Конституция российской федерации основной закон общества и государства

Конституция РФ основной закон государства и общества

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие, юридические свойства и функции конституции. 4

2. Основные этапы конституционного развития России 10

3. Форма и содержание Конституции РФ 1993 г. 18

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система

Вне всякого сомнения конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителем. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Термин «конституция» (от латинского «constituio» — установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны. 1 Основными целями представленной работы являются: дать определение конституции РФ как основного закона общества и государства и раскрыть юридические свойства и функции конституцию, определите основные этапы исторического развития российской конституционности, определить структуру и содержание Конституции РФ 1993 г. и показать преимущества и недостатки новой Конституции.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной проблематике и труды таких ученых, как С.А.Авакьян, М.В. Баглай, И.П. Ильинский, О.Е. Кутафин, Н.А. Михалева, Ю.М. Тихомиров, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и т.д.

1. Понятие, юридические свойства и функции конституции.

Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления

Слово “Конституция” — латинского происхождения, от constitutio, — установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Основной Закон — это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

база текущего законодательства,

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок. 2

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной. 3

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. 4 Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции — это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

works.doklad.ru

Конституция Российской Федерации как Основной закон государства

Толкование понятий «конституция» и «основные законы». Термин «конституция» происходит от латинского слова constitutio — уста­навливаю, учреждаю. Он встречался еще в I в. до н.э. в законода­тельстве Древнего Рима, обозначая различные акты императора, как правило, закрепляющие устройство государства.

Появление конституций как основных законов государства свя­зано с демократическими революциями XVII—XVIII вв., полно­масштабным переустройством власти. Прообразом первой писаной конституции считают колониальный договор, составленный в 1620 г., на основе которого строились правовые отношения в анг­лийских колониях на побережье Северной Америки до образования США.

B XVIII в. конституции получают широкое распространение. B 1776 г. появляется Конституция Bиргинии, содержавшая Деклара­цию прав человека. B этом же году были приняты конституции Пен­сильвании, Мэриленда, Северной Каролины, чуть позже — Bермонтa, Массачусетса, Нью-Гемпшира.

B 1787 г. был принят первый общегосударственный основной закон — Конституция США. B Европе первые конституции появи­лись во Франции и Польше в 1791 г.

B России первая конституция была принята в 1918 г., уже после Октябрьской революции, хотя идея создания учредительного зако­на, ограничивающего власть самодержавия, появилась еще в начале XIX в. Так, в 1809 г. граф М.М. Сперанский подготовил «План го­сударственного преобразования», предусматривающий ограничение монархии парламентом и постепенную отмену крепостного права. Он также одним из первых в отечественной правовой и политиче­ской мысли предпринял попытку сформулировать понятие конституции как государственного закона, «определяющего первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».

Однако близкое к современному, всесторонне охватывающее признаки основного закона государства определение конституции сформировалось в науке на рубеже XIX—XX вв. Наиболее ярко его выразил немецкий государствовед Г. Еллинек: конституция пред­ставляет собой юридический акт, который определяет совокупность органов государства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. В общих чертах данное определение и по сей день отражает сущность основного закона цивилизованного государства.

В тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. нет термина «основной закон», который присутствовал во всех прежних россий­ских конституциях. Данное словосочетание было убрано из проекта Конституции, так как возобладала точка зрения, что понятия «кон­ституция» и «основной закон» тождественны, хотя ряд ученых от­носит конституцию к нормативным актам более высокого порядка, нежели закон, пусть даже основной.

Некоторые государствоведы предлагают употреблять термин «конституция» в двух значениях:

1) материальном (конституция — писаный акт, который про­возглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и тер­риториального устройства, основы организации центральных и ме­стных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, госу­дарственную символику и столицу);

2) формальном (конституция — закон, обладающий высшей юридической силой).

Однако представляется возможным, давая определение консти­туции, объединить эти два понятия. Таким образом, конституция представляет собой единый нормативный правовой акт, выражаю­щий волю учредившего его народа, обладающий высшей юридиче­ской силой в государстве и закрепляющий основы конституционно­го строя, основы правового статуса человека и гражданина, терри­ториальное устройство государства, систему, принципы организа­ции и деятельности органов государственной власти и местного са­моуправления.

Основные свойства и особенности конституции. Конституция — особый нормативный правовой акт, существенно отличающийся от других актов по своей природе, сущности, юридическим свойствам.

1. Конституция принимается особым субъектом или от имени этого субъекта — народа соответствующего государства. В частно­сти, в Конституции РФ провозглашено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на сво­ей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая не­зыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить бла­гополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Аналогичные положения есть и в конституциях других госу­дарств.

2. Конституционно-правовые нормы обладают особым, учреди­тельным, характером. Исключительно конституция учреждает осно­вы экономической и политической системы государства. B соответ­ствии с этими основами в государстве принимается текущее зако­нодательство и осуществляется правовое регулирование.

Нередко конституция коренным образом меняет устои общества и государства. Поскольку она первична по отношению ко всем ос­тальным нормативно-правовым актам, принятие ее неизбежно вле­чет значительные изменения в текущем законодательстве.

3. Имеется особый объект конституционно-правового регулирования. B науке он именуется «всеохватывающим», так как конституция регу­лирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:

• закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;

• определяет организацию государственной власти, то есть систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;

• устанавливает территориальное устройство государства;

• регулирует экономическую и социальную деятельность госу­дарства.

4. Конституция есть не только нормативный правовой, но и по­литический акт. Это так, поскольку она служит средством закреп­ления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии.

5. Конституция отличается особыми юридическими свойствами. К их числу прежде всего относят верховенство Основного закона (ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации). Тем самым утвер­ждается идея подчинения государства праву, высшим выражением которого является конституция. Кроме того, обладая свойством верховенства, конституция распространяет свое правовое воздейст­вие на всю территорию соответствующего государства. Так, Кон­ституция РФ применяется на всей территории страны, в том числе и на республики в составе Российской Федерации, имеющие собст­венные конституции.

Конституция обладает и высшей юридической силой (ст.15 Кон­ституции РФ). Так, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Нормативный правовой акт, противоречащий ей, подлежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граж­дан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ.

К юридическим свойствам конституции относят ее прямое дей­ствие (ст. 15 Конституции РФ). B 1993 г. это свойство впервые бы­ло закреплено в российском Основном законе. Благодаря прямому действию Конституция РФ является работающим правовым доку­ментом, а не торжественной декларацией. Особенно важное значе­ние это свойство имеет при разрешении правовых коллизий, ибо при наличии противоречия между Конституцией РФ и иными нор­мативными правовыми актами все субъекты правоприменительной деятельности обязаны руководствоваться Основным законом госу­дарства непосредственно.

Если возникает коллизия между Конституцией РФ и законом, действует Конституция. Если возникает коллизия между законами, действует тот, который соответствует Конституции.

Любой гражданин, требуя зашиты своих прав и свобод, вправе руководствоваться положениями Конституции РФ, а любой орган государственной власти, местного самоуправления должен соблю­дать ее нормы, независимо от существующих законов, постановле­ний, приказов и т.д.

Особенно это важно в судебной деятельности, а потому Пле­нум Bерховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федера­ции при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8, в котором, в частности, говорится, что согласно ч. 1 ст. 15 Консти­туции Российской Федерации Конституция имеет высшую юриди­ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. B соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать со­держание закона или иного нормативного правового акта, регули­рующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необ­ходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

1) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не со­держат указания на возможность ее применения при условии при­нятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обя­занности человека и гражданина и другие положения;

2) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действо­вавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

3) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, при­нятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в про­тиворечии с соответствующими положениями Конституции;

4) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, от­сутствует.

B тех случаях, когда статья Конституции РФ является отсылоч­ной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регули­рующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конститу­ционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Конституция является ядром правовой системы, базой для разви­тия законодательства. Она определяет развитие законодательства в государстве. Ее принятие или изменение автоматически влечет ши­рокую реформу законодательных актов. Более того, Конституция определяет, какие конкретно нормативные правовые акты должны быть приняты в развитие конституционных положений.

B частности, Конституция РФ (ч. 2 ст. 5) предусматривает, что край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Поэтому именно после принятия Конституции в субъектах Российской Фе­дерации началась разработка указанных нормативных актов.

Для обеспечения стабильности конституционного строя, нор­мального функционирования правовой системы государство уста­навливает особый порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Тем самым высшие органы государственной власти лишаются соблазна необоснованно корректировать конституцион­ные положения вместо того, чтобы научиться четко исполнять их. B Российской Федерации конституционным поправкам и пересмотру Конституции посвящена особая, девятая, глава Основного закона.

Наконец, Конституции присуща особая правовая охрана, не свой­ственная никакому другому нормативному правовому акту. В Россий­ской Федерации требование соблюдать Конституцию — одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Более того, на определенных должностных лиц государства, на специальные органы государственной власти возложена особая кон­ституционно-правовая ответственность за соблюдение и охрану Кон­ституции страны. Прежде всего это Президент Российской Федера­ции, являющийся в силу ч. 2 ст. 80 Конституции ее гарантом, а также Уполномоченный по правам человека в Российской Федера­ции и Конституционный Суд Российской Федерации

§1. Конституция РФ — основной закон государства

ВОПРОС: Что такое конституция и какова ее природа ?

ОТВЕТ: Конституция — это Основной Закон государства, выражающий в сжато-концентрированной форме волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Слово (термин) «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает «установление, устройство». Конституция — первичный политический и правовой документ государства. Это акт долговременного действия, учреждающий и закрепляющий политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливающий порядок их формирования и способ функционирования, закрепляющий права и свободы гражданина. Когда цели, намеченные в конституции, достигаются, когда перед обществом выдвигаются новые задачи, лишь тогда возникает необходимость в принятии новой конституции.

Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит сжатую, глубокую по содержанию характеристику российского общества. Закрепляя наиболее важные общественные отношения и основополагающие устои общества, конституция служит правовой базой для текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего закон одате л ьства.

Стабильность и долговечность конституции как Основного Закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами. 1.

В силу абстрактного содержания ее положений, она не подвержена частым изменениям. 2.

Жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности. Поэтому все текущее законодательство и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те же из них, что противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене или их действие временно приостанавливается.

ВОПРОС: Каковы юридические свойства Конституции Рос сийской Федерации 1993 г. ?

ОТВЕТ: Юридические свойства — это правовые признаки конституции как Основного Закона государства. Конституция 1993 г. обладает следующими юридическими свойствами. 1.

Конституция 1993 г.

Конституция, будучи Основным Законом государства, базируется на государственной воле российского общества. Поэтому ее можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли народов Российской Федерации. 3.

Конституция обладает высшей юридической силой, юридическим верховенством. Это означает, что все иные нормативно- правовые акты, включая законы и указы президента, должны соответствовать Основному Закону (что и закреплено в статье 4 Конституции РФ 1993 г.). 4.

Конституция является базой всего текущего законодательства и служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие положения Конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества, детализируя конституционные нормы лишь в рамках их специфического содержания и не выводя свои предписания за границы конституционных норм.

5. Конституцию 1993 г. характеризует особый порядок принятия и внесения поправок и изменений. Впервые в истории России Конституция была принята в результате всенародного голосования (референдума). Особый порядок внесения поправок и изменений в Конституцию состоит в том, что для принятия федерального закона, вносящего изменение или дополнение в текст Основного Закона, требуется квалифицированное большинство 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета федерации — палат Федерального Собрания. Для принятия же обычных законов достаточно простого большинства (50% плюс один голос) от общего числа депутатов российского парламента.

lawbook.online

Конституция – основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации

Содержание

Про Конституцию вообще

Конституция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

По форме конституции делятся на 2 группы:

Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании).

Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).

В свою очередь, писаные конституции делятся на:

  • Кодифицированные (состоящие из одного нормативного акта под названием Конституция). Пример-конституции Франции, России, США.
  • Не кодифицированные (состоящие из законов, судебных прецедентов, правовых обычаев, доктрин и имеющие совокупное нигде не закреплённое название «конституция»). К таким относятся конституции Новой Зеландии, Великобритании.
  • Конституции составляются и принимаются:

  • чрезвычайно-созываемым парламентом (учредительное собрание) (например, Конституция Франции, конституция Италии 1947 года, Конституция Чехословакии 1948 года, Конституция Югославии 1946 года, Конституция Румынии, Конституция Албании 1946 года, Конституция Германии 1918 года,Конституция Греции, Конституция Болгария, Конституции Польши 1920 и 1952 годов, Конституция Норвегии);
  • регулярным парламентом (например, Конституция Дании, Конституция РСФСР 1978 года, Конституция ГДР 1968 года, конституции Венгрии 1949 и 2011 года, Конституция Польши 1997 года)
  • съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1918 года, 1925 года, 1937 года)
  • временным парламентом (Конституция Чехословакии 1919 года, Конституция ФРГ 1949 года, Конституция ГДР 1949 года)
  • народом, минуя выборные органы (Конституция Франции 1958 года, Конституция России 1993 года)
  • главой государства (Конституция Германии 1871 года, Конституция Франции 1814 года, Конституция Италии 1861 года, Основные Законы Российской Империи 1906 года);
  • Конституция как основной нормативный правовой акт

    Каждая конституция обладает признаками (юридическими свойствами), определяющими её в качестве основного нормативного правового акта государства. К ним относятся:

  • Конституция относится к числу правовых актов и обладает всеми его чертами. Она имеет как юридическое верховенство над всеми другими нормативными актами, так и политическое верховенство — органы высшего управления государства не могут действовать в разрез с ее положениями.
  • Примером такого единого высшего акта является Конституция РФ. В конституционном праве подобный документ принято называть «писаной конституцией». При отсутствии единого документа в качестве конституционного признаются акты разных лет, т. н. «неписанные конституции».

    В некоторых странах к основному нормативному правовому акту могут быть привязаны один или несколько нормативных актов, которые обычно именуются конституционными законами. Иногда в качестве основного нормативного правового акта выступают священные тексты, нормам которых не могут противоречить законы, принимаемые в государстве.

  • Верховенство Конституции означает наличие у неё высшей юридической силы по отношению к другим нормативным документам. Это касается не только федеральных законов, но и федеральных конституционных законов. Они должны в полной мере соответствовать положениям, закреплённым в Конституции и не могут им противоречить ни при каких обстоятельствах.
  • Конституция — законодательная база, которая определяет характер и содержание существующего в стране законодательства.
  • Законодательство развивает предписания Конституции. Оно исходит из её положений при регулировании различных общественных отношений. Конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения.

  • Особый порядок принятия и изменения конституции.
  • Принятие конституции происходит с соблюдением принципа гласности и при наличии повышенного общественного интереса. Также особый порядок принятия может заключаться в специальной организации всенародного обсуждения проекта Конституции. В нашей стране подобные мероприятия проводились в 1936 и 1977—1978 годах.

    Кроме того, особый порядок выражается в вынесении вопроса о принятии Конституции на референдум. Его результаты являются обязательными для всех и означают принятие либо непринятие предложенного населению варианта основного закона. В случае её принятия она принимает обязательную силу. Однако, это не исключает факта официального провозглашения принятия Конституции и вступления её в силу парламентом, президентом государства или центральной избирательной комиссией.

    Особым порядок изменения конституции называются специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в неё изменений.

    Закон о порядке внесения изменений и дополнений в конституцию принимается парламентом, который обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу принятия такого закона.

    Специальные требования к процедуре изменения и дополнения конституции вызваны необходимостью обеспечения её стабильности.

    Структура конституции Российской Федерации

    Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации,основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

    Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

    • Преамбула
    • Раздел первый
      • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
      • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
      • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
      • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
      • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
      • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
      • Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
      • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
      • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
      • Раздел второй. Заключительные и переходные положения
      • Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

        • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
        • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
        • Ликвидирована должность Вице-президента Российской Федерации (ранее статья 121-7 Конституции 1978 года предусматривала, что Одновременно с Президентом Российской Федерации избирается вице-президент Российской Федерации);
        • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России. В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов различалась (см. главы 8, 9, 9 1 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
        • Срок полномочий президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2012 году увеличен до 6 лет);
        • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
        • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
        • Изменён текст Присяги президента Российской Федерации;
        • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
        • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
        • Введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же + ратификация субъектами).
          • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
          • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
          • Нормы об основах системы государственной власти субъектов России выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией России (разделы VI и VI 1 Конституции 1978 года)
          • Отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)
          • Принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались отдельной главой Конституции (одиннадцатой)
          • Государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее герб и флаг были установлены непосредственно Конституцией (соотв. статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом России (статья 182).
          • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции России). Ранее говорилось лишь о том, что «все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.» (статья 184 Конституции России 1978 года), поскольку Съезд народных депутатов России отказался рассматривать беловежское соглашение (и, в частности, отменять формальное действие Конституции и законов СССР)
          • Отменено право приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов России может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов России).
          • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции России 1978 года)
          • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).

          Функции Конституции

          Вне зависимости от социальной системы государства каждой конституции присущи некоторые функции:

        • Учредительная функция.
        • Согласно этой функции конституция, которая появляется в результате существенных изменений в общественной жизни, становится политической и правовой основой для его дальнейшего развития. Таким образом, Конституция либо закрепляет уже существующие человеческие деяния или создаёт предпосылки для создания новых общественных отношений, созревших в обществе, но не возникнувших из-за отсутствия для них правовой базы, которая и учреждается с принятием Конституции. Также учредительные начала проявляются по отношению к политической (общественной) системе государства в целом к конкретным государственно-правовым институтам, существующим в данной стране.

        • Организаторская функция не только закрепляет достигнутые результаты, но в то же время ставит перед обществом и государством новые задачи. Также она увеличивает политическую активность, направляет государственные органы и общественные объединения, всех граждан на осуществление деятельности в духе и рамках нового основного закона. Таким образом, Конституция не только отражает роль соответствующих факторов, но в то же время содержит определённые механизмы, которые необходимы для их достижения.
        • Внешнеполитическая функция обращена не только к политической жизни, но одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
        • Идеологическая функция заключается в закреплении в Конституции положений определенного политического учения в качестве господствующих. Примером осуществления этой функции могут служить Конституции СССР.
        • Юридическая функция.
        • Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции.

          Для контроля за соответствием конституции принимаемых решений может существовать специальный орган судебной власти — Конституционный суд. В некоторых странах его функции выполняет другой орган власти, например Верховный суд.

          23.02.2016, 4056 просмотров.

          www.myfilology.ru

    Смотрите так же:

    • Пребывание в гостинице Регистрация по месту пребывания Разделы: Что такое "место пребывания"? В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в […]
    • Последний закон о спорте Закон Республики Беларусь "О физической культуре и спорте" В Законе Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О физической культуре и спорте» (действовал до 22 июля 2014 г.) вопросам допинга была посвящена единственная статья 34 «Методы и […]
    • Выплаты по больничному листу стаж Стаж для больничного листа в 2017/2018 году Актуально на: 27 декабря 2017 г. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа заболевшего работника. О том, как величина стажа влияет на величину больничного, […]
    • Правила эксплуатации при работе на ккм Правила эксплуатации при работе на ккм Порядок эксплуатации контрольно - кассовых машин (ККМ) устанавливается следующими нормативными актами: Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с […]
    • Закон кодекса чести Закон кодекса чести В.Н. Ткачев, председатель Ростовского областного суда,член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, член Президиума Совета судей РФ,Заслуженный юрист РФ> Проблемы статуса судей и, в частности, […]
    • Разделены полномочия между центром и регионами Разделены полномочия между центром и регионами Разграничение полномочий в России осуществляется с помощью следующих нормативных актов: Конституция РФ; федеративный договор 1992 года; индивидуальный договоры о разграничении […]