Закон о нуждающихся жилья

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.
  • Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

    Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

    Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

    Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

    Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

    Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

    Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

    Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

    www.garant.ru

    Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

    3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

    4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

    5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

    6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

    7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Комментарий к Ст. 52 ЖК РФ

    1. В социальный наем жилье предоставляется только тем гражданам, которые состоят на учете. Представляет некоторую сложность установление случаев, когда допустимо отступление от этого правила (ч. 1 комментируемой статьи).

    Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения, освободившиеся в коммунальной квартире (см. ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК и соответствующий комментарий).

    Гражданам, которые имеют право получить жилье вне очереди (ч. 2 ст. 57 ЖК), могут предоставляться жилые помещения и в случае, если они не состояли на учете.

    2. На учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях:

    — иные граждане, указанные в законе (федеральном законе, законе субъекта Федерации) или указе Президента РФ.

    Учет ведется раздельно по каждой из этих категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законом имеют право получить жилье в социальный наем, то он может встать на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК).

    3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Причем эти органы ведут как учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, которым будут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда, так и учет других нуждающихся в жилье граждан, которые в соответствии с законом могут получить в социальный наем жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Федерации.

    Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Федерации может быть предусмотрено, что учет тех граждан, которые не являются малоимущими, но имеют право на жилье жилищного фонда социального использования, осуществляется в ином порядке (не органами местного самоуправления), например органами юридических лиц (по месту работы таких граждан).

    4. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан . Если это допускается законодательством, граждане могут встать на учет и не по месту своего жительства. Так, работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства .
    ———————————
    Несомненно, что немало затруднений вызывает существующий в законодательстве понятийный и терминологический разнобой. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). В ЖК РФ понятия «место жительства гражданина» и «населенный пункт, в котором проживает гражданин» отождествляются. Между тем территория муниципального образования далеко не всегда ограничивается территорией населенного пункта. Так, муниципальным образованием может быть и сельский район, включающий в себя ряд населенных пунктов. По-видимому, в таких случаях орган местного самоуправления будет вести учет граждан раздельно по различным населенным пунктам, входящим в данное муниципальное образование.

    См.: Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033.

    Как представляется, и в этих случаях ничего не мешает гражданину состоять на учете по месту жительства и одновременно в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства.

    5. Несовершеннолетних граждан (ими считаются лица, не достигшие возраста 18 лет) в жилищных отношениях по общему правилу представляют их законные представители — родители, опекуны или попечители .
    ———————————
    Исключение из этого правила составляет, например, указание, содержащееся в ч. 1 ст. 111 ЖК РФ, в силу которого членом кооператива может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста.

    Над малолетними (гражданами, не достигшими возраста 14 лет) устанавливается опека (ст. 32 ГК). Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство (ст. 33 ГК).

    При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях несовершеннолетних граждан от их имени действуют (подают заявление и т.д.) родители, усыновители, опекуны или попечители.

    Постановка на учет граждан, ограниченных в дееспособности, осуществляется по заявлению их попечителей.

    При постановке на учет граждан, признанных недееспособными, от их имени действуют опекуны.

    В большинстве случаев гражданин, обращаясь с заявлением о постановке на учет, действует от собственного имени (и в своих интересах), а также от имени других граждан (членов своей семьи, в том числе несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными).

    6. Граждане принимаются на учет на основании их заявлений. Естественно, к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете, в частности документы, подтверждающие состав семьи, свидетельствующие о том, что граждане, обратившиеся с заявлением, являются малоимущими, подтверждающие их право быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

    7. С целью максимально обеспечить права граждан в ЖК РФ включено большое число весьма детализированных норм инструктивного характера, в том числе регламентирующих отношения, возникающие по поводу принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. К ним относятся указания о выдаче расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов (с перечнем документов и указанием даты их получения), о том, что должно быть рассмотрено заявление и принято решение в течение 30 рабочих дней, о необходимости извещения гражданина о принятом решении в течение трех рабочих дней.

    В случае отказа в принятии на учет соответствующее решение должно быть мотивировано (см. ст. 54 ЖК и комментарий к ней).

    8. При установлении порядка ведения учета обычно воспроизводятся нормы ЖК РФ и, кроме того, вводится большое число норм процедурного характера (о ведении книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, учетных дел и т.д.) .
    ———————————
    Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

    zhkrf.ru

    Статья 51 ЖК РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (действующая редакция)

    1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

    1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

    2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

    3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

    4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    • URL
    • HTML
    • Для блога
    • Текст

    Комментарий к ст. 51 ЖК РФ

    1. Признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (см. комментарий к ст. 49). Основаниями для такого признания служат:

    а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма;

    б) обеспеченность жильем менее учетной нормы;

    в) неудовлетворительное состояние жилища;

    г) состояние здоровья проживающих.

    2. Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 комментируемой статьи. По смыслу п. 1 ч. 1 нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору «коммерческого» найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.

    3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.

    4. Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы.

    Так, п. 3 ч. 1 основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность их жилья для проживания.

    Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания решаются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

    Самостоятельное основание нуждаемости — проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1).

    Это положение относится и к нанимателям, и к собственникам жилых помещений, а также членам их семей. При этом у них должно отсутствовать иное жилье, занимаемое по договору социального найма или на праве собственности.

    Данное положение Кодекса не ограничивается применением лишь к коммунальным квартирам. Возможны и иные варианты (например, проживание в квартире бывших супругов). Следует иметь в виду, что когда речь идет о коммунальных квартирах, законодатель прямо указывает на это (см. ст. 73, 76, 80 и др. ЖК РФ).

    Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются, главным образом, в интересах иных проживающих в квартире лиц.

    Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

    5. По основаниям, предусмотренным ст. 51, нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте. Дело в том, что постановка на учет для получения жилья по договору социального найма производится по месту жительства (а иное возможно как исключение, см. комментарий к ст. 52).

    Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация.

    Подтверждением данной позиции служит Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О. По мнению Суда, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.

    6. Часть 2 комментируемой статьи предписывает определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений гражданина и членов его семьи, занимаемых по договору социального найма и на праве собственности. Законодатель не ограничивает учет жилья лишь имеющимся в данном населенном пункте.

    www.zakonrf.info

    Закон о нуждающихся жилья

    О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге

    (с изменениями на 2 декабря 2015 года)

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    Законом Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года N 221-32 (Санкт-Петербургские ведомости, N 83, 12.05.2006);
    Законом Санкт-Петербурга от 18 июля 2007 года N 401-75 (Санкт-Петербургские ведомости, N 134, 24.07.2007);
    Законом Санкт-Петербурга от 2 ноября 2007 года N 513-101 (Санкт-Петербургские ведомости, N 215, 15.11.2007);
    Законом Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 года N 238-39 (Санкт-Петербургские ведомости, N 88, 16.05.2008);
    Законом Санкт-Петербурга от 16 ноября 2010 года N 588-141 (Санкт-Петербургские ведомости, N 222, 25.11.2010);
    Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 229-56 (Санкт-Петербургские ведомости, N 90, 20.05.2011);
    Законом Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 года N 281-50 (Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, N 20, 18.06.2012);
    Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2015 года N 259-42 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 22.05.2015);
    Законом Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года N 475-92 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 15.07.2015);
    Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2015 года N 718-143 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 30.11.2015);
    Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 03.12.2015) (вступил в силу с 1 января 2016 года).
    ____________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________
    В настоящем Законе учтены:
    решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 июня 2006 года N 3-216/06;
    определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 года N 78-Г06-32;
    решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 октября 2007 года N 3-386/07.

    Принят
    Законодательным Собранием
    Санкт-Петербурга
    30 июня 2005 года

    Настоящий Закон Санкт-Петербурга регулирует отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее — нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге.


    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и право граждан на предоставление жилого помещения по договору социального найма

    1. Жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 27 мая 2008 года Законом Санкт-Петербурга от 6 мая 2008 года N 238-39, — см. предыдущую редакцию)

    2. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 года N 281-50, — см. предыдущую редакцию)

    граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
    (Абзац дополнительно включен с 23 мая 2006 года Законом Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года N 221-32)

    граждане, имеющие трех или четырех несовершеннолетних детей;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151. — См. предыдущую редакцию)

    граждане, имеющие пять и более несовершеннолетних детей;
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151)

    граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, которые рождены одновременно;
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151)

    граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, в числе которых ребенок-инвалид (дети-инвалиды);
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151)

    ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
    (Абзац дополнительно включен с 23 мая 2006 года Законом Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года N 221-32)

    инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
    (Абзац дополнительно включен с 23 мая 2006 года Законом Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года N 221-32)

    Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.
    (Абзац дополнительно включен с 5 августа 2007 года Законом Санкт-Петербурга от 18 июля 2007 года N 401-75)

    Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
    (Абзац дополнительно включен с 23 мая 2006 года Законом Санкт-Петербурга от 5 мая 2006 года N 221-32)

    На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
    (Абзац дополнительно включен с 26 ноября 2007 года Законом Санкт-Петербурга от 2 ноября 2007 года N 513-101)

    Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151. — См. предыдущую редакцию)

    гражданам, являющимся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга по расселению коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151)

    гражданам, имеющим пять и более несовершеннолетних детей;
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151)

    гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, которые рождены одновременно;
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151)

    гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в числе которых ребенок-инвалид (дети-инвалиды).
    (Абзац дополнительно включен с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 2 декабря 2015 года N 754-151)

    Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.

    www.gov.spb.ru

Смотрите так же:

  • Ходатайство об разъяснении решения суда Заявление о разъяснении решения суда На стадии исполнения судебных актов может возникнуть необходимость подать заявление о разъяснении решения суда. Причем, такая возможность имеется у истца, ответчика, третьего лица, иных участвующих в […]
  • Курский прокурор королев Начался суд над бывшим зампрокурора Курской области Романом Королёвым 20 июля 2017 в 11:38 gorod48.ru Сегодня в 10.00 судья Черемисиновского районного суда Людмила Кованцева объявила начало уголовному процессу над бывшим заместителем […]
  • Плательщик единого налога 3% Единый налог - 3 группа (2018) Смотрите Часто задаваемые вoпросы о 3 группе Основные ограничения с 2016 года (актуальны и в 2018 году): 1) годовой лимит дохода - дo 5 000 000 гpивен (было в 2015 гoду 20 000 000 гривен). 3) лимита наемных […]
  • Правила дорожного движения категория в 2014 Онлайн билеты ПДД CD от 1 июля 2015 года. Категория - CD: На этой странице Вы найдете экзаменационные билеты ПДД категории CD онлайн (Правил Дорожного Движения) с изменениями от 1 июля 2015 года с ответами и пояснениями, которые Вы можете […]
  • Приказ министерства сельского хозяйства 345 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 8 мая 2015 г. № 178 “О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления […]
  • Страховые случаи депозитов Как получить страховую выплату по вкладу при отзыве лицензии у банка За 2018 год, по состоянию на 5 июня, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" уже зафиксировано 25 страховых случаев, влекущих выплаты по […]