Ст2 закона о банкротстве

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

Комментарий к Ст. 2 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Раскрытие сущности понятий и категорий, используемых в том или ином законе, посвященном отдельной группе правоотношений, не характерно для правовых систем, основанных на кодифицированном законодательстве. Данный юридико-технический прием скорее представляет типичную особенность англо-американского прецедентного права. Однако, учитывая специфический характер Закона о банкротстве и то обстоятельство, что целый ряд правовых понятий присущ исключительно данному Закону, в комментируемой статье 2 Закона О банкротстве РФ содержатся определения некоторых правовых категорий, которые нуждаются в дополнительных пояснениях.

По сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. (ст. 2) в комментируемой статье значительно расширен круг понятий, используемых в законодательстве о банкротстве, в отношении которых даются соответствующие определения, за счет таких категорий, как кредиторы, уполномоченные и регулирующие органы, финансовое оздоровление, мировое соглашение, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания (комитета) кредиторов, административный управляющий и некоторые другие.

2. Понятие «несостоятельность (банкротство)» определяется путем указания на его существенные черты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность должника уплатить налоги в бюджет и иные обязательные платежи во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того, как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом о банкротстве.

3. Понятие «должник», употребляемое в Законе о банкротстве, существенно отличается по своему содержанию от традиционного подхода, принятого в гражданском праве. Как известно, обычно данным термином обозначается сторона во всяком гражданско-правовом обязательстве, обязанная совершить определенные действия по требованию кредитора, как то: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму и т.п. (ст. 307 ГК РФ). По Закону о банкротстве под должником разумеется обязанная лишь в денежном обязательстве сторона, которая должна уплатить кредитору денежную сумму.

С другой стороны, Закон о банкротстве, говоря о должнике, не ограничивается гражданско-правовыми обязательствами, имея в виду также обязанность по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. публично-правовую обязанность соответствующего лица. В связи с этим в число должников в смысле Закона о банкротстве может попасть и лицо, вовсе не являющееся стороной в гражданско-правовом обязательстве, но признаваемое по публичному праву налогоплательщиком (недоимщиком), плательщиком иных обязательных платежей.

И в первом и во втором случае в качестве должников могут быть признаны лица (физические и юридические), находящиеся в состоянии просрочки в отношении исполнения соответственно гражданско-правового обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей.

4. Денежное обязательство представляет собой разновидность гражданско-правового обязательства, предметом которого является уплата кредитору должником денежной суммы. Основанием возникновения денежного обязательства, как правило, является договор (гражданско-правовая сделка). Практически все гражданско-правовые договоры (за исключением договора дарения, безвозмездного пользования имуществом и некоторых других) носят возмездный характер, т.е. обязанности одной стороны по передаче товаров, выполнению работ или оказанию услуг противостоит обязанность контрагента по встречному представлению, в том числе и путем уплаты определенной денежной суммы. По такому принципу сконструированы все договоры, применяемые в коммерческих отношениях: купли-продажи, аренды, подряда, перевозки и т.д. Более того, в имущественном обороте действует презумпция возмездности всякого гражданско-правового договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Вместе с тем к денежным обязательствам могут быть отнесены только те возмездные договоры, которыми в качестве встречного представления за товары, работы, услуги предусмотрена уплата денежных сумм.

Денежное обязательство может возникнуть и по иным, помимо договора, основаниям, предусмотренным ГК РФ (п. 1 ст. 8). В частности, к внедоговорным видам денежного обязательства относятся обязательства вследствие причинения вреда (деликтные обязательства). Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Денежный характер могут приобретать и обязательства вследствие неосновательного обогащения, суть которых заключается в том, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (ст. 1102 ГК РФ).

5. Понятие «обязательные платежи» объединяет налоги, сборы, страховые и иные взносы, другие обязательные платежи, подлежащие внесению в бюджет, а также во внебюджетные фонды.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбором признается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

В Российской Федерации применяются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы. Региональными налогами и сборами признаются: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы (ст. ст. 13 — 15 НК РФ).

6. В качестве руководителя должника, являющегося организацией (юридическим лицом), разумеется, во-первых, единоличный исполнительный орган юридического лица (генеральный директор, директор, управляющий); во-вторых, лицо, которое хотя и не является исполнительным органом юридического лица, но в силу закона или учредительных документов выступает от его имени. Например, в государственном или муниципальном унитарном предприятии отсутствуют как исполнительные, так и представительные органы, а вся компетенция по управлению делами унитарного предприятия сосредоточена в руках его директора (генерального директора), который вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности.

В эту категорию («руководитель должника») не попадают лица, также действующие от имени юридического лица в силу полномочия, основанного на доверенности, т.е. письменного уполномочия, выдаваемого одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ).

7. Определение понятия «кредиторы», содержащееся в комментируемой статье 2 ФЗ N 127 «О несостоятельности (банкротстве)», дается исключительно в целях Закона о банкротстве и используется лишь в пределах целей его применения. Указанное понятие значительно отличается от общеупотребляемого термина «кредитор» (управомоченное лицо по гражданско-правовому обязательству, обладающее правом требования от должника совершения определенных действий) прежде всего тем, что им охватываются управомоченные субъекты иных (не гражданско-правовых) отношений: государство в лице уполномоченных органов с требованиями об уплате обязательных платежей (публично-правовые отношения); работники должника с требованиями о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (трудовые правоотношения).

В Законе о банкротстве понятие «кредитор» употребляется в указанном широком значении, например, в случаях, когда речь идет о собрании кредиторов, реестре требований кредиторов, очередности удовлетворения требований кредиторов и т.п.

8. Среди всех кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам Закон о банкротстве выделяет так называемых конкурсных кредиторов. В их число не попадают учредители (участники) юридического лица, которые являются кредиторами по отношению к этому юридическому лицу по обязательствам, связанным с таким участием, а также граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.

По смыслу Закона о банкротстве статус кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам, не включаемых в круг конкурсных кредиторов, отличается от статуса других кредиторов. Если учредители (участники) юридических лиц лишены права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства, то требования граждан по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью, напротив, признаются привилегированными, подлежащими удовлетворению (в случае конкурсного производства) в первую очередь и не поддающимися действию моратория (в случае наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления).

Юридический смысл выделения в Законе о банкротстве категории конкурсных кредиторов заключается в том, что из числа всех кредиторов должника по гражданско-правовым денежным обязательствам только конкурсные кредиторы наделены правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; на участие в собрании кредиторов с правом голоса; на представление их интересов комитетом кредиторов.

9. Под уполномоченными органами как лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), понимаются те государственные органы и местные органы исполнительной власти, которые уполномочены представлять интересы соответственно Российской Федерации (по требованиям, вытекающим как из гражданско-правовых денежных обязательств, так и из обязанности по уплате обязательных платежей), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (только по требованиям из гражданско-правовых денежных обязательств).

Естественно, государственные и местные органы исполнительной власти, признаваемые уполномоченными органами, должны обладать необходимой компетенцией, которой они наделяются на основании соответствующих нормативных правовых актов (см. комментарий к ст. ст. 11, 29).

10. Досудебная санация, строго говоря, не относится к числу процедур, применяемых при банкротстве должника, а представляет собой финансовую помощь должнику — юридическому лицу со стороны собственника его имущества, учредителей (участников) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств должника и выполнения его обязанностей по уплате обязательных платежей (см. комментарий к ст. 31). Цель досудебной санации — предупредить банкротство должника и восстановить его платежеспособность.

11. Наблюдение — одна из процедур банкротства, которая вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом и прекращается с принятием решения арбитражного суда по существу дела: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо об отказе в удовлетворении заявления о признании должника банкротом, или — определения арбитражного суда о введении финансового оздоровления, внешнего управления, или — определения о прекращении производства по делу, в том числе в связи с заключением мирового соглашения.

Введение процедуры наблюдения преследует две цели: обеспечить сохранность имущества должника до рассмотрения дела арбитражным судом и определить (в предварительном порядке) финансовое состояние должника с точки зрения наличия шанса восстановить его платежеспособность.

На период наблюдения вводятся определенные ограничения полномочий органов юридического лица по распоряжению его имуществом. Вместе с тем, в отличие от некоторых иных процедур банкротства (внешнее управление, конкурсное производство), руководитель юридического лица — должника не отстраняется от должности. Контроль за сохранностью активов должника обеспечивается обязанностью его органов по предварительному согласованию определенных сделок с имуществом с временным управляющим.

На временного управляющего возлагается также задача анализа финансового состояния должника, результаты которого должны быть доведены до сведения кредиторов (на их первом собрании) и арбитражного суда.

12. Финансовое оздоровление представляет собой новую реабилитационную процедуру банкротства, имеющую своей целью восстановление платежеспособности должника путем осуществления фактических расчетов с кредиторами на основе графика погашения задолженности в пределах срока, на который введена указанная процедура.

В отличие от другой реабилитационной процедуры — внешнего управления, при проведении финансового оздоровления управление делами должника не переходит к арбитражному управляющему, а органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве (ст. 82).

13. Закон о банкротстве 1992 г. предусматривал две самостоятельные, так называемые реорганизационные процедуры, применяемые в целях восстановления платежеспособности должника: внешнее управление и санация. Правоприменительная практика показала, что санация в качестве самостоятельной процедуры практически не использовалась. По существу же санация представляла собой выполнение третьими лицами обязательств должника перед его кредиторами, что является одним из возможных способов исполнения всякого гражданско-правового обязательства (ст. 313 ГК РФ) и не нуждается в излишней регламентации. Данное понятие означало финансовое оздоровление должника. Закон о банкротстве 1998 г. отказался от процедуры судебной санации, ограничившись процедурой внешнего управления.

14. Внешнее управление — реабилитационная процедура банкротства, в рамках которой осуществляются меры по восстановлению платежеспособности должника: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника; исполнение обязательств должника третьими лицами и т.д. Осуществление этих мер в соответствии с Законом о банкротстве возложено на специально назначаемого для этого арбитражным судом внешнего управляющего. При этом руководитель должника отстраняется от выполнения своих обязанностей.

15. Конкурсное производство — наиболее традиционная процедура банкротства, в рамках которой осуществляется ликвидация должника — юридического лица, а также производится распределение имущества всякого должника среди его кредиторов в порядке очередности удовлетворения их требований, установленной Законом о банкротстве.

16. Мировое соглашение — это соглашение, заключаемое между должником, конкурсными кредиторами и уполномоченными органами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, которое после утверждения его арбитражным судом служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве должника. О мировом соглашении как процедуре банкротства можно говорить лишь в том смысле, что его заключение преследует ту же цель, что и иные реабилитационные процедуры банкротства (финансовое оздоровление и внешнее управление): восстановление платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов на условиях, приемлемых для должника. Однако в случае с мировым соглашением фактические расчеты с кредиторами производятся уже за рамками дела о банкротстве.

17. В качестве представителя учредителей (участников) должника — корпоративной организации признается лицо, избранное собранием учредителей (участников) организации или ее коллегиальным органом управления для представления интересов учредителей (участников) должника при проведении процедур банкротства. Если учредителями (участниками) организации-должника или ее органами управления не решен вопрос об избрании их представителя, таковым признается председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления организации-должника.

Процессуальный статус представителя учредителей (участников) должника характеризуется тем, что он признается лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника (ст. 35 Закона о банкротстве), и наделяется соответствующими правами по защите прав и законных интересов учредителей (участников) должника.

18. Представителем собственника имущества должника — унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (казенное предприятие не может быть подвергнуто банкротству), является лицо, назначаемое органом, управомоченным собственником: Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, — на основании соответствующих нормативных правовых актов и уполномоченное этим собственником представлять его интересы при проведении процедур банкротства должника — государственного или муниципального унитарного предприятия. Представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия признается лицом, участвующим в процессе по делу о банкротстве.

19. Представитель собрания (комитета) кредиторов — физическое лицо, уполномоченное соответственно собранием или комитетом кредиторов принимать участие в заседаниях арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника в качестве участника процесса по делу о банкротстве (ст. 35 Закона о банкротстве).

20. Арбитражный управляющий — обобщенное понятие, обозначающее одного из центральных участников дела о банкротстве должника. По Закону о банкротстве — это физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее высшее образование и стаж руководящей работы не менее чем два года, которое должно сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, пройти стажировку не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего и быть членом одной из саморегулируемых организаций (п. 1 ст. 20 Закона).

В зависимости от того, проведение какой процедуры возлагается арбитражным судом на арбитражного управляющего, определяется круг полномочий последнего, что находит выражение и в его названии: для проведения наблюдения назначается временный управляющий; для финансового оздоровления — административный управляющий; для внешнего управления — внешний управляющий; для конкурсного производства — конкурсный управляющий.

21. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов — одно из основных условий, обеспечивающих возможность восстановления платежеспособности должника в период финансового оздоровления и внешнего управления, поскольку денежные средства, предназначенные для расчетов с кредиторами, могут использоваться внешним управляющим на осуществление мер, направленных на улучшение финансового состояния должника.

22. Представитель работников должника не является лицом, участвующим в деле о банкротстве, и, стало быть, не пользуется процессуальными правами таких лиц, но он признается лицом, участвующим в арбитражном процессе (ст. 35 Закона о банкротстве).

23. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — новое понятие, не известное Закону о банкротстве 1998 г., под которым разумеется некая некоммерческая организация, объединяющая на началах членства не менее 100 арбитражных управляющих, которая приобретает свой статус (а стало быть, и полномочия по регулированию и обеспечению деятельности арбитражных управляющих) с даты включения соответствующей некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

24. Под регулирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации уполномочен вести реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и осуществлять контроль за их деятельностью (см. комментарий к п. 4 ст. 29).

zakonobankrotstverf.ru

Комментарий к статье 2 закона о банкротстве. Судебная практика: Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов — редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений понятий, изложенных в статье, необходимо отметить следующее.

«Несостоятельность (банкротство)» (в юридико-технических целях обозначается «банкротство»).

Определение данного понятия воспроизводит соответствующее положение ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве, но за одним существенным изъятием — ранее говорилось как о признанной арбитражным судом, так и об объявленной должником неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Для признания должника банкротом необходимо, чтобы требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составили не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину — не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не были исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Определение данного понятия практически воспроизводит соответствующее положение ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве. Срок, о котором идет речь в этом определении, установлен в ст. 3 Закона, определяющей признаки банкротства: три месяца с даты, когда должны были быть удовлетворены требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнена обязанность по уплате обязательных платежей, если иное не предусмотрено другими нормами Закона.

Указание на предусмотренные бюджетным законодательством РФ основания включено в определение данного понятия Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Этим же Законом в ст. 6 БК РФ включено следующее определение понятия «денежные обязательства»: обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. В остальном определение воспроизводит соответствующее положение ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве.

Ранее, до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений, как и в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве, данное определение было определено менее содержательно: налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. Согласно разъяснению, данному в п. 17 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59, к обязательным платежам относится исполнительский сбор. В письме Минэкономразвития России от 16 сентября 2009 г. N Д06-2677 «О применении законодательства» с учетом позиции, изложенной в Определении КС России от 10 декабря 2002 г. N 284-О, сообщено, что под понятие обязательных платежей подпадают платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Ранее в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве данное понятие было определено как единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности. Соответственно, в этом определении не был прямо указан руководитель коллегиального исполнительного органа юридического лица.

«Кредиторы». «Конкурсные кредиторы».

Определение понятия «кредиторы» введено комментируемым Законом. Понятию «конкурсные кредиторы» в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве определение было дано, но формулировалось оно несколько иначе: кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Следует также упомянуть, что в определении понятия «конкурсные кредиторы», данном в комментируемой статье, до внесения Законом 2006 г. N 231-ФЗ изменения говорилось о вознаграждениях по авторским договорам, а не о вознаграждениях авторам результатов интеллектуальной деятельности. В соответствии с Законом 2011 г. N 337-ФЗ с 1 июля 2013 г. в определение понятия «конкурсные кредиторы» включается указание на выплату компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной ГсК РФ (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения).

До внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений в определении данного понятия говорилось о федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ, вместо одного такого федерального органа. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований России по денежным обязательствам в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 , является ФНС России. Данное полномочие ФНС России закреплено также в п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (в ред. Постановления Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 663) . То, что исключительно ФНС России вправе представлять требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве, подчеркнуто в письме Минэкономразвития России от 16 сентября 2009 г. N Д06-2677 «О применении законодательства».

СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2310; 2009. N 34. Ст. 4187.

Ранее в п. 2 ст. 6 Закона 1998 г. о банкротстве юридико-техническим сокращением «уполномоченные органы» обозначались налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы, обладающие правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.

«Орган по контролю (надзору)». «Регулирующий орган».

Прежде в статье (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений) было дано определение только понятию «регулирующий орган», причем как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих. Соответственно, Законом 2008 г. N 296-ФЗ введены два понятия — «орган по контролю (надзору)» и «регулирующий орган». Законом 2010 г. N 219-ФЗ в определении понятия «орган по контролю (надзору)» уточнено, что речь идет о контроле (надзоре) за деятельностью только СРО арбитражных управляющих, а не арбитражных управляющих и СРО арбитражных управляющих. Органом по контролю (надзору) является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а регулирующим органом — Министерство экономического развития РФ (см. комментарий к ст. 29 Закона).

В определении данного понятия отражена норма п. 1 ст. 31 Закона, согласно которой учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Ранее, до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений, как и в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве, было дано определение понятию «досудебная санация». Причем определение формулировалось несколько иначе: меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

«Наблюдение». «Финансовое оздоровление». «Внешнее управление». «Конкурсное производство». «Мировое соглашение».

В каждом из определений данных понятий обозначены особенности каждой из процедур, применяемых в деле о банкротстве. Ранее в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве были даны следующие определения: наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с названным Законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника; внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему; конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Такую процедуру, применяемую в деле о банкротстве, как финансовое оздоровление, Закон 1998 г. о банкротстве не предусматривал. Комментируемым Законом данная новая процедура введена как позволяющая при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за должником — юридическим лицом даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Определение понятию «мировое соглашение» Закон 1998 г. о банкротстве не давал, хотя саму такую процедуру предусматривал. В определении понятия «мировое соглашение», данном в комментируемой статье, учтена норма п. 1 ст. 150 Закона, предусматривающая, что на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

«Представитель учредителей (участников) должника». «Представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия». «Представитель комитета кредиторов». «Представитель собрания кредиторов».

Определения данных понятий введены комментируемым Законом соответственно тому, как в п. 1 ст. 35 Закона среди лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, названы представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов и представитель комитета кредиторов. В статье 31 Закона 1998 г. о банкротстве из перечисленных лиц был назван только представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, причем определение данного понятия в названном Законе дано не было. Ключевым моментом в каждом из определении данных понятий является указание на наделение представителя полномочиями представления интересов соответствующего лица при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

«Арбитражный управляющий». «Временный управляющий». «Административный управляющий». «Внешний управляющий». «Конкурсный управляющий».

В определении понятия «арбитражный управляющий» нашла отражение норма п. 1 ст. 20 Закона, предусматривающая, что арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из СРО арбитражных управляющих. Ранее, до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений, данным понятием обозначался гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных комментируемым Законом полномочий и являющийся членом одной из СРО (подобное определение было дано и в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве, но, разумеется, без упоминания о членстве в СРО). Соответственно, в действующей редакции статьи дано более широкое определение.

Определения понятий «временный управляющий», «административный управляющий», «внешний управляющий» и «конкурсный управляющий» даны соответственно процедурам, применяемым в деле о банкротстве, для проведения которых арбитражным судом и утверждается арбитражный управляющий, — процедурам наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Подобные определения понятий «временный управляющий», «внешний управляющий» и «конкурсный управляющий» ранее были даны и в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве. Понятие «административный управляющий» является нововведением комментируемого Закона, соответствующим новой процедуре, применяемой в деле о банкротстве — финансовое оздоровление.

Точно такое же определение данного понятия содержалось в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве. В соответствии с п. 1 ст. 95 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей. В пункте 5 указанной статьи установлено, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

«Представитель работников должника».

Точно такое же определение данного понятия содержалось в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве. Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29, представителем работников должника может быть лицо, являющееся работником должника, а также лицо, состоящее в иных правовых отношениях с работниками должника, которые уполномочивают таких лиц действовать в качестве своего представителя.

«Саморегулируемая организация арбитражных управляющих» (в юридико-технических целях обозначается «саморегулируемая организация»).

Определение данного понятия, как и само данное понятие, введены комментируемым Законом. Определение учитывает норму п. 1 ст. 21 Закона, согласно которой статус СРО арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в ЕГР СРО арбитражных управляющих. Определение также обозначает основные цели деятельности СРО.

«Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» (в юридико-технических целях обозначается «национальное объединение саморегулируемых организаций»).

Определение данного понятия, как и само понятие, введены Законом 2008 г. N 296-ФЗ. В определении нашла отражение норма п. 2 ст. 26.1 Закона, предусматривающая, что объединение СРО арбитражных управляющих, в составе которого более чем 50% всех СРО, сведения о которых включены в ЕГР СРО арбитражных управляющих, вправе приобрести статус национального объединения СРО в порядке, установленном комментируемым Законом. Наряду с этим в определении обозначена цель деятельности национального объединения СРО.

«Контролирующее должника лицо». «Вред, причиненный имущественным правам кредиторов». «Недостаточность имущества». «Неплатежеспособность».

Определения данных понятий введены Законом 2009 г. N 73-ФЗ, поскольку эти понятия использованы в новом регулировании, введенном тем же Законом 2009 г. N 73-ФЗ в рамках совершенствования положений о конкурсном оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником. Речь идет о новых положениях ст. 10 Закона об ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве, а также о положениях новой гл. III.1 Закона, регламентирующих оспаривание сделок должника.

Следует подчеркнуть, что в определении понятия «контролирующее должника лицо» непосредственно перечислены лица, которые могут быть признаны контролирующим должника лицом: члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

Также следует обратить внимание на то, что наряду с дачей определения понятия «неплатежеспособность» в статье установлена презумпция наличия недостаточности денежных средств при прекращении исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей.

Определение данного понятия, включающее в себя указание на то, что федеральными стандартами может регулироваться как деятельность арбитражных управляющих, так и СРО, введено Законом 2010 г. N 219-ФЗ в целях устранения терминологической неточности. Дело в том, что в ст. 16 Закона предусмотрено утверждение федеральных стандартов деятельности арбитражных управляющих (федеральные стандарты), а в ст. 26.1 Закона предусмотрены полномочия национального объединения СРО арбитражных управляющих по разработке федеральных стандартов. Соответственно, предусмотрена разработка не только федеральных стандартов деятельности арбитражных управляющих, но и федеральных стандартов деятельности СРО.

arbir.ru

Смотрите так же:

  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Продажа доли имущества несовершеннолетнего Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать сделки сами – за них действуют […]
  • Приказ от мз 541 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ […]
  • Кто не имеет право работать педагогом Судимость и работа с детьми Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен 1 . Чтобы узнать, […]
  • Помощник прокурора обязанности Прокуратура Московской области Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской […]
  • Правила дифференцирования с примерами Правила дифференцирования с примерами На этом занятии мы будем учиться применять формулы и правила дифференцирования. Примеры. Найти производные функций. 1. y=x 7 +x 5 -x 4 +x 3 -x 2 +x-9. Применяем правило I, формулы 4, 2 и 1. […]