Федерации, в краевой, областной, городской суд, в суд автономной области или автономного округа по месту проведения арбитража. Решения указанных судов обжалованию не подлежат. Право арбитров выносить решение о своей компетенции закреплено также в Европейской конвенции (ст.V).

Необходимо иметь в виду, что суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен прекратить производство и направить стороны в арбитраж, если только он не найдет, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено при условии, что любая из сторон попросит об этом не позже того, как она представила свое первое заявление по существу спора.

Международный коммерческий арбитраж не входит в судебную систему Российского государства. Ни российское законодательство о судоустройстве, ни процессуальное законодательство к международному коммерческому арбитражу не применяются. Это исходное положение закреплено в Законе о международном коммерческом арбитраже нормой ст. 5: «По вопросам, регулируемым настоящим Законом, никакое судебное вмешательство не должно иметь место, кроме как в случаях, когда оно предусмотрено в настоящем Законе». Существует лишь две ситуации, предусматривающие возможность вмешательства судов общей юрисдикции в деятельность органов международного коммерческого арбитража. Первая ─ Верховный суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной, городской суд, суд автономной области или автономного округа по месту проведения арбитража по заявлению заинтересованной стороны принимают решение о компетенции арбитража, если это решение принято по вопросу предварительного характера (п. 2 ст. 6 Закона). Вторая: суды по месту проведения арбитража принимают решение об отмене арбитражного решения по ходатайству заинтересованной стороны (п. 2 ст. 6 Закона).

Ходатайство об отмене арбитражного решения подается в Верховный суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной, городской суд, суд автономной области или суд автономного округа по месту арбитража. Арбитражное решение может быть отменено только тогда, когда сторона, которая ходатайствует о его отмене, представит доказательство того, что:

1) одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособна или это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили;

2) сторона не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве, или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

3) решение вынесено по спору, который не предусмотрен арбитражным соглашением или не подпадает под его условия, или содержит постановления по вопросам, которые выходят за пределы арбитражного соглашения;

4) состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон, если только такое соглашение не противоречит любому положению Закона о международном коммерческом арбитраже, от которого стороны не вправе отступать, а при отсутствии такого соглашения ─ названному Закону 1.

Арбитражное решение может также быть отменено, если: а) вышеназванные суды определят, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по российскому законодательству; б) арбитражное решение противоречит публичному порядку Российской Федерации. Ходатайство об отмене арбитражного решения должно быть заявлено не позднее 3-х месяцев со дня получения арбитражного решения стороной, которая заявляет такое ходатайство.

Рассмотрим вопрос об исполнении иностранных арбитражных решений. Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений было унифицировано принятием Нью-йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г. В ней участвуют 84 государства. В Конвенции предусматривается признание письменных соглашений, по которым стороны договорились передать в арбитраж спор по конкретному делу. Суды государств-участников обязуются в том, что если к ним поступает дело, по которому его стороны заключили арбитражное соглашение, направить его в арбитраж. Вместе с тем, каждое договаривающееся государство обязалось признавать арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории, в соответствии со своими процессуальными нормами. В Конвенции также отмечаются ситуации, при которых может быть отказано в признании и приведении в исполнение арбитражного решения.

Арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается в России обязательным и при подаче в компетентный суд ходатайства приводится в исполнение (ст. 35 Закона о международном коммерческом арбитраже). Иными словами, иностранные арбитражные решения исполняются в России независимо от того, имеется ли у нее международный договор в названной области с соответствующим государством.

Согласно ст. 36 этого Закона, в определенных строго ограниченных случаях может быть отказано в признании и приведении в исполнение арбитражного соглашения (недееспособность стороны в таком соглашении, неуведомление стороны о назначении арбитра и об арбитражном разбирательстве и др.).

В соответствии со ст. 409 ГПК России, решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором.

1 См.: Дмитриева Г. К. Международный коммерческий арбитраж: Учебно-практическое пособие. М., 1997; Практика международного коммерческого арбитражного суда. Научно-практический комментарий /Сост. автор комментария Розенберг М. Г. М., 1997.

2 Суханов Е. А. Третейские суды и предпринимательские споры //Право и экономика. 1998. № 2.

1 См.: Коммерческое право: Учебное пособие для вузов /Под ред. проф. М. М. Рассолова. М.: ЮНИТА ─ ДАНА, Закон и право, 2001. С. 455─ 456.

1 Заметим, что приказом Президента ТПП России от 9 декабря 1999 г. № 91 утверждены Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате России арбитражу, проводимому в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Согласно Правилам МКАС, оказывает организационное содействие таким арбитражным разбирательствам и может выполнять функции компетентного органа. Правила содержат также необходимые нормы для проведения арбитража ad hoc на территории России в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

1 См.: Международное частное право: Учебник /Под ред. Н. И. Марышевой. М.: Юрид. фирма «Контракт», 2000. С. 509 ─510.

interservis.info

23.6. Порядок разрешения внешнеэкономических споров

1. Потребовать от стороны, нарушившей договор, исполнен ия ее о бязанностей и предоставить ей дополнительный срок для исполнения (п. 1 ст. 46. п. 1 ст. 47, ст. 62, п. 1 ст. 63 Конвенции).

Исходя из Конвенции (ст. 28) «суд не будет обязан выносить решение об исполнении обязательства в натуре, кроме случаев, когда он сделал бы это на основании своего собственного закона в отношении аналогичных договоров купли-продажи». Тем самым Конвенция допускает принцип реального исполнения в той мере, в которой этот вопрос регулируется национальным законодательством страны суда применительно к аналогичным договорам купли-продажи.

2. Приостановить исполнение своих обязательств, если после заключения договора выяснится, что другая сторона окажется неисправной (п. 1 ст. 71).

Если продавец уже отправил товар, он «может воспрепятствовать передаче товара покупателю, даже если покупатель располагает документом, дающим ему право получить товар» (п. 2 ст. 71).

3. Потребовать расторжения договора. Это право возникает только в случае, если стороной допущено существенное нарушение договора либо не исполнены обязательства к дополнительно установленному сроку.

Нарушение договора, допущенное одной из сторон, является существенным, если влечет за собой вред для другой стороны либо сторона лишилась того, на что она могла рассчитывать, и когда сторона не предвидела возможного наступления такого результата (ст. 25 Конвенции).

Предвидение стороной отрицательных (убыточных) последствий представляет собой элемент вины. При отсутствии упомянутого предвидения (т. е. вины) нарушение не считается существенным и не дает потерпевшей стороне права расторгнуть договор.

4. Потребовать возмещения убытков. Убытки представляют собой реальный ущерб и упущенную выгоду (ст. 74), но понесшая их сторона должна доказать, что она приняла разумные меры для их уменьшения. В противном случае должник «может потребовать сокращения возмещаемых убытков на сумму, на которую они могли быть уменьшены» (ст. 77).

Сумма исчисляемых убытков, подлежащих компенсации, зависит от того, сопровождается ли их взыскание расторжением договора или нет.

Если нарушение договора не признается существенным, подлежащие возмещению убытки «не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то время знала или должна была знать» (ст. 74).

В случаях, когда требования о возмещении убытков предъявляются в связи с расторжением договора, следует различать два момента:

договор расторгнут, но после этого потерпевшая сторона сумела заключить субститутную (заменяющую) сделку (так как покупатель купил товар у другого лица или продавец перепродал товар). Тогда взысканию подлежит, в силу ст. 75 Конвенции, разность между ценами на товар по расторгнутому и вновь заключенному договорам плюс дополнительные убытки (ст. 74);

договор расторгнут, и потерпевшей стороне не удалось заключить заменяющую сделку. Тогда должна быть взыскана разность между ценой на товар по расторгнутому контракту и текущей (рыночной) ценой на данный товар (ст. 76), а также дополнительные убытки (ст. 74).

5. Взыскать проценты в случае допущенной другой стороной просрочки в уплате цены или иной суммы (ст. 78). В Конвенции не содержится конкретизации этого положения, следовательно, взаимоотношения сторон по взысканию процентов должны регулироваться нормами национального законодательства (п. 2 ст. 7).

Если договор подчинен российскому материальному праву, применяется ст. 395 ГК РФ с учетом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г . № 618 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Если договорное обязательство выражено в иностранной валюте (ст. 317 ГК РФ) и отсутствует официальная учетная ставка банковского процента по валютным кредитам на день исполнения обязательств в месте нахождения кредитора, размер процентов определяется на основании публикаций в официальных источниках информации о средних ставках банковского процента по краткосрочным кредитам.

Если такие публикации отсутствуют, то в качестве доказательства предъявляется справка одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора.

Конвенция предусматривает условия освобождения от ответственности за нарушение договора международной купли-продажи (ст. 79): «Сторона не несет ответственность за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий» (п. 1 ст. 79).

Таким образом, ответственность за нарушение договора не применяется, если нарушение обусловлено обстоятельством, которое является для нарушителя, во-первых, непредвиденным, а во-вторых, непредотвратимым.

Подведомственность и подсудность споров

Важным обстоятельством в разрешении внешнеэкономических споров являются вопросы подсудности экономических споров.

В соответствии со ст. 22 АПК РФ экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений в ходе осуществления предпринимательской деятельности, включая дела с участием иностранных коммерческих организаций и предприятий с иностранными инвестициями, рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения ответчика. При налич ии у ю ридического лица обособленного подразделения (филиала, представительства) иски предъявляются по месту нахождения обособленного подразделения (ст. 25 АПК РФ).

В соответствии с решением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1 споры с участием иностранных лиц могут рассматриваться в российских арбитражных судах, если филиалы или представительства находятся на территории Российской Федерации. При этом не имеет значения, связан ли иск с деятельностью филиала или представительства.

В соответствии со ст. 212 АПК РФ арбитражный суд вправе рассматривать дела по искам к иностранным коммерческим организациям даже при отсутствии структурных подразделений в России. Достаточно того, что имущество ответчика находится на территории России, или если иск вытекает из договора, который подлежит исполнению был исполнен на российской территории, или если возмещение вреда имело место в России.

Законом об иностранных инвестициях (ч. I ст. 9 Закона) предусмотрена категория споров административно-правового характера, которые подлежат рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Примерный перечень инвестиционных споров содержится в п. 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.92 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

К этим спорам относятся споры о возмещении убытков, причиненных иностранным инвестором в результате выполнения противоречащих законодательству указаний государственных органов либо должностных лиц вследствие ненадлежащего осуществления ими своих обязанностей в отношении иностранных инвесторов, а также жалобы на решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций.

Коммерческие споры административно-правового характера могут разрешаться только арбитражными судами, а споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, могут передаваться по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда (ст. 23 АПК РФ). Как правило, соглашение о рассмотрении споров в третейском суде предусматривается при заключении договора (контракта) и является одним из его условий.

Имеют место случаи, когда истец при третейской оговорке направляет исковые материалы в арбитражный суд. В этом случае, если ответчик дал отзыв на иск в арбитражный суд, тем самым он дал согласие на рассмотрение дела в арбитражном суде.

При возражении ответчика против рассмотрения дела в арбитражном суде остается в силе оговорка о рассмотрении дела в третейском суде, и арбитражный суд обязан оставить иск без рассмотрения (ст. 87(2) АПК РФ).

Определенную специфику в делах с участием иностранного партнера приобретает вопрос о порядке уплаты государственной пошлины и арбитражных сборов.

В соответствии с письмом ЦБ РФ от 02.02.94 г. № 108 в иностранной валюте может уплачиваться арбитражный сбор только в пользу Международного коммерческого арбитражного суда и Морской Арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Арбитражный сбор в пользу других третейских судов в настоящее время может уплачиваться только в рублях.

В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации иностранные лица, не имеющие рублевых счетов и представительств на территории Российской Федерации, уплачивают государственную пошлину с помощью надлежаще уполномоченных представителей-резидентов, имеющих рублевые и валютные счета.

При заключении внешнеэкономических контрактов действует принцип свободы воли сторон, в силу которого стороны могут подчинить возникшее между ними соглашение законодательству любого государства по своему выбору, в соответствии с нормами Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г .

Если стороны не воспользовались этим выбором, то, согласно ст. 166 Основ, применяется законодательство государства, где расположена наиболее активная сторона — продавец в договоре купли-продажи, перевозчик в договоре перевозки и т. д.

При этом в ряде случаев применимое право носит императивный характер. Например, в договорах о создании совместных предприятий с участием иностранных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предприятие (п. 3 ст. 166 Основ).

Аналогично обстоит дело с договорами, заключенными на аукционах. К этим договорам применяется право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа (п. 4 ст. 166 Основ).

Поэтому если в договоре о создании совместного предприятия его участники предусмотрят регулирование их отношений законодательством не того государства, где предприятие создано, такая оговорка будет признана ничтожной.

Если спор, возникший из договора о создании совместного предприятия, передается на рассмотрение третейского суда в другой стране, то третейский суд должен разрешить спор исходя из материального права государства, где было учреждено совместное предприятие

adhdportal.com

Разрешение споров между участниками внешнеэкономической деятельности

Порядок разрешения споров определяется Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 5 мая 1995 г., Законом РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».

Споры между участниками внешнеэкономической деятельности разрешаются в государственных арбитражных судах; специальных арбитражных органах; арбитражах, создаваемых самими сторонами для разрешения конкретного спора. Специальными арбитражными органами в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России.

В отдельных предусмотренных законодательством РФ случаях дела рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Субъектам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, предоставлено право выбора арбитражного органа и государства, где будет рассматриваться спор. Порядок разрешения спора фиксируется либо в договоре (в виде арбитражной оговорки), либо в специальном соглашении. В арбитражной оговорке или арбитражном соглашении можно указать арбитражный орган любого государства. Если данный вопрос не урегулирован сторонами и между ними возник спор по поводу разрешения спора, они могут заключить соглашение об арбитражном разбирательстве, именуемое третейской записью или компромиссом. Арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным в России. Для принудительного исполнения решения в компетентный суд представляется письменное ходатайство.

Обратная связь

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

www.inventech.ru

§ 5. Особенности разрешения внешнеэкономических споров

87 (2) АПК).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации особо подчеркивает, что такого рода возражение (и ходатайство) ответчика должно быть представлено не позднее его первого заявления по существу спора. Когда, например, упомянутое возражение было впервые высказано иностранным ответчиком в апелляционной жалобе на решение арбитражного суда первой инстанции, Президиум ВАС отметил, что арбитражный суд, рассматривая спор по существу, действовал в пределах своей компетенции[3].
Определенную специфику в делах с участием иностранных лиц приобретает вопрос о порядке уплаты государственной пошлины и арбитражного сбора.
Дело в том, что в соответствии с письмом ЦБ РФ от 2 февраля 1994 г. № 108 в иностранной валюте может уплачиваться лишь арбитражный сбор в пользу Международного коммерческого арбитражного суда и Морской Арбитражной Комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Арбитражные сборы в пользу других третейских судов в настоящее время могут уплачиваться только в рублях. Закон о государственной пошлине также не предусматривает возможности ее уплаты в иностранной валюте.
В связи с изложенным Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обращает внимание на то, что «иностранные лица, не имеющие рублевых счетов и представительств на территории Российской Федерации, уплачивают государственную пошлину с помощью надлежаще уполномоченных представителей-резидентов, имеющих рублевые и валютные счета»[4].
Применимое материальное право. При его установлении необходимо руководствоваться соответствующими нормами Основ гражданского
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 413
законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Так, применительно к правам и обязанностям по внешнеэкономическим сделкам действует принцип свободы воли сторон (lexvoluntatis), в силу которого стороны могут подчинить возникшее между ними правоотношение законодательству любого государства по своему выбору.
Если они не воспользовались этой возможностью, применимое право определяется согласно ст. 166 Основ, ориентирующейся в принципе на законодательство государства, где расположена наиболее активная сторона – продавец в договоре купли-продажи, перевозчик в договоре перевозки, страховщик в договоре страхования и т.д. (п. 1).
Вместе с тем в ряде случаев применимое право определяется в императивном порядке. Например, «к договору о создании совместного предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан применяется право страны, где учреждено совместное предприятие» (п. 3 ст. 166).
Здесь отсутствует оговорка о возможности для сторон избрать какое-либо иное законодательство. Аналогичным образом обстоит дело применительно к договорам, заключенным на аукционе, в результате конкурса или на бирже. К этим договорам «применяется право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа» (п. 4 ст. 166).
Поэтому, если, например, в договоре о создании совместного предприятия его участники предусмотрят регулирование их отношений законодательством не того государства, где предприятие создается, а какого-либо другого, такая оговорка будет ничтожной.
Если спор, возникший из договора о создании совместного предприятия, передается на рассмотрение третейского суда, находящегося в другой стране, этот третейский суд должен разрешить спор из такого договора, руководствуясь материальным правом государства, где совместное предприятие было учреждено.

[1] Вестник ВАС РФ. 1997. № 3. С.12.
[2] Данное постановление относит рассмотрение инвестиционных споров к компетенции Верховного Суда Российской Федерации. Следует, однако, учитывать, что оно было принято в период действия АПК РФ 1992 г., согласно которому арбитражные суды могли рассматривать споры с «иностранным элементом» лишь если это было предусмотрено межгосударственным соглашением или соглашением сторон (ст. 20), а по общему правилу такие споры были подведомственны судам общей юрисдикции.
Сейчас положение существенно изменилось, поскольку норма п. 6 ст. 22 АПК РФ 1995 г. о рассмотрении этих споров арбитражными судами носит императивный характер.
Вот почему есть основания полагать, что инвестиционные споры должны в нас-тоящее время рассматриваться Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
[3] Вестник ВАС РФ. 1997. № 3. С.89.
[4] Вестник ВАС РФ. 1997. № 3. С.99.

jurisprudence.club

Смотрите так же:

  • Законы вэд 2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России 2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах […]
  • Адвокат денис олегович Адвокат денис олегович Адвокат, Председатель коллегии адвокатов “Первая адвокатская контора”, Вице-президент Адвокатской палаты Ленинградской области, Член Комиссии Федеральной Палаты Адвокатов Российской Федерации по этике и […]
  • Предмет экологическая экспертиза Экологическая экспертиза, предмет и задачи. Цели, критерии и типы экологической экспертизы ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Лекция 8 Дополнительная Основная СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Калмыков С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование […]
  • Суды общей юрисдикции учебник Суды общей юрисдикции (2) Министерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра «Уголовного процесса» Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ» по теме : «Суды общей юрисдикции» Адъюнкт […]
  • Как рассчитать выплаты по осаго после дтп Как рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО после ДТП Как проводится расчет стоимости выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая? Этот вопрос задается всеми автовладельцами, которые попали в дорожно-транспортное […]
  • Правила проведения электронных государственных закупок в рк на 2014 Правила проведения электронных государственных закупок излагаются в новой редакции (аннотация к документу от 14.04.2014) В частности, измененные Правила проведения электронных государственных закупок (далее - Правила) разработаны в […]