Правовое государство отличает подчинение исполнительных органов судам

Правовое государство отличает

1. развитие культурно-национальных автономий

2. наличие разветвленной системы судов разных уровней

3. формирование эффективной системы правоохранительных органов

4. верховенство закона, закрепляющего права и свободы граждан

Основополагающим принципом правового государства является принцип

1. защищенности граждан от беззакония

2. защищенности государственного аппарата от критик

3. зависимости прокуратуры от суда

4. зависимости граждан от власти

К отличительным признакам правового государства относится

1. наличие армии и полиции

2. суверенитет государства

3. деятельность по поддержанию общественного порядка

4. разделение и независимость властей

К отличительным признакам правового государства является признание

1. естественных прав человека в качестве основной ценности

2. принципа равенства граждан в доходах

3. парламента как института законодательной власти

4. выборов, как основного механизма демократии

5. разделение и независимость властей

Правовое государство отличает

1. независимый от администрации характер суда

2. запрет на деятельность оппозиционных движений

3. ответственность судей перед законодательным органом

4. подчинение исполнительных органов судам

К отличительным признакам правового государства относится(-ятся)

1. существование исполнительных органов

2. подчинение закону самого государства, его органов и должностных лиц

3. специальные вооружённые отряды людей (армия, полиция и т.д.)

4. суверенность государства

Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Только правовое государство провозглашает высшей цен­ностью права и свободы человека.

Б. Только в правовом государстве осуществляется правоохра­нительная деятельность.

2. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

А. Правовое государство является политико-правовым оформление сложившегося гражданского общества.

Б. Правовое государство используется оппозицией для дестабилизации политической жизни

1. верно только А 3. верно только Б

ЧАСТЬ В

Определите, что из нижеперечисленного может быть отнесено к признакам правового государства:

1. верховенство закона

2. наличие «телефонного права»

3. мощный репрессивный аппарат

4. разделение властей

5. политический и идеологический плюрализм

6. защита государством прав и свобод граждан

7. засилье бюрократии

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 77 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Тест «Правовое государство. Гражданское общество»

Тест на тему «Правовое государство. Гражданское общество» по обществознанию 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Тест «Правовое государство. Гражданское общество»»

1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Редакция журнала опросила читателей: «Сложилось ли в стране правовое государство?» (Б)Более половины читателей дали отрицательный ответ. (В)Возможно, это связано с тем, что в стране нередки нарушения прав человека.

1) отражают факты

2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В стране Z редакция журнала опросила читателей, сложилось ли в стране правовое государство. (Б) Более половины читателей дали отрицательный ответ. (В) Возможно, это связано с тем, что в стране нередки нарушения прав человека.

Определите, какие положения текста

2) выражают мнения

3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Исполнительную власть осуществляет парламент.

Б. Последовательное соблюдение принципа разделения властей является одним из признаков тоталитарного государства.

4. Что отличает правовое государство?

1) разделение и независимость властей

2) создание законов

3) независимость внешней политики

4) наличие парламента

5. Какое из приведённых определений относится, прежде всего, к понятию «правовое государство»?

1) государство, в котором принимаются законы и собираются налоги и пошлины

2) государство, в котором реализованы принципы разделения властей, взаимной ответственности личности и государства

3) государство, которое проводит независимую внешнюю политику, развивает внешнюю торговлю

4) государство, в котором управление осуществляют профессиональные чиновники

6. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество объединяет многочисленные инициативные объединения и организации граждан.

Б. Развитое гражданское общество – одно из проявлений демократии.

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей является одним из признаков правового государства.

Б. Разделение властей является принципом организации власти в демократическом государстве.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

8. Установите соответствие между примерами и функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) организация работы общественного транспорта

Б) строительство федеральных автомобильных дорог

В) выплата пособий многодетным семьям

Г) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами

Д) выплата пенсий по старости и инвалидности

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1) производство общественных благ

2) социальное обеспечение населения

9. Какой из приведённых фактов иллюстрирует развитие гражданского общества?

1) создание общественного попечительского совета при школе

2) принятие парламентом Закона о государственном бюджете

3) осуществление центральным банком антиинфляционных мер

4) выступление президента с ежегодным посланием к парламентариям

10. Правовое государство отличает

1) независимый от администрации характер суда

2) наличие разнообразных средств массовой информации

3) ответственность судей перед законодательным органом

4) подчинение исполнительных органов судам

11. Только правовое государство характеризуется

1) приоритетом прав и свобод человека и гражданина

2) верховенством судебной власти над законодательной и исполнительной

3) многообразием средств массовой информации

4) системой законодательства Необходимость разграничения единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли обусловлена потребностью предотвращения возможных злоупотреблений властью. Цель такого разделения — обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.

Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается системой «сдержек и противовесов», то есть специальных организационно-правовых методов, которые, с одной стороны, обеспечивают относительную самостоятельность, независимость ветвей власти, с другой — их взаимодействие, взаимоограничение полномочий.

В системе разделения властей законодательная власть в правовой форме закрепляет основы государственной и общественной жизни, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат основой для деятельности судебной власти. Вместе с тем, законодательная власть не всесильна, она ограничена исполнительной и судебной властью.

Исполнительная власть непосредственно реализует правовые нормы, принятые законодателем, выполняет многообразную управленческую деятельность. Гарантией против злоупотреблений исполнительной власти является то, что в правовом государстве каждый гражданин может обжаловать незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть отправляет правосудие. Она призвана охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни. Особая роль суда в механизме государства определяется тем, что он является арбитром в спорах о правах.

(А.А. Опалёва. Текст адаптирован)

12. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

13. Почему необходимо разграничивать единую государственную власть? Какова цель такого разделения?

14. Существует мнение, что без системы «сдержек и противовесов» разделение властей неэффективно. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.

15. Какова роль законодательной власти в системе разделения властей? В чём заключается особая роль суда в механизме государства?

16. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. (Обязательно укажите соответствующую ветвь власти.) Назовите один любой высший судебный орган РФ.

17. Гражданин К. обратился в органы социальной защиты для получения пенсии по утере кормильца. Но ему там отказали, так как сочли предоставленную им информацию недостаточной для назначения такого вида пенсии. Куда следует обратиться гражданину К. для защиты своих прав? Приведите фрагмент текста, который может помочь ответить на вопрос.

multiurok.ru

Правовое государство и его основные признаки

1. Понятие правового государства.

2. Признаки правового государства.

3. Три ветви власти

В последней трети XX века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как государство Т правовое. На первом месте в нем — право, на втором — государство, это означает верховенство права в обществе, во всех его средах — таков основополагающий принцип правового государства.

Основополагающий принцип правового государства — верховенство права во всех сферах общества. Право — совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих общественные отношения (реализуется через закон — нормативные документы, обязательные для всего населения). Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.

Верховенство права (закона) предполагает принцип подчинения закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц, других организаций, граждан.

Правовое государство отличается и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека — право на жизнь, на достойное существование и т.д.

и т.д. Человек заботится и приумножает свою собственность.

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности по отношению к себе, рассматривает его как равноправного партнера. Законы и другие нормативные акты, исходящие от государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляет еще один принцип правового государства.

В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности, поэтому государству не могут быть чужды социальные программы. Правовое государство осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т.е. через законы, которые закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе.

Правовое государство законодательно закрепляет предпринимательскую деятельность, свободное владение, пользование и распоряжение имуществом.

Чтобы законы были справедливыми, осуществлялись гуманными средствами и защищались, необходим эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой. Этому служит принцип разделения властей между законодательными, исполнительными, судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. В правовом государстве верховное положение занимает законодательная ветвь, т.к. она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Правовое государство — это движение человечества к свободе, осознанное стремление создать государство, заставив его уважать и защищать права, честь, достоинство личности как высшую ценность.

В 1 ст. Конституции РФ сказано: “Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”.

Правовое государство – это такая организация власти, когда все до единого гражданина, независимо от материального положения, пола, расы, национальности и т.д. имеют равные права и подчиняются закону. Преимущества правового государства заключаются в следующем:

· в правовом государстве невозможен обыск или арест без специального разрешения суда или прокурора

· прокурор и судья не от кого не зависят, они зависят только от закона

· в правовом государстве абсолютно все граждане равноправны. Это означает, что государство гарантирует гражданам равные права и свободу независимо от пола, расы, национальности, языка и т.д.

К основным признакам правового государства относят:

1. Верховенство закона. Означает, что человек и само государство не должны нарушать права, должны неукоснительно соблюдать их.

2. Признание естественных прав и свобод человека. Т.е. государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека, свободу и равенство всех граждан.

3. Разделение властей. Означает, что одна ветвь власти принимает законы, другая исполняет, третья заставляет всех придерживаться закона. Все эти ветви власти действуют независимо друг от друга.

4. Существует независимый суд. Это означает, что гарантируется судебная защита прав и свобод человека.

5. Ответственность государства перед обществом и гражданина перед государством

Основополагающий принцип правового государства верховенство права в о всех

studopedia.org

Какие черты и признаки характеризуют правовое государство?;

Чем отличается правовое государство от неправового?

Но каковы особенности правовых государств по сравнению со неправовыми?

Отвечая на поставленные вопросы, следует выделить основные черты правового государства:

(1). Экономической основой правового государства являютсяпроизводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, коллективной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве:

— собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ;

— индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

(2). Социальную основу правового государства составляет саморегулирующее гражданское общество, которое объединяет свободных граждан.

В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы.

Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.

(3). Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы:

— гуманизма и справедливости,

— равенства и свободы,

— её чести и достоинства.

Правовой режим государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, исключает произвол и насилие над личностью.

Конкретно, например, это выражается:

§ в демократических методах государственного управления;

§ в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством;

§ терпимости к различным религиозным воззрениям.

Принуждение в правовом государстве осуществляется исключительно на основе права. Государство применяет силу только в правовых рамках и только в тех случаях, когда имеется посягательство на интересы граждан, общества и государства. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Рассмотрим теперьосновные признаки правового государства.

(1)Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных об­щественных отношений.

Речь идет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. Все нормативно-правовые акты государствен­ных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.

Причем когда речь идет о верховенстве зако­на, то он понимается как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что закон во многих государствах, формально будучи основ­ным юридическим актом, на деле же фактически «растворяется» в системе других подзаконных, ведомственных актов. Об этом много говорилось в научной литературе. Факты подтверждают справедли­вость данного утверждения.

Следует особо подчеркнуть, что формирование и существова­ние правового государства в любой стране предполагает установле­ние не только формального, но и реального господства законаво всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, не­посредственного воздействия на общественные отношения.

Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового государства можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности это касается процесса реали­зации конституционных законов и содержащихся в них положений.

В самом деле, можно ли, например, обойтись без обычных за­конов или подзаконных актов в процессе реализации конституцион­ного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или же в процессе реализации права на образование? Нет, конечно.

Ибо возникающие при этом обществен­ные отношения настолько сложны и многообразны, что для своего упорядоченияобъективно им требуется

§ не один, даже самый авто­ритетный, фундаментальный, каким является конституционный акт,

§ а система взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов.

Следовательно, в условиях правового государства речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно.

(2) Демократизм, реальное осуществление народовластия. Термин «народовластие» — один из существенных элементов де­мократии в ее современном общепринятом понимании. В этой связи обратим внимание на следующие моменты.

Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится пра­вовым государством. Народовластие характеризуется закрепле­нием соответствующих предпосылок в действующей Конститу­ции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделен­ных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику госу­дарства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средства­ми, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстра­ции и т.д.).

(3) Режим демократии и конституционного правления. Известно уже по опыту веков, писал по этому поводу Ш. Мон­тескье, что «всякий человек», обладающий властью, «склонен зло­употреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. А в пределе — кто бы это мог подумать! — нуждается и сама добродетель». Чтобы не было злоупотребления властью, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

При таком режиме высшие органы государственной власти на ос­нове действующей Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми мето­дами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политичес­кие права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (зако­нодательных) органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть

§ ин­ституты представительной демократии (представительные орга­ны, избираемые непосредственно населением на основе демокра­тической избирательной процедуры) и

§ институты непосредствен­ной демократии (референдум и т.д.).

(4) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Что это означает? В чем суть этого принципа?

Суть этого принципа в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.

Первые ростки этой теории появились уже на начальных стадиях развития государственного механизма. Так, еще древнегреческий историк Полибийвосхищался той системой распределение власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме.

Власть в этом государстве, писал Полибий,поделена таким образом, чтобы ни одна из её составных частей не перевешивала бы другую. «Дабы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли не только предотвращает возможные злоупотребления властью, но и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного с цивилизованным правом.

Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.

Давайте кратко рассмотрим существо каждой ветви власти.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливается тем, что принимаемы ими законы имеют высшую юридическую силу, выраженные в них нормы права имеют общеобязательный характер для всех индивидов.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Эта ветвь власти находится под контролем народа и конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная властьв лице своих органов занимается непосредственной реализаций правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона.

Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций.

Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности, подотчетна и ответственна перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной и правоприменительной деятельности суд руководствуется только законом и не должен зависеть от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти.

Независимость и законность правосудия является важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Таким образом, судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых норм, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. В США, например, в соот­ветствии с Конституцией 1789 г., законодательную власть пред­ставляет двухпалатный Конгресс, исполнительную — Президент, судебную — Верховный Суд.

Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство.

Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, еди­ной, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особого самостоятельного института главы государства.

В респуб­ликах — президент, в конституционных монархиях — монарх (король, император и т.д.).

Вот почему в конституциях многих стран наряду с Президентом (главой государства) значительные политико-правовые, государственные задачи решает Премьер-министр (или Председатель Правительства) — глава исполни­тельной власти.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авто­ритарную и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает:

§ го­сударственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10).

Законодательную власть осуществляет Федеральное Со­брание (Государственная Дума, Совет Федерации),

исполнитель­ную — Правительство,

судебную — органы правосудия, суды.

Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функ­ционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доми­нирования одной из властей, предотвращать возможные злоупо­требления.

(5) Возвышение права, закона над государственной властью, то что называют верховенством закона. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объеди­нения, но и должностные лица, государственные органы, государ­ство в целом.

В соответствии с данным принципом ни один государственный ор­ган, должностное лицо, коллектив, государственная или обществен­ная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его ор­ганы, организации и учреждения сами связаны правовыми нор­мами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое усло­вие нормального функционирования общества и государства, обес­печения организованности в обществе.

(6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

Исходными началами действующего конституцион­ного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Конституция РФ закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным Правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без ис­ключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом при­надлежит государственно-правовым институтам.

В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2).

Поли­тико-правовая действительность свидетельствует о том, что мно­гие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «за­висли», существуют на бумаге, для «людского глаза», государ­ственного имиджа.

Можно сказать, что причины этого кроются не только в кри­зисном состоянии политической, экономической, финансовой сис­тем общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была малоавторитетная и зависимая от властей судебная система.

В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирую­щаяся прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает долж­ными возможностями и система юстиции, задачей которой явля­ется организация правового обслуживания во всей стране. И пока эти государственно-правовые институты находятся в таком сос­тоянии, трудно говорить о результативной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граж­дан, государственная власть не располагает эффективной систе­мой мер — правовых, организационных и др., называемых пра­вовыми гарантиями.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам чело­век не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные ор­ганы едва ли что сделают по такому вопросу. Наши соотечествен­ники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с жалобами в поряд­ке административного или судебного обжалования.

Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право свя­зывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации безза­стенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безна­дежный. » (Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.).

Очевидна истина: чем более развито правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена инсти­тутами государства, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для их самореализации, активности.

(7) Режим строгой законности в государстве и обществе. Законность как всеобщее требование неукоснительного со­блюдения исполнения действующего права распространяет­ся на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государ­ством, как в сфере правотворчества, так и правоприменения.

Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные норма­тивные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме.

Во-вторых, принятие таких актов — прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных.

В-третьих, права и свободы человека и граж­данина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Следовательно, для понимания законности как режима функ­ционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных пра­вовых актов (конституции, законов, подзаконных актов).

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснитель­ного соблюдения и исполнения действующего права распростра­няется не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой деятельности государства. Главное в этом плане исключить из общественной и государственной жизни произвол, своеволие, бес­контрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.

В демократическом правовом государстве все одинаково долж­ны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. Приведенные положения позволяют рассматривать закон­ность в качестве элемента правового государства, его необходимо­го признака.

Таковы основные характерные признаки (черты) правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития общества.

Помимо названных есть и другие признаки, характе­ризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны Так, в юридической литературе в числе признаков правового госу­дарства также называют такие, как

§ взаимная ответственность го­сударства и личности,

§ приоритет международного права перед на­циональным,

§ высокий уровень правосознания граждан и долж­ностных лиц,

§ господство права в решении национальных проблем,

§ наличие независимой, но регулируемой четвертой власти — влас­ти средств массовой информации, поскольку без открытости, пол­ной информированности общества, гласности правовое государст­во не сможет результативно реализовать свои функции, обслужи­вать общество.

Уяснение основных признаков правового государства позволяет сформулировать следующее его понятие.

Правовое государство это такая форма орга­низации и деятельности государственной власти, которой свой­ственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разде­ление властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирова­ние прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответствен­ность государства и личности.

studopedia.su

Смотрите так же:

  • Какие вышли новые законы в 2018 году Новое в российском законодательстве 2 августа 2018 года ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 881 "Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в […]
  • Единый налог и подоходный налог Общая система налогообложения (подоходный налог) Налоги уплачиваются в общеустановленном порядке, если: деятельность не подпадает под единый налог индивидуальный предприниматель не хочет или не имеет права применять УСН. При […]
  • Какие статьи ук не попадают под амнистию 2018 Предполагается ли амнистия в 2018 году? Здравствуйте.в 2013 году моего брата гражданина узбекистана заключили под стражу,три года отбыл наказание в московском сизо после чего огласили приговор по статье 159 4 части и дали 5.6 лет и […]
  • Правила дифференцирования с примерами Правила дифференцирования с примерами На этом занятии мы будем учиться применять формулы и правила дифференцирования. Примеры. Найти производные функций. 1. y=x 7 +x 5 -x 4 +x 3 -x 2 +x-9. Применяем правило I, формулы 4, 2 и 1. […]
  • Экскурсии с проживанием в спб Тур по Питеру с проживанием на 5 дней Подарите себе пятидневный тур в Санкт-Петербург! Красоты Северной столицы стоят того, чтобы вы смогли увидеть их хотя бы раз. Тур в Санкт-Петербург на 5 дней, цена которого сейчас сравнительно […]
  • Правила петанк Виды спорта [2018-02-23 14:43:28] Надя . [2018-02-23 14:41:05] Надя Спасибо! . Правила петанка Петанк настолько универсальная игра, что для нее подойдет практически любая площадка с достаточно твердым и нескользким покрытием […]